Варлаамо хутынский икона

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОГО МОНАСТЫРЯ.

Словно второй Илия, отче, ты послал дождь с неба: он же свел огнь, и удивил царя, ты же возвеселил людей, почитающих тебя и устроил празднование в твою честь. Тобой весьма хвалится Великий Новгород, поскольку имеет твои мощи: сохраняй же его непоколебимым от врагов, да взываем к тебе: радуйся преподобный Варлааме, отче наш.
Кондак, глас 8.
Преподобный Варлаам родился в Великом Новгороде от благочестивых и богатых родителей и во святом крещении был наречен Алексием. Отца его звали Михаилом; имя матери точно неизвестно. Он получил доброе воспитание в страхе Божием. Научен был грамоте, постиг книжную мудрость и легко проникал в разум Божественного Писания. Еще будучи ребенком, Алексий не любил игр и не предавался смеху. При этом он отличался воздержанием и никогда не ел чего-либо услаждающего вкус; занимался не земным, а небесным, постился и молился. Родители его были даже опечалены его необычайным воздержанием, но уговоры их не могли остановить усердия юного подвижника.
Преподобный рано пришел к мысли о суетности мирской жизни и сказал себе: «Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо». По смерти своих благочестивых родителей он вышел из родного города в пустынное место на берегу реки Волхова для отшельнического жития.
Место, выбранное преподобным, называлось Хутынь (Хутынь — от слова «худынь», то есть «худое место»; по народному поверию, здесь обитала нечистая сила). Тут же находилось болото, известное в народе под именем Видень, где, считалось, являлись нечистые. Оно находилось в десяти верстах к северу от Новгорода, на правом берегу реки Волхова, и представляло значительную возвышенность, далеко видимую со всех сторон. С ним вышли и два других новгородца, пожелавших разделить с преподобным труды пустыни: Порфирий Малышевич со своим братом Феодором. Монашеское пострижение Алексей Михайлович принял на месте своих подвигов от некоего инока-иерея и получил имя Варлаам.
Преподобный срубил себе небольшую келейку; день и ночь непрестанно воссылал он в ней молитвы и пение, неослабно трудясь в посте и бдении. Преподобный твердо помнил слова святого Апостола: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фесс. 3:10)» и много трудился: рубил дрова, возделывал нивы.
Враги нашего спасения, бесы, восставали против святого: они являлись ему в виде то змеев, то различных зверей, стараясь устрашить его и прогнать с того места, но подвижник, ограждая себя знамением креста, сам прогонял их от себя; иногда с тою же целью они научали мирских людей наносить ему всякие обиды, но и «они поколебались и пали» (Пс. 19:9), так как наталкивались на твердый камень и сами стирались в пыль, а поколебать его не могли.
Слух о подвижнике пронесся по всей округе, и воздыхающие о небесной отчизне с усердием стали стекаться к нему, чтобы послушать его наставлений. К святому приходили князья и вельможи, шли и бедные люди, чтобы получить от него полезное наставление, и все получали желаемое. Преподобный кротко поучал их: «Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимства, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь — мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами».

Не одни поучения привлекали к преподобному Варлааму мирских посетителей. Дела открывали людям в преподобном великого подвижника и угодника Божия. Его строгая нестяжательность и духовная опытность всем приходившим к нему — вельможным людям и простолюдинам, богатым купцам и бездомным инокам — приносила великую душевную пользу. Высокие подвиги самоотречения очистили внутренние очи святого, он стяжал благодатный дар прозрения и чудотворений.
В то время — в конце XII столетия — в Новгороде княжил Ярослав Владимирович (во время своего царствования он часто принужден был уступать свой престол другим князьям). Прибыв однажды к преподобному, новгородский князь услышал от него необычное приветствие: «Буди здрав, добрый князь, с сыном твоим». По возвращении домой князь узнал, что у него родился сын. По просьбе Ярослава преподобный крестил новорожденного Изяслава, дав в крещении ему имя Михаил.
В другое время преподобный Варлаам ехал в Новгород ко Владыке Новгородскому. На мосту он встретил толпу народа, который собирался сбросить в Волхов уличенного преступника. Взглянув на осужденного, преподобный сказал: «Отдайте мне его: он загладит вины свои на Хутыни». И народ отдал осужденного уважаемому пустыннику. По возвращении в Хутынь преподобный послал его в монастырь и повелел работать на братию. И из него вышел усердный и способный к любому труду работник. Впоследствии Варлаам постриг его в иноческий сан, принял в число братии и, таким образом, спас его душу.
Известен еще и такой случай. Преподобный Варлаам проезжал мостом в то время, когда новгородцы готовились сбросить в Волхов осужденного, причем его родственники просили преподобного спасти несчастного от смерти. Но святой молча проехал мимо. Когда же недоумевающие ученики его спросили, почему одного он спас, а другому не хотел оказать той же милости, преподобный отвечал: «Вижу я, что вы, взирая внешними очами, по внешнему и судите; я же сердечными очами усмотрел, что первый осужденник, которого я выпросил у народа, был осквернен многими грехами и осужден справедливо, но что когда судья осудил его, раскаяние проникло в его сердце. Но он ниоткуда не видел помощи и был окружен многими недоброжелателями, между тем как еще не пришел час его. Я же увидел, что он имеет веру на спасение, и выпросил его себе на поруки и устроил его, как было угодно Господу. Другой же был осужден несправедливо и вопреки закону, и я видел, что он умирает мученическою смертью и имеет получить венец от Христа: ему не нужно было молитвы моей ко Христу, ибо он имеет Его Самого помощником и избавителем. Вы же не соблазняйтесь об этом».
Раз, когда приближался праздник Светлого Христова Воскресения, преподобный послал монастырских рыбаков ловить рыбу и, по молитвам его, улов был очень хорош. Между прочим, пойман был огромный осетр, но рыбаки скрыли его и принесли к преподобному только мелкую рыбу; разбирая рыбу своим посохом, он сказал: «Детей вы принесли, а куда девали мать?» Рыбаки пали ему в ноги, покаялись в своем грехе и принесли спрятанную рыбу.

Известен случай прозорливости преподобного Варлаама. Однажды преподобному случилось быть у архиепископа Новгородского Григория (управлял епархией с 1186 по 1193 гг.), и святитель, отпуская его от себя, сказал, чтобы старец побывал у него спустя неделю. «Если Господу угодно, — отвечал преподобный, — в пятницу первой недели поста святых Апостолов приеду к твоей святыне на санях». Архиепископ удивился, что старец в летнюю пору обещается приехать на санях, но не решился потребовать объяснения этих непонятных слов. Между тем, в ночь перед указанною преподобным пятницей выпал глубокий снег, сделался сильный мороз, и подвижник, действительно, прибыл к владыке на санях. Когда же святитель начал скорбеть о том, что мороз может повредить рожь, которая тогда цвела, преподобный, утешая его, сказал: «Не скорби, но паче возблагодари Господа нашего Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь и всех святых, что ниспослал Господь Бог на нас милость Свою. Если бы не послал Он снега и мороза, то люди погибли бы от голода: ибо за умножение грехов наших Господь попустил быть голоду. Но молитв ради Пречистой Богородицы и всех святых великих чудотворцев даровал Он снег и мороз для того, чтобы черви, в изобилии находящиеся в корню ржи, вымерли. Снег же пробудет на земле только один день, и потом, по Божию промыслу и повелению, наступит теплая погода, а снег вместо дождя напоит жаждущую землю и умножит земные плоды». Действительно, на другой день стало тепло, снег растаял и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены были погибшие от мороза черви. И в то лето был такой урожай хлебов, какого не видели давно.
Преподобный Варлаам при своей жизни совершал и немало чудес.
Один христолюбец, весьма любивший преподобного и имевший к нему горячую веру, повез к нему своего единственного тяжело больного сына, чтобы попросить святого помолиться о нем; но дорогою мальчик умер, и отец привез его в обитель уже мертвым. Когда же преподобный помолился о нем, ребенок тотчас воскрес.
В другое время новгородские жители плыли по Волхову, и один из них, упав из лодки, был вытащен из воды уже бездыханным. Когда его принесли к Варлааму, святой помолился, и утопленник мгновенно ожил.
Долго подвизался преподобный подвигом отшельничества вместе со своими учениками. Так как его высокая подвижническая жизнь привлекала к нему многих желающих подвизаться рядом с ним, то он решил устроить на Хутыни обитель. Сперва в том месте он заложил каменный храм в честь Преображения Господня. 19 августа 1192 года его освятил архиепископ Григорий в праздник Преображения Господня. При этом архиепископ открыл и новооснованный Хутынский монастырь.
Преподобный Варлаам старался снабдить свой монастырь средствами к существованию и оградить его имущество от притязаний корыстных людей. Он пожертвовал обители поемный луг, рыбные ловли, село, земли, сенокосы и нивы, скот и слуг. «Если же кто, — пишет в конце своей вкладной грамоты преподобный, — по научению диавола и злых людей захочет отнять что-либо из пашен, из сенокосов или из ловлей, да будет ему противником святой Спаситель в этом веке и в будущем».

Создавая строения обители и его хозяйство, преподобный Варлаам не забыл и внутреннего устройства монастыря — жизни иноков. Он дал обители своей устав, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени. По уставу, Хутынский монастырь, вероятно, был общежительным. По крайней мере известно, что преподобный Варлаам предписал монастырю расходовать остатки своих средств на благотворительность, а так предписывали все устроители общежительного монашества как в древней Восточной Церкви, так и в Церкви Русской. Заповедь преподобного Варлаама, данная обители, была следующая: «Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет».
Устроив Хутынскую обитель, преподобный почувствовал приближение своей кончины. В это время вернулся из Константинополя паломник Добрыня Ядрейкович, в монашестве Антоний, сверстник преподобного Варлаама. Рад был подвижник своему духовному брату и поручил ему свой монастырь. Преподобный говорил своему другу: «И ранее помышлял ты о сем святом месте. Ныне же я предаю его тебе: снабжай его всем и сохраняй, ибо я отхожу к Небесному Царю. Рад я, что вижу тебя. Господь же зовет меня отсюда».
Обращаясь к братии, умирающий подвижник говорил: «Итак, братия, телом я ухожу от вас, но духом всегда буду с вами».
Год смерти преподобного Варлаама с точностью неизвестен. По летописи, подвижник преставился 19 ноября 1192 года.
Кончина почитаемого всеми подвижника собрала в пустынную Хутынскую обитель множество народа. Прибыл архиепископ Новгородский, собрались иноки из окрестных монастырей и с честью погребли многотрудное тело преподобного. В то время многие больные различными болезнями получили исцеление.
Местное празднование преподобному Варлааму в его монастыре и в Новгороде началось во второй половине XIV века. Многочисленные чудеса при гробе святого были основанием для его прославления. В XV столетии были обретены нетленные мощи угодника Божия. Архиепископом Новгородским был тогда блаженный Евфимий II. Питая теплую веру к преподобному Варлааму как благодатному угоднику Божию, он, призвав Хутынского игумена Тарасия, заповедал три дня поститься и совершать келейно молитвы, дабы узнать волю Божию об основателе обители. По прошествии трех дней архиепископ, игумен и один иподиакон вошли в храм, сняли каменную крышку с гроба преподобного и обрели тело его нетленным; лице и борода оказались сходными с изображением преподобного на иконе, стоявшей над его гробом. Святитель прославил Бога, а иподиакон, пораженный чудом, тогда же принял иночество. Но мощи преподобного остались и после того закрытыми, и празднование памяти его не распространилось далее Новгородской области.
Дальнейшие чудеса преподобного Варлаама прославили его на всю Святую Русь как великого чудотворца. Особенно поразительно было чудо, совершившееся над Григорием, молодым постельничим (должностное лицо при княжеском и царском дворах в Древней Руси). В его обязанности входило наблюдение за спальней государя. Вследствие постоянной близости к государю, должность эта была весьма почетной. Во время пребывания великого князя в Новгороде Григорий тяжко захворал и был близок к смерти. Григорий читал ранее житие и чудеса преподобного Варлаама и, веруя в чудодейственную силу его молитв, просил отвезти себя в Хутынский монастырь. И вот во сне явился ему преподобный и обещал исцеление. Обрадованный юноша с верою говорил окружавшим его: «Если на пути меня застанет даже смерть, все равно — и мертвого везите меня к преподобному». Дорогой он действительно умер и мертвым был везен в обитель. Но недалеко от обители мертвец вдруг ожил и, прибывши в обитель, поклонился преподобному и совершенно выздоровел. Когда исцеленного спросили, что с ним было, он поведал следующее: «Я видел около себя множество бесов, один из которых держал свиток, где записаны были мои грехи. Но явившийся святитель Николай сказал: «Немногие добрые его дела значат более, чем грехи его, открытые притом духовному отцу». Бесы скрылись. Потом явились Ангелы, и высший из них с ласкою повел меня в какое-то светлое место, где было много прекрасных деревьев и цветов. И вот я увидел там преподобного Варлаама чудотворца с посохом в руках, в том виде, как написан он на иконе. Подойдя, он сказал мне: «Григорий! Я не успел придти к тебе при исходе твоем; теперь ты хочешь ли остаться здесь?» «Хочу здесь пребывать», — отвечал я. На это святой Варлаам сказал: «Да, хорошо бы остаться тебе здесь, но будут скорбеть о тебе родители твои. Иди, утешь отца и мать; я твой помощник». Взяв за руку, он повел меня, а впереди шел тот Ангел в диаконском облачении. Пройдя мимо цветущих деревьев, Ангел стал невидим, а святой Варлаам, оградив меня крестным знамением и иконою святителя Николая, сказал: «Григорий! Ты молился великому чудотворцу Николаю и меня призывал на помощь; молись ему и вперед, а я помощник твой». Отошедши немного, он оглянулся на меня и прибавил: «Спустя семь лет ты будешь у меня», — и стал невидим».
Это дивное чудо при гробе преподобного Варлаама над постельничим великого князя послужило поводом к установлению церковного празднования в честь чудотворца Хутынского в Москве и затем по всей России (1460 г.). Тогда же сам великий князь Василий Васильевич соорудил в Москве и первую придельную церковь во имя преподобного Варлаама.
Великий князь Иоанн Васильевич был свидетелем грозного чуда при гробе преподобного Варлаама. В 1471 году великий князь, предав опустошению Новгородскую область, вступил в Новгород как грозный победитель. Заехал он тогда и на Хутынь поклониться, как говорил он, преподобному.
«Почему, — спросил князь, — не открывают гроб святого Варлаама?» «Издавна, — отвечал игумен обители Нафанаил, — никто не смеет видеть мощи чудотворца: ни для архепископов, ни для бояр не открывают их, до тех пор пока Господь не соблаговолит ясно изъявить на то Свою всесвятую волю».
Тогда грозный победитель Новгорода с гневом приказал открыть мощи угодника Божия. Но едва начали, по его приказанию, поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба чудотворца вырвался дым и за ним — пламень, опаливший стены храма. Великий князь в ужасе выбежал со всею свитою, так что выронил в монастыре свой великокняжеский жезл.
В Хутынской обители преподобный, и по блаженном преставлении своем, дивным образом являлся бдительным настоятелем, иногда очень строгим к невнимательным из братии и упорным нарушителям иноческих обетов. Святой Варлаам вразумлял также и начальников монастыря, не соблюдавших его заповеди о благотворительности обители. Он насылал на виновных болезни и по раскаянии исцелял их, нераскаянных же предавал смерти. Одного игумена, не кормившего в монастыре голодающий народ, он бил жезлом своим, и у виновного отнялись рука и нога. В другой раз за скупость монастырских начальников, переставших принимать странных, преподобный наказал обитель оскудением хлеба в амбарах. Казначей Тарасий, первоначально проводивший строгую жизнь, но потом начавший злоупотреблять монастырской собственностью для угощения и увеселения своих друзей, был также наказан жезлом явившимся ему преподобным Варлаамом и едва выздоровел после того, как принес слезное покаяние, а веселый собеседник его умер в расслаблении. Монастырский чашник (монах, заведующий питьями) вразумлен быть преподобным за свои излишества, но после того, как не исправился, с заздравною чашею в руке испустил дух. Зато для иноков внимательных и строгих к себе преподобный являлся милостивым. Один инок, по имени Иринарх, три года тяжко страдал от грыжи и уже готовился к смерти. В таком положении в Пасху видел он во сне преподобного, явившегося ему в одеянии пресвитера в сопровождении иеродиакона и нескольких иноков. Окадив иконы, преподобный Варлаам благословил больного и сказал: «Вот ты и здоров, брат мой; вкуси пищу», которая, действительно, вслед за тем и была принесена братиями к нему в келлию. Больной встал с одра здоровым, вкусил пищи и прославил Бога и Его угодника, преподобного чудотворца Варлаама.
Неоднократно преподобный Варлаам являлся теплым молитвенником и предстателем за родной ему Новгород, предостерегая об имеющих постигнуть его бедствиях. Вот какое чудо произошло в Хутынской обители в начале XVI века. Инок Хутынской обители Тарасий вошел ночью в Преображенский храм. И видит он, что свечи на паникадилах и подсвечниках все зажглись сами собой, храм наполнился фимиамом, из гроба поднялся преподобный Варлаам и, став посреди храма, долго молился вслух Господу Иисусу Христу, Пречистой Его Богоматери и всем святым со слезами и умилением за Новгород, дабы человеколюбивый Господь отвратил от него гнев Свой. Тарасий в ужасе пал ниц. Но преподобный, подойдя к нему, сказал: «Брат Тарасий! Господь Бог хочет погубить Великий Новгород. Ступай, взойди на церковную кровлю и увидишь будущее бедствие Новгорода и что Господь хочет сделать с ним».

Тарасий пошел и увидел, что воды озера Ильменя поднялись и угрожают затопить город; в страхе побежав обратно, он рассказал, что видел. Тогда преподобный со слезами снова стал молиться Господу и Пречистой Богородице о спасении города; потом опять послал инока посмотреть на город. Тарасий во второй раз вошел на кровлю церкви и увидел множество Ангелов, бросающих огненные стрелы, как бы сильный дождь из тучи, на толпы мужчин, женщин и детей. Когда поведал он о том преподобному, тот еще раз слезно молился за Новгород. Потом сказал: «Молитвами Богородицы и всех святых избавлен Новгород от потопления, но в нем — сильный мор на людей». И опять послал Тарасия смотреть на город.
Иноку представилась огненная туча, наступающая на город. В трепете поведал он о том святому. «После мора будет пожар в Новгороде, и вся торговая сторона его сгорит, и множество людей погибнет», — сказал на это преподобный, опять лег в гроб свой, и свечи погасли.
Печальное пророчество преподобного через несколько лет, действительно, с точностью исполнилось на злополучном Новгороде, избавленном, однако же, небесным предстательством святого от грозного потопления.
Иногда преподобный Варлаам являлся дивным заступником и молитвенником и за всю Русскую землю. Особенно замечательно обнаружилось это во время нашествия на Москву Махмет-Гирея (1521 год, при князе московском Василия Иоанновиче), когда Москва была избавлена от страшного врага чудесным заступлением преподобных Сергия, Радонежского и Варлаама Хутынского. Во время нашествия одной престарелой и лишенной зрения инокине было следующее видение. Оглушенная каким-то необыкновенным шумом инокиня увидела, что из Кремля в Флоровские ворота идет сонм святителей и других светолепных мужей в священных одеждах; они уносили с собою и чудотворный образ Божией Матери; шествие имело вид крестного хода. Между святителями можно было признать святых митрополитов Московских Петра, Алексия, Иону и Леонтия, епископа Ростовского. Собор сей, по выходе из Кремля, встречен был двумя старцами: один был преподобный Сергий, другой — Варлаам Хутынский. Старцы спросили святителей: почему идут из города? Святители отвечали, что исходят по воле Божией за нечестие города. Святые подвижники стали умолять уходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божие, и начали вместе с ними петь молебен. По совершении молитвословия, осенив град крестообразно, все возвратились в Кремль. И Москва была спасена от вражеского нашествия и разорения.
Верующие, во множестве стекавшиеся ко гробу преподобного Варлаама, по вере своей получали утешение в своих скорбях и исцеление от своих недугов молитвенным предстательством чудотворца.
Один человек страдал слепотой, хотя глаза у него и были открыты. Много истратил он денег на врачей, но не получил от них никакой пользы. Когда однажды наступил день памяти преподобного Варлаама, слепец велел вести себя в монастырь и поставить при ковчеге с мощами святого, которому и начал со слезами молиться о своем исцелении. В это время братия пели в храме молебен. И вот, когда в конце молебна запели: «Владычице, приими молитвы раб твоих», слепой вдруг прозрел и прежде всего увидел ковчег с мощами. Не веря себе, он подошел и осязал ковчег руками, а потом, обведя взором церковь, увидел молящихся, народ и братию. Убедившись, что он видит совсем хорошо, он пришел в несказанную радость и громким голосом объявил всем о своем исцелении по молитвам святого Варлаама.

Один почитатель преподобного пришел вместе со своей женой помолиться ему, принес, что нужно было для братии, и устроил на свой счет общую трапезу. Когда он возвращался с богомолья по воде, то еще недалеко от монастыря лодка опрокинулась, и он утонул, а остальные с трудом спаслись. Люди, бывшие на берегу, не могли оказать тонувшему никакой помощи, побежали в ближнюю деревню и позвали рыбаков с сетями искать тело погибшего. Наконец мертвое и уже посиневшее тело было найдено и положено на берегу. Жена утонувшего громко плакала по нему, причем поминала святого Варлаама и, как бы гневаясь на него, говорила: «Это ли твое воздаяние, святой, нам, приходившим поклониться твоему гробу? Через твои молитвы мы надеялись получить долгоденствие, а ты попустил моему мужу умереть здесь нечаянною смертью! Лучше было бы нам не приходить к тебе: тогда не погиб бы муж мой!»
Мертвеца уже хотели погребать, как вдруг вода хлынула у него из уст, и он встал здоровым и воздал благодарение святому, объявляя, что именно молитвами преподобного Варлаама он возвращен был к жизни.
Однажды в обитель преподобного был привезен из Новгорода больной князь Константин (самый младший (восьмой) сын Димитрия Донского). Болезнь его была так сильна, что он не мог уже двигаться на постели и сказать хотя бы одно слово, и все окружавшие уже отчаивались за его жизнь. Но когда его положили у раки преподобного и стали совершать молебное о нем пение, князь внезапно встал совершенно здоровый и возвратился домой, как будто никогда и не болел.
Много и других чудес совершалось при гробе преподобного Варлаама. И доныне все притекающие к нему с верою получают просимое по его молитвам и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки.
С 1764 г. Варлаамо-Хутынский монастырь являлся необщежительным мужским монастырем 1-го класса.
На территории монастыря находилось четыре каменных храма: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: в честь Покрова Божией Матери и архангела Гавриила (1646 г.); во имя преподобного Варлаама Хутынского с двумя приделами: во имя преподобного Исидора Пелусиота и святого царя Константина и матери его Елены (построен в 1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя святого Иоанна Богослова.
Мощи преподобного Варлаама покоились под спудом в арке между собором и Покровским приделом в серебряной раке, устроенной в 1853 г. Подле раки висели тяжелые вериги преподобного, вроде монашеского параманда из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти обыкновенно возлагались на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. В монастыре находились также три иконы преподобного Варлаама в басменном окладе, писанные в XVI в. В библиотеке среди других древностей хранилась подлинная вкладная св. Варлаама, писанная на пергаменте. В ризнице монастыря сохранились вещи святого: восьмиконечный крест, фелонь, подризник, епитрахиль, поручи и власяница. Кроме того, здесь же находились: дверь иконостаса, опаленная чудесным пламенем из гроба преподобного, который хотели вскрыть по повелению великого князя Иоанна Васильевича III, и его жезл с разноцветным хрустальным набалдашником, с которым он, пораженный ужасом, бросился вон из храма. В 1-ю пятницу Петрова поста совершался крестный ход в монастырь из Софийского собора в память предсказанного преподобным Варлаамом снега и мороза. В приделе Архангела Гавриила погребен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин.
В монастыре находилось 3 старинных колокола, отлитых в XVI веке.
Во времена большевиков в 1930-е гг. все колокола были сброшены с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены.
С 1890 г. в монастыре действовала церковно-приходская школа на 30 детей.
После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение Отдела Главного Политуправления.
Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря (крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная, пристань на набережную, скотный двор) — сильно пострадали. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, а перед этим размещалась тракторная станция.
В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов.
С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Настоятелем Спасо-Преображенского храма, расположенного на территории монастыря является иеромонах Макарий.
В монастыре были проведены большие работы по восстановлению. Действует мастерская по пошиву облачений и вышивке, развивается иконописание. Монастырь занимается хозяйством — приумножается скотный двор, есть много пахотной земли под засевы овощных культур.

Акафист Варлааму Серпуховскому

Акафист Варлааму Серпуховскому

Кондак 1

Избранный чудотворче и угодниче Христов, преподобне отче наш Варлааме, верный учениче и друже святителя Алексия, обители Владычицы Богородицы устроителю, скорый недугов душевных же и телесных целителю, приими от нас с любовию приносимое тебе хвалебное пение, и, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких бед и скорбей свободи зовущих:

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Икос 1

Ангела земнаго и человека небеснаго яви тя Господь, преподобне Варлааме, егда удалился еси в место пустынно и тамо иноческий чин прияв, в молитвах, посте и богомыслии пребывал еси. Мы же, таковым подвигом твоим дивящеся, и благоговейно чтуще тя воспеваем сице:

Радуйся, Христа ради суету мира сего оставивый.

Радуйся, жестокое пустынное житие проходивый.

Радуйся, в ангельский чин облеченный.

Радуйся, в монашестем делании умудренный.

Радуйся, безмолвия истинный любителю.

Радуйся, иноческих обетов исполнителю.

Радуйся, в ризу смирения одеянный.

Радуйся, святителем Алексием в келейники избранный.

Радуйся, святителю великому и чудотворцу с любовию послуживый.

Радуйся, совершенное послушание архипастырю своему явивый.

Радуйся, угодниче Божий, в чудесех просиявый.

Радуйся, обитель Владычицы Богородицы устроивый.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 2

Видя святитель Алексий свет велий в келии своей и глас слыша от иконы Пресвятыя Богородицы глаголющ: «Алексие, подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память». Егда нача молитися святитель, преклонив колена, паки глагол бысть, повелевающ обитель устроити в пределех града Серпухова. Мы же, чудо сие прославляюще, воспеваем Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом свыше просвещен быв и повинуяся воли Божией и Владычицы Богородицы, уготова святитель Алексий вся потребная обители и благослови келейника своего преподобнаго Варлаама, да усмотрит место для нея. Мы же, отче Варлааме, о таковом твоем избрании дивимся и сице тебе поем:

Радуйся, узкими враты за Господом последовавый.

Радуйся, богатства мира сего и славу его возненавидевый.

Радуйся, обители иноческия основателю.

Радуйся, монахов добрый наставниче.

Радуйся, святителя Алексия друже и собеседниче.

Радуйся, преподобного Сергия славный сподвижниче.

Радуйся, в келии великаго святителя земли Русския воспитанный.

Радуйся, святительским к тебе дружеством не возносивыйся.

Радуйся, подвижниче, благодатию Божиею приосененный.

Радуйся, от людей Российских с любовию прославляемый.

Радуйся, Церкве Русския украшение.

Радуйся, душ наших радование.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго благодатию осени тя, преподобне Варлааме, егда обрет место красно в земли Серпуховстей услыша тамо звон велик, гремения сосудов, и помысли яко ту подобает монастырь поставити и возвести о сем Алексию святителю, воспевая радостно Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имый в памяти бывшее тебе знамение, блаженне, приял еси послушание от святителя Алексия еже быти строителем монастыря, обаче смотрением Божиим пал еси, яко мертв. Видев же сие, возопи святитель ко образу Владычицы Богородицы и по слову Ея взя за руку тя, преподобне и абие востал еси, плача велми о бывшем тебе видении. Сего ради, любовию подвизаеми, воспеваем тебе таковая:

Радуйся, дивнаго и страшнаго видения удостоенный.

Радуйся, прежде отшествия своего тайну видения сего никомуже открывый.

Радуйся, славным явлением Пресвятыя Богородицы обрадованный.

Радуйся, дом Владычицы Богородицы воздвигнувый.

Радуйся, покровом Царицы Небесныя осененный.

Радуйся, в трудех на благо обители от Нея благословенный.

Радуйся, земли Серпуховския вскоре достигнувый.

Радуйся, вертоград духовный зде насадивый.

Радуйся, на месте сем в подвизе иночестем поживый.

Радуйся, оное молитвами своими освятивый.

Радуйся, добрый делателю винограда Христова.

Радуйся, благодати Духа Святаго сосуде избранный.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 4

Бурею помыслов смущаемь был еси, преподобне, о недостоинстве своем и немощи исполнити благословение, како будеши воздвизати обитель имене Владычицы Небесныя, купно же и памяти святителя. Темже дивным видением укрепляем и ободряем, уразуме, яко Сама Пречистая Дева благословляет устроити обитель во имя Введения Ея во храм, Ейже со умилением взывал еси, отче, и славил еси Бога, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав святитель Алексий, яко обрел еси, преподобне Варлааме, удобное место для обители, от Бога указанное, сам прииде во град Серпухов и на том же месте в нощи глас услыша, повелевают, зде монастырь поставити и абие повинуяся сему, повеле церковь заложити, тя же строителем нарече. Таковому содружеству твоему с великим угодником Божиим Алексием дивимся и сице тебе глаголем:

Радуйся, любовь и преданность совершенную святителю Алексию явивый.

Радуйся, строителем обители Владычней им поставленный.

Радуйся, сотаинник ему верен бывый.

Радуйся, содружество с ним до кончины своея сохранивый.

Радуйся, благословение святителя Алексиа исполнивый.

Радуйся, град Серпухов обителию дивною украсивый.

Радуйся, церковь чудную во имя Введения во храм Пресвятыя Девы в ней устроивый.

Радуйся, в церкви сей со ученики твоими радостно Богу воспевавый.

Радуйся, земли Серпуховския благодатный крине.

Радуйся, российских иноков славо.

Радуйся, кротости и смирения исполненный.

Радуйся, отче милостивый и благодатный.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси во граде Серпухове, отче Варлааме, путь заповедей Господних показующи всем хотящым иноческое житие проводити, и добре управлял еси тринадесять лет обителию Владычнею. Темже убо и нас, во тьме страстей пребывающих, сиянием добродетелей твоих озари, да возопием о тебе с благодарением Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше тя братия обители Владычния дивнаго строителя и попечителя о спасении Богом врученнаго тебе стада, церкви бо и келии созидал еси, иконами их украсил еси и вся в монастыре яже на потребу добре устроил еси. Таковым неусыпным трудам твоим дивящеся восхваляем тя сице:

Радуйся, обители Владычния богомудрый устроителю.

Радуйся, храмов ея благоукрасителю.

Радуйся, уставы отеческия во обители утвердивый.

Радуйся, в иночестем житии многих братий укрепивый.

Радуйся, подвизающихся в ней славословити Господа и Матерь Божию научивый.

Радуйся, добре стадо тобою собранное на спасение наставивый.

Радуйся, житием твоим образ иноком явивый.

Радуйся, к Небесному Отечеству их руководивый.

Радуйся, монашествующих искусный водителю.

Радуйся, обители твоея присный пред Богом предстателю.

Радуйся, крест свой терпеливо носивый.

Радуйся, образ совершенства духовного в себе явивый.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедник добродетельнаго жития и благодатных даров твоих явися святитель Алексий, егоже призвал еси, преподобне, ведый близкую кончину свою и глаголя: «Монастырь ты сам соградил еси и церкви освятил еси, и мене погреби своима рукама». Алексий же святитель скоро прииде ко граду Серпухову во обитель Владычнюю и исцели тя, отче Варлааме, от слепоты, воспевая Богу чудотворящему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет велий в келии твоей, преподобне, егда беседовал еси со святителем Алексием, и призвав инока Гедеона, слеп бо бе Гедеон той, и положив на главу его руку твою, рекл еси: «Со мною ты ослепл еси, ныне и прозри, аз же днесь отхожу к Богу, ты же пожив три недели, преставишися». Мы же, ведуще слов твоих сбытие, с любовию воспеваем тебе тако:

Радуйся, богоносным Алексием от слепоты исцеленный.

Радуйся, дух его во иноцех обители насадивый.

Радуйся, откровению о скорей кончине своей сподрбивыйся.

Радуйся, дух твой всецело в руце Господа предавый.

Радуйся, на земли светом небесным озаренный.

Радуйся, источниче чудес богодарованный.

Радуйся, иноку обители Гедеону зрение чудесно возвративый.

Радуйся, блаженную кончину его предвозвестивый.

Радуйся, будущая яко настоящая ведый.

Радуйся, дальняя яко близ сущая созерцавый.

Радуйся, к Богу дерзновение велие стяжавый.

Радуйся, Господу своему до смерти послуживый.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотящу тебе и по кончине стражем быти обители Владычней, заповедал еси, да будет погребено тело твое на паперти храма, егоже создал еси по велению Пресвятыя Девы. Вся же братия со святителем Алексием провождаху тя и положиша тело твое тамо, идеже и по ныне под спудом пребывает, творяще надгробную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго чудотворца показа тя Господь в земли Серпуховстей, Варлааме преподобне, исцеления бо недужным источаеши и всяку болезнь в людех врачуеши, иже с верою и любовию ко гробу твоему притекают, молитвенно призывающе имя твое святое. Темже покланяемся месту покоя твоего и славословим тя сице:

Радуйся, праведно и богоугодно течение земное совершивый.

Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый.

Радуйся, Матере Божия служителю усердный.

Радуйся, во обители Ея упокоивыйся.

Радуйся, святителем Алексием погребенный.

Радуйся, к лику преподобных сопричтенный.

Радуйся, от земныя обители во обители Небесныя преселивыйся.

Радуйся, в радость Господа твоего вшедый.

Радуйся, венец нетленный от Господа получивый.

Радуйся, от Него благодать исцелений приявый.

Радуйся, гроб твой яко сосуд благодати нам оставивый.

Радуйся, яко и по смерти с нами пребываеши.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 8

Странное и преславное чудо воспоминая, благослови святитель Московский Алексий икону написати по образу видения твоего, отче Варлааме, на нейже Пресвятая Дева с рождшими Ю изображены быша и Захария пророк, иже Преблагословенную во Святая Святых вводит. Образ сей, во обители поставленный, многими чудесы прославися, к нему же с любовию притекающе вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всем сердцем и любовию послужил еси созданию обители Владычния, и по кончине твоей о нуждах ея прилежал еси, великий наш предстателю, преподобне отче Варлааме, и всех приходящих к мощем твоим не оставляеши: болезни исцеляя, печали утоляя, от бед избавляя. Сего ради благодарны суще взываем ти сице:

Радуйся, прославлением святых мощей твоих обитель Владычнюю возвеселивый.

Радуйся, благодать Божию в ней умноживый.

Радуйся, многая чудеса и знамения от гроба твоего явивый.

Радуйся, молящимся у него скорую помощь подаваяй.

Радуйся, яко демони и гроба твоего трепещут.

Радуйся, яко бесныя во обители твоей исцеляются.

Радуйся, болящих душею и телом безмездный целителю.

Радуйся, помраченных умом просветителю.

Радуйся, скорби и печали в радость претворяяй.

Радуйся, Судию Праведнаго за грешныя люди умоляяй.

Радуйся, всех скорбящих и плачущих утешителю.

Радуйся, Божественныя любве вместилище.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 9

Вси людие страны Серпуховския радовахуся, егда на месте сем, идеже потрудился еси, преподобне, аще и преста тамо иноческое житие, благословенный Государь Александр Первый обитель девичу повеле создати. Сего ради славят тя подвизающияся в ней сестры, с ними же и мы благодарим прославльшаго тя Господа и вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя недоумеют достойно восхвалити и прославити дела, яже творил еси на земли во плоти сый, но и по преставлении твоем многая и преславная чудеса творити не престаеши. Честный бо гроб твой подобен Силоаму, идеже хромии, недужнии, разслаблении и одержмии бесами здравие улучают. Мы же, имуще во обители Владычней таковое безценное сокровище, воспеваем сице:

Радуйся, о инокинях обители Владычней Богу предстояй.

Радуйся, о вечном спасении подвизающихся в ней молитвенниче.

Радуйся, духовная чада твоя у гроба твоего собираяй.

Радуйся, от всяких скорбей и зол их ограждаяй.

Радуйся, слепым прозрение, глухим слышание подаваяй.

Радуйся, близ смерти стоящих к жизни возвращаяй.

Радуйся, разслабленных благодатное укрепление.

Радуйся, бедствующих благонадежное избавление.

Радуйся, колеблющихся в вере твердое ограждение.

Радуйся, погибающих надеждо и исправление.

Радуйся, телес наших врачу и хранителю.

Радуйся, душ наших к Царствию Небесному возведение.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя некоего крестьянина недугом пиянства одержимаго, трикраты явися ему преподобный Варлаам в видении соннем и повеле молебен отслужити пред иконою Богоматере во обители Владычней. Той же, повеление исполнив, исцелися от недуга своего, из глубины сердца взывая благодарственно Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена есть и заступление всем страждущим людем обитель твоя, преподобне, идеже чудная икона Богоматере, «Неупиваемая Чаша» именуемая, исцеление дарует отчаявшимся и погибающим, наипаче же болезнующим пиянством. Темже и нам, с верою ко святым мощем твоим приходящим, буди предстатель, умоли Пречистую Владычицу исцелити нас от страстей греховных, да вопием ти с любовию таковая:

Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю.

Радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный.

Радуйся, яко тобою дивная икона Богоматере прославися.

Радуйся, яко от нея мнози исцеление от пиянства приимаху.

Радуйся, яко от всех градов и весей людие во обитель твою притекаху.

Радуйся, яко того ради по всей Велицей России возвещено имя твое.

Радуйся, от недуга пиянства страждущих избавляяй.

Радуйся, одержимых страстьми от рова погибели спасаяй.

Радуйся, к подвигу воздержания нас призываяй.

Радуйся, отчаянным надежду и помощь подаваяй.

Радуйся, спасению многих душ человеческих послуживый.

Радуйся, к трезвенному житию наставниче.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 11

Пение молебное от лет древних даже и до ныне совершается у гроба твоего, преподобне, чудеса же многая от него источаются обильно. Темже славим тя, чудотворца милостиваго, и с любовию покланяемся мощем твоим, просяще предстательства твоего ко Господу, Емуже благодарственно взываем: Аллилуиа.

Икос 11

Свет благодати Божией от цельбоносных мощей твоих явися не точию во граде Серпухове, но всю богоспасаемую Россию освети многими чудесы. Обаче во дни гонений на веру Христову обитель твоя опусте, сестры же ея терпением посрамиша врагов Церкве Христовы и венцы мученическими украсишася. Егда же безбожнии восхотеша мощи твоя осквернити, пламенем из земли попалени быша. Сего ради с верою к заступлению твоему прибегаем и тепле вопием ти:

Радуйся, светильниче Света небеснаго.

Радуйся, пламене, пожигаяй злочестие.

Радуйся, света Христова носителю.

Радуйся, яко и нас благодатным светом просвещаеши.

Радуйся, града Серпухова верный защитниче.

Радуйся, обители Владычней освящение.

Радуйся, сестер обители в стоянии за веру православную укрепивый.

Радуйся, мужеству в испытаниих и всех нас научаяй.

Радуйся, безбожных силою Божиею посрамивый.

Радуйся, гордыню их в студ и безчестие обративый.

Радуйся, звездо пресветлая, над землею Серпуховскою возсиявшая.

Радуйся, пред Престолом Божиим лампадо неугасимая.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать неистощимую яви нам Господь на гробе твоем, угодниче Божий Варлааме: недужных болезни врачевати, демоны прогоняти и страсти целити. Темже молим тя с любовию, подаждь благодатную тишину Отечеству нашему, умоли Господа даровати нам грехов оставление и помогай всем любящим тя, а наипаче в обители твоей подвизающимся, до конца жизни воспевати Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще многая и славная чудеса твоя, прославляем возвеличившаго тя Господа и благодарение приносим ти, отче Варлааме, обитель бо Владычняя, во времена лихолетия разоренная, паки возставися и обновися, в нюже инокини и паломници благочестивии текуще, яко Первоначальника обители восхваляют тя сице:

Радуйся, яко обитель твоя, от безбожных разоренная, возставися.

Радуйся, яко паки тою светильник благочестия Церкви Русстей даровася.

Радуйся, яко храми и здания ея молитвами твоими благолепно обновляются.

Радуйся, яко тобою благочестие в ней укрепляется.

Радуйся, о обители твоей и сестрах ея неусыпный попечителю.

Радуйся, приходящих в ню благий предстателю.

Радуйся, подвизающимся в ней инокиням спасения вечнаго ходатаю.

Радуйся, почитающих святую память твою небесный покровителю.

Радуйся, от всея земли Российския во обитель людей православных призываяй.

Радуйся, благословение Божие на зде труждающихся низводяй.

Радуйся, Богом дарованный нам заступниче.

Радуйся, молитвенниче крепкий за Русь Православную.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 13

О великий угодниче Божий преподобне отче Варлааме, приими сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, и со Пресвятою Владычицею Богородицею и всеми святыми земли нашея умоли Господа даровати мир и благоустроение Церкве Православней и стране Российстей, да сподобимся с тобою в Царствии Небеснем воспевати Спасителю нашему благодарную песнь: Аллилуиа.

Кондак 13

О великий угодниче Божий преподобне отче Варлааме, приими сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, и со Пресвятою Владычицею Богородицею и всеми святыми земли нашея умоли Господа даровати мир и благоустроение Церкве Православней и стране Российстей, да сподобимся с тобою в Царствии Небеснем воспевати Спасителю нашему благодарную песнь: Аллилуиа.

Кондак 13

О великий угодниче Божий преподобне отче Варлааме, приими сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, и со Пресвятою Владычицею Богородицею и всеми святыми земли нашея умоли Господа даровати мир и благоустроение Церкве Православней и стране Российстей, да сподобимся с тобою в Царствии Небеснем воспевати Спасителю нашему благодарную песнь: Аллилуиа.

Икос 1

Ангела земнаго и человека небеснаго яви тя Господь, преподобне Варлааме, егда удалился еси в место пустынно и тамо иноческий чин прияв, в молитвах, посте и богомыслии пребывал еси. Мы же, таковым подвигом твоим дивящеся, и благоговейно чтуще тя воспеваем сице:

Радуйся, Христа ради суету мира сего оставивый.

Радуйся, жестокое пустынное житие проходивый.

Радуйся, в ангельский чин облеченный.

Радуйся, в монашестем делании умудренный.

Радуйся, безмолвия истинный любителю.

Радуйся, иноческих обетов исполнителю.

Радуйся, в ризу смирения одеянный.

Радуйся, святителем Алексием в келейники избранный.

Радуйся, святителю великому и чудотворцу с любовию послуживый.

Радуйся, совершенное послушание архипастырю своему явивый.

Радуйся, угодниче Божий, в чудесех просиявый.

Радуйся, обитель Владычицы Богородицы устроивый.

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Кондак 1

Избранный чудотворче и угодниче Христов, преподобне отче наш Варлааме, верный учениче и друже святителя Алексия, обители Владычицы Богородицы устроителю, скорый недугов душевных же и телесных целителю, приими от нас с любовию приносимое тебе хвалебное пение, и, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких бед и скорбей свободи зовущих:

Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче.

Молитва

О преподобне и богоносне отче наш Варлааме, обители Пресвятыя Владычице Богородицы устроителю, земли Серпуховския украшение, милостивый и теплый о нас к Богу ходатаю и чудотворче преславный! Приклони ухо твое на моление наше, буди нам благих податель и в житии сем многоскорбнем утешитель и наставник. Научи нас, суетными попечении обуреваемых, первее Царствия Небеснаго искати, и в послушании и смирении сердечнем волю Божию исполняти. Яко руце, на помощь нам немощным простираемии, да будут твоя святыя к Богу за ны молитвы. Подаждь же исцеления душам и телесем нашим, да в радости духовней благодарственная и хвалебная пения не престанем возсылати, и тако твоим заступлением храними, достигнем в тихое и безмятежное пристанище, идеже ты со ангелы и всеми святыми присно славиши Пречестное и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *