Василиск команский абхазия

СВЯТЫНИ И ЧУДЕСА ГОСПОДНИ В АБХАЗИИ
Абхазия глазами православного путешественника. Команы

В Абхазии недалеко от границы с Грузией существовало древнее селение Команы с двух тысячелетней историей. Команы переводится как «святое место». Однако в результате грузино-абхазского конфликта древнее селение полностью разрушено. Жители ушли. Остались только разрушенные стены домов и заросшие травой фруктовые сады.
Чтобы попасть в Команы, нужно перебраться через горную реку, неглубокую в летнюю пору, но холодную, с быстрым течением и каменистым дном. До войны берега реки соединял мост. Во время войны мост был разрушен, и теперь переправа через реку служит серьёзным препятствием. Местное население небольшие группы православных путешественников переправляет на открытых машинах типа УАЗ. На этих машинах опытные водители с пассажирами форсируют реку. Ощущение ещё то! Ведь машина буквально «плывёт» по воде и были случаи, когда в весеннюю пору по высокой воде, машины застревали. Поэтому в первую поездку в конце мая в Команы попасть не удалось. Вообще, без Божьего произволения и помощи в Команы не попадёшь, и это не только местное предание… Но, если попал, всё земное от тебя отступает. Другое измерение времени, другая тишина и даже сам воздух другой. Заповедное место, чувствуешь себя скромным гостем и боишься сделать что-то не то, словно перед очами Самого Господа или Его Ангелов идёшь. По неширокой грунтовой дороге движешься в Церковь святого Иоанна Златоуста. Сейчас это мужской монастырь.
Монахи уже вычитали монашеское правило, и мы зашли в пустой храм. Кругом тишина, ни души, монахи, словно, совсем исчезли. Ощущение полной уединенности и молитвенного стояния перед Богом. Главной святыней храма является каменная гробница, в которой 30 лет находились мощи святого Иоанна Златоуста! Есть также икона святому с частичкой его мощей. Мистически чувствуешь живое присутствие святого Иоанна Златоуста. История мощей святителя Иоанна Златоуста потрясающая и самым тесным образом связана с именем святого мученика Василиска Команского – племянника Феодора Тирона, который пострадал вместе с братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305-311 гг.). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах, а мученик Василиск был отправлен в Команы, где его держали в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в Амассию, начал преследовать христиан, и святой Василиск готовился к мученическому подвигу. Во сне ему явился Сам Господь, укрепил Василиска и предсказал мученическую кончину в Команах.
Святой Василиск попросил темничных стражей отпустить его попрощаться с родными. Стражи за святость жизни и чудеса почитали святого и отпустили его в родное селение. Святой Василиск в селении попрощался с родными и на прощание напутствовал твёрдо стоять за веру. Агриппа, узнав, что святой Василиск был отпущен к родным, пришёл в ярость, сурово наказал темничных стражей и послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким помощником правителя. Отряд воинов встретил возвращавшегося к месту темничного заточения святого Василиска. Он был сразу закован в тяжёлые оковы, ноги его были обуты в медные сандалии с вбитыми в подошву гвоздями, и так он продолжил свой путь в Команы.
Предание гласит, что в знойный полдень воины отправились отдохнуть и подкрепиться пищей, а мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскалённым солнцем с окровавленными ногами святой молился Богу. Внезапно свершилось чудо. Произошло землетрясение, и послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобой». После этого медные сандалии с гвоздями на ногах мученика мгновенно расплавились, как воск от огня, цепи спали, а сухой дуб зазеленел. На том месте, где стоял святой, возник источник воды. Святой источник сохранился и по сей день. По молитвам святого мученика Василиска и сегодня совершаются исцеления и подаётся помощь. А в источнике иногда находят камни с кровавыми пятнышками – каплями крови святого мученика Василиска. Римские воины, испуганные землетрясением поражённые чудом, пришли в изумление. После этого многие жители селения уверовали во Христа. К святому мученику приходили окрестные жители и по его молитве получали исцеления. Когда мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил ему, что всякий час приносит Богу жертву хвалы и благодарения. А на капище, куда привели святого Василиска, с неба сошел огонь, который сжёг капище и находившихся там идолов. В бессильной ярости Агриппа приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в воду. Это случилось в 308 году.
Христиане тайно выкупили мощи святого мученика Василиска за 30 золотых монет и погребли его. Через некоторое время на месте его погребения была выстроена церковь во имя святого мученика Василиска. Сейчас в Команах есть вновь отстроенная небольшая Церковь в честь святого Василиска. Могила святого находится возле Церкви под открытым небом. Местное предание свидетельствует, что незадолго до революции была сделана попытка поднять мощи святого из земли для всеобщего почитания. Однако, когда над захоронением раскопали верхний слой камней, из могилы неожиданно вырвалось пламя. Смиренный мученик Василиск не пожелал прославления своих мощей.
Примерно через 100 лет, в 407 году в Команах в церкви святого Василиска завершил свой земной путь Святитель Иоанн Златоуст. Он совершил свою последнюю Божественную литургию и, приобщившись Святых Таин, со словами «Слава Богу за всё!» предал свой дух в руки Божии. История гласит, что святитель Иоанн находился в ссылке в Армении, но и оттуда всеми силами старался укреплять своих духовных чад. Зимой 406 года святитель Иоанн был тяжко болен, но враги его не унимались.
Из столицы пришёл приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду) в Абхазии. Истощённый болезнями святитель в течение трёх месяцев, в сопровождении конвоя в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска святитель Иоанн был утешен явлением мученика и его словами: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе». Святитель Иоанн Златоуст отошёл ко Господу 14 сентября 407 года. В течение 32 лет гроб с мощами великого учителя Православия находился в церкви св. мученика Василиска. В 438 г. при Императоре Феодосии II младшем святые останки святителя Иоанна Златоуста были с честью перенесены в Константинополь.
Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль. Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» — и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес: «Мир всем!».
Исторические события, связанные с Команами, потрясают воображение. Но и это не всё! В Команах примерно в 850 г. произошло третье обретение честной главы Иоанна Крестителя. По свидетельству преданий о честной Предтечевой главе, Иродиада опасалась соединить главу св. Иоанна с телом, чтобы он не воскрес и не наказал её за неправедное убийство. Поэтому она взяла главу Предтечи в Иерусалим и тайно закопала её глубоко в землю во дворце Ирода в Давидовом предместье.
Справедливости ради нужно сказать, что это ей не помогло избежать праведного суда Божьего. Вскоре всё семейство Ирода оказалось в изгнании по подозрению в изменнических замыслах против Римлян. Поводом к этому послужила клевета Ирода Антипы – брата Иродиады. Ирод лишился власти и богатств и был сослан в заточение сначала в Лион Галльский, а потом в Испанскую крепость. Иродиада с дочерью разделили с ним изгнание, в котором бедственно и бесславно окончилась их жизнь. Саломия погибла прежде их. По преданию, в зимнее время она переходила по льду небольшую реку Сикорис. По середине реки Саломия неожиданно провалилась под лёд. Она погрузилась в воду, и лёд стиснул ей шею, а туловище, не достигая дна, колебалось в разные стороны до тех пор, пока лёд не перерезал ей шеи. Труп опустился на дно реки, а Ироду и Иродиаде принесли голову погибшей. Так правосудие Божие наказало плясунью, ради которой была отсечена честная глава Предтечи Господня.
О месте тайного захоронения главы Крестителя Иродиадой знала только благочестивая Иоанна – жена Хузы – домоправителя Иродова. Тайно ночью вложила она главу св. Предтечи в особый глиняный сосуд и сокрыла её в горе Елеонской, где было поместье Ирода. По откровению самого Предтечи в 4 веке произошло первое обретение его святой главы. Около 390 года император Феодосий Великий перенёс её в Евдомон — предместье Константинополя, где был построен великолепный храм.
При императоре Аркадии, во время смятения в Константинополе по случаю ссылки святителя Иоанна Златоуста, глава Крестителя была перенесена в Емессу, где скрывалась в течение 50 лет. В 452 году святая глава была обретена архимандритом Маркеллом в монастыре близ Емессы и была положена в церкви, посвящённой имени Крестителя. Это было второе обретение святой главы.
По случаю притеснения сарацин, занявших в 633 году Емессу, глава Крестителя была перенесена в Команы, и по причине гонений на святые мощи со стороны иконоборцев глава была сокрыта в потайном месте. Когда в Византии было восстановлено иконопочитание, главу с великой честью снова возвратили в столицу. В Команах в Церкви святителя Иоанна Златоуста находится её копия.
По промыслу Божьему место сокрытия святой главы Иоанна Предтечи в Команах было обнаружено монахами. К святому месту ведёт пешеходный маршрут. При подъёме на гору мы постоянно встречали сапё ров, и они многократно предупреждали нас, чтобы мы шли только по «колышкам» — специальным меткам, которые свидетельствовали, что этот участок дороги разминирован. Не слабое впечатление! Однако, о том, чтобы вернуться никто не подумал. Вообще маршрут не простой, дальняя дорога, сопровождающаяся подъёмом на гору, а потом ещё бесконечное множество ступенек, ведущих вверх. Зато, какое чудо, когда перед твоими глазами открывается скала, в которой была вырублена ниша, где хранилась глава Предтечи. Ниша закрыта каменной плитой, на которой изображен Предтеча. Но это не всё. Прямо на скале в красках проступило изображение главы святого Иоанна Предтечи. Причём изображение нанесено не поверх камня, а пропечаталось на камне, поэтому поверхность его не содержит слоя краски. Разумом это понять невозможно. Находиться в этом святом месте тихо, мирно и светло. А уходишь немного растерянный, словно что-то дорогое сердцу оставляешь и, не знаешь, приведёт тебя сюда Господь…
Наверное, в мире немного таких мест, как Команы, где на небольшой площади сконцентрировано такое количество великих православных святынь. Возвращались мы из Коман на том же самом УАЗе. Наш водитель Рома подъехал за нами к источнику Святого мученика Василиска. Но прежде чем забрать нас, он ниже места купания заехал в воду источника на своём УАЗе. На наше недоумение: «Зачем? Почему?». Он с полной уверенностью сообщил: «После купания в святом источнике мой боевой конь никогда не болеет. Я свою машину практически не ремонтирую, а езжу на ней по нашим разбитым дорогам и трудно проходимым местам каждый день! Святой мученик Василиск помогает!». Помню, очень мы удивились проявлению веры в простоте сердца. А Рома посмотрел на нас и говорит: «Это ещё что! Видели бы вы, каких больных детей к святому мученику Василиску привозят. Заболел ребёнок, температура под сорок, а его в холодный источник опускают. Святому Василиску лучше всякого доктора доверяют. Он ещё никого не подводил!». Мы думали, что слова Ромы последнее наше впечатление. Однако впереди нас ожидало ещё одно маленькое чудо. В нашей группе был московский оперный певец Большого театра Д. На обратном пути он совершенно неожиданно спел Песню паломника. Водитель сбавил скорость. Южный ветер освежал лица, впереди солнце клонилось к закату, а из отверзшегося сердца паломника могуче и торжественно разливалась необыкновенно красивая классическая мелодия.
Использованы материалы:

Вишняков Симеон, прот.
Святой Великий Пророк Предтеча
и Креститель Господень Иоанн. –
Минск. 2001. – 366 с.
Чернецова Л.Ф.

Православный календарь 16 марта. Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск.

Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск жили на рубеже третьего- четвертого веков в городе Амасия, на территории современной Турции. Евтропий и Клеоник были братьями. Вместе они дружили с Василиском. Все трое исповедовали христианство. В это время был казнен их наставник и родственник Василиска, Феодор Тирон, прославленный вскоре как великомученик. Арестовали других членов христианской общины, в их числе — и трех друзей. Даже в темнице они не оставляли своей проповеди христианства и крестили многих язычников. Правитель города узнал, что в тюрьме содержатся близкие друзья Феодора Тирона и потребовал их к себе для допроса. По преданию, троих мучеников пытались заставить отречься и принести жертвы в языческом храме. Тогда Евторпий взмолился: «Господи, будь с нами, и пусть на этом месте будет принесена бескровная жертва Тебе, Истинному Богу». И тотчас началось землетрясение и языческое капище разрушилось. Евтропия, Клеоника и Василиска казнили, но на месте того храма через много лет была выстроена христианская церковь.

День памяти святого — 4 июня

После убиения святых мучеников Евтропия и Клеоника, вместе с которыми принял много страданий и святой Василиск (хотя сей последний и остался жив, но находился в темнице), а также и после гибели правителя Асклипиодота, прибыл в область Понта, присланный мучителями Максимианом и Максимином, другой правитель, именем Агриппа, с приказанием продолжать гонение и убивать верующих во Христа. Еще до прибытия его в город Амасию, святой Василиск, находившийся там в темнице, молился со слезами Богу в таких словах: «Господи Иисусе Христе, помяни меня и не забудь меня до последней минуты страданий, но помоги мне скорее получить венец мученический, дабы я не был отделен от тех святых мужей, которые вместе со мною были взяты, прежде меня пострадали и приняли венец мученический».

В полночь явился ему Господь в сонном видении и сказал: «Помню о тебе и не забуду тебя, а твое имя написано (в списке мучеников) впереди тех, которые с тобой взяты. Не скорби, что ты пострадаешь после них, ибо ты предупредишь многих; память же о тебе сделаю славной по всей вселенной. Теперь же иди, простись последний раз с твоей матерью, братьями и родственниками, а когда вернешься, тотчас примешь венец мученический и будешь погребен в Команах. H е бойся мук, которым ты подвергнешься, потому что Я с тобою, и не может погубить души твоей злоба людская».

Пробудившись, святой Василиск преисполнился радости и возблагодарил Бога. Затем он увидел, что двери темницы открыты. Когда начало рассветать, он сказал стерегущим его воинам и главному стражу темницы:

– Дайте мне свободу на четыре дня, дабы я мог проститься с матерью моею и братьями моими, живущими в селении Кумиальском; вернувшись же, я отойду к истинному Отцу моему, Господу Иисусу Христу.

Воины же и темничный страж так ответили ему:

– Твой Бог, Которому ты служишь постоянно, пусть будет свидетелем того, что мы совершенно отпустили бы тебя из темницы, если бы не боялись правителя, прибытия которого ожидаем в скором времени.

Святой возразил ему:

– Совершенно отпущенным я не желаю быть, но, как и говорил, только пойду прощусь с матерью, братьями и родственниками своими, потому что так повелел сделать мне Господь мой.

– Боимся как бы, вскоре по отлучении твоему, – упорствовали воины, – не потребовали тебя у нас, потому что, вот, как мы слышали, сегодня должен прибыть в город правитель, а все заключенные записаны в судебную книгу.

Святой Василиск сказал на это так:

– Воля Бога моего такова, чтобы я шел в мое родное селение; поэтому, если вы согласны, пусть несколько человек из вас идут со мною и опять вместе со мною вернутся.

Тогда воины уступили его просьбе, и несколько человек из них собрались и пошли вместе с Василиском в его селение.

Встретили же святого его братья (он имел трех братьев) и мать с великою радостью, а воины были приняты в их дом с большою честью.

На следующий день утром святой созвал всех сродников своих и много поучал их относительно того, что служит к душевной пользе, а также наставлял их в истинах христианского учения; он много поучал их и о том, что только путем скорбей возможно войти нам в царство Христово.

Так утешая всех и в последний раз лобызаясь со своими родными, святой изрек:

– Братия, отцы и дети по Христу! Пребывайте в вере в Господа нашего Иисуса Христа и ни в каком случае от Него не отступайте, потому что мир и все, что он в себе содержит, есть только тень, быстро исчезающая; Господь же пребывает во веки. Умоляю вас помолиться обо мне Владыке всех нас – Богу, да подаст Он мне силу совершить подвиг, страдания, как совершили его и святой Феодор Тирон, и Евтроний, и Клеоник, которые были схвачены вместе со мною. Опасайтесь, мужи, жены, братья, сестры и дети, я же ухожу от вас, и больше вы не увидите меня в этой временной жизни.

Когда святой окончил эти слова, поднялся сильный плач и рыдание, и все стали просить святого:

– Когда окончишь святую жизнь свою, помолись о нас и о всех христианах Господу, да прекратится воздвигнутое мучителями гонение на православную веру и да уничтожится служение идолам; благодать же Христова да воссияет по всей земле.

После того святой Василиск отправился в путь с воинами, дабы возвратиться в темничные узы.

В это время прибыл в город Амасию правитель Агриппа и, созвав всех почетнейших граждан, вошел с ними в храм языческий, называвшийся Петасон, а потом в другой, называвшийся Серапион, и принес жертву своим нечистым богам. А на следующее утро правитель пришел на место судилища и справлялся здесь о заключенных в узы и прежде всего спрашивал о Василиске, потому что слышал о нем и хотел в самом начале привлечь его на свой суд.

Градоначальник отправился в темницу, желая привести к правителю Василиска, но, не нашедши его там, схватил темничного стража и, связав, привел его перед судилище. Правитель же, подвергнув его истязаниям, спросил:

– Как ты осмелился выпустить из темницы заключенного в нее врага наших богов и ослушника царских повелений?

– Ныне второй день, – отвечал темничный страж, – с того времени, как Василиск с воинами ушел в свое селение.

– Я прикажу умертвить тебя, – исполнившись ярости, воскликнул правитель, – если ты не представишь мне того человека, хулившего наших богов!

– На четвертый день я представлю его пред тебя, – отвечал темничный страж.

И тотчас правитель послал с тем стражем магистриана, человека злого и свирепого нравом, и с ним воинов и дал ему поручение в таких словах:

– Только тогда я поверю, что ты человек, ревнующий о наших богах, когда ты схватишь того богохульника и приведешь его ко мне. Направь же его в Команы, потому что я сам отправляюсь туда.

Магистриан, выйдя от правителя, изготовил медные сапоги со множеством острых продолговатых железных гвоздей внутри и, взяв с собой темничного стража и воинов, отправился в родное селение Василиска, везя на осле тяжелые железные цепи, приготовленные для мученика.

– Шел же и я, – говорит описатель дальнейших событий, святой Евсигний, – следуя за ними в надежде видеть страдания и кончину святого Василиска. Достигши до того селения, они схватили мученика, выходившего уже из дома по направлению к городу Амасии, чтобы вернуться в свою темницу, и связали его двойными цепями; также и шею его заковали в железную цепь, а на ноги надели медные сапоги с гвоздями внутри, так что гвозди проникли в ноги святого до самых костей, и кровь обильно текла из его израненных ног; при этом мучители сильно били Христова мученика, когда вели его к городу Коману. С плачем провожали его мать, братья и сродники его. На прощание мать сказала ему:

– Сын мой любезный! Христос, Которого возлюбил ты, да будет тебе помощником в этом мученическом подвиге. Недолговременно будет житие твое здесь, зато в будущем веке тебя ожидает вечная жизнь; тяжкие ныне принимаешь муки, зато получишь славный венец от Христа Бога; злые люди мучают тебя на земле, зато ангелы мира примут тебя на небе; как разбойника судят тебя, но тот самый разбойник, что был распят со Христом, примет тебя в рай; цари смертные и подверженные тлению отнимаю ту тебя жизнь, но Бог Вечный возвратит тебе жизнь и сопричислит тебя к силам ангельским. И нас воспомяни, дорогой сын мой, на этом пути ко Господу, по которому ты шествуешь!

Произнесши это, мать возвратилась обратно в дом свой, молясь Господу о своем сыне, да укрепит Он его мужественно перенести мучения.

Святой же, оглянувшись назад и видя следующих за ним трех братьев своих, а также сродников и многих из народа, плакавших о нем, такими словами умолял их возвратиться к себе домой:

– Не плачьте обо мне, но лучше молитесь Господу, чтобы Он дал мне силу победить диавола и посрамить его служителей,

Потом он облобызал каждого и, увещевая всех вернуться, сказал им:

– Опять увидимся друг с другом в день воскресения и жизни вечной.

Но провожавшие святого не хотели вернуться и с плачем следовали за ним.

И снова увещевал их святой такими словами:

– Для чего вы своим плачем и слезами смущаете мое сердце? О, если бы мне позволено было много раз умереть за Господа нашего Иисуса Христа! Умоляю вас, возвратитесь и молитесь за меня Богу!

Но так как они и после этого не хотели возвратиться, то магистриан сказал им:

– Клянусь здравием царей моих, что, если вы не вернетесь, то я свяжу вас всех и отведу к правителю.

Но когда они не послушали и его слов, тогда магистриан с воинами начал бить их и едва мог отогнать их от святого.

Будучи веден таким образом, святой мужественно переносил тяжесть железных вериг и доблестно терпел боль в ногах, пронзенных во многих местах острыми гвоздями, которыми усеяны были медные сапоги, и путь его обагрялся кровью. Сам же он с радостью воспевал:

– «Если ополчится на меня полк, не убоится сердце мое» (Пс.26:3), потому что Ты, Христос Господь, со мною.

Многое и другое вещал святой, обращаясь к Господу в пении и молитве. Магистриан же и бывшие с ним, видя мученика легко идущим, несмотря на то, что ноги его были обуты в сапоги с гвоздями, весьма удивлялись; но со святым мучеником был Господь, облегчавший его страдания.

Когда они достигли селения, называемого Дакозария, магистриан и воины захотели отдохнуть, потому что было жарко и наступил полдень. Владетельница того селения, вдова, по имени Трояна, увидав пришедшего с воинами магистриана, просила их войти в ее дом вкусить пищи; всего было их человек сорок. Когда они вошли, она все устроила для них. Итак, они ели, пили и веселились, а святого мученика Василиска, со связанными назад руками, привязали к сухому дубу, росшему около ворот ее дома. К святому собралось множество народа, мужчин и женщин, а также детей. Видя его заключенным в тяжкие оковы и привязанным на припеке солнца, а также видя кровь, текшую из его ног, они умилялись и выражали ему соболезнование. Святой же молился Богу, взывая: «Господи, посети меня, как ты посетил Иосифа в темнице (Быт.41), Даниила во рве львином (Дан.6), трех отроков в пещи вавилонской (Дан.3). И как Ты явил милость Сусанне (Дан.13), подвергшейся напасти от лукавых старцев, вывел Петра из темницы (Деян.5:17–20), а Феклу защитил от поругания, так и на мне, смиренном и недостойном рабе Твоем покажи дивную Твою милость и яви чудеса Твои во славу Твоего пресвятого имени!»

Когда святой окончил молитву свою, внезапно произошло землетрясение и был слышен голос свыше, говоривший: «Не бойся, Я с тобою!»

И вдруг медные сапоги, бывшие на ногах мученика, внезапно растаяли, как воск от огня; вериги же спали со святого, а сухой дуб зазеленел, распростирая над святым многочисленные густые ветви свои и покрывая его тенью на большое пространство кругом. А на том месте, где стоял святой и где земля обагрилась его кровью, потек источник воды.

После этого святой вознес в таких словах благодарение Богу: «Господь Иисус Христос, Предвечное Слово и Сын непостижимого и несказанного Отца, благоволивший сойти на землю и сделаться человеком, дабы искупить нас от древнего мучителя диавола и избавить от всех лукавых его козней, вознесший нас на небо, а его поправший и осудивший на пребывание в бездне, даровавший нам новую жизнь, – какими устами прославлю Тебя, какими словами перескажу Тебе свои чувства, как воспою Тебя и возвещу Твои великие дела и силу, которые Ты ныне явил на мне, рабе Твоем, как раньше на святых Твоих, Евтропии и Клеонике, когда они были замучены по приказанию правителя Асклипиодота! В самом деле, кто я, недостойный, что столь великую и удивительную милость Ты явил на мне; сама земля, видевшая силу Твою, потряслась».

Магистриан же и воины, испугавшись землетрясения, убежали из того дома и, увидев происшедшие чудеса пришли в сильное недоумение. Одни из них говорили, что это только так кажется, другие же считали это волшебством, а народ, стоявший вокруг святого, в ужасе дивился этому и прославлял силу Христа Бога. И многие уверовали во Христа, говоря: «Вот святой человек послан сюда Богом, чтобы освятить наше место».

Принесли к святому расслабленного, лежавшего на постели; когда мученик Христов коснулся его, тотчас расслабленный поднялся, как здоровый, и, взяв свою постель, пошел к себе в дом, прославляя Бога; привели еще и прокаженных, и он исцелил и их, прикоснувшись к ним; всех, страдавших водобоязнью и лихорадочными припадками, а также страдавших всякими другими болезнями или одержимых нечистыми духами – всех исцелял святой словом своим. Все, видевшие чудеса сии, прославили истинного Бога и уверовали в Него; жители же того селения преисполнились великой радости. Уверовала во Христа также и владетельница того селения Трояна, с сыном своим Тройном, и просила крестить ее. «Я, грешный Евсигний, – говорит повествователь, – видя все случившееся, от всего сердца прославлял Господа». В тот же день, вечером, стадо волов, шедшее с пастбища в селение и проходившее по тому пути, где стоял святой Христов мученик, как бы прославляя великие дела Божии, пало перед святым на колени.

Тогда магистриан и воины раскаялись в тех жестокостях, какие они причинили святому, потому что ужас охватил их, когда они увидели дивные чудеса, совершенные Господом по молитвам святого. На следующий день, магистриан кротко сказал мученику:

– Если угодно тебе, господин Василиск, то отправимся в путь, чтобы ради тебя мы не подверглись наказанию отправителя.

– Хорошо, пойдем в путь, – отвечал святой, – потому что я хочу умереть за моего Господа.

Когда все они вышли из селения того, весь народ, с владетельницею Трояною, провожал святого. Святой же мученик умолял всех их возвратиться к себе обратно: одни вернулись, другие же продолжали следовать за ним. Когда же вступили на большой мост, положенный чрез реку Иреос, затрясся мост от присутствия Христа, Который шел невидимо с рабом Своим, святым Василиском, как после сам святой мученик Василиск поведал мне, недостойному Евсигнию, – говорит повествователь. – Когда мост потрясся, святой остановился и, воссылая хвалу Богу, умолял народ вернуться обратно и едва убедил его исполнить свою просьбу.

Во время шествия своего святой на каждом высоком и красивом месте преклонял колена свои и молился ко Господу такими словами: «Во всех местах владычества Его благослови, душа моя, Господа!» (Пс.102:22).

Когда же все достигли селения, называемого Саон, то воины и магистриан приготовились вкусить пищи и убеждали святого вкусить вместе с ними хлеба. Он же отказывался, говоря: «Господь – пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс.22:1); меня питает Владыко мой, Иисус Христос».

Они же снова уговаривали его, говоря:

– Вкуси, господин, чтобы ты не умер с голода и мы ради тебя не приняли наказания, если не приведем тебя ко правителю; ведь уже третий день, как ты вовсе не принимал пищи.

Святой сказал им на это:

– Я преисполнился пищи бессмертной, а потому не хочу вкушать пищи смертной. Вас питает хлеб земной, а меня питает небесное слово Божие; вас веселит вино, а меня – благодать Святого Духа; вас упитывает мясо, а меня пост; вас укрепляет бодрость телесная, а меня крест во имя Христово; вас делает богатыми золото, а меня любовь к Иисусу Христу; вас украшают одежды, а меня добродетели; вы находите веселье в смехе, а я утешаю дух мой молитвой; вы любите царя вашего временного, смертного и подверженного тлению, жаждете видеть его и исполняете его законы, а я люблю Бога и Царя моего небесного, лобызаю законы Его и желаю питаться лицезрением Его; вы ожидаете славы на земле, а я на небе; вы ищете известности между людьми, а я надеюсь получить славу на Страшном суде при воскресении праведных, когда скажет Владыка мой: «придите, благословенные отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).

Когда святой говорил так, магистриан велел оседлать животных и предложил мученику сесть на одного осла, сказав:

– Три дня идешь ты, голодный; сядь хоть на животное, чтобы ты не изнемог окончательно.

Святой же не согласился сесть, сказав:

– Меня укрепляет Господь мой, Иисус Христос, а покой и отраду подает мне Святой Дух.

Затем все отправились в путь, а к вечеру пришли в одно селение, где и остановились ночевать. И когда воины сели за вечернюю трапезу, магистриан умолял святого Василиска вкусить с ними чего-нибудь, но он отказался и провел всю ночь в молитве и пении, причем сами святые ангелы пели вместе с угодником Христовым.

Когда настал день, снова все отправились в путь и дошли до города Команы в четвертом часу дня. И когда приближались к городу, то услышали от многих, встречавшихся по дороге, что правитель предает казни всех, не соглашающихся кланяться идолам. Но Господь явился святому Василиску и сказал ему: «Мужайся, не бойся угроз идолопоклонников, потому что Я с тобою».

Когда они вступили в город, воины, сопровождавшие святого, спрашивали жителей города:

– Где сейчас находится правитель?

Им было сказано, что правитель находится в храме Аполлона и приносит там жертву богам.

Магистриан, отправившись к правителю, сообщил ему, что он доставил Василиска. Правитель весьма обрадовался этому. Рассказал магистриан также и о чудесах, случившихся во время их пути, но правитель не поверил ему, заметив:

– Все это – волшебство христиан.

Затем он приказал привести к себе святого Василиска в храм Аполлона, думая принудить его здесь к принесению жертвы. Тотчас же к Василиску побежали воины правителя и насильственно повлекли святого в храм, сказав:

– Иди в храм к правителю и поклонись богам, если хочешь быть жив.

Магистриан же и воины, пришедшие с ним из путешествия, начали рассказывать воинам правителя о чудесах, которые они видели, и прибавляли:

– Поистине удивительные знамения и силу Божию видели мы, не в видении или волхвовании, но в действительности происходившие.

Потом, обратившись к святому, они сказали ему:

– Прости нам те жестокости, господин Василиск, которые мы по нашему неведению причинили тебе и помолись за нас твоему Богу!

Пока они это говорили, новые воины, пришедшие от правителя, схватили мученика и повели в храм. Святой вошел в храм с светлым лицом, радуясь о Господе, Боге своем.

Увидав его, правитель спросил:

– Это ты Василиск?

– Да это я, – отвечал святой.

– Так скажи, – продолжал правитель, – принесешь ты жертву богам, или нет?

– Кто это сказал тебе обо мне, – возразил святой, – что я не приношу жертвы Богу? Я всякую минуту совершаю жертву хвалы в честь моего Бога.

Правитель же, не поняв сказанного, сказал святому:

– Хорошо; итак, принеси жертву какому хочешь из всех наших богов.

Святой Василиск, приблизившись к идолу, спросил окружающих:

– Как называется этот бог ваш?

Ему сказали:

– Аполлон.

– Справедливо вы сказали, что он называется Аполлоном, – подтвердил святой; – Аполлон – значит губитель и поистине влечет в погибель верующих в него и поклоняющихся ему, как богу, так как он не есть бог.

– А как имя тому богу, которому ты хочешь принести жертву? – спросил правитель.

– Бог мой, – отвечал святой, – неизреченный, непостижимый, невидимый и необъяснимый по Своим свойствам.

– А не имеет ли имени Бог твой? – допытывался правитель.

– В святых книгах заключены имена Бога моего, – ответствовал святой, – и, если хочешь выслушать, я сообщу их тебе.

– Назови их, – сказал ему правитель. Тогда святой мученик сказал:

– Бог мой называется Отцом и Вседержителем, Господом Саваофом, Царем всех, Спасителем милостивым, милосердым и долготерпеливым. Ему одному приношу я жертву хвалы!

– Какому богу хочешь приносить жертву – это для меня все равно, – только принеси, – настаивал правитель, – ты призван ведь не рассуждать, а только принести жертву.

– Так, внимай, – обратился святой к правителю, – какова моя жертва.

И подняв руки к небу, он так помолился Богу:

– Боже вечный, Творец неба и земли, внимающий всем, истинно Тебе служащим, услышь ныне и меня, раба Твоего, и сокруши в эту минуту глухого и слепого этого бесчувственного идола, да поймут нечестивые народы, какому они поклоняются богу, и устыдятся и уверуют, что только Ты – единый всесильный Бог.

Только что святой окончил молитву свою, тотчас затряслась земля, идол упал на землю и разбился на куски. Правитель и народ, бывший в храме, от страха выбежали вон, и один только святой Василиск остался в храме и пел:

– «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассевается дым, Ты рассей их… как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия» (Пс.67:2–3).

Спустя некоторое время правитель приказал вывести святого из храма и, скрежеща зубами в злобе против него, сказал:

– О враг богов наших! Зачем ты обещал одно, а сделал другое. Обещал принести жертву богу, а своим волшебством устроил так, что бог наш, Аполлон, упал и рассыпался.

Святой же ответил:

– Кто сокрушил вашего бога, Тот сожжет и храм его.

Едва только святой окончил эти слова, как упал с неба огонь на храм Аполлона и спалил его до основания. В страхе правитель и весь народ убежали оттуда. Потом, призвав святого Василиска, правитель обратился к нему с такими словами:

– О, как велики твои волшебства! Бога сокрушил ты и храм его сжег!

Но святой возразил ему:

– Если бог твой поистине есть бог, как ты его называешь, то пусть он отмстит мне за себя.

– Боги наши добры, – возразил правитель, – и не причиняют никакого зла своим врагам.

– О неразумный человек! – воскликнул святой. – Как бесы могут делать добро, будучи злы по природе своей: они и вас, своих почитателей, вовлекут с собою в ад.

– Окаянный волшебник, – убеждал святого правитель, – принеси жертву богам; в противном случае я предам тебя лютой смерти.

На это святой ответил правителю:

– Зверь, живущий в лесу, пес, лижущий кровь, Агриппа блудный, образ диавола, мучитель беззаконный! Зачем ты еще меня удерживаешь? Я тороплюсь окончить жизнь свою!

Правитель сильно разгневался на святого и приказал усекнуть его мечом.

Воины, взяв святого, повели его вон из города на усекновение к месту, называемому Диоскория; при этом множество народа провожало святого. Отдано было повеление правителем, чтобы, по усекновении, бросить тело святого в реку.

«Когда усекновен был Христов мученик, увидели мы (повествует святой Евсигний), которым дано видеть, страшное чудо: явилось множество святых ангелов, которые, приняв душу святого, возносили ее на небо. Господь наш Иисус Христос виден был стоящим на небе и говорящим: «Приди добрый и верный раб Мой, Василиск, войди в небесное Царствие в сонм праведных, где пребывают рабы Мои, взятые вместе с тобой на мучения за Меня».

Мы, все это видевшие и слышавшие, – продолжает повествователь, – упали ниц на землю и поклонились Господу, благодаря его за то, что Он сподобил нас такого видения.

Затем палач, по имени Приск, взяв тело мученика, повлек его к реке. Мы, приступив к нему (говорит Евсигний) просили, чтобы он немного подождал, пока не разойдется народ и дали ему тридцать золотых монет в выкуп за тело мученика. Он предоставил нам тело мученика сказав:

– Смотрите, чтобы кто не узнал и не рассказал правителю об этом; будет тогда неприятность вам и мне.

Мы же, взяв честное тело, – продолжает Евсигний, – скрыли его и ночью вынесли его на вспаханное поле, похоронили и на том месте посеяли семена. В ту же ночь семена дали росток, а в следующий день дали цвет и плод. Когда мы копали мученику могилу, то некоторые из нас захотели пить воды; по молитвам святого Василиска, которого мы призвали, тотчас близ могилы показался источник воды; напившись, мы прославили и возблагодарили Бога. Источник же тот существует и до нынешнего времени, и больные, которые с верою пьют воду из него, получают исцеление».

После всего этого напал нечистый дух на правителя Агриппу, и он стал искать тело мученика, помышляя в себе: «Если бы я прикоснулся к телу Василиска, наверно я избавился бы от несчастия».

И никто не смел сказать ему, что тело мученика было погребено в земле. Некоторые сказали ему: «Ты велел бросить тело в реку; для чего же теперь ищешь его?»

Тогда Агриппа отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с земною пылью, завязал ее в пояс свой. Тотчас он освободился от нечистого духа и уверовал в Господа нашего Иисуса Христа.

Спустя некоторое время, гражданин Комана, Марин, муж благочестивый, построил церковь во имя святого мученика Василиска и, вынув из земли святые его мощи, перенес их в эту церковь. От мощей святого совершалось множество чудесных исцелений от всяких болезней, по молитвам его и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому с Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Святитель Димитрий Ростовский, «Жития святых»

Мы очень просим вас поддержать работу сайта газеты «Православная Москва». Пожертвование можно перевести на карту Сбербанка: 4274 3200 3865 4060

Д

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *