Варфоломей патриарх константинопольский

Афинагор (Спиру) Athenagoras I (Spyrou), Αθηναγόρας (Σπύρου)

Сан: патриарх

Окончил: Халкинская богословская школа

Организации: Ellenike Orthodoxe Neolaia

Направление: экуменизм, Церковная реформа, православно-католический диалог

Athenagoras I (Spyrou), Αθηναγόρας (Σπύρου) (1886 — 1972) — один из крупнейших модернистов и экуменистов XX века. Инициатор созыва Восьмого Вселенского Собора.

влияние

Афинагоровская премия

Лауреаты: Михаил Горбачев, Джимми Картер, Джордж Буш-старший, мать Тереза, Десмонд Туту.

Премия ежегодно присуждается архонтами Константинопольского Патриархата в Америке, то есть лицами, которых Патриарх ранее удостоил сопричисления к Ордену святого Андрея.

образование

Учился в Богословском училище в Халки с 1903 по 1910. Защитил диссертацию «Об избрании Константинопольских Патриархов с эпохи Константина Великого до падения Константинополя».

В США основал Богословскую школу Святого Креста (1937), Академию св. Василия (1944).

В начале 1950-х гг. благословил осуществление в Парижском богословском институте нового перевода Нового Завета на русский язык.

При Патриархе Афинагоре основаны Центр Константинопольской Патриархии в Шамбези (1966) и Институт патристических исследований в Фессалониках (1968).

иерархия

В 1910 принимает постриг, рукоположен в сан диакона. Служил в сане архидиакона в Пелагонийской епархии. Секретарь Мелетия Метаксакиса в бытность его Афинским архиепископом.

В 1922 избран митрополитом Керкирским и Паксийским (острова Корфу и Праксос).

Афинагор и президент США Гарри Трумен.

С 1931 по 1948 – архиепископ Греческой архиепископии Северной и Южной Америки.

С 1948 – Патриарх Константинопольский.

Проводил политику антиканонического вмешательства в дела автокефальных Православных церквей: в том числе вмешивался в область юрисдикции Русской Православной Церкви в Финляндии, Русской и Сербской церквей – в Польше, Чехословакии, США, Западной Европе.

Патриарх Афинагор проводил политику очищения Св. Горы от монашества негреческого происхождения. Постановлением от 22 ноября 1965 Патриарх Афинагор упразднил Западноевропейский Русский Экзархат. 22 января 1971 Экзархат полностью оказывается поглощенным греческой юрисдикцией. В то же время Патриарх Афинагор поощрял контакты с антиканонической «Украинской православной церковью в США».

экуменизм

В нач. 1920-х Афинагор (Спиру) участвовал в процессе создания движения «Вера и церковное устройство». Тогда же вступает в тесный контакт с католиками и монофизитами, жившими на Корфу. В 1926 принимает активное участие в Хельсинской Всемирной ассамблее YMCA. Наблюдатель на Ламбетской конференции англиканской церкви в 1930.

Активно участвовал в работе Всемирного совета церквей. В 1955 создает в Шамбези (Швейцария) постоянное представительство Константинопольского Патриархата при ВСЦ.

Прилагал большие усилия для примирения с Ватиканом. В 1959 Патриарх Афинагор поручает известному модернисту и экуменисту архиеп. Иакову (Кукузису) провести переговоры с папой Иоанном XXIII. Аудиенция состоялась 17 марта 1959, что было первой встречей представителя Константинопольского Патриархата с римским папой с 1547. Спустя месяц Патриарх Афинагор принимает представителя Ватикана в Стамбуле.

Известна дружеская встреча Патриарха Афинагора с папой Римским Павлом VI в Иерусалиме в 1964.

7 декабря 1965 одновременно с Павлом VI объявил о «взаимном снятии анафем 1054 г.», которые этим произвольным постановлением якобы «устранены из памяти Церкви».

Инициатор контактов с экуменической общиной Тезе.

организации

В США создает молодежное греческое движение «Ellenike Orthodoxe Neolaia».

Восьмой Вселенский Собор

12 февраля 1951 Патриарх Афинагор обратился к автокефальным Православным Церквам с Окружным посланием, в котором ставит вопрос о созыве Предсоборного Совещания.

В 1959 Патриарх Афинагор предпринимает новую попытку созвать Предсоборное Совещание в 1960, что, наконец, удается в 1961 после того, как Патриарх Афинагор дает обещание Патриарху Алексию Московскому о том, что решения Всеправославной Конференции будут свободны от антикоммунизма,

Первое Всеправославное Совещание состоялось под председательством Патриарха Афинагора на о. Родос 24 сентября — 1 октября 1961.

Патриарх Афинагор не скрывал, что его вдохновил пример папы Иоанна XXIII, созвавшего Второй Ватиканский собор. Афинагор был готов сам принять участие в этой инициативе католиков:

Я передал Иоанну XXIII, коль скоро он проявил внимание к нашему проекту от 1920 года, что ему надлежит созвать вселенский, всехристианский собор. И, возможно, его первоначальным намерением и был созыв такого собора. Но время еще не созрело для этого. Он довольствовался созывом Собора Римско-католической Церкви, имея замысел направить ее по пути к единству. Однако этот собор положил начало той глубокой мутации, соучаствовать в которой нам надлежит всем вместе.

Перед лицом католичества, вернувшегося к соборному пониманию Церкви, необходимо, чтобы процесс сближения произошел в самом Православии. Православие едино в вере и в таинствах, но так мало едино в действии! Вот почему, после консультаций со всеми главами Церквей-сестер и с их согласия, я созвал Первую Всеправославную конференцию на Родосе. На этой конференции начался процесс, который должен привести к большому собору всех православных Церквей. И она позволила всем автокефальным Церквам по-настоящему обратиться к подлинным проблемам экуменизма.

Планы Патриарха Афинагора приобретают в его мечтах апокалиптический характер:

В обозримые сроки подготовить всеправославный Собор и богословский диалог по существу между Православием и Католичеством и содействовать вступлению Католической Церкви во Всемирный Совет Церквей, который сделался бы инструментом всехристианского и всечеловеческого служения. В более отдаленном будущем подготовить соединение Православной и Католической Церквей, чтобы избавить христианский мир от самой глубокой раны и позволить начать на Западе процесс реинтеграции, который помог бы закрыть «исторические скобки» Реформы и Контрреформации.

В ходе предсоборного процесса Патриарх Афинагор отстаивал целый ряд радикальных реформ Церкви, которые должны были изменить отношение Церкви к миру, к католицизму и другим исповеданиям, а также к Всемирному совету церквей.

По мысли Патриарха Афинагора, Восьмой Вселенский Собор должен был «стать решающим этапом в развитии православного самосознания, служащего единству всех христиан»:

Великий собор, который мы готовим, позволит народу нашей Церкви лучше понять свою веру. Его целью будет не только приспособление нашего Предания к ситуации современного человека, но и открытие в самом Предании истока новой жизни. Тем самым собор станет также и экуменическим служением. Потому что новую жизнь нельзя не разделить с другими, она не отделима от единства.

На Первом Всеправославном Совещании Патриарх Афинагор предложил дать возможность вступления в брак священникам после рукоположения:

Я убежден, что священник должен иметь возможность жениться и после рукоположения. Ведь это абсурдно, что человек, когда он уясняет для себя свое священническое призвание, бывает вынужден наскоро подыскивать себе жену, порой каким-то безличным образом. В конце концов женятся не для того, чтобы просто жениться, женятся на ком-то, женятся, когда совершается подлинная встреча. Этим моментом не управляют, ибо любовь должна быть чувством испытанным, личностным. Все должно совершаться мирно и зрело. Неженатый священник, не имея призвания к целибату и просто не встретив до своего рукоположения ту, что призвана стать его женой, должен иметь возможность жениться потом, тогда, когда эта встреча произойдет. А иначе не будет правды в Церкви. Ну, а для того, чтобы люди наконец обнаружили, что произошло примирение Церкви и христианства, в Церкви должна воцариться подлинная справедливость.

Когда я был архиепископом в Америке, я был готов предложить «съезду» поместной Церкви, реформу, позволяющую священнику жениться после рукоположения. Но тогда же я был избран патриархом, и дело осталось недовершенным. Но я собираюсь вернуться к нему на Синоде, чтобы эта проблема была включена в программу будущего Всеправославного Собора.

Патриарх Афинагор предлагал ввести женатый епископат:

Нет больше имперской Церкви, монашество не имеет ни той силы, ни того смысла. При этом превосходные пастыри не могут стать епископами. Очень молодые люди отделяются от других, налагают на себя целибат, чтобы сделать карьеру епископа. Почему бы епископам не быть женатыми? Такие епископы существовали в течение нескольких веков тогда, когда Церковь, малочисленная и гонимая, находилась в условиях, более близких к нашим, в каких не жила Церковь империи. Апостол Павел говорит нам, что Петр и другие апостолы имели каждый свою подругу… Человек, посвящающий себя служению Церкви, должен иметь возможность выбирать, жениться ему или нет…

В программу Вселенского Собора должны были войти литургические реформы в духе вагнерианского синтеза всех искусств:

Всеправославный собор должен провести широкие богослужебные реформы, которые следует готовить уже сейчас. Литургия станет действием, в котором все будут участвовать, она станет той драмой смерти и любви, которая должна захватить всех. Я думаю о Парсифале, о Борисе Годунове. Когда я был архиепископом в Америке, я видел постановку Бориса Годунова: с каким же величием выходил патриарх, чтобы говорить с Борисом! Мне казалось, что это настоящий патриарх, не артист.

Сторонник перевода Богослужения на разговорные языки. Народ «должен обрести свое место, дабы он мог полностью понимать богослужение и соучаствовать в нем».

Рассматривает Литургию как «священную драму», в которой на новых основаниях должны участвовать священнослужители и народ:

Собор должен разрешить проблему ныне устаревших литургических языков и по-новому осмыслить роль священника, хора и народа.

Согласно Патриарху Афинагору:

Обновление богослужения должно идти рука об руку и с обновлением проповеди. Не благочестивой проповеди, не слов, которых все ждут, чтобы их не слушать, не Церкви, превращенной в синагогу, множащей перечень правил, то есть разрешений и запретов, но проповеди евангельской, вести об евангельском перевороте ценностей моральных и… благочестивых, вести о Боге, ставшем нашим другом, дабы доверие победило в нас смятение, дабы мы хоть немного стали способны к подлинной любви…

В 1967 Патриарх Афинагор планировал, что Вселенский Собор соберется в Вене, и австрийское правительство пригласило его в этот город во время его большого путешествия по Западной Европе. Однако приглашение религиозного лидера со стороны не Церкви, а государства, смутило турецкую сторону. Патриарх отказался от поездки в Вену.

музыкальные инструменты в храме

Будучи митрополитом Корфу, ввел в богослужение орган, несмотря на сопротивление Синода Элладской Церкви. В США Афинагор был также пропагандистом органной музыки.

изображения

  • Будущий Патриарх Афинагор и президент Трумэн

  • Патриарх Афинагор

  • Будущий Патриарх Афинагор и президент Трумэн

  • Нобелевский банкет

  • Роже Шютц и Патриарх Афинагор.

  • Фреска в храме Софии, Премудрости Божией в монастыре «Новый скит»

  • Виллебрандс Йоханнес

  • Виллебрандс Йоханнес

  • Алексий I Патриарх. Афинагору, Святейшему Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Вселенскому Патриарху // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 5. С. 4-8
  • Алексий I Патриарх. Его Святейшеству Святейшему Афинагору, Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Вселенскому Патриарху. к созыву Межправославной Комиссии // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 5. С. 4
  • Алексий I Патриарх. Святейшему Патриарху Афинагору. о месте проведения Межправославной комиссии // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 6. С. 2
  • Алексий I Патриарх. Святейшему Патриарху Афинагору. о составе делегации РПЦ на Межправославной комиссии // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 6. С. 2
  • Алексий I Патриарх. Святейшему Патриарху Афинагору. согласие именовать Межправославную Комиссию в Женеве IV Всеправославным Совещанием // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 12. С. 5
  • Афинагор Патриарх. Блаженнейшему Патриарху Московскому Алексию. о переименовании Межправославной Комиссии в Женеве в Всеправославное Совещание // Журнал Московской Патриархии. 1968. 12. С. 5
  • Афинагор Патриарх. Его Блаженству Патриарху Московскому Алексию. о месте проведения Межправославной комиссии // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 6. С. 2
  • Афинагор Патриарх. Святейшему Патриарху Алексию. о именовании Межправославной Комиссии в Женеве IV Всеправославным Совещанием // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 12. С. 5–6
  • Ведерников А. К вопросу о Предсоборном Совещании // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 8. С. 47-53
  • Иванов А. И. Новый перевод на русский язык Евангелия от Матфея // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 4. С. 45-55; № 5. С. 38-47
  • Клеман, Оливье. Патриарх Вселенский Афинагор I // Христианос. 2001. T. 10. С. 83-94
  • Логачев К. Святейший Афинагор I, Патриарх Константинопольский (некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 8. С. 54-55
  • Нелюбов Б. А., Э. П. Г. Афинагор I // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2000. — Т. IV. — С. 85-87.
  • Помазанский Михаил о. Опасное начинание: О замене имеющегося русского текста Священного Писания Нового Завета новым переводом. — Jordanville, N. Y.: Holy Trinity monastery, 1954.
  • Clement Olivier. Conversations with Patriarch Athenagoras (1969).
  • Оливье Клеман Беседы с Патриархом Афинагором / Пер. с франц. В. Зелинского. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1993.
  • FitzGerald, Thomas The Orthodox Church. — Westport, CT: Praeger, 1998.
  • Freemasonry in American Orthodox history // OrthodoxHistory.org. 20.11.2012.
  • Prokurat Michael, Golitzin Alexander, Peterson, Michael D. Historical dictionary of the Orthodox Church. — Lanham, Md.: Scarecrow Press, 1996. — ISBN 0-8108-3081-7.
  • Manolis Paul. The History of the Greek Church in America: In Acts & Documents. — Berkeley, CA: Ambelos Press, 2003.
  • Papaioannou George. From Mars Hill to Manhattan: The Greek Orthodox Archdiocese under Patriach Athenagoras I. — Minneapolis, MN: Light and Life Publishing Company, 1976.
  • Stormon E. J. Towards the healing of schism: The Sees of Rome and Constantinople. — Mahwah, NJ: Paulist Press, 1987.
  • Taizé and the Ecumenical Patriarchate of Constantinople // Taizé. http://www.taize.fr/en_article13611.html 23.03.2013
  • Tsakonas Demetrios. A Man sent by God: The life of Patriarch Atehnagoras of Constantinople. — Brookline, MA: Holy Cross Press, 1977.

Эта статья входит в число статей-кандидатов в избранные.

Сноски

Учился в средней греческой школе в Стамбуле. Затем по окончании в 1961 году богословской школы на острове Халки был рукоположен в диакона. В 1961—1963 годах служил офицером в турецкой армии.

© patriarchate.org С 1963 по 1968 год учился в Папском восточном институте в Риме, в Швейцарии и Мюнхенском университете. Был лектором в Папском григорианском университете — стал доктором богословия Папского восточного института, защитив диссертацию по теме канонического права. Владеет греческим, турецким, английским, итальянским, немецким, французским языками и латынью.

По возвращении в 1968 году в Стамбул работал в Халкинской школе, где в 1969 году патриархом Афинагором I был рукоположен во пресвитера. Взошедшим на престол в 1972 году патриархом Димитрием был назначен управляющим созданного тогда Патриаршего кабинета.

В декабре 1973 года хиротонисан (рукоположен) в епископа с титулом митрополита Филадельфийского с оставлением в должности управляющего Патриаршим кабинетом. В январе 1990 года назначен митрополитом Халкидонским, а с марта 1974 года вплоть до своей патриаршей интронизации состоял членом Синода и ряда синодальных комитетов.

Был избран предстоятелем Константинопольской церкви 22 октября 1991 года, чин интронизации состоялся 2 ноября того же года. Полный титул предстоятеля Константинопольской церкви: Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх. При этом правительство Турции не признает официальное титулование Варфоломея «патриархом Вселенским», а только его статус главы греко-православной общины Турции.

Варфоломей известен своим активным патронированием и организацией мероприятий, направленных на защиту среды обитания, благодаря чему получил неофициальный титул «зелёного Патриарха». В 2005 году был награжден премией ООН за заслуги в деле защиты окружающей среды.

В январе 2004 года он посетил Республику Куба и освятил первый на острове православный храм. Визит, в ходе которого патриарх осудил эмбарго Кубы со стороны США, вызвал острую критику среди кубинских диссидентов и эмигрантов. Также посещал Соединенные Штаты Америки, где находится крупнейшее каноническое подразделение под его юрисдикцией.

Участвовал во Всемирном экономическом форуме в Давосе в 1999 и 2006 годах.

В январе 2007-го Варфоломей выступил на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге. В своем выступлении он поддержал стремление Турции вступить в Евросоюз, высоко оценив успехи страны в принятии стандартов ЕС и проведении реформ, пересматривающих внутреннее законодательство, а также напомнив, что Константинопольский патриархат всегда поддерживал европерспективы турецкого государства. Кроме того, он подчеркнул важность беспристрастного и толерантного подхода к трезвому диалогу между религиями, отметив, что в отношениях Константинопольской церкви и государства в Турции остаются нерешенные проблемы: отказ турецких властей признать «вселенский» статус его патриархата, открыть богословскую школу на острове Халки и вернуть собственность, принадлежавшую ранее Константинопольской церкви. Приглашение патриарха на сессию ПАСЕ вызвало протесты некоторых националистически настроенных турецких политиков. В 2008 году, выступая 24 сентября в Брюсселе перед депутатами Европарламента с речью, подтвердил свою поддержку евроинтеграции Турции.

© Скриншот с видео Украина.ру В апреле 2008 года был включен журналом Time в список «100 самых влиятельных людей мира».

Состоявшийся вскоре после интронизации официальный визит в Русскую православную церковь в июле 1993 года ознаменовал некоторое потепление традиционно напряженных (после 1922 года) отношений между Фанаром и Московским патриархатом (МП). Во время своего визита полностью и однозначно поддержал Московский патриархат в его споре с самопровозглашенным и поддержанным украинскими властями «Киевским патриархатом».

В феврале 1996 года возник острый конфликт с РПЦ вследствие решения Константинопольского патриархата о восстановлении Эстонской апостольской православной церкви в юрисдикции Фанара, что в Москве восприняли как посягательство на юрисдикцию Русской церкви. С конца февраля 1996 года в течение некоторого времени имя патриарха Варфоломея было исключено из диптихов (списков имён, поминаемых во время литургии. — Ред.) Московской патриархии.

C 1996 года обозначилась напряженность также в связи с новой линией Константинопольского патриархата в отношении церковной ситуации на Украине на фоне попыток представителей неканонических структур добиться от Константинопольского патриарха их признания.

В сентябре 1997 года как гость симпозиума «Экология, религия и окружающая среда» в Одессе был на территории Украины и 24 сентября встретился с патриархом Московским Алексием II, что, впрочем, не сильно разрядило напряженные отношения церквей.

C 1996 года обозначилась напряженность также в связи с новой линией Константинопольского патриархата в отношении церковной ситуации на Украине на фоне попыток представителей неканонических структур добиться от Константинопольского патриарха их признания.

В 2004 году при обсуждении концепции «Москва — Третий Рим» на VIII Всемирном русском народном соборе (ВРНС) Варфоломей осудил ее как богословски несостоятельную.

Новый виток конфронтации в 2006 году был вызван ситуацией в Сурожской епархии Московского патриархата на Британских островах. Решением Синода Константинопольской церкви от 8 июня 2006 года бывший управляющий епархией епископ Василий (Осборн) был принят в лоно Константинопольской церкви. Вместе с ним в викариатство ушел ряд приходов и значительная часть прихожан. В октябре 2006 года Священный синод РПЦ постановил предложить патриарху Варфоломею рассмотреть в рамках двусторонних собеседований ситуацию, сложившуюся после приема в его юрисдикцию епископа Василия. Последовал положительный ответ, и 23 января 2007 года в Женеве (Швейцария) состоялась встреча делегаций Константинопольского и Московского патриархатов. Московская патриархия согласилась признать канонический статус епископа Василия в Константинопольском патриархате.

В июле 2008 года в ходе подготовки торжеств по поводу 1020-летия Крещения Киевской Руси, которые патриарх возглавил по приглашению украинских властей, руководство Украины во главе с президентом Виктором Ющенко рассчитывало на одобрение Варфоломеем возможного создания на Украине Единой поместной церкви. Участие патриарха в юбилейных торжествах вызвало недовольство со стороны РПЦ и властей РФ.

© AFP, OZAN KOSE Состоявшийся в начале июля 2009 года официальный визит в Фанар избранного в начале 2009 года патриарха Московского Кирилла оценивался по итогам переговоров между двумя патриархами как приведший к потеплению напряженных отношений между двумя патриархатами. Был достигнут компромисс по вопросу духовного окормления православных в диаспоре: МП согласился на проект устройства епископских собраний под председательством иерархов Вселенского трона в регионах диаспоры; взамен Константинопольский патриархат обещал не вмешиваться в церковную ситуацию на Украине.

В мае 2010 года Варфоломей прибыл в Москву с визитом в РПЦ по приглашению патриарха Московского Кирилла. В ходе визита Варфоломей побывал также в Валаамском монастыре, где с патриархом Московским Кириллом обсудил подготовку к созыву Всеправославного собора, а также призвал верующих Украины, сомневающихся, вернуться ли им в Московский патриархат, присоединиться к канонической церкви.

В апреле 2018 года Синод Вселенского патриархата принял решение приступить к дарованию автокефалии церкви Украины. В сентябре 2018 года на внеочередном заседании Священный синод Русской православной церкви в качестве ответных действий — в связи с назначением Константинопольским патриархатом своих экзархов в Киев в рамках решения о предоставлении автокефального статуса КП на Украине — постановил приостановить молитвенное поминовение патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением и сослужение с иерархами Константинопольского патриархата.

В октябре 2018 года созванный в Минске Священный синод Русской православной церкви принял решение разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом в связи с его намерением предоставить автокефалию Украинской православной церкви.

В России официальная критика деятельности патриарха Варфоломея связана, прежде всего, с затяжными юрисдикционными спорами, которые с 1922 года ведутся между Константинопольским и Московским патриархатами. Патриарх Варфоломей продолжает в целом вести глобализированную линию в русле политики патриархов Мелетия (Метаксакиса) и Афинагора (Спиру), что не может не вызывать резко негативной реакции руководства МП, стремящейся отстоять свою каноническую территорию.

В среде представителей консервативного крыла греческой Церкви, среди монахов Афона, в особенности в монастыре Эсфигмен, патриарх, как и его предшественники, подвергается критике за активную экуменическую деятельность.

Так, накануне проходившего 28-30 ноября 2014 года визита папы римского Франциска в Турцию и состоявшейся на Фанаре встречи главы Католической церкви и патриарха Константинопольского Варфоломея в Греции была обнародована петиция, подвергающая резкой критике недавние заявления предстоятеля Константинопольской православной церкви. В частности, речь шла о его взглядах на природу Православной церкви и ее отношения с другими христианскими исповеданиями и иными религиозными конфессиями. Петицию подписали более двух тысяч лиц, среди которых шестеро епископов, священники, монахи Греции и Кипра, а также монахи Горы Афон.

© РИА Новости, Стрингер Неоднократно подвергался критике за «восточный папизм» и бесцеремонное вмешательство во внутренние дела других поместных церквей. В турецкой газете Cumhuriyet отмечалось, что вмешательство во внутренние дела других стран патриарха Варфоломея создает внешнеполитические проблемы турецкому государству.

Управляющий делами Московского патриархата митрополит Варсонофий (Судаков) 18 сентября 2018 года в ходе паломнической поездки по Святой Земле заявил Патриаршему эпитропу в Аммане, представляющему Иерусалимский патриархат архиепископу Кириакопольскому Христофору (Аталле): «Большую проблему для Православия создал Константинополь, вопреки всем канонам назначив двух экзархов на Украину. Сейчас мы разорвали отношения со Вселенским Патриархатом на уровне архиереев, чтобы остановить его вторжение на Украину. А если они не остановятся, то в Православии будет раскол. Нужно постараться не допустить этого. <…> Нам восточный папа не нужен. Все православные поместные церкви равны, все патриархи также равны в своей власти и не могут вмешиваться в дела поместных церквей».

Ситуация на Украине изменилась уже 15 декабря 2018 года, когда состоялся так называемый собор «новой церкви». На нем непризнанные Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь объединились и выбрали своего предстоятеля «митрополита Епифания» (Сергея Думенко).

Уже 5 января 2019 года Варфоломей подписал томос об автокефалии и передал его в Киев. Новая структура получила название Православной церкви Украины. По факту автономия «новой церкви» была сильно ограничена, а сама структура стала зависимой от Константинополя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *