В присутствии бога

Выбраться из самых трудных жизненных ситуаций помогает именно Бог, а не везение и удача, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в понедельник, 3 февраля.

В пример он привел полярников, открывавших 200 лет назад материк, который впоследствии будет носить имя Фаддея Беллинсгаузена. Патриарх выразил уверенность, что риски, которые первопроходцам довелось взять на себя, вряд ли можно пережить с помощью простого «повезло».

— Что это — «повезло»? Куда повезло, как повезло, кто вез? Здесь возникает очень много вопросов, — отметил Кирилл в интервью «России 24».

По его мнению, в жизни человека бывают «пограничные зоны», вступая в которые он теряет контроль над обстоятельствами и самим собой. В таких случаях простого везения не хватит, чтобы спастись, уверен патриарх.

— Потому что это не везение, а это сила божия, которая вторгается в нашу жизнь в тот момент — если мы, конечно, желаем, чтобы Господь в нашу жизнь вошел, — когда уже у нас самих нет никаких сил и возможностей контролировать ситуацию и то, что с нами происходит, — пояснил епископ.

В заключение он подчеркнул, что подобные ситуации, когда «Господь ведет нас за руку», и свидетельствуют о его присутствии и помощи человеку.

Только тот, у кого есть глаза может видеть, и только тот у кого есть уши может слышать. То, что должно быть увидено, не может быть услышано; это должно быть увидено. Жизнь имеет пять измерении или пять чувств: слух, обоняние, вкус, зрение, осязание. Но есть ещё одно измерение, которое ушло из поля зрения; это ощущение. Ощущение присутствия. Свет нельзя услышать глазами; его можно увидеть глазами. Звук нельзя увидеть глазами, но можно услышать ушами. Так же присутствие необходимо почувствовать сердцем.

Бог — не объект чувств, но ощущение ощущения, присутствие присутствия, звук молчания, свет жизни, сущность мира и вкус блаженства. И наша человеческая жизнь обогащена только тогда, когда мы можем жить этим шестым чувством существования, ощущения. Понимаете, что я говорю?

Сегодня ведётся множество разговоров об окружающей среде. Вы видите, что повсюду работают экологи. Ведётся разговор о защите леса, озеленении, переработке отходов, материалов, пластмасс, использовании более натуральных и органических веществ. Несколько лет назад это вовсе не обсуждалось, не так ли? Двадцать, тридцать лет назад никто не слышал о поддержании чистоты окружающей среды, о её охране и обо всём этом. Сегодня все нации пришли к соглашению об охране планеты Земля.

Так же как мы загрязняем землю, загрязняем воду, мы также загрязняем тонкую окружающую среду ощущений и эмоций. Если вы ощущаете депрессию и продолжаете ощущать депрессию, вы создаёте частицы депрессии вокруг себя. Эти ионы депрессии разлетаются и застревают в окружающей среде. Если кто-то входит в это место, даже после того как вы покинули его, этот человек без всякой причины начнёт ощущать депрессию. У вас был такой опыт? Вы входите в комнату и тут же чувствуете вибрации гнева. Несколько минут назад с вами всё было в порядке, но в тот момент, когда вы входите всё это: гнев, стресс и напряжение овладевают вами.

Сегодня человек является жертвой своего окружения. Вы не контролируете свой ум, но вы жертва окружения и суммы стрессов в этом окружении. Не так ли?

Мы загрязняем своё окружение очень тонким образом с помощью своих негативных эмоций. Но иногда требуется достаточно много времени, чтобы очистить окружающую среду от этого. Тогда, каково же решение? Вот где мы упускаем самый фундаментальный принцип который управляет нашим окружением, нашим умом, нашими эмоциями и нашей жизнью вообще. С помощью дыхания мы можем легко справиться со своими негативными эмоциями за короткий период времени. А несколько минут медитации могут очистить окружающую среду от многих лет негативных выделении; всего лишь несколько минут.

Ваше тело обладает способностью намного дольше поддерживать вибрации блаженства, покоя и радости чем негативные эмоции, потому что положительное находится в центре нашего существа. Так же как в строении атома — протоны и нейтроны находятся в центре атома, а электроны только на периферии, то же самое с нашими жизнями; центральное ядро нашего существования — это блаженство, положительное и радость, но это окружено облаком негативных частиц. А с помощью медитации, с помощью определённых дыхательных техник вы можете очистить это негативное облако и испытать присутствие, Божественное, которое является самим центром нашего существа.

Посмотрите, мы много слушаем о других вещах в жизни, но проводим очень мало времени слушая о себе; как управлять своим умом? Как быть в настоящем моменте? Как быть счастливыми и благодарными? Это неизбежно, что иногда вы чувствуете стресс, иногда вы чувствуете себя отрицательно, иногда вы чувствуете сомнения, иногда у вас бывают все виды настроений. — это неизбежно. Это происходит. Никто не хочет этого. Но когда это происходит, как нам справиться с этим? Этому нас не научили. Это самое большое несчастье. Уделите немного времени, всего лишь одну неделю в году, чтобы пойти глубоко в себя и успокоить ум и стереть все впечатления, которые мы носим в своих умах, и испытать жизнь на другом уровне.

А эта жизнь предлагает нам так много. Мы сможем увидеть это, очистив, омолодив душу. Ваша душа изголодалась по вашей улыбке. Если вы сможете дать ей это, вы будете чувствовать себя энергичными весь год и ничто, что бы там ни было, не сможет забрать у вас вашу улыбку. Посмотрите, ваша улыбка такая хрупкая, и даже если происходит такая незначительная вещь, как телефонный звонок, этого достаточно, чтобы нарушить ваше равновесие и сделать вас несчастными на ближайшие дни. Вы не только себя делаете несчастными, но так же создаёте такую вибрацию страдания вокруг себя, в вашем голосе, в комнате и окружении и это остаётся иногда довольно долго.

В будущем, я думаю, будет введено правило — любой, кто чувствует депрессию, будет оштрафован! Пятьсот долларов за пребывание в депрессии! что для вас находиться в депрессии? Так или иначе, вы здесь на несколько лет; всего лишь несколько лет на этой планете. И пока вы здесь, вы так же можете быть счастливы. Тогда вас попросят пойти подышать и помедитировать, и избавиться от всей вашей депрессии не глотая никаких таблеток.

Каждый хочет преуспевать в жизни. Но вы хотите преуспевать, не зная, что такое успех. Посмотрите на всех тех, кто заявляет, что преуспевает — преуспевают ли они? Каковы признаки успеха? Всего лишь иметь много денег — это успех? Признак успеха — это переполняющая радость, верно? Уверенность, сострадание, великодушье и улыбка, которую нельзя похитить, быть действительно счастливым — это признаки успеха. Так же это способность быть более свободным.

Как вы думаете, почему деньги означают успех? Потому что деньги дают вам свободу; так что я могу делать то, что хочу. Преуспевающий человек — что это значит? То, что он может делать всё, что ему захочется. Если вы посмотрите на тех людей. Которые считаются преуспевающими — действительно ли они преуспевают? Нет, они несчастны.

У вас может быть большой банковский счёт, но у вас большой желудок, язвы, вам возможно необходима операция; нельзя есть это, нельзя есть то, нельзя делать этого, нельзя делать того. Мы тратим половину своего здоровья, чтобы добыть богатство, и тратим половину своего богатства, чтобы вернуть здоровье. Разве это не смешно? И это успех? Это очень плохая математика.

Что вы скажете? Вы согласны со мной?

Шри Шри Рави Шанкар

Проповедь настоятеля храма Преображения Господня прот. Виктора (Бурбелы) на Фомину неделю 15 апреля 2018 г.
Сегодняшнее воскресенье называется Фомино, потому что читался Евангельский отрывок в котором повествуется о неверии апостола Фомы.

Вера в Бога является основанием наших поступков, нашей надеждой, нашей отдушиной, нашей радостью и нашим смыслом, а без веры мы мечемся из стороны в сторону, ищем какого-то понимания, какого-то оправдания и находим только частично и до времени, и не можем быть счастливы и спокойны, ибо нет у нас понимания этого мира, если нет у нас веры в жизнь, в Воскресшего Христа. И не случайно в первое воскресенье после Пасхи мы подчеркиваем, что верим в Воскресение Христа.
Всех людей условно можно разделить на тех которые веруют в Бога, и тех которые не веруют, на тех кто верует в Воскресение Христа, и кто не верит. Есть даже такие люди, которые верят в Бога, а в то, что Христос Воскрес, поверить не могут. Как апостол Фома. Но сегодня мы будем говорить не о неверующих, а о сомнениях верующих, тех, которые уже почувствовали свою веру, приняли ее как дар Божий, которые научились этой верой руководствоваться в своей жизни.

В нашей христианской среде есть люди, которые говорят, что веруют в Бога, но в храм не ходят, веруют, но продолжаю грешить, веруют, но сомневаются. Бывает так, что человек верующий ходит в храм, причащается и радуется своей вере, а потом приходит скорбь, и он начинает унывать, говорит: Господи, где Ты, помоги мне, приди ко мне! В болезни начинает унывать из-за того, что приближается в его сознании конец, который мы называем исходом, концом жизни, потому что болезнь воспринимается как то, что движет к этому концу очень быстрым темпом, приближает его, и человек взывает: Господи, Ты меня наказал, или Ты меня оставил, или Ты не слышишь моих молитв, или это мне за грехи мои пред Тобой? И нередко приходит к ропоту, который от сомнения в промысел Божий.

Сомневающийся человек своей вере не уделяет достаточного внимания, оттого и своих детей тоже воспитывает без твердой веры, и вот дети вырастают и оставляют родителей, и живут так, как их научили, и родители начинают скорбеть, потому что всю свою жизнь вложили в этого ребенка, все труды свои, весь смысл, а он оставил их. И человек, оставшись наедине с самим собой, говорит: Господи, ну, хоть Ты меня не оставляй же, потому что оставили меня те, ради кого я жил. И дети вроде бы и звонят по телефону, и приходят раз в неделю, но особо не общаются, потому что не интересно им, другие заботы, другой смысл у них, обузой стал человек. И страдая от этого, мать или отец говорят: Господи, ну так мне скорбно на душе, и Ты оставил меня.

И вот так верующие в Бога подвергаются маловерию, сомнительной вере апостола Фомы, которая ждет явного доказательства присутствия Бога. И говорят еще: пока Ты, Господи, не изменишь ситуацию так, как я хочу, я не поверю в Тебя. И несчастный этот человек, ибо для того чтобы увидеть Бога, мало просто желать этого мысленно, надо иметь чистое сердце, ведь Господь сказал: только чистые сердцем увидят Бога.

Для того чтобы увидеть Бога, надо понимать Его и желать видеть именно Его, а не отображение человеческих дел в ком-то или в чем-то. Как ты хочешь познать Бога, какими органами чувств? Ты хочешь Его увидеть глазами своими, услышать слухом своим или осязанием? А насколько хорошо в таком случае видят твои глаза? Насколько острый твой слух? Насколько способны твои чувства к восприятию даже этого мира ограниченного, переменчивого, несовершенного, постоянно изменяющегося и стремящегося к хаосу, к концу? А если ты не можешь познать своими органами чувств даже этот мир, то как же ты хочешь познать Бога этими ушами или глазами? Ты хочешь, чтобы Бог перед тобой предстал ограниченным? Вот Он однажды воспринял образ человеческий ради снисхождения к роду человеческому, ради перемены этого несовершенного тела в совершенное. И был пред человеками яко человек, и творил чудеса, и не поверили, и возненавидели, и распяли. А когда видели чудеса, говорили: властью бесовской это творит. И сказал Господь: вот если бы они не видели, то греха не имели бы, но поскольку и видели, и слышали, то извинений нет им в этом, ибо их плоти и крови, их глазам и ушам было открыто больше, чем многим людям, когда-либо жившим.

Вот так и мы: ищем встречи с Богом телесным, и это правильно, ибо искать Бога и правды его – это самый верный путь жизни на земле. Но искать Его надо не в призрачных образах изменяющегося мира, а в правде и силе Его, в вездесущии Его и в вечности Его. Не там мы ищем Бога. И неверующие люди часто говорят: вот пришел бы ваш Бог и поговорил бы с нами, рассказал нам, вот мы бы поверили. Нет, не поверили бы даже если бы и мертвые воскресли, как сказал Господь в притче о богаче и Лазаре. Не поверили бы, потому что человеческая гордыня побеждает и топчет все, даже самое чудесное и великое.

Но где искать Бога, как его увидеть, как увидеть Воскресшего в себе, как понять Его Воскресение? Так, как светлые ангелы сказали женам-мироносицам, когда они пришли к гробу Господню, чтобы помазать тело Иисуса, по обычаю иудейскому. Но увидели, что отвален камень от гроба, и когда заглянули внутрь, то увидели ангела, и ангел сказал: «Почему вы ищете живого с мертвыми? Его нет здесь, Он Воскрес, идите и расскажите другим”. Вот ответ: надо искать Бога живого, а не мертвого. Не ищите Бога телом, которое должно умереть, ищите Бога духом, который должен жить, ибо Бог не есть мертвый, но Живой. И для этого нам и даны и другие органы познания, не только наш слух и зрение, не только наш рациональный ум, который анализирует все, что увидели, услышали и почувствовали, зрением слухом обонянием и осязанием, а и душа, которой мы тоже ощущаем этот мир.

Не можем мы понять, что такое любовь и зачем она нужна с точки зрения рационального восприятия и выживания. Зачем нужна любовь с точки зрения эволюции? Зачем нам нужно сознание с точки зрения эволюции? Зачем нам нужно столько беспокойства, переживаний, столько стремления к творчеству, к преображению, к доброте, которое выше всего потребного для нас? Ответы на эти вопросы знает только тот, кто смотрит в зеркало своей души, с верой в Бога и видит там ответ написанный, что человек создан по образу и подобию Божию. И все, что есть в Боге, есть и в человеке, которое сокрыто под бренным телом, подверженным земным условиям времени и смерти, ради уничтожения греха и смерти самой. Ибо если убрать смерть из жизни земного грешного человека, то грех станет вечным в человеках. И эта вечная суета греха и вечная вражда греха делает людей самыми безумными и несчастными существами, постоянно враждуюющими друг с другом. И только смерть прекращает это безумие вражды, гордыни, себялюбия и уравновешивает это все. Только смерть является залогом прихода новой жизни на землю, и таким образом, как выражаются святые отцы, земля становится «рассадником жизни для вечности”.

Здесь Бог насаждает новую жизнь в сотворчестве с двумя людьми, мужчиной и женщиной, и если эта жизнь возрастает и духом познает Бога, а телом познает бренность и богооставленность, и если выбирает Бога, то переселяется в вечную жизнь с Богом, а если выбирает бренность, то будет и здесь тяготиться этой бренностью, и вечность осудит эту бренность и обожжет и ум, и тело огнем геенским, огнем уныния, огнем безумия гордыни, к которой стремился в этой жизни.

Бог хочет, чтобы человек развил в себе Божественное начало – подобие Божие, чтоб человек разумом пользовался, чтоб употреблял все органы чувств, не выборочно, но в полноте. И физическими и духовными, и сознанием, и любовью, и добротой, чтоб он это применял в своей жизни и познавал величие своего Творца, и познавал себя как частицу всего созданного и гармоничного.

Как же многие даже в христианской среде порой взывают: Господи, ну, где же Ты? Явись мне Господи, даже святые порой так молились, явления Бога просили. Как же узнать, как нам увидеть Бога? Как удостовериться своим сомневающимся рациональным умом в Его присутствии, в Его бытии? И ответ на этот вопрос можно почерпнуть, в первую очередь, в Священном Писании в словах самого Христа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” Мф.6.6. То есть воздаст дарования явные, и ты уверишься умом, что Господь здесь и рядом. И это будет чудом внутри тебя.

А если дома не получается помолиться втайне Богу, который воздает явно, так ищи его там, где собраны двое или трое во имя Его, потому что, по слову Его: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их” Мф.18.20. Иди в храм Божий, стань посреди этих двоих, троих, десятерых, помолись вместе с ними словами апостола Фомы: Господи, верую, помоги моему неверию. И увидишь присутствие Божие в душе и в уме, и в мире, настолько явно увидишь, что никогда не захочешь другого, никогда не захочешь грешить, потому что ты увидел Бога в полноте жизни, в полноте смысла. По слову Его, Господь близ. Он не где-то далеко, он близко.

И Христос, явившийся апостолам, сказал:” идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.” Мф. 28.19. Т. е. научайте их перменять жизнь во имя Пресвятой Троицы, чтобы они увидели Бога в своей жизни, потому что Я с вами во все дни, и до скончания века.

Но и это не самое главное откровение Бога. Вот мы стоим в храме и слышим слова: со страхом Божиим и верою приступите. Приступаем ко святому Причащению, принимаем истинное Тело и истинную Кровь Христову под видом хлеба и вина. Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” Ин.6.56.
И будет иметь жизнь ибо Он сказал «Я есмь путь и Истина и Жизнь” Ин. 14.6. И внутри этого человека потекут потоки «живой воды” Богооткровения, животворящей. И уже не будет он искать Бога среди мертвых, как мы ищем доказательства Бога из уст неверующих людей, которые ждут смерти и не знают, что есть вечность, и не верят в нее.

Вы хотите найти живого Бога среди мертвецов? Вы ищете живого Бога в умах мыслителей века сего, которые мыслят о смерти? Вы ищете вечность в том человеке, который ограничил себя только здешним? Вы его там не найдете. Не ищите живого с мертвыми, ибо Он Воскрес. Воскрес и превознесся над смертью, над нашей логикой, ибо Бог не ограничен только образами поведения нашей природы или нашей вселенной. Он выше всего этого. Бог не может поступать только так, как мы можем поступать, потому что мы на другое не способны. Он свободен в своих поступках.

Вы ищите доказательств вечности в том человеке, который живет инстинктами и не может пользоваться органами духовных чувств? Вы ищете Его среди мертвых. Ищите Его среди живых, познавших и видящих Его! И каждый, кто причащается Тела и Крови Его с верой, становится живым для вечной жизни, он уже живет для вечности, и уже не сам живет, а живет в нем Воскресший Христос. Живет в его уме, и этот ум ставит уже совсем другие жизненные цели. Он живет в его сердце, и от этого сердца исходят уже добрые дела и помыслы. Он живет во всех поступках и руководит жизнью, ведя ее осмысленно, размеренно, побеждая все нестроения, все скорби и болезни, побеждая смерть в уме человеческом.

И переступает этот человек порог смерти с радостью и говорит: вот близ Господь при дверях, вот сейчас шагну, и встретит меня Господь, и примет в Свои объятия, и вселит меня в обители райские, в вечности. И такой человек радостно встретит путь новой жизни, ожидая всеобщего воскресения мертвых . Аминь.

Хорошо, когда Он дает, в высшей степени хорошо,

но не меньше Его отказ.

И беда из Его руки – благословенье под маской.

БЕСЕДЫ

Беседа первая

Обращение и предыдущая жизнь. Удовлетворение в присутствии Бога. Вера – наша обязанность. Смирение – плод бодрствования.

В первый раз я увидел брата Лоуренса третьего августа 1666 года. Он сказал мне, что Бог стал его удивительным покровителем с того момента, как он пережил обращение в восемнадцатилетнем возрасте.

Зимой, видя дерево, потерявшее листья, и думая о том, что спустя совсем немного времени листья появятся снова, а вслед за ними цветы и плоды, он получил высокое видение Промысла и Силы Божией. И знание это с тех пор никогда не покидало его души. Это видение совершенно освободило его от мира и зажгло в нем такую любовь к Богу, что он не мог сказать, увеличилась ли она в те сорок лет, что были с тех пор им прожиты.

Когда он был слугой казначея Фьюберта, то был настолько неуклюж, что ломал все, к чему прикасался. В результате он пожелал уйти в монастырь, думая, что там сможет достичь успеха в преодолении своей неловкости и исправлении ошибок, и так же принесет в жертву Богу свою жизнь со всеми ее удовольствиями. Но Бог разочаровал его в этом. Не получив никаких изменений, он должен был удовлетвориться тем, что имел.

Он говорил что…

Мы должны основывать нашу самость на переживании Божьего присутствия, общаясь с Ним непрестанно. Будет позорно оставить общение с Ним ради размышлений о пустяках и глупостях.

Мы должны питать, кормить нашу душу высокими Божьими замыслами, которые приведут нас в великую радость быть посвященными Ему.

Мы обязаны ускорить, то есть оживить, нашу веру. Печально иметь столь мало. Вместо того чтобы сделать веру руководителем своих поступков, человек развлекается непостоянными проявлениями обыкновенной преданности (поклонения). Путь Веры был духом Церкви, и этого было достаточно, чтобы привести нас к высшей степени совершенства.

Мы должны отдать себя Богу, беря во внимание как временные, так и духовные вещи, и искать наше удовольствие только в выполнении Его желаний, ведет ли Он нас путем страдания или утешения, что должно быть равноценно для души вполне преданной. Посвящение необходимо тем, кто сух (нечувствителен и неподвижен) в молитве, по которой Бог судит о нашей любви к Нему. Поэтому пришло время добрых и эффективных актов поклонения, из которых только и вырастает наше духовное продвижение.

Что же касается бедствий и беззаконий, происходящих ежедневно в мире, он был настолько далек от того, чтобы удивляться им, что, напротив, дивился, что их не больше, имея в виду преступные намерения грешников, к коим они склоны. Его частью была молитва за них. Но зная, что Бог может исправить нанесенный ими вред когда захочет, он не видел для себя проблемы в их беззакониях.

Чтобы достигнуть такой преданности, какой требует Бог, мы должны внимательно следить за всеми страстями более низкой природы, которые примешиваются к духовным вещам. При этом Бог будет просвещать относительно этих страстей (увлечений*) тех, кто действительно желает служить Ему. Если это мое намерение (я имею в виду искреннее служение Богу), то я могу приходить к нему (брату Лоуренсу) так часто, как захочу без опасения надоесть, но если нет, то я не должен навещать его более.

Беседа вторая.

Любовь – причина всего. Однажды в страхе, теперь в радости. Усердие и любовь. Простота – ключ к Божественной помощи. Работа вне как дома. Время молитвы и самоумершвления не существенны на практике. Все сомнения принесены Богу.

Говорил что…

Если кто всегда управляем любовью без эгоистичных представлений и решит сделать любовь к Богу венцом всех своих устремлений, то найдет причины быть довольным таким способом действий. Он радовался, когда мог поднять соломинку с пола из-за любви к Богу, ища только Его и ничего больше, даже не Его благословений.

Он был долго обеспокоен мнением, что должен быть проклят, и все люди в мире не могли убедить его в обратном. Он так в себе рассуждал об этом: «Я не вовлекался в религиозную жизнь, но все только из-за любви к Богу, я пытался действовать только ради Него. Независимо от того, что случилось со мной – погиб я или был спасен, я буду всегда пытаться действовать просто ради любви к Богу. У меня будет по крайней мере та польза, что до смерти я сделаю все от меня зависящее, чтобы любить Его». Это сомнение продолжалось четыре года, на протяжении которых он очень страдал.

С того времени он живет в прекрасной свободе и непрерывной радости. Вот как это было: он поместил свои грехи между собой и Богом, сказал, что не заслужил Его благословений, но Бог все еще продолжает изобильно даровать их.

Чтобы сформировать привычку непрерывно разговаривать с Богом и обращать к нему все наши действия, мы должны сначала проявить некоторое усердие. После небольших усилий мы обнаружим, что Его любовь, живущая в нас, побуждает к этому уже без затруднений.

Он ожидал, что после приятных дней, которые Бог дал ему, придет очередь боли и страданий, но не был обеспокоен этим, хорошо зная, что как он не может сделать ничего сам, то Бог не преминет дать ему силы, чтобы преодолеть их.

Когда предоставлялся случай проявить добродетель, он обращался к Богу, говоря: «Господь, я не могу сделать это без Твой помощи мне». И тогда он получал сил более, чем достаточно.

А когда у него были неудачи в исполнении обязанностей, он только признавал свое поражение, говоря Богу: «Я никогда не смогу сделать лучше, если Ты предоставишь меня самому себе и не воспрепятствуешь моему падению, не исправишь неверное». После этого он не позволял себе более беспокоиться об этом.

В великой простоте должны Мы сотрудничать с Богом, говоря Ему откровенно и явно и прося Его помощи в наших делах по мере их появления. И Бог никогда не подводил его в этом, как он мог часто испытать на собственном опыте.

Не так давно он был послан в Бургундию, чтобы закупить вина для общины. Это была очень непривлекательная для него задача, поскольку он не был предприимчив в подобных делах и к тому же хромал, и не мог плыть в лодке, а должен был везти бочки волоком. Тем не менее он не беспокоился ни об этом, ни о покупке вина. Он сказал Богу, что передает это дело Ему, и впоследствии обнаружил все прекрасно улаженным. Он был послан годом позже в Эверне по тому же самому поводу, и не мог сказать как это вообще разрешилось, но все прошло очень хорошо.

Так же и в его работе на кухне (к которой он естественно имел великое отвращение), где он приучился делать все ради любви к Богу и с всегдашней просьбой о Его благодати сделать все хорошо. И ему было легко в течении пятнадцати лет, что он служил там.

Он очень доволен той должностью, какую имеет сейчас, но столь же готов оставить ее, как и прежнюю, так как всегда доволен в любых условиях, имея возможность делать небольшие вещи ради любви к Богу.

Для него время чтения молитв не отличается от других времен: он уходил на молитву, подчиняясь руководительству своего настоятеля, но он не жаждал этого и не просил об этом, так как и самое важное дело не отклоняло его от Бога.

Он знал о своей обязанности любить Бога во всех событиях и старался следовать этому. Он не нуждался в руководителе, который советовал бы ему, но нуждался в том, кому можно исповедаться, чтобы освободиться. Он осознавал свои ошибки, но не разочаровывался из-за них. Он исповедал их Богу, но не просил о снисхождении к ним. Когда он так делал, то мирно возобновлял свою обычную практику любви и поклонения.

Что касается сомнений в разуме, он ни с кем не советовался, но зная только светом веры, что Бог есть, он довольствовался тем, что адресовывал все свои действия Ему, то есть выполнял их с желанием угодить Ему и позволял проявиться тому, что из этого получалось.

Бесполезные мысли все портят: вред происходит от них. Мы должны отклонить их сразу, как только почувствовали их непричастность к делу или к нашему спасению, и вернуться к общению с Богом.

В начале он проводил время, назначенное для молитвы, в отклонении из-за блуждающих мыслей и отступлении в них. Он никогда не мог регулировать свое посвящение в молитве теми методами, которые используют другие. Несмотря на это, в начале он сколько-то размышлял (во время молитвы), но это ушло впоследствии необъяснимым манером .

Все способы умершвления плоти и другие упражнения бесполезны для того, чтобы достигнуть союза с Богом любовью. Он хорошо исследовал это и нашел, что самый короткий путь — пойти прямо к Нему, непрерывно упражняясь в любви и делая все для Его пользы.

Мы должны видеть огромную разницу между актами подчинения и истинного желания. Первые имеют сравнительно небольшую ценность, тогда как во вторых – всё.

Нашим единственным делом должна быть любовь и восхищение в Боге.

Все возможные виды умершвления плоти, если они свободны от любви к Богу, не смогут зачеркнуть ни одного греха. Мы должны, без беспокойства, ожидать прощения наших грехов через кровь Иисуса Христа только пытаясь любить Его всем нашим сердцем. Бог, кажется, предоставил самое большое благоволение самым большим грешникам как примету Своей милости.

Величайшие страдания или наслаждения этого мира не сравнятся с тем, какие переживания обоих этих видов он испытал в мире духовном. Так он не остерегался и не боялся ничего кроме Бога, то есть возможности оскорбить Его.

Он не сомневался: ибо, — говорил он, — когда я терплю неудачу в своих обязанностях, я с готовностью признаю это, говоря: «Я так поступил и никогда не буду делать иначе, если останусь самим собой». Если я не терплю неудачу, тогда я благодарю Бога, признавая, что это исходит от Него.

Беседа третья.

Вера, действующая любовью. Дела внешние не вредят. Совершенное посвящение – верный путь.

Он сказал мне, что основным принципом духовной жизни в нем было высокое понимание и почитание Бога в вере. Этот принцип, когда он хорошо воспринял это, не давал ему заботиться поначалу ни о чем другом, кроме искреннего отвергания любой мысли, отличной от той, что он выполняет свои действий ради любви к Богу.

Когда он не думал о Боге довольно долгое время, он не беспокоился об этом, но после, признав свою нищету в Боге, он возвращался с тем большим доверием к Нему, чем более несчастным он видел себя в период своей забывчивости.

Своим доверием мы оказываем честь Господу и низводим к нам великую благодать.

Невозможно не только то, что Бог должен обмануть, но также и то, что Он должен позволять страдать душе, вполне преданной Ему и решившей вынести все ради Него.

Он так часто испытывал помощь Божественной Благодати во всех случаях, как и в том, когда должен был действовать в своем служении, и он не тревожился об этих делах заранее. Но когда приходило время действовать, он находил в Боге, как в ясном зеркале, все, что было приготовлено для него, чтобы совершить это. В последнее время он действовал таким образом, без предварительных тревог, но прежде он часто проявлял их в своих делах.

Когда внешние дела немного отклоняли его от мыслей о Боге, освежающее воспоминание приходило от Бога, наполняя Его душу, и так воспламеняло и приподнимало его, что ему было трудно сдержаться.

Он был более соединен с Богом в своих внешних делах, чем когда оставлял их для исполнения обрядов.

Он переживал порой некоторые большие страдания в теле или разуме. Худшее, что могло произойти с Ним – потеря того сознания Бога, которым он так долго обладал. Но совершенство Бога убедило его, что Он не оставит его вконец, и что Он даст ему силу перенести то зло, которое допустит в его жизнь. Поэтому он ничего не боялся и не пользовался случаем посоветоваться с другими о своем состоянии. Когда он совершал попытку сделать это, то всегда отходил еще более озадаченным. Так как он ощущал готовность отдать свою жизнь за любовь к Богу, он не чувствовал опасений. Совершенное предоставление себя Богу было верным путем к небесам, путем, на котором мы всегда имеем достаточно света, чтобы пройти.

В начале духовной жизни мы должны проявлять твердость в исполнении наших обязанностей и в отвержении прежнего образа действий, но после последуют неизреченные удовольствия. В трудностях нам необходимо обращаться за помощью к Иисусу Христу и просить Его благодати, с которой все становится легко.

Многие не продвигаются в христианской жизни, потому что придерживаются епитимий и особых упражнений, в то время как пренебрегают любовью к Богу, которая является совершенством. Это явно проявляется в их делах и является той причиной, из-за которой мы видим так мало зрелой добродетели.

Не нужно особого искусства или науки для того, чтобы идти к Богу, но только сердце, твердо решившее посвятить себя только Ему, исполнят Его волю и любить только Его.

Беседа четвертая.

Способ приближения к Богу. Сердечный отказ. Молитва и хвала предотвращают уныние. Освящение в обыкновенных делах. Молитва и присутствие Бога. Вся суть благочестия. Самооценка. Дальнейший личный опыт.

С открытым сердцем он часто рассуждал со мной о своем способе приближения к Богу, о чем отчасти уже говорилось. Он говорил, что все заключается в одном сердечном отказе от всего, что, как мы разумеем, не ведет к Богу; что мы могли бы привыкнуть к непрерывной беседе с Ним, со свободой и в простоте. Нам нужно только признать Бога глубоко существующим в нас, обращаться к Нему каждое мгновение. Мы можем просить Его о помощи в том, чтобы узнать Его волю относительно вещей, в которых сомневаемся, и в том, чтобы выполнить те, о которых ясно видим, что Он требует этого от нас, обратившись к Нему прежде, чем взяться за их исполнение, и благодаря Его после завершения дела.

В этой беседе с Богом мы также обращаемся к хвале, обожанию и любви за Его бесконечную благость и совершенство.

Не будучи разочарованными из-за наших грехов, мы должны молить о Его благодати с совершенной уверенностью, которая возлагается на бесконечные достоинства нашего Господа. Бог никогда не подводил, давая Свою благодать на совершение каждого действия. Он отчетливо понимал это и никогда не терпел неудачу, только, если его мысли не начинали блуждать в сторону от осознания Божьего присутствия, или же он забывал попросить Его помощи.

Бог всегда дает нам свет в наших сомнениях, когда мы не имеем никакого другого намерения, кроме как порадовать Его.

Наше освящение зависит не от того, чем мы занимаемся, а от того, делается ли ради Бога то, что обычно мы делаем для себя. Печально видеть, как многие люди принимают средство за цель, увлекаясь непосредственно некоторыми делами, которые они выполняют недостаточно хорошо из-за своих эгоистических или просто человеческих взглядов.

Самым превосходным методом приближения к Богу, который он нашел, было совершение наших обычных дел без какого-либо угождения людям (Гал.1:10, Еф.6:5-6) и (насколько мы способны) исключительно ради любви к Богу.

Великое заблуждение думать, что время молитвы должно отличаться от любого другого времени. Мы должны крепко держаться Бога во время наших дел так же, как и во время молитвы.

Его молитва была ничем иным, как ощущением присутствия Божьего. Его душа была в это время нечувствительна ни к чему, кроме Божественной любви. И когда предписанное время молитвы проходило, он не находил никакой разницы, потому что все еще пребывал с Богом, хваля и благословляя Его со всех своих сил, так что проводил свою жизнь в непрерывной радости. Все же он надеялся, что Бог даст ему немного пострадать, когда он будет немного сильнее.

Мы должны, раз и навсегда, от всего сердца довериться Богу и полностью отдать себя Ему, не опасаясь, что Он подведет нас.

Мы не должны утомляться в совершении малых дел ради любви к Богу, Который оценивает не величие работы, но любовь, с которой она произведена. Мы не должны озадачиваться, если, в начале, наше стремление ходить в Божьем присутствии не приведет к результату, но в конце у нас выработается привычка, которая естественно произведет эти действия в нас, без нашей заботы и к нашему чрезмерно большому восхищению.

Всей сутью благочестия являются вера, надежда и милосердие, практикуя которые мы соединяемся с Божьей волей. Все вне этого бессмысленно использовать как средства, которыми мы можем достичь совершенства, и будет поглощено верой и милосердием.

Все возможно тому, кто верит, легче для того, кто надеется, и проще тому, кто любит, и намного легче для того, кто упорно продолжает практиковать эти три благодетели.

В конце, как мы должны предположить, мы станем, в этой жизни, самыми прекрасными поклонниками Бога какими только можем быть, что, как мы надеемся, продолжится и в вечности.

Когда мы вступаем в духовное, мы рассматриваем кто мы есть и проверяем наше основание. И находим себя достойными всякого презрения и не заслуживающими имени христианина, согласно всех тех страданий и бесчисленных несчастных случаев, которые беспокоят нас и вызывают бесконечные трудности в нашем здоровье, в нашем настроении, во внешних и внутренних проявлениях нашего характера. Но прекрасны те люди, которых Бог смирил многими болями и трудностями как внешними, так и внутренними. После этого мы не удивляемся неприятностям, искушениям, противостоянию и противоречиям, приходящим от людей. Мы должны, напротив, смиряться и переносить их как очень выгодные для нашего возрастания вещи так долго, как захочет Бог.

Чем больше совершенство, к которому стремится душа, тем больше Божественной благодати.

Будучи спрашиваем одним членом общины (которому он был обязан открываться), какими средствами он достиг такого постоянного переживания Божьего присутствия, он ответил ему, что, начиная с первого своего прибытия в монастырь, он рассматривал Бога как цель всех своих мыслей и желаний, как рубеж, к которому они должны устремляться и которым должны оканчиваться.

В начале своего послушничества он провел долгие часы, предназначенные для личной молитвы, в размышлениях о Боге, чтобы убедить свой ум и запечатлеть в своем сердце идею Божественного существования более, чем набожные чувства, а также подчиниться свету веры более, чем изученным рассуждениям и тщательно продуманным размышлениям. Этим коротким и верным методом он упражнял себя в знании и любви к Богу, решив использовать предельное усилие жить в непрерывном осознании Его присутствия, и, если возможно, никогда более не забывать Его.

Когда он находился таким образом в молитве, его разум наполнялся огромным чувством великого Сущего. Он отправлялся исполнять свое послушание на кухне (поскольку был поваром общины), и там сначала осматривал фронт работ и решал, когда и как должна быть выполнена каждая вещь, и все свободное время проводил в молитве, как до, так и после работы.

Когда он начинал работу, то говорил Богу, с сыновним доверием к Нему: «О мой Бог, так как ты пребываешь со мной, и я должен теперь, повинуясь Твоим заповедям, заниматься этими внешними делами, я прошу Тебя о благодати продолжать пребывать в Твоем присутствии. С этой целью дай мне преуспеть с Твоей помощью, забери мои заботы и болезни».

По мере того, как он продвигался в своей работе, он продолжал свою близкую беседу с Создателем, прося Его благодати и доверяя Ему все свои дела.

По завершении он тщательно проверял, как исполнил свои обязанности. Если находил, что хорошо, то благодарил Бога. Если плохо – просил прощения и, не унывая, снова направлял свои мысли к Богу и продолжал упражняться в Его присутствии, как если бы никогда не отклонялся от этого. «Таким образом, — сказал он, — поднимаясь после моих падений и часто возобновляя дела веры и любви, я вошел в состояние, в котором мне было бы столь же трудно не думать о Боге, как сначала привыкнуть к этому».

Так как брат Лоуренс нашел такое преимущество в хождении с Богом, для него было естественным искренно рекомендовать это другим. Но его пример был гораздо большим стимулом, чем любые аргументы, которые он мог привести. Его большое самообладание было поучительно: сладостное и спокойное посвящение, проявляющееся в нем, не могло не затронуть наблюдающих. Было замечено, что в самой большой спешке на кухне он сохранял воспоминание и помышление о небесном. Он никогда не спешил и не бездельничал, но все делал в свое время, сохраняя непрерывное самообладание и спокойствие духа. «Время работы, — говорил он, — не отличается для меня от молитвенного времени. И в шуме и беспорядке моей кухни, в то время, когда несколько человек одновременно призывают к различным вещам, я обладаю Богом в таком великом спокойствии, как будто стою на коленях при Святом Причастии».

Это самый главный вопрос из всех существующих. Потому что самые главные наши отношения — это отношения с Богом в сердце.

К сожалению, очень часто у многих верующих людей Господь — это просто идея . И когда я спрашиваю часто: «А какой Он, ваш Господь?».

Многие отвечают: «В смысле какой?»

— Какой Он по характеру? Как вы думаете?

— Какой характер? У Него что характер есть? Это просто такая энергия, я ее хочу полюбить.

Я говорю: «А как вы можете полюбить энергию?

На самом деле, Господь — властелин всех энергий, это факт. Но ещё это Верховная личность. Потому что, как говорится в Библии, Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Мужчину и женщину сотворил их.

То есть, Господь — это и мужское и женское начало, это и мужчина и женщина изначальные, и у них свой характер.

Духовный мир — это вообще сплошь мир отношений. И вы знаете, самое-самое сладкое, что вы можете открыть в своей жизни — это отношения с Богом. Поверьте.

Самая удивительная свобода, самый удивительный нектар, которым вы потом обогатите все отношения в своей жизни. Вы привнесёте Его в свою жизнь. Это, на самом деле, такие отношения.

Начните с малого. Возьмите сегодня и напишите Ему письмо. Начните: «Сегодня день затмения, а пишу Тебе потому что Ты никогда не затмеваешься, это все принадлежит Тебе. Все, что происходит вокруг».

И потом напишите все, что вы чувствуете, и видите, Он обязательно вам ответит. Если вы от всего сердца напишете, то ждите каких-то чудес. Ну а потом что-нибудь сделайте для Него. Нарвите цветов, принесите и скажите: «Это для Тебя». Начните готовить для Него. Угощайте. Можно научиться жить с Ним.

Марина Таргакова . Фрагмент прямого эфира в Инстаграме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *