В преисподне

Книга «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
Следующая >>
Глава:

Сегодня большинство христианских конфессий верят в мучение грешников в аду сразу после смерти. Подтверждая эту позицию, их духовные наставники приводят пастве множество текстов Библии, описывающих наказание людей в геенне огненной. Однако в этой богословской теории налицо противоречие с текстом Библии «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55, см. также Ос. 13:14).

Как мы увидели выше, после смерти людей ждет воскрешение, это значит, что смерть побеждена Христом. А как быть с адом? Получается, ад не побежден? Как он был до жертвы Иисуса, так, по мнению многих конфессий, остался и сегодня и будет мучить грешников вечно. Неужели Бог в Библии допустил такую серьезную ошибку? Конечно, нет.

«Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11:7).

На самом деле все встанет на свои места, если позволить Библии объяснять саму себя. Дело в том, что в Священном Писании употребляются два разных понятия: «ад» и «геенна». «Ад» греческое слово «αδης» (hades, гадес), которым в Септуагинте (перевод Писания с иврита на греческий, II в. до н. э.) переведено еврейское слово (sheol, шеол) – гроб, могила. Поэтому во многих текстах Ветхого Завета, где в русском Синодальном переводе упоминаются слова гроб и могила, в оригинале в Септуагинте стоит слово ад αδης (см. Быт. 42:38, Быт. 44:29,31, Пс. 6:6, Пс. 48:15, Еккл. 9:10, Иез. 31:15). И конечно, в тех текстах Септуагинты и ее переводах на другие языки, где употреблено слово ад, преисподняя, по смыслу во многих случаях более подходят слова гроб, могила (эти многочисленные примеры мы рассмотрим ниже). В Новом Завете слово ад продолжает применяться в том же его значении, обозначая гроб, могилу. А «геенна» по-гречески пишется γεεννα, о значении этого термина мы поговорим позднее. Слово преисподняя в оригиналах текстов Ветхого и Нового Заветов отсутствует как таковое – на его месте всегда стоит вышеупомянутая могила шеол (ад) ( — евр., αδης – греч) или слово низ, глубина ( — евр., κατω – греч.). Преисподняя – это новое понятие, появившееся в церкви после вхождения в нее учения о муках душ после смерти. Именно поэтому при последующих переводах вместо ада и низа во многих текстах Библии появилась преисподняя.

В Священном Писании понятие шеол (ад) обозначает «обитель» умерших, но без связи с идеей посмертного воздаяния. В соответствии с текстом Библии ад – это антипод жизни на земле, безмолвная могила, «страна» темноты и тления, где после смерти оказывается каждый человек:

В Библии множество раз описан ад, но нигде даже приближенно это место не напоминает место страдания и наказания душ умерших (кроме притчи о богаче и Лазаре, которую мы рассмотрим отдельно). Также нигде в Писании не описывается, что адом правит сатана и подкидывает дрова в костер под котлом, в котором мучаются грешники. Каждое упоминание в Священном Писании ада по-разному — прямо, образно, аллегорией или метафорой — изображает могилу:

А) Место под поверхностью земли, где все люди заканчивают земной путь:

«Хотя бы они зарылись в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.), и оттуда рука Моя возьмет их» (Ам. 9:2).

Б) Смерть:

«Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней (в ориг. шеолу – аду. – Прим. авт.). Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты» (Пс. 87:4-6).

В) Пустота, темнота, забытье, страна молчания и тления:

«Ты положил меня в ров преисподний (в ориг. глубинный. – Прим. авт.), во мрак, в бездну» (Пс. 87:7).

«Помещу тебя в преисподних (в ориг. глубину. – Прим. авт.) земли, в пустынях вечных, с отшедшими в могилу» (Иез. 26:20).

Таким образом, в Библии написано все верно: Иисус победил не только смерть, но и ад в его истинном значении – шеол – могилу (см. 1 Кор. 15:55): то есть после Великого Суда Бог восстановит человека из праха, даруя ему физическое бессмертие.

Наверное, у вас, дорогой читатель, напрашивается закономерный вопрос: «Если в аду мрак и забытье, то чем там заняты люди?» Ответ абсолютно логичен. Согласно тексту Библии, после смерти люди спят, то есть находятся в бессознательном состоянии, дожидаясь Великого Суда. Поэтому зачастую вместо слова умер в Ветхом и Новом Заветах говорится почил — евр. , греч. κοιμαω – в переводе лежать, спать.

«Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» (Пс. 12:4, см. также Дан. 12:1,2, Иов 14:12, 4 Цар. 4:31).

Новый Завет: «И, сказав сие, почил» (Деян. 7:60)

«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14, см. также 1 Кор. 15:6).

В соответствии с текстами Священного Писания посмертный сон проходит без сновидений и тревог и уж тем более без наблюдения за происходящим на земле:

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:5,6,10).

«А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. В чести ли дети его — он не знает, унижены ли — он не замечает» (Иов 14:10-12,21).

Не могут люди в могиле даже прославлять Господа:

«Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6).

В Евангелие описано три случая воскрешения Иисусом умерших людей, и в двух из них Христос назвал смерть сном — в повествовании о воскрешении Лазаря и девицы:

«Говорит им … Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11:11-14).

Народ смеялся над намерениями Иисуса воскресить умерших, ведь Лазарь пролежал в гробу четыре дня и источал трупный запах (см. Ин. 11:39), а на похороны девицы уже пришли свирельщики (см. Мф. 9:23). Но потом весть о свершившихся чудесах разнеслась по всей Иудее. В то время люди еще не могли осознать, что рядом с ними Бог, для Которого смерть человека – лишь сон… Который может как умертвить так и вывести из могилы:

«Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю (в ориг. шеол (ад). – Прим. авт.) и возводит» (1 Цар. 2:6).

«Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21, см. также Втор. 32:39).

Воскрешения, которые продемонстрировал Иисус, являлись лишь примерами всеобщего предстоящего воскрешения умерших в последний день истории современной земли.

Подведем итог этой главы: библейский ад (гадес — перевод на греческий язык еврейского слова шеол) обозначает могилу и не имеет ничего общего с придуманной позднее людьми преисподней – адом – местом, где после смерти якобы страдают души грешников.

Историческая справка

Из дошедших до нас исторических свидетельств очевидно, что погребения ранних христиан, в частности катакомбы, во многом повторяли еврейские (см. главу «Мощи Елисея»). Христианские надписи на могилах также повторяли соответствующие еврейские. Так, например, обычные выражения в эпитафиях «Почить в мире», «Спи в мире Господа», «Почи в Боге» дублируют еврейские погребальные формулы: bi-adonai, bi-shalom.

В древних письменах об умерших христианах говорилось, что они после смерти почивают (спят), покоятся. Выше в разделе «Что говорит Библия про День Господень?» в главе «Историческая справка» был приведен отрывок из V тома Церковной истории Евсевия Памфила, из которого хорошо видно отношение первых христиан к смерти.

Стоит отметить, что и сегодня по отношению к умершим во многих странах часто применяют слова покойник, почил, покоится и др.

СОДЕРЖАНИЕ
Вечная жизнь >>
Теги: СМЕРТЬ, СОН, преисподняя, ад, согласно Библии, ШЕОЛ, могила

Преисподняя, ад, геенна огненная, лоно Авраамово, рай!

Глава 1

Не редко возникают, особенно последнее время, вопросы, а что такое ад, преисподняя, рай и где они находятся. Эти слова в основном используются в религиозном мире, иногда в художественной литературе. Интерес к этим словам всегда был, есть и будет. Это не всегда праздное любопытство. Эти слова о чём-то говорят. И поэтому многих волнует, а есть ли загробная жизнь, есть ли параллельный духовный мир, о котором последнее время много говорят и пишут.

Особенно этот интерес подогревается сообщениями людей, которые прошли через клиническую смерть. И они свидетельствуют, что не только видели, но и побывали в аду или в раю. Разговаривали с ангелами, общались с родственниками, святыми, и даже с Иисусом Христом. Не мало здесь, конечно, фантазий людей желающих привлечь к себе внимание, или показаться особо святыми, удостоившимися такой чести. Но как бы то ни было, а поразмышлять есть над чем. Давайте сразу определимся, что эти слова используются в основном, в религиозном мире. И в Библии не мало мест где эти слова записаны. Но вот понимают их, не всегда правильно, какой смысл вкладывается в данном месте повествования в эти слова, зависит от того, что где услышали, или кому что понравилось из толкований. А учителей хватает.

Пожалуй, начнём со слова «ПРЕИСПОДНЯЯ”, что оно означает?

Слово «преисподняя”, в русской Библии сопоставимо греческому слова «гадес”, которому в свою очередь соответствует еврейское слово ”шеол”. Эти слова, могут обозначать место, находящееся в глубине земли, лишенное света царство мёртвых, для всех умерших. Всё это обобщалось словом – ад. Но в некоторых случаях эти слова обозначают, гроб, могилу, смерть, глубину, бездну. Но чтобы понять, что в данный момент под словом ад подразумевается, не надо выхватывать отдельные стихи или слова из текста. Надо читать все, в контексте с другим повествовательным текстом, окружающим данное слово или фразу. В тоже время «шеол” и «гадес”, могут разниться по смысловому значению в некоторых случаях. Переводчики Библии иногда были непоследовательны, но это объясняется непониманием некоторых мест, описываемых в Библии. И всё же они старались, чтобы читающим было ясно, о чем говорит данный текст. Для этого могли вставить слова, которые не давали лучшего понимания мест, в Священном Писании. Сейчас также появляются переводы, которые вообще не согласуются со Священным Писанием. Одним словом, если приложить усилия, то при более внимательном изучении Священного Писания, всё проясняется и становится на свои места.

И так, одно из значений, слова «ПРЕИСПОДНЯЯ”, это обозначение места находящегося, где-то в глубинах земли. Где нет света, и является царством мёртвых.

Книга Бытие, глава 37, стих 35: «И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его”. Сказанное «сойду к сыну моему”, указывает на то, что сходить, это опускаться, куда то вниз. Также можно предположить, что речь идет, не о каких то глубинах преисподней в земле, а просто о могиле. Ведь используется в нашей жизни такое выражение: «сведёте меня в могилу” или «сведёте меня в гроб”. Да и могилы в основном находятся в земле. Такой пример записан в книге Бытие, 42 глава, 38 стих: «…то сведете вы седину мою с печалью во гроб….”. В греческом подстрочном переводе написано: «…низринете мою старость с печалью в ад…”. В данном случае «ад” имеет значение как гроб.

Книга Числа, глава 16, стих 30: «…а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзнет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа…”. Слова «земля разверзнет уста свои и поглотит их” и «они живые сойдут преисподнюю”. В этом случае подразумевается глубина преисподней, а не могила, и это говорит о том, что преисподняя находится, где-то внизу в глубинах земли. И таких мест не мало, указывающих, что преисподняя находится в глубинах земли. Хочу обратить внимание на то, что слово преисподняя, от начала взята из старославянского языка. И имело значение – «находящийся в самом низу”. Раньше даже нижнее белье называли – исподнее. В греческом подлиннике слово «преисподняя” не употребляется, вместо него используется слово «гадес”, то есть – ад. В таком случае надо понимать, что «ад” не всегда имел значение, как место страданий грешников, ведь слово «гадес» имело значение и как могила и как гроб. Но очевидно, что для лучшего понимания, переводчики применили слово «преисподняя”, как бы разделяя смысловое и практическое значение слова – ад, и царство всех умерших, в глубинах земли.

Если мы согласны на основании Священного Писания с тем, что всё-таки преисподняя находится в глубинах земли, то эти глубины можно ещё назвать бездной. Так написано в Псалме 87 глава, 7 стих: «Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну”. Приведу ещё несколько примеров для большего подтверждения, что преисподняя, это бездна или глубина внутри земли.

Книга Иова, глава 11, стихи 7-8: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать?”.

Книга Притчей, глава 15, стих 24 «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу”.

Надеюсь, что этих мест из Библии достаточно, для того чтобы понять, преисподняя находится внизу земли. Так написано.

Следующий вопрос, что такое «АД”? И где он находится, и существует он или нет?

Это самая не интересная тема и довольно таки опасная для нас. Пренебрегать знаниями о существовании ада не стоит. А вдруг ест возмездие за грехи и ад существует. Стоит изучить этот вопрос, чтобы потом не возмущаться, что не разъяснили и не предупредили. Вообще-то моральное состояние человечества дошло до такого момента, что верить в Бога, в ад и вообще в загробный мир не выгодно. Ведь это беспокоит совесть, думаешь, что делаешь не всё так правильно как нужно, и вообще не очень комфортно себя чувствуешь. А вот отрицать Бога, отрицать возмездие за грехи, отрицать ад, это нормально. Никакого неудобства тогда и не возникает в нашей повседневной жизни. Бери от жизни всё, что только можешь, используя при этом любые средства. Плевать на беззакония, совершаемые нами, всё равно умрём, и потом ничего не будет. А пока будем поддерживать друг друга в преступлениях, в беззакониях. Куда приятнее гладить друг друга по головке и убеждать, что никаких последствий за грехи наши в будущем не будет.

Замечательно, приятное заблуждение, и как это нам необходимо для спокойствия души. А душа есть у каждого человека, это его не материальная, но основная сущность, находящаяся в теле. Это наше «Я”, это наши мысли, эмоции, желания, чувства, одним словом личность. Так что недаром некоторые религиозные конфессии не хотят признать существование ада. Стараются исказить некоторые места Священного Писания на эту тему и не только на эту. Почему? Думаю, что это выгодно с практической стороны. В какую церковь люди пойдут с удовольствием? Туда где не будут убеждать изменить свой образ жизни, и не будут говорить о неизбежности наказания за совершённые и нераскаянные грехи. Так записано во втором послании Тимофею, глава 4, 3-4 стихи: «…Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням…”. Ещё во время первохристианской церкви Апостол Павел предупреждал Тимофея, что будут такие люди. Да и сейчас их хватает. Среди них не мало проповедников отрицающих существование ада и мучений в аду. Правда не мало легенд и каких то свидетельств очевидцев о том, что происходит в аду, но это уже художественные домыслы. Постараемся более внимательно исследовать эту тему, пользуясь только Библией.

И так, со словом «ад” вроде должно быть всё ясно, выше мы рассуждали на эту тему. Это перевод от еврейского слова «шеол” и греческого слова «гадес”. Но вот в книге Второзакония, глава 32, стих 22 написано: «…ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего…”. Эти слова указывают на то, что Бог прогневался на народ свой, за его отступничество. И гнев Божий был так силён как огонь, и жжет до ада преисподнего. А это уже указывает на то, что ад существует и находится в преисподних местах. В книге пророка Исаия, глава 14, стих 15, также говорится, где находится ад в преисподней: «…Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней…”. Пророк повествует о падшем ангеле, который был низвержен в глубины преисподней, в ад. Так написано. Отсюда можно сделать заключение, что ад находится в глубинах преисподней. Что происходит в аду, и что об этом говорит Библия? Очень подробно, что происходит в аду записано в Евангелии от Луки, глава 16, стихи 22-23: «…Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках…”. Ясно написано, что богач в аду мучился. Что это за история, обязательно рассмотрим.

И так, ад находится в глубинах преисподней и находящиеся там, пребывают в мучениях, во всяком случает так произошло с богачом. Так написано. Давайте подробнее порассуждаем на тему о «богаче и Лазаре” записанную в Евангелии от Луки в 16 главе. Это ещё больше приоткроет картину того, что происходит в преисподней. Многие говорят, что это притча. Но это не так. Дело в том, что Иисус в притчах имен не называет. Потом, как мы увидим в дальнейшем, будут процитированы слова Авраама, Иисусом. Если Иисус сказал то, что Авраам не говорил, то это будет неправдой. Но так как были приведены дословно высказывания Авраама, то, значит, говорил он, и это реальность духовного мира, которую нам не так легко понять.

Евангелие от Луки 16 глава, стихи с 20 по 31: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят”.

Лазарь был нищий и очевидно, мечтой его было напитаться хотя бы крошками, со стола богача. И как часто бывает, богача не интересовал, какой то нищий, с которым общались собаки. Но возмездие, хоть и не сразу, но всё-таки приходит. Умер нищий Лазарь и отнесен Ангелами на лоно Авраамово. Вот ещё новое место в преисподней, лоно Авраамово. Почему в преисподней? Потому, что все умершие на земле, как мы и рассуждали выше, отправлялись в царство мертвых, в глубины преисподней. Но здесь есть разница. Лазаря ангелы отнесли на лоно Авраамово. Что такое «лоно Авраамово”, это аллегория. Лоно, это грудь, и Лазарь как бы у груди Авраама имеет покой. А где богач? О, о нём не сказано, что его ангелы отнесли на лоно Авраамово. А сказано, что похоронили его, и он оказался в аду. А в аду он оказался в муках, сильнейших переживаниях. Значит, преисподняя делится на две части, в одной есть те, кто мучается в аду, а в другой те, кто находятся в покое. Судя по всему это, есть ничто иное, как разделение и между людьми. Те, кого называют грешниками, отправляются в ад, а те, кто праведники, ангелы относят на лоно Авраамово. Как мы видим, ангелы имеют доступ в преисподнюю, так как души праведников они относят на лоно Авраамово. Но лоно Авраамово не называется здесь раем. А просто место успокоения для ветхозаветных святых, праведников. И так можем представить такую картину. Преисподняя, это глубины земли и делится на две части в одной ад, где грешники, в другой части место называемое лоно Авраама, где находятся праведники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *