Вавилонские мифы

У праведника Ноя было три сына: Сим (Шем), Хам и Яфет. Вместе с отцом они спаслись в ковчеге от всемирного потопа, а после потопа с ним же стали возделывать землю. У Сима, Хама и Яфета родились дети и внуки, и род людской снова стал размножаться, распавшись мало-помалу на много племён. Сначала все эти племена говорили все одном языке, расселившись на равнине в земле Шинеар, в Вавилонии.

Однажды жители этой равнины стали строить город, а посреди него задумали соорудить высокую башню, чья вершина достигла бы неба. Но Бог расстроил их безумный замысел. Он «смешал языки» людей, так что один перестал понимать речь другого. Люди поневоле бросили своё строительство и разошлись в разные стороны. Город, который они начали строить, был назван потом Бабель или Вавилон, поэтому и неудавшаяся их постройка именуется в Библии Вавилонской башней.

Легенда о Вавилонской башне. Иллюстрированная и более подробная видеоверсия этой статьи

Из Вавилонии люди расселились по разным странам и стали жить отдельными племенами со своим языком каждое. По библейским преданиям, все эти племена происходили от трех вышеназванных сыновей Ноя. От Сима произошли народы, жившие в западной Азии – семиты (ассирийцы, эламиты, арамейцы, евреи, арабы). От Хама произошли «хамиты» (египтяне, кушиты, туранцы и другие азиатские и африканские племена), а от Яфета – произошли европейские нации.

Одним из потомков Сима был родоначальник еврейского народа Авраам.

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

Что есть Сеннаар, где гордецы решили построить колосс? Так Библия называет земли в междуречье Тигра и Евфрата в древности. Он же Шумер, географически — современный Ирак.

Описанные события происходят в период между Потопом и переселением Авраама из Междуречья в Палестину. Библеисты (верующие библеисты) датируют жизнь Авраама началом второго тысячелетия до нашей эры. Следовательно, Вавилонское Смешение в буквальном библейском варианте происходит где-то в третьем тысячелетии до нашей эры, на несколько поколений раньше Авраама (реальность персонажа — не тема данной статьи).

Реклама

Иосиф Флавий поддерживает эту версию: послепотопные люди не хотят зависеть от богов и строят башню до небес. Боги разгневаны — смешение языков, прекращение строительства.

Кое-что мы уже имеем: башня выстроена в Шумере в III тысячелетии до нашей эры. Однако для историков одной Библии недостаточно, поэтому далее послушаем самих жителей Междуречья:

«К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье», — пишет вавилонский царь Набополасар.

«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом», — пишет его сын, Навуходоносор.

В 1899 году немецкий археолог Роберт Кольдевей, обследуя пустынные холмы в 100 километрах к югу от Багдада, обнаруживает руины забытого Вавилона. Кольдевей будет раскапывать этот город следующие 15 лет своей жизни. И подтвердит две легенды: о Садах Семирамиды и о Вавилонской Башне.

Кольдевей обнаружил квадратное основание храма Этеменанки шириной 90 метров. Приведенные выше слова царей обнаружены именно при этих раскопках на клинописных глиняных таблицах Вавилона. Каждый большой город Вавилона должен был иметь зиккурат (пирамиду-храм). Храм Этеменанки («Храм краеугольного камня неба и земли») имел 7 ярусов, раскрашенных в разные цвета. Каждый ярус функционировал как храм какому-либо божеству. Пирамиду венчала золотая статуя Мардука, верховного бога вавилонян. Высота Этеменанки была 91 метр. Если сравнивать с пирамидой Хеопса (142 метр), это довольно внушительное строение. Древнему человеку пирамида казалась лестницей на небо. И строилась эта «лестница» из обожжённых глиняных кирпичей, как и написано в Библии.

Теперь состыкуем данные. Как храм Этеменанки попал в Библию?

Навуходоносор Второй (Nebuchadnezzar II) в начале VI века до нашей эры разрушил Иудейское царство и переселил его население в Вавилон. Там-то иудеи, которые к тому времени ещё не завершили формирование Ветхого Завета, и увидели поразившие их воображение зиккураты. И полуразрушенный или недостроенный храм Этеменанки. Наиболее вероятно, что как раз пленных Навуходоносор и использовал для восстановления культурных памятников предков и строительства новых. Там и появилась версия рабов («балал» — «смешение» на древенееврейском). Ведь евреи до этого никогда не сталкивались с подобным многоязычием. Но на родном языке «Вавилон» означал «Божьи Врата». Там и появилась версия, что бог когда-то разрушил эту башню. Древние евреи как бы пытаются посредством мифа осудить строительные работы с привлечением рабов. Там, где вавилоняне хотели стать ближе к богам, иудеи узрели святотатство.

Геродот описывает Вавилонскую башню как 8-ярусную, 180 метров у основания. Вполне возможно, что под нашим зиккуратом находится ещё один, недостающий ярус. Кроме того, есть косвенные данные, что храм Этеменанки стоял уже при царе Хаммурапи (XVIII век до н.э.). Когда же постройка начиналась, пока достоверно неизвестно.

Теги: Вавилон, древний мир, легенды, языки

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

В этой перспективе для библейского повествования вполне органичен рассказ о разрушении Вавилонской башни.

Образ Вавилонской башни прочно вошел в нашу речь. «Вавилонским столпотворением» называется бестолковщина, бессмысленная и безрезультатная суета. (Само слово «столпотворение», кстати — церковнославянское словосочетание, означающее «создание башни»). Этим образом люди пользуются уже более трех тысяч лет — со времен Моисея. Время же самого этого события точно определить нельзя — оно теряется на самой грани известной истории человечества. Сама же Библия ко времени Вавилонского столпотворения возводит разделение людей на народы («языки») и утрату единого языка человечества. Разделение людей на разноговорящие племена — беда это или милость Божия? Свой ответ на этот вопрос и дает этот отрывок из книги Бытия.

Для библейского рассказчика, строители Вавилонской башни «двинулись с востока». Скорее, они двинулись на восток: от Армении, где первоначально поселились потомки Ноя, к Междуречью (в «долину Сеннаар» — Быт. 11,2). Поскольку же для палестинца и Армения, и Междуречье находятся на северо-востоке, книга Бытия говорит о движении «с востока».

Цель их движения в греческом и русском переводах Библии определяется так: «построим башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11,4). Однако масоретский (современный еврейский) текст Библии говорит не «прежде чем», но — «чтобы не». Итак, строительство башни должно было помешать расселению послепотопного человечества по земле.

Судя по всему, сеннаарские строители были объединены вокруг потомков Хама (именно внук Хама Нимрод выступает в предыдущей главе книги Бытия как главный строитель городов и как владыка Вавилона — Быт. 10,10-12).

Поскольку именно потомкам Хама грозило наказание за грех их отца, перспектива «расселения» и ухода с обжитых и плодородных земель в неизвестность и последующее рабство воспринималась ими с тревогой. Чтобы этого избежать — они решили объединить всех людей вокруг себя (и по сути — под своей властью), и для этого предложили начать небывалую стройку.

С точки зрения исторической, при осуществлении замысла строителей Вавилонской башни и сохранении единого языка для всего человечества на неопределенное время задержалось бы становление многообразия в мире человеческой культуры: люди еще надолго сохранили бы унифицированный образ речи, а значит, и мысли, и поведения. Это резко бы сузило возможный спектр духовных и иных поисков. На много поколений вперед человеческое общество осталось бы одним и тем же и не могло бы испытывать иных возможностей речи о мире, значит, понимания мира и жизни в мире.

А с духовной точки зрения разрушительность такого хода событий заключалась бы в том, что единство человеческому роду при этом было бы обеспечено за счет самых низших влечений. Человечество закостенело бы в самопоклонении, в отказе от стремления к тому, что выше человека (а лишь стремление к более высокому, чем он сам, и может возвысить человека).

Само по себе единство людей не есть абсолютное благо. Вопрос в том — во имя чего это единство. Абстрактное единство невозможно. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, нельзя быть просто «братьями» — братьями можно быть только «в чем-то». Что объединяет людей, какие интересы и цели сводят их воедино — вот что определяет суть того или иного «объединения».

Разрушая единство строителей Вавилонской башни, Бог разрушает общество, основанное на тоталитаризме греха. Лучше жить порознь, но в свободе, чем вместе, но в рабствовании греху. Лучше пусть каждый человек и каждый народ сам строит свою судьбу; пусть лучше ошибки одних не ложатся на всех остальных бременем, уничтожающим свободу. (Так, война в Чечне заставила белорусских женщин примириться с распадом СССР — ибо защитила их сыновей от посылки на пылающий Кавказ.).

А строительство Вавилонской башни было именно грехом. Что характерно для объединения сеннаарских каменщиков, так это стремление «сделать себе имя» без Бога.

Как и в случае с грехопадением Адама, хамиты желают «стать как боги» и избирают для этого все тот же путь: путь магического самообожествления. Как и Адаму, строителям вавилонской башни кажется, что чисто техническим усилием, чисто внешним действием («вкусим» — «построим») можно причаститься Богу и стать подобным Ему. Им кажется, что пространство между человеком и Богом сводится к простому расстоянию, в то время как это поистине качественная пропасть. Им кажется, что это расстояние можно пройти лишь самовольным человеческим усилием, не уповая на встречное движение Бога и Его благодати: без диалога, без принятия Божественной помощи.

Итак, первый грех, описываемый Библией, и грех строителей башни в существе своем один и тот же: самообожествление человека. И сегодняшний мир полон проповедниками антибиблейских, антихристианских воззрений, суть которых сводится к лозунгу: «Вы — боги». Именно утверждение принципиальной божественности человеческой души и связанное с этим отрицание Единого Личного Бога-Творца лежит в основе оккультных доктрин Е. Блаватской или семьи Рерихов, антропософии Р. Штейнера и в целом глобального неоязыческого движения «Нью-Эйдж». Каждый человек волен по-своему решать , какая концепция более истинна. Но никто не вправе утверждать, что Библия стоит на позициях оккультного пантеизма. Библия с первых же своих страниц выступает против человекобожия. И потому принцип исторической корректности никому не может позволить утверждать, что Библия, подобно оккультистам, исходит из языческого отождествления Бога и человека.

В более же широком контексте, замысел строителей вавилонской башни состоит в попытке устроиться на земле без Бога. Это замысел практического атеизма. Поскольку же Библия — это книга символических архетипов, экспозиция основных коллизий, происходящих в религиозной жизни человека и человечества. Понятно, что утопическо-атеистический замысел большевиков в русской религиозной философии отождествлялся с повторной попыткой «башнестроительства». «Вавилонской башней» в христианской мысли принято называть попытки организации общественного единства через игру на понижение. Отказ человека служить тому, что выше его, ведет к расчеловечиванию самих людей.

Сегодня же можно сказать, что мироощущение строителей вавилонской башни сказывается и в идее создания единой синкретической религии человечества, которую предполагается создать из обломков исторических религиозных традиций.

Как бы то ни было, но сеннааритское объединение человечества оказалось серьезным препятствием к осуществлению Божественного замысла о нашем спасении. Попытка людей через самообожествление отгородить себя от Бога, разорвать нить религиозного восхождения, вызвала сверхъестественное непосредственное вмешательство Бога.

Бог не допускает реализоваться тоталитарным стремлениям хамитов. Однако Божественное вмешательство носит не судейский, а спасающий, характер. Бог не наказывает, а помогает человечеству, не дает ему застыть в вечно довольном самообожествлении. Если человек считает себя достигшим равнобожественного статуса, ему некуда больше идти. Он лишает себя стремлений, а значит, и потребности в росте. Разрушение Богом Вавилонской башни расчистило дорогу для человеческой истории.

Единый праязык всей земли (Быт. 11,9) здесь «смешивается». Речь не идет о том, что каждый вдруг заговорил на новом, национальном языке, и что на месте праязыка тут же явились множество уже развившихся конкретных языков (еврейский, шумерский, армянский…). Скорее всего, люди просто на время утратили вообще дар связной речи. Психиатрам известны подобные поражения речи: человек не может установить связь между тем образом, который он держит у себя в уме и тем словом, которое он проговаривает языком. Взаимное соответствие между смыслом слов и звучанием речи разрушается. И вот один строитель просит подать «топор» — но другой слышит в этой просьбе желание передать «кирпич». Затем, уже выходя из этого патологического состояния, разделившиеся люди постепенно, в течение многих и многих поколений начали вырабатывать отдельные языки, ставшие основой для современных языков.

Так видимое стремление людей к единству обернулось страшным раздроблением.

Однако библейский рассказ о разделении языков будет неполным, если не вспомнить событие, противоположное Вавилонскому столпотворению. Воссоединение разных народов и языков произошло в Иерусалиме уже в новозаветные времена. Это чудо воссоединения описывается в книге Деяний апостолов (Деян. 2). Святой Дух нисходит на апостолов в виде огненных языков. Но этот небесный огонь не сжигает людей, а научает апостолов проповедовать на незнакомых им языках. Община Христа состояла из евреев, вдобавок, по большей части из людей простых, некнижных и не знающих иностранных языков. И вот им Спаситель дает поручение: «Идите и научите все народы». Если бы апостолы после этого засели за словари и учебники, они не успели бы дойти до окраин Римской Империи с евангельским словом. Поэтому им дается необычнейший дар — дар проповеди на языке того человека («ближнего»), который сейчас стоит перед ними.

Таким образом, Библия учит, что единство людей является благом, если оно зиждется на служении добру, и является злом, если оно становится сообществом богоборцев.

Кроме того, библейский рассказ о Вавилонской башне для христиан служит дополнительным антирасистским аргументом: все народы, все расы имеют общий исток, и некогда все человечество было единым.

Следующая глава >>

Вавилонская башня 66. Тот, кто читает рассказ, содержащийся в книге Бытия 11,1–9, без контекста, склонен дать ему неточное толкование, видя в нем сознательную попытку людей вступить в состязание с Богом, каким-то титаническим усилием достичь неба, а кроме того —

11:1—9 Вавилонская башня

11:1—9 Вавилонская башня Этот короткий рассказ подводит удручающий итог историческому периоду накануне эпохи патриархов. Заново положенное Ноем начало человеческого рода было поставлено под угрозу опьянением Ноя и нескромностью Хама, а в «Таблице народов» уже

Вавилонская башня В Быт. 10,8-12 идет речь о царе Нимроде, «сильном зверолове». «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад, Халне в земле Сеннаар» (ст.10).»Во время раскопок обнаружены не только города Вавилон, Ниневия, но и город, носивший имя Нимрода. На дворцах

Вавилонская башня Одним из наиболее любимых объектов критики было место в Библии, повествующее о сооружении вавилонской башни. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли», книга Бытие 11:4. Но

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ Вавилонская башняНа земле появилось много людей. У всех был один язык, и все понимали друг друга. И решили люди построить город и башню высотою до неба, видную отовсюду. Хотелось им называться одним именем, чтобы не рассеяться по лицу земли.Дружно

Вавилонская башня Тогдашнее человечество тоже ощущало свое единство, прежде всего потому, что у него был один общий язык. Люди понимали друг друга и поэтому могли браться за грандиозные проекты. Тогда они решили построить город с башней до небес, чтобы «сделать себе имя»

4. Вавилонская башня

4. Вавилонская башня «Соотнеся тела земные с небесными и высшие с низшими, халдеи обнаружили во взаимных привязанностях между этими частями вселенной (отделенными друг от друга лишь в пространстве, но не в своей сущности) гармонию, объединяющую их в своего рода

Вавилонская башня Данная легенда отражает мотив богоборчества или желание человека сравниться с Богом, за которое Бог покарал смешением языков. Исследователи приписывают происхождение сказания глубокому впечатлению, которое великий город произвел на простодушных

Вавилонская башня Одним из наиболее любимых объектов критики было место в Библии, повествующее о сооружении вавилонской башни. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли», книга Бытие 11:4. Но

Вавилонская башня В местах обитания библейских родов строительный камень – редкость. Строить прочные и безопасные жилища очень тяжело. Неимоверное количество лет отсутствие крепкого и дешевого строительного материала было большой проблемой. И вдруг:И сказали друг

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ В этой перспективе для библейского повествования вполне органичен рассказ о разрушении Вавилонской башни.Образ Вавилонской башни прочно вошел в нашу речь. «Вавилонским столпотворением» называется бестолковщина, бессмысленная и безрезультатная

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ Вавилонская башняНа земле появилось много людей. У всех был один язык, и все понимали друг друга. И решили люди построить город и башню высотою до неба, видную отовсюду. Хотелось им называться одним именем, чтобы не рассеяться по лицу

Вавилонская башня.

Вавилонская башня. 9. Во всех древних городах на берегах Тигра и Евфрата возводились странные по форме сооружения огромной высоты. Они складывались из кубических или округлых глыб, нагроможденных друг на друга ярусами, сужающимися кверху, наподобие ступенчатых пирамид.

Вавилонская башня Было время, когда весь мир говорил на одном языке, пользовался одними и теми же словами. 2 Идя на восток, люди нашли в стране Шинар равнину и поселились там. 3 Сказали они тогда друг другу: «Будем делать из глины кирпичи и обжигать их в огне». (Так кирпич стал

Вавилонская башня 1 Во всем мире был один язык и одно наречие. 2 Двигаясь к востоку a, люди вышли на равнину в Шинаре b и поселились там.3 Они сказали друг другу:— Давайте сделаем кирпичи и обожжем их получше.Кирпичи у них были вместо камня и смола вместо известкового

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *