Возникновения города Вавилон
В период с 4 по 3 тыс. на территории Междуречья зародилась страна Месопотамия. Одна из самых первых цивилизованных стран. Позже область Месопотамии входила в состав Шумерского государства, которое просуществовала около 1000 лет, пока не было уничтожено семитами-амореями около 2000 лет до н.э. В след за этим возникло Вавилонское царство с центром в городе Вавилон, которе ранее по шумерским источниками называлось Кандигирра. Этот город был основан на берегу реки Евфрат, приблизительно в 24 веке до н.э.
Вавилонское царство
Когда амореи разгромили Шумерское государство, на руинах старого было основано новое со столицей в Вавилоне. Со временем амореи ассимилировались с шумерами и акадцами, таким образом возникли вавилонцы. Правда в период 1894 по 1595 новосозданное государство было втянуто в затяжные войны и не смогло устоять перед более сильными врагами — хетами. Из этого периода времени можно отдельно выделить правление вавилонского царя Хаммурапи, который издал свой известный кодекс «Хаммурапи» в 1750 году до н.э.
После того как держава Хетов захватила Вавилонское царство, Вавилон переживает период упадка. Второй период развития города Вавилон припадает на 7 век до н.э., когда было создано Нововавилонское царство. Этот период характиризуется, как время наибольшего расцвета Вавилона. В то время царем был Навуходоносор II. Именно за его правления Вавилон стал процветающим и могущественным городом Востока. Он был своеобразным мегаполисом, который являлся:
- центром торговли;
- центром экономической жизни;
- культурным центром;
- научным центром Нововавилонского царства;
Так же были созданы такие «Чудеса Света», как Висячие сады Семирамиды, которые царь возвел для своей жены. Ворота богини Иштар. Эти строения были воистину великим творением. А самым грандиозным творением этого древнего города, конечно, была Вавилонская башня (зиккурат Этеменанки), начало строительства 4 тыс. лет назад. Как говорит Библия, одного дня люди решили построить башню, которая смогла бы достать до небес. Богов разозлила такая надменность и они решили ввести разлад между строителями, изменив их язык. В итоге строительство прекратилось из-за того, что люди перестали понимать друг друга. Это явление по другому называют «Вавилонское столпотворение».
Гибель Вавилона
В 331 году, когда Александр Македонский захватил Вавилон, он признал город самым величественным и красивым во всем мире. После этого он провозгласил Вавилон столицей своей империи. Позже начиная с 1 века до н.э. до середины 6 века н.э. город переживает период упадка. Частые войны и репрессии приводят к тому, что город фактически исчез. Последнее упоминание о Вавилоне датируется 10-12 столетьем.
МАРДУК (аккадское) — центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилон.
Этимология имени Мардук (шумерское Амар-Уту, AMAR.UTU, буквально «телёнок солнца») неясна, нет уверенности, что это имя шумерского происхождения. Оно могло принадлежать к протошумерскому, несемитскому лингвистическому слою (о котором ничего не известно).
Бог Мардук считался сыном бога Эйя (шумерское Энки), бога подземных вод, мудрости и ремёсел и богини Дамкины. Его супруга богиня Царпанитум, сын — бог письма и мудрости Набу, главный бог города Борсиппы. Первоначальный характер божественных функций Мардука остаётся неизвестным, но позднее он был связан с водой, растительностью, судом и магией.
Отдельные упоминания имени Мардук появляются в клинописных текстах с конца III-го тысячелетия до нашей эры. Однако до тех пор, пока город Вавилон был малозначительным провинциальным центром, главный городской бог Вавилона Мардук оставался одним из множества незначительных младших богов месопотамского пантеона. Более важную роль культ этого бога стал играть с начала II-го тысячелетия до нашей эры, со времени правления I вавилонской династии. Превращение Вавилона в политический и экономический центр Месопотамии при Хаммурапи (XVIII век до нашей эры) усилило значение этого города как религиозного центра и положило начало длительному процессу, в ходе которого бог Мардук оказался во главе месопотамского пантеона.
Завершение этого процесса связано, по-видимому, с событиями правления Навуходоносора I (XII век до нашей эры). Имя этого царя Вавилона надолго сохранялось в памяти потомков, потому что он сурово отомстил эламитам за разграбление Вавилона и вернул статую Мардука, увезённую в столицу Элама город Сузы. Триумфальное возвращение статуи Мардука в Вавилон и восстановление его культа как покровителя государства и института царской власти окончательно утвердило положение этого бога во главе месопотамского пантеона. Некоторые исследователи даже видят в этих событиях отражение первых шагов движения религиозного сознания в направлении к монотеизму.
Для объяснения того, как Мардук достиг такой власти, потеснив многих древних богов (прежде всего бога Энлиля, главу месопотамского пантеона в III-м тысячелетии до нашей эры), теологами Вавилона была написана эпическая поэма «Энума элиш» (буквально «Когда наверху…»). Её создание датируется предположительно временем правления Навуходоносора I. Этот эпос, копии которого были найдены при раскопках Ниневии, Ашшура и других городов Месопотамии, занимал 7 табличек, каждая из которых содержала от 115 до 170 строк поэтического текста. После рассказа о происхождении богов и последовательности их поколений вплоть до рождения Мардука эпос повествовал о том, как богам пришлось вступить в борьбу с силами хаоса. В самый трудный момент на помощь старшим богам пришёл молодой бог Мардук. Он одержал победу над злыми силами в битве с ужасной Тиамат, воплощением первозданного океана, и овладел Таблицами Судеб. За избавление от Тиамат Мардук был избран главой богов. Далее в эпосе подробно описываются деяния Мардука как верховного бога: создание земли и неба, распределение обязанностей между богами, сотворение человечества. Заканчивается эпос перечислением 50 почётных имён Мардука, причём каждому имени даётся объяснение. Чтение эпоса «Энума элиш» составляло важную часть 11-дневного новогоднего праздника, который справлялся в главном храме бога Мардука в Вавилоне. Битва Мардука с Тиамат получила отражение в ассирийской иконографии. Изображения этой битвы сохранились не только на цилиндрических печатях, но даже на бронзовом барельефе на воротах Новогоднего храма в Ашшуре.
Главный храм Мардука в Вавилоне — Эсагила впервые упоминается в клинописных текстах конца III-го тысячелетия до нашей эры. К началу I-го тысячелетия до нашей эры вокруг Эсагилы вырос большой храмовый комплекс, состоявший из сотен зданий, выстроенных вокруг трёх больших открытых дворов. К северу от него находился огромный зиккурат (многоступенчатый храм), на верхней террасе которого располагалось ещё одно святилище Мардука.
Единственным серьёзным соперником Мардука после 1000 года до нашей эры был Ашшур, главный бог ассирийского пантеона. На юге Месопотамии Мардук правил единовластно, в текстах его часто называли Бел (от семитского «баал», «господин»). В поздневавилонской астрологии Мардук был связан с планетой Юпитер, а его супруга Царпанитум ассоциировалась с планетой Венера.
Мардук изображался в виде человека в богатом головном уборе и плаще, украшенном золотыми звёздами. В руках он держит свои божественные регалии: скипетр, трезубец или молнию. Священное животное Мардука, которое часто изображают рядом с ним, так называемый дракон с раздвоенным языком (мушхушшу), объединяет в себе черты льва, орла и змеи.
Для использования заклинания требуется подготовить помещение. Комната должна быть просторной, надёжно запираться и принадлежать вам. В ней требуется начертить сложный магический круг радиусом 5 фт., на котором в течение 5 часов зачаровывать материальный компонент. По окончании ритуала комната запирается, а стены приобретают феноменальную прочность. Теперь её возможно открыть только ключом, являющимся материальным компонентом. Магические предметы, находящиеся в комнате и настроенные на вас не теряют своей настройки со временем.
Вы поворачиваете ключ в воздухе, как будто открываете дверь. После второго оборота слышится громкий щелчок. Выберите до 10 предметов, являющихся уникальным оружием или магическими предметами, находящихся в комнате, к которой привязан использованный ключ. За вашей спиной открывается несколько сияющих порталов золотого цвета. Когда вы двигаетесь, порталы следуют за вами с такой же скоростью. Из них на половину своей длины высовываются выбранные вами предметы. Вы можете бонусным действием выхватить любой из них. Также, бонусным действием вы можете выстрелить максимум тремя предметами из порталов. Холодное оружие вылетает на большой скорости в цель в пределах дистанции заклинания, а магический предмет применяет свой эффект в выбранную цель в пределах дальности использования предмета. Если происходит выстрел холодным оружием, совершите им атаку по цели, но не рукопашную, а дальнобойную; оружие наносит дополнительные 5d8 своего урона из-за силы выстрела.
Общественный строй
Все лично свободное население Древнего Вавилона делилось на:
• полноправных (авилум);
• неполноправных (мушкенум).
Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане — авилум.
Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности и т. п. Полноправные граждане отнюдь не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники со временем становились более самостоятельными, а наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.
Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей, не являвшиеся членами древневавилонской общины, — мушкенум, вынужденные арендовать землю у храма, государства либо авилу- ма. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать имуществом. В его хозяйстве зачастую были даже собственные рабы.
Помимо сословного деления существовало разделение по профессиональным признакам:
• придворные служащие — царские телохранители и высшее жречество;
• редум, баирум, декум — различного рода военнослужащие;
• храмовые служители — одна из самых почетных профессий;
• чиновничество в древневавилонском обществе — важная властная сила;
• на низовых ступенях профессионально-служебной лестницы находились крупные купцы, предприниматели, врачи,ремесленники, поденщи — ки.
Безусловно, низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы — вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные.
Рабы подразделялись на:
• царских;
• храмовых;
• частновладельческих.
Для обозначения рабского состояния рабов клеймили особыми знаками, вырезаемыми или выжигаемыми на теле. Рабы не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить, сдать в аренду. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан был возместить ущерб.
Рабы не имели права на собственность: с разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.
Государственный строй
Древневавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога.
Земельная собственность в Вавилоне
Царская власть ограничивалась сильным жречеством и богатыми городами. В Вавилонии существовало три города, занимавшие привилегированное положение, — Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления — все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царь обращал на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что способствовало вытеснению ими родовой знати. Особенно ценились писцы.
Двуречье (Междуречье, Месопотамия) — древняя страна, заключенная в долине между двумя реками — Тигром и Евфратом Государства Месопотамии возникли более 5 тыс лет назад
Расцвет Вавилонского царства (XVIII в до н э ) — время правления царя Хаммура- пи (1792-1750 гг до н э )_ .
Особенность дворцовой системы управления проявлялась в том, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились везир, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя.
На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть
В Вавилонском государстве до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин; руководство ими осуществляли рабианумы
Характерные черты государственного устройства Вавилонии
1 Неограниченная впасть царя (назначал правителей областей и городов, руко
водил войском) Но в отличие от фараонов сам царь, по представлениям вавилонян, богом не был
2 Управление с помощью государственных служащих
Царь — крупнейший земельный собственник — раздавал земли за государственную службу
3 Существование общинных земель_________ ____________________________
4 Многобожие, постепенно сменившееся культом царя богов — покровителя Вавилона Мардука . —
Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция — он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии
В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.
В Вавилонии имелась регулярная армия В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат {илку) или отдававших это имущество внаем
Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из имущественного оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.
Согласно Законам Хаммурапи, предписывалось возвращать воину его земельный надел в случае возвращения его на родину из плена — независимо от срока пребывания в плену
Законы Хаммурапи
Одна из первых компиляций законов Вавилонии, вероятно относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы предположительно в конце этого правления. По мнению ученых, Законник подвел итоги деятельности правителя Все законы написаны на разговорном вавилоно-аккадском языке Формулировки четкие, лаконичные.
Знаменитый и уникальный в своем роде свод норм рабовладельческого права был составлен по указанию и, возможно, с участием самого Хаммурапи. Памятник права обнаружили французские археологи в 1901 г Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение Хаммурапи. Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое.. В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамашу — богу Солнца и Правосудия.
Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.
Ученые выделили в своде законов 282 параграфа.
Изложение законов произведено в казуистической форме. Текст не содержит общих принципов, практически не имеет религиозного и морализирующего элементов.
Сборник состоит из трех частей:
• введения, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему
царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также
пер ечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего
государства;
• 282 статей законов;
• обширного заключения.
Источниками при составлении сборника послужили:
• обычное право;
• шумерские судебники;
• казусы — случаи из судебной практики;
• нововавилонское законодательство.
В Вавилоне подобно Египту были узаконены следующие виды земельной собственности:
• царская;
• храмовая;
• общинная;
• личная.
Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не было.
Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих; мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как было сказано в разделе «Государственное устройство Вавилонии», подчинялись особому правовому режиму.
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития.
Законодательству Хаммурапи известны следующие договоры:
• займа;
• имущественного найма;
• личного найма;
Верхняя часть стелы Хаммурапи
• купли-продажи;
• хранения;
• аренды;
• товарищества;
• мены;
• поручения.
Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда, поэтому в Законах Хаммурапи ряд статей посвящен аренде поля, сада, еще неосвоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, кораблей, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
При помощи договора личного найма оформляли на службу сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определялся порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от притеснений кредитора и предотвратить развитие долгового рабства. Законы подробно регулировали следующие положения:
• ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком (20% годовых — в случае займа денег, 33 1/3% годовых — в случае займа зерна);
• ответственность кредитора в случае смерти должника в результате жестокого обращения с последним.
Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:
• продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
• существовал своеобразный «гарантийный срок» — например, 1 год при продаже раба;
• продавцом мог быть только собственник вещи;
• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. Брак заключался на основе письменного договора между будущим
мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.
Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь дополнительную жену.
Будучи главой семьи, отец имел над детьми большую власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие по отношению к родителям.
Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования по Законам Хаммурапи является законное наследование, когда в качестве наследников выступали:
• дети;
• усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешали усыновлять детей);
• внуки;
• дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания правовой компиляции можно условно выделить три вида преступлений:
• против личности;
• имущественные;
• против семьи.
К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.
В числе имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.
Преступлениями, подрывающимиустоисемьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие авторитет отцовской власти. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие. Основными видами наказаний являлись:
• смертная казнь в различных вариантах — сожжение, утопление, са- жание на кол;
• членовредительские наказания — отсечение руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;
• штрафы;
• изгнание.
При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался принципом талиона — «рав-
ное за равное», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.
Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышавший стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (прелюбодеяние) или членовредительством по принципу «символического талиона» — например, отсечением руки сыну, ударившему отца.
Как и в Древнем Египте, в Вавилонии ведение судопроизводства по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по частной жалобе потерпевшей стороны. Согласно нормам процессуального права, судья был обязан лично исследовать дело. Изменить свое решение он не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
Доказательствами в судебном процессе служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное ст. 2 законов).
Хронология истории древневосточных государств (Египет, Вавилон) (до н. э.)
3000 — объединение Северного и Южного Египта. Начало периода Раннего царства (1-Й династии).
2900 — начало складывания городов-государств в Шумере (совр. Южный Ирак). Зарождение письменности.
2800 — эпоха Древнего царства в Египте (III-VIII династии). Известна благодаря фараонам IV династии, построившим знаменитые пирамиды (Хуфу, или Хеопс, и Хафра, или Хефрен).
1792 — начало правления царя Хаммурапи, объединившего Месопотамию под властью Вавилона. Законы Хаммурапи являются наиболее ранними из дошедших до нас памятников законодательства.
1050 — окончание периода Нового царства в Египте.
586 — вавилоняне уничтожают Иудейское царство и разрушают первый Иерусалимский храм.
539 — персы уничтожают независимость Вавилонского царства.
525 — персы подчиняют Египет, впервые объединив весь Ближний Восток в одно государство.
Литература
Аннерс Э. История европейского права. М., 1995. Гл. 1.
БогословскийЕ. С.Государственное регулирование социальной структуры Древнего Египта// Народы Азии и Африки. 1981. № 1.
Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. М., 1993. Т. 1. Гл. 11-12.
Взгляды сторонников сочетания конфуцианского и легистского подходов к закону // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. Античный мир и Восточные цивилизации. М., 1999. С. 515-524.
Всемирное писание: Сравнительная антология священныхтекстов / Пер. с англ. М., 1995. Гл. 20.
Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с франц. М., 1966.
От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998.
ВегеИ]. О. V. Опагтазазг-га апс!ТипсНса1 ЬкегаШге. ‘МезЪаскп, 1973. Контрольные вопросы
1. Какие основные периоды следует различать в истории древнеегипетского и древневавилонского обществ?
2. Как управлялись Древнеегипетское и Древневавилонское государства?
3. В чем своеобразие древнеегипетского права и правосудия?
4. Каковы особенности Законов царя Хаммурапи?
Вавилонский жрец перед алтарем с символами Мардука драконом и копьем
Мардук , центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона. Первые письменные сведения об этом божестве восходят примерно к середине 3-го тыс. до н. э., как бог-покровитель Вавилона упоминается уже во время III династии Ура (22 в. до н. э.). Центральным божеством становится с возвышением Вавилонии во время I Вавилонской династии (19-16 вв. до н. э.), в связи с чем приобретает черты и эпитеты других божеств, в основном шумерских. Уже в прологе кодекса Хаммурапи М., первородному сыну Эйя (шумер. Энки), Ану (Ан) и Энлиль передают господство («энлильство») над людьми и возвышают над всеми игигами (небесными богами). Видимо, в это же время М. идентифицируется с шумерским Асаллухи. Среди многочисленных заимствованных эпитетов и качеств М. преобладают связанные с Энки и Асаллухи: подчёркиваются мудрость М., искусство врачевания, заклинательные силы. М. получает также функции водного божества и божества растительности. От бога Шамаша (Уту), чьим братом он иногда называется, к М. переходит титул «судья богов». Основные эпитеты М. — «владыка богов», «отец богов». Супруга М. — Царпаниту, сын — Набу. Главный храм — Эсагила.
Наиболее последовательно возвышение М. проводится в аккадской космогонической поэме «Энума элиш», конечная цель создания которой — обосновать и утвердить право М. на господство над всеми древними богами и над вселенной, для чего М. получает шумерскую генеалогию и становится героем — победителем древних космических сил. Согласно поэме, М. был зачат Эйя в «жилище Апсу», возведённом Эйя над убитым им Апсу (шумер. Абзу, воплощение первозданной водной стихии); мать М. — богиня Дамкина (шумер. Дамгальнуна). М. описывается как «ребёнок-солнце», божественное дитя, во всём превосходящее предшествующие поколения богов. Когда Тиамат, супруга Апсу, намеревается отомстить богам за убийство мужа, всех богов охватывает страх; один М. согласен сразиться с войском Тиамат, но требует, чтобы его ввели в совет богов и сделали верховным божеством. Устраивается пиршество, на котором М. демонстрирует могущество своего «слова»: по его приказанию исчезает и вновь появляется звезда (в прежних толкованиях — одеяние). Боги, потрясённые могуществом М., избирают его своим главой и благословляют на битву. М. вооружается луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырёх небесных ветров и семи бурь, созданных им против одиннадцати чудовищ войска Тиамат, вступает в сражение. Он вгоняет в разинутую пасть Тиамат «злой ветер», так что та не может закрыть рот, поражает её стрелой, расправляется с её свитой, отнимает у убитого им Кингу таблицы судеб (определявшие движение мира и мировых событий и обеспечивавшие их обладателю мировое господство). Далее М. творит мир. Он рассекает тело Тиамат на две части, из нижней делает землю, из верхней небо (запирая его на засов и приставляя стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю). Богам Ану, Энлилю и Эйя М. определяет их владения, а небесным светилам — их пути, разделяет 600 богов на 300 верхних, небесных и 300 нижних, подземных; по плану М. боги создают человека. Благодарные боги строят М. «небесный Вавилон» с храмом Эсагила, провозглашают пятьдесят имён М. (в числе которых — «господин стран», титул Энлиля), передающих ему власть практически всех главных богов аккадского пантеона. Так М. получает власть не только на основании законной преемственности, но и по праву сильнейшего. Кроме «Энума элиш» М. является активным участником мифа об Эрре, который обманным путём отбирает (на время) власть у «отца богов» и чинит страшные разрушения и убийства (изложение мифа см. в ст. Эрра).
С 14 в. до н. э. культ М. распространяется в Ассирии, но там ему противостоит местное божество Ашшур, нередко с М. идентифицирующийся и заменяющий его. Известны гимны и молитвы к М., а также стихотворное произведение времени царя Синах-хериба (705-680 до н. э.).
Символы М. — секировидный топор, зверь — дракон Мушхуш. В тексте новоассирийского времени с частями тела М. сравниваются разные звери, растения и металлы, возможно, они играли определённую роль в его культе: «его главные внутренности — львы, его малые внутренности — собаки, его спинной хребет — кедр, его пальцы — тростник, его череп — серебро, излияние его семени — золото.
В. К. Афанасьева. («Мифы народов мира», М., 1982.)