В гефсиманском саду

Ключевой стих 22:42

«говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».

Сегодня Господь, через Своё слово, хочет учить нас: «кто больше в Его Царстве», а так же, что есть «истинная молитва». Я молюсь, чтобы через эту проповедь мы научились молитве Иисуса и повиновались воле Бога.

I. «Кто больше?» (24-27)

Когда тайная вечеря подходила к концу Иисус неожиданно сказал: «вот, рука предающего Меня со Мною за столом» (Лк.22:21). Ученики были очень удивлены словам Иисуса и «начали спрашивать друг друга: «кто бы из них был, который это сделает» (Лк.22:23). Посмотрите стих 24: «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим». Каждый из учеников думал, что он надежный человек и на 100% верен Иисусу. Каждый имел свой предмет гордости: Симон получил от Иисуса особое внимание, и даже новое имя – Пётр, что значит камень; Иоанн – одним из первых последовал за Иисусом; Андрей – верой принёс 5 хлебов и 2 рыбки; кто-то хорошо приглашал агнцев, кто-то писал благодатные и искрение свидетельства, а кто-то красиво пел гимны. Все ученики были очень горды собой и считали себя – лучше других. Но почему они начали спор «кто больше?» именно сейчас? Господь сказал, что время уже близко, и они думали, что уже вот-вот наступает время царствования Иисуса, и они, как особо приближённые, воссядут с Ним на царство. Они считали, что, кто из них больше, тот будет ближе к Иисусу и будет повелевать и властвовать над всеми.

Посмотрите стихи 25, 26. Иисус, видя их сердце, сказал: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий». В мире испорченном грехом, устроено так: цари и начальствующие, господствуют над народами. Поэтому считается, что кто в мире больше, тому должны служить больше. Цари и начальствующие называются благодетелями, как будто они живут ради народа. Но в действительности, они используют власть ради себя, своих амбиций и обогащения. Поэтому Иисус учит: «А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий». В Царстве Бога совершенно другой порядок – кто больше, будь как меньший. То есть, ученики Иисуса не должны стараться возвышать себя над другими. Наоборот, должны считать себя меньше и ставить себя меньше, как раб и слуга. Жизненная позиция учеников Иисуса отличается от мирской. В мире люди стараются унизить других, чтобы возвысить себя. Но ученики Иисуса жертвуют собой, чтобы поднимать других, выше себя. Среди учеников Иисуса действует не порядок власти, а порядок служения – больше тот, кто больше служит. Этот принцип тяжело понимать, но ещё тяжелее – исполнять. Но Иисус поступал так от начала.

Посмотрите стих 27: «Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». Иисус – Сын живого Бога, пришёл в этот мир как смиренный раб, чтобы послужить грешникам, взойти на крест и пролить Свою святую кровь для искупления многих. Самый Великий и Высший, стал для всех рабом и агнцем на заклание. Иисус Своей жизнью показал нам пример истинного служителя: «А Я посреди вас, как служащий». Понятие «раб» и «слуга» в мире и в Боге сильно отличаются. В мире – это презрительное и унизительное обращение. Все хотят быть начальником, директором, президентом. Никто не хочет быть рабом или слугой. Но Иисус всё время жил как раб и как слуга. Он заботился об учениках, защищал их, учил, кормил. Он даже умыл грязные ноги учеников. И, не смотря на это, все ученики приняли Его своим Господом. В конце концов, Иисус, как верный раб, повиновался воле Бога, и отдал Свою жизнь ради спасения грешников.

Мы видим, что среди учеников Иисуса был вопрос: «кто больше?» Такой вопрос появляется и в нашей жизни. Однако, мы уже не должны беспокоиться об этом. Бог управляет историей мира, церковью и нашей жизнью. И если мы верно служим в маленьком деле, то Бог, видя наше сердце, в Своё время поставит нас высоко. В 1-м послании к Коринфянам глава 4 стих 2 написано: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Поэтому, перед Богом «больше тот, кто верно служит по воле Бога».

II. «не Моя воля, но Твоя да будет» (28-46)

Посмотрите стихи с 28-го по 30-й. «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых». Иисус знает, что этой ночью Его арестуют и осудят. Но Его ученики интересуются только тем «кто больше?» От таких мыслей Иисус мог обидеться на учеников, опечалиться и впасть в депрессию. Но Он так не поступал. Иисус сказал: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих». Господь очень ценит учеников, особенно их верность. Всё время они пребывали с Иисусом, во всех трудностях и испытаниях. Иисус хорошо знает их, и не смотрит как на слабых, неверных и недостойных. Наоборот, Он смотрит на них с надеждой, как на великих Апостолов Евангелия. Иисус доверяет их сердцу, что они не перестанут строить Царство Божье по всему миру. Иисус принимает учеников как сотрудников в Своей миссии, и обещает им дать Царство Бога. Иисус даёт им надежду – однажды ученики сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых. Это значит, что они будут участвовать во власти и славе Иисуса.

Посмотрите стихи 31, 32, Иисус сказал Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Иисус очень любил Своих учеников и зная, что их ждёт, сильно молился за них, чтобы Бог пребывал с ними и укрепил их веру. Особенно, веру Петра! Учеников ожидало очень сильное искушение, как будто они попадут в сито и будут полностью перетрушены, совершенно потеряв землю под ногами. Иисуса арестуют и уведут, и они разбегутся в страхе. Что делать? Что будет дальше? Петра тоже чуть не поймали 3 раза. Затем Иисуса даже убьют. Это было очень сильное искушение. Иисус не молился, чтобы они избежали искушений. Но, чтобы через искушения их вера выросла. Когда мы преодолеваем искушения, вера появляется и растёт. Например: у нас может быть искушение: через отвержение, гонения, поношение от мира, от любимых и близких людей, от родителей, от сотрудников на работе, от однокурсников и друзей. Но именно так растёт и укрепляется истинная вера! Вера, всегда растёт через трудности, через бури, через лишения, через жертвы! Но нам не надо отчаиваться, бояться или впадать в депрессию. Иисус молится за нас, и мы сами должны молиться, чтобы иметь веру и преодолеть искушение.

Посмотрите стихи 33, 34. Когда Иисус сказал Петру, что Он окажется не таким верным, как думает о себе, Пётр очень обиделся, и, ударив себя в грудь, сказал: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти». Но, Иисус ответил ему: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Петр очень любил Иисуса, в этом нет сомнений. Но его любовь основывалась не на живой вере, а на эмоциях и чувствах. Пётр был очень самоуверен и мало молился. Поэтому, когда сатана атаковал, он потерпел поражение. Он не знал себя. Он думал, что может сделать всё ради Иисуса. Но в реальности он был очень слабым и три раза отрёкся от Господа.

Посмотрите стихи с 35-го по 38-й. «И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно». Когда Иисус раньше посылал учеников для проповеди, они не имели ни в чём нужды. Они испытывали власть и силу слова Иисуса в своей жизни. Но теперь настаёт другое время. Теперь им придётся стать самостоятельными. Иисус сказал ученикам, что им надо взять с собой свой кошелёк, сумку и меч. Почему ученикам нужен меч? Во-первых: кошелёк, сумка и меч – были атрибутами путешественника. Во-вторых: меч нужен для того, чтобы исполнилось пророчество о Мессии. В книге пророка Исаии глава 53 стих 12 написано, что Иисус должен быть причислен к злодеям и умереть, как разбойник. Но почему именно как злодей и разбойник? Потому что каждый из нас по своей сути злодей перед Богом. Мы жили против Бога, отвергая Его волю. Мы были жестокими и наглыми. У каждого из нас есть свой ужасный меч: это острый и длинный язык, обидные слова, грешные мысли, жестокие поступки. Поэтому, чтобы спасти меня – злодея, Святой Сын Бога должен умереть за меня на кресте, именно, как злодей. Слава Иисус, за Его великую жертву и неизменную любовь к грешникам! Аминь!

Посмотрите стихи с 39-го по 41-й. «И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился». Иисус взял учеников и пошёл с ними на гору Елеонскую. Он сказал им: «молитесь, чтобы не впасть в искушение». Иисус, отойдя от учеников, опустился на колени и Сам горячо молился Богу. Иисус всегда вёл молитвенную жизнь. Чем бы Он ни занимался, куда бы ни пошёл, Он всегда молился и вопрошал Бога о помощи и водительстве. Почему Иисус так поступал? Потому что молитва – это сила от Бога, что бы укрепиться и бороться в духовной войне. Кто знает свою слабость, тот всегда смиренно молится, чтобы Бог укрепил его веру. Иисус всё делал через молитву. Но в это последнее время Он особо нуждался в силе молитвы, чтобы принять волю Бога на Свою жизнь и исполнить её до конца.

Посмотрите стих 42. В молитве Иисус просил у Бога: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Иисус в молитве обращался к Богу, как Сын, обращается к Своему Отцу: «Отче!» Он – Сын Бога и только Он один может понести на себе грехи всего мира. Иисус страдал вдвойне: как человек – Он должен был перенести самую страшную и мучительную смерть, через распятие на кресте. Но, самое главное страдание, которое Его ожидало – это то, что когда на Него будут возложены грехи всего мира, Бог оставит Его, как грешника. Для Иисуса быть разделенным с Богом это самое страшное страдание и мука. Так же и человек, когда разделён с Богом, у него нет никакой надежды, всё, что его ждёт – вечные страдания, смерть и ад. В молитве Иисус спрашивал у Отца: «Действительно ли нет другого пути?»

Посмотрите ещё раз стих 42: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Иисус не пытался избежать страдания и Своего предназначения. Наоборот, в молитве Он сокрушал Свою человеческую плоть и волю, чтобы, как верный раб, подчиниться воле Бога. Очень часто мы попадаем в заблуждение, считая свою волю, волей Бога. Более того, в молитве мы усердно просим, чтобы Господь принял нашу волю как Свою и исполнил её. Это ребяческая молитва, подобная тому, как дети назойливо выпрашивают игрушку у родителей. Но нам нужна взрослая молитва. Истинная молитва – это смиренно принять и повиноваться воле Бога, даже тогда, когда я этого не хочу! «не Моя воля, но Твоя да будет» – это истинная и взрослая молитва.

В нашей жизни веры очень часто возникают вопросы: «В чём, воля Бога? Как отличить свою волю, от воли Бога?» Во-первых, мы должны различать цель и намерение. Цель, отвечает на вопрос: «Что я буду делать?» А намерение – «Почему я хочу это делать?» Например: цель – я хочу машину. Намерение – чтобы служить ближним и посещать агнцев в дальних вузах или для того, чтобы показать себя крутым? Еще пример: цель – я хочу создать семью. Намерение – чтобы через домашнюю церковь прославить Бога и лучше выполнять дело Евангелия, или для своего удовольствия и статуса. Во-вторых, воля Бога, обычно не нравится! Своя воля нравится всегда. Люди говорят, что не знают, в чём воля Бога, или, что трудно найти волю Бога. Но это только потому, что они не хотят повиноваться Богу. Воля Бога явно открыта и очевидна. Но они не хотят отвергнуть себя, свои мирские мечты и желания. Поэтому ставят свою волю выше воли Бога. Поэтому, как мы можем отвернуть свою волю? Нам надо молиться, как Иисус, до такой степени, пока воля Бога не станет нашей волей. Истинная молитва – это, убрать своё волю и принять волю Бога.

Когда, по Божьей милости, я получил направление писать проповедь, я молился: «Господи, пронести чашу сию мимо Меня». Есть столько достойных и свободных служителей, а у меня: завал на роботе, и я должен уезжать на целую неделю. Поэтому, надо решать все вопросы, закрывать все дела, собирать сумки, готовить машину. А ещё как назло, дедушка заболел, каждый день больница, анализы, лекарства. Когда я могу копать слово и писать проповедь, нет ни времени и ни сил! По-человечески это не реально! Поэтому, я думал просить кого-то из пастырей писать проповедь вместо меня. Но потом я смотрел на себя перед Святым Богом, перед Иисусом, Который молился: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Я отверг себя и свою волю, принял волю Бога, и верой молился: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Я очень благодарю Бога за это слово. Через проповедь я учился принимать волю Бога на себя и свою жизнь. Я молюсь, чтобы Господь дал мне землю миссии, где бы я мог исполнить Его волю через проповедь Евангелия Иисуса Христа. Я готов умереть как одно пшеничное зерно, чтобы принести много добрых плодов для Бога и Его агнцев. Молюсь, чтобы через мою жизнь веры Божия воля исполнилась по всему миру. Аминь!

Посмотрите стихи 43, 44. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Когда Иисус молился, капли пота на Его лице были как капли крови! Это показывает насколько тяжело повиноваться слову и воле Бога. Даже Сын Бога до конца боролся, чтобы принять все страдания и исполнить волю Отца. Бог принял молитву Иисуса, и послала Ангела с небес, чтобы укреплял Его.

А что же в это время делали ученики? Посмотрите стихи 45, 46. «Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Ученики спали! Во время духовной борьбы, если не молиться, а печалиться и спать, нас ожидает только поражение. В Евангелии от Марка глава 13 стих 33 Иисус сказал: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время». Ученики, не послушали Иисуса. Поэтому, когда пришло время искушения от сатаны, все потерпели поражение. Чтобы нам не повторять их ошибок, и не впасть в искушение, нам надо всегда молиться и бодрствовать. «Молитесь и бодрствуйте», это не просто просьба Иисуса, это повеление Бога! Кто его исполняет, всегда имеет живую веру и победу! Аминь!

В заключение, Иисус пришёл в этот мир как слуга. Он унизил Себя, отверг Себя и Свою волю. Он отдал Свою жизнь, чтобы спасти нас и поднять нас. Иисус хочет, чтобы мы молились, как Он: «Отче!… не Моя воля, но Твоя да будет». Аминь.

Джизус — Дяденистов
(Джизус)
Моя душа скорбит смертельно,
Молитесь, бодрствуйте со мной.
Чтобы не впасть вам в искушенье,
Молитесь, бодрствуйте со мной.
Кто из вас будет бодрствовать со мной?
Петр? Джон? Джеймс?
Неужели ни один из вас!
Петр? Джон? Джеймс?
О Господи, скорбя, я прошу тебя!
Да минует уст моих эта чаша – чаша смерти!
Страшно пить мне.
Я ослаб. Я не уверен так, как прежде!
Ныне дух мой стал скорбен и устал.
Все, что так во мне кипело,
Все давно перегорело
За три года
Словно бы прошло не три, тридцать лет!
Но пусть умру, дав исполниться всему по слову твоему.
Пусть я буду взят и выдан, мучим и распят.
Я должен знать, я должен знать, Господь!
Я должен зрить, я должен зрить, Господь!
За что умру!
Cможет ли моя судьба хоть что-то изменить?
Смогут ли мои слова кого-то научить?

Я должен знать, я должен знать, Господь!
Я должен зрить, я должен зрить, Господь!
И для чего я должен жизнь отдать?
Я должен знать, я должен знать, Господь,
За что умру.
Что за польза миру, если буду я убит?
Пусть твой всемогущий ум мне это объяснит!

Почему ты хочешь смерти сыну твоему?
Ты нас учишь, как и что, ответь же, почему?
За что умру?
За что я умру?
Но будь со мной в час смертный мой!
Будь со мной в смертный час мой!
Ныне дух мой стал скорбен и устал.
Все давно перегорело за три года…
Что же я боюсь окончить, то что начал!
Я ли начал? Ты назначил!
Ты суров, Бог мой! Но слово за Тобой!
Я испью до капли чашу,
Претерплю и крест, и муки!
Но пока силен я духом, Бог, скорее, пока я – твой!

Джудас, ты поцелуем предаешь…

4.7.3. Гефсиманская молитва (моление о Чаше)

После Первосвященнической молитвы Господь «вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его» (Ин. 18: 1). В Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима узкой долиной с потоком Кедрон, Господь остановился в месте, где «часто собирался там с учениками Своими» (Ин. 18: 2). Туда немногим позже приведет воинов Иуда Искариот, прекрасно знавший, где Господь мог находиться. В ожидании прихода Иуды Христос, взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, удалился для молитвы. Эту молитву мы называем молением о Чаше: «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» (Мк. 14: 33–42). Евангелист Лука дополняет рассказ других евангелистов указанием на явление ангела, укреплявшего Христа (Лк. 22: 43), и что напряжение молитвы и смертное томление Христа привели к появлению тяжелого пота, который, как капли крови, падал на землю (Лк. 22: 44).

Почти в одно время Господь обращает к Отцу две настолько разные молитвы. Первосвященническая молитва была молитвой победной, утешающей всех апостолов в грядущей разлуке со Христом и показывающей, какие блага ожидают их вследствие смерти Учителя и победы Его над диаволом. Гефсиманская молитва скорбная, но что было причиной неожиданной скорби Христа и почему, в отличие от Первосвященнической молитвы, в свидетели моления о Чаше Господь берет только троих и, собственно, зачем Он их берет? Нет простого ответа на эти вопросы и нет возможности «обещать себе полного постижения тайны Гефсиманского события, которой неприкосновенность нашему испытанию Господь сам ознаменовал тем, что из самых Апостолов только немногих к ней приблизил, и только что приблизил».

В качестве отправной точки для размышлений припомним слова Христа перед воскрешением Лазаря, когда Он обратился с молитвой к Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» – и затем сказал: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11: 41–42). Господь совершает открыто некоторые молитвы ради научения людей. Гефсиманское моление также может рассматриваться как необходимое не для самого Христа, но для Его учеников.

Давайте вначале посмотрим евангельский текст: там говорится, что Господь ужасался, тосковал, скорбел душой, находился в борении. Какого рода было это борение? Когда мы говорили об искушениях в пустыне, то опирались на утверждение прп. Иоанна Дамаскина о том, что Иисус не был борим помыслами, что диавол нападал на Него извне. Исходя из этого, предполагать, что в Гефсимании в личности Христа открылось какое-то греховное раздвоение мыслей и желаний, невозможно. Трудно представить себе и то, что желал избежать смерти и страданий Тот, Кто сказал ученикам: «Не бойтесь убивающих тело».

Святые отцы говорят, что молитва в Гефсимании являет истинность воспринятой Сыном Божиим человеческой природы: «Сказал это по причине немощи, которой был облечен, потому что не в ложном виде, но поистине был облечен ею. А если поистине был немощен и облечен немощью, то и невозможно было, чтобы немощь не боялась и не смущалась. Поскольку принял плоть и облекся немощью, то в голоде подкреплялся хлебом, в труде утомлялся и во сне казался бессильным, и когда пришло время смерти Его, надлежало, чтобы и тогда также воздействовало то, что свойственно плоти; ведь и смущение предстоящей смертью напало на Него для того, чтобы явной сделалась Его природа, именно, что Он был сыном того Адама, над которым, как говорит апостол, царствовала смерть (Рим. 5: 14)». То есть боязнь смерти во Христе относится к так называемым неукоризненным страстям добровольно воспринятой Им человеческой природы и указывает, как и испытываемая Им жажда, алкание, желание сна на то, что человеческая природа во Христе непризрачна, реальна.

Естественное для всех людей неприятие смерти должно было сильнее проявиться во Христе в силу Его безгрешности. «Я не знал бы, как велико благодеяние и любовь ко мне, грешному, моего Господа и Спасителя, если бы Он не обнаружил предо мною, чего они стоят Ему» (блж. Августин). У нас всех есть опыт ежедневного умирания и приобщения к смерти через грехи, во Христе же смерть не имела себе места. Смерть Христа могла быть только добровольной, Он не имел необходимости умирать. Как Адам до грехопадения мог не умирать, но умер вследствие своего непослушания, так Христос, как новый Адам, исцеляет непослушание Адама, подчиняет человеческую волю воле Божественной и свободно принимает смерть за чужой грех как Агнец Божий (см.: Ин. 1: 29). Свт. Филарет Дроздов: «Какую горечь, какую тягость заключала в себе сия таинственная чаша, о которой Он и молился: Да мимо идет, являя тем истинное воспринятое человечество, не чуждое немощи, хотя чуждое греха, и которую в то же время принимал по предвечной воле Отца Своего, глаголя: Не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Увы, это горечь наших грехов, это тягость нашей виновности пред Богом и заслуженных нами казней, которые все принял на Себя Агнец Божий».

Некоторые толкователи говорят, что основной причиной скорби Спасителя был не страх страданий и смерти, а то, как ученики их воспримут: «Взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, Он опечалился. Но до того, как Он привел их с Собой, Он не чувствовал скорби; только вместе с ними появилась скорбь. Итак, печаль Его происходит не от Него самого, но от тех, кого Он взял с Собой. Надо понимать, что Сын Человеческий привел с Собой не кого-нибудь, а тех же самых учеников, которым показал, что войдет в Царство Свое, в тот раз, когда в присутствии Моисея и Илии на горе Он окружен был сиянием Своей вечной славы… Прежде Он говорил: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф. 26: 31). Он знал, что они устрашатся, что они убегут и что они отрекутся. А поскольку хула на Святого Духа не прощается ни здесь, ни в вечности, то Он и опасался, что они будут отрицать, что Он – Бог, когда увидят Его избитым, оплеванным и распятым… Не сама смерть вызывает страх, но время ее, ибо после смерти вера людей укрепится силой Воскресения». Блж. Иероним, продолжая ту же мысль, говорит, что Господь страдал не из-за боязни предстоящего страдания, «но из-за жалкого Иуды и соблазна апостолов, из-за отвержения Его народом иудейским, из-за падения несчастного Иерусалима».

В соучастники молитвы («Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» – Мф. 26: 38) Господь взял с Собой только трех апостолов, которые на горе Преображения «видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14). «Для чего Он не взял всех? Для того, чтобы они не подверглись падению». Но удержало ли Петра, Иакова и Иоанна знание о Христе от смущения и соблазна в Гефсимании во время моления Христа? Видим, что даже лучшие из апостолов не смогли бодрствовать со Спасителем и поддались духу чрезмерной печали от неизбежности разлуки, несмотря на троекратный призыв Христа собраться с силами и провести это последнее время общения с Ним в молитве, чтобы не впасть в искушение от немощи плоти (в ближайшем смысле подразумевается бегство апостолов, отречение Петра и соблазн Распятия). Евангелист Матфей отмечает, что преимущественно упрек Спасителя обращен к Петру (Мф. 26: 40), который только что на Тайной вечере собирался ради Христа даже умереть, а теперь не мог удержаться от сна на короткое время. В богослужении Великого Четверга противопоставляется неразумной самоуверенности и бездеятельности апостолов бдение и активность Иуды: «Господи, на страсть вольную пришед, вопиял еси учеником Твоим: аще и единаго часа не возмогосте бдети со Мною, како обещастеся умрети Мене ради? Поне Иуду зрите, како не спит, но тщится предати Мя беззаконным. Востаните, молитеся, да не кто Мене отвержется, зря Мене на Кресте, Долготерпеливе слава Тебе».

Гефсиманское моление Спасителя, помимо всего сказанного, стало руководством молитвенного делания для христиан. Так, свт. Филарет Московский, во-первых, видит в Гефсиманском молении (когда Господь, «приближаясь к пределу Своего земного поприща, дабы принести Богу Отцу молитву, сколь важную и таинственную по предмету, столь же трудную по обстоятельствам, удалился сперва с тремя избранными учениками от собора прочих, а потом и от трех избранных в совершенное уединение, рекши: Седите ту, дондеже шед помолюся там») образ молитвы уединенной «во всевозможном отлучении от всего сотворенного, погружающей душу в единое присутствие Божие».

Во-вторых, Гефсиманское моление Христово побуждает христианина усилить аскетический подвиг: «Когда подумаешь, что это Единородный Сын Божий, от вечности с Отцом и Святым Духом царствующий на пренебесном Престоле и теперь сего Престола не оставивший, – что Он, облекшись в нашу нищету, немощь, низость, повергается в молитве на землю, чтобы молитвою исходатайствовать нам спасение, а смирением обличить, загладить и уврачевать нашу гордость, тогда пораженная мысль ищет, есть ли в мире довольно униженное место или положение, в которое бы человек мог себя уничижительно повергнуть, дабы ему не слишком стыдно было пред сим Божественным уничижением? При таком размышлении как должны быть для нас легки и сладостны наши молитвенные коленопреклонения и земнопоклонения, которые так тяжкими кажутся иногда для нашей немощи и, может быть, для нашей лености!»

И, наконец, в-третьих, память о «победоносном Гефсиманском поприще Иисусовом», где «сила всех возможных искушений побеждена силою молитвы Христовой, и сия победоносная сила не прешла, но пребывает и пребудет, потому что Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8)» удержит верующего от уныния и безнадежной скорби. «Там, недалеко от Агнца Божия, вземляющего грехи мира, повергнись с твоими грехами, скорбию, тугою, страхом от разверстых челюстей смерти и ада и помяни, что горечь твоей чаши уже наибольшею частию испита в великой чаше Христовых страданий, что под бремя, на тебе тяготеющее, уже подложил Свою облегчающую руку крепкий Гефсиманский Подвижник, что твой Спаситель, совершивший для тебя всецелое дело твоего спасения, ожидает от тебя только сообщения страстей Его (Флп. 3:

10), какое возможно для твоей, хотя немощной, веры, любви и благодарности».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Гефсиманская молитва.

2. Гефсиманская молитва. Учение высокопреосвященнейшего митрополита Антония об Искуплении различается от общепринятого церковного учения двумя особенностями:центр тяжести в искупительном подвиге Христа Спасителя переносится с Голгофы на Гефсиманию;искупительный

Глава 15. ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА. ОТЕЦ И СЫН

Глава 15. ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА. ОТЕЦ И СЫН Густав Доре. Молитва Иисуса в Гефсиманском садуВ словах Иисуса, пришедшего в Иерусалим (Ин., 12:27- 29) РВ, ясно и определенно звучит предсказание о Его смерти: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа

Гефсиманская молитва

Гефсиманская молитва Гефсиманская молитва Христа есть, несомненно, наивысшая из всех молитв по своему внутреннему достоинству и по своей мироискупительной силе. В то же время она является одним из бесценнейших откровений о Боге и Человеке. Принесенная Богу-Отцу в Духе

101. Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое

101. Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое Господи! Услышь молитву мою и вопль мой к Тебе да придет. Не отврати лица Твоего от меня: когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое; когда я призову Тебя, скоро услышь меня. Ибо исчезли, как дым, дни

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101 2 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. 3 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. 4 Яко исчезоша яко

Гефсиманская молитва Уйдя из горницы, Христос с апостолами перешел поток Кедрон, и направился в Гефсиманию – большой сад на склоне Елеонской горы. Утомленные ученики расположились на ночлег, а Христос, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, удалился вглубь сада. «Душа Моя

ГЛАВА 41. Иисус в Гефсиманском саду. Моление о чаше. Взятие Иисуса под стражу. Иисус в Гефсиманском саду

ГЛАВА 41. Иисус в Гефсиманском саду. Моление о чаше. Взятие Иисуса под стражу. Иисус в Гефсиманском саду Сад, в который вошел Иисус с Апостолами, был Его любимым местом уединения и отдохновения, куда Он часто уходил из Иерусалима. Евангелист Марк говорит, что этот сад был в

Глава 15. ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА. ОТЕЦ И СЫН В словах Иисуса, пришедшего в Иерусалим (Ин. 12:27— 29), ясно и определенно звучит предсказание о Его смерти: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл. Отче! прославь имя Твоё.

Моление о чаше (Матф. 26:36-46; Мк. 14:32-42; Лк. 22:39-46; Ин. 18:1).

Страдания Господа. Моление о чаше Мф. 26, 36–46; Мк. 14, 32–42; Лк. 22, 40–46; Ин. 18, 1–2

Страдания Господа. Моление о чаше Мф. 26, 36–46; Мк. 14, 32–42; Лк. 22, 40–46; Ин. 18, 1–2 По окончании молитвы, в которой Господь наш Иисус Христос предал учеников своих и всех верующих всеблагому промышлению отца небесного, он перешел в сопровождении святых апостолов на восточную

Гефсиманская молитва. Мф. 26: 36-46; Мк. 14: 32-42; Лк. 22: 39-46; Ин. 18: 1

Гефсиманская молитва. Мф. 26: 36-46; Мк. 14: 32-42; Лк. 22: 39-46; Ин. 18: 1 Окончив Свою первосвященническую молитву, Христос с апостолами перешел Кедронов поток, и все они вошли в большой масличный сад, залитый светом луны. Гефсиманский сад был по склонам Елеонской горы и спускался к

КАФИСМА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101

КАФИСМА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101 2 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. 3 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро

Гефсиманская молитва Гефсиманская молитва Христа есть, несомненно, наивысшая из всех молитв по своему внутреннему достоинству и по своей мироискупительной силе. В то же время она является одним из бесценнейших откровений о Боге и Человеке. Принесенная Богу-Отцу в Духе

Моление о чаше

Моление о чаше Из учеников взял он с собой только Петра и обоих сыновей Зеведеевых. И как остались они одни, начал ужасаться и тосковать. И сказал затем им Иисус: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со мной». Он отошел чуть в сторону, пал лицом на

(Мф. 26, 36-46; Мк. 14, 32-42; Лк. 22, 39-46).

То место, где иудейские начальники наложили руки на Иисуса, называется Гефсиманией только у Мф. (16, 36) и Мк. (14, 32). Лука указывает, что Господь по окончании вечери направился на гору Елеонскую (Лк. 22, 39). Иоанн называет местность по другую сторону потока Кедрона (Ин. 18, 1). Из сопоставления этих указаний вытекает, что Гефсиманией называлась местность по ту сторону потока Кедрона, отделявшего гору Елеонскую от Иерусалима. Там и помещается Гефсиманский сад. Место это, по свидетельству Иоанна, было известно Иуде (Ин. 18, 2).

Моление о Чаше:

Наиболее подробно описывают гефсиманское моление, или «молитву о чаше», первые два евангелиста (в Ин. отсутствует). Они сообщают, что при ней присутствуют три ученика: Петр, Иаков, Иоанн, и что Господь три раза прерывал молитву обращением к ученикам. Лука, опускающий эти подробности, передает другие: кровавый пот и помощь ангела .

Войдя в сад, Господь оставил учеников, сказав им: «посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там» – и, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, по словам Луки, отошел «на вержение камня» (Лк. 22, 41), т.е. на такое расстояние, на какое долетает обыкновенно брошенный камень, и «начал скорбеть и тосковать». «Душа Моя скорбит смер­тельно, – сказал Он Своим довереннейшим ученикам – побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Отойдя от них, по словам Мат­фея и Марка, «немного», Он «пал на лице Свое», преклонив, ко­лена, и молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Молитва эта была столь на­пряженной, что, по словам Луки, «был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Говорят, что иногда чрезвычайные нравствен­ные страдания вызывают на самом деле такой кровавый пот. Лука говорит, что «явился же Ему Ангел с небес, укрепляя Его». Бог Отец как бы оставил на время Своего Сына (Мф. 27, 46), а потому утешает и ободряет Его Ангел.

О чем так скорбел и тяжко страдал в Гефсиманском саду вопло­тившийся Сын Божий?

Самое естественное предпо­ложение – это то, что скорбела и страшилась смерти Его человече­ская природа. «Смерть вошла в человеческий род не по природе, – говорит блж. Феофилакт, – потому природа человеческая боится ее и бежит от нее». Смерть есть следствие греха (Рим. 5:12, 15), а потому безгрешная природа Богочеловека не должна была бы под­лежать смерти: смерть для нее – явление противоестественное: от того чистая безгрешная природа Христова возмущается против смерти, скорбит и тоскует при виде ее. Эти нравственные страда­ния Христовы – доказательство наличия двух природ в Нем: Боже­ской и человеческой, что отрицали монофелиты.

Вместе с тем нравственные страдания эти происходили, несо­мненно, и от того, что Господь принял на Себя все грехи всего мира и шел на смерть за них: то, что должен был претерпеть весь мир за свои грехи, сосредоточилось теперь, так сказать, на Нем Одном. Не исключена и та возможность, что диавол, отошедший от Него, по Луке, «до времени» (Лк. 4, 13), теперь вновь приступил к Нему со своими искушениями, пытаясь, хотя и безуспешно, отклонить Его от предстоящего подвига крестных страданий. Скорбь Христа Спасителя вызывалась также сознанием человеческого ожесточения, че­ловеческой неблагодарности Богу .

: Естественно, в каждое живое существо Бог вложил боязнь перед смертью. И человеческая душа Христа боится смерти – не трусит, а противится ей. Поэтому в Гефсиманском саду человеческая воля и душа Христа обращаются к Отцу со словами: «Душа Моя скорбит смертельно (…) Если воз­можно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 38-39).

В этот момент переступается последняя грань, которая могла отъединить человека от Бога – опыт смерти. В ре­зультате, когда смерть подступает к жизни Христа, пробу­ет ее раздробить и уничтожить, то не находит в ней для себя никакого материала. По определению святого Иринея Лионского, смерть – это раскол. Прежде всего, раскол души и тела, а также вторая смерть, которая, по христианской терминоло­гии, есть раскол души и Бога. Вечная смерть. Так вот, когда этот раскол, этот клин, пробует утвердиться, найти свое место во Христе, оказывается, что ему там нет места. Он там застревает, потому что человеческая воля Христа через Гефсиманское моление подчинилась божественной воле, все­цело соединилась с ней. Клин смерти не смог отделить душу Христа от Божественной природы Сына Божия, и, как след­ствие, человеческая душа Христа оказалась до самого кон­ца неотделима от Его тела. Поэтому и происходит воскресение Христа .

Говоря о состоянии учеников во время гефсиманского борения, по изображению первых двух евангелистов, Господь, восстав от молитвы, дважды приходит к трем ученикам Своим, застает их спя­щими и кротко упрекает их, говоря: «Бодрствуйте и молитесь, что­бы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Лука объясняет, что они уснули «от печали». Жизнь свидетельствует, что сильные переживания действительно производят иногда столь сильное пе­реутомление нервной системы, что человек не в силах бороться со сном. Господь обращается с упреком именно к Петру потому, что именно он особенно пылко клялся Господу в своей преданности незадолго перед тем. Ученикам предстояло великое искушение, ве­ликое испытание их веры, а потому Господь и убеждает их в необ­ходимости бодрствовать и молиться, чтобы преодолеть это искуше­ние. «Дух бодр, плоть же немощна» – значит: душа ваша располо­жена к борьбе с этим искушением и способна побороть его, но че­ловеческая природа немощна и при ослаблении бодрствования и молитвы способна к великому падению.

Трижды становился Господь на молитву. В 1-й раз о том, чтобы Чаша страданий прошла мимо Его. Во 2-й раз Он изъявил уже прямую покорность воле Божией, и Ему послан был Ангел, чтобы окончательно укрепить Его в этой воле, после чего Иисус в полной решимости воскликнул: «да будет воля Твоя». По­молившись в 3-й раз – «сказав то же слово» (Мф. 26, 44), Он пришел к ученикам предупредить их о приближении предателя: «вы все еще спите и почиваете? вот, при­близился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников». Показывая, что не имеет нужды в их помощи, Он говорит: «все еще спите»; или произносит это, чтобы пристыдить их, как бы так гово­ря: «Вот предатель приблизился; если вам угодно и время позволяет спать, спите» (блж. Феофилакт). По мнению св. Златоуста, Господь говорит это ученикам, «показывая, что совершающееся над Ним есть дело злобы грешников, а не Его вины в каком-либо грехе». «Встаньте, пойдем», то есть пойдем навстречу предателю, и да совершится то, чему надлежит быть, по Писанию.

Взятие под стражу:

«И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18, 6). Пришедшие пали на землю, по мнению современных комментаторов текста, по причине следующего. В еврейском языке ответ Иисуса стражникам «Аз есмь» (Ин. 18, 6) тождественны слову «Сущий», относящемуся к имени Божию. Это имя не произносилось вслух и не писалось. Его звучание было известно только священникам, а написание заменялось словом, переданным в греческом варианте текста словом «Господь» (о Кириос). Таким образом, храмовая стража, а вместе с ней все остальные испугались и пали на землю.

В момент взятия под стражу исполнились слова Господа из первосвященнической молитвы: «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Ин. 17, 12) – соответствует: «Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, – да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» (Ин. 18, 8-9). О попытке учеников оказать сопротивление свидетельствуют все четыре евангелиста. Ап. Петр отсек ухо рабу первосвященника (Лк. 22, 50). Остальные евангелисты также говорят об этом. В Лк., как знак неодобрения проявленной учениками инициативы, можно толковать и исцеление усеченного раба. В Ин. подчеркнута мысль о добровольности страстей. Имя раба Малх названо также только в Ин.

Согласно Мф. после взятия под стражу «все ученики, оставивши Его, бежали»; Согласно Лк. «Петр же следовал издали»; Согласно Ин. «за Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик. (…) потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел и сказал придвернице и ввел Петра»; Согласно Мк. (14, 51-52) «один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них». Свидетельство еп. Аверкия, говорящего о древнем предании, которое видит в этом юноше самого евангелиста Марка, представляется сомнительным. Хотя «евангелисты часто скрывали свое имя, говоря о самих себе» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *