Икона с частицей мощей преподобного Василиска Сибирского, которая пребывает в нашем храме
25 ноября 2017 г. в нашем храме была торжественно вынесена новая икона — преподобного Василиска Сибирского с частицей его святых мощей.
Этот угодник Божий жил в XIX веке, но по молитвенному преуспеянию был равен древним святым отцам. Во время молитвы ему являлись Сам Господь и Божия Матерь; ему были дарованы откровения о прошлом и будущем; он в изобилии вкусил Божию благодать, даруемую только истинно смиренным подвижникам. Иногда видел он в своем сердце Богомладенца Христа, и от этого чувствовал великое умиление и радость… Преподобный Василиск скончался в городе Туринске и был похоронен в Свято-Николаевском Туринском монастыре. В 2004 году подвижника прославили в лике святых, и его мощи были помещены в храме для всеобщего поклонения. Ему молятся в различных нуждах – в недугах телесных и душевных, в сложных жизненных ситуациях, и по вере своей каждый получает просимое. Известны случаи исцелений от бесплодия, онкологических заболеваний. В особенности же преподобный Василиск покровительствует тем, кто стремится к серьезной духовной жизни, прилежит молитве.
Житие преподобного Василиска Сибирского
«Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидите в Царство Небесное», – сказано Господом, и многим на первый взгляд это кажется легким для исполнения. Но лишь редкие избранники Божии, и среди них Василиск Сибирский, достигли своим подвигом и непрестанной Иисусовой молитвой духовного младенчества – полного незлобия, совершенного отсутствия возношения, глубокого сознания своей немощи и нужды в ежеминутном заступлении Божием. Путь преподобного Василиска к этой вершине лежал через тяжкие скорби и искушения. Пустынник Василиск (в миру Василий) родился в середине XVIII века в семье крестьянина деревни Иваниш Калязинского уезда Тверской губернии. Его родители, Гавриил и Стефанида, детей своих, троих сыновей, воспитывали в страхе Божием. Отрок Василий с детства познал труд и нужду: просил милостыню, затем некоторое время был пастушком. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Не смея перечить отцу, Василий вступил в брак, но вскоре с согласия жены оставил семью и начал проводить монашеский образ жизни сначала в миру, а затем в различных монастырях. Некоторое время жил он отшельником в лесах Чувашии. Василий стремился постоянно пребывать в молитве, не давал послабления своей плоти: берегся от насыщения, излишнего питья и особенно сна, все ночи под праздники проводил в бдении. Если же его начинал одолевать сон, он клал поклоны, колол дрова или пел духовные песни. И так проводил он все праздники в великом труде до изнеможения, ибо тогда не знал еще о сердечном безмолвии и хранении ума. Когда к нему заходили странники, он всех любезно встречал, но если кто-нибудь просился к нему жить, – отказывал, говоря, что грешен, пребывает в нерадении и вообще дал обет проводить жизнь уединенную. Когда же проситель настаивал, Василий отвечал ему с кротостью: «Вместе жить нам никак нельзя, но, если хочешь, оставайся в моей келлии, а я пойду на другое место».
Как-то один из странствующих братий рассказал Василию, что в брянских лесах живет в пустыне с учениками иеромонах Адриан – старец великой жизни, многоопытный и простой. Василий, желая предать себя в повиновение искусному наставнику, сразу же отправился к нему. И действительно, жизнь при старце Адриане стала для него новой ступенью монашества. Предав себя ему в послушание, Василий преуспевал в постнических трудах и скоро, как лоза привитая и давшая ко времени плод, был пострижен старцем в мантию с именем Василиск. Через некоторое время отец Адриан был вызван Петербургским митрополитом Гавриилом для обновления Коневской обители, и все его ученики последовали за ним, а отец Василиск остался жить в столь желанном для него уединении. Однако теперь напали на него искушения и страхования, каких раньше он и не испытывал. Часто по ночам просыпался он от жутких голосов, угрожавших ему: «Ты здесь один, а нас много, мы тебя погубим». От нестерпимого ужаса случалось ему впадать в уныние. Ко всему прочему, тело его было немощно и болезненно. Пищу употреблял самую простую, даже суровую, а если и принимал какие-либо приношения от почитавших его, то сам почти ничего не ел, а все раздавал другим. Также вырезал старец из дерева грубоватые ложки (изящно делать он не умел) и дарил посетителям. Те очень радовались и щедро жертвовали за подарок, столь для них дорогой.
Такова была жизнь смиренного монаха Василиска, посвящавшего все время молитве и подвижничеству. Примерно в это время встретил он своего будущего сомолитвенника и духовного брата – отца Зосиму (Верховского), тогда еще носившего имя Захария и желавшего стать отшельником. Пустынническая жизнь брянских монахов привлекала душу юноши, но более всех прилепился он сердцем к отцу Василиску. Взаимна была и любовь к нему старца. «Всегда просил я Господа, чтобы послал мне друга духовного, искреннего, сердечного, единодушного, ибо и в безмолвии трудно жить одному. Сказано: «брат от брата помогаем, яко град тверд» и «горе единому». Итак, я просил Бога, а сам не решался никого принимать, ожидая, пока Сам Господь, «ими же весть судьбами», явит мне такового. И вот душа моя прилепилась к тебе столь сильною любовью, что как будто известился я, что в тебе дает мне Господь просимого мною», – говорил ему позже сам старец. Чтобы испытать силу произволения и твердость намерения юного Захарии, Василиск благословил его пожить сначала в Коневской общежительной обители и лишь через три года, с благословения отца Адриана, принял к себе. Однако хотя он и полюбил Зосиму, как свою душу, все же не считал его за сына и ученика, полагая, что по просвещению ума своего Зосима более него сведущ во всех писаниях святых отцов. Кроме того, именно Зосима открыл старцу тайное монашеское сокровище, объяснив учение о сердечной молитве. С возгоревшейся ревностью, усердно начал упражняться Василиск в молитве Иисусовой и так ее полюбил, так прилежно ей обучался, что плоды ее не замедлили явиться в этом простом и смиренном сердце, искренно любящем Господа. О чудных духовных действиях молитвы в старце Василиске отец Зосима составил особую рукопись – «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска», куда прилежно записывал все откровения подвижника. Отец Василиск не только доверял ему тайны своего сердца, но и сам рассматривал и выправлял повествование. Чистота сердца и глубокое смирение перед Богом и ближними позволили преподобному достичь возвышеннейшего духовного преуспеяния. Неоднократно удостаивался он осияния лучезарным светом, сподоблялся лицезрения Спасителя и Пресвятой Богородицы, видений райских блаженств и адских мук, а однажды в упоении духовной любовью ко Господу был восхищен из тела на воздух и наслаждался несказанной сладостью и блаженством (истинность молитвенного подвига старца Василиска засвидетельствовал святитель Игнатий (Брянчанинов), который в III томе своих аскетических сочинений пишет, что, насколько ему известно, в его XIX столетие только два инока сподобились видеть свою душу исшедшею из тела, одним из каковых и был преподобный Василиск).
Около 10 лет провели отец Василиск и отец Зосима по благословению отца Адриана близ Коневской обители, упражняясь в монашеских подвигах и особенно в молитве Иисусовой. Многим помогали они мудрыми советами: десятки богомольцев посещали подвижников, и все находили у них доброе утешение и духовную поддержку. Нередко отец Василиск предузнавал и перемены, грядущие в жизни его или других людей, которые со временем и исполнялись.
Затем в течение 20 лет подвизались они в отшельничестве в сибирском лесу в районе г. Кузнецка. Здесь с ними произошел такой случай. Отправляясь на зимовку, договорились они с одним благочестивым крестьянином, что он в определенное время будет подвозить им продукты, а весной, до разлива рек, поможет выбраться из тайги. Наступила весна, а крестьянин по неведомым причинам к ним не приехал, и, видя, что дальнейшее ожидание бесполезно, отшельники решились идти сами. Расстояние в сорок верст полагали они пройти дня в два-три, но на деле путь этот занял не одну неделю. После первых же дней путешествия увидели они, что совсем заблудились и в какую сторону идти, не знают: небо затянуло облаками, ветер воет, солнце вовсе не появляется. Предав себя на волю Божию, двигались они, ориентируясь по солнцу, а в пасмурные дни – по коре деревьев. Одежда и обувь на них поизносились, запас пищи подходил к концу, все меньше оставалось сил. Как-то раз, проведя ночь почти без отдыха, пришли они к берегу реки, через которую надо было переправляться. Старец Василиск, встав на лыжи, перешел по льду без препятствий. Следом за ним двинулся и отец Зосима, но так как он был тяжелей, то лед не выдержал его, и он стал тонуть, погрузившись по грудь в воду. На ногах лыжи, а нагнуться и отвязать их мешает лед. Сил старца Василиска, конечно, не хватило бы, чтоб вытащить утопающего. «Тогда, – вспоминал отец Зосима, – я отчаялся остаться в живых. Ибо ноги мои из-за креплений держались на лыжах, а сами лыжи в реке, увязли во льду и снегу. И никак невозможно было мне подняться и вылезти на берег, нагнуться же и рукою достать лыжи вода и лед не давали. Старец мой, видя, что я так увяз, не знал, как помочь. Тогда воззвали мы к Божией Матери: «Пресвятая Богородице, помоги!» Я просил старца подать мне свою руку, говоря ему: «Авось как-нибудь, придерживаясь за тебя, выйду». Он подал, – и я так легко и скоро вышел к нему на берег, что мне кажется – легче, нежели бы я был свободным и не погрязшим! И как мои ноги вышли из лыж, привязанных к ним ременными креплениями, – это весьма удивительно. Только Господь Бог, ради Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, восхотел даровать мне еще жизнь и явить, сколь облагодатствован мой старец».
Прошло еще несколько дней: вновь и вновь поднимались измученные путники и брели вперед, уповая на милость Божию, ни еды, ни сил у них уже не было. Наконец, к великой своей радости, увидели они отпечаток собачьей лапы, потом след человека, и вот вдали показалась деревня! Вместе с благодарственной молитвой к Богу неудержимым потоком полились слезы. Долго сидели они, отдыхая и размышляя о том, как Господь Бог отечески их наказал, но смерти не предал, что, несомненно, по Его Промыслу случилось им искушение, для научения и познания самих себя. А более всего благодарили они Бога за то, что во всех прискорбностях удержал Он их от ропота и не позволил отчаяться в Его всещедрой милости. Более двух месяцев был старец Василиск как расслабленный, не мог сам ни пить, ни есть, но постепенно пришел в силы. Более молодой отец Зосима оправился быстрее и во всем ему помогал. Видя вокруг внимание и участие, решили они остаться в Кузнецком округе до конца жизни. В пятидесяти верстах от Кузнецка пустынники нашли себе удобное место, с помощью благодетелей построили две келлии и стали вновь жить отшельнически. Ходить друг к другу воздерживались они до субботы, особенно в среду и пяток хранили уединение. А воскресенья и праздники проводили вместе в чтении и духовных дружеских беседах, прогуливаясь по пустынным окрестностям. Весною же, когда травы еще не велики, недели по две не возвращаясь, ходили по разным лесным местам, по горам и долинам, взяв с собою огниво, котелок и сухарей. Добрые христолюбцы изредка посещали пустынных старцев, делая им приношения. Однако денег они решительно ни от кого не брали, а только лишь самые простые и скудные пожертвования, необходимые для их пропитания и одеяния. Причем старались воздавать и за них своим рукоделием: отец Василиск делал посуду глиняную, а отец Зосима – деревянную. Таково было их житие внешнее. Но невозможно описать то, что совершалось в глубине их душ, ибо никакие слова не могут в точности изобразить внутреннюю жизнь истинных пустынников. 24 года прожили старцы Зосима и Василиск в пустыне почти неисходно, думая, вероятно, и окончить там свои дни. Однако, «зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф.5:15). Господу было угодно, чтобы, стяжав высокие добродетели, они послужили теперь делу спасения ближних. Некая мещанка города Кузнецка, Анисья Котохова, пожелала начать иноческую жизнь. Поблизости монастырей не было, а в Россию ехать было далеко, и она решила прибегнуть к духовному руководству пустынников. Получив их согласие и доверив им свою волю, она поселилась в деревеньке на берегу реки Томи, к ней стали проситься в сомолитвенницы и другие девицы. Старец Василиск часто посещал их, окормляя и наставляя в иноческой жизни, иногда посылал к ним и отца Зосиму. Очень скоро стало очевидным неудобство монашеского жития среди мирян – надо было хлопотать о переводе инокинь в какой-нибудь упраздненный монастырь. Тобольский архиерей согласился отдать под их нужды опустевший мужской монастырь в городе Туринске, а отец Зосима исхлопотал в Священном Синоде перевод этой обители в разряд женских. Так был возрожден Свято-Николаевский монастырь, близ которого и провел в уединении последние свои годы преподобный Василиск. По старости лет нередко подолгу проживал он и в самой обители. Именно здесь, во время смуты и неправого гонения на старца Зосиму, он явился во сне двум членам Следственной комиссии, увещевая их оправдать и защитить его духовного друга и сотаинника по причине его полной невиновности. Блаженная кончина старца Василиска последовала 29 декабря 1824 года. Время своего отхода он указал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Таин. Крестьянин, который служил ему до кончины, приложив свою руку к груди отходящего пустынника, ощутил, что сердце в умирающем сильно бьется и мечется во все стороны. До самого последнего вздоха был он в устной и сердечной молитве и со словами «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» испустил дух, будто уснул. Причем и по исшествии духа сердце еще долго в нем трепетало. За четыре дня, прошедших до приезда старца Зосимы, вид почившего не только не сделался хуже, но стал еще благовиднее. Тело его было мягким, как у спящего. Отец Зосима приказал написать с него портрет, ибо по глубокому смирению своему при жизни старец на это никак не соглашался. Перед погребением на седьмые сутки, когда стали вынимать тело старца из гроба, чтобы спеленать в мантию, оно оказалось гибким, как у живого. Святой подвижник был погребен близ алтаря монастырского собора. В 1913 г. над могилой старца была построена, а в 1914 г. освящена каменная часовня во имя святого мученика Василиска. Ее посещало множество богомольцев, которые часто служили панихиды, молясь о упокоении всеми любимого и почитаемого подвижника. В советское время и храм, и часовня были уничтожены, на их месте же построены гаражи. Святые мощи преподобного были обретены в 2000 году. Известны случаи исцелений и духовной помощи после молитвенного к нему обращения.
Вся жизнь старца Василиска являет нам собой пример полного самоотречения и ревностного следования за Господом, подлинного исполнения евангельских заповедей о любви к Богу и ближним. Не обладая никакой мирской мудростью, он был удостоен от Господа премудрости свыше. Сознавая и почитая себя малейшим в мире сем, он сподобился стать великим о Господе и засвидетельствовал своим примером истинность евангельских слов: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят!»
Мощи святого Василиска находятся в екатеринбургском поселке Елизавет, в храме в честь Всемилостивого Спаса.
Мощи преподобного Василиска Сибирского в храме Всемилостивого Спаса (Елизавет)
Молитвы
Тропарь преподобному Василиску Сибирскому
глас 4
Яко издетска Христа возлюбив, преподобне, Тому любовию чрез все житие последовал еси. В пустыню Сибирскую вселився, непрестанную молитву Христу возлюбленному приносил еси. Поминай нас, чад твоих, преподобне Василисче, с любовию притекающих к тебе и чтущих святую память твою.
Ин тропарь преподобному Василиску Сибирскому
глас 8
Земли Сибирския процветение, / юже безмолвия подвигом озарил еси, / житие пустынное до конца возлюбив, блаженне, / и, яко бисер многоценный, / сердечныя молитвы дар от Господа стяжал еси, / и нам в наследие сие сокровище явил еси, / да во спасение его приемлюще, вопием ти: // преподобне Василисче отче наш.
Кондак преподобному Василиску Сибирскому
глас 2
Возложих себе от ранней юности, даже из детства твоего, преподобне отче Василисче, последовал еси Христу, любовию возгреваяся и молитву непрестанную чрез все житие Тому приносил еси. Тем же Господь упокой и сердце твое, молитвенника велика яви, грешным непостижимаго.
Ин кондак преподобному Василиску Сибирскому
глас 4
Пустынею дикою от славы мирския утаенный, / умнаго делания высоты смирением достигл еси: / теплою любовию ко Христу простираяся, / молитвенную сладость яко миро сердцем источал еси, / темже божественная благодать в тебе являемая / облиста всея Сибири концы, / пустынножителю Василисче, / моли всещедраго Бога // души спасение нам даровати.
Молитва преподобному Василиску Сибирскому
О, преподобне и богоблаженне отче наш Василисче, безмолвия доблий рачителю и пустынножителю ревностный, умнаго делания смиренный наставниче и послушания предивный образе! Ты мира сладости бегая, пустыни непроходныя достигл еси, в нейже многая лета, богомыслием озаряем, в трудех пустынных подвизался еси, смиренномудрия глубину ископав; сего ради, яко сокровище пребогатое, сердечныя молитвы сладость утешительную Господь тебе дарова, еяже действием великих дарований исполнился еси. Темже молим тя, отче Василисче, воззри на ны, унылыя и немощныя, и возгрей в сердцах наших истинную ревность о Христе Иисусе Господе нашем, Иже есть един источник спасения нашего. Буди нам поспешник к высоты духовныя восхождению: ум наш в трезвении бодренном укрепи и дух сокрушен в сердца наша вкорени; наипаче вразуми, научи и усердие неослабное в молитве непрестанней подаждь нам, во еже освятити уста, умы и сердца Христу Богу нашему, Егоже именем отбежит от нас всякая неправда и уныние, диавольским действом составляемыя, и да просветятся души наша светом любве Божественныя ко исправлению жития нашего, да не погибнем в огне аки плевелы, но, яко пшеницу чистую, соберет ны Господь в житницу Свою небесную, идеже вси любящии Его в радости нескончаемей пребывают, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
11 января празднуется память преподобного Василиска Сибирского — великого подвижника и молитвенника Русской земли, делателя молитвы Иисусовой, которого можно поставить в один ряд с великими русскими преподобными отцами. Радостно, что прекрасный текст службы святому утвержден решением Священного Синода от 14 июля 2018 года (журнал № 61). Теперь, по милости Божией и благословению нашего Священноначалия, мы имеем возможность совершать службу не по общей минее, а по составленному богослужебному тексту, из которого молящиеся могут почерпнуть и назидание, и молитвенные чувства, и получить большое утешение от того, что еще одному нашему святому соотечественнику совершается прекрасно и с любовью составленная служба. В настоящее время рака со святыми мощами преподобного Василиска находится на подворье Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря в г. Екатеринбурге, где все желающие могут поклониться мощам святого. Предлагаем Вашему вниманию житие преподобного Василиска Сибирского с сайта Сестры.ru.
65 лет безмолвия.
На подворье Ново-Тихвинской обители почивают мощи великого старца
Рака со святыми мощами преподобного Василиска Сибирского
Однажды, увидев в сельском храме изображения Ангелов, крестьянский мальчик Василий, будущий святой преподобный Василиск Сибирский, сделал себе крылья из длинных перьев и долго бегал по пригоркам, размахивая ручками, пытаясь оторваться от земли и взлететь на небо, к возлюбленному Господу. Конечно, ничего тогда из этой затеи не вышло, но много лет спустя Господь все-таки исполнил его желание – преподобный Василиск приблизился душой своей к Богу настолько, насколько это возможно для человека в этой привременной жизни. Он жил в ХIХ столетии, но по молитвенному преуспеянию был равен древним подвижникам.
Мощи этого великого молитвенника Уральской земли, 65 лет подвизавшегося в пустынных лесах, почивают в поселке Елизавет на недавно переданном нашей обители подворье. Его честные останки – единственные целокупные мощи в Екатеринбурге.
Портрет преподобного Василиска Сибирского. Туринск. Областной Краеведческий музей
Все житие старца Василиска – непрерывное восхождение человеческой души к Богу. Пустынные леса Чувашии, Брянщины и Сибири помнят его ночные бдения и непрестанные молитвословия. Людей преподобный Василиск сторонился, и лишь верный его ученик, многолетний сотаинник и сомолитвенник, старец Зосима Верховский, с которым преподобный Василиск оставался неразлучен почти до самой своей кончины, был свидетелем его пустыннических подвигов.
Сибирская глушь давала отшельникам самое необходимое – полную отчужденность от внешнего мира и возможность непрестанного молитвенного собеседования с Богом. Особенно в делании сердечной молитвы преуспел старец Василиск. Он рассказывал отцу Зосиме, что сподоблялся дивных видений, описать которые недостанет человеческих слов. А однажды в минуту, когда от изобилия Божией благодати сердце его бурлило, как кипящий котел, он в порыве сладостного чувства, коснулся груди ладонью и тотчас почувствовал жгучую боль. После, когда молитвенное состояние прошло, он увидел на руке волдыри от ожога. Современник старца Василиска, святитель Игнатий Брянчанинов, знавший молитвенные опыты сибирского подвижника, писал, что ему известны только два инока, которые в его столетие сподобились зреть свою душу, исшедшую из тела во время молитвы. Одним из них был пустынник Василиск.
Образ преподобных Василиска Сибирского и Зосимы Верховского, написанный одесским иконописцем А. Рудым
По смирению старец Василиск считал себя недостойным кого-либо наставлять и почитал отца Зосиму скорее как друга и возлюбленного во Христе брата, но тот, сознавая высочайшее преуспеяние своего старца, всю жизнь благоговел перед ним, как перед святым. Должно быть, трогательно выглядело со стороны, когда после духовных бесед и совместного чтения святоотеческих книг отец Зосима провожал своего старца до его кельи, а после, возвращаясь к себе, старался ступать точно по его следам, веря, что и это принесет ему пользу. Но не только видимым образом следовал отец Зосима своему наставнику – столь же неуклонно влеклась его душа вслед наставлениям благодатного старца.
Раздвоившаяся сосна, выросшая на месте келии старца Василиска под Туринском – зримое напоминание о духовной дружбе двух пустынножителей
Озеро Монашка, на берегу которого находились келии преподобных Василиска и Зосимы. Именно здесь прожили старцы в уединении более 20 лет
Много раз по ночам, когда случалось отцу Зосиме крепко уснуть, так что возникала опасность проспать час молитвы, слышал он голос своего старца, точно тот сам, стоя за дверьми кельи, читал вслух молитву: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». «Аминь» — отвечал отец Зосима по привычке, мгновенно проснувшись. Думая, что и вправду отец Василиск пришел навестить его, бросался к дверям, но, отворив, видел, что там никого нет. «Не старец мой пришел, то Ангел его пробуждает меня», — говорил он сам себе и приступал к своему монашескому правилу.
Место, где находилась келия-землянка преподобного Василиска. Здесь старец почил о Господе 29 декабря 1824 г.
Светоносную ночь Воскресения Христова проводили они в чтении и сердечной молитве. Затем, взяв Евангелие, а также праздничные снеди, топор, огниво, котелок уходили гулять по пустыне недели на две-три, оставляя кельи незапертыми. Ходя по лесам, горам и долинам, оглашали они всю пустыню сладким торжественным пением: «Христос Воскресе!», как бы возвещая всей твари о воскрешении ее Творца и прогоняя той вестью бесов из всех диких, мрачных и непроходимых пустынных мест. Впрочем, не одну только Пасху, но и Пятидесятницу и прочие летние праздники проводили они подобным образом.
Под конец жизни Господь сподобил старцев послужить людям: ими был учрежден в городе Туринске женский монастырь. Здесь старец Василиск и предал Богу свою чистую душу. До самого последнего вздоха пребывал он в сердечной молитве и последними его словами были: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий…». Умер он, будто уснул. Погребли старца Василиска в Туринском Свято-Николаевском монастыре возле алтаря Вознесенского собора. В 1914 году над его могилкой была освящена часовня во имя мученика Василиска. Верный его сподвижник и духовный брат, старец Зосима, пережил своего наставника почти на 20 лет, за это время он основал еще одну женскую обитель – Троице-Одигитриевскую общежительную пустынь, а также составил жизнеописание старца Василиска.
Полное житие преподобного Василиска Сибирского можно прочитать на сайте Сестры.ru.
Почитание старца Василиска началось в ХІХ веке, вскоре после его успения. На его могилку приезжали тысячи паломников, из простых и знатных, там стали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Однако после трагических событий 1917 года Свято-Николаевский Туринский монастырь был закрыт, храмы разрушены, а могила старца оказалась под асфальтом. Безбожная власть постаралась изгладить из народной памяти имя сибирского подвижника, но так и не сумела сделать этого до конца.
Свято-Николаевский женский монастырь г. Туринска. Слева от Вознесенского собора видна часовня, построенная над могилой прп. Василиска. Дореволюционный вид.
Вопросом прославления старца Василиска в лике святых одним из первых задался духовник нашей обители схиархимандрит Авраам. По его инициативе на территории Свято-Николаевского Туринского монастыря были организованы поисковые работы, и в 2000 году милостию Божией состоялось обретение бесценной святыни – честных мощей блаженного старца. Сестры церковно-исторического кабинета подготовили документы на канонизацию, и в 2004 году подвижник был прославлен в лике преподобных.
Храм во имя Всемилостивого Спаса подворья Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. п. Елизавет. г. Екатеринбург
В храме во имя Всемилостивого Спаса в поселке Елизавет целокупные мощи святого старца почивают со времени их обретения. До революции храм вместе с прилегающей территорией был подворьем нашего монастыря. Оскверненный и полуразрушенный, в советские годы он использовался как склад. В 1988 году храм был передан Православной Церкви, с этого времени началось его восстановление.
До конца 2006 года в поселке Елизавет располагался мужской монастырь во имя Всемилостивого Спаса. Позже его насельники ради большего уединения переехали в село Костылева Верхотурского уезда, где основали Свято-Косьминскую пустынь, а подворье было передано Ново-Тихвинскому монастырю.
Икона преподобного Василиска Сибирского, написанная сестрами Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря
Для жителей Урала и Сибири святой старец Василиск, молитвы которого еще при его жизни были подобны пламенному столпу от земли до неба, был и остается ходатаем и заступником во всех скорбях и невзгодах. Сестры верят, что недалеко то время, когда имя преподобного Василиска Сибирского воссияет с прежней славой, ибо «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом» и «не может укрыться город, стоящий на верху горы».
Адрес храма: г. Екатеринбург, район Елизавет, ул. Бисертская, 12-а.
Проезд: авт. № 20, маршрут. такси № 019, 012. Остановка «Дом культуры»