Валаам история

На лицевой стороне строгого, правильной лаконичной формы нательного креста помещен еще один крест. Это древний символический образ Креста Господня, за которым закрепилось название «Валаамский». На Валаамском кресте нет ни Распятия, ни образа Иисуса Христа, он имеет необычную ромбовидную форму с заостренными краями и украшен причудливым орнаментом из кругов. Но образ его глубоко символичен и восходит к очень древней, еще домонгольской традиции, когда нательные кресты на Руси носили без Распятия. Тельники с подобным орнаментом были распространены в христианской Скандинавии на Русском Севере. Круг – древний символ вечности. Вписанный в крест круг символизирует Господа Иисуса Христа, Который прославляется как Свет Истины и Солнце правды, все просвещающее Своими лучами.

Оборот креста украшает величественная Валаамская икона Божией Матери. Подобно Валаамскому кресту, ее образ отличается необыкновенной простотой и монументальностью. Иконография Валаамской иконы восходит к древнему византийскому образу «Никопея», что значит «Несущая победу». Отличительной чертой Валаамской иконы является то, что Богоматерь изображена на ней с босыми ногами. Богоматерь изображена в полный рост, держащей перед Собой Богомладенца. Младенец Христос правой рукой благословляет весь мир, а в левой держит шар. Это держава, один из атрибутов царской власти, указывающий на то, что Господь Иисус Христос – Царь Царствующих и Вседержитель мира. Чудотворная Валаамская икона Богоматери была написана в 1878 году валаамским иконописцем Алипием. Начало ее почитания связано с чудом исцеления благочестивой женщины Натальи Андреевой, жительницы Санкт- Петербурга, страдавшей от тяжелой болезни. Однажды к болящей Наталье во сне явилась Божья Матерь и обещала ей, что она получит исцеление от Ее иконы в Валаамском монастыре. Наталья приехала на Валаам и нашла икону, на которой Богородица была изображена такой, какой Она явилась ей во сне. Икона висела высоко на столбе в Успенской церкви. Женщина помолилась перед ней, но не смогла не приложиться, ни молебен отслужить. Однако, вернувшись домой, Наталья испытала значительное облегчение. Через много лет, в 1896 году, женщина вновь посетила Валаамский монастырь с новой хворью, но исцелившей ее иконы Божией Матери там не нашла. Образ был вынесен из храма, и никто помнил куда. Паломница стала молиться, и ей открылось, что икона стоит, завернутая в холстину, в упраздненной церкви свт. Николая. Икону торжественно вернули в Успенскую церковь, и отслужили перед ней водосвятный молебен. После этого Наталья Андреева получила полное исцеление, а монахи монастыря записали все, что с нею случилось.

Чудотворная икона до 1940 года находилась на острове Валаам, но с приходом на Ладогу советской власти, монахи перебрались на территорию Финляндии и основали там монастырь «Новый Валаам». В настоящее время чудотворная икона Божией Матери «Валаамская» хранится в Ново- Валаамской обители, а в русском Валаамском монастыре находится ее чтимый список, сделанный в 1900 году.

Изделие соответствует православным канонам и освящено.

Содержание

Валаам

Валаамский архипелаг расположен в северной части Ладожского озера. Это природный парк, который обладает редкой и удивительной красотой. Отвесные обрывы скал, вершины и ущелья, плато напоминают горную местность. На острове растет множество видов растений. Хвойные деревья имеют возраст до 300 лет. Летом на Валааме — белые ночи, самая короткая из которых длится 3 часа 45 минут.

Самый известный остров Валаамского архипелага — остров Валаам, на котором находится Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Без этой древней иноческой обители немыслим Валаам для православных людей.

к другим достопримечательностям Карелии

Как доехать на остров Валаам

Из города Сортавала:

С конца мая по конец сентября из города Сортавала до острова Валаам можно доехать на теплоходе «Метеор». Рейсы осуществляются ежедневно в 9.00 и 11.00. Отправление с острова Валаам в 12.00 и 15.00. Время в пути — 50 минут.

Стоимость проезда + экскурсионное обслуживание: от 1500 до 2500 руб. в зависимости от программы экскурсии и дня недели (цены 2012 года). Детям 7-12 лет — скидка 50%, дети до 7 лет — бесплатно (без места, без питания на экскурсии).

До города Сортавала можно доехать на общественном транспорте:

— из Санкт-Петербурга: на поезде Санкт-Петербург – Костомукша (от Ладожского вокзала) до города Сортавала. Время в пути 5-6 часов

— из Петрозаводска: на автобусе Петрозаводск – Сортавала или Петрозаводск – Лахденпохья (до Сортавалы). Время в пути около 5 часов

или на автомобиле:

— из Петрозаводска: через Пряжу, Колатсельгу и Ляскеля (по трассе Р-21). Расстояние 280 км

— из Санкт-Петербурга: по Приозерскому шоссе через Приозерск по трассе А-129. Расстояние 250 км

В зимний период на остров Валаам можно добраться на катере на «воздушной подушке». Доставка из Сортавалы начинается с конца января (в зависимости от толщины льда). Время в пути 45 минут.

Из города Питкяранта:

С конца мая по конец сентября из города Питкяранта до острова Валаам можно доехать на теплоходе «Метеор». Время в пути — 40 минут. Рейсы осуществляются с причала базы отдыха «Длинный берег». Адрес базы отдыха: г. Питкяранта, ул. Ленина, 178. Периодичность поездок зависит от набора экскурсионной группы. Можно взять только билет на «Метеор» или билет + экскурсионное обслуживание.

До города Питкяранта из Петрозаводска можно доехать:

— на автобусе Петрозаводск – Сортавала или Петрозаводск – Лахденпохья (до города Питкяранта)

— на автомобиле – через Пряжу, Ведлозеро, Колатсельгу (по трассе Р-21). Расстояние 202 км

Желающим посетить Валаам на своем водном транспорте разрешается швартоваться только в Монастырской бухте у причала музея.

С островом Валаам есть вертолетное сообщение из Петрозаводска.

В туристических фирмах можно заказать однодневные и многодневные круизы на теплоходах из Санкт-Петербурга с посещением острова Валаам. Однодневный обычно включает: ночь на теплоходе (дорога на остров), день на острове (около 10 часов), ночь на теплоходе (дорога обратно). Маршруты круизов выходного дня из Санкт-Петербурга могут включать также остановки на острове Коневец, в Сортавале, Свирьстрое (с посещением Александро-Свирского монастыря), Мандрогах.

Карта Карелии

Что посмотреть на острове Валаам

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Остров Валаам знаменит своим архитектурным ансамблем Спасо-Преображенского монастыря. На протяжении веков, когда единственным хозяином на острове был монастырь, Валаам превратился в единый ландшафтно-архитектурный комплекс. Были возведены церкви, часовни, скиты, создана внутренняя инфраструктура. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.

До наших дней сохранились: Спасо-Преображенский собор, Успенская церковь, гостиница, конюшенный и водопроводный дома, постройки Белого и Красного скитов.

Из истории монастыря

По одной из версий название «Валаам» происходит от финского «высокая земля». По другой версии название острова Валаам происходит от имени языческого бога Ваала.

Острова были заселены еще в X веке, и почти сразу на них обосновались православные монахи. Датой основания Валаамского монастыря историки считают время Крещения Руси (988 год). В 15 веке монастырь называли Великой Лаврой. Он являлся центром книгописания. К началу 16 века в монастыре жили 600 монахов. В 16-17 вв. Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению шведами. С 1811 по 1917 архипелаг входил в Финляндское княжество Российской империи. Период 1839-1917 гг. – время расцвета монастыря.

После Октябрьской революции Валаам стал принадлежать Финляндии. В 1940 году после окончания советско-финской войны территория Валаамского архипелага была присоединена к СССР. В послевоенное время в брошенных кельях и скитах размещалась школа юнг, а позже сюда были переселены инвалиды войны с материка, а затем была размещена турбаза.

Лишь в 1989 году в канун праздника святого апостола Андрея Первозванного на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. Сейчас восстанавливается на Валааме и скитская жизнь, возрождается древнее знаменное пение, характерный валаамский распев. Воссоздается древняя обитель.

Правила посещения действующих храмов на Валааме:

Женщинам – нельзя в брюках, шортах, коротких и прозрачных юбках, декольте. На голове должен быть платок.
Мужчинам — нельзя в майках, шортах, в головном уборе. Спортивные костюмы также не приветствуются.

Воскресенский скит

Воскресенский скит, расположенный на горе над Большой Никоновской бухтой, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Св. Апостол Андрей воздвиг каменный крест. Скит можно легко узнать по зданиям красного кирпича. В ансамбль входит Воскресенская церковь, келейные корпуса, монастырская трапезная.

Воскресенский скит – единственный недействующий скит на Валааме. Здесь расположена Паломническая служба Валаамского монастыря, организующая экскурсии по острову. От скита можно пройти к часовне Вознесения, откуда открывается потрясающий вид на бухту.

Природа Валаама

Остров Валаам — это уникальный заповедник с отвесными скалами, бухтами, островами, тихими внутренними озерами и хвойным лесом. На Валааме произрастает множество видов растений, хвойные деревья имеют возраст до 300 лет. На острове гнездится более 200 видов птиц, многие занесены в Красную книгу России.

На Валааме, как и в других заповедниках Карелии, не разрешается сбор грибов и ягод, разведение костров вне специально отведенных мест.

Валаам — прекрасная обитель, монастырь на островах. На Валааме ведется знаменитое монастырское хозяйство. Сюда часто приезжают паломники. В этой статье Вы найдёте фото Валаама, информацию и факты о святом острове, монахах, подвижниках, истории, прошлом и настоящем этого удивительного места.

Фото Валаама и факты

24 сентября Церковь празднует перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Что мы знаем о них и об основанном ими монастыре? Почему и зачем переносили их мощи?

Валаам — монастырь на островах

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

Валаам — архипелаг в Ладожском озере в 22 км от материка с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем. Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных километров. Крупнейший остров — Валаам, на него приходится более 2/3 площади — 27,8 квадратных километров. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км.

Валаам был языческим жертвенником

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля», менее вероятный перевод — «земля клятвы» или «земля света». Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама.

Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.

Валаам: остров Преображения

Преподобные Сергий и Герман Валаамские — святые без жития

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа. Чудеса эти продолжаются и в настоящее время.

В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа».

Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы

Фото: patriarchia.ru

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них «великий недуг и расслабление членов», поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом». В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

Календарный вопрос коснулся и Валаама

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть «русской», Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.

Валаам — светильник Финляндии

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

В лютеранской Финляндии Валаам в 20-30-е годы ХХ века продолжал быть светильником православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал «Утренняя заря», книги. С 1926 г в Петропавловском храме иеромонах Исаакий начал совершать регулярные богослужения на финском языке. Работали школа-приют для 30 мальчиков, бедных и сирот в Воскресенском скиту и школа-«киновия» для мальчиков-карел. В храмах совершалось непрерывное чтение Псалтири с поминовением умерших и живых.

На Валааме есть ферма…

Фото: valaam.ru

В 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря была выстроена образцовая механизированная ферма на 70 голов скота. Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м. с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода.

…и растут арбузы и дыни!

Фото:sadoved.com

В XIX веке на Валааме были прекрасные сады. Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни — 3 кг, тыквы — около 33 кг. И это при том, что средняя температура июля составляет +17°!

Читайте также — Моцарелла с Валаама, или истории сырного импортозамещения

На Валааме можно послужить в армии

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

В 1995 году, в соответствии с соглашением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Министра обороны Российской Федерации о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Министерства Обороны, было разрешено прохождение воинской службы насельникам Валаамского монастыря призывного возраста в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

В связи с тем, что насельников призывного возраста на о. Валаам немного, для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши, которым в силу духовного устроения сложно служить на общих основаниях (семинаристы, приходские алтарники, чтецы и т.д.), и которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в воинскую часть.

У Валаамской обители есть аккаунты в соцсетях

Принимая во внимание широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, открывающее новые возможности для для просветительской и катехизаторской деятельности, по благословению Преосвященного епископа Троицкого Панкратия Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в августе 2012 года открыл свои официальные страницы в основных социальных сетях Интернета.

По материалам официального сайта Валаамского монастыря

Как добраться до Валаама?

1. Ближайшие к Валааму крупные населенные пункты — Приозерск, Лахденпохья и Сортавала.

2. Из Приозерска на Валаам и обратно раз в день ходит метеор и пассажирский теплоход. Существует и их расписание.

3. Из Лахденпохьи можно зафрахтовать небольшой катер на несколько человек.

4. Из Сортавалы транспортное сообщение самое удобное. Существует метеор: Сортавала – Валаам – Сортавала.

Специализированного «общественного транспорта» в монастырь не существует.

Валаамский монастырь, 2002 год.

Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Петрозаводской епархии

Основание монастыря

Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Этимологический разбор финского названия острова «Валамо» подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а «мо» по-ижорски – земля. Таким образом, Валамо – земля Велеса, т.е. место посвященное Велесу .

В церковно-исторической науке не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки – древнее житие преподобных Сергия и Германа. Архивные изыскания XIX-XX вв. опирались на косвенные данные, упоминания тех или иных событий из жизни монастыря в различных памятниках русской письменности.

В ряде современных изданий (путеводители, энциклопедии и т.п.) указаны зачастую противоречивые сведения о времени основания Валаамского монастыря. Возникновение обители относят то к XIV веку, то к первым векам распространения христианства на Руси – X – XI. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей, так было утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Можно выделить две основные датировки времени основания обители:

1) Монастырь основан в XII-XIV вв.

Этой датировки придерживаются церковные историки XIX в.: еп. Амвросий (Орнатский), еп. Филарет (Гумилевский), Е.Е. Голубинский. В настоящее время этой версии придерживается ряд современных ученых: Н.А. Охотина-Линд, Дж. Линд, А. Накадзава. Это мнение основано на рукописи XVI века «Сказание о Валаамском монастыре» (изданной Н.А. Охотиной-Линд). Следует отметить, что до сих пор не найдено других источников, в которых бы подтверждались данные «Сказания о Валаамском монастыре», в частности, утверждение, что основателем монастыря является не преподобный Сергий Валаамский, как принято считать, основываясь на многовековом церковном предании, нашедшем отражение в богослужебных текстах, а преподобный Ефрем Перекомский.

2) Монастырь основан в X – XI вв.

Эта датировка опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году. Следует отметить, что историкам XIX века (Н.П. Паялин, И.Я. Чистович) была известна лишь одна запись из Уваровской летописи о переносе мощей. Архивные изыскания последних лет позволили обнаружить и другие подобные упоминания: в собрании Российской Национальной Библиотеки и в Институте Истории материальных культур. Таких записей в общей сложности насчитывается восемь .

Церковная и монастырская традиции придерживаются последней концепции, утверждающей, что основание обители произошло в эпоху Крещения Руси. Представляется возможным совместить два взгляда на время возникновения обители: древняя монашеская жизнь на Валааме после XI века могла прекратиться, а затем возобновиться на рубеже XIV – XV вв.

Становление обители

Сведения по истории Валаамского монастыря в этот период времени весьма скудны и отрывочны. XI век стал веком первых тяжелейших испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, в досаде нападали на беззащитных монахов, грабили и сжигали мирные обители.

Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли святые мощи обратно на Валаам. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом».

До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы, о чем свидетельствует житие преподобного Авраамия Ростовского. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания.

Когда вся Карелия после заключения в 1348 году мира в Дерпте была возвращена в состав русских земель, Валаам отдыхал от гонений шведов.

В 1371 году валаамские иноки спасли шведского короля Магнуса II Смека, выброшенного ладожскими водами на берег острова. Сильная буря в щепки разбила корабль, на котором он со своим войском решил предпринять очередной завоевательный поход на православные земли. Трое суток волны носили на своих хребтах венценосного шведа. В несчастии короля старцы увидели особый Промысел Божий, призвавший его в лоно Православной Церкви, как некогда гонителя Савла. Познав тщету земной жизни, он решил остаток своих дней посвятить Богу. Составив завещание и сменив царскую порфиру на простую одежду инока, он принял великую схиму с именем Григорий. Через три дня после пострига король Магнус скончался. Валаамские старцы погребли схимонаха Григория на братском кладбище, где и теперь под густою сенью развесистых кленов видна его могила .

Русские самодержцы предоставляли монастырю различные льготы. 12 марта 1507 года великий князь Василий III Иоаннович даровал игумену Иоакиму с братией жалованную грамоту. Крестьяне, живущие на монастырских землях в Карелии, этой грамотой освобождались от разных пошлин и повинностей. В монастырских владениях и на острове Валаамском запрещалось бить зверей, рубить лес. При игумене Варлааме, в 1534 году, эту грамоту подтвердил царь и великий князь Иоанн IV Васильевич. В 1588 году царь Иоанн Васильевич, чувствуя приближение кончины и сокрушаясь о невинных жертвах своего гнева, прислал на Валаам синодик для вечного поминовения.

В XVI веке, когда шведы вновь начали воевать с Россией, Валаам в который раз явился объектом агрессии. 20 февраля 1578 года преследуя православных карел, шведы напали на Валаамский монастырь: 18 человек достоблаженных и благочестивых старцев и 16 послушников были мученически истреблены мечом за твердость в исповедании православной вере.

В 1581 году валаамским инокам было послано новое испытание – эпидемия чумы, жертвою которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограду. Одни братья вместе с настоятелем скрывались в лесах Валаама, ведя скитский образ жизни, другие – в Антониевом Дымском монастыре, где неукоснительно соблюдался устав Валаамской обители.

После заключения 18 мая 1595 года мира со шведами России были возвращены древние новгородские земли. В ответ на донесение боярина Бориса Феодоровича Годунова «про нужу и терпенье Валаамского монастыря игумена Давида с братиею, что учинилось разоренье от свейских людей их монастырю», царь Феодор Иоаннович 8 ноября 1597 года повелел средствами из царской казны возобновить обитель, устроить в ней церкви, кельи, трапезу и ограду и предоставил монастырю владеть, как и раньше, вотчиной, рыбными ловлями и угодьями «по нашим жалованным грамотам и писцовым книгам». Вотчины Антониев-Дымского монастыря были оставлены во владении Валаамской обители до тех пор, пока валаамские иноки не смогут созвать крестьян на свои монастырские земли. Начался расцвет обители.

Иноческая жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь валаамскими иноками было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV-XVI веках дало основание называть его честной и великой Лаврою.

Разорение монастыря шведами в XVII веке

При игумене Макарии Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия, имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли в 1611 году смерть от рук шведов.

На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго. Архимандрит Тихвинского монастыря Макарий упоминает о них в своем прошении 1696 года.

Ожидая нападения шведов, братия увозили с Валаама на хранение в новгородские монастыри святые иконы, кресты, ризы, казну. Некоторые валаамские монахи и сами перебирались в новгородские и псковские обители. Большинство же, желая сохранить иноческое братство, удалилось в Ладогу, где в 1618 году им был дан в управление Ладожский Васильевский монастырь.

Разорив Валаам, шведы погубили и ростки православной веры, насажденной иноками на финском берегу Ладожского озера: храмы были сожжены, священнослужители убиты или изгнаны.

По Столбовскому договору, заключенному в 1617 году, шведскому королю Густаву Адольфу Россией уступались Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Остров Валаам, таким образом, более чем на целое столетие оказался в руках иноверцев.

В 1685 году была построена деревянная часовня над могилами прп. Сергия и Германа Валаамских. Но, воздвигнутая наскоро, часовня вскоре стала разрушаться; деревянный крест, осенявший могилу, едва держался. Один из прибрежных жителей, финн-лютеранин, дерзнул низвергнуть ветхий крест, но был вразумлен жестокой болезнью, раскаялся, был исцелен на Валааме и стал благоговейным почитателем преподобных. Он поселился в некотором отдалении от развалин, возобновил крест и часовню. Она стояла до 1717 года, до тех пор, пока по повелению Петра Великого и по благословению епископа Корельского и Орешковского Аарона, архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх не начал возобновлять Валаамскую обитель.

Возобновление и расцвет монастыря

В 1715 году последовал указ императора о возобновлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский договор 1721). Это могло совершиться только по прямому указанию самого Петра I.

В марте месяце 1717 года на Валаам из Кириллова монастыря была прислана церковная утварь: крест серебряный позолоченный, ризы крашенинные, а также хлебные припасы и разные хозяйственные орудия. Началось возрождение обители.

Уже в самом начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с приделами во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова.

В 1720 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность.

3 апреля 1754 году, в день Светлого Христова Воскресения, монастырь постигло новое испытание: после литургии начался пожар. Монастырь сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных антиминса.

Первое время после пожара иноки, с разрешения епископа, совершали обычное богослужение в часовне, которую просили освятить как церковь. По прошению Синода императрица Елизавета Петровна пожаловала на новые постройки 8 000 рублей.

В 1756 году завершилось строительство деревянной теплой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы и соборной церкви во имя Преображения Господня. Монастырь обнесли деревянной оградой. С западной стороны ограды располагалось также три часовни: над вратами – Предтеченская, с севера – Космодамианская, с юга – Ильинская. Еще одна часовня находилась перед входом в обитель. В окружности он имел немногим более пятисот метров.

В ночь на 7 марта 1759 года от сильного ветра обрушилась новопостроенная колокольня, шатер разбило на мелкие части, а кровлю разметало по воде.

Все церкви, построенные в обители, были холодными, за исключением храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. В неотапливаемых храмах старцы священноиноки затруднялись служить, особенно раннюю литургию. В 1759 году по прошению игумена Ефрема преосвященным Парфением, викарным епископом Кексгольмским и Ладожским, было благословлено в паперти теплой Успенской церкви построить придел во имя святителя Николая чудотворца.

Братская трапезная находилась от теплой церкви в 120 метрах. Отец игумен, видя, что «братии и престарелым монахам от церкви до трапезы в погоду и в мороз весьма трудно ходить», просил святителя Тихона, епископа Кексгольмского и Ладожского, благословить построить при трапезной теплую церковь во имя Рождества Господа Иисуса «из своего келейного кошту». В 1763 году эта церковь была сооружена и освящена.

5 марта 1786 года, по повелению государыни императрицы Екатерины II, Валаамский монастырь включили в число штатных 3-го класса с игуменским настоятельством.

В 1789 году была освящена во имя преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, нижняя церковь собора; в 1793 году церковь во имя святителя и чудотворца Николая; в 1794 году — Преображенский собор и его придел во имя святых апостолов Петра и Павла, и в 1796 году, по перестройке, — храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1793 году, по высочайшему повелению, в монастыре учредили епархиальную больницу на пять человек персонала.

Надвратную церковь в честь святых апостолов Петра и Павла освятили 29 июня 1809 года, а больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» – 30 июня 1814 года.

К 1811 году в Валаамской обители деревянных зданий уже не было, строительство велось из кирпича.

В 1820 году в Петербурге, в Малой Коломне, на Мясной улице, был куплен дом для Валаамского подворья.

2 апреля 1822 года монастырь был возведен в первый класс, при условии, что он сохранит общежительные правила, а настоятели, избираемые из числа Валаамской братии (это правило было утверждено указом консистории еще в 1813 году), всегда будут игуменами.

В течение всего XIX века ведется активное строительство и благоустройство монастыря. В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов.

3-6 (16-19) октября 1917 года в Валаамском монастыре состоялся съезд духовенства и мирян, на котором обсуждался вопрос о введении нового стиля. На съезде приняли решение, что в целях удержания православных от перехода в лютеранство в принципе возможен переход к празднованию всех праздников по новому стилю, если того желают две трети прихода.

На территории Финляндии

После октябрьского переворота в 1917 году Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на ее территории, что позволило на время сохранить обитель. Наступил 1918 год, один из самых скорбных для монастыря. На острове начался голод, шесть иноков скончались от эпидемии гриппа.

Финляндия укрепляла свои границы. Военное командование рассматривало Валаамский архипелаг как приграничный форпост государства на Ладожском озере, на островах велись интенсивные фортификационные работы.

Монах Иувиан (Красноперов), монастырский летописец, свидетельствовал:

«С 12 января 1918 года началось знаменитое в нашей обители «Порт-артурское сидение», только более продолжительное, чем дальневосточное: с этого именно дня началось абсолютное разобщение Валаамского монастыря с Россией вначале, и со всем миром, совершенно прекратилась доставка из России газет, писем и вообще всякого рода корреспонденции. Насельники монастыря ничего не знали о том, что творится на белом свете… С поселением на Валааме Финляндского гарнизона, въезд сюда частным лицам совершенно воспрещен, отчего никаких богомольцев за лето 1918 года у нас не было. Береговым православным карелам не позволено было посетить обитель даже в праздники Всех Святых и Преподобных. Лето сего года мы провели в абсолютном уединении, как никогда ранее!»

В 1923 году Финляндская Православная Церковь переходит на новый (григорианский) календарный стиль в богослужебной практике. Насильственно его вводят и на Валааме. Это повлекло за собой возникновение настоящего раскола в братии Валаамской обители. В 1925–1926 гг. за верность старому стилю из монастыря были исключены 42 монашествующих.

К 1925 году в обители осталось приблизительно 400 человек, из них 70 иеромонахов и 40 иеродиаконов. Около 100 наемных рабочих разрабатывали лес. В основном, это были православные карелы, по обычаю приходившие перед женитьбой помолиться на Валаам и потрудиться в пользу обители. Прачечной и огородами занимались 25 богомолок, оставшихся на острове и образовавших свою «монашескую общину». Постепенно приходилось закрывать скиты, оставались только Предтеченский, Тихвинский и Всесвятский.

В монастыре ежегодно созывались съезды духовенства и мирян, с 1926 года в надвратном храме в честь апостолов Петра и Павла иеромонах Исаакий начал регулярно служить на финском языке. 20 сентября 1931 года в Воскресенском скиту состоялось открытие и освящение помещений детского приюта для мальчиков из бедных православных семей Карелии. В 1930-ые годы в монастыре возобновилась книгопечатная деятельность.

Валаам в годы Второй мировой войны

В 1939 году советско-финские международные отношения ухудшились. 12 октября в монастыре был прекращен колокольный звон. 30 ноября 1939 года в 8 часов утра войска Красной Армии начали военные действия на финском фронте. Валаамский архипелаг не был местом военных действий, но обитель не раз подвергалась бомбардировкам. 20 декабря 1939 года началась постепенная эвакуация братии.

13 марта 1940 года Валаамские иноки по радио узнали, что подписан мирный договор между Финляндией и СССР, по которому вся Карелия с монастырями Валаамским, Коневским и Линтульским отошли к СССР. По договору жителям давалось несколько дней для отъезда вместе с имуществом с передаваемой территории в Финляндию.

В бывшей усадьбе Папинниеми в сельской местности Хяйнавеси, приобретенной братией 24 июля 1940 г. на территории Финляндии, началась жизнь монастыря, который впоследствии получил название Новый Валаам.

19 марта 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам. В июне 1940 года народный комиссар Военно-Морского флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов ВМФ на базе двух существующих с дислокацией на острове Валаам. В августе на остров прибыли первые курсанты. В школе было создано две роты боцманов, которые разместились в монастырской гостинице. В августе 1940 года наркоматом ВМФ СССР был отдан приказ о наборе в роту юнг, которая предполагалась как особое учебное подразделение школы боцманов. Школа просуществовала до начала Великой Отечественной войны.

Утром 19 сентября 1941 года канонерские лодки «Бира», «Бурея» и «Селемеджа», на бортах которых разместился весь бывший состав школы боцманов, покинули остров.

20 сентября 1941 года, после проведенной воздушной разведки, на остров высадились финские войска. Сразу начались работы по укреплению обороны острова: привезены артиллерийские орудия, на мысу Черный нос установили новую батарею. Части, дислоцированные на Валааме, не принимали участия в военных действиях. В 1941-1944 годах не было и бомбардировок острова. Лишь дважды на протяжении войны советские корабли приближались к Валааму, но каждый раз поворачивали назад прежде, чем попали под удар артиллерии. В эти годы иноки несколько раз посещали обитель для приведения в порядок Валаамского хозяйства.

19 сентября 1944 года военные подразделения финской армии, общая численность которых составляла не менее 2 000 человек, покинули архипелаг. Некоторые финские фортификационные сооружения до сих пор напоминают о тех трагических днях в истории острова.

Запустение. Валаам в послевоенные годы

Осенью 1944 года на опустевший остров прибыли несколько девушек, бойцов тылового подразделения, для обеспечения фронта молочными продуктами. В 1949 году на острове был создан совхоз. В течение тридцати двух лет (1952–1984) здесь находился дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых.

В Спасо-Преображенском соборе из-за коденсата и протечек кровли осыпалась живопись. В нижней церкви собора хранились овощи. В алтаре Успенской церкви открыли магазин. В Воскpесенском скиту обосновалась туристическая база. «На кирпич разбирались каменные скиты, а деревянные использовались как легкодоступное топливо», – пишет современный автор В.Р. Рывкин. По воспоминаниям островитян, «директор дома инвалидов разбирал и сжигал деревянные часовни – отапливал ими свинарник и коровник; председатель сельсовета жег старые церковные книги и иконы». В 1950-е годы был сожжен деревянный храм Ильинского скита на острове Лембос. Погибли Назариевская пустынь и около 20 деревянных часовен на островах. От строений Коневского скита к середине 1950-х годов остались только фундаменты. Церковь, перевезенную на центральную усадьбу, приспособленную под кормокухню и оскверненную, позже также уничтожил пожар. Были разрушены и находившиеся под попечением Валаамской обители Андрусовский и Сяндемский монастыри (Олонецкий район Республики Карелия), а также, в значительной части, Палеостровская обитель преп. Корнилия на Онежском озере. Последняя, Покровская часовня, как и многие другие, сгорела не во время военных действий, а в мирное лето 1982 года (ныне, как и Владимирская, отстроена заново).

В 1965 году власти, организовав на острове природный заказник, решили дать Валааму новую жизнь. Были и другие попытки. В 1979 году природный заказник был преобразован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в связи с чем некоторым зданиям был придан статус памятников (1971, 1985 гг.). Предполагались устройство туристического аттракциона с канатной дорогой и аэродромом, в соборе – зала органной музыки, строительство нового поселка на 1000 жителей.

Возрождение монастыря

18 сентября 1989 года, по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. Первые шесть насельников – иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим, послушники Леонид и Вадим (ныне иеросхимонах Варахиил), прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 года и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов («Морской дом»).

Возобновились службы в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа. Одновременно начались монастырские реставрационные работы. 25 мая 1990 года, на Вознесение Господне, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил главный престол нижнего собора. Новое важное для обители решение о возвращении всех храмовых и административно-хозяйственных зданий было принято Верховным Советом Карелии в 1990-1991 годах.

С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального.

Возрождаются традиции Валаамского трудового монашества: строительство и реставрация, флот, сельское хозяйство, автохозяйство, камнерезное, кузнечное и свечное производства, издание духовной и церковно-исторической литературы. Восстановлены одиннадцать скитов (из тринадцати, существовавших на начало XX века).

Строятся и новые скиты. 21 сентября 2008 года патриарх Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса Свято-Владимирского скита (архитектор Андрей Анисимов) на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме

10 июля 2009 года патриарх Кирилл и глава Республики Карелия С.Л. Катанандов в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита открыли музей имени патриарха Алексия II; открытие было приурочено к 20-летию возрождения монашеской жизни на Валааме .

Статистика

  • июль 2018 — более 200 насельников; ежегодно обитель посещают более 100 тыс. паломников и туристов

Настоятели, наместники

Подворья монастыря

  • Московское
  • Приозерское
  • Санкт-Петербургское
  • Сортавальское
  • Сочинское

Видео

См. также

  • Новый Валаам — монастыри, основанные валаамскими монахами.

Использованные материалы

  • Материалы официального сайта

В древних документах русское название острова – Валам, с двойным а слово Валаам, а также образованное от него прилагательное валаамский, стало употребляться в начале XVIII в. Карелы называют остров Валмои, а финское наименование – Valamo. Распространенной версией о происхождении топонима является перевод с финского языка как «высота», «высокая земля». Впервые это гипотеза была изложена в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Лингвист Е. А. Левашов считает, что топоним Валаам образован от финского слова valaa – «лить (металл)», «отливать (из металла)». См.: Горбаневский М. В мире имен и названий. 2-е изд. перераб. и доп. М. 1987. С. 94-95.

Наибольший интерес, как самая информативная, представляет запись из собрания Лихачева (ф.238, оп. 1, № 243): «О святых великоновгородских епископах и архиепископах, и преподобных чудотворцах» XVIII в. В рукописи отмечена память прп. Сергия и Германа, указано на современное (XVII в.) разорение обители, дана ссылка на древний соборный Летописец, где указаны даты обретения (1163 г.) и возвращения (1182) мощей на Валаам.

Согласно тому же преданию, Магнус Смек Эриксон, шведский король в 1319-1363 гг., правнук ярла Биргера, возвращался из неудачного похода на Великий Новгород и около берегов Валаама потерпел кораблекрушение. Могилу на Валааме видел Н.Я. Озерецковский в 1795 г. Имеются также данные о том, что Магнус после ряда неудачных походов и участия в междоусобицах, находился в заточении. Освободившись в 1371 г., он через три года утонул при Лундхольме и был похоронен в Норвегии (Накадзава. Рукописание Магнуша. Исследования и тексты. СПб., 2003).

Российский остров Валаам на протяжении сотен лет был одним из любимых мест религиозных паломников. Монастырь XIV века и природная красота Ладожского озера привлекали посетителей из разных уголков России и мира.

Прекрасный остров Валаам

Расположен Валаам на Ладожском озере в Карелии, в 170 км и четырех часах езды от Санкт-Петербурга. Является главным островом одноименного архипелага. Основная достопримечательность — Валаамский монастырь.

Что делать на Валааме, если вы не паломник?

Перечислим интересные моменты, способные побудить вас потратить минимум один день на посещение острова, и дадим несколько советов, как избежать некоторых рисков.

Валаам, который нередко называют русским Ватиканом, — это место, полностью управляемое монастырем и его братством, включая все туристические мероприятия.

Никольский скит

Церковь Успения Божией матери

Путешествие на остров в первую очередь является религиозным видом туризма как идеологически, так и официально, хотя это не мешает неверующим посетить его, чтобы насладиться архитектурой и пейзажами Валаама.

Если вы атеист или исповедуете не православие, а другую религию, путешествие на остров позволит:

    • получить более глубокое понимание основ русской культуры;
    • увидеть постройки деревянного зодчества;
    • насладиться водными пейзажами — маршрут на остров включает 1,5-часовую поездку по Ладожскому озеру;
    • послушать церковную музыку — монахи работают над реконструкцией древней школы пения и в течение сезона выступают для туристов;
    • сделать фотографии на фоне красивых пейзажей;
    • отдохнуть телом и душой — местная природа дает отличные возможности для медитации и размышлений, поэтому многие приезжают сюда много раз.

Ладожское озеро

Как добраться до Валаама?

Маршрут до острова из Санкт-Петербурга может состоять из одной (морской) или двух частей (наземной и водной).

Первый вариант — добраться до пункта назначения на теплоходе из Санкт-Петербурга. Типичный тур рассчитан на три дня: вечером корабль отправляется из города, ночь проходит на борту под Валаамом, второй день посвящен экскурсиям, а последний — возвращению обратно.

Круизные теплоходы

Второй вариант, включающий наземное и водное путешествие, предполагает две схемы поездки: в качестве самостоятельного путешественника, либо вместе с организованной группой туристов в рамках экскурсии.

Метеоры на острове Валаам

Мы рекомендуем купить автобусную экскурсию в туристическом агентстве. Одним из преимуществ организованных туров является то, что все билеты и трансферы уже включены в стоимость.

Типичная экскурсия на автобусе и теплоходе выглядит следующим образом:

    • утром автобус отправляется из Санкт-Петербурга в Приозерск;
    • в Приозерске группа перемещается на борт судна;
    • через 1,5 часа туристы прибывают на остров и совершают несколько экскурсий.

Как попасть на Валаам самостоятельно? Первый этап — поездка из Санкт-Петербурга в Приозерск. Можно выбрать один из трех вариантов: автомобиль, автобус или поезд. Поездка займет около трех часов. Автобусных маршрутов больше, чем железнодорожных, их расписание более гибкое.

Поезда и автобусы отправляются из разных точек:

    • от Финляндского вокзала — станция метро «Площадь Ленина»;
    • от Центрального автовокзала — набережная Обводного канала, д. 36, станция метро «Обводный канал»;
    • от автовокзала «Северный» — Ленинградская область, пос. Мурино, Привокзальная пл., д.3, станция метро «Девяткино».

По прибытии в Приозерск желательно вызвать такси и попросить водителя доставить вас к Приозерскому причалу Валаамского монастыря (примерно в 6 км). Оттуда можно добраться на «Метеоре» (1 час 15 минут) или теплоходе (3,5 часа).

Важно: сложно предсказать заранее, хватит ли билетов для индивидуальных туристов. Приоритет отдается паломникам и организованным группам, поэтому может случиться так, что вам придется остаться на берегу, а не наслаждаться морской прогулкой.

Причал на острове Валаам

Возвращение в Приозерск сопряжено с теми же рисками: никто не может гарантировать, что вы получите билеты на судно и уедете с острова. Кстати, в истории монастыря был период, когда лица, которые приходили сюда служить Господу, не имели права возвращаться, согласно законам монастыря.

Что можно купить на Валааме?

Как таковых традиционных валаамских сувениров нет, но на острове можно купить различные карельские товары.

Что привезти из Валаама в подарок:

    • валаамские пряники и карельские калитки (местные пирожки) — продаются в кафе «Валаамский паломник» рядом с монастырем;
    • копченую рыбу — представлена в многочисленных лавках;
    • изделия из бересты — чисто карельские сувениры лапти, короба, корзины;
    • карельскую керамику — посуду, статуэтки.

Надеемся, что фото с описаниями достопримечательностей Валаама вдохновят вас на поездку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *