Валаамова ослица

Предание о Валааме

Этот фразеологизм имеет библейское происхождение. Историю про Валаама можно найти в Ветхом Завете. Именно из данного произведения образ ослицы, на которой разъезжал этот персонаж и попал в русскую речь. Нужно отметить, что история, давшая начало крылатому выражению, была сложена на заре Израильского царства, во времена, когда кочевники скотоводы иудеи уважали всех животных и приписывали им магические возможности.

Сказание, в котором присутствует образ Валаамовой ослицы

После бегства из египетского плена народ Израиля добрался до земель, отписанных ему самим Богом. Однако, по прибытию обнаружилось, что местность густо заселена, причем, далеко не самыми дружелюбными племенами.

Искать новое убежище иудеи не собирались, потому вступили в бой с Ханаанским царством, которое как раз и располагалось на Земле Обетованной. Ребята они были отважные, закаленные в походе, потому наступление имело успех и вскоре ханаанский царь призадумался над тем, как остановить кочевников.

Все стандартные войсковые маневры ханаанских подразделений не давали никакого результата. Решил царь пойти на хитрость и нанести удар противнику с помощью черной магии. Для реализации своего замысла вызвал он во дворец чародея по имени Валаам.

В ставку к царю ханаанскому Валаам добирался по-простому — верхом на ослице. Вдруг животное остановилось. Никакие окрики и пинки хозяина не могли сдвинуть его с места. Дело в том, что ослица, в отличие от мага-наездника, отчетливо видела на дороге ангела господня. Он уже успел сагитировать скотину и она придерживалась пацифистских взглядов.

  • Когда взбешенный Валаам начал безжалостно бить животное палкой, ослица обратилась к нему с гневной речью. Она высказала все, что думала, про чернокнижников, нечестные методы ведения войны и личность самого Валаама. Бедняга выслушал, прослезился и раскаялся. Он наотрез отказался выполнять волю царя.

Происхождение фразеологизма

Если для древних израильтян факт того, что зверушки могут видеть потусторонщину, был сам собой разумеющимся, то уже жителя Средневековья он удивлял. А если ослица еще и человеческим голосом говорит, причем, не ерунду какую-то, а правильные идеи выдвигает, то, возможно, ее образ следует понимать как метафору. Образ ослицы перестал восприниматься как часть привычного животного мира.

Валаамовой ослицей называют человека, который знает больше других, но в силу каких-то причин вынужден хранить молчание. Его убеждения правильны, однако, окружающие его глупцы, принимают его поведение за пустое упрямство. Им иногда даже кажется, что своей стойкостью собрат желает вывести их из себя. Раскрыть истинное положение вещей и объяснить свою позицию такой человек решится только в крайней ситуации.

Нередко валаамовой ослицей называют неглупых молчунов. Им, дескать, нужно дождаться критической ситуации, чтобы выдвинуть свои рационализаторские предложения. В спокойной атмосфере, как и в дискуссии, которая не дошла до состояния кризиса, они просто не станут соглашаться с мнениями, которые считают ошибочными.

Данное определение носит иронический, насмешливый характер. Его не отнести к осуждениям поведения человека, но подобный стиль выражения своей позиции народ явно находит странным. В данном фразеологизме можно найти непонимание людьми того факта, что персонаж, способный говорить, пытается дождаться не то лучших, не то худших времен, чтобы донести до людей важную информацию.

Загляните также и сюда:

  • Что значит выражение: «Праведный лот» — значение и происхождение фразеологизма?
  • «Всемирный потоп» — значение и происхождение фразеологизма?

Валаамова ослица — ироническое определение молчаливого, покорного человека, неожиданно заговорившего, запротестовавшего.

Словосочетание ведет свою историю от библейской притчи о знаменитом чернокнижнике и маге из города Пефор, что на реке Евфрат, Валааме.
Дело было так. Древние израильтяне, завладев после исхода из Египта, Заиорданьем, собирались силами для захвата земли Ханаанской, которую им обещал бог. Царь Моава, соседней Ханаану страны, испугавшись грозного соседства с израильтянами, но не имеющий силы их победить в бою, попросил Валаама напустить на них порчу.

Валаам после долгих уговоров согласился и отправился в Моав на ослице. Но путь ей загородил ангел, посланный богом Израиля. Ослица сбилась с дороги. Валаам разгневался и избил ослицу. Ту такая несправедливость возмутила до такой степени, что она заговорила человеческим голосом, мол, офонарел ты, что ли, что лупишь меня не зАшто не прОшто, не я ль тебя возила, повиновалась тебе, угождала? Тут Валаам и сам увидел ангела, признал свою ошибку и помирился с ослицей. Ну а чем дело кончилось с Моавом и израильтянами, читайте в Библии.

Картина Рембранта «Валаамова ослица»

Создана великим голландским художником в 1626 году. Размер 63x 46,5 см, холст, масло.
Сюжеты на темы Ветхого завета были очень популярны у художников Нидераландов тех лет. Картину про Валаамову ослицу написал и учитель Рембранта Питер Ластман. Рембрант превзошел его в художественном мастерстве, но основу сюжета сохранил.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669) создал огромное количество картин.
Тематически сходные с «Валаамовой ослицей» по мнению Википедии следующие
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Возвращение блудного сына», «Пир Валтасара», «Жертвоприношение Авраама», «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима», «Самсон и Далила», «Воскрешение Лазаря», «Товит и Анна», «Давид перед Саулом». Картина «Валаамова ослица» хранится в музее Коньяк в Париже

Валаамова ослица

Долго скитался народ Израилев по пустыне. И вот израильтяне снова подошли к пределам земли обетованной и расположились лагерем в долине Моав. В этой долине жил народ моавитян. Царю моавитян, Валаку, очень не понравилось, что в его землях появился сильный и многочисленный израильский народ. Валак боялся, что израильтяне нападут на моавитян и изгонят их из обжитых мест.

У Валака было слишком мало войска, чтобы первому напасть на израильтян, и он решил действовать хитростью. Он вспомнил, что в Месопотамии жил великий мудрец и прорицатель по имени Валаам, который мог помочь ему.

Позвав своих приближенных, Валак сказал им:

— Ступайте к Валааму и скажите ему, что царь Валак просит его прийти и проклясть израильтян. Может быть, после его проклятия я смогу одолеть этот народ.

Когда послы Валака с богатыми подарками прибыли к Валааму и передали ему просьбу царя, мудрец попросил их подождать его ответа до утра. Ночью же Валааму явился Бог и запретил проклинать народ, который Он благословил. Валаам послушался Бога, и послам пришлось возвратиться к царю ни с чем.

Но Валак так хотел, чтобы Валаам проклял израильтян, что вновь отправил послов в Месопотамию. Придя к Валааму, послы сказали, что если Валаам пойдет с ними и проклянет израильтян, их царь даст ему столько золота и серебра, сколько тот скажет. Валаам сначала отказывался идти с ними, но потом не смог устоять перед соблазном и согласился.

Наутро Валаам оседлал свою ослицу и отправился в путь. Ехал он, ехал, как вдруг, обычно такая послушная, ослица остановилась, как вкопанная. И как ни понукал ее Валаам, ослица не желала двигаться с места.

Валаам был ослеплен жаждой богатства и поэтому не видел того, что видела его ослица, — посреди дороги, прямо перед ними, стоял ангел Господень с обнаженным мечом в руках.

Ослица свернула было с дороги, чтобы обойти ангела, но ангел опять преградил ей путь. Ослица отпрянула в сторону и прижалась к каменной стене, которой был обнесен придорожный виноградник. Сидевший верхом Валаам ушиб ногу о стену и стал еще пуще нахлестывать животное.

В третий раз ослица попыталась обойти ангела, но ангел снова оказался у нее на пути. Тогда она просто легла на землю и не вставала. Валаам был вне себя от бешенства. Он стал жестоко избивать ослицу и вдруг с изумлением услышал, как она заговорила человеческим голосом:

— За что ты бьешь меня? Я всегда верно служила тебе. Разве когда-нибудь прежде я отказывалась повиноваться тебе?

И тут Бог раскрыл Валааму глаза, и он увидел, что перед ним стоит ангел Господень. Вид у ангела был очень грозный.

— За что ты бьешь ослицу, которая спасла тебе жизнь? Если бы она не остановилась, когда увидела меня, я бы убил тебя, а ее оставил в живых. Теперь можешь продолжать свой путь. Но, придя в Моав, говори только то, что я велю тебе говорить.

Валаам послушался ангела и, когда пришел к царю Валаку, вместо того чтобы проклясть Израиль, трижды благословил его. Как ни хотелось Валааму получить все то золото и серебро, которое обещал ему царь моавитян, он не смел ослушаться Бога и говорил только то, что велел ему говорить ангел.

  • < Медный змей
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *