В и истомин

Карион Истомин (1640-е – 1717) – русский писатель, педагог и издатель XVII века.

Был иеромонахом Чудова монастыря в Москве, некоторое время возглавлял Московский печатный двор – главную на то время типографию страны.

Биография

Карион Истомин родом из Курска. Предполагается, что его родители были незнатного происхождения. «Мирское» имя Истомина, к сожалению, неизвестно.

Его близким родственником был Сильвестр (Симеон Агафонович) Медведев – другой русский писатель тех лет. Карион был его учеником, а также учеником братьев Лихудов – греческих учёных, работавших в Москве.

С конца 1670-х годов работал на Печатном дворе; примерно в это же время стал секретарём патриарха Иоакима, а затем Адриана. Это были последние «досинодальные» главы русской церкви. Секретарём Карион был весьма деятельным – его перу принадлежали «слова» на все наиболее значимые политические события тех лет.

Также был придворным поэтом, создававшим торжественные вирши для царевны Софьи, Петра и других членов царской семьи. Карион был воспитателем царевича Алексея – сына Петра I. В 1712 году Карион некоторое время жил в Новгороде, куда был приглашён для преподавания в местной школе. Впоследствии вернулся в Чудов монастырь.

Чем запомнился в истории

XVII век в России был временем революционным, в том числе и в литературном смысле. Количество и разнообразие издаваемых книг резко возросло, и наряду с церковными изданиями стали выходить книги светские. Особенно много было букварей. Лучшим из них считается букварь Кариона Истомина.

Первые экземпляры этой книги Карион преподнёс царицам Прасковье Фёдоровне и Наталье Кирилловне. Несколько позже небольшим тиражом был издан расширенный Большой букварь, адресованный царевичу Алексею.

букварь Кариона Истомина фото

Букварь был богато иллюстрирован гравюрами знаменитого мастера Леонтия Бунина. Иллюстрации изображали различные предметы обихода, картины бытовой и общественной жизни, людей, животных; каждая страница изображала объекты, названия которых начинались на указанную букву.

Каждая буква была представлена во множестве вариантов написания, в разных шрифтах; среди них, между прочим, имелись и образцы современного «гражданского» шрифта, официально введённого Петром только в первых десятилетиях XVIII века.

Для каждой буквы был представлен и его латинский аналог, если таковой имелся. Забавной деталью книги были буквы, составленные из людей в различных позах, — именно эти изображения и были заглавными на каждой странице.

Карион также являлся крупным для своего времени переводчиком. Вот некоторые из книг, которые он перевёл: «Боговидная любовь» Августина блаженного; «О случаях военных» античного римского автора Юлия Фронтина; Некоторые главы Римских деяний; «Сладость умнословной души».

В 1689 году молодому Петру I, женившемуся на Евдокии Фёдоровне, Карион преподнёс «Книгу любви знак в честен брак», написанную и изданную специально для царя. Это тоже богато иллюстрированное издание, в котором имеются и портреты молодых Петра и Евдокии, хотя и условные.

В 1695 году увидела свет «Книга писмен по азбуке…», предназначенная уже для простых людей. Эта книга является поэтическим вариантом другой книги – «Гражданство обычаев детских», которая, в свою очередь, была переводом педагогического труда Эразма Роттердамского. Книга Истомина по содержанию близка к сочинению петровского времени «Юности честное зерцало», которое быстро сделалось настоящим «бестселлером» XVIII века.

Итоги

Карион Истомин был провозвестником российской культуры и науки XVIII столетия. Однако во многом он был от этой культуры далёк. Восхваляя военные походы Петра, но и критиковал бытовые нововведения молодого царя, особенно бритьё бород и широкое общение с иностранцами. Считал, что современники, помимо церковных книг, должны читать еще и гражданские. Больше внимания уделял написанию акафистов и богословным трактатам.

Букварь языка славенска хотщым детем учитися чтения писаний начало всех писмен достолепное начертание: к сему и иныя главизны потребные во обучение должности христианския с душеспасительной ползои. Москва, Печатный двор, 06.1696. Фронтиспис и титульный лист. 100 лл. Строк: 12 и 18. Шрифт: 10 строк=127 и 84 мм. Страницы в линейных рамках. 2 гравюры: Воскресение Христово и Поклонение пастухов (Сидоров, 92,93). Орнамент: заставок 16 с 2 досок, концовок 3 с 1-й доски. 4°(22 см.). Тираж 20 экземпляров. Букварь Кариона Истомина 1696 г. получил в истории книги название «Большой букварь» и предназначался для внутридворцового использования. В настоящее время является одной из редчайших русских книг, ведь известно о существовании всего лишь 2-х экземпляров!

Библиографические источники:

1. Книжные сокровища ГБЛ. Выпуск 1. Книги кирилловской печати XV-XVIII веков. Каталог, Москва. 1979, № 46

2. Зернова А.С. «Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII веках. Сводный каталог. Москва, 1958. № 472

3. Пекарский П. Наука и литература при Петре Великом. Т. I-II. СПб, 1862, с.с. 171-172.

4. От Азбуки Ивана Федорова до современного Букваря. Москва, 1974, с.с. 38-39

5. Каратаев И. «Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами. 1491-1730». Спб., 1861, № 1083

6. Ундольский В.М. «Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864-й год». Выпуск I-й. Москва, 1871, № 1201

7. 400 лет русского книгопечатания. Москва, 1964. с.64

Через два года после опубликования «Лицевого букваря» Истомин издает в Синодальной типографии новый букварь, более привычный для людей XVII в. Он представлял книгу в 100 листов, или 200 страниц, в мягкой пергаментной обложке, без дерева. Пособие, видимо, предназначалось для внутридворцового использования, о чем говорит тираж книги — всего 20 экземпляров. В настоящее время из них сохранилось лишь два, один из которых, представляющий подбор необрезанных корректурных листов с приплетенными оригиналами стихов и поучений самого Истомина, хранится в РГБ в Москве. Букварь Кариона Истомина 1696 г. получил в истории книги название «Большой букварь». По составу «Большой букварь» повторяет букварь Симеона Полоцкого 1679 года (является перепечаткой), включая в себя сборник поэтических произведений Истомина. Взамен имеющихся в букваре Полоцкого двух статей религиозного содержания Истомин ввел вставки важного историко-литературного значения. Первая вставка представляет произведение Истомина «Стихи слогомерочислении, на день спасительной рождества богочеловека Иисуса Христа» (всего 372 стиха). В стихах «Оучении приветство» киноварью выделены буквы, состовляющие его имя: «Карион иеромонах Истомин». Одиннадцатое стихотворение написано новым для России тоническим, а не силлабическим стихом. Вторая вставка — собрание прозаических отрывков из сочинений Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста (отрывок из Василия Великого заимствован из предисловия к «Грамматике» 1648 г. Милетия Смотрицкого). Удивляет, что «литературный» букварь Истомину удалось издать в период церковной реакции. «Большой букварь» украшен гравюрами на религиозные темы, заставками, оттиснутыми с двух досок (одна повторена 4 раза, вторая — 11 раз), и тремя концовками. Красным цветом выделены буквы, части текста, заголовки. Большое число стихотворений К. Истомина остается до сих пор неизданным. Поэтическое наследство К. Истомина очент велико и ещё ждёт своего исследователя. В настоящее время «Букварь» 1696 года является одной из редчайших русских книг (известно о существовании лишь 2-х экземпляров!). Экземпляр РГБ – корректурный, происходящий из Синодальной типографии и попавший в собрание Н.Ю. Ульянинского. По внешнему виду – тетрадь обычного формата в четвёрку, в мягкой пергаментной обложке. Это подбор необрезанных корректурных листов. Тиснуты они без приправки, имеются ростиски, киноварь еще не пригнана к черному. На ряде листов имеется корректорская правка, сделанная также киноварью. В экземпляре всего 100 листов, или 200 страниц. Его исключительная ценность в том, что к нему приплетён рукописный оригинал стихов Кариона Истомина и поучений, напечатанных в «Букваре». Часть оригинала – автограф Кариона Истомина. Второй экземпляр из библиотеки И.П. Каратаева находится в РНБ. «Большой букварь» Кариона Истомина представляет большую ценность для истории русской литературы XVII в., он показывает, как развивались наша поэзия, культура.

Карион Истомин (конец. 1640-х — 15 мая 1722) — иеромонах московского Чудова монастыря, писатель, придворный поэт, глава Московского печатного двора (4 марта 1698 — 15 ноября 1701). Происходил из Курска. Ученик и родственник Сильвестра (Медведева). С 1679 г. работал на Московском печатном дворе. Не позднее 1682 г. начал выполнять обязанности секретаря патриарха Иоакима. Сохранил эту должность при патриархе Адриане. В качестве патриаршего секретаря составлял слова на все важнейшие события политической жизни России: Крымские, Азовские походы, стрелецкое восстание 1698 г. и др. Известны его стихотворные приветствия царю Петру I и посвящения царевне Софье. Из других адресатов сочинений Кариона можно отметить царевича Алексея, цариц Наталью Кирилловну, Марфу Матвеевну, Прасковью Федоровну, Евдокию Федоровну, царевен Татьяну Михайловну и Наталью Алексеевну. Карион участвовал в воспитании царевича Алексея Петровича. Вскоре после смерти патриарха Адриана лишился места на печатном дворе. В 1712 г. по просьбе митрополита Новгородского Иова переведен в Новгород. О деятельности Кариона в Новгороде информации не сохранилось. Позднее он вернулся в Чудов монастырь. В литературе его долгое время смешивали с современником Карионом Заулонским, однако Р. К. Агаркова доказала, что это разные лица. Перу Кариона принадлежит иллюстрированный Букварь, ставший лучшим учебным пособием своего времени. Рукопись Букваря написана в 1691 г., а в 1692-м году Карион поднес по экземпляру этого букваря царице Наталии Кирилловне и царице Прасковье Федоровне. В 1694 г. сочинение издано на Печатном дворе с гравюрами Леонития Бунина. В 1695 г. для царевича Алексея Петровича написан Большой букварь, изданный в 1696 г в 20 экз. Единственным исследователем поэзии Кариона Истомина был И.П. Ерёмин. Читаем у него: Одновременно с С. Медведевым, в начале 80-х годов XVII в., выступил в качестве поэта его земляк и дальний родственник — Карион Истомин. Сын курского подьячего, Истомы Заулонского или Заболонского, Карион Истомин родился в конце 40-х годов XVII в. Около 1676 г. он принял монашество в одном из курских монастырей и вскоре по вызову С. Медведева переехал в Москву. Здесь он вначале поселился в Спасском монастыре вместе с С. Медведевым, под руководством которого начал изучать латинский язык, а затем перешел в Чудов монастырь, где поступил в число учеников патриаршей школы. Школа эта находилась в ведении «грекофилов», а Карион Истомин здесь получил возможность основательно изучить греческий язык. В 1679 г. Карион Истомин поступил на службу на Печатный двор, сперва в качестве рядового писца и чтеца, а с 1682 г. — в качестве книжного справщика. На Печатном дворе К. Истомин проработал 22 года. С 1698 по 1701 г. он занимал ответственную должность начальника Печатного двора; в 1701 г., в связи с реорганизацией Печатного двора, Карион Истомин, по указу Петра, сдал эту должность справщику Федору Поликарпову. Оставив службу на Печатном дворе, К. Истомин временно уехал в Новгород, куда его пригласил новгородский митрополит Иов для перевода книг с греческого и латинского языков и преподавания в организованной им в Новгороде школе. Умер Карион Истомин в Москве в 1717 г. Карион Истомин принадлежал к числу тех московских просветителей второй половины XVII в., которых один из второстепенных писателей того времени, иеродиакон Дамаскин, метко назвал «пестрыми». В вопросе о направлении высшего образования в Москве, просвещения вообще, «пестрые» занимали примирительную позицию между «западниками» и «грекофилами», уподобляясь, по образному выражению того же Дамаскина, трости, колеблемой ветром то в одну, то в другую сторону. Одним из «пестрых» был К. Истомин и как поэт. Искусству слагать стихи он учился сперва у Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, а с 1685 г. — у братьев Лихудов. Как поэт он, следовательно, воспитывался под перекрестным влиянием двух традиций: украинского школьного «барокко» и новогреческой ученой поэзии. Первым по времени стихотворным произведением К. Истомина была целая книга приветственных стихов царевне Софье Алексеевне, поднесенная в 1681 г.; книга эта не дошла до нас. Через год, 12 ноября 1682 г., К. Истомин поднес царевне свой второй сборник стихотворений. Сборник состоит из небольшого вступления и шестнадцати стихотворений, составленных 11-сложными силлабическими стихами. По своему содержанию все эти стихотворения представляют собою просьбу об учреждении в Москве учебного заведения, в котором бы преподавались «свободные» науки; поэт здесь подробно говорит о значении просвещения, восхваляет ум Софьи, напоминает ей о заботах отца ее и брата образовать своих подданных и просит, чтобы она умолила братьев своих Иоанна и Петра утвердить в Москве полный курс «наук совершенных»:

Сотвори людем твою царску милость,

Покажи Россом многу добротливость,

Поставь трапезу мудрости словесну,

Тщанием твоим к жительству небесну…

Стихи К. Истомина были, видимо, благосклонно приняты царевной; во всяком случае, с 1682 г. К. Истомин стал систематически посвящать свой досуг поэзии. Поэтическое наследство К. Истомина очень велико. Писал К. Истомин в самых разнообразных жанрах; наряду со стихами приветственными, поздравительными, панегирическими, сохранились его стихотворные акафисты, молебны, молитвы, надписи к иконам, надгробные эпитафии. Поэт он был плодовитый. Кроме отдельных стихотворений, в рукописях хранятся целые сборники его стихов: «Книга Вразумление, стихотворными словесы состоящаяся…» (1683), сборник стихотворений в честь богородицы и святых под заглавием «Книга Стамна духоносная или Ведры…» (1690), стихотворная биография Иисуса Христа под заглавием «Едем си есть сладость прохлаждающая и вразумляющая человека зрением духовным…» (1693) и др. Из числа этих сборников по содержанию наиболее интересен первый, посвященный одиннадцатилетнему царю Петру Алексеевичу, — «Книга Вразумление». Сборник состоит из девяти стихотворений. Начинается «Книга Вразумление» стихотворным обращением к царю Петру Алексеевичу с обычным пожеланием здоровья и многолетия. Все девять стихотворений сборника по содержанию связаны между собою: все они представляют собою «вразумление» царю Петру, которое ему чинит устами автора сам бог. В первом стихотворении бог увещевает юного монарха вручить ему свое сердце, приять «мудрость света», чтобы быть полезным для людей; во втором — дает совет быть «помогателем в самодержавстве» брату Иоанну, в третьем — обещает дать Петру мудрость, плодами которой он впоследствии воспользуется; в четвертом — говорится, что Петр избран наследником «века ина», т. е. царствия небесного, к которому он должен себя приуготовить; в пятом — указывается на то, что вместе с братом Иоанном он поставлен царем, должен давать людям суд правый и «жити с мудростию добро»; в шестом — внушается, что он должен наставлять на путь правый своих подданных; в седьмом — что он должен учиться «с рабами в летех равными»; в восьмом — ему обещается награда от бога, если он будет любить его; в девятом, заключительном, — бог внушает Петру:

О царю Петре, прелюбезный сыне,

Российска царства преизрядный крине!

Матери твоей ты еси утеха,

Се аз ти даю в мудрости поспеха.

Учися ныне, прилежно учися

В младости твоей царь мудр просветися.

Пой предо мною, твоим богом, смело,

Явль суд и правду, гражданское дело.

Имаши мене тем добре почтити,

Матерь твою и всех веселити…

Стихом владел Карион Истомин неплохо. Он любил ставить себе технически трудные задачи в области стихосложения и обычно решал их удачно. Наиболее удавались ему «леонинские» стихи с рифмующимися полустишиями. Эти стихи он предпочитал всем другим. Вот пример, наглядно показывающий, как справлялся К. Истомин с «трудными» формами стиха:

Преславну чуду явльшуся всюду всяк присмотрися, богу дивися,

Како незримый всеми любимый Иисус Христос, в плоти днесь возрос…

Как поэт, Карион Истомин еще ждет своего исследователя. Особо должны быть отмечены заслуги К. Истомина в деле пропаганды стихотворной культуры. Автор нескольких учебных руководств, К. Истомин охотно пользовался стихами как орудием популяризации тех или иных научных сведений. Показательны в этом отношении два его «лицевых» учебника: «Малый букварь», в 1694 г. выдержавший два издания, большой «Букварь», изданный в 1696 г., и «Полис, си есть Град царства небеснаго…», первая редакция которого была написана К. Истоминым тоже в 1694 г. В «Букваре» каждая буква сопровождается небольшим нравоучительным стихотворением, составленным с таким расчетом, чтобы в нем упоминались названия всех тех лицевых изображений, которыми украсил «Букварь» известный гравер Леонтий Бунин — «ради любезного созерцания отрочатом учащимся». Так, например, буква ж в «Букваре» К. Истомина сопровождается стихотворением, в котором упоминаются все приложенные к ней «образы»: жених, жена, жезл, житница, жолудь, журавль, жребий, жила, жаба… «Полис» представляет собою род энциклопедии. В краткой стихотворной форме здесь дана характеристика наук или «школьных обучений», числом двенадцать, расположенных в таком порядке: грамматика, синтаксис, пиитика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, философия, астрология, теология, мусика, врачевство. За науками следует характеристика четырех времен года, четырех частей горизонта, четырех частей света (Европы, Азии, Африки и Америки). Заканчивается «Полис» описанием церковных таинств и благодарностью богу. «Полис», таким образом, по мысли К. Истомина, должен был служить для учащихся введением к сумме всех человеческих знаний, пропедевтическим курсом, излагающим систему всех наук. Вначале автор в двух вступительных стихах дает общее определение той или иной науки, а затем в пяти стихах, разделенных на два полустишия, сообщает более подробные сведения об этой науке, говорит о ее значении. Вот как характеризует К. Истомин в «Полисе» науку грамматики:

Грамматика учит знати

Глаголати и писати

Благо.

Грамматику, душе, слыши,

Обзри смыслом аз и буки,

Пиши слова добре складом,

Глагол писму та начало,

К Христу простри моление,

писмена в ней изучиши.

емли перо в твои руки.

веди строки в разум рядом.

дело сие богом стало,

дает он всем спасение.

К числу стихотворных произведений Кариона Истомина, также педагогического характера, относится его «Домострой». Адресованный в первой части к детям-школьникам, Домострой излагает правила поведения их, учит как относиться к старшим, предупреждая о наказании за нарушение правил. В дальнейшем Домострой говорит об обязанностях слуг и, наконец, снова возвращается к предписаниям детям, перечисляя даже дозволенные им игры. Домострой заканчивается краткой характеристикой задачи автора:

Наук изрядством Карион дети вся дарит,

в приятность иеромонах и старым говорит,

Истомин, чтоб благоумни все того смотрели,

науку и страх в должности имели.

Ударений кто дати не восхощет,

винный поклоны творя да не ропщет.

Душеспасенно всем обучение,

в домовом ратном деле строение.

Измлада бо кто сего научится,

разумна суща бити не годится.

В противность смысла людем война рати,

в бозе надежда безстрастием стати.

Когда К. Истомин составлял свой «Букварь», «Домострой» и «Полис», стихотворство уже успело занять прочное место в системе школьного обучения. Ряд стихотворных педагогических сочинений второй половины XVII в. был обращен непосредственно к учащимся. Рифмованные азбуковники, составленные, видимо, при участии учителей-украинцев, рисовали идеал благочестиво настроенного ученика:

Блажени иже во благом учении пребудут,

Таковии вся дни без печали пребудут.

Блажен иже во всем ненавидит долних,

И ищет всегда блаженных надежд горних,

Буди внимателен благому учению моему,

Да будет честь и хвала отцу твоему.

Буди высок в любомудрых науках,

Да не уничтожен будеши в безконечных муках…

Отроки вы благочестивые,

Отревайте нравы злочестивые,

Благочестиву родителю дети,

Лепо вам присно бдети,

Настоящему учению прилежно внимати,

Душею и сердцем бодрственно вникати…

Люте отроку непокорством к родителем содержиму

И всякими неподобными страстми одержиму,

Любы божия до конца такового оставляет

Зде и в будущем веце мученни озлобляет…

Азбуковники внушали детям, что учение — тяжелый труд, и грозили наказанием за «нерадение». Часть виршей (иногда переведенных), помещавшихся в школьных книгах, воспевала розгу как спасительное средство, наставляющее ленивцев:

Аще и мнози во училищи поучаются,

Мали же от них навыкновени являются,

Понеже леностнии и нерадивии обретаются,

Блаженному учению учитися приходят,

С нерадением же и невниманием учение проходят,

Того ради и не получив разума отходят…

Для таких нерадивых рекомендуется розга:

Розгою дух святый детище бити велит,

Розга убо ниже мало здравия вредит,

Розга разум во главу детем вгоняет,

Учит молитве и злых всех встягает…

Аще ли же без розги из млада возрастится,

Старости не достиг, удобь скончится…

Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте,

Та суть безвинна , тех не проклинайте.

Среди образцов силлабических стихов последней трети XVII в. следует отметить стихотворные надписи монаха Мардария Хоникова к миниатюрам Библии Пискатора (стр. 177), составление которых было закончено автором в 1679 г. Этот обширный труд (3824 строки) только в некоторой части представляет перевод соответствующих латинских стихов из латинского экземпляра. Даже имея латинский текст, Хоников свободно разъяснял в своих стихах содержание миниатюры, а нередко давал стихотворные надписи и к тем иллюстрациям, которые в латинской Библии таких надписей не имели. Хоников вполне владеет техникой силлабического стихосложения, как можно видеть, например, из такого образца 11-сложных виршей к иллюстрациям «Песни песней»:

Аз есмь цвет полный, жених возглашает,

Невесту же крин чистейший взывает.

Его же яблонь в древах нарицает,

Под его же сень витати желает,

Невеста, плодом его сладящися,

И вином любве зде веселящися.

Школа явилась ближайшим проводником стихотворной культуры в широкие массы читателей. Стихотворное «Наказание от некоего отца к сыну своему», вирши Чудовского сборника, представляющие собой сентенции на слова «Соборника» 1647 г., и другие памятники этой «массовой» виршевой поэзии конца XVII в. — в техническом отношении весьма невысокого качества. Стих этих виршей неравносложный, напоминает опыты пионеров русской стихотворной культуры 20-годов XVII в. Этот неравносложный стих перешел и в XVIII век, привившись в демократических слоях послереформенного общества. Столкнувшись с родственной традицией сказочной рифмованной прибаутки, он сыграл свою роль в формировании стиха жарт, лубочных жанров и балаганного «раешника». Эта линия развития русской поэзии уже в XVII в. имела тенденцию к взаимодействию с народной лирикой. На столбцах архива Квашниных-Самариных было написано несколько песен в строку, без деления на стихи. Исследование этих записей установило, что все они, за исключением одной, сделаны не ранее 1681 г. московским дворянином Петром Андреевичем Квашниным, и представляют собою не запись народных песен, а попытку составить стихи в народно-песенном складе. Найденные записи являются черновой рукописью П. А. Квашнина. Некоторые составленные им стихи, а также эпитеты («печаль необъятная», «сердечная искра»), свидетельствуют о том, что автор был человек начитанный и, составляя «вирши» в народно-песенном складе, старался украсить их образами и формулами повествовательной литературы с ее «галантностью» и сентиментальностью.

Свет, моя милоя, дорогая,

Не дала мне на себе нагледетца,

На хорошой прекрасной лик насмотретца,

Пойду ли я в чисто поле гуляти,

Найду ли я мастера живописца

И велю списать образ ей на бумаге хорошей,

Прекрасной лик на персоне поставлю

во светлую светлицу.

Как взоидет на меня тоска и кручина,

Поиду ли я в светлую светлицу,

Спасову образу помолюся,

На персону мила другу насмотрюся, —

Убудет тоски моей и кручины…

Небезынтересные для выяснения вопроса о генезисе петровской любовной лирики, эти «вирши» П. А. Квашнина, наряду с «Повестью о Горе-Злочастии», любопытный пример тех возможностей, какие таила в себе русская поэзия XVII в. Это — первые побеги той тенденции, которая была реализована уже только в половине XVIII в. Тредьяковским, вернувшим русский стих к его национальным истокам.

Официальные сведения о великом типографе скудны:

В энциклопедии Половцева читаем: Карион Истомин — иеромонах Чудовского монастыря, ум. в сентябре 1717 г. Он был в числе первых учеников шкоды Лихудов. В 1682 г. в сане иеродиакона назначен был справщиком печатного двора с окладом в 40 руб.; в то же время он является одним из приближенных патриарха Иоакима. В 1685 г. он послан был, с игуменом Игнатием собирать сведения о смоленском епископе Симеоне, который вел слишком пышный образ жизни, неприличный духовному пастырю. Патриарх Адриан, занявший 24 августа 1690 г. место умершего Иоакима, еще более приблизил к себе Кариона и сделал его как бы своим личным секретарем; вскоре после этого был сделан еще и «смотрителем царственной типографии». В 1712 г. митрополит новгородский Иов вызвал его в Новгород на помощь братьям Лихудам, которые, по желанию митрополита, возобновили в Новгороде свою преподавательскую деятельность; впрочем, он уже в следующем году вернулся в Москву, где и умер. Он был одним из горячих сторонников мысли о необходимости для России просвещения; сам он был очень любознательный и начитанный человек и довольно плодовитый писатель. После него осталось довольно много слов и проповедей; они собраны в рукописи Чудова монастыря под названием «Веселиил»; ему же принадлежит богословское сочинение под названием «Имя новое» и многочисленные стихотворные произведения, между которыми «Букварь» выдается гуманным взглядом автора на учеников и признанием необходимости для учения более гуманных приемов; характерно также и то, что автор предназначал свой букварь одинаково для мальчиков и девочек. Немало оставил он поздравительных и приветственных стихотворений царевне Софье, царю Петру Алексеевичу, царевич Алексею Петровичу; ему же принадлежит несколько переводов с латинского. «Карион Истомин. Жизнь его и сочинения», С. Браиловского в «Чтениях в обществе любителей дух. просв.» 1889 г., №№ 4—6; его же «К биографии Кариона Истомина», Журн. Мин. Нар. Просв. 1891 г., № 8.

{Болховитинов}: Карион Истомин— Иеромонах Московского Чудова Монастыря и Московской Духовной Типографии Справщик, обучался в Московской Академии у Греков Лихудов. Он составил в 1692 г. Букварь в лицах, представив большие буквы изображениями человеческими и других животных или каких орудий в разных положениях, дабы по именам сих вещей была начальная буква их в азбуке. Такие заглавные буквы заимствовал он из Древних Славянских рукописей, в коих они часто встречаются. После заглавных букв он присовокупил почерки и строчных уставных и скорописных, а помощь Греческих и Польских. Под каждою таковою картиною внизу поместил он нравоучительные стихи, сочиненные по Силлабической Поэзии. Книгу сию всю на медных досках, каждую букву особо со стихами, выгравировал и напечатал в лист 1695 г. в Москве Леонтий Бунин, бывший гравер при Московском Печатном дворе. Кроме всего, Карион сочинил целую книгу Приветственных Стихов Царевне Софье Алексеевне в 1681 г. Книга сия рукописною хранится в библиотеке Академии наук. Есть еще в Новгородской Софийской библиотеке между рукописями целая стихотворная Поэма его на брак Государя Царя Петра Алексеевича с Евдокиею Феодоровною, сочиненная 1689 г.; а в Московской Патриаршей библиотеке между рукописями его книга под названием Имя новое, сочиненная в 1686 г. Голиков в Деяниях Петра Великого (Дополнен. Том III, стр.46) ссылается еще на Летопись его. Когда при доме Иова, Митрополита Новгородского, Лихуды завели Греко-Славено-Латинские училища, то в 1712 году вызван Карион в Новгород для перевода книг с Греческого языка, где он и находился около года; а после возвратился в Москву и там скончался в Чудове Монастыре.

БУКВАРЬ

До нашего времени дошло очень мало древнерусских азбук. От XIII в. сохранилось четыре азбуки. Они содержатся в берестяных грамотах, написанных мальчиком по имени Онфим. Грамоты Онфима были найдены археологами при раскопках в Новгороде в 1956 г.берестяных грамотахраскопках По записям Онфима можно судить, как его учили грамоте. Он упражнялся в написании букв, слогов и отдельных фраз. Конечно, Онфим очень скучал за этими уроками. Он скрашивал часы занятий, рисуя в своих «тетрадках» то загадочного зверя, то человечков – так делали школьники во все времена. На одной грамоте ( 200), выписав половину азбуки от А до К, Онфим нарисовал свой автопортрет: он изобразил себя всадником на коне, который поражает копьём страшного зверя, а около всадника написал «Онфиме».судитьскрашивалвсадникомпоражаеткопьём

В грамоте 203 Онфим записывает молитву, которая могла служить и подписью: «Ги помози рабу своqму Он=иму» («Господи, помоги рабу своему Онфиму»).

Самая полная азбука находится в букваре Ивана Фёдорова, напечатанном во Львове в 1574 г.Ивана Фёдорова Это был первый печатный русский учебник, в котором был «задан» обязательный композиционный «минимум» букваря. Его составляют следующие элементы: 1)алфавит (в прямом и обратном порядке в строку, иногда вертикальными столбцами сверху вниз); 2) слоги: вначале обычно двухбуквенные «согласная + гласная», расположенные в алфавитном порядке согласных (Ба ва га 777 Бе ве ге777 Би ви ги 777), а затем гласных (Ба бе би777). За двухбуквенными слогами идут трёхбуквенные, где первая буква согласная, вторая всегда р, третья гласная (Бра вра гра дра777 Бре вре гре дре777 Бри ври гри дри777 и т.д.);

3) собственной языковой, лингвистический («грамматический») материал: образцы спряжения или склонения, сведения об ударении и надстрочных знаках, иногда и о знаках препинания; сведения по орфографии перечни слов, которые должны писаться под титлом, в алфавитном порядке;титлом 4) азбучный акростих (известный как «Азбука толковая о Христе» или «Христова азбука»), где каждая строка начинается с 1-й, 2-й, 3-й и т.д. буквы алфавита:акростихтолковая А. Аз есмь всему миру свет.есмь Б. Бог есть прежде всех век.век В. Вижу всю таину человеческую… 5) хрестоматийная (текстовая) часть букваря, включающая важнейшие молитвы и тексты из Библии. Выделенные структурные элементы букваря построены в соответствии с азбучным принципом. При этом в алфавитном порядке расположены не только буквы и слоги, но и богословские сентенции в азбучном акростихе, и даже грамматический материал.сентенции

Таким образом, букварь, по существу, представляет собой совокупность ряда «азбук», алфавитных последовательностей. Такая алфавитная организация текста букваря выполняла важнейшую функцию. В средневековой книжной культуре алфавит символизировал весь мир во времени и пространстве, придавая тем самым букварю значимость целостной картины мира.целостной

Первые иллюстрированные, или, как они раньше назывались, «лицевые», буквари («Малый букварь» 1694 г. и «Большой букварь» 1696 г.) составил в конце XVII в. просветитель и переводчик Карион Истомин для обученияцаревича Петра, будущего императора Петра I.Карион ИстоминцаревичаПетра I Каждая страница букваря Кариона Истомина посвящена одной из букв алфавита. На странице представлены различные начертания букв, изображения предметов, названия которых начинаются на эту букву, нравоучительные стихи.начертания

Начертания букв сначала даются большими инициалами, изображающими человеческие фигуры в разных позах. Так, инициал ыъ «еры» изображает человека, курящего трубку, Ь «кси» — фигуру змея с двумя человеческими туловищами. Ниже, под буквами, помещены разнообразные по своей тематике иллюстрации: предметы обихода, одежда, церковная утварь, оружие, растения и животные и т.д.инициаламиобиходаутварь На каждую букву дано около десяти изображений. Так, например, букву В иллюстрируют изображения «ветр», «ворон», «виноград», «венец», «ведро» и т.д. В самом низу листа приводятся стихи, в которых упоминаются изображённые предметы. В жанровом отношении буквари Кариона Истомина ближе к современным букварям, где каждой букве посвящён особый маленький раздел с рисунками, иллюстрирующими букву.»ветр»»венец» В 1701 г. в Москве вышел «Букварь» Фёдора Поликарпова — один из последних букварей, знакомивших учащихся с основами церковнославянского языка.Фёдора Поликарпова

В нём впервые было введено сопоставительное изложение учебного материала на церковнославянском, греческом и латинском языках. Букварь Ф.Поликарпова содержал также трёхъязычный тематический словарь, в котором систематизирована специально отобранная лексика: слова, дающие сведения о земле, людях, их занятиях и потребностях. В XIX в. лучшими пособиями для детей, осваивающих русский алфавит, считались «Родное слово» К.Д. Ушинского (1-е издание 1864, 147 изданий), «Букварь для совместного обучения чтению и письму» (1-е издание 1873, более 160 изданий) Д.И.Тихомирова и Е.Н.Тихомировой и «Азбука» Л.Н. Толстого (1872).К.Д. УшинскогоД.И.ТихомироваЕ.Н.ТихомировойЛ.Н. Толстого

Букварь К.Д. Ушинского имел целью «упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте, развивать, укреплять, давать полезный навык и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму». Впервые изучение родного языка начиналось с анализа звуков. Вместе с учителем дети анализировали слова, сопоставляли звуки и писали по азбуке элементы букв и их соединений. Затем, отыскивая знакомые им буквы в коротких словах, дети читали слова и предложения. Такой способ обучения грамоте получил название «метод письма-чтения». В учебнике К.Д. Ушинского были предусмотрено также чтение текстов в «Первой после азбуки книге».дитятимимоходом

19 марта 1855 года недалеко от Малахова кургана погиб второй из трех легендарных адмиралов — защитников Севастополя

Имена трех адмиралов навечно связаны с героической первой обороной Севастополя во время Крымской войны 1853-55 годов: адмирала Павла Нахимова, вице-адмирала Владимира Корнилова и контр-адмирала Владимира Истомина. Все трое погибли на севастопольских бастионах и были погребены во Владимирском соборе, который с той поры стал неофициально называться Адмиральским. Но не только эти события связали трех адмиралов. Все они были учениками и последователями адмирала Михаила Лазарева — одного из самых знаменитых русских флотоводцев, воспитавшего плеяду блистательных морских офицеров. Но именно Владимиру Истомину выпала горькая доля оставаться рядом с учителем до последней минуты его жизни и проводить наставника в последний путь.

Мраморный бюст адмирала В.И. Истомина на здании Панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 годов»

Запись в таллинской метрике

Если о последних годах жизни Владимира Истомина сегодня известно довольно много и военно-морская карьера его подробно изучена, то ранний период его жизни до сих пор остается окутанным тайнами. Начать хотя бы с того, что до сих пор многие справочники, энциклопедии и документальные исследования указывают разные годы и разные места его рождения! Говорится и о 1807-м годе, и о 1809-м, и о 1810-м, и даже о 1811-м, меняются дни и месяцы — где-то фигурирует 6 (18 по н. ст.) марта, где-то — 9 (21 по н. ст.) февраля. Местом же рождения будущего героя называют и Псковскую губернию, и Пензенскую, хотя чаще всего упоминается Эстляндская, поскольку именно в Ревеле (нынешнем Таллине) служил в Эстляндской казенной палате отец Владимира — Иван Андреевич Истомин.

Лишь недавно исследователям удалось обнаружить в метрической книге Казанской церкви в Ревеле (Таллине) запись о рождении у четы Ивана и Евдокии Истоминых сына Владислава — а именно так звали будущего адмирала вплоть до поступления в Морской корпус. Согласно этой записи, мальчик родился 9 (21 по н. ст.) февраля 1810 года, и, судя по всему, именно эту дату и стоит считать наиболее точной. Так же, как и место рождения: город Ревель Эстляндской губернии. Это подтверждает и еще один факт, зафиксированный в той же метрической книге Казанской церкви. Восприемником, то есть крестным отцом младенца, там записан начальник Ревельской эскадры вице-адмирал Федор Ломен. Этот человек немало сделал для того, чтобы все пятеро сыновей Ивана Истомина получили возможность пойти на флотскую службу, но лишь у одного из них он был крестным отцом — и крестник не посрамил его.

Линейный корабль «Азов» во время Наваринского сражения. Фрагмент картины художника Ивана Айвазовского «Сражение при Наварине», 1848 год

По стопам братьев

В том, какую профессию избрать, Владислав, которому недолго оставалось называться этим именем, вряд ли сомневался: пример старших братьев — Константина и Андрея, уже поступивших в Морской корпус, был перед глазами. И 7 сентября 1820 года десятилетний Владислав подает на имя императора Александра I прошение о зачислении его в то же учебное заведение, служившее тогда главной кузницей командных кадров для русского флота. В этом обращении он особенно отмечает, что получил неплохое домашнее образование, поскольку «обучен по-российски читать и писать и отчасти арифметике».

Через три года, 31 марта 1823 года появляется приказ по Морскому кадетскому корпусу, который гласит: «По высочайшему повелению недоросли из дворян определяются в кадеты в комплект и помещаются: Владимир Истомин в 3-ю… роту, коих Главному дежурному штаб-офицеру внести по Корпусу в список, а ротным командирам довольствовать против прочих». Здесь Владислав впервые назван Владимиром, и именно это имя с той поры станет для него обычным, так что даже родные в письмах будут обращаться к нему «любезный Владимир».

«Черноморский 120-пушечный линейный корабль «Париж». Картина художника Ивана Айвазовского, 1854 год

Судя по всему, домашнее образование Владимира Истомина действительно оказалось на высоте, поскольку уже 31 мая 1824 года его производят в гардемарины — чин, который, как правило, присваивался лишь ученикам первого, выпускного класса. Однако до выпуска было еще три года, и, видимо, досрочное производство было способом отметить блестящие успехи будущего моряка в учебе, на которые обращали внимание все его преподаватели. Но судьба распорядилась так, что столь рано полученное звание Владимиру Истомину пришлось носить чуть дольше, чем многим однокашникам: получить по окончании Морского кадетского корпуса звание мичмана он не смог «по недостатку лет».

Ученик, не покинувший учителя

Зато Владимир Истомин навсегда запомнил день своего производства в мичманы: это произошло сразу после Наваринского сражения, в котором молодой гардемарин сражался на линейном корабле «Азов» под командованием своего будущего главного наставника, тогда капитана первого ранга Михаила Лазарева. Бок о бок с ним сражались не только его старший брат мичман Константин Истомин, но и будущие товарищи по Севастопольской обороне — лейтенант Павел Нахимов и мичман Владимир Корнилов. Заслуги Истомина в сражении были отмечены не только мичманским званием, но и Знаком отличия ордена Святого Георгия — Георгиевским крестом. Отмечен был и сам «Азов», который стал первым в русском флоте кораблем, пожалованным кормовым Георгиевским флагом.

Отражение ночного штурма защитниками Камчатского люнета». Рисунок художника Иллариона Прянишникова из альбома «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов», 1871-1872 годы

До 1832 года мичман Владимир Истомин продолжал служить на «Азове», потом перешел на фрегат «Мария», а в 1835 году был переведен на Черноморский флот, которому и отдал всю оставшуюся жизнь. Именно здесь он за два десятка лет дослужился до звания контр-адмирала, причем звания капитана второго и первого ранга получил с опережением — за отличия. На Черном море Истомин станет ближайшим сподвижником адмирала Михаила Лазарева. Именно он попросит одаренного офицера последовать за ним в заграничную поездку, из которой Лазареву уже не суждено будет вернуться. В Вене, где выдающийся русский мореплаватель будет доживать последние дни, капитан первого ранга Истомин будет фактически начальником выездного штаба при командующем Черноморским флотом — и справится с этим блестяще. А потом ему выпадет горькая обязанность провожать своего наставника в последний путь: именно Владимир Истомин будет организовывать отпевание усопшего адмирала, а потом сопровождать его прах по пути на родину.

Блестящий командир

Было бы неправильно, однако, считать, что служба Владимира Истомина определялась только близостью к выдающимся личностям. Нет, он прежде всего был блестящим морским офицером, что и доказал неоднократно и в сражениях, и в периодах между ними. Корабли, которыми он командовал, неизменно становились лучшими на Черноморском флоте; так, пароход «Северная звезда», которым лейтенант Истомин командовал с июля 1837 года, был выбран для организации плавания императора Николая I с семьей по Черному морю с заходом в Севастополь, а потом на берега Северного Кавказа. А 120-пушечный линейный корабль «Париж», командовать которым Истомина назначил адмирал Лазарев в 1850 году, неизменно объявлялся лучшим по флоту за блестящий, в том числе и в прямом смысле слова внешний вид и исключительно грамотные действия экипажа.

Доказательством, что все это не было лишь внешним лоском, стало участие корабля в Синопском сражении 18 ноября 1853 года. В ходе боя «Париж» вывел из строя четыре вражеских корабля, потеряв при этом всего одного члена экипажа убитым и восемнадцать ранеными, за что удостоился высшей похвалы командующего эскадрой вице-адмирала Павла Нахимова. Легенда гласит, что Нахимов, видя успехи «Парижа», приказал поднять сигнал благодарности, но приказ не смогли выполнить, поскольку все фалы на флагмане оказались перебиты. Впрочем, у адмирала Нахимова нашлась и другая возможность выразить свое восхищение флотоводческим талантом сослуживца: за отличие, проявленное в Синопском сражении, капитан первого ранга Владимир Истомин был произведен в контр-адмиралы. В знак особого уважения офицеры «Парижа» преподнесли в дар своему командиру адмиральские эполеты, которые он поклялся никогда не снимать.

Памятный знак на месте гибели контр-адмирала Владимира Истомина у подножия Камчатского люнета на Зеленом холме в Севастополе, установленный в 1904 году

«Я берег это место для себя»

Клятву эту контр-адмирал Владимир Истомин выполнил буквально — но, увы, срок жизни ему был отведен недолгий. Победа в Синопском сражении стала одним из поводов для вступления европейских держав, прежде всего Англии и Франции, в войну Турции с Россией, получившую название Восточной, или Крымской. А просчеты русского военного руководства привели к тому, что очень скоро высадившийся в Крыму десант союзников осадил главную базу Черноморского флота — Севастополь. После того, как большую часть кораблей пришлось затопить на входе в бухту, чтобы перекрыть противнику доступ к городу с моря, флотские офицеры приняли на себя командование сухопутной обороной.

Контр-адмиралу Владимиру Истомину достался один из самых трудных участков, так называемая 4-я оборонительная линия. Она включала в себя не только Малахов курган, ставший главным символом мужества севастопольских защитников, но и 1-й и 2-й бастионы — фактически всю Корабельную сторону. На этом участке обороны контр-адмирал Владимир Истомин получил возможность во всем блеске продемонстрировать навыки полевого артиллериста, которые он как кадет Морского корпуса получил четверть века назад. И совершенно закономерно за успешное отражение первой бомбардировки Севастополя он будет награжден орденом Святого Георгия III степени, а вскоре получит прозвище «бессменного часового Малахова кургана». Недалеко от него он и будет убит французским ядром 7 (19 по н. ст.) марта 1855 года по пути на курган после осмотра новых укреплений на Камчатском люнете.

Усыпальница адмиралов во Владимирском соборе в Севастополе. Прах контр-адмирала Владимира Истомина покоится под крайней правой плитой

На месте гибели Владимира Истомина по приказу адмирала Павла Нахимова — последнего из легендарной адмиральской тройки — выложили из ядер крест; через полвека здесь будет воздвигнут мраморный обелиск (он сохранился до наших дней). Гроб с телом погибшего адмирала установили в Михайловском соборе, накрыв его кормовым флагом линейного корабля «Париж», а после отпевания перенесли в строящуюся усыпальницу Владимирского собора. Владимира Истомина похоронили рядом с прахом его учителя и командира Михаила Лазарева и товарища по службе Владимира Корнилова. «Я берег это место для себя, но решился уступить ему», — напишет родным погибшего адмирал Нахимов, который и сам вскоре упокоится рядом.

Обложка: Контр-адмирал Владимир Истомин. Рисунок из альбома «Портреты лиц, отличившихся заслугами и командовавших действующими частями в войне 1853-1856 годов», 1858-1861. Источник: genrogge.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *