В любви страха нет

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Иоанна 4:18).

Раньше я неправильно понимала этот стих. Я думала, в этом стихе говорится, что если я смогу проявлять к людям совершенную любовь, в моей жизни не будет места страху. Я усердно пыталась любить других, но у меня ничего не получалось. Я даже чуть-чуть не могла любить их, не говоря о том, чтобы любить совершенно!

В моей жизни было очень много страха – страха, который проявлялся в неуверенности в себе и различных сомнениях. Боящийся человек волнуется и переживает о многом: о прошлом, о будущем, о деньгах, о мнении других людей и т.д. Эти мысли постоянно преследуют человека, мучая и лишая сил. В 1 Иоанна 4:18 так и написано: «В страхе есть мучение».

Существует множество нечистых духов, которых сатана использует для того, чтобы лишать людей счастья, и я думаю, что страх – самый главный из них. Страх является корнем большинства проблем, которые лишают нас радости. Например, если мы неуютно чувствуем себя с какими-то людьми, то обычно это вызвано страхом, что эти люди о нас думают. Если мы стараемся сохранять контроль над ситуацией и ради этого вступаем в соперничество, то, скорее всего, это вызвано тем, что мы опасаемся стать уязвимыми, если не будем контролировать всё происходящее с нами.

Кто управляет?

Многие стремятся управлять людьми, обстоятельствами и даже Богом. Но это невозможно. Из-за страха я на протяжении многих лет стремилась контролировать всё и всех. Я боялась оказаться уязвимой, потому что в прошлом меня очень много обижали. Я ещё не знала, что совершенная любовь изгоняет страх. Я старалась управлять всем происходящим: быть великим дирижёром оркестра своей жизни. Дух Святой желает управлять и руководить нами. Если мы позволим Ему, Он поведёт нас к великим благословениям. Мы должны позволить Святому Духу управлять нашей жизнью, и мы должны понять, что ни в коем случае нельзя пытаться управлять другими людьми. Сатана манипулирует людьми, чтобы добиться своего, но для Божьих детей манипуляции – неприемлемый метод.

Мы должны уповать на Бога, в молитве просить о том, чего желаем, и верить, что Он даст нам самое лучшее в подходящее время. Этому трудно научиться из-за того, что опыт отношений с людьми приучил нас никому не доверять. Мы должны понять, что Бог не такой как люди. Люди несовершенны, и даже те, кто старается никому не причинять боль, иногда становятся причиной чьих-то страданий. Как несовершенные люди могут любить нас совершенной любовью? Если бы они действительно могли любить нас совершенной любовью, у нас бы не было страха. Мы бы больше не боялись, что люди могут причинить нам боль и страдания.

Душевные страдания, вызванные отвержением, предательством, критикой и тому подобным, реальны, они приносят серьёзные проблемы, и мы всеми силами стараемся их избежать. Мне кажется, что всех людей можно разделить на две категории: это те, кто от страха закрывается в себе и живёт одинокой жизнью, избегая близких отношений; и те, кто поступает так, как когда-то поступала я. Такие люди хотят иметь с людьми здоровые, добрые отношения, но не могут их наладить из-за своих страхов.

Такие люди стремятся контролировать, манипулировать и часто злятся. В общем, в их жизни мало радости, но они даже не догадываются, почему у них ничего не получается. В своих поступках они больше руководствуются опытом прошлых страданий, чем истиной Божьего Слова.

Лекарство для неуверенных в себе

Неуверенность в себе распространяется в современном обществе подобно эпидемии. Есть очень много неуверенных в себе людей, которые пытаются развивать взаимоотношения с другими людьми, которые также страдают от неуверенности в себе. Такие взаимоотношения называют дисфункциональными, т.е. они не работают нормально, не приносят пользы, и, следовательно, бессмысленны.

Большинство детей воспитывались в дисфункциональных семьях. Эти дети выросли, но продолжают дисфункционировать, и каждое новое поколение лишь прибавляет проблем, таким образом дисфункциональность общества продолжает возрастать. Но есть тот, кто может решить и эту проблему. Его имя – Иисус Христос.

Когда Иисус сказал: «Я есмь путь» (см. Иоанна 14:6), Он не имел в виду только то, что Он – путь к Отцу и на небеса. Я считаю, Он имел в виду, что Он – путь из любых запутанных и сложных ситуаций.

Пригласите Иисуса в свою жизнь, и Он оздоровит её, восстановит и обновит ваши отношения с людьми. Иисус искупает и примиряет. Через Иисуса Христа наш Небесный Отец желает восстановить всё, что разрушено в нашей жизни.

Когда мы каемся, Он избавляет нас от вины за прошлое и полностью возмещает нам боль прошлых страданий. Да, Иисус – единственный путь.

Почему Иисус помогает нам в этом? Потому что Он есть любовь. Он любит нас. Он – дар Божьей любви к нам. Иисус является проявлением совершенной любви. Только совершенная любовь может изгнать страх. Мы должны стремиться обрести откровение о Его любви к нам.

Лишь немногие люди имеют глубокое откровение о Божьей любви. Бог побуждает меня сейчас сказать вам о том, что Он очень сильно любит вас. Эти слова могут показаться очень простыми, но нет ничего сильнее, во что вы могли бы поверить. Когда у нас нет сомнений в Его совершенной любви, страх теряет власть над нами.

Научитесь пребывать в Божьей любви

Слово «пребывать» означает жить, а не «гостить». Я не хожу в гости к себе домой, я живу дома. Мы должны научиться жить в Божьей любви. В 1-м послании Иоанна 4:16 говорится, что мы должны познать и осознать любовь, которой любит нас Бог. Знание о Его любви к нам не должно быть просто пониманием библейского факта, а реальностью, в которой мы пребываем каждодневно.

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Иоанна 4:16).

Я так отчаянно стремилась обрести откровение о Божьей любви, что несколько лет назад начала записывать всё, что Бог сделал в моей жизни и что я считала проявлением Его любви. Я записывала всё до мелочей, и это помогло мне лучше осознавать Его любовь. Мне нужно было пребывать в Его любви, потому что я нуждалась в исцелении во многих сферах моей жизни. Я была не уверена в себе, боязлива, и я поняла: Божья любовь – это лучшее лекарство для неуверенных в себе людей.

Я записывала, когда люди делали мне подарки. Я записывала, когда я чувствовала расположение к себе. Я записывала, когда Бог отвечал на мои молитвы. Многое из того, что я записала, может показаться кому-то незначительным, но это помогло мне стать таким человеком, которым, как говорил Иисус, должен стать каждый из нас – доверчивым, любящим и смиренным.

Я верю, что Бог показывает нам Свою любовь каждый день различными способами, но потому что мы не научились осознавать Его любовь, мы не замечаем Его дел. И хотя Его любовь никогда не оставляет нас, мы не ощущаем её реальность. И из-за этого она не приносит нам столько пользы, сколько могла бы.

Молитва Павла о церкви, которая записана в Послании к Ефесянам, указывает на важность глубокого откровения о Божьей любви к нам. Павел мог бы молиться о чём угодно. Он мог бы молиться, чтобы у них было больше силы, больше чудес, больше власти над дьяволом, но Павел молился, чтобы церковь была глубже укоренена в Божьей любви.

Павел знал, что с этого начинается и на этом основывается всё остальное. Сила, чудеса, победа и власть основаны на нашей уверенности в Божьей любви к нам.

«(Да даст Бог вам) верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3:17–19).

Этот отрывок Писания совершенно чётко говорит о том, что нам нужно пережить Его любовь – иметь не только интеллектуальное знание, но глубокое откровение. Мы должны быть укоренены в Его любви.

Страх перед бедностью

Существует великое множество страхов, но один из самых мучительных страхов, который поражает многих людей, – это страх перед бедностью. Люди боятся, что их нужды не будут восполнены, что Бог не придёт на помощь вовремя.

В Послании к Евреям 13:5–6 мы находим великое утешение для таких ситуаций. «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»

Может быть, сейчас вы оказались в ситуации, с которой никогда раньше не сталкивались. Может быть, на вас лежат обязанности, с которыми вам никогда раньше не приходилось справляться. Может быть, у вас есть потребности, на которые не хватает ваших ресурсов, и дух страха атакует вас мыслью, что вам из этого не выбраться. Вы можете чувствовать себя одинокими в этой ситуации, вам может казаться, что никому до вас нет дела, но помните – Бог печётся о вас!

Бог говорит, что мы должны быть довольными своими настоящими обстоятельствами, но это не значит, что мы не должны желать перемен. Мы должны быть довольными тем, что Иисус помнит о нас, Он слышит наши молитвы и никогда не подведёт нас. Мы должны научиться наслаждаться своей жизнью с Господом.

Бог всегда движется вперёд. Он никогда не стоит на месте. Даже когда кажется, что ничего не происходит в нашей жизни, Бог продолжает действовать за кулисами и работает над тем, что проявится в подходящий момент. Бог есть жизнь, а жизнь всегда наполнена движением. Мы должны развиваться, а иначе наша жизнь начинает напоминать «болото».

Возлюбленные, у Бога есть план для вашей жизни, и Он проявит Себя вовремя. Не бойтесь, Бог с вами и Он никогда не оставит и не покинет вас. Он не оставит вас без поддержки! Если вы будете нуждаться в финансовой поддержке, Он даст вам её. Если вы будете нуждаться в физической поддержке, Он будет подкреплять вас до тех пор, пока вы не почувствуете прилив сил. Если вам понадобится эмоциональная поддержка, Он утешит вас так, как может утешить только Святой Дух. Он будет питать и подкреплять вас во всех сферах вашей жизни. Бог за вас, Он не против вас. Сатана против вас, а Бог – за вас. И Бог сильнее сатаны!

Пусть ничто не отделит вас от Божьей любви

В Послании к Римлянам 8:35–39 говорится о трудностях и о том, как важно всегда пребывать в Божьей любви. За долгие годы христианской жизни я обнаружила, что Божья любовь поддерживает меня во времена сильных испытаний и стресса. В трудные времена сатана изо всех старается убедить вас, что Бог не любит вас, ведь если бы Он действительно любил вас, то этих трудностей не было бы, или Он бы сразу же избавил нас от них.

Когда меня одолевает страх, я вслух провозглашаю истину о Божьей любви ко мне. Советую вам несколько раз в день говорить: «Бог любит меня!» Не позволяйте дьяволу ослабить вашу уверенность в этой истине.

Во время атак дьявола мы должны облачаться в духовное всеоружие (Ефесянам 6). Один из элементов этого вооружения – пояс истины. В Расширенном переводе Библии говорится, что мы должны затянуть пояс истины во время нападения. Это значит, что во время испытаний мы должны крепче держаться за истины Божьего Слова.

Я хочу завершить эту статью словами из Послания к Римлянам 8:35–39, молюсь, чтобы они утешили вас прямо сейчас. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание. Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Вы одержите победу, если не допустите, чтобы что-то отделило вас от Божьей любви.

Харлан Вейд
Сюжетные линии

Обе

Статус (Vivendi)

Призрак

Статус (Monolith)

Мёртв

Физическое описание
Позиция

сотрудник Корпорации Армахем Текнолоджи

Пол

Мужской

Волосы

Седые
Черные (F.E.A.R. 3, во флешбеках)

Цвет глаз

Голубые

Хронологическая и политическая информация
Актер озвучивания

Грант Гудив

Принадлежность

Корпорация Армахем Текнолоджи

Здесь что-то не так…

Это незавершенная статья. Вы можете помочь F.E.A.R. GAME Вики дополнив её.

» Мы создали чудовище, а чудовища всегда стремятся уничтожить своих творцов. — Харлан Вейд

Харлан Вейд (англ. Harlan Wade) — ученый, десятилетиями работавший в корпорации Армахем Текнолоджи. Разработал Проект Источник, а также был инициатором его закрытия. Главный антагонист F.E.A.R. 3. Харлан озвучен Грантом Гудивом. В русской версии игры от СофтКлаб озвучен Виктором Бохоном.

ПредысторияПравить

В 1979 году, жена Харлана родила девочку, будущую Альму Вейд. Практически с рождения у Альмы начинают проявляться признаки психической неуравновешенности. У девочки часто случались истерические припадки, она несла бред, по ночам снились яркие кошмары. Однажды Харлан рассказал об этом своему коллеге в АТК Маршалу Дислеру, и тот выдвинул предположение, что Альма — телепат. Приняв это к сведению, Харлан разрешает АТК начать проводить эксперименты над дочерью. Некоторые тесты были вполне безобидные, например, корпорация тестировала Альму на предмет наличия у нее тех или иных способностей. Некоторые же, внушали ужас, в частности тестирование путем электрошоковой терапии. С этого времени, дочь стала бояться Харлана, каждый раз когда он начинал сердиться, она, в страхе, пряталась от него. Данный факт идет в пользу теории того, что возможно Харлан также издевался над Альмой.

Вскоре Альма начинает использовать свои способности против сотрудников корпорации, однако Харлан игнорирует ее желание уйти из под наблюдения, вместо этого он ставит на ней новый эксперимент. Понимание того, что Альму становится сложнее контролировать, побуждает Харлана к созданию Проекта Источник. Вейд-старший и его друзья-лаборанты используют ДНК девочки для создания прототипа плода матери, который, как они надеялись, станет сильнейшим телепатическим командиром в ментальной войне. Однако Харлану было этого мало. Он утверждал, что у прототипа будет больше шансов стать телепатом, если он, также, будет находиться в утробе телепата. Корпорация согласилась с доводом Вейда, но Альме было всего 7 лет — неподходящий возраст для зачатия ребенка.

Ранний арт Харлана Вейда.

Доподлинно неизвестно, кому принадлежала идея поместить Альму в искусственную кому до достижения той половой зрелости, однако в F.E.A.R. 2: Project Origin, можно услышать, как Харлан высказывается против этого. Несмотря на это, неизвестная личность убеждает его, что это необходимо. В итоге, Харлан разрешает АТК изолировать Альму, путем искусственной комы, до достижения последней четырнадцатилетнего возраста. После выведения девочки из сна Харланом и другими учеными, она была оплодотворена. В возрасте 15-ти лет, Альма снову выводят из комы, для рождения первого прототипа. На протяжении родов, Альма неожиданно пробуждается и начинает кричать, повергая всех в шок. Игнорируя крики и мольбы собственной дочери, Харлан, сразу же после рождения, отбирает у нее ребенка, оставляя наедине с Альмой ученых, чтобы те вновь поместили ее в кому. После того, как первый прототип показал свою несостоятельность, Харлан оплодотворяет Альму во второй раз.

Спустя 10 лет, второй прототип неожиданно становится преступником. Харлан был одним из тех, кто лично отключал систему жизнеобеспечения Альмы, оставляя ее умирать на протяжении 6-ти дней. Годами позже он раскаялся в том, что подвергал Альму пыткам, а затем и убийству. Но, увы, это в конечном счете приведет Харлана к смерти от рук своей дочери.

Общая сюжетная линияПравить

F.E.A.R.: First Encounter Assault ReconПравить

Впервые Харлан появляется в воспоминаниях протагониста, в самом начале игры. Обращаясь к первому прототипу, появившемуся благодаря проекту Источник, а ныне к Пойтнмену Ф.Е.А.Р., он говорит: «Ты станешь богом».

В 2025 году, президент АТК Женевьева Аристид, после двух десятилетий строгой изоляции, решает расконсервировать Источник, чем навлекает на себя гнев Харлана. Вейд-старший утверждал, что хотя Альма и умерла, «витки» ее сил могут все еще оставаться активными в объекте, что делает опасным его повторное открытие. Аристид игнорирует его предупреждения, и Харлан с ужасом осознает, что витки сил Альмы не только патрулируют объект — пробуждается ее дух — это открытие которое, как он позже предположит, было связано с сильнейшим чувством ненависти Альмы, которое не покинуло ее даже в момент ее смерти.

Осознав, что дух дочери пробудился после повторного открытия Объекта Источник, Харлан настаивает на закрытии Проекта Персей, опасаясь повторной синхронизации Альмы с ее младшим сыном. В одном из голосовых сообщений, можно услышать, что Вейд-старший придерживается мнения Чарльза Хабеггера о его рекомендации приостановить работы над проектом. В этом же сообщении одному из сотрудников, он говорит о том, чтобы те (сотрудники) прислушались к «мнению эсксперта», которым он делился с ними, или «влипли в такое дерьмо, что мало не покажется». Харлан также проклинает Женевьеву, ответственную за открытие Склепа и по вине которой все случилось. В сообщении к Нортону Мейпсу, он отмечает, что «ей надо было просто выпустить пар» и что «она сама вырыла себе могилу». Как и предыдущие предупреждения, эти также не возымели должного эффекта над Аристид, в результате чего, после объединения разумов Феттела и Альмы, были убиты несколько сотрудников корпорации. Став преступником, Феттел берет командование репликантами и поднимает бунт.

После данных событий, Харлан звонит своей младшей дочери, Элис Вейд, в ее офис, в штаб-квартиру Армахем Текнолоджи и просит ее покинуть здание. Он знал, что возмездие Альмы и Феттела наиболее вероятно будет направлено на штаб-квартиру, исходя из жестокого обращения к Альме и экспериментов, поставленных на ней, во время пребывания той в руках АТК.

Альма убивает Харлана.

Харлан идет к Объекту Источник, где стреляет в Нортона Мейпса, при попытке последнего остановить его от вхождения в Саркофаг — часть объекта, где расположено тело Альмы. Прознав о планах Мейпса и Аристид, взорвать Объект, он решает выпустить Альму, говоря Пойнтмену, что «Она уже настрадалась». После открытия Склепа, Харлан немедленно был зверски убит Альмой. Ему казалось, что в его смерти не было причины, однако в ранее заснятом видео он отмечает, что «Мы создали чудовище, а чудовища всегда стремятся уничтожить своих творцов.»

К концу игры выясняется, что Харлан отец Альмы, а значит он приходится Пойнтмену и Пакстону Феттелу родным дедом.

Сюжетная линия MonolithПравить

Alma InterviewsПравить

В этом видео живого действия, человек в очках наблюдает, как Альма атакует ученого АТК Док. Грин. Хотя, это никогда не подтверждалось, предположительно этот человек — Харлан Вейд.

Сюжетная линия VivendiПравить

F.E.A.R. Extraction PointПравить

В этой игре его можно увидеть сидящим в углу камеры, на протяжении галлюцинации Пойнтмена в Больнице Оберна. В случае если прототип будет смотреть на Харлана слишком долго, в центре камеры появится проявление, которое загородит обзор игроку.

F.E.A.R. Perseus MandateПравить

В этой игре имя Харлана упоминается в ряде докладов Ночных и Сенатора.

ЦитатыПравить

Основная статья: Харлан Вейд/Цитаты

Интересные фактыПравить

  • В начале игры F.E.A.R., можно услышать, как Альма кричит: «Я ненавижу тебя, папа!»(На русский язык фраза не переведена). Это является пасхальным яйцом.
  • В соответствии с полевым руководством Армахем, Харлан пожертвовал на роды Альмы генетический материал, что сделало его отцом Пакстона Феттела и Пойнтмена. В этом же руководстве, можно найти комментарии Аристид, где она называет это «отвратительным».
  • В первой игре Харлан оставляет голосовое сообщение своей дочери Элис, в котором просит ее пойти к Объекту Источник. Из этого послания неясны намерения Вейда-старшего, ведь он знал, насколько был опасен объект. Вполне вероятно, что он хотел раскрыть дочери всю правду об Альме, а затем, возможно, даже дал бы Альме убить и себя и Элис.
  • Остается загадкой, как Харлан узнал, что его дочь Элис убита Феттелом, находясь в Саркофаге. Также неизвестно, как он мог столь долгое время скрываться от «репликантов».
  • Когда Харлан на высоких тонах беседует с Мейпсом.В режиме замедления можно успеть его перехватить.В этом случае игра зависнет и вернется в главное меню.

ГалереяПравить

Харлан осуждает «щенячью верность» Нортона Мейпса Женевьеве.Харлан стреляет в Нортона Мейпса из Пистолета AT-14.Харлан заходит в Склеп.Харлан в Саркофаге, готовится выпустить Альму.
Добавить фото в галерею

ПримечанияПравить

  1. Полевое Руководство Армахем
  2. Полевое Руководство Армахем
  3. Персонажи F.E.A.R. (бывший официальный сайт, сейчас не функционирует) www.whatisfear.com
Корпорация Армахем Текнолоджи
Совет директоров Женевьева Аристид • Карсон Сальерс
Нанятые Алдус Бишоп • Элис Вейд • Билл Моди • Бретт • Чарльз Хабеггер • Грин • Йорк • Харлан Вейд • Йен Хайвс • Маршал Дислер • Бристоль • Нортон Мейпс • Фил Веккьо • Ричард Вэнек • Сэмюэлс • Скотт Рассмуссен • Терри Хэлфорд • Уолт Грегг • Джонстон • Джон Брейерс • Сондерс • Дженис
Проекты Проект Предвестник • Проект Икар • Проект Источник • Проект Парагон • Проект Персей • Проект Пифагор
Продукты Мерзость • Альма Вейд • Тёмный Сигнал • Пакстон Феттел • Пойнтмен • Солдаты-клоны
Объекты Отдел биологических разработок Армахем • Предвестник (объект) • Источник (объект) • Комплекс Парагон • Компаунд Персея • Стилл Айленд • Саркофаг • Начальная школа им. Вейд • Подопечный (объект) • Рождение (объект)
Другие области принадлещие Фейрпорту Штаб-квартира корпорации Армахем Текнолоджи • Второй объект корпорации Армахем Текнолоджи • Башня Валькирии • Госпиталь им. Вейд
Вооружённые силы Армахем Охранник Армахем • Охранник быстрого реагирования • Легкий Солдат Секретных Операций Армахем • Специалист Секретных Операций • Солдаты Секретных Операций АТК • Тяжелый Солдат Секретных Операций • Пиротехник Секретных Операций • Элита Секретных Операций Армахем • Ричард Вэнек • Сэмюэлс • Фазовый командир • Фазовый Литейщик Армахем • Солдат Армахем с Тяжелой Ракетницей • Снайпер Армахема • Солдат Армахема • Тяжелый защитник от Беспорядков АТК • Робертс • Такер • Тернер • Фелдмен • Пилот Армахема • Бирс
Используещееся оружие Энергетическое оружие Прототип-7 • Тип-12 Пульсирующее оружие • XS Шоковая граната • HV Перфоратор • HV Молот • Помповое ружьё SHO Series-3 • Шреддер • Защитная туррель • Дуговой пульсар • S-HV Перфоратор • Голиаф
Использованный Транспорт АПК Секретных Операций • Боевой самолет Армахем • Автомобиль службы безопасности • Бронированный Персональный Носитель Армахем • Вертолёт Армахем
Другие развитые Технологии Безымянный Воздушный Транспорт • Штурмовик REV6 • REV9 Штурмовик • REV8 Левиафан • Бронированный Штурмовик • Элитный штурмовик

п · о · р

Персонажи

Основные персонажи

Пойнтмен — Альма Вейд — Пакстон Феттел — Харлан Вейд — Элис Вейд — Спенсер Янковски — Нортон Мейпс -Джин Сун-Квон — Дуглас Холидей

Прочие персонажи

Родни Беттерс — Йен Хайвс — Женевьева Аристид — Т. Этвуд — Алдус Бишоп — Бретт — Е. Коттон — Маршал Дислер — Чарльз Хабеггер — Дэвид Хойл — Дженис — П. МакРеди — Билл Моди — П. Николеску — Д. Пассалаква — А. Шепард — Фил Веккьо — Бреммер — Доктор Грин — Марк Харрисон

Оружие

Винтовка ASP — Пистолет AT-14 — Наземная мина AT-S — Штурмовая винтовка G2A2 — HV Перфоратор — Дистанционная бомба M77 — Ракетная установка MOD-3 — Автоматическая пушка MP-50 — Осколочная граната N6A3 — Пистолет-пулемёт RPL — Автоматический пистолет SM15 — Пучковое оружие Тип-7 — Боевой дробовик VK-12 — Автоматический дробовик Уотсона — Рукопашная

Вспомогательное

Бронежилет — Аптечка — Усилитель рефлексов — Усилитель здоровья

Локации

Фейрпорт — Оберн — Штаб-квартира корпорации Армахем Текнолоджи — Южная водоочистная станция — Источник (объект) — Саркофаг — Бы$трые деньги — Газетный киоск — Квартирный комплекс — Мир Альмы — Роддом

Проекты

Проект Икар — Проект Источник — Проект Парагон — Проект Персей

Солдаты-клоны

Солдаты-клоны — Клон-ассасин — Клон-пехотинец — Элитный клон — Клон-десантник — Штурмовик — Клон-разведчик — Клон-снайпер — Тактический клон

Транспорт

Бронированный грузовик — Автомобиль службы безопасности — Ударный вертолет Лань-Д — Штурмовик REV6 — Вертолёт UH-60 Блэк Хок

Вооружённые силы Армахем

Защитная туррель Армахем — Охранник Армахем — Вооружённые силы Армахем — Безымянный воздушный транспорт

Другие враги

Проявления Альмы — Кошмар

События

Взрыв комплекса Источник — События Синхронизации

Мультиплеер

F.E.A.R. Combat

Предметы

Cheezee Pooz — Ноутбуки — Торговые автоматы — Заметки

Термины

Телепаты — Ф.Е.А.Р. — Отряд «Дельта» — Корпорация Армахем Текнолоджи — F.E.A.R. Секреты и Пасхальные Яйца — Сюжетная линия Monolith — Галлюцинации — Спутниковый шпион Ганнибал-3 — Гвардеец — Баги — F.E.A.R. E3 — Цитаты — Прохождение — Slow-Mo — Полевое руководство Армахем — Эпизоды — Первая команда Ф.Е.А.Р. — Сюжетные моменты — Служба столичной полиции — Консольные команды — Список появлений Альмы — Пилот Блек Хока — F.E.A.R. Original Soundtrack

Неизданный материал

Д. Макклау — Уличная турель — Конрад Криг — Неизданные цитаты

п · о · р

Персонажи

Основные персонажи

Пойнтмен — Альма Вейд — Пакстон Феттел — Харлан Вейд — Джин Сун-Квон

Прочие персонажи

Майкл Беккет — Третий ребёнок — Пилот Армахем — Женевьева Аристид — Робертс

Оружие

Дуговой луч — ПП Бриггс — Два MP-970 — EL-10 CAS — Штурмовая винтовка G3A3 — Осколочная граната N6A3 — Перфоратор S-HV — Schuller LDR50 — Strader Mk. VII — Хаммер — Шреддер — Шоковая граната XS — Arsenal AK — Голиаф — Нож — Светошумовая граната — Полицейский щит — Рукопашная

Локации

Фейрпорт — Район Оберн — Тюрьма — Вейд (объект) — Best Save Co. — Больница Фейрпорта — Трущобы — Загородные дома Фейрпорта — Башня — Мост — Аэропорт — Мир Альмы

Проекты

Проект Источник

Солдаты-клоны

Солдаты-клоны — Пехота Армахем — Стрелки Армахем — Тяжёлая пехота Армахем — Ракетчик Армахем

Транспорт

БМП Армахем — Тяжёлый штурмовик — Вертолёт Армахем — Штурмовик REV9 — Истребитель Армахем — Lockheed C-130 Геркулес

Вооружённые силы Армахем

Защитная туррель Армахем — Снайпер Армахем — Фазовый воин — Фазовый командир — Солдат Армахем — Вооружённые силы Армахем — Механический тягач

Другие враги

Первичный — Культист — Каннибал — Падальщик — Привидение — Проявления Альмы

Режимы сетевой игры

Soul Survivor — Soul King — Contractions — F**king Run!

Карты сетевой игры

This Is Suicide! — Свежая рыба — Езда — Чёрное золото

Термины

Телепаты — Синхронизация — Ф.Е.А.Р. — Корпорация Армахем Текнолоджи — Сюжетная линия Monolith — Кукла Альмы — Цитаты — Slow-Mo — Эпизоды — Секреты и пасхальные яйца F.E.A.R. 3 — Телепатическая связь — Взрыв Источника — Галлюцинации

п · о · р

Персонажи

Основные персонажи

Пойнтмен — Альма Вейд — Пакстон Феттел — Спенсер Янковски -Джин Сун-Квон — Дуглас Холидей

Прочие персонажи

Родни Беттерс — Билл Моди — Харлан Вейд — Нортон Мейпс — Элис Вейд — Чарльз Хабеггер — Джон — Д. Пассалаква

Оружие

Огневая точка AP-5 — Пистолет AT-14 — Наземная мина AT-S — Штурмовая винтовка G2A2 — Тяжелый 10мм Перфоратор — Дистанционная бомба M77 — Ракетная установка MOD-3 — Автоматическая пушка MP-50 — Осколочная граната N6A3 — Пистолет-пулемёт RPL — Автоматический пистолет SM15 — Пулемёт TG-2A — Лазерный карабин Тип-12 — Пучковое оружие Тип-7 — Боевой дробовик VK-12 — Винтовка ASP — Рукопашная

Вспомогательное

Бронежилет — Усилитель рефлексов — Аптечка — Усилитель здоровья

Локации

Фейрпорт — Оберн — Мемориальная больница Оберна — Церковь — Склады — Старое метро — Квартирный комплекс

Проекты

Проект Икар — Проект Источник — Проект Парагон — Проект Персей

Солдаты-клоны

Солдаты-клоны — Клон-ассасин — Клон-пехотинец — Элитный клон — Клон-десантник — Штурмовик — Клон-разведчик — Клон-снайпер — Тактический клон — Элитный лазерный клон — Полицейский штурмовик

Транспорт

Бронированный грузовик — Автомобиль службы безопасности — Ударный самолёт Лань-Д — Штурмовик REV6 — Вертолёт UH-60 Блэк Хок — Левиафан REV8 — Lockhid Геркулес C-130

Другие враги

Проявления Альмы — Кошмар — Тень

Вооруженные силы Армахем

Охранник Армахем — Вооруженные силы Армахем — Беспилотник

События

Взрыв комплекса Источник — Синхронизация

Предметы

Cheezee Pooz — Маркированные ящики Армахем Текнолоджи

Термины

Телепаты — Ф.Е.А.Р. — Отряд «Дельта» — Корпорация Армахем Текнолоджи — Секреты и пасхальные яйца F.E.A.R. Точка Эвакуации — Галлюцинации — Цитаты — Slow-Mo — Эпизоды — Первая команда Ф.Е.А.Р. — Прохождение — Консольные команды — Пилот Блэк Хока

п · о · р

Персонажи

Основные персонажи

Сержант — Альма Вейд — Пакстон Феттел — Стив Чен — Командир Ночных — Дэвид Рейнс

Другие персонажи

Родни Беттерс — Бретт — Дэвид Хойл — Спенсер Янковски — Бристоль — Уолт Грегг — Гэвин Моррисон — Скотт Расмуссен — Джон Брейерс — Харлан Вейд

Оружие

Огневая точка AP-5 — Винтовка ASP — Пистолет AT-14 — Наземная мина AT-S — Штурмовая винтовка G2A2 — Тяжелый 10мм Перфоратор — Гранатомёт K3-BT — Электродуговое оружие LP4 — Дистанционная бомба M77 — Ракетная установка MOD-3 — Автоматическая пушка MP-50 — Осколочная граната N6A3 — Пистолет-пулемёт RPL — Автоматический пистолет SM15 — Пулемёт TG-2A — Лазерный карабин Тип-12 — Пучковое оружие Тип-7 — Усовершенствованная винтовка VES — Боевой дробовик VK-12 — Рукопашная

Вспомогательное

Бронежилет — Усилитель рефлексов — Аптечка — Усилитель здоровья

Локации

Информационный центр Армахем — Отдел биологических разработок Армахем — Район Оберн — Фейрпорт — Дренажный канал — Компаунд Персея — Старое метро — Канализация — Саркофаг — Склад

Проекты

Проект Икар — Проект Источник — Проект Парагон — Проект Персей

Солдаты-клоны

Солдаты-клоны — Клон-ассасин — Клон-пехотинец — Элитный клон — Клон-десантник — Штурмовик — Клон-разведчик — Клон-снайпер — Тактический клон — Элитный лазерный клон — Полицейский штурмовик

Транспорт

Бронированный грузовик — Автомобиль службы безопасности — Штурмовик REV6 — Вертолёт UH-60 Блэк Хок — Lockheed C-130 Геркулес — Левиафан REV8

Вооружённые силы Армахем

Защитная туррель Армахем — Охранник Армахем — Вооруженные силы Армахем — Беспилотник — Охранник быстрого реагирования

Другие враги

Ночные — Командир Ночных — Элитный пехотинец Ночных — Легкий пехотинец Ночных — Тяжёлый пехотинец Ночных — Проявления Альмы — Пугало — Кошмар — Тень

События

Взрыв комплекса Источник — Синхронизация (событие) — Удаление информации

Термины

Телепаты — Ф.Е.А.Р. — Отряд «Дельта» — Корпорация Армахем Текнолоджи — Ноутбуки — Вторая команда Ф.Е.А.Р. — Источник — Галлюцинации — Спутниковый шпион Ганнибал-3 — Цитаты — Маркированные ящики Армахем Текнолоджи — Slow-Mo — Эпизоды — Секреты и пасхальные яйца F.E.A.R. Проект Персей — Консольные команды — Список появлений Альмы — Прохождение — Пилот Блэк Хока

Мудрость духовная

Святые отцы о страхе Божием

Преподобный Ефрем Сирин:
Страх Господень — кормчий души.
Страх Господень во всяком занятии подает благодать боящимся Господа.
Страх Господень — источник жизни.
Страх Господень просвещает душу.
Страх Господень истребляет лукавство.
Страх Господень умерщвляет всякое другое пожелание.
Страх Господень ослабляет страсти.
Боящийся Господа не преткнется, потому что ходит во свете заповедей Его.
Бойся Господа, и будет Он тебе стеною, и в день кончины обретешь благодать.
Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает тобой.
Великий свет в душе — страх Господень, который изгоняет из нее тьму и делает ее чистой.
В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится.
В ком есть страх Божий, тот легко спасается от козней врага. Враг ни в чем не уловляет его, потому что он из страха не позволяет себе плотских удовольствий.
Кто же не имеет страха Божия, тот открыт нападениям диавольским.
Кто не имеет страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах.
Кто всегда имеет страх Божий и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других.
Страх Божий — вершина познаний; где нет его, там не найдешь ничего (истинно) доброго.
Преподобный Антоний Великий:
Свет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его. Так страх Господень, войдя в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростью.
Авва Евпрений:
Если человек будет смиряться, если будет бескорыстен, если воздержится от осуждения, то придет к нему страх Божий.
Преподобный авва Исаия:
Совершенство всего монашеского жительства заключается в том, что человек достигает страха Божия в духовном разуме и внутренний слух начнет внимать совести, направленной по воле Божией.
Если человек говорит, что боится Бога, но не находит в себе страха Божия, когда он нужен, чтобы обуздать гнев, дерзость, покушение учить другого тому, чего сам не узнал опытом, чтобы обуздать человекоугодие, или искание славы человеческой, или какую-либо другую страсть,- все подвиги такого человека суетны.
Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием.
Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих, а свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести.
Страх Божий — хранитель и защитник души; он — страж ума, этого царя, владычествующего над внутренним человеком; он поражает всех врагов царя.
От постоянного помышления о Суде Божием рождается страх Божий; попирающий же совесть утрачивает добродетели.
Проси Бога от всей крепости твоей, чтобы Он ниспослал страх Свой в сердце тебе. Страх Божий умерщвляет все страсти, борющие несчастную душу, чтобы отлучить ее от Бога и овладеть ею.
Если тебя прославляют и ты с услаждением принимаешь похвалу,- нет в тебе страха Божия.
Если скажут о тебе что-нибудь несправедливое и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия.
Если ты посещаешь славных мира с намерением свести с ними короткое знакомство и дружбу, то нет в тебе страха Божия.
Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, насколько больше ты должен страшиться Бога, Который совершенно видит тайны сердца твоего.
Если ты последуешь водительству страха Божия, никакая страсть не сможет насильно владеть тобою.
Горе небоящимся Бога, ибо они впадут во многие грехи и будут наказаны в этой и в будущей жизни.
Кто имеет страх Божий, тот в чистоте приносит плоды добродетели и отсекает ветви.
Источник всех добродетелей — страх Божий.
Тот, в ком есть страх Божий, заботится о том, чтобы не нашлось в нем недостатка в какой-либо добродетели.

Преподобный Пимен Великий:
Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании.
Авва Серапион:
Как телохранители царя, предстоя ему, не могут оглядываться ни направо, ни налево, так и человек, предстоя Богу и ощущая страх Его, не может ни на что иное обращать внимание.
Изречения безымянных старцев:
Имеющий страх Божий имеет сокровище, исполненное благ: страх Божий хранит человека от греха.
Святитель Василий Великий:
Если страх Божий не управляет нашей жизнью, не может освятиться тело.
Как пригвожденные остаются неподвижными и бездейственными, так и объятые страхом Божиим избегают всякого страстного обуревания грехом.
Удерживаемый страхом от всякого недостойного поступка не лишен сил ни для какой добродетели, но совершен и не имеет недостатка ни в одном из совершенств, свойственных человеческой природе.
Зная, что крепок наш Владыка, бойтесь Его крепости и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Для того чтобы не делать неправды, хорош страх; а для того чтобы, однажды согрешив, не вознерадеть о себе по безнадежности, хороша надежда на милость.
В ком ясно напечатлено ожидание угрожающего, тому страх не дает времени впадать в необдуманные поступки или помышления.
Святитель Григорий Богослов:
Где страх Божий, там соблюдение заповедей; где соблюдение заповедей, там очищение плоти — этого облака, омрачающего душу и препятствующего ей ясно видеть Божественный луч. Но где очищение, там озарение, озарение же есть исполнение желания для стремящихся к предметам высочайшим или к Высочайшему, Тому, кто выше всего высокого.
Святитель Иоанн Златоуст:
Славнее всех люди, имеющие страх Божий, хотя бы они были доведены до крайней бедности.
Страх Божий составляет истинное блаженство.
С того времени, как кто-либо познает страх Божий, он всецело предает себя Богу и уже не может располагать сам собой, потому что подчиняет себя закону Божию.
Тот, кто сохранил страх Божий, преследует ложь, имея судью в собственной совести. Впавший в забвение страха Божия обрекается на непрестанные заботы, беспокойства и скорби.
Подлинно, ничто так не губит человека, как потеря страха Божия, и, наоборот, ничто так не спасает, как обращение взоров к Богу.
Преподобный Исаак Сирин:
Страх Божий вводит нас на корабль покаяния, который пересекает греховное море жизни и идет к божественной пристани — любви.
Преподобный Иоанн Лествичник:
Когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его.
Умножение страха Божия есть начало любви.
Преподобный авва Дорофей:
Человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений; если каждый вечер испытывает себя — как он провел день и каждое утро — как прошла ночь; если не будет дерзким в обращении и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога.
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Страх Божий и чувство Его праведного воздаяния сокрушают плоть и кости подобно камню, опускаемому машиной и давящему виноград, прежде истоптанный в точиле. Ибо сначала ногами истаптывают виноград, а потом сдавливают его камнем, чтобы выжать последние соки. Так и страх Божий делает то, что человек становится попранием всех людей. А когда сотрется вконец гордыня его и тщеславное мудрование плоти его, тогда ниспадает на него свыше легчайший и благой камень — святое смирение. И выжимает из него всю сырость плотских удовольствий и страстей, и делает благоугодной и добротной душу, таким образом смирившуюся и сокрушившуюся слезами, истекающими как река. И эту душу делает источником живой воды, врачующей раны грехов и смывающей их нечистые крови. И весь человек делается белее снега.
Блаженный Диадох:
Как раны на теле, если не очистить их и не подготовить, как должно, не чувствуют лекарств, а когда очищены, чувствуют действие их и тем самым совершенно исцеляются, так и душа: пока остается нерадивой, покрыта проказой сластолюбия — не может чувствовать страха Божия, даже если бы кто непрестанно толковал ей о Страшном Суде Божием. А когда начнет очищаться, углубленно внимая себе, тогда начинает чувствовать, как некое живительное врачевство, страх Божий, пережигающий ее, как в огне, неким действием обличений, и таким образом, мало-помалу очищаясь, достигает наконец совершенного очищения. При этом насколько в ней возрастает любовь, настолько же умаляется страх, пока не придет она в совершенную любовь, в которой нет страха, но совершенное бесстрастие, производимое действием славы Божией. Да будут же нам в непрестанную похвалу похвал, во-первых, страх Божий, а наконец, любовь — полнота совершенства во Христе.
Святитель Димитрий Ростовский:
Петр говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5, 8). Петр исповедует себя грешником и произносит над собой осуждение быть недостойным лицезрения Христова. Он как бы заточает и изгоняет самого себя от лица Христова, как бы говорит: стыжусь грехов моих, боюсь же лица Твоего. О Правосудный, видящий сокровенное! Я не смею смотреть на Тебя, недостоин быть пред лицом Твоим, но достоин далеко от Тебя стоять, как осужденный и изгнанный. Но «куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138, 7). Ты Сам уйди на время от меня, как уходит солнце от этого видимого полушария и потом снова сияет. Уйди от меня. Свет мой, со страхом правосудия Твоего, которого я ужасаюсь, пока я не спрошу совесть мою, не исследую подробно грехи мои и не произнесу суда над самим собою. Тогда снова воссияй мне, Солнце мое, озаряя меня лучами благодати Твоей.

Таково-то значение слов Петра, таков смысл, такова тайна. О добрый образ спасения грешников! О доброе наставление всем! Хочешь ли, грешник, не быть осужденным на Страшном Суде Божием? Осуди самого себя, предупреждая Суд Божий твоим самоосуждением. Не напрасно говорит апостол: «…если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11, 31). Если каждый из нас научится знать и судить свои грехи, то избавится от вечного осуждения.
С кем Бог, тот делает все доброе и с ним происходит все доброе, а с кем нет Бога, тот делает все злое и с ним делается все злое. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31), если же нет Бога с нами, то все враги наши восстают на нас и одолевают нас. Если Бог с нами, то и паутина будет для нас твердой каменной стеною; если же нет Бога с нами, то и твердые каменные стены будут паутиной, не защитят нас. С кем Бог, тому и благо, а кто без Бога, тому горе.
С кем же есть Бог и с кем нет Его, на это легко отвечать каждому: кто добродетелен, богоугоден, при том Бог пребывает, а кто злое творит и Бога прогневляет, при том нет Бога. С добрым человеком Бог, а со злым нет. Справедливо то, что Бог, Своею всемогущей, всесодержащей и всеуправляющей силой, есть при всяком человеке, так же при злом, как и при добром, как везде сущий и все исполняющий. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Он и жизнь всех содержит — добрых и злых, праведных и неправедных, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28). Но Своею особенной благодатью, милосердной, спасающей, помогающей, покрывающей и соблюдающей, Он находится не со всяким человеком, а только с тем, кто, обратив к Нему умственные очи с сердечной любовью и со страхом, всегда видит Его пред собою, по слову Давидову: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс. 15, 8), и ради присутствия Его, ради любви и страха, все, что делает, говорит и помышляет, делает богоугодно, говорит истинно, помышляет благо, часто повторяя себе слова: «Жив Господь, пред Которым я стою», или, говоря пространнее, жив Господь, пред всевидящими очами Которого я хожу, стою, делаю, ем, пью, говорю, беседую, помышляю, и все, что ни творю, творю пред Его взорами и потому не смею что-нибудь плохое сделать, или сказать, или помыслить…
Почему человек преступает заповеди Божии, добрые, святые, душеспасительные? Потому, что нет Бога пред ним. Почему дерзает обижать ближних, грабить, похищать, насиловать, озлоблять? Потому, что нет Бога пред ним. Почему вор крадет, разбойник разбойничает, бесстыдник сквернословит, лжец лжет, клятвопреступник клянется во лжи, досадитель досаждает? Почему корыстный судья неправедно судит, лживый свидетель лжесвидетельствует, злобный коварствует? Потому, что нет Бога перед ними, нет страха Божия у них, не помнят о Боге, ни суда Его не боятся, ни мук вечных, ни Царствия Небесного не ждут. Нет Бога перед ними, и оскверняются их пути на всякое время. О, если бы Бог был перед очами грешника, если бы грешник помнил о будущем Суде и наказании, то не дерзал бы согрешать и прогневлять Бога, Судию Своего и Мстителя!
Где нет присутствия Господня, где люди не имеют перед очами Бога, где не смотрят на Бога, там бывает не что иное, как присутствие бесов и бесовская злоба.
Святитель Тихон Задонский:
Окружаемая и хранимая страхом Божиим душа бывает неподвижна ни на какое зло. И если какое искушение бесовское и злая мысль приходит ей, сразу ужасается и взывает к Богу: «Господи, помоги мне!» и так против зла стоит и борется. Потому страх Божий — корень всех благ. «Начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110, 10). Ибо кто премудр? Тот, кто везде и всегда осторожно поступает и невидимого Бога видит перед собой. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5, 15). Начало этой премудрости есть страх Господень. Страху же Господню человека «научает» Божия благодать (Пс. 33, 12).
Страх Божий рождается от рассуждения о свойствах Божиих. О том, что Бог — вездесущ и знает всякое дело, слово и помышление. Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло. Что Бог — Праведный Судия и всякому воздаст по делам. Что перед Ним и самые ангельские чины трепещут. Что Бог содержит весь свет в Своей руке. Что Бог, в мгновение ока, может в самом действии греха погубить грешника праведным судом. Что Бог за грех уготовал вечный огонь…
В доме ли я сижу — Господь Бог со мною; выйду ли из дому — Он не оставляет меня. По пути ли иду — Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей,- не отступает от меня Господь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не видением, но делаю ли, или говорю, или мыслю — перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою — перед Ним стою, Он на меня смотрит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разумеет помышления мои. Перед Ним я преклоняю колени мои, и припадаю, и поклоняюсь, и вздыхаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него милости, но Его Самого не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это размышление мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать, как дети перед отцом своим, подданные перед царем своим.
Святитель Феофан Затворник:
«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притч. 2, 3-5). Корень богоугодной жизни — страх Господень. Когда придет он, то, как творческая сила, все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок — космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен, воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в рабстве и не смел говорить здравые речи; пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство — придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.
Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни (Притч. 8, 13). А если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такой заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его — и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство, но делом оно дается от Господа. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно — он выправит все твои неправды.
Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, еще здесь явленные над не покоряющимися Его воле. «Ангелов согрешивших не пощадил» (2 Пет. 2, 4). Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподней. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел потоп и всех погубил, исключая восемь душ семейства Ноя. Не посмотрел, что было много нечестивых. Над тобою ли одним станет Он раздумывать — погубить тебя или нет, когда не станешь слушать голоса Его?! Долго терпел Господь Содом и Гоморру. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечестивых. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собой, особенно в ночной тишине и темноте, и, возгревая тем страх Божий, страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного.
Святитель Филарет, митрополит Московский:
Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле угодном Богу.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека.

Страх Божий — ощущение совершенно новое. Страх Божий — действие Святого Духа.
Желающий приступить к Богу для служения Ему должен предаться руководству страха Божия.
Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, перестает произносить слова, плодить мысли: благоговейным молчанием… выражает сознание своего ничтожества и невыразимую молитву, рождающуюся из этого сознания.
Страшен тот Суд, который ожидает всех людей после общего воскресения; страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти… С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбуждать в нас душеспасительный страх?
Есть два страха: один — вводящий, другой — совершенный; один — свойствен начинающим, так сказать, благочествовать, другой — составляет принадлежность совершенных святых, достигших в меру любви.
Кто исполняет волю Божию из-за страха мук, тот… еще новоначальный. Другой же исполняет волю Божию из-за самой любви к Богу… Эта любовь приводит его в совершенный страх, потому что такой страшится и соблюдает верность воле Божией не для того, чтобы избегнуть муки, но потому, что, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее.
Духовное ощущение страха Божия, благоговения и умиления сопутствует молитве душевной.
…молитва весьма часто и по большей части сопутствуется слезами. Человек тогда отчасти познает, что значит блаженное бесстрастие, он начинает ощущать чистоту, а от чистоты живой страх Божий, снедающий дебелость плоти наводимым странным, до сих пор не знакомым человеку ужасом от ясного ощущения своего предстояния перед Богом.
Страх Божий да наставит нас трезвению, осторожности, а изучение Слова Божия и жизнь по Слову Божию да доставят нам духовное рассуждение, которое есть двери в чертог добродетелей.
Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия, который, по свидетельству Священного Писания, есть начало премудрости (Пс. 110, 10).
Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием.
Преподобный Ефрем Сирин:
«Не бойтесь убивающих тело… бойтесь Того, Кто… может ввергнуть в геенну» (Лк. 12, 4-5).
Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему.
Где преобладает страх Божий, там господствует смирение, туда и Бог нисходит, вселяется в такую душу, и обитает, и пребывает в ней, и делается как бы стражем ее, и гонит прочь все другие страхи.
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Боящийся Бога не боится ни устремления против него бесов, ни их немощных нападений, ни угроз злых людей. Будучи весь как некий пламень и палящий огонь, он, даже когда проходит по темным и неосвещенным местам, обращает в бегство демонов, которые больше, чем он от них, бегут от него, чтобы не быть опаленными исходящим от него лучом божественного огня.
Святитель Феофан Затворник:
«Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам. Того бойтесь» (Лк. 12, 4-5). Самый большой у нас страх — это страх смерти. Но Господь говорит, что страх Божий должен быть выше страха смертного. Когда так сложатся обстоятельства, что необходимо или потерять жизнь, или поступить против внушений страха Божия, лучше умри, но не иди против страха Божия. Потому что если пойдешь против страха Божия, то, по смерти телесной, которой все-таки не миновать, встретишь другую смерть, которая безмерно страшнее всех страшнейших смертей телесных. Если бы это последнее всегда имелось в мысли, страх Божий не ослабевал бы в нас и не было бы у нас никаких дел, противных страху Божию. Положим, что восстают страсти. В то время, когда они восстают, совесть, оживленная страхом Божиим, требует идти им наперекор; отказ требованию страстей кажется расставанием с жизнью, убиванием тела. Потому-то, когда воз родятся последнего рода тревожные чувства и начнут колебать совесть, поспеши восставить страх Божий и страх Суда Божия с его последствиями. Тогда опасение страшной смерти прогонит опасение смерти слабейшей и тебе легко будет устоять в требованиях долга и совести. Вот как исполняется то, что сказано у Премудрого: «…помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7, 39).
Святитель Тихон Задонский:
Люди боятся человека, но Бога не боятся. Боятся «убивающих тело, души же не могущих убить», но не боятся «Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Боятся потерять временную жизнь, но не боятся потерять жизнь вечную. Боятся лишиться богатства, славы, чести и утешения, но не боятся лишиться вечных благ, чести, славы и утешения райского. Боятся уз, темницы и временной ссылки, но не боятся вечной темницы, уз и ссылки. Боятся временного бесчестия, но не боятся бесчестия вечного. К ним относятся эти слова: «Там убоятся они страха, где нет страха» (Пс. 52, 6).
Убоимся же, возлюбленные, Единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто поистине боится Бога, тот никого и ничего не боится (Пс. 25, 32, 33, 35 и 36). Кто боится одного Бога, тот все находит в Боге; ему Бог — честь, слава, богатство, утешение, жизнь и все блаженство, хотя бы он и лишился чести от людей, славы, богатства, утешения и жизни. Потому что кто боится Бога, тот находится у Него в милости, ибо боится прогневать Его и оскорбить. А кто находится в милости у Бога, что ему бояться немилости и жестокости врагов? Бог — все, и кроме Бога все — ничто, и злоба всех, диавола и злых людей, — ничто.
Чтобы спастись от временного мучения и смерти, человек оставляет все; чего же он не оставит, если страх вечной смерти и геенны ударит душу? Непременно этот страх и печаль о спасении души убедят оставить все житейское, о чем сыны века сего пекутся: заботы о богатстве, чести, славе и сладострастии изгонят из сердца и, как вихрем пыль, всю эту суету развеют. Не откажется такой человек претерпеть бесчестие, оскорбления, побои, темницу, ссылку и даже смерть, только бы избавиться от вечной беды. Истина эта очевидна тому, кто чувствует страх вечной смерти. Ибо большим страхом уничтожается малый страх, и от большей печали исчезает малая печаль, и большая болезнь делает незаметной малую, как за большим шумом не слышен слабый голос. Печаль века сего и страх временной беды угашаются печалью о спасении души и страхом вечной гибели, как свет свечи — светом солнечным. Этот страх в благочестивой древности вел в пустыни и пещеры, заставлял лучше жить со зверями, чем с беззаконными людьми; лучше питаться травой и кореньями, чем сладкой пищей; лучше скитаться в лесах, чем быть окруженным соблазнами, и прочее. Этот страх колеблет и самих демонов, бесплотных духов. И демоны боятся геенны, на которую осуждены, и пытаются сделать участниками ее сынов человеческих, чтобы не одним в ней мучиться. Удивительно, что люди не трепещут перед тем, перед чем трепещут демоны — духи!
Что делается по страху человеческому — не угодно Богу.
Святой Иосиф, сын Иакова, предпочитает сидеть в темнице, чем согрешить с египтянкой (Быт. 39, 20). Еврейские женщины презирают беззаконное повеление фараона и не убивают дитя мужеского пола, ибо «боялись Бога» (Исх. 1, 17, 21). Три отрока в раскаленной печи (Дан. 3, 21), Сусанна (Дан. 13, 23) — не боятся смерти из-за страха Божия.
Достопамятные сказания:
Некто спросил авву Паисия: «Что мне делать с моей душой? Она бесчувственна и не страшится Бога». Старец отвечал: «Пойди, прилепись к человеку, боящемуся Бога, он и тебя научит страху Божию».
Один из отцов спросил Макария Египетского: «Отчего это — ешь ли ты или постишься,- тело твое всегда сухо?» Старец отвечал: «Палка, которой ворочают горящие угли, непрестанно сжигается огнем; то же бывает и с человеком, если он очищает ум свой страхом Божиим,- этот страх снедает его тело».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *