Васильевская церковь котласский район

Поселок Туровец … Нам же надо познакомиться более детально с местными достопримечательностями. Среди населения и поныне живет легенда о явленной иконе и о постройке церквей. Сказание о святой иконе Пресвятой Богородицы Одигитрия, что на Туровихе-речке, на крутой лесной горе, на левом берегу Двины. «Первая церковь была построена на крутой лесной горе, которую с трех сторон огибает речка Туровиха. На сей горе; с давних времен на дереве обретен был образ Пречистыя Богородицы честного ее Одигитрия, и сразу же построена была церковь деревянная, в честь Богоявления Господня. В царствование Иоанна Васильевича Грозного было первое чудо: защищение горы храма и града от татарских племен черемисов, приходивших от Казани. Они в заливе реки Двины стояли на своих плавательных карабасах и хотели разорити место святое и взять икону. Но Божьим гневом были поражены слепотою и стояли на месте в том заливе, не могли двинуться с места три дня. Наконец, познали силу Божию и испросили прощения у царицы небесныя. И она простила их и даровала вновь зрение. Они дали обет написать точную копию с чудотворного образа и обложить золотом, и прислать на святое сие место. Когда они благополучно возвратились восвояси, то, действительно, исполнили свой обет: написали копию святой иконы и обложили золотом, и привезли на Туровецкую Гору в дар за свое исцеление. Эта копия по сие время находится на Туровецкой Горе в храме.

В 1645 году первая церковь на святом, явленном месте сгорела. На том месте впоследствии была построена деревянная часовня, рядом с тем деревом, на котором появилась святая икона. Впоследствии дерево превратилось в высокий пень, и люди получали по своей вере немало исцелений, особенно от зубной болезни. Но в 1970 году злые люди в ночное время пришли и распилили часовню, каждую стену пополам, и сбросили вниз по горе, также ликвидировали и тот пень. После описанного выше пожара (в 1645 году) новую церковь построили в честь Успения Божьей Матери — 21 мая 1645 года прилежанием и старанием именитых людей Соли-Вычегодской, Матроны Ивановны и сына ее Федора Петровича Строгановых — и вторую церковь в честь Богоявления Господня. Успенская церковь впоследствии снова сгорела и вновь была выстроена каменною. Сей храм Богоявления (деревянный) и Успения (каменный) стоят и по сие время. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрия находится в иконостасе, по левую сторону царских врат, в медной посеребренной кованой ризе. Также цел образ Божьей Матери — копия, присланная черемисами. За алтарями внизу, среди горы, течет маленький источник воды. Верующие набирают и уносят с собой на благословение царицы небесной, и многие получают по святой вере исцеления. На святой Руси всегда вблизи церкви устраивалось кладбище, а так как гора, где явился образ Пресвятой Богородицы, мала и лесна, то кладбищу быть неудобно, а посему после пожара первой церкви там построили часовню, а церковь построили ближе, на обширном месте, где она находится и поныне».

… В архивных же документах говорится: «…Церкви две: одна деревянная, холодная; построена и освящена в 1780 году, а другая каменная, теплая; построена и освящена в 1815 году. Обе церкви одноглавые, одноэтажные, без каких-либо внутренних или внешних особенностей. При каменной церкви — колокольня». Время первоначального основания церкви неизвестно, но из краткой росписи, находящейся при церкви, видно, что в XVI веке она существовала. (Великоустюгский ГАВО, фонд 364, дело 7012, 1889 г.) Любопытны записи о Туровце в «Вологодских Епархиальных ведомостях» за 1889 г., № 23, стр. 399, ст. «О городках и городищах». «…Еще далее вниз по реке Северной Двине, на левой стороне по течению, в Туровецком приходе, построен был когда-то «Городок» со стенами и башнями. О существовании городка упоминается в рукописи, дошедшей до настоящего времени: рукопись эта есть не что иное, как копия с какой-то летописи, но какой именно — неизвестно. В этой рукописи сказано: «Во времена и лета Великого князя Иоанна Васильевича Московского И всей Руси, в лето 7041 (1533 г.), егда были на Двине-реке неверные люди казанские, именуемые черемисы, и по указу Великого князя и по приказу Устюга Великого Тиуни, на том Туровецком погосте, на крутой прекрасной горе построен был городок деревянной, рубленной, в середине же поставлен был однодневно храм во имя Святого Богоявления Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, и стены, и башни построены были на уготовление брани от безбожных».

И еще одна запись в архивных документах (Великоустюгский ГАВО, фонд 364, дело 8269 от 1916 года): «Обе церкви одноэтажные. О времени основания их неизвестно по утратившимся в пожаре церковным документам. Каменная теплая церковь крепкая (построена в 1815 г.). Деревянная же церковь от давнего ее существования имела значительные наклонности в южную сторону, но в 1908 году выправлена — под основание подведен каменный фундамент и положена железная крыша. В 1912 году церковь эта с наружной стороны обита тесом и окрашена белилами, а внутри украшены стены живописью. Престолов три: в деревянной во имя Богоявления Господня и святого Николая Мирликийского, а каменной во имя Успения Божьей матери. При церкви: изба просфорни и изба для церковных сторожей. При церкви одна часовня находится на месте первоначального основания церкви, именуемом «Городок». Копии метрических книг хранятся с 1780 года». Упоминание в разных документах названия Городок служит подтверждением тому, что ранее тут было поселение. Не случайны и рассказы жителей поселка Шипицыно о существовании крепости. Вероятнее всего, это все-таки была русская крепость, временно занимаемая литовцами. Сложно найти утвердительный ответ на целый ряд вопросов, так как часть документов утрачена при пожаре церкви, а часовня, стоявшая на месте основания городка, сломана и сброшена под гору в начале 70-х годов. Раскопки не проводились. Сейчас в Туровце два дома и две церкви. Деревянная церковь в 1988—1989 гг. отремонтирована: выкрашены полы, стены снаружи, внутреннее убранство очищено и имеет хороший вид. Жаль, что время росписи деревянной церкви не установлено из-за утраты документов, а специалисты этим пока не занимались. Художник В. В. Верещагин в своей книге «На Северной Двине» (Москва, 1895 г., стр. 13) писал: «…направились к местечку Туровцу со старой деревянной церковью на самом берегу Двины. Церковь небольшой древности, второй половины прошлого столетия, не представляла большого интереса: все иконы переписаны до крайности неумелыми мастерами. Набравши наружный вид все-таки довольно оригинальной постройки… я спустился с крутого высокого берега к лодке, и мы двинулись в путь» (27 мая 1894 г.)… Место основания крепости сохранилось: живописный овраг с крутой горой и сказочно красивым видом на Двину. Милый и прекрасный уголок родной двинской земли. Северяне издавна почитали эти святые места. Традиция паломничества сохранилась и по сей день.

Туровец – слава и чудеса Пресвятой Богородицы …Первое упоминание о покровительстве и благодатной помощи Пресвятой Богородицы народное предание относит к царствованию Ивана Грозного. Тогда в середине XVI века по указу Царя на высоком берегу речки Туровихи, притока Северной Двины была основана крепость — укрепление для защиты торговых путей от казанских племен черемисов. Как и каким образом в те давние времена была обретена чудотворная икона Божьей Матери, память народная не сохранила. По одной из версий нерукотворный образ нашли на древе, по другой — икона сама приплыла по реке. Однако достоверно известно одно, что трижды за историю Туровца святыня была утрачена в огне пожаров и трижды вновь обреталась, переписывалась и становилась чудотворной, первый раз в начале XVII века, во второй — в середине того же столетия, в третий раз — в начале XVIII века. С первым списком нерукотворного образа связано чудесное событие, прославившее Божью Матерь и Туровец на всю тогдашнюю Россию. Когда в середине XVI века татары напали на крепость и подожгли находящийся в её пределе храм, православный народ вынес из храма икону и стал усердно просить заступничества у Владычицы. Видя это, черемисы выпустили несколько стрел и угодили Богородице прямо в веко. По преданию из сухого древа моментально потекла кровь, увидев это, татары испугались и отступили от стен Туровецкой крепости. В память об этом событии в Казани был написан точный список кровоточивой иконы и подарен Туровцу. С тех пор, вот уже четыре с половиной столетия Богородица не оставляет это святое место.

В первой половине XVII века, точной даты история не сохранила, произошло чудо явления самой Пресвятой Богородицы. Местные жители видели, как у речки Туровихи появилась сама Пречистая, поднявшись по холму, Матерь Божья присела отдохнуть на маленьком возвышении, а затем, пройдя по воздуху чуть дальше, сделала круг вдоль края лесной горки. В память об этом чуде местные жители построили на явленном месте Богородичный храм, который, к сожалению, до настоящего времени не сохранился. Сейчас вместо церкви установлена маленькая часовенка. Ежегодно 10 августа в день празднования Смоленской иконы Божьей Матери сотни паломников со всей России приезжают на это святое место. По рассказам Туровецкой паствы каждый год на кануне праздника Матерь Божья чудесным образом являет своё покровительство всем с верою уповающим на Нее. … С благодатной помощью избавления от скорбей и болезней, по молитвам Пречистой связаны два места на Туровце — святой источник и канавка, возле которой Она отдыхала. Раньше дивным образом из канавки текла голубая, целебная глина, которая не иссекала до тех пор, пока жадность людская не сменила благоговейное, трепетное отношение к святыне. Стали приезжать люди с дальних мест и флягами набирать глину, после чего Господь пресек источник. Неподалеку от храма бьет ключ, который, как и все на Туровце освящен покровом Пречистой. Паломничество к нему не прекращается ни на день, зимой и летом тысячи православных, русских людей приезжают со всех концов России, чтобы набрать впрок святой водицы для исцеления от немощей и скорбей себя и ближних. Два года назад Богородица вразумила болящего алкоголизмом мужчину. Когда тот, ругаясь, подошел набрать воды, та просто перестала течь. Люди вокруг слышали громкое журчание, но ключ перестал бить. Когда мужчина в гневе ушел, источник возобновился. …

Дионисий Данилов

НАШИ РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ПОЖЕРТВОВАНИЙ НА СЧЕТ В БАНКЕ:

Местная православная религиозная организация Приход храма святителя Василия Великого д. Куимиха Котласского района Архангельской области Котласской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат).

ИНН: 2913004778 КПП: 291301001 ОГРН: 1082900000732 РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ: 407 038 106 042 4000 2017 в Котласском ОСБ № 4090

РЕКВИЗИТЫ БАНКА:

ИНН: 7707083893 КПП: 290402001 Кор.Счет: 301 018 101 000 000 006 01 в Архангельском ОСБ № 8637 г. Архангельск БИК: 041117601

НАИМЕНОВАНИЕ ПЛАТЕЖА — БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ВЗНОС.

Дополнительную информацию вы можете узнать по телефону: 8 921 497 12 44.

НАША ГРУППА ВКОНТАКТЕ «Васильевская церковь. Православие.»: http://vk.com/club66621555

Святые нашего края

Дуня Блаженная

Откуда пришла на Васильево Блаженная, никто точно не знает. Одни говорят, что с Великого Устюга, другие – с Вотлажмы. О родителях её тоже ничего не известно. Говорили о Дунюшке, как ласково ее до сих пор называют, что замужем она никогда не была, а се молилась Богу. И за жизнь ее праведную даровано было ей Богом умение исцелять людей от недугов, знать о прошлом и предвидеть будущее. Весть о том, что на Васильеве в церковной сторожке поселилась Блаженная Дуня, быстро разнеслась по округе. И к ней стали приходить люди со всеми бедами. Многое из предсказанного до сих пор помнят, а в деревнях еще есть старожилы, получившее от нее исцеление. Так, в д. Вондокурье у одной женщины зять уехал в Сибирь, и от него долго не было никаких известий. Женщина эта пошла эта к Блаженной Дуне на Васильево узнать о судьбе зятя. На её вопрос Блаженная стала говорить: «Ой, меня били, били, меня бросали», — сама про себя говорит, а намек делает, что с зятем этой женщины так произошло. Священнику Васильевской церкви отцу Сергию Блаженная предсказала его смерть. Отец Сергий ее спросил: «Дунюшка, я помру, кто меня хоронить будет?» Она ответила: «Тебя солдаты схоронят». Отца Сергия увели солдаты и расстреляли на Ивановской горе в Великом Устюге. Предсказала Дуня и свою смерть. Зима стояла морозная. Церковные сторожа сказали Дуне: «Ты умрешь, нам ведь могилку не выкопать, старые мы». Она ответила: «Аннушку привезут, дак меня скоро и схоронят из д. Пестово». И привезли покойницу из Пестово, а Дуня в это время и умерла. Могилу для Аннушки выкопали, а для Дуни немного в сторону подкопали. Так ее в одной могиле с Аннушкой и похоронили. После смерти Блаженной чудесные исцеления стали происходить на ее могиле. Так, у одной женщины из д. Медведки сильно болела нога, и никакие лекарства не помогали. Она пошла на могилу к Блаженной, помолилась, попросила здоровья – и боль прошла. Старушка одна рассказывала: когда была маленькой, у нее от жатвы сильно болела спина. Мать ей боль заговаривала, но пользы не было. Как-то раз она вместе с другими женщинами стлала под Васильево лен. И решили они сходить на могилу к Дуне Блаженной. Пришли на могилу, она попросила: «Дунюшка, миленькая, у меня спина сильно болит, аж крюком хожу». Потом помолилась, взяла землицы с могилы, потерла землей спину, а когда пошла с Васильево, то боль прошла. И по сей день, по словам старушки, спина у нее ни разу не болела. Много еще чудесных исцелений было на могиле Блаженной Дуни, всех не перескажешь. Кто с верой и молитвой приходит к ней – тому Бог помогает.

Евдокия-блаженная

История

Васильевская церковь

Церковь была заложена в 1794г., закончено строительство в 1807г. в короткий срок времени при ручном труде из местного материала. Здание каменное, кирпичное двухэтажное. Стоит на высоком месте, в хорошую погоду видно из Котласа и с Болтинки. Длина церкви 25 сажень. Высота до крыши 6,5 сажень. Высота с колокольней и шпилем 25 сажень. Колокола: один колокол 209 пудов 38,01 фунты приобретен на пожертвование Великоустюгского мещанина Андрея Ямщикова. Стоит 3399 рублей 10 копеек. Второй колокол 124 пуда 18 фунтов приобретен в 1827г. Прочие колокола были небольшие. Приход Васильевской церкви: 1868г. — прихожан 2697 человек, в 1894 году — прихожан 3200 человек. В приход входило более 60 деревень Реважа и Удимы.

Описание храма святого Василия Великого, что на речке Удимка.

В 55 км от Великого Устюга вниз по Северной Двине в 7 км от впадения с левой стороны в Северную Двину речки Удимки, на высокой крутой горе находится церковь святителя Василия Великого, далеко виднеющаяся из окрестных деревень. Время и случай первоначального построения церкви неизвестны. Народное предание указывает на урочище «Чудино», находившееся в метрах 650 на юго-запад от нынешнего каменного храма как на место первоначальной церкви. Очень может быть, что возникновение церкви относится к древнейшим временам, когда русские еще начали селиться среди языческой чуди, занимавшей весь север Европейской России, но в настоящее время на месте прежнего храма крестьянские поля, нет никаких признаков постройки. Письменные свидетельства о постройке не восходят ранее 1625г. В актах Холмогорской и Устюжской епархии в книге 2 помещена под №XXIX книга сбора церковной дани десятины и пошлины с монастырей и церквей на Устюге и в Устюжском уезде 1625г. января, от времени митрополита Ростовского, Ярославского, Великоустюжского Варлаама. В этой книге Удимской (Васильевской) церкви сказано: с Удимы Васильевской поп дани платит: 80 белок объезду 8 алтырей, 2 фута на корм десятнику, 5 алтырей писчая белка на корм алтынь и всего 30 алтынь. Из этого документа видно, что тогда церковь святого Василия Великого уже существовала и находилась в ведении Ярославских митрополитов. По количеству сборов при сравнении с другими указанными документами церквями Удимская (Васильевская) церковь может быть причислена к разряду «повыше средних», также и в следующем 18 столетии, как видно из (Н.П. Суворов. Вологодская епархия, 1872г., окладная книга, Великоустюжская епархия) церковь платила значительную церковную дань: в 1733г. – 6 рублей 70 копеек. Из выписок писцовых книг известно, что в 1651г. сгорел бывший в Васильевском приходе храм святого Пророка божия Ильи с трапезною, а в 1685г. были уже две деревянные церкви. Одна во имя святого Василия Великого с трапезною, другая в честь Божьей Матери «Одигитревской». В 1733г. была построена часовня, а в 1868г. построена каменная церковь Николая Чудотворца. Ее приход был незначительным, в него входило около 10 деревень, и назывался Реважский Николаевский приход. Храм в честь божьей матери Одигитриевской был построен вместо сгоревшего Ильинского. Из документов вышеупомянутых актов видно, что в 1682 г. церковь Одигитриевская уже существовала. В гражданском отношении церковь числилась по-прежнему в Сольвычегодском, потом в Устюгском уезде. Затем сведений о церкви не имеется до 1743г. В этом году была произведена опись церкви священниками Устюжского и Прокопьевского собора – Силою Ивановым и Сольвычегодского – Василием. Грамота на устройство Успенского холодного храма — 1735 г., а освятили храм в 1736г. Великоустюжского собора священником Василием Лазаревым, а на построение теплого храма святого Василия Великого храмозаданной грамоты не имелось. Обе церкви были деревянные. В 1794г. вместо теплой деревянной церкви бала заложена каменная во имя Василия Великого, но неизвестно, что стало с деревянной Васильевской церковью. Об Успенской же известно, что она сгорела. Постройка каменного храма вместо двух деревянных продолжалась 13 лет при исключительно ручном труде, из местного материала. В нижнем теплом храме престол был освещен только в 1807г. 29 июня, а в верхнем холодном «Успенском» в 1830г. 19 октября. В 1852г. с разрешения епископа Вологодского Евлампия на трапезной нижнего этажа по правую сторону усердием приходского крестьянина Ивана Манакова (из Слуды) устроен приход во славу Покрова Пресвятой богородицы. В 1803г. была построена с церковью и колокольня, существовавшая до 1875г., когда она была переделана, оказавшись малопоместительной для вновь привезенного колокола. Сохранились назидательные предания о сборщиках средств на построение каменного храма Удимско-Васильевской церкви. Один из сборщиков был приходской крестьянин Василий Иванович Шергин, в последствии монах Соловецкой обители. Василий, странствуя по России, зашел в один дом отдохнуть и ночевать. Хозяин дома стал его расспрашивать, успешно ли идет сбор средств. По своей простоте сборщик сказал, что сбор идет успешно, и скоро заметил, что хозяин делает какие-то знаки своим сыновьям. Предчувствуя недоброе для себя, сборщик начал в душе своей призывать в помощь угодника Божия, для храма коего он трудится. Надежды на заступничество святого Великого Василия не обманули его. Ночью, когда он, не имея повода удалиться от хозяина, лежал уже на печи, но со страхом ожидая себе смерть от злодея, вдруг под окном послышался колокольчик, чей-то голос крикнул, здесь ли сборщик Шергин? С радостью откликнулся он и не видел ни человека, ни лошади. Веруя в особое покровительство святого Василия Великого, Шергин усердно продолжал принятый на себя труд. Храм святого Василия Великого существует в том виде, в каком окончена постройка в 1830г., и представляет собой каменно-кирпичную колокольню с одной главою, двухэтажное наподобие корабля, здание каменное связано с колокольней. Васильевская церковь с алтарем имеет длину 25 сажень, в ширину 6 сажень, высота до крыши 6,5 сажень, высота колокольни со шпилем и крестом 25 сажень. Железная крыша устроена над церковью в 1847г., а над алтарем и трапезною — в 1851-1852гг.

Староста Иван Петрович Манаков на устройство крыши из железа израсходовал более 1000 рублей. Кресты на церкви и алтаре железные позолоченные с заточенными звездочками из листового железа. В алтаре церкви и трапезной каменные своды. Пол в теплом храме с 1843г. плиточный стоимостью свыше 400 рублей. В Успенском храме второй этаж пол деревянный, стены и своды теплого храма нижний этаж пол деревянный, стены отштукатурены и выкрашены масляной краской. Верхний и нижний храм очень светлы, имея достаточное количество окон. Храм и кладбище при нем обнесены каменной оградой с железными решетками. Алтари в обоих храмах отделяются от церкви каменными стенами, также и церковь от трапезной. Предалтарные иконостасы в храмах простой столярной работы. В теплом храме иконостас, устроенный в 1886г., окрашен светло-зеленой краской, украшен местами позолоченной резьбой с золочеными колонками.

Средства содержания церкви и причета.

Приход Васильевской церкви весьма многолюдный. В 1868г. прихожан было 2697 человек. В 1894г. прихожан было более 3200 человек обоего пола, несмотря на это церковь нельзя назвать богатою средствами. Как видно из вышеописанного, она еще только украшается со времени возведения каменной постройки. Кроме доброхотных деяний прихожан, главными средствами к содержанию церкви являлись арендная плата с десяти деревянных устроенных в 1864г. лавок в сумме 107 рублей 97 копеек. И с половины земли при деревне Глинка в 1894г.- 32 рубля 50 копеек. Эта земля 38 десятин 834 сажен пожертвована в 1878г. Устюгской купеческой вдовой Марией Петровной с тем, чтобы церковь и причет клали его пополам. Сверх всего имеется в % билетах церковного капитала до 250 рублей. Причет в настоящее время состоит из двух священников, двух псаломщиков. Один из псаломщиков обыкновенно в дьяконском сане. Такой состав причета утвердился с 1874г. В прежнее время бывали неоднократные перемены в числе членов причета. Из церковных документов известно, что в 1653г. на погосте жили: поп Ларион Васильев, дьячок Матвей Семенов и пономарь, сверх того просвирница и церковный сторож. В 1732г. было два священника, дьякон и два причетника. В 1854г. Васильевская церковь по штатам причислена к 14 классу, и причет положен из священника, дьякона, дьячка и пономаря. В 1868г. был назначен второй священник в помощь состоявшему тогда Матвею Старостину. Содержание причета Васильевской церкви нельзя назвать обильным. По приговру прихожан 1865 года они обязались давать на причет с каждой ревизии душ казенного ведомства по 15 фунтов ржи и по 15 фунтов (6,80 кг) ячменя. Крестьяне по обязательному уделу и владельческое по 10 фунтов того и другого, владельцы по четверику с владеемой сохи. Этот приговор исполняется аккуратно. В 1894 году было собрано только 200 пудов ржи, 220 пудов ячменя, 20 пудов овса. За всеми расходами и получается до 60 рублей в год. В 1894 году получено ржи 125 пудов, ячменя 120 пудов, пшеницы 40 пудов, овса 15 пудов, сена 75 копен. Неприкосновенного запаса в том году было 825 рублей. Дом для причета с 1879 года казенный, с 1866 года при церкви существует церковно-приходское попечительство. В 1882 году в 4-х км от церкви в деревне Забелинской при волостном правлении открыто земское училище, а в 1890 году построено помещение для церковно-приходской школы – ЦПШ, стоимостью 400 рублей. Несмотря на существование двух школ процент грамотных невелик – женщины до 5%, мужчины 25%. Невежеством и малограмотностью отчасти объясняются масса суеверий, существующих в приходе. В настоящее время церковный причет состоит из следующих лиц: Старший священник Андрей Аркадьевич Воронов, сын священника Воршинской — Ильинской церкви Сольвычегодского уезда. Священник с 8 апреля 1809 года, а при сей церкви с 1 ноября 1893 года. Младший священник Вячеслав Александрович Ильинский в этой церкви со 2 мая 1894 года. Старший псаломщик дьякон Николай Александрович Процкий со 2 августа 1879 года. Младший псаломщик Петр Васильевич Вотчинский с 18 октября 1893 года. В 1893 году волостной крестьянин Николай Петрович Манаков (деревня Слудка) выстроил у ворот ограды новую каменную лавку. С условием пользоваться ему 20 лет бесплатно, а потом с платой. Сроки службы священников: 1787-1819гг. Николай Васильевич Белов 1822-1842гг. Василий Стефанович Попов 1847-1869гг. Матвей Старостин 1937-1938гг. Сброшены колокола с Васильевского храма. Руководители – Подковыркин Александр Николаевич и Калинин Константин Васильевич, оба председатели Реважского и Удимского сельсоветов. При сбрасывании умышленно колоколом разрушили входное крыльцо на верхний этаж, разграбление церковного имущества велось в первую очередь властями. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. бесследно исчезли кирпичные столбы, ограды и кирпичного исполнения лавка. В 1977г. — пожар в Васильевском храме, в результате умышленного поджога сгорел деревянный пол второго этажа и все деревянные конструкции уникального исторического памятника старины нашего края. Разрушили, не создав ничего.

Сведения об иконах и церковной утвари.

Из икон нижнего теплого храма Клепиков Василий Николаевич считает достойными внимания следующие и сообщает о них такие сведения: Образ Пресвятой Богородицы — точный снимок художественного письма с чудотворного образа на кипарисной доске. Икона стоимостью 150 рублей была приобретена в 1895г. в память бракосочетания императора Николая II. Находилась она на аналое за правым клиросом. Икона Божьей матери «Тверская», написанная в Москве в 1896г на кипарисной доске, являлась даром приходского крестьянина Фантина Николаевича Манакова (деревня Слудка). Стоимость ее была 100 рублей. Находилась икона на аналое за левым клиросом. Вырезанное из дерева изображение святителя и чудотворца Николая «Можайского». Находилось оно в паперти на левой стороне от входа, в рамке за стеклом. Святитель Христов изображен во весь рост с мечом в одной руке, а другая как бы замахнулась на кого-то. Об этом образе Николая устное предание говорит следующее: по распоряжению духовных властей велено было отобрать из церквей резаные изображения святых. Когда это изображение Чудотворца везли из какой-то церкви через Удимско-Васильевский приход, то кони, вступив в него, дальше не пошли. Возчики заключили из этого, что Святитель желает, чтобы его изображение осталось в Васильевском храме. Действительно, когда коней повернули в сторону церкви, они охотно пошли. Икона эта была весьма почитаема в приходе. В архивных документах сохранились сведения о благотворителях храма. Радетелем церкви был церковный староста Иван Петрович Манаков. Упоминается дар приходского крестьянина Дмитрия Ивановича Манакова (деревня Слудка) — плащаница, шитая золотом по малиновому бархату, стоимостью 250 рублей, хранилась в стеклянном футляре рядом с левым клиросом. Церковный староста крестьянин деревни Бызово Николай Лысцев в 1891г. приобрел напрестольный крест стоимостью 300 рублей, а также прибор и дискос с принадлежностями на сумму 176 рублей, кроме того, было подарено и евангелие с бронзовыми позолоченными досками стоимостью 100 рублей. Крестьянин деревни Рысья Андрей Дудников пожертвовал медное позолоченное паникадило, которое стоило 90 рублей. В церковной библиотеке книг богослужебных, духовно-нравственных и церковно-исторического содержания насчитывалось около 270 названий.

Судьба храма в советское время трагична. За время исследования нам немногое удалось узнать. В основном это сведения из воспоминаний старожилов и рукописи Клепикова Василия Николаевича. В 1937-1938гг. были сброшены колокола с Васильевского храма. При сбрасывании колокола умышленно было разрушено входное крыльцо на верхний этаж, после чего шло разграбление церковного имущества. Позднее, в годы Великой Отечественной войны, бесследно исчезли кирпичные столбы ограды и здание лавки у ворот, служившей в то время магазином. В 1977г. в результате умышленного поджога в Васильевском храме сгорели деревянный пол второго этажа и все деревянные конструкции уникального исторического памятника нашего края. Мы начали работу над очень интересной темой, в ходе чего наметилось несколько направлений поиска. Очень хотелось бы более детально выяснить события советского периода, собрать материал о священнослужителях церкви, чьи имена встречались нам в архивных документах, и проследить судьбу тех священников, которые несли службу перед закрытием храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *