В церковь после родов

Вскоре после рождения ребенка православные женщины задаются вопросом: когда можно в церковь после родов. По суждению некоторых священнослужителей на молодых мам накладываются некоторые ограничения при посещении храма.

Религиозные правила гласят, что входить в храм и прикасаться к святыням может только духовно и физически чистый человек. Грех приводит к нравственной нечистоте. В книгах Ветхого Завета приводятся примеры физической нечистоты: гнойные выделения, менструальное кровотечение, проказа, послеродовые выделения у женщин.

Есть несколько причин, почему женщине не рекомендуется посещать церковь в первые дни и недели после родов:

  1. Послеродовые лохии – это своего рода очищение организма женщины от нечистот. После окончания выделений молодая мама может входить в двери храма и прикасаться к святыням.
  2. В первые недели после рождения ребенка организм матери уязвим, иммунитет снижен. В период восстановления следует избегать большого скопления людей в замкнутом пространстве.
  3. По религиозным канонам в храме нельзя проливать кровь.
  4. Согласно Библейскому писанию Святая Мария вошла в храм с младенцем на руках только на 40 день. Традиция соблюдается до сих пор.

Когда идти в церковь после родов

На сегодняшний день мнения священников насчет посещения церкви женщин после родов разделились. Кто-то из них не разрешает женщине, у которой не закончились лохии, входить в храм. Некоторые пускают молодых мам, но не позволяют прикасаться к святыням.

Логичным решением будет посоветоваться со священнослужителем той церкви, которую молодая мама собирается посетить.

Церковные обряды для молодой мамы и ребенка

По примеру Богоматери, которая принесла новорожденного Иисуса Христа в храм на 40 день после родов, женщине предписываются те же сроки посещения святыни. Однако перед этим над женщиной и ребенком должны совершаться несколько ритуалов:

  1. Исповедь и причастие.
  2. Очищающая молитва над матерью в первый день после рождения ребенка.
  3. Благословение младенца и наречение его именем на восьмой день после родов.
  4. Крещение.

На сороковой день проводят обряд крещения ребенка. Перед обрядом крещения, на исповеди мать признает свои грехи. Во время причастия вкушает вино и хлеб, символизирующие кровь и плоть Христа. После такого ритуала женщина очищается от грехов. Далее проводят чтение молитвы о введении в храм матери. А после крещения читают молитву о введении во храм ребенка. Этот ритуал называется воцерковлением младенца, т.е. причислением его к собранию верующих.

Маме не запрещено присутствовать при крещении ребенка. Стоит лишь дождаться окончания послеродовых выделений и договориться о проведении обряда.

В том случае если ждать 40 дней невозможно, например, при тяжелой болезни матери или ребенка, плохом самочувствии, батюшка может разрешить молодой матери войти в церковь не дожидаясь положенного срока.

Вы поймите церковь, это не просто Вы захотели и все!!! Я Вам объясню как мне объяснял один батюшка. Каждая девушка в глазах церкви и Бога это его НЕВЕСТА и все девушки как бы будущие жены Бога. Почему и когда месячные в церковь ходить нельзя. Я когда покупала свечи в церкви, то женщина служительница церкви сказала, что после каждого цикла месячных нужно проходить с зажженной свечой каждый угол своей квартиры, как бы очищая свое жилище. Я Вам напишу ответ Священника Андрея в одной из газет почему нельзя идти в церковь во время месячных:
Мое рассуждение касается богословской причины нечистоты от месячного кровеистечения. Ведь очевидно, как нам с Вами, так и предкам Моисея, что месячные кровотечения являются следствием не состоявшейся беременности. Женщина не зачавшая ребенка, вольно или невольно, перед Богом несет ответственность. Все в её теле настраивается на зачатие, а оно не происходит. Значит жизнь женщины глубинным образом не соответствует её природе, что оборачивается смертью «клетки жизни» (яйцеклетки), а за нею и смертью всего слоя новой жизни в матке. Если это так, то истечение с кровью всего этого слоя из матки, есть очищение от мертвой ткани, не могущей жить без плода. Как говорят медики, яйцеклетка неоплодотворенная не может прожить более суток. Месячные есть, таким образом, очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти, ибо в крови жизнь (в Ветхом Завете даже более — «душа человека в крови его»). Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково мое понимание происхождения понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве. Остальное — дело традиции, канонов и правил».
Еще одна цитата, про поведение в церкви:
Женщинам не рекомендуется наносить макияж и особенно красить губы. Если губы накрашены, нельзя прикладываться к иконам и кресту. В «критические» дни женщинам нельзя посещать церковь, также нельзя посещать церковь первые 40 дней после родов. Если есть острая необходимость посетить в эти дни церковь, войти в храм можно, но прикладываться к иконам нельзя!
В Ветхом завете у евреев, женщина, которая имеетъ истеченiе крови , текущей изъ тела ея, отделялась от остальных, потому что всякое прикосновение к ней в это время означало для них культовую, молитвенную нечистоту (Лев 15, 19). Так же было и в продолжении 40 дней после рождения ребенка мужского пола и восьмидесяти дней после рождения ребенка женского пола (Лев 12, 2-5). И у других древних народов существовало подобное отношение к женщине в этом состоянии .
Во всяком случае, на основе приведенного ветхозаветного воззрения на культовую нечистоту женщин в менструации, равно как и ответа трех епископов, позже дошло до такой точки зрения, что они не должны приходить в церковь на общую молитву в этом состоянии, а также в продолжении сорока дней после родов и выкидыша . Вероятно, что на такое отношение повлияла и возможность случайным истечением крови осквернить храм, который потребовалось бы освящать . А возможно и из-за запаха, который издает материя очищения при разложении. На вопрос: Почему не только в Ветхом законе, но и по словам Отцов месячное очищение женщины считается нечистым? — преп. Никодим Святогорец приводит три причины: 1) из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как например, из уха, носа, мокроту при кашле и т.д.; 2) это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, т.е. нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько нечисты грехи, которые мы творим по своей воле; 3) Бог называет нечистотой месячное очищение женщин (и это есть поистине единственная и главная причина), чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними, когда они имеют месячное очищение, как говорит Феодорит, как из-за достоинства мужского и почитания женщины, как говорит Исидор (Пелусиот), так и ради почитания Закона и естества, согласно Филону, а главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях» .
Я думаю, что только Вам решать идти в церковь или нет.
Желаю удачи!

После рождения ребенка женщина может вновь начать посещать церковь только через 40 дней со знаменательного события. Как только положенный срок минует, священник должен прочитать над ней специальную очистительную молитву, и только тогда она получит возможность причаститься.

Ветхозаветные иудеи

Начнем с того, что Новый Завет не содержит каких-либо четких положений о том, что недавно родившей женщине нельзя заходить в храм. Данная традиция берет свое начало с библейских времен.
Так, в главе 12 Книги Левит говорится, что женщина считается «духовно нечистой» в течение семи дней после рождения мальчика, а затем еще 33 дня она должна сидеть дома и не прикасаться к предметам, которые имеют культовое значение. То есть, в общей сложности – 40 дней. Но после рождения девочки, что ветхозаветные мудрецы искренне считали менее богоугодным поступком, срок такой изоляции молодой матери увеличивался вдвое и составлял уже целых 80 дней (40 – за себя, 40 – за «нечистоту» новорожденной дочери).
Насколько авторы Талмуда разбирались в женской психологии, можно судить по содержащемуся там объяснению причины данного запрета. Эти благородные мужи полагали, что женщина, испытывая родовые муки, теоретически может дать себе зарок больше никогда не заниматься интимом, чтобы не зачинать ребенка. И за данное гипотетическое обещание, женщина якобы виновна перед Богом, поэтому она «духовно нечиста» после родов.
Кстати, Талмуд уделяет много внимания вопросам духовной нечистоты. Ее самой высокой степенью является трупная. Любой человек, находившийся рядом с покойником, не допускался в храм в течение семи дней после похорон.
Нида – еще одна степень нечистоты, она связана с естественными кровотечениями у женщин во время менструаций, а также с выделениями организма после родов. Поэтому, согласно Ветхому Завету, женщине воспрещается входить в храм во время месячных, а также после рождения ребенка.
Впрочем, в «эти дни» иудеи запрещали женщинам очень многое: половую жизнь с мужьями; нежные касания и поцелуи; сон в супружеской постели; питание за одним столом со всей семьей и т.п.

Новый Завет

Согласно учению Христа, только греховные помыслы могут сделать человека «нечистым». Постановление о том, что женщинам нельзя входить в храм в течение 40 дней после родов, не принималось ни на одном Вселенском соборе. Единственное объяснение, условно принятое священнослужителями, касается установленного в Новом Завете запрета проливать кровь в храме. Дело в том, что в библейские времена было принято совершать жертвоприношение животных. Но Иисус и его апостолы категорически отвергали данный ритуал. Не разрешая проливать кровь в храме, они имели в виду именно отказ от подобных обычаев, восходящих своими корнями к древнему язычеству.
В главах 27-30 Книги 6 Дидаскалии (постановления апостолов) говорится, что рождение ребенка чисто, и никакие физиологические особенности данного процесса не противны Богу. Поскольку Святой Дух всегда присутствует в каждом живом создании, не стоит считать женщину после родов «духовно нечистой», следуя ветхозаветному пониманию.

Опасения язычников

Число 40 является сакральным для представителей многих народов. Его часто связывают с рождением и смертью. Представление, что душа покойного в течение 40 дней после смерти блуждает в мире живых, возникло на заре человечества. Точно так же язычники всегда верили, что новорожденный в течение первых 40 дней еще неокончательно утвердился в нашем мире. И поэтому первые полтора месяца его матери следует быть крайне осторожной.
Молодой маме с ребенком лучше не показываться в общественных местах, чтобы не нарваться на сглаз, ведь многие люди могут позавидовать ее счастью. А поскольку малыш в течение первых 40 дней после рождения еще не является частью мира живых в полной мере, этот негатив способен привести к печальным последствиям. Поэтому и показывать его кому-то кроме родственников и близких друзей в первое время после рождения считалось опасным.
Кстати, согласно Священному Писанию, Божья Мать принесла новорожденного Иисуса в храм только после того, как прошло 40 дней с момента рождения малыша.
Еще одной причиной такого запрета может быть опасение, что молодая женщина, организм которой ослаблен родами, ненароком подхватит инфекцию в местах массового скопления людей. Стоит ли говорить, что для новорожденного в первые дни его жизни любая болезнь может оказаться смертельной.

Современная Россия

Мнения современных православных священников по данной проблеме разделились. Одни считают, что не следует нарушать веками устоявшихся традиций, а другие думают, что рождение ребенка не должно быть препятствием для духовной жизни. Есть и сторонники «умеренной середины», которые разрешают женщинам во время месячных и сразу после родов ходить в храм и молиться, правда, при этом им нельзя причащаться и касаться религиозных святынь.
Как правило, в этом вопросе прихожанки следуют наставлениям тех священнослужителей, к чьей пастве они относятся. Впрочем, несоблюдение каких-то правил из этой серии не считается грехом, и это не повод осуждать женщину автоматически. Речь идет не о грехе, а лишь о проступке, если настоятель церкви вообще так расценивает ее поведение.
По обычаю через 40 дней после родов, подобно Богородице, молодая мать приходит в храм со своим ребенком. Священник читает над ней специальную очистительную молитву. Она довольно короткая, ее суть сводится к одной просьбе к Богу: «… омый ея скверну телесную и скверну душевную во исполнении четыредесяти дний». После этого женщина может причащаться.
Затем молитва читается над ребенком, независимо от того, был он уже крещен или нет. Священник обращается к Богу с просьбой благословить дитя.

Этот вопрос волнует многих новоиспеченных мамочек. Ведь им очень хочется поставить в храме свечку за здравие своего малыша, заказать благодарственный молебен, попросить у Божьей Матери защиты для крохи. Итак, сколько надо ждать после родов, чтобы сходить в церковь?

Роды и посещение храма

В церкви установлены специальные каноны. Согласно ним, прикасаться ко всему святому разрешается только людям, чистым духовно и физически. Период природного очищения женского организма церковь зачисляет к физическим нечистотам.

Когда духовных пастырей спрашивают о том, когда новоиспеченной маме можно войти в храм, они четко и конкретно отвечают: через 40 дней после родов. Тогда в храм разрешается маме заходить со своим малышом. В этот день священнослужитель возносит молитву о матери, затем о младенце. Если до этого периода малыша уже окрестили, то свершается обряд его воцерковления. Это специальное таинство, после которого дитя становится рабом Божьим, членом Церкви Христовой.

Есть несколько причин, по которым родившей недавно женщине запрещается посещать храм:

  1. Женская нечистота. В период послеродовых выделений женский организм очищается, избавляется от нечистот.
  2. В храме нельзя проливать кровь. В древние времена не существовало специальных средств, которые сегодня женщины используют при месячных (прокладки и тампоны). В этом и кроется еще одно табу на посещение церкви в критические дни.
  3. Большое количество прихожан. Скопление людей в церкви может негативно отражаться на здоровье женщины. Ведь туда приходят и не совсем здоровые люди. А женщинам с ослабленным после родов иммунитетом такие контакты не кстати. Да и активные контакты с внешним миром препятствуют природному единению мамы и малыша.

Почему же надо ждать именно 40 дней? Потому что физиологические выделения у женщин после родов длятся примерно 6 недель. Это как раз 40 дней, необходимых для восстановления организма. Данный период надо посвятить заботе о своем физическом здоровье, а потом уже — о духовном.

Отметим, что сегодня мнения духовных пастырей по поводу соблюдения сорокадневного табу на посещение церкви разделились. Одни уверены, что женщины могут присутствовать на церковной службе в любое время, но после родов до 40 дней не могут причащаться. Другие же категорически против прихода в этот период женщин в храм. Поэтому женщине рекомендуется молиться за малыша своими словами или читать специальные молитвы о даровании терпения, посвященные защите детей. Сходить в храм и поставить свечу за благополучие семьи может отец малыша, его бабушка, дедушка, другие родственники. Они же преклоняются к иконе Матери Божьей, Николая Чудотворца с мысленными просьбами защитить дитя, охранять его от беды, горя, дать силу матери воспитывать дитя. Можно отслужить благодарственный молебен за благополучное появление малыша на свет, подать записку за здоровье матери малыша, если она крещеная. Также за ее здоровье подают Сорокауст. Духовная забота о здоровье женщины — это и защита ее малыша, ведь они тесно связаны между собой.

Сегодня многие родители стараются окрестить дитя как можно скорее — через неделю, две, три после появления на свет. А обряд воцерковления уже совершается позже, после 40 дней с момента появления крохи на свет. И тогда в храм с ним приходит его мамочка, приближая дитя к духовным святыням и обрядам.

Почему на крещении ребенка нельзя присутствовать матери

Стоит знать, что во многих церквях мамам позволяется присутствовать на таком таинстве, потому что именно в день крещения ребенка читается молитва сорокового дня. В других же храмах мать не пускают на обряд крещения. Ее приглашают на Литургию в ближайшее воскресенье, и над ней совершают специальную молитву очищения. Это прочтение «Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днех».

Запрет на присутствие мамы при этом таинстве касается тех случаев, когда дитя крестят до 40 дней отроду. Многие современные священники уверены, что подобные табу — исторические пережитки. Ведь любого человека оскверняет только грех. Что касается физиологических процессов женского очищения, то это явление природное. В нем нет ничего скверного и греховного. Этого стыдиться не стоит.

Когда родившей женщине можно прийти в храм — подскажет ее духовник.

У многих будущих мамочек во время беременности возникают вопросы, связанные с церковью и религией: можно ли ходить в церковь и на кладбище, когда крестить ребенка, когда разрешается идти в церковь после родов, можно ли идти на похороны, если, не дай Бог, умер кто-то из родных или близких и т.д.

Оказывается, что в этих вопросах церковь не вводит для беременных почти никаких ограничений. Единственное исключение — это запрет посещать храмы господни на протяжении 40 дней после родов.

Церковь: можно и даже нужно!

Бытует распространенный миф, будто беременным женщинам почему-то нельзя ходить в церковь. Среди «всезнающих» бабушек почему-то принято пугать беременных подобным запретом, а Интернет пестрит вопросами сбитых с толку женщин типа «Можно ли беременным ходить в церковь?». На эти вопросы можно ответить однозначно — ходить в церковь во время беременности не только можно, но и нужно!

В церкви подобные запреты категорически отбрасывают и наоборот призывают беременных чаще посещать храмы. Ведь посещение церкви только придает будущей маме сил и веры в то, что все будет хорошо.

«Беременной женщине полезно и нужно ходить в церковь и молится. Когда она приходит в церковь, то она молится вместе со своим будущим ребенком. Именно поэтому беременная женщина должна ходить в церковь!», — говорит игумен Нифонт, наместник Свято-Воскресенского мужского монастыря (урочище Гурбы).

Все это действует, конечно, если самой женщине хочется туда идти — через силу беременной делать нельзя ничего, и посещение церкви не является исключением.

Если беременная женщина и ее муж не повенчаны, то церковь советует им повенчаться до рождения ребенка — тогда Господь пошлет на их брак особую благодать. Если же беременная не крещена, но желает окреститься, то этому вовсе не помеха. Также женщина «в положении» может спокойно причащаться — принятие Святых Тайн только пойдёт на пользу её и её малышу.

На поздних сроках в церковь не советуют ходить одной — беременной лучше позвать с собою мужа, маму, подругу, кого-то другого из близких или родных людей. Ведь в церкви беременная может внезапно почувствовать себя плохо, и тогда их помощь пригодится. Но эта рекомендация касается не только посещений церкви — беременной на поздних сроках в любые походы за пределы собственного дома лучше ходить в компании.

А вот после родов мамочке о походах в церковь можно забыть на целых 40 дней. Именно столько времени должно пройти, чтоб женщина очистилась от первородного греха. По истечении этого срока женщина приходит в храм, и священник читает над ней молитвы сорокового дня. После этого она снова может ходить на службу и принимать участие в церковных таинствах.

Кладбище — можно, похороны — не стоит

Все те же «всезнающие» бабушки говорят, что беременным категорически нельзя ходить на кладбища и похороны, а также смотреть на покойников. Они рассказывают «страшилки», что на кладбище к ребенку может «прицепиться» душа умершего, а если беременной смотреть на покойника, то ребенок может родиться мертвым.

В церкви подобные приметы называют язычеством и ересью. «Все эти поверья — это язычество, — восклицает отец Нифонт. — Мы так с ним параллельно и живем. Когда-то для того, чтобы держать людей в страхе, и придумали такие вещи». По словам священника, ходить на кладбище или нет — это личное дело каждой женщины. «Если священник скажет «Не иди», а душа просит пойти — как же тогда не сходить?!», — говорит отец Нифонт.

Но если поход на кладбище ассоциируется у беременной с негативными чувствами, если женщина испытывает на кладбище тревогу, страх и другие подобные чувства — то от посещения таких мест лучше воздержаться — ведь любые стрессы могут негативно повлиять на ребенка. Все негативные чувства, как и позитивные, передаются от матери ребенку, который находится в утробе. Поэтому беременной так важно получать как можно больше позитивных эмоций и впечатлений, в то же время максимально ограждая себя от негативных моментов и стрессов.

Поэтому, если речь идет о посещении кладбища в поминальные дни, на Проводы, когда женщина хочет проведать усопших родных и близких, и при этом уверена, что ничего не сможет нарушить ее внутренний покой — можно смело туда идти.

Касательно похорон, то они даже для обычного человека являются большим стрессом, не говоря уже о беременных. Поэтому беременным следует позаботиться о себе и о своем ребенке, и воздержаться от присутствия на похоронах, чтобы избежать неизбежного стресса.

Когда крестить?

Церковь говорит, что крестить ребенка нужно на восьмой после рождения день. Но на практике редко когда родители решаются крестить свою кроху в столь «юном” возрасте. В основном крестят малышей после того, как им исполнится месяц. Церковь в этом вопросе более чем лояльна — даже если Вы приведете окрестить своего 5-летнего или даже 15-летнего ребенка, то, как правило, Вас даже не спросят, почему Вы пришли так поздно и ни в коем случае Вам не откажут.

Как видим, церковь не ставит для беременных никаких запретов, несмотря на существование народных поверий, предостерегающих беременных от походов на кладбища, на похороны и даже в церковь. Главное — чтобы будущая мама делала то, что считает нужным для себя и ребенка. Поэтому не слушайте никого и не забывайте — приметы сбываются у тех, кто в них верит.

Этот вопрос волнует многих новоиспеченных мамочек. Ведь им очень хочется поставить в храме свечку за здравие своего малыша, заказать благодарственный молебен, попросить у Божьей Матери защиты для крохи. Итак, сколько надо ждать после родов, чтобы сходить в церковь?

Почему нельзя маме присутствовать на крещении детей?

В одних храмах разрешается присутствовать на обряде, это связано с тем, что молитва сорокового дня читается в день крещения ребенка. В других храмах молодую маму не пускают на обряд крещения дитя, а приглашают на службу в ближайшие выходные и тогда совершают над ней молитву очищения. Так что никаких запретов на присутствие мамы во время крещения нет, кроме ограничения по времени – необходимо дождаться сорока дней после родов и получить благословение от батюшки (прочтение «Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днех»).

Многие священнослужители, придерживаясь ветхозаветной традиции, всё же не разрешают заходить в храм женщинам во время менструальных или послеродовых выделений.

Иные священники утверждают, что это исторические пережитки и оскверняет человека только грех, а физиологические процессы – это естественные, нормальные явления в них нет ничего греховного, чего бы надо было стыдиться.

Самое верное решение, когда можно идти в храм после родов, подскажет духовник или батюшка той церкви, которую хочет посетить молодая мама.

(5 голос(а), в результате: 4,00 из 5)

Первые 40 дней после родов женщина считается «нечистой». Это связано с объективными физиологическими особенностями послеродового периода, когда могут продолжаться кровянистые выделения. Поэтому женщине не благословляется приступать к причастию, прикладываться к иконам, кресту, мощам, брать благословение у священника. В первые 40 дней после родов не благословляется и само посещение храма молодой мамой. Делается это из сочувствия к её состоянию. Организм женщины в это время восстанавливается. Она слаба, при этом много сил требует новорождённый младенец. В дальнейшем женщина может посещать храм, но в «критические дни» она не может прикладываться к святыням, исповедоваться и причащаться.

Вопрос-ответ Почему в храме женщинам надо покрывать голову?

Когда можно вновь прийти в церковь?

На сороковой день, не раньше, женщина приходит в храм для того, чтобы священник прочитал над ней очистительные молитвы. После этого она уже может принимать участие в богослужении и приступать к таинствам (исповеди, причастию).

С 40-м днём связана и другая традиция — крещение младенца, ведь женщина приходит в храм не одна, а с ребёнком. Эта традиция отсылает нас к ветхозаветным временам, когда младенцев впервые приносили в Иерусалимский храм именно на сороковой день. Так произошло и с младенцем Иисусом Христом, которого Богородица на 40-й день принесла в храм. У православных этому событию посвящён отдельный праздник — Сретения Господня. Славянское слово «сретение» переводится как встреча. В данном случае — встреча с Богом.

Некоторые считают суеверием не показывать ребенка посторонним людям в течении 40 дней после его рождения. Еще до принятия ислама у казахов существовало поверье о том, что в этот период жизни малышу угрожают всяческие опасности. Поэтому ребенка надо было ограждать от злых духов, которые могут его подменить.

Казахский обряд «Қырқынан шығару», который проводится на 40-й день жизни малыша, – первый и самый священный в жизни. Издревле казахи верили, что первые полтора месяца ребенок живет в пограничном состоянии, между двумя мирами. Задача близких в этот период – помочь ему закрепиться в реальном мире. Новорожденного окружали повышенным вниманием и заботой, а чтобы уберечь от дурного глаза, не выводили на улицу и не показывали чужим людям. В этот период мать ежедневно купает новорожденного, чередуя соленую воду с купанием в воде с мылом. При этом на дно ванночки кладут серебряные изделия, которые у казахов считаются символом чистоты и оберегом, так как к серебру не приближаются злые духи.

По прошествии веков в Казахстане по-прежнему придерживаются этих традиций. Праздник «сорока дней» отмечается как второе рождение. День, когда ребенку проводят обряд «Қырқынан шығару», определяют в зависимости от пола. Мальчику – раньше, на 37-38-й день, чтобы он был сильный и смелый, а девочке позже – на 41-42-й день, чтобы она была прилежной и спокойной.

На 40 дней собирают исключительно женщин – родственниц и соседок. Среди гостей выбирают трех самых уважаемых женщин. Одна стрижет ногти, другая волосы, а третья купает малыша в 40 ложках воды. Кипяченую воду остужают, кроме серебряных монет добавляют в нее сорок штук фасоли или же другие зерна, а также бусины (для девочки) или игральные кости – асыки (для мальчика). Придерживая ребенка рукой, начинают поливать его 40 раз ложкой, каждый раз произнося доброе пожелание. В конце серебро из детской ванночки женщины делят между собой. После купания малышу впервые в его жизни убирают волосы и ногти. Волосы заворачивают в кусок белой ткани и, как оберег, вешают возле колыбельной, а ногти закапывают подальше – там, где не ступает человеческая нога.

Еще один интересный момент связан с «иткойлек», это специальная детская рубашка, в которую одевали ребенка до 40 дней. Ранее в «день икс» в эту рубашку заворачивали сладости, потом привязывали ее на шею собаке, а дети бегали за псом, чтобы достать угощение. Сегодня обычай трансформировался. «Иткойлек» теперь отдают женщинам, которые не могут иметь детей или потеряли ребенка.

В этом обряде также осуществляется «ат кою» и «азан шакыру». Суть заключается том, что аксакал или мулла читает молитву и три раза произносит в ухо ребенку его имя. И, конечно, дают бата, благословление. В этот же день проводят обряд «колжа». Колжа – это ритуальное угощение матери после родов, чтобы она набралась сил и укрепила здоровье. Именно роженице в первую очередь подается горячий бульон, и только потом им угощают гостей. Причем, когда дело доходит до мяса, то большое значение придают шейному позвонку. Участники трапезы откусывают мясо зубами. Первой это делает роженица, а последней – «кіндікшеше» (крестная мать). После трапезы кость не выбрасывают, а насаживают на палочку сквозь спинномозговой канал и вешают, ранее – на женской половине юрты, а сейчас – в укромном месте квартиры. Снимают его только тогда, когда ребенок уже умеет держать голову.

После окончания праздника всем гостям дарят подарки, особенное внимание уделяют крестной матери. Кстати, казахи верят, что характер «кіндік шеше» передается малышу, поэтому к выбору крестной подходят со всей ответственностью. Крестная мать навсегда становится желанным гостем в доме, где растет ее подопечный, и помогает родителям в его воспитании.

Вскоре после рождения ребенка православные женщины задаются вопросом: когда можно в церковь после родов. По суждению некоторых священнослужителей на молодых мам накладываются некоторые ограничения при посещении храма.

Религиозные правила гласят, что входить в храм и прикасаться к святыням может только духовно и физически чистый человек. Грех приводит к нравственной нечистоте. В книгах Ветхого Завета приводятся примеры физической нечистоты: гнойные выделения, менструальное кровотечение, проказа, послеродовые выделения у женщин.

Есть несколько причин, почему женщине не рекомендуется посещать церковь в первые дни и недели после родов:

  1. Послеродовые лохии – это своего рода очищение организма женщины от нечистот. После окончания выделений молодая мама может входить в двери храма и прикасаться к святыням.
  2. В первые недели после рождения ребенка организм матери уязвим, иммунитет снижен. В период восстановления следует избегать большого скопления людей в замкнутом пространстве.
  3. По религиозным канонам в храме нельзя проливать кровь.
  4. Согласно Библейскому писанию Святая Мария вошла в храм с младенцем на руках только на 40 день. Традиция соблюдается до сих пор.

По примеру Богоматери, которая принесла новорожденного Иисуса Христа в храм на 40 день после родов, женщине предписываются те же сроки посещения святыни. Однако перед этим над женщиной и ребенком должны совершаться несколько ритуалов:

  1. Исповедь и причастие.
  2. Очищающая молитва над матерью в первый день после рождения ребенка.
  3. Благословение младенца и наречение его именем на восьмой день после родов.
  4. Крещение.

На сороковой день проводят обряд крещения ребенка. Перед обрядом крещения, на исповеди мать признает свои грехи. Во время причастия вкушает вино и хлеб, символизирующие кровь и плоть Христа. После такого ритуала женщина очищается от грехов. Далее проводят чтение молитвы о введении в храм матери. А после крещения читают молитву о введении во храм ребенка. Этот ритуал называется воцерковлением младенца, т.е. причислением его к собранию верующих.

Маме не запрещено присутствовать при крещении ребенка. Стоит лишь дождаться окончания послеродовых выделений и договориться о проведении обряда.

В том случае если ждать 40 дней невозможно, например, при тяжелой болезни матери или ребенка, плохом самочувствии, батюшка может разрешить молодой матери войти в церковь не дожидаясь положенного срока.

После рождения ребенка женщина может вновь начать посещать церковь только через 40 дней со знаменательного события. Как только положенный срок минует, священник должен прочитать над ней специальную очистительную молитву, и только тогда она получит возможность причаститься.

Мнения современных православных священников по данной проблеме разделились. Одни считают, что не следует нарушать веками устоявшихся традиций, а другие думают, что рождение ребенка не должно быть препятствием для духовной жизни. Есть и сторонники «умеренной середины», которые разрешают женщинам во время месячных и сразу после родов ходить в храм и молиться, правда, при этом им нельзя причащаться и касаться религиозных святынь.

Как правило, в этом вопросе прихожанки следуют наставлениям тех священнослужителей, к чьей пастве они относятся. Впрочем, несоблюдение каких-то правил из этой серии не считается грехом, и это не повод осуждать женщину автоматически. Речь идет не о грехе, а лишь о проступке, если настоятель церкви вообще так расценивает ее поведение.

По обычаю через 40 дней после родов, подобно Богородице, молодая мать приходит в храм со своим ребенком. Священник читает над ней специальную очистительную молитву. Она довольно короткая, ее суть сводится к одной просьбе к Богу: «… омый ея скверну телесную и скверну душевную во исполнении четыредесяти дний». После этого женщина может причащаться.

Затем молитва читается над ребенком, независимо от того, был он уже крещен или нет. Священник обращается к Богу с просьбой благословить дитя.

У многих будущих мамочек во время беременности возникают вопросы, связанные с церковью и религией: можно ли ходить в церковь и на кладбище, когда крестить ребенка, когда разрешается идти в церковь после родов, можно ли идти на похороны, если, не дай Бог, умер кто-то из родных или близких и т.д.

Оказывается, что в этих вопросах церковь не вводит для беременных почти никаких ограничений. Единственное исключение — это запрет посещать храмы господни на протяжении 40 дней после родов.

Церковь: можно и даже нужно!

Бытует распространенный миф, будто беременным женщинам почему-то нельзя ходить в церковь. Среди «всезнающих» бабушек почему-то принято пугать беременных подобным запретом, а Интернет пестрит вопросами сбитых с толку женщин типа «Можно ли беременным ходить в церковь?». На эти вопросы можно ответить однозначно — ходить в церковь во время беременности не только можно, но и нужно!

В церкви подобные запреты категорически отбрасывают и наоборот призывают беременных чаще посещать храмы. Ведь посещение церкви только придает будущей маме сил и веры в то, что все будет хорошо.

«Беременной женщине полезно и нужно ходить в церковь и молится. Когда она приходит в церковь, то она молится вместе со своим будущим ребенком. Именно поэтому беременная женщина должна ходить в церковь!», — говорит игумен Нифонт, наместник Свято-Воскресенского мужского монастыря (урочище Гурбы).

Все это действует, конечно, если самой женщине хочется туда идти — через силу беременной делать нельзя ничего, и посещение церкви не является исключением.

Если беременная женщина и ее муж не повенчаны, то церковь советует им повенчаться до рождения ребенка — тогда Господь пошлет на их брак особую благодать. Если же беременная не крещена, но желает окреститься, то этому вовсе не помеха. Также женщина «в положении» может спокойно причащаться — принятие Святых Тайн только пойдёт на пользу её и её малышу.

На поздних сроках в церковь не советуют ходить одной — беременной лучше позвать с собою мужа, маму, подругу, кого-то другого из близких или родных людей. Ведь в церкви беременная может внезапно почувствовать себя плохо, и тогда их помощь пригодится. Но эта рекомендация касается не только посещений церкви — беременной на поздних сроках в любые походы за пределы собственного дома лучше ходить в компании.

А вот после родов мамочке о походах в церковь можно забыть на целых 40 дней. Именно столько времени должно пройти, чтоб женщина очистилась от первородного греха. По истечении этого срока женщина приходит в храм, и священник читает над ней молитвы сорокового дня. После этого она снова может ходить на службу и принимать участие в церковных таинствах.

Кладбище — можно, похороны — не стоит

Все те же «всезнающие» бабушки говорят, что беременным категорически нельзя ходить на кладбища и похороны, а также смотреть на покойников. Они рассказывают «страшилки», что на кладбище к ребенку может «прицепиться» душа умершего, а если беременной смотреть на покойника, то ребенок может родиться мертвым.

В церкви подобные приметы называют язычеством и ересью. «Все эти поверья — это язычество, — восклицает отец Нифонт. — Мы так с ним параллельно и живем. Когда-то для того, чтобы держать людей в страхе, и придумали такие вещи». По словам священника, ходить на кладбище или нет — это личное дело каждой женщины. «Если священник скажет «Не иди», а душа просит пойти — как же тогда не сходить?!», — говорит отец Нифонт.

Но если поход на кладбище ассоциируется у беременной с негативными чувствами, если женщина испытывает на кладбище тревогу, страх и другие подобные чувства — то от посещения таких мест лучше воздержаться — ведь любые стрессы могут негативно повлиять на ребенка. Все негативные чувства, как и позитивные, передаются от матери ребенку, который находится в утробе. Поэтому беременной так важно получать как можно больше позитивных эмоций и впечатлений, в то же время максимально ограждая себя от негативных моментов и стрессов.

Поэтому, если речь идет о посещении кладбища в поминальные дни, на Проводы, когда женщина хочет проведать усопших родных и близких, и при этом уверена, что ничего не сможет нарушить ее внутренний покой — можно смело туда идти.

Касательно похорон, то они даже для обычного человека являются большим стрессом, не говоря уже о беременных. Поэтому беременным следует позаботиться о себе и о своем ребенке, и воздержаться от присутствия на похоронах, чтобы избежать неизбежного стресса.

Когда крестить?

Церковь говорит, что крестить ребенка нужно на восьмой после рождения день. Но на практике редко когда родители решаются крестить свою кроху в столь «юном” возрасте. В основном крестят малышей после того, как им исполнится месяц. Церковь в этом вопросе более чем лояльна — даже если Вы приведете окрестить своего 5-летнего или даже 15-летнего ребенка, то, как правило, Вас даже не спросят, почему Вы пришли так поздно и ни в коем случае Вам не откажут.

Как видим, церковь не ставит для беременных никаких запретов, несмотря на существование народных поверий, предостерегающих беременных от походов на кладбища, на похороны и даже в церковь. Главное — чтобы будущая мама делала то, что считает нужным для себя и ребенка. Поэтому не слушайте никого и не забывайте — приметы сбываются у тех, кто в них верит.

Согласно установленным церковным канонам, приближаться и прикасаться ко всему святому может человек чистый духовно и физически. Процесс естественного очищения организма родившей женщины церковь причисляет к физическим нечистотам.

На вопрос о том, когда можно недавно родившей войти в храм, священники отвечают: «Через 40 дней после деторождения». По истечении этого срока идти в церковь женщина может с новорожденным. В этот день священник возносит молитву о матери, а потом и о младенце. После этого, если дитя уже покрестили, совершается обряд его воцерковления. Есть много причин для запрета женщине посещения храма через несколько дней после родов:

  • Женская «нечистота». Во время менструальных (и послеродовых) выделений происходит очищение, избавление от нечистот женского организма. Это делает её «нечистой», запрещает прикасаться к святыням.
  • В церкви нельзя проливать ничью кровь. В давние времена никаких средств гигиены не существовало, отсюда запрет на посещение богослужений в критические дни.
  • Большое скопление людей может негативно отразиться на здоровье женщины и её малыша. Это самый мирской довод, но если задуматься, то первые недели жизни малыша полны материнских хлопот. В это время женщина привыкает к роли матери, безраздельно отдана своему чаду. Контакты с внешним миром могут помешать их естественному единению.

В одних храмах разрешается присутствовать на обряде, это связано с тем, что молитва сорокового дня читается в день крещения ребенка. В других храмах молодую маму не пускают на обряд крещения дитя, а приглашают на службу в ближайшие выходные и тогда совершают над ней молитву очищения. Так что никаких запретов на присутствие мамы во время крещения нет, кроме ограничения по времени – необходимо дождаться сорока дней после родов и получить благословение от батюшки (прочтение «Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днех»).

Многие священнослужители, придерживаясь ветхозаветной традиции, всё же не разрешают заходить в храм женщинам во время менструальных или послеродовых выделений.

Иные священники утверждают, что это исторические пережитки и оскверняет человека только грех, а физиологические процессы – это естественные, нормальные явления в них нет ничего греховного, чего бы надо было стыдиться.

Самое верное решение, когда можно идти в храм после родов, подскажет духовник или батюшка той церкви, которую хочет посетить молодая мама.

После рождения ребенка женщина может вновь начать посещать церковь только через 40 дней со знаменательного события. Как только положенный срок минует, священник должен прочитать над ней специальную очистительную молитву, и только тогда она получит возможность причаститься.

Мнения современных православных священников по данной проблеме разделились. Одни считают, что не следует нарушать веками устоявшихся традиций, а другие думают, что рождение ребенка не должно быть препятствием для духовной жизни. Есть и сторонники «умеренной середины», которые разрешают женщинам во время месячных и сразу после родов ходить в храм и молиться, правда, при этом им нельзя причащаться и касаться религиозных святынь.

Как правило, в этом вопросе прихожанки следуют наставлениям тех священнослужителей, к чьей пастве они относятся. Впрочем, несоблюдение каких-то правил из этой серии не считается грехом, и это не повод осуждать женщину автоматически. Речь идет не о грехе, а лишь о проступке, если настоятель церкви вообще так расценивает ее поведение.

По обычаю через 40 дней после родов, подобно Богородице, молодая мать приходит в храм со своим ребенком. Священник читает над ней специальную очистительную молитву. Она довольно короткая, ее суть сводится к одной просьбе к Богу: «… омый ея скверну телесную и скверну душевную во исполнении четыредесяти дний». После этого женщина может причащаться.

Затем молитва читается над ребенком, независимо от того, был он уже крещен или нет. Священник обращается к Богу с просьбой благословить дитя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *