В катакомбах

Непонимание физических либо природных явлений помноженное на человеческие страхи часто рождают на свет всяческие мифы и легенды, естественно не веселого содержания. Вот одна интересная легенда, связанная с подземельями Лондона.

Лондонские катакомбы — самые древние во всем мире. В них множество уровней, и некоторые из них существовали ещё до прихода римлян и даже кельтов. Кто обитает на самых нижних ярусах — загадка, от которой лучше держаться подальше и надеяться, что тамошние жители не проявят интереса к нашему миру.

В 1888 году группа исследователей спустилась в них из подвала Ньюгейтской тюрьмы. Все, за исключением одного — Артура Стила — пропали, выживший же, выйдя из подземелья, ослеп и говорил вещи настолько невероятные, что его упрятали в психбольницу, где он и повесился. Несмотря на то, что о группе не было известий больше двух недель, он был уверен, что они пробыли под землёй не более пары дней. Вот его обобщенный рассказ: «Спустившись, мы пошли вперёд по утрамбованной земле. Внезапно в боковом коридоре мелькнул свет и послышался быстро удаляющийся топот. Мы уже было хотели последовать за ним, но что-то нас удерживало. Где-то вдалеке возник и стал неуклонно нарастать ритмичный скрежущий звук, как будто огромные шестерни медленно терлись друг об друга, вращая гигантский жернов. Скрежет усиливался до тех пор, пока не заполнил собой все вокруг, оглушая и дезориентируя, но вдруг в один миг прекратился. Мы свернули в очередной поворот и остановились. Путь нам преграждала река. Мы и раньше слыхали о существовании подземных рек, но мало кто действительно видел эти грандиозные, но при этом укрощенные потоки. Река была настолько широка, что даже с помощью нашего мощного полицейского фонаря противоположный берег едва просматривался. Мы уже было думали повернуть обратно, как вдруг Стенли выхватил лучом фонаря небольшой челнок. Мы были шокированы, но все же любопытство взяло верх, и, сев в лодку, мы поплыли к противоположному берегу. В тёмной воде плескалась рыба, во всяком случае, я предпочел считать, что это рыба.

Луч фонаря выхватывал из тёмных стен ниши, наподобие монашеских келий, проходы неизвестного назначения и небольшой каменный мост, дугой протянувшийся с одного берега на другой. Наконец впереди забрезжил свет. Подплыв ближе, мы разглядели несколько маленьких костерков, вокруг которых расположились группками косматые существа, я не берусь называть их людьми, ибо твёрдо знаю — это нелюди. Некоторые сидели у реки и, судя по всему, рыбачили. Увидев лодку, они с пронзительными визгами побежали в сторону костров. Ах, если бы это была самая большая опасность в этих водах… Мы повернули в боковой канал и снова неторопливо поплыли по течению, лишь иногда выравнивая нашу лодку шестом, который лежал на полу. Этот неторопливый ритм убаюкивал меня, поэтому я не заметил, как задремал. Меня вывел из забвения пронзительный крик Джеймса, я вскочил, из-за чего наше суденышко чуть не перевернулось. Я посмотрел туда, куда он указывал лучом света, и увидел ЭТО!.. Гигантская спина неведомого левиафана скрывалась под водой. В следующее мгновение наш челнок взлетел в воздух, на лету выпадая из нашей лодки. Очнулся я на берегу, неподалёку от меня лежала пара досок от нашей лодки и башмак Стенли.

Изможденный, я пошёл вперёд. Моё внимание привлек слабый хрип со стороны берега. Я осторожно подошёл туда и увидел Джеймса. Я дал ему немного воды из своей фляжки и попытался поставить на ноги, в ответ на что он громко закричал. Приглядевшись, я увидел, что у него вместо правой ноги лишь бесформенное месиво из крови и обломков кости. Я порвал свою рубашку и как мог лоскутами перевязал ему ногу. Взвалив его на плечи, я пошёл в неизвестном направлении. Я не знаю, сколько мы там бродили, пока вдруг не услышали странное хихиканье. От него становилось жутко, и потому мы ускорили шаг. Мы зашли в какой-то зал и там увидели нечто, похожее на обезьяну, но в отличие от обезьяны это чудовище было полностью лысым, с серой кожей и огромными когтями. Оно издало это ужасающее хихиканье и бросилось на нас. В этот момент я повернулся, чтобы убежать, и тем самым подставил Джеймса под удар лапы этой твари. Я бежал вперёд и делал все возможное, чтобы не обернуться на душераздирающие вопли моего друга и чёртово хихиканье, которое, словно издеваясь, говорило: «Hе протився мне, зачем ты убегаешь? Ты ведь и так уже мой…» Дальше я помню только бесконечные коридоры и забвение…»

Артура Стила нашёл нищий, зашедший в подземелье половить крыс. Он отнес его в богадельню, где его выходили. Монахини отвели его в полицейский участок, где и была записана эта история. Однако потом при невыясненных обстоятельствах непостижимым образом пропали все архивные записи об этом происшествии и о самом Артуре Стиле.

13 июня 2017 16:11

В начале июня ведущие мировые издания сообщили об историческом событии: ученые закончили реставрацию двух участков катакомб св. Домициллы в Риме. Работа заняла семь лет, и это только начало. Почему именно этот проект стал столь значимым для археологов, историков и технических специалистов? Стоит рассказать не только о конечном результате – открытии прекрасных раннехристианских фресок, — но и об уникальной технологии, впервые примененной для подобных работ.

Катакомбы Рима – город мертвых под городом живых. Гигантская подземная сеть состоит из четырех десятков отдельных погребальных комплексов, каждый из которых тянется под Вечным городом на многие километры. Ниши, вырубленные в стенах бесчисленных галерей и залов, хранят тысячи давно истлевших костей. Всем этим мрачным хозяйством заведует Ватикан, а именно Папская комиссия по священной археологии: катакомбы скрывают не только останки первых христиан, но и бесценные произведения раннехристианского искусства.

При всем богатстве выбора, особое внимание ученых и туристов всегда привлекали катакомбы святой Домициллы близ Аппиевой дороги. Это древнейший в мире христианский некрополь и один из крупнейших погребальных комплексов Италии: общая протяженность катакомб св. Домициллы составляет почти 17 километров, глубина – 30 метров, количество уровней доходит до четырех, численность покойного «населения» — около 150 тысяч человек. Первые захоронения относятся ко II веку нашей эры, последние – к V веку.

Однако главная особенность катакомб св. Домициллы – не количество древних костей и не масштабы подземного строительства, а замечательные фрески, сохранившиеся на стенах и потолках семейных усыпальниц. Помимо художественной ценности, эти изображения чрезвычайно важны для ученых: созданные по частным заказам в память о родных и близких, погребальные фрески рассказывают неофициальную историю становления христианства в Римской империи.

Отреставрированная ╚гробница под аркой╩ (аркосолий) в катакомбах св. Домициллы. Фото: AFP

Есть лишь одна проблема: плачевное состояние уникальных росписей. В катакомбах св. Домициллы археологи насчитали около 70 украшенных фресками усыпальниц, однако увидеть можно далеко не все: лишь десять из них считаются отреставрированными. Остальные фрески едва угадываются под многовековыми наслоениями копоти, грязи, плесени и отложений карбоната кальция – уровень влажности в катакомбах достигает 100%, температура держится на уровне 14-17° C, по сути это искусственная пещера со своим микроклиматом, по которой веками ходили люди с факелами и масляными лампами. Больше других пострадали потолочные росписи.

Семь лет назад Ватикан, как ответственное за катакомбы государство, выделил немалые средства на реставрацию древних фресок. Почему не раньше? У Ватикана, как известно, нет особых проблем с финансами, причина задержки в другом: до недавнего времени просто не существовало технологий, способных очистить разнородные отложения, не повредив оригинальный красочный слой. Семь лет назад такая технология появилась: специалисты из Италии, Германии и Австрии начали очистку фресок с помощью лазера. Это первый в мире опыт лазерной реставрации подземных помещений.

В работе использовались лазерные лучи диаметром 2 мм, частоту которых настроили на удаление строго определенных элементов – в данном случае твердых отложений черного и близких к черному цветов.

«Когда мы начинали работу, никаких фресок даже видно не было – все было просто черным. Мы выжигали многовековую грязь миллиметр за миллиметром, используя волны разной длины и цветовые настройки. Красочный слой фресок при этом оставался нетронутым. До недавних пор такой способ реставрации был невозможен, а ручная очистка могла повредить фрески», — вспоминает Барбара Маццеи (Barbara Mazzei), руководитель реставрационного проекта.

Для интересующихся – некоторые технические подробности: реставраторы использовали две лазерные системы, Long Q-switch (режим модулированной добротности с увеличенной длительностью импульса, аппарат EOS 1000 LQS) и Short Free Running (режим свободной генерации с укороченной длительностью импульса, аппарат EOS 1000), ранее уже применявшиеся в реставрационной практике, в частности, в кафедральном соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В настоящее время Италия является основным и, в некоторых сегментах, единственным производителем лазерных установок для нужд реставраторов.
В катакомбах св. Домициллы для снятия черного налета использовалась система LQS на частоте 5 Гц, успешно очищавшая тонкий слой отложений с белых, зеленых и охристых цветов и оттенков на фресках. В тех случаях, когда слой посторонних отложений был особенно толстым и плотным, использовалась система SFR – для получения оптимальных результатов реставраторы последовательно применяли разные настройки и варьировали интенсивность излучения в диапазоне 2,1 — 7,0 Дж/см2.

Для реставрации ученые выбрали два не связанных между собой участка катакомб св. Домициллы. Первый – кубикула (погребальная камера, фамильный склеп) III века, сильно пострадавшая от «ценителей искусства» XVII – XVIII веков: мародеры буквально срезали фрески со стен для выгодной перепродажи богатым коллекционерам. Куски стен, покрытых росписями, до сих пор можно увидеть в некоторых музеях и даже в частных особняках, где они выполняли роль оригинального декора.

Возможно, изуродованная кубикула этим и привлекла внимание современных реставраторов – они надеялись найти сохранившиеся интересные фрагменты фресок. И нашли: под грязью обнаружились росписи с христианско-языческими мотивами, а также целая стая крылатых младенцев (купидонов/херувимов) – судя по выбранной тематике и небольшим размерам погребальных ниш, на этом участке было похоронено несколько детей.

Второй отреставрированный участок произвел полноценную сенсацию, большинство изданий только о нем и написали. Римляне, заказавшие обустройство и оформление этих усыпальниц, очевидно располагали немалыми средствами: речь идет о так называемой «кубикуле пекарей» с масштабными, прекрасно выполненными, многоцветными фресками IV века, сохранившимся под слоем многовековой грязи. «Кубикула пекарей» предназначалась для семей имперских чиновников, разбогатевших на торговле зерном и выпечке хлеба.

Общий вид одной из потолочных фресок в ╚кубикуле пекарей╩. Фото с сайта thehistoryblog.com

Импорт и распределение зерна в Древнем Риме были государственной монополией, сложным многоступенчатым процессом под контролем высокопоставленных чиновников, ведь каждый римлянин имел право на ежедневную порцию хлеба. Сотни тысяч бедняков получали хлеб бесплатно – тот самый, из крылатого выражения panem et circenses, «хлеба и зрелищ». Регулярное поступление зерна и хлеба было делом государственной важности: у сытых граждан меньше поводов для недовольства властью.

Реставраторы обнаружили серию изображений, иллюстрирующих процесс импорта зерна: перевозка на кораблях со всех концов Средиземноморья до главного римского порта в Остии, затем погрузка зерна на речные суда и доставка вверх по Тибру до зернохранилищ в центре столицы империи.

После обращения в христианство гордость зерноторговцев и пекарей за свои достижения приобрела иной оттенок: новая религия наделила хлеб глубоким символическим смыслом, что отразилось в выборе сюжетов для фресок – на одной изображено чудо умножения хлебов («чудо пяти хлебов и двух рыбок» или «насыщение 5000 человек», описанное во всех четырех Евангелиях), на другой – Тайная Вечеря.

Центральное изображение потолочной фрески в ╚кубикуле пекарей╩: Христос в окружении святых. Фото с сайта thehistoryblog.com

В центре одной из потолочных фресок – безбородый Христос, восседающий на престоле, и двое мужчин, стоящих справа и слева от Спасителя. «Личность» мужчин пока выясняется: по мнению исследователей, это либо апостолы Петр и Павел, либо, что более вероятно, святые воины-мученики Нерей и Ахиллей – римские солдаты, обратившиеся в христианство и принявшие мученическую смерть в первые годы IV века, при императоре Диоклетиане – это было время самых жестоких и массовых преследований христиан, известное как Великое гонение. Святые воины погибли в Риме и были похоронены здесь, в катакомбах Св. Домициллы – над их могилами была возведена подземная базилика, позже надстроенная наземной частью. Обе части сохранились и открыты для посещений.

«Сюжеты фресок объединяет тема спасения и освобождения от смерти. Мы видим Ноя, радующегося возвращению голубя на ковчег; «отмененное» жертвоприношение Исаака Авраамом; пророка Иону, исторгнутого из чрева кита; умножение хлебов и рыб и так далее», — говорит Барбара Маццеи.

Освобождение пророка Ионы из чрева кита. Фрагмент фрески из ╚кубикулы пекарей╩. Фото: CNS / Carol Glatz

Следует отметить, что эти сюжеты достаточно характерны для фресок и статуй из раннехристианских подземных усыпальниц, многие уже не раз встречались исследователям – как в катакомбах св. Домициллы, так и в других – св. Каликста, св. Себастьяна, св. Присциллы…

Еще один сюжет, распространенный в первые века христианства и часто встречающийся в катакомбной живописи – Иисус Христос в образе Доброго Пастыря («Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец», Евангелие от Иоанна, 10:14-15). Две таких фрески обнаружились и в «кубикуле пекарей», одна из них – на потолке усыпальницы.

Общий вид потолочной фрески в ╚кубикуле пекарей╩. Слева √ изображение Христа в образе Доброго Пастыря, справа √ Христос в окружении апостолов. Фото с сайта thehistoryblog.com

В центре фрески изображен Иисус в образе Доброго Пастыря – с ягненком на плечах и двумя овцами, пасущимися рядом. Остальное пространство фрески занято фигурами людей, собирающих плоды с деревьев: именно эти изображения привлекли внимание ученых. Сбор плодов – типичный языческий образ, символизирующий времена года.

Фрагмент потолочной фрески в ╚кубикуле пекарей╩: Иисус в образе Доброго Пастыря и сбор плодов. Фото: CNS / Carol Glatz

Другой языческий мотив, обнаруженный на фресках из «кубикулы пекарей», — павлины: эти птицы были символом загробной жизни.

«Языческая символика органично вписана в библейские сцены, не чувствуется никаких внутренних противоречий. Такое смешение старых языческих образов с новыми христианскими может означать, что погребенная в кубикуле семья лишь недавно приняла христианство», — полагает Барбара Маццеи.

Создание усыпальницы пекарей и ее фресок исследователи относят к 360-м годам – прошло всего несколько десятилетий с тех пор, как император Константин легализовал христианство на территории Римской империи и начал процесс его превращения в господствующую религию.

«Богатые римляне обратились в христианство позже всех остальных, вплоть до середины IV века они оставались язычниками», — пояснил Фабрицио Бисконти, суперинтендант Папской комиссии по священной археологии.

Пользуясь случаем, на пресс-конференции реставраторы и археологи еще раз напомнили журналистам и широкой публике, что катакомбные захоронения никак не связаны с нелегальным статусом христианства в первые века нашей эры. Тайные гробницы гонимых христиан в сырых подземельях – это красивый, но миф. Причина, по которой римляне разных вероисповеданий предпочитали катакомбы, проста и незатейлива: налоги. Под землей на одном участке можно было похоронить тысячи тел, а налог заплатить только за площадь участка на поверхности. Вот и копали все глубже и глубже – этим объясняются гигантские размеры подземных комплексов и ранее упомянутые параметры катакомб св. Домициллы: четыре подземных «этажа», уходящие на глубину до 30 метров.

После падения Западной Римской империи в V веке такой способ захоронения использовался все реже, катакомбы пришли в упадок – зато частыми гостями подземелий стали паломники, приходившие помолиться к могилам тех, кого церковь причислила к лику святых. Паломники непременно оставляли на стенах следы своего пребывания – надписи, символы, иные граффити…

Следующим ударом стало массовое извлечение останков святых в VI веке – подземные гробницы вскрывали, доставали истлевшие кости, грузили их на телеги и вывозили тысячами для перезахоронения на поверхности, в более доступных для верующих местах. Эта практика просуществовала еще несколько веков – так в IX веке останки святых мучеников Нерея и Ахиллея покинули свои гробницы в катакомбах св. Домициллы и с тех пор покоятся в наземной базилике, возведенной в их честь в другом месте.

Потом о катакомбах забыли окончательно. Подземный город мертвых пропал из истории Рима, словно его и не было. Его вновь обнаружили только в 1593 году, слава первооткрывателя принадлежит Антонио Босио, самому известному «диггеру» своего времени.

«Босио был своего рода Колумбом подземелий – он обнаружил почти все римские катакомбы», — сказала Барбара Маццеи.

Страстный исследователь и любитель приключений, Антонио Босио вызывает восхищение современных ученых, но с поправкой на время. В XVI-XVII веках, когда археологии как научной дисциплины просто не существовало, удивительные открытия Босио обернулись кошмаром для подземных некрополей. Сам того не сознавая, Антонио Босио спровоцировал массовое мародерство, вандализм и «бизнес на костях». Любознательный диггер ошибочно принял всех покоящихся в катакомбах за первых христианских мучеников, и в подземелья хлынули толпы «охотников за святыми останками». Гробницы вскрывали и растаскивали несчастные кости «на сувениры» или на продажу.

Сейчас ученые знают, что Босио ошибался – первыми мучениками, погребенными в катакомбах св. Домициллы, были святые Нерей и Ахиллей в самом начале IV века, а все мирные христиане, погребенные позже, просто хотели лежать к ним поближе.

Не менее печальная участь постигла и образчики раннехристианского искусства — мы уже упоминали срезанные со стен фрески, но этим новые посетители катакомб не ограничились. За семь лет скрупулезной работы по очистке и реставрации оригинальных фресок ученые все же решили сохранить следы варваров XVII века – подписи и другие граффити, оставленные в период с 1600 по 1700 год и ставшие частью истории места.

Граффити XVII века, сохраненные реставраторами. Фото с сайта thehistoryblog.com

Выразительнее других здесь отметился сам «Колумб подземелий»: его подпись – Bosio – самая заметная во всем погребальном комплексе (см. заглавную фотографию). Она нанесена углем поверх фрески с изображением Христа и апостолов в «кубикуле пекарей», для ее удаления даже не нужен лазер, но без этой дерзкой подписи первооткрывателя катакомбы и впрямь лишились бы части своего многострадального прошлого.

Теперь количество отреставрированных усыпальниц в катакомбах св. Домициллы увеличилось с десяти до двенадцати. Осталось еще шесть десятков неизученных склепов с фресками, покрытыми многовековой грязью. «У нас еще очень много работы. Но мы продвигаемся, потихоньку, шаг за шагом», — подытожила Барбара Маццеи.

По материалам изданий Phys.org, The Catholic Register, The Telegraph и других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *