Вальдорфская педагогика штайнера

Теоретико-философские положения педагогики Р. Штайнера

Р. Штайнер — австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия , рассматривает педагогику как науку о человеке — совокупности трех составляющих: тела , души и духа . Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы.

Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы. Первые семь лет жизни — «раннее детство» , следующие семь лет, с 7 до 14, — «детство» , далее, до 21 года, — «отрочество и юность» .

Основными принципами вальдорфской педагогики являются:

антропоцентризм;

образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;

гармоничность развития всех составляющих человека ;

обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации;

историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;

цикличность — использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических , ритмов;

эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают воз можность сделать вывод самим;

художественность всего обучения.

Главное свойство педагогики Р. Штайнера — отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.

<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Следующая > В конец >>

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — Направление в педагогике, разработанное Р. Штайнером на основе его философско-антропософских концепций человека, истории и общества.

На прин­ци­пах Вальдорфской педагогики ор­га­ни­зо­ва­ны дет­ские са­ды, шко­лы, специальные и выс­шие шко­лы по под­го­тов­ке учи­те­лей, вос­пи­та­те­лей и со­ци­аль­ных ра­бот­ни­ков. Пер­вая валь­дорф­ская шко­ла бы­ла ос­но­ва­на в 1919 году в Штут­гар­те (Гер­ма­ния) при фаб­ри­ке «Валь­дорф-Ас­то­рия» (от­сю­да название).

Тра­ди­цио­на­лиз­му и праг­ма­тиз­му в пе­да­го­ги­ке Р. Штай­нер про­ти­во­пос­тав­ля­ет ан­тро­по­ло­гический под­ход, со­глас­но ко­то­ро­му це­ли, со­дер­жа­ние и ме­то­ды об­ра­зо­ва­ния сле­ду­ет чер­пать «из по­зна­ния че­ло­ве­ка и его ин­ди­ви­ду­аль­ных за­дат­ков»; не­обхо­ди­мо пре­одо­леть иде­ал «че­ло­ве­ка знаю­ще­го» в поль­зу це­ло­ст­но­го че­ло­ве­ка с раз­ви­той эмо­цио­наль­ной, мо­раль­ной, эс­те­ти­че­ской и во­ле­вой сфе­ра­ми.

Вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние долж­ны ори­ен­ти­ро­вать­ся на осо­бен­но­сти ка­ж­дой воз­рас­тной сту­пе­ни. Эти осо­бен­но­сти в Вальдорфской педагогики опи­сы­ва­ют­ся на язы­ке ан­тро­по­соф­ской ан­тро­по­ло­гии, ко­то­рая пре­тен­ду­ет на це­ло­ст­ное опи­сание сущ­но­сти че­ло­ве­ка: лич­но­ст­ное (ду­хов­ное) бы­тие че­ло­ве­ка, ха­рак­те­ри­зую­щее­ся сво­бо­дой и от­вет­ст­вен­но­стью, рас­смат­ри­ва­ет­ся в кон­тек­сте пси­хическое, пси­хо­со­ма­тическое, чув­ст­вен­ных и те­лес­ных ус­ло­вий его рас­кры­тия и фор­ми­ро­ва­ния.

Вос­пи­та­ние ре­бён­ка-до­школь­ни­ка стро­ит­ся на прин­ци­пе под­ра­жа­ния и рит­ма че­рез иг­ро­вые фор­мы.

Обу­че­ние в шко­ле на­чи­на­ет­ся с 7-лет­не­го воз­рас­та и рас­счи­та­но на 11–12 лет. В на­чаль­ной шко­ле клас­сическими пред­ме­там уде­ля­ет­ся не­мно­го вни­ма­ния. На­чаль­ное обу­че­ние ве­дёт­ся мед­лен­но, пре­имущественно ис­поль­зу­ют­ся различные об­раз­ные фор­мы, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся и на стар­ших сту­пе­нях. Чте­нию не учат до 2-го клас­са, хо­тя де­тей зна­ко­мят с бу­к­ва­ми (в 1-м и 2-м клас­сах). По­сте­пен­но вво­дят­ся пред­ме­ты из об­лас­ти ис­кус­ст­ва. Обу­че­ние двум ино­стран­ным язы­кам ве­дёт­ся с 1-го клас­са так же, как и род­но­му – с са­мых про­стых слов, сти­хов, пе­се­нок, игр. С 1-го по 8-й класс главной фи­гу­рой яв­ля­ет­ся класс­ный учи­тель, ко­то­рый обу­ча­ет, на­блю­да­ет, опе­ка­ет де­тей и ос­та­ёт­ся с клас­сом на про­тя­же­нии 8 лет обу­че­ния – пре­по­да­ёт все осн. пред­ме­ты: род­ной язык, ли­те­ра­ту­ру, жи­во­пись, ма­те­ма­ти­ку, фи­зи­ку, зоо­ло­гию, бо­та­ни­ку, ис­то­рию, гео­гра­фию и т.п. Основные учеб­ные пред­ме­ты пре­по­да­ют­ся «эпо­ха­ми»: в те­че­ние 3–5 не­дель пре­по­да­ёт­ся один пред­мет, за­тем дру­гая «эпо­ха» – дру­гой пред­мет и т.д. Так на­зы­вае­мый главный урок идёт два ча­са ут­ром, ка­ж­дый день. Учеб­ни­ки в об­ще­при­ня­том смыс­ле не при­ме­ня­ют­ся, не­об­хо­ди­мые за­пи­си уче­ни­ки де­ла­ют в са­мо­стоя­тель­но оформ­ляе­мых тет­ра­дях «по эпо­хам». Оцен­ки не вы­став­ля­ют­ся. Уче­ни­ки про­хо­дят ат­те­ста­цию на вы­хо­де из млад­шей, сред­ней и стар­шей шко­лы.

Валь­дорф­ские уч­ре­ж­де­ния управ­ля­ют­ся пе­да­го­гическим со­ве­том при уча­стии ро­ди­те­лей. Кон­суль­та­тив­ны­ми и коор­ди­на­ци­онными цен­тра­ми яв­ля­ют­ся национальные сою­зы стран. На ин­тер­на­цио­наль­ном уров­не валь­дорф­ские дет­ские са­ды пред­став­ля­ет Ин­тер­на­цио­наль­ное объ­е­ди­не­ние валь­дорф­ских дет­ских са­дов (Штут­гарт, ФРГ), валь­дорф­ские шко­лы — Гааг­ский ко­ор­ди­на­ци­он­ный со­вет.

В Рос­сии дей­ст­ву­ют «Ас­со­циа­ция валь­дорф­ских школ Рос­сии» и «Со­дру­же­ст­во пе­да­го­гов валь­дор­ф­ских дет­ских са­дов». Из­да­ёт­ся ряд пе­да­го­гических жур­на­лов, в т.ч. «Ис­кус­ст­во вос­пи­та­ния» («Erziehungskunst», Штут­гарт, с 1927 года).

К начале XXI века на­счи­ты­ва­лось около 900 валь­дорф­ских школ, 2000 дет­ских са­дов в 67 стра­нах ми­ра, в т.ч. в Рос­сии – 20 школ и 80 дет­ских са­дов.

В российском об­ще­ст­ве от­но­ше­ние к валь­дорф­ским уч­ре­ж­де­ни­ям ко­леб­лет­ся от бе­зо­го­во­роч­но­го при­зна­ния до пол­но­го не­при­ятия. Кри­ти­ка Вальдорфской педагогики ка­са­ет­ся как ан­тро­по­соф­ских взгля­дов Р. Штай­не­ра, так и ор­га­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са. От­ме­ча­ют­ся мед­лен­ное раз­ви­тие де­тей в на­чаль­ной шко­ле, за­по­зда­лое на­ча­ло це­ле­на­прав­лен­но­го раз­ви­тия ин­тел­лек­та и аб­страк­т­но­го мыш­ле­ния, вы­ска­зы­ва­ют­ся со­мне­ния в воз­мож­но­сти валь­дорф­ских школ обес­пе­чить ми­ни­мум со­от­вет­ст­вия тре­бо­ва­ни­ям об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов. С другой сто­ро­ны, от­ме­ча­ют­ся от­сут­ст­вие у де­тей стрес­сов, по­зи­тив­ное влия­ние учеб­но­го про­цес­са на здо­ро­вье уча­щих­ся, вы­со­кие ре­зуль­та­ты обу­че­ния по тес­то­вым за­да­ни­ям.

Рудольф Штайнер – уроженец Австро-Венгрии, родился в небогатой семье жележнодорожника. Со временем, в мальчике рос интерес как к точным, так и к гуманитарным наукам, начиная помогать своим товарищам по учебе с 14 лет. Организовывая дополнительные уроки, Штайнер впервые задумывается о проблемах обучения и восприятия мира юными умами. Тут начинает его многолетний труд. Труд всей жизни, которой вылился в идею вальдорфской школы.

Принципы педагогики Рудольфа Штайнера

Штайнер мечтал создать такую школу, которая бы максимально развивала дух человека – не женщины, мужчины, ребенка, а именно человека. И он создал такую школу. Она основывалась на принципах вальдорфской педагогики, которую он единолично основал.
Много замечательных принципов этой школы используется и сейчас. Одно из первых нововведений — это возрастное разграничение учащихся. Это означало, что для каждого возраста — младшего, подросткового, юношеского — характерны свои особенности. Значит, и методы обучения, применяемые для каждого возраста — свои, отдельные. Штайнер четко согласовал школьную программу в соответствии с возрастом, добавляя сложные предметы и произведения по мере взросления учеников.
Можно сказать, что вальдорфская школа диктует культ учителя. Не в том смысле, что «учитель всегда прав» и личность учителя должна затмевать право на самовыражения учащегося, нет. В том смысле, что учитель для ребенка – это солнце, это лидер, это, в первую очередь, пример настоящего человека. На учителя должен ученик ориентироваться с младших классов. Порой, учитель даже важнее предмета. Ведь можно где-то пропустить какую-то информацию, недоучить поэму. Но личность учителя не должно становиться объектом сомнений. Именно поэтому, весь детский период обучения ( с 1 по 8 класс) педагог не сменялся, классный руководитель был один.
Это очень важно, так как ничто лучше не воспитывает в человеке – настоящего человека, как личный пример. Никакие книги и догмы не заменят человека. В школе Штайнера не было разделения на мальчиков и девочек. Это разделение, которое долгие годы было обязательным условием обучения, привело к тому, что молодые дамы и джентльмены развивались слишком однобоко. Джентльмен ничего не знал о шитье, дама — о седлах.
И проблема была вовсе не в том, что человек должен уметь абсолютно все. Но любой вид деятельности развивает определенную черту. Так, девочки в вальдорфской школе работали с деревом и металлом, развивая любовь к ручному труду; мальчики учились вышивать, набивая руку и тренируя точность мелкой моторики.
Огромное значение Штайнер придавал устному повествованию, изначально – из уст учителя. Каждый урок имел хотя бы несколько минут, отведенных специально для рассказа. Это было все, что угодно — поучительные легенды и мифы, истории, баллады, религиозные и героические жизнеописания и, конечно же, сказки. Язык, в сочетании с эмоциональностью повествующего, оказывал неизгладимое впечатление на маленьких слушателей. Такие пересказы имели гораздо больший эффект, чем обычно чтение.
Для того, чтобы разнообразить жизнь своих подопечных в школе, многие из историй переносилась на местную театральную сцену. В инсценировке принимали участие сами учащиеся. Это вызывало бурный интерес у школьников и подогревало их желание учиться и узнавать новое. Вальдорфская школа была уникальна еще и тем, что в ней не было оценок. Также, никого не оставляли на второй год. Возможно, это было рисково, но ведь коммунисты тоже шли на риск, собираясь отменить валюту в прекрасном будущем. Штайнер же довел дело до конца.
Результат такая «безоценочная» система имела удивительный. Каждый отвечал сам за себя, рассчитывал на собственные силы, не было ни каких «палок», из-под которых надо было что-то делать. Человек сам распоряжался своей жизнью, даже маленький. Лучшим стимулом являлась похвала любимого учителя. А не пятерка в тетради. Худшим наказанием было осуждение.
Штайнеру также не были чужды физиологические особенности восприятия информации. Чтобы сделать учебный процесс более эффективным, он ориентировался на биологический ритм человека – все шло строго по режиму, каждый день, неделею, месяц, год. Он ввел такое понятие, как «эпоха». Эпохами назывались акценту, которые попеременно делались на тот или иной предмет. Если приходила «эпоха» литература родного края, к примеру, это означало, что в течение почти целого месяца каждый день первыми двумя уроками будет вестись именно литература. Это способствовало максимальной концентрации на материале, ученики чувствовали, что сейчас важнее именно предмет «эпохи». Не рассеивалось внимание, ученики не распылялись на все сразу. Это давало замечательные результаты.
Нам кажется, что родительски собрания были всегда. Но, по большому счету, ими мы обязаны именно Штайнеру. В его вальдорфской школе собрания учителей и родителей стали обычным делом, они устраивались не ради того, чтобы огласить лучших и худших, а чтобы найти точки соприкосновения у двух заинтересованных сторон. Это улучшало процесс обучения. В такой школе было запланировано учительское самоуправление, что возлагало на их плечи большую ответственность.
Еженедельно учителя собирались на конференции и обсуждали новации в педагогике и их внедрение в жизнь школы. Памятуя то том, что детский мозг наиболее пластичен и восприимчив к изучению языков именно в самые ранние годы, Штайнер ввел 2 иностранных языка уже с первых классов.

Почему школа Штайнера — Вальдорфская?

Существование Вальдорфской системы насчитывает около ста лет — первая школа была основана Рудольфом Штайнером в Германии в 1919 году.

Философ, объехавший полмира, посвятил социальным вопросам множество книг, лекций и статей. В них он с воодушевлением и разносторонне описывал устройство нового общества и призывал стремиться к его созданию.

Выступая на очередном митинге перед рабочими табачной фабрики Вальдорф-Астория, Штайнер настолько красочно изобразил, как должна выглядеть школа будущего, что благодарные слушатели тут же обратились к своему работодателю с просьбой выделить средства на строительство такой школы для их детей.

Директору фабрики Эмилю Мольту понравилась идея, и он настоял, чтобы Штайнер лично руководил учебным процессом. Так табачная фабрика стала спонсором первой школы, работающей по системе Рудольфа Штайнера и дала своё имя новой методике. Всего через несколько лет после этого был основан и первый Вальдорфский детский сад.

Основные принципы системы

Так как доктор философии серьёзно увлекался оккультизмом, эзотерикой и мистицизмом, в первой школе царила особая атмосфера, которая, впрочем, сохранилась в Вальдорфских учебных заведениях и по сей день.

Теория Штайнера подчёркивает три главных составляющих человеческого естества — тело, душа и дух. Целью новой методики стало обогащение и совершенствование этого триединства. Считая, что все три основы чаще всего находятся в вопиющем несоответствии между собою, Штайнер стремился к гармонии между ними и поделил обучение в школе на 3 периода:

  1. Раннее детство (по Штайнеру первые 7 лет жизни) — время для телесного развития.
  2. Детство (7 — 14 лет) — период становления эмоциональной сферы, то есть души.
  3. Отрочество (от 14 до 21 года) — формирование духовных качеств.

… Одно из главных свойств вальдорфской педагогики состоит в отрицании прямого воздействия на волю ученика, предполагая медленное, постепенное формирование его эмоций, а затем интеллекта, что в результате приводит к нормальному развитию и укреплению воли (Т.В. Цырлина).

Огромное внимание уделялось душевному состоянию не только воспитанника, но и педагога. Именно в эмоциональном равновесии Штайнер усматривал залог успеха в воспитании. Наверное, в этом заключалась одна из причин, почему в школе и сегодня колоссальное значение придаётся обучению искусству, а также творчеству и рукоделию, в частности — вязанию.

Вальдорфские сады и школы сегодня

Отличие детских садов и начальных школ, организованных по системе Штайнера, от других детских учреждений, чувствуется в каждой мелочи, включая и дизайн интерьера. Мебель чаще всего представлена затейливыми деревянными сооружениями, похожими на жилище гномов. Лесенки, платформы и мостики с перилами неправильной формы, изготовленные вручную, перемежёвываются со шкафчиками. Здесь же нередко располагаются и спальные места для послеобеденного отдыха дошколят. Такая мебель имеет необычайно милый и уютный вид.

Некрашеное дерево, льняные бечёвки, натуральная ткань — основные материалы, из которых изготовлены игрушки. Их делают для малышей педагоги, родители и старшие ребята. Обычные игрушки из магазинов здесь не в ходу, как и в семьях, практикующих эту методику. Впрочем, что-либо запретить родителям педагоги не могут — только дать рекомендации, а следовать им или нет — личное дело каждого.

Очень многое дети делают и сами: готовят сувениры к праздникам, нанизывают бусы, лепят из воска, пекут печенье и нарезают салаты к обеду. Школьники даже мастерят для себя парты.

Малыши в детсадах всему учатся «взаправду», орудуя настоящими инструментами. Но при этом никто их не принуждает: захотел ребёнок — помог воспитателю в шитье кукол, не захотел — играет и дальше с остальными ребятами.

Однако общие занятия тоже присутствуют — лепка, рисование, музыкальные уроки. Малыши сами делают уборку под присмотром взрослого — как ни удивительно, с удовольствием. Быть может потому, что перед этим у них было предостаточно времени для свободных игр, успевших наскучить. В ожидании интересного и уборка делается легко.

Ещё одной особенностью детских садов, организованных по Вальдорфской системе, являются разновозрастные группы. Старшие дети служат примером для младших и делятся своим опытом — черта, присущая и методике Марии Монтессори.

Дети много и подолгу играют. Большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм, основанным на подражании взрослым. Ведь подражание, согласно теории Штайнера, играет ведущую роль в воспитании и обучении ребёнка от рождения до 7 лет. Подготовка к школе в обычном для большинства родителей понимании в этих садах не ведётся. Чтение, счёт и другие школьные премудрости дети начнут постигать лишь после 7 лет, если родители решат продолжить их образование по этой системе.

Классный учитель ведёт свой класс до 8 класса, и на первых двух этапах обучения (раннее детство и просто детство) личность педагога и взаимопонимание между ним и учеником имеет большее значение, чем сам изучаемый предмет.

Особое место занимает культура устной речи – рассказы учителя, пересказы детей. Большое внимание уделяется устному народному творчеству и инсценировкам.

Вальдорфские игрушки

Вальдорфские игрушки известны сегодня даже тем родителям, которые понятия не имеют о принципах педагогики Штайнера. Привлекает в них буквально всё: натуральный — а значит, экологичный — материал, приятные формы, милый внешний вид и теплота, исходящая от любой вещи, выполненной вручную.

Эти игрушки попадают в руки детворы в слегка «незавершённом» виде: тщательно ошкуренное дерево не окрашено, куклы практически не имеют лиц, животные и птицы представлены в виде деревянных фигурок. Машинки тоже имеют вид деревянных примитивных каталок. Такое несовершенство — не случайно. Оно даёт ребёнку возможность дополнить внешний вид игрушки самостоятельно — додумать, дофантазировать недостающие черты.

Такая игрушка открывает перед малышом широкое поле для развития воображения: один и тот же игрушечный зверь может быть задействован в игре как милый питомец, любимец семьи, или ужасный хищник, гроза окрестных лесов и гор. Машина может быть скорой помощью и полицейским автомобилем. Эти игрушки не диктуют ребёнку сюжет игры. Они лишь дополняют его, беря на себя роль недостающих частичек мозаики, из которых складывается игра.

Вальдорфские кубики и конструкторы не имеют креплений и пазов. Любое строительство из них знакомит малышей с законами гравитации и учит рассчитывать лишь на равновесие в возводимой конструкции.

Несмотря на несомненные положительные качества таких игрушек, для гармоничного развития ребёнку, конечно же, необходимы и многие другие вещи: игрушки из разных материалов и разных цветов (иначе как они смогут их изучить?), дидактические пособия, включающие, кроме камешков и шишек, и другие предметы (например, картонные карточки или фишки), транспортные средства и спортивное оборудование (велосипеды, ролики, самокаты, мячи, скакалки и т.д.).

Популярность и результативность

Если сопоставить популярность Вальдорфских садов и школ между собой, то первые, несомненно, лидируют. Причина заключается в более жестких требованиях, выдвигаемых общественностью к школьному образованию в сравнении с дошкольным. Родителям не по себе от мысли, что ребёнок научиться читать лишь годам к 8, а до 8 класса он не будет получать оценок и писать контрольных работ. В Германии перейти из Вальдорфской школы в обычную можно лишь опустившись на класс ниже. В нашей стране даже бытует мнение, что, если ребёнок поступил в такую школу — придётся учиться до конца, обратной дороги нет.

Между тем, немалое число знаменитых людей творческих профессий — выпускники Вальдорфских школ. Среди них кинорежиссёры и кинопродюсеры (Джон Полсон, Матьё Сейлер), актёры (Рутгер Хауер, Дженнифер Энистон, Сандра Баллок), дизайнер автомобилей Фердинанд Александр Порше, детский писатель и автор «Бесконечной истории» Михаель Энде, музыкальный дует CocoRosie и певица Анджелина Джордан, немецкий скрипичный мастер Анна Катарина Луманн, изготовившая свою первую скрипку во время обучения в школе.

Добавляя к этому списку биохимика и нейробилога Томаса Кристиана Зюдхофа, удостоенного нобелевской премии, и генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, приходится усомниться, настолько ли несовершенна система обучения в Вальдорфских школах, как о ней говорят?

Упор в Вальдорфском обучении делается на эстетическое развитие, формирование творческих способностей и моральных качеств ребёнка. Согласно методике, стабильное эмоциональное состояние школьника в старшем возрасте позволит ему догнать и опередить своих сверстников в области школьных предметов. Но так ли это, сложно сказать.

Одно ясно совершенно точно: Вальдорфские детские сады в сравнении с обычными районными садиками и даже многими частными заведениями неизменно оказываются на высоте.

Вальдорфская система и семья

Задачей любого педагога является тесное сотрудничество с семьёй своего воспитанника. Только «играя в одну дуду» можно добиться результатов в воспитании ребёнка. Вальдорфская школа основана именно на таком сотрудничестве. Педагоги, родители и дети словно объединяются в одно целое, превращаясь в большую сплочённую семью. Учителя и воспитатели неустанно подчёркивают, что атмосфера, царящая в саду или школе, непременно должна поддерживаться и дома. Это необходимо по нескольким причинам:

  • во избежание стресса и дискомфорта, испытываемого ребёнком при ежедневной резкой перемене обстановки;
  • для укрепления авторитета родителей и воспитателей, оглашающих общие истины и таким образом подтверждающих правоту друг друга в глазах ребёнка.

Отдавая малыша в детский сад, практикующий методику Штейнера, родителям следует быть готовыми к перемене жизненного уклада всей семьи: отказ от многих «благ цивилизации», таких как досуг у экрана телевизора или компьютера; выбор детских книг, игрушек и даже семейного рациона в соответствии с рекомендациями педагогов; активное участие в общественной жизни сада.

Штейнер рассматривал школу как сложный живой организм, состоящий из не менее сложных элементов — учителей, учащихся и их родителей (Т.В. Цырлина).

Воспитательной работе, проводимой в классических Вальдорфских школах и садах, характерна религиозная подоплека. Наряду с творческим и ненавязчивым стилем воспитания, родителям придётся принять и эту сторону Вальдорфской системы.

Отзывы родителей о Вальдорфских учебных заведениях

Большинство родителей, имеющих опыт воспитания ребёнка в Вальдорфском детском саду, вспоминают о прошедших годах с большой теплотой. Основанное на творчестве и духовном развитии ребёнка, такое воспитание в дошкольном возрасте представляется эталоном детского образования. Очаровывает особенная, почти семейная обстановка, отсутствие принуждения отношении к ребёнку и каких-либо «учебных требований», которые как будто и не должны присутствовать в дошкольных учреждениях, но негласно существуют в любом обычном саду.

«Как хотелось бы вернуться туда!» — в один голос вторят мамочки школьников, чьё знакомство с Вальдорфским садом оказался удачным. Однако отдавать детей в Вальдорфскую школу почему-то не спешат.

Вместе с тем, не все родители единогласны в своём мнении и о детских садах, основанных на этой системе. Некоторые подчёркивают наличие странных, на их взгляд, ритуалов, наводящих на мысль о чрезмерной религиозной направленности воспитания. Не стоит забывать, что такая черта системы Штейнера является необъемлемой её частью, и, хотя не всем она по душе, без неё Вальдорфской методики попросту не существовало бы.

…Одной из специальных задач школы становится воспитание у детей некоего эстетического чувства удовольствия и симпатии к доброму, равно как и отвращения и антипатии к злому. Последние непосредственно смыкаются с религиозными чувствами (Т.В. Цырлина).

Кроме того, атмосфера, царящая в саду, во многом зависит от педагогов, работающих в нём. Каждый детский сад применяет ту или иную методику в масштабах, определённых его руководством. А право выбирать среди множества садов один-единственный — так же, как и применять или не применять отдельные элементы методики в домашнем воспитании — всегда остаётся за родителями.

Именно перед родителями стоит задача найти в каждой методике всё то лучшее, что в ней есть, чтобы применить это на практике.

Вальдорфская / Штайнеровская педагогика в Украине

Поддержкой Вальдорфской педагогики в Украине занимается Ассоциация Вальдорфских инициатив, а также проект «Дитина Waldorf».

В Украине присутствует несколько Вальдорфских школ:

  • Вальдорфская школа и сад «София», г. Киев
  • Вальдорфская школа и детский сад «Ступени», г. Одесса
  • Вальдорфская школа и детский сад, г. Днепр
  • Вальдорфская школа и детский сад, г. Кривой Рог
  • Вальдорфский детский сад «Росточек», г. Харьков
  • Вальдорфская школа и сад, г. Запорожье

Некоторые частные детские садики применяют идеи Вальдорфской системы на практике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *