Вечерняя служба в церкви

Богослужения в храме Сретения Господня совершаются:

Начало утренней службы (Божественная Литургия) с понедельника по субботу — 8:00.

Начало утренней службы (Божественная Литургия) в воскресенье — 8:30

Начало вечерней службы (ежедневно) — 17:00.

Храм открыт для паломников и прихожан ежедневно с 8:00 утра до 18:30 вечера.

При храме открыта купель с тёплыми раздевалками, в надкладезной часовне организована раздача воды.

Перед службой в храме можно подать записки о здравии и упокоении. Лучше постараться выбрать 10 — 15 имён тех, кто прежде всего нуждается в вашей молитве. Простые записки подаются в церковную лавку. На добровольное пожертвование во храме можно заказать сорокоуст — молитвенное поминовение человека в течение сорока дней.

Для совершения таинств крещения, венчания, отпевания и других треб лучше обратиться также к настоятелю. После совершения таинства венчания возможна организация в трапезной праздничного банкета, который заказывается заранее в иконной лавке.

Вы можете подать поминовение на сорок дней (сорокоуст), или на более продолжительный срок — на полгода или же на год. Еженедельно по воскресным дням совершаются заказные молебны.

Расписание богослужений на 7 дней

Чувство огромного духовного восторга, возлюбленные о Христе други мои, мы вкладываем сегодня в начальные слова нашего праздничного богослужения. «Слава Святей, Единосущной и Животворящей, и Нераздельней Троице!» Ведь именно для прославления Святой Троицы мы собрались сегодня здесь в таком большом количестве в этот святой храм.

Мы собрались сегодня для того, чтобы молитвенно вспомнить то веками отдаленное от нас событие, когда Господь наш Иисус Христос, исполняя Свое обещание, ниспослал Святого Духа на апостолов и этим завершилось великое дело спасения рода человеческого.

Именно с этого дня Святой Дух пребывает в Церкви, зажигает в сердцах людей веру и ведет их по пути спасения, ибо сошествие Святого Духа в сердца людей все время продолжается.

День Святой Троицы, ныне так светло и торжественно нами празднуемый, — это священное событие в жизни Церкви Христовой. Ниспослание Святого Животворящего Духа на землю, на апостолов послужило началу жизни Церкви Христовой на земле. Сегодняшний день — это день рождения нашей Святой Православной Церкви, а она ведь наша духовная мать.

Это исполнение обещания Христа Спасителя, данное Им еще при земной жизни. Он знал слабость их духа, еще не окрепшую веру… Знал, что растеряются они, оставшись среди враждебного им языческого мира без своего Божественного Учителя. И потому обещал: «Пошлю вам Утешителя от Отца — Духа Святаго, Который наставит вас на истину».

И этот Дух Святой — Утешитель и Наставник не только для апостолов, но на все времена для всех, верующих во Христа. В этот день, кроме того, открылась в доступной для нашего понимания форме и Сама Святая Троица.

В Своих прощальных беседах Христос как бы так говорил Своим ученикам: «Вы видели Меня — Сына Божия — и во Мне видели Бога Отца. Но есть третье Лицо Единой и Нераздельной Пресвятой Троицы — Дух Святой Утешитель, Которого Я, уйдя с земли, пошлю вам от Отца».

И вот этот радостный и торжественный день наступил. Это произошло в пятидесятый день по славном воскресении Христовом и через десять дней после Его Вознесения на небо.

Для того чтобы понять радость апостолов, которая наполнила их души, когда в виде огненных языков сошел на них Дух Святой и они реально ощутили Его присутствие в себе, нужно войти своим сердцем в их великую скорбь.

Они всем сердцем полюбили Господа. Слушали Его учение. Видели чудеса, творимые Им. Но вот Его распяли и погребли во гробе… Вера их поколебалась, закрались в душу сомнения… овладел ими страх…

Христос воскрес в третий день, как и говорил им ранее об этом. В сорокадневный период от Воскресения до Вознесения Он часто являлся им, беседовал с ними, укреплял их, предупреждал, что скоро опять их оставит, но вместо себя пошлет им Утешителя и Наставника — Святого Духа. И наступило это вторичное расставание с любимым Учителем. Господь вознесся на небо…

Плачут апостолы, как говорится об этом в стихире на праздник Вознесения (4-я стихира на «Господи, воззвах»): «Апостоли, видев Тя на облацех возносима, исполненные скорби, с рыданием слезным говорили: Владыко! Не оставляй нас сирых, ведь Ты по милосердию Твоему возлюбил нас. Так пошли же нам, не забудь Своего обещания, Пресвятаго Твоего Духа, Который просветит наши души и укрепит».

И ждали апостолы и небольшая группа верующих в Господа вместе с Его Пречистой Матерью. Ждали Утешителя с небес, находясь единодушно вместе в молитве. И совершилось обетование Божие. Апостолы, духовно переродившись и получив от Святого Духа силу, уже безбоязненно выступили с проповедью.

Дух Святой уже в первый день Своего сошествия на землю совершил великое чудо. Как мы знаем из Деяний апостольских, озаренный Святым Духом апостол Петр произносит свою первую апостольскую проповедь, обращенную к многолюдной толпе, и иудеи, так недавно в ожесточении своих сердец требовавшие смертной казни Христу Спасителю, теперь просят апостолов крестить их и вступают в Церковь Христову. В тот день присоединилось к Церкви около трех тысяч человек.

С тех пор основанная Господом Спасителем Святая Церковь из маленькой семьи первых христиан выросла в огромную, неисчислимую даже миллионами святую семью. Сбылись слова Спасителя: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Из маленького зернышка, посаженного в землю божественным Садовником, выросло огромное многоветвистое дерево, покрывающее своими ветвями весь мир. И маленьким листочком на этом дереве является каждый из нас.

Тысячу лет тому назад на нашей Русской земле засиял свет Христовой веры, и на стволе Вселенской Церкви за это время выросла громадная ветвь — Церковь Русская!

Наши прадеды, деды и отцы жили и умирали в ограде Православной Церкви, и счастье ей принадлежать по наследству от них перешло к нам. Силою и содействием Святого Духа в Церкви Христовой совершаются чудеса возрождения и спасения человеческих душ. В ней у нас происходят «встречи» со Христом. И эти встречи, други мои, разнообразны и для каждого человека носят своеобразный характер соответственно строю его души, подготовленности души к возможному восприятию благодати Святого Духа.

Это зависит от открытости нашей души, от нашего желания и стремления войти в многочисленную семью верующих в Бога людей.

Одних благодать Святого Духа охраняет от грехопадений с самых младенческих и детских лет, бережно возводя их к совершенству духовной красоты… В сердца других благодать Духа Святого стучится в течение всей их жизни, призывая к исправлению. Только надо быть внимательным к самому себе! Надо услышать этот стук… Не заглушить его!.. Ведь благодать Святого Духа имеет необычайную чудодейственную силу. Она навсегда изглаждает грех из сердца кающихся грешников и укрепляет их духовные силы в борьбе с грехами.

Обращали ли вы, дорогие мои, когда-либо свое внимание на слова антифона 4-го гласа? Он всем известен, и все мы его любим и петь, и слушать. «От юности моея мнози борют мя страсти…» В нем есть замечательные слова: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается…»

Вдумайтесь в эти слова, обнадеживающие нас, грешников! Духом Святым оживляется всякая душа, даже самая-самая грязная и смрадная от грехов и пороков… Но если она потянется к Богу, если она захочет очиститься, — Святой Дух, ниспосланный Христом Спасителем от Отца в помощь нам, совершит это чудо!

Он очистит грешную душу, — и очищенную возвысит до степени святости. Только бы пожелал этого человек. У некоторых «встреча» со Христом происходит неожиданно и почти мгновенно. Зайдет человек по Промыслу Божию как будто случайно в храм Божий посторонним наблюдателем, и вдруг какой-то момент службы, песнопение или слова произнесенной молитвы внезапно так пронзят его душу, так глубоко западут в сердце, что человек становится верующим. И вера его обычно очень крепка, так как поверил он не с чужих слов, не с подсказки, а сам познал, почувствовал присутствие в своей душе благодати Святого Духа.

Вот, дорогие мои, какое сокровище мы с вами имеем в Церкви Божией и можем им пользоваться, если только мы, действительно, истинные православные христиане. Тогда Святой Животворящий Дух, прославляемый Святой Церковью, всегда будет спутником земной жизни всех нас.

И добрые, верные христиане, заботясь о своей душе, спешат в Церковь Божию. Они знают из личного опыта, что здесь они смогут дышать небесным благодатным воздухом, что в храме они могут и свое сердце, и бессмертную свою душу подклонять под обильный дождь благословений церковных.

Наша Мать-Церковь своим богослужением, всем богатством творений святых отцов и учителей Церкви, всем своим укладом учит нас жить жизнью, достойной христианина. Но это, дорогие мои, доступно только тем, кто является, действительно, членом Церкви Христовой, кто крещен и верит в Бога, кто прибегает к Таинствам Церкви.

Вот и сегодня в этом нашем древнем соборе, посвященном Живоначальной Троице, присутствует множество народу, но не все из здесь стоящих члены Церкви Христовой. Некоторые пришли только из любопытства, посмотреть убранство храма и на внешнюю сторону совершаемой службы. Их сердца не участвуют в нашей общей молитве. На них не распространяется благословение Церкви.

О как горячо я желаю всем вам, возлюбленные други мои, чтобы животворная сила Святого Духа коснулась ваших сердец, как верующих в Бога, так и тех, кто еще далек от веры. Пусть каждый из вас унесет в свой дом обновленную и укрепленную совместной нашей молитвой веру.

А те, в ком еще нет этой веры, пусть унесут с собой хоть крупицу той веры, проявление которой они видели здесь. Пусть хотя бы затеплится в их сердцах огонек желания познать Бога и приобщиться к Церкви.

И каждый из вас смело проси Духа Святого подать благодатную помощь. Ведь для этого Он и послан в наш мир. Ему поручено заботиться о нас. И Он духовной пищей насыщает каждого человека. И младенца, и старца, ученого и простого человека. Каждому дает по возможности его восприятия. И зависит от нас самих, от нашей свободной воли, воспользоваться помощью Духа Святого или отвергнуть эту помощь.

Все мы теперь знаем, что земная наша жизнь — это преддверие вечной жизни, это благословленное Господом поле, на котором растет для Царства Небесного пшеница — это мы с вами — созревающая здесь для житницы небесной. Это сад, в котором благодатию Духа Святого произрастают прекрасные, благоухающие дивным духовным ароматом цветы и плоды, о которых говорит апостол Павел: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

И эти знания даны нам для нашего вечного спасения. А помощник нам в этом Дух Святой, сошествие Которого мы ныне с вами празднуем. О великий, непрекращающийся ток силы Божией, ощутимый в нисхождении Духа Святого в наши души. Эта сила питает миллионы человеческих сердец, которые в молитвах своих просят:

«Прииди, Душе Святый, и умножь в нас веру;
даждь нам молитвенное дерзновение;
оживи сердца наши кроплением росы Твоея;
согрей нас, оледеневших в беззакониях.
Прииди и изведи мир на путь праведной жизни.
Прииди и посети всех, жаждущих Твоего озарения».

Аминь.

Всенóщное бдение Глава первая →

1. Смотрим схему. Обычное начало всенощного бдения, думаю объяснять не стоит.

2. Предначинательный псалом.

В ссылке схемы подробно разъяснено как должен исполняться предначинательный псалом, сказано, что он берется из Ирмология. В нашем случае его в Ирмологии нет (видимо в схеме ошибка, или я так плохо знаю Ирмологий), но он есть в Часослове на стр. 147.

Повторю, в Схеме разобран уставной порядок исполнения псалма, в приходской же традиции мы ограничиваемся теми стихами псалма, что даны в тех нотных сборниках, по которым мы с вами поем.

3. Великая ектения.

Тут все понятно. Открываем нотки и поем на каждое прошение: «Господи, помилуй», — внимательно слушая, чтобы не пропустить прошение «Пресвятую, Пречистую…», — на которое мы должны ответить: «Тебе, Господи», ну и не забываем про завершающий ектению возглас священника, на который отвечаем: «Аминь»

4. Вот теперь только пришла пора заглянуть в «Богослужебные указания» (далее — БУ).

Цитирую: «На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.» Что это значит?

Во-первых: Под этой фразой скрывается вся 1 кафизма, текст которой берем (в нашем случае) из первого тома Следованной Псалтири (стр. 7). (Можно взять и из любого другого издания Псалтири, конечно весьма желательно, чтобы Псалтирь была поделена на кафизмы и «Славы»)

Во-вторых: Если это указано, значит это изменяемый момент. Да, действительно, не на всех всенощных исполняется вся первая кафизма. Например при Богородичных Двунадесятых праздниках или памяти святого, которому положено служить бдение исполняется только первый антифон (слава:) первой кафизмы, а при бдении на Господские Двунадесятые праздники кафизма изменяется или отменяется в зависимости от дня недели.

В схеме мы видим подробный разбор исполнения 1 кафизмы на три «Славы», после каждой славы — малая ектения (состоит из 3 прошений на два из которых отвечаем: «Господи, помилуй», а на третье: «Тебе, Господи» и возгласа, на который отвечаем: «Аминь»).

В приходской же традиции кафизма либо читается на три «Славы» с ектениями, либо (что на мой взгляд чаще) поются избранные стихи первой кафизмы, после которых возглашается одна малая ектения, оканчивающаяся возгласом священника: «Яко Твоя держава…» и затем сразу исполняется «Господи, воззвах…»

5. «Господи, воззвах…»

Во-первых: «Господи, воззвах» — это стихи из 140, 141, 129 и 116 псалмов. Порядок их исполнения указан в Часослове (стр. 151). Исполняется «Господи, воззвах» на один из восьми напевов (гласов). Исполняется по гласу первой положенной стихиры. В нашем случае это восьмой глас.

Во вторых: Ближе к концу стихи начинают чередоваться с разными стихирами, которые и указываются в БУ. Пойдем по порядку:

— «стихиры на 10:» Эта фраза означает, что стихиры начинают вставляться между стихами псалмов на отметке в Часослове «На 10:» Смотрим в Часослов. Находим эту отметку на стр. 154. Конечно там указаны славянские цифры. (Настоятельно рекомендую на первое время сделать памятку закладку со славянским счислением.) Стихи отделяются через два: «На 10, на 8, на 6, на 4» (на 2 почему-то нет, всегда интересовало почему)

— «воскресные, глас 8-й – 4» Это значит, что нужно читать стихиры с воскресной службы. Тексты, изменяемые по дням недели и гласам даны в Октоихе. Помним, что Всенощное бдение начинается Великой вечерней, поэтому ищем в Октоихе: 8 глас, в субботу на Великой вечерне, на Господи, воззвах. Находим во втором томе (в нем как раз гласы с 5 по 8 ) на странице 460. (Обратите внимание, гласы в Октоихе начинаются не с Великой, а с малой вечерни.) и первые 4 стихиры вставляем в «Господи воззвах» после стихов отмеченных на 10 таким образом каким это показано в уже готовом последовании, которое мы и разбираем.

— и апостола, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). Это значит что нужно читать стихиры, посвященные святому, празднование которого совершается в число-месяц. Тексты служб, привязанных к конкрентным числам конкретного месяца даны в Минеях.Нам нужен день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Смотрим дату по старому стилю. 26 сентября. Нам нужна Минея Сентябрь. Открываем на стр. 731, видим: «На малей вечерни», вспоминаем, что Всенощное начинается с Великой вечерни, а значит перелистываем страницу на 732. И внизу находим что нам нужно: 3 стихиры, которые и вставляем (по дважды) вслед за стихами, начиная от «на 6». Как это получилось видим в готовом последовании (ссылка есть выше).

— «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова…». Тут понятно. Стихира (обычно зовётся «Славником») берется из Минеи и исполняется после пения (чтения) «Славы:» (Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.)

— «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…».» Догматик — это воскресное песнопение прославляющее Богородицу. Исполняется всегда на глас недели. Догматики написаны в «Октоихе» в завершении корпуса стихир «на Господи, воззвах»

Да, еще нужно сказать, что в распространенной приходской практике после двух начальных запевов (Господи, воззвах… и Да исправится…) сразу переходят к пению (чтению) стиха, от которого начинается исполнение стихир.

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Был седьмой час вечера. Целый день шел дождь, и теперь разгуливалось. Голубое, как горящая сера, озеро с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижно, гладко расстилалось перед окнами между разнообразными зелеными берегами, уходило вперед, сжимаясь между двумя громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагроможденных друг на друга долинах, горах, облаках и льдинах. На первом плане мокрые светло-зеленые разбегающиеся берега с тростниками, лугами, садами и дачами; далее темно-зеленые поросшие уступы с развалинами замков; на дне скомканная бело-лиловая горная даль с причудливыми скалистыми и бело-матовыми снеговыми вершинами. И все залито нежной, прозрачной лазурью воздуха и освещено прорвавшимися с неба жаркими лучами заката. Ни на озере, ни на горах, ни на небе ни одной цельной линии, ни одного цельного цвета, ни одного одинакового момента, везде движение, несимметричность, причудливость, бесконечная смесь и разнообразие теней и линий, и во всем спокойствие, мягкость, единство и необходимость прекрасного. Так один сам с собою я наслаждался тем, что испытываешь при созерцании красоты природы.

(По Л.Н. Толстому)

(157 слов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *