Вечное

Вечно ново лишь то, что вечно старо.
Ш. Рамю

Вечно женственное всегда являлось возвышающей силой для лучших мужчин.
Р. Роллан

Вечность — ребёнок, забавляющийся игрой в шахматы.
Гераклит

Вечность — это как бы река явлений и стремительно несущийся поток. Только что успело показаться одно, и оно уже уплыло, как проносится другое и торопится подплыть третье.
Марк Аврелий

Вечная мечта творческих личностей — о вечности своих творений.
3. Фаткудинов

Вечная новизна — вот в чём мера достоинства любого произведения искусства.
Р. Эмерсон

Вечное наслаждение равносильно вечному лишению.
У. Шекспир

Вечные вопросы — вопросы, на которые нет ответа.
В. Зубков

Вечные проблемы — проблемы, которые человечество вынуждено решать, прекрасно зная, что они неразрешимы.
В. Зубков

Раньше и вечность была долговечнее.
Станислав Ежи Лец

Все настоящее – мгновение вечности.
Марк Аврелий

Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение вечности, и все, что еще будет в течение беспредельного времени.
Марк Аврелий

Вечность: часть времени, которую мы предназначаем на ожидание.
Владислав Гжегорчик

Время – деньги, за которые мы должны купить вечность.
Хосемария де Балангер

Интересно: где упадет человек, споткнувшийся на пороге вечности?
Леонард Джевецкий

Вечность есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни.
Боэций

Всякое настоящее во времени — точка для вечности.
Марк Аврелий

Нет ничего дороже времени, ибо это цена, за которую приобретается вечность.
Луи Бурдалу

Вечность — это маятник, который, качаясь в могильном безмолвии, неустанно твердит лишь два слова:
«Всегда, никогда! Никогда, всегда». И при каждом таком ужасном взмахе какой-то отверженный кричит:
«Который час?» И голос другого несчастного ему отвечает: «Вечность».
Жак Бриден

Как ни печально, но вечность придется коротать в компании людей, с которыми мы не провели бы и одного уик-энда.
Филипп Бувар

Ничто не цветет вечно.
Цицерон Марк Туллий

Вечного нет ничего, да и долговечно тоже немногое.
Сенека Луций Анней (Младший)

Все самобытное неуничтожимо.
Прокл

Вечность — это время, когда существуют идеалы.
Жан Поль

Свет вечности сияет для меня не в знании, а в совести.
Вильгельм Виндельбанд

Ничего нельзя любить, кроме вечности, и нельзя любить никакой любовью, кроме вечной любви. Если нет вечности, то ничего нет. Мгновение полноценно, лишь если оно приобщено к вечности…
Николай Александрович Бердяев

Печать вечности можно поставить только на закончившейся жизни.
Морис Мерло-Понти

Утраченную минуту не может вернуть даже сама вечность.
Фридрих Шиллер

Человек, живущий в трёх мирах — в прошедшем, настоящем и будущем — может быть несчастным, если один из этих миров ничего не стоит. Религия прибавила к ним ещё и четвёртый — вечность.
Георг Лихтенберг

Одиночество — тест на совместимость с вечностью.
Геннадий Малкин

Вечность в политике длится не больше 20 лет.
Эдгар Фор

Сняться в плохом фильме — всё равно что плюнуть в вечность.
Фаина Раневская

Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки: царство над миром принадлежит ребенку.
Гераклит

Вечность не есть сумма времени.
Кароль Бунш

Время – движущийся образ неподвижной вечности.
Жан Руссо
(по канве Платона)

Вечность есть образ, созданный из времени.
Хорхе Луис Борхес

Вечность влюблена в творения времени.
Уильям Блейк

Время – деньги, за которые мы должны купить вечность.
Хосемария де Балагер

День – это вечность в миниатюре.
Ралф Эмерсон

Вечность тянется очень долго, особенно под конец.
Янина Ипохорская

Ничто так не торопит, как вечность.
Владимир Колечицкий

Нет ничего вечного, увы, кроме вечности.
Поль Фор

Неизбежность смерти отчасти смягчается тем, что мы не знаем, когда она настигнет нас; в этой неопределенности есть нечто от бесконечности и того, что мы называем вечностью.
Жан Лабрюйер

Средний человек, не знающий, что делать со своей жизнью, мечтает еще об одной, которая длилась бы вечно.
Анатоль Франс

По смерти я предпочел бы превратиться в ничто. Ни одно представление, даже самое лучшее, не может нравиться целую вечность.
Генри Луис Менкен

Близкие темы

  • Вся рубрика «Время»
      • Цитаты про эпоху
      • Афоризмы и цитаты о прошлом
      • Афоризмы и цитаты про ожидание

Библейское понимание В. формулировалось Церковью в контексте космологии, гл. обр. в рамках критики оригенизма. Вопрос стоял о выборе между античной концепцией вечного космоса, связанной с цикличным пониманием времени, и библейским линейным видением истории, получившей начало благодаря творящему действию Бога (см. в ст. Время).

Античная картина мироздания дуалистична, она предполагает 2 совечных первоначала: мир умопостигаемый (платонический κόσμος νοητός), т. е. безличный мир идей; и мир материи — низшая, но тем не менее столь же вечная реальность. В своей сущности умопостигаемый мир статичен, каждый из его элементов (идей) неизменен. Но на уровне материи осуществляется движение — бесконечное вращение и самоповторение, что, однако, есть лишь выражение В. и безусловной необходимости космоса. Вселенная с т. зр. античной философии может менять форму, но при этом в своей умопостигаемой сущности ее бытие неизменно и бесконечно во времени. Этот динамизм круговорота исключает саму постановку вопроса о происхождении или начале существования мира и стирает проведенное в Свящ. Писании радикальное различие между безначальным Богом и Его В., с одной стороны, и имевшим начало и существующим во времени миром — с др. (Флоровский. С. 80).

Отцы и учители Церкви, начиная с апологетов раннехристианских, опровергали любые формы дуализма (платонический, гностический, манихейский). Они настаивали, что мир — и умопостигаемый, и материальный — не самобытен, он имеет начало и своим существованием обязан благой воле Создателя, вызвавшего его из небытия (из не-сущего, из ничего) творящим «Да будет!» (Быт 1). Поэтому вечным и бессмертным в собственном смысле этих слов может быть назван только Бог. Проч. существа могут обладать бессмертием исключительно в силу своей причастности к Нему (Iust. Martyr. Dial. 5-6). Тем не менее раннехрист. авторы еще недостаточно четко выражали разницу между внутренним бытием Бога и Его Откровением во вне, что нередко приводило к смешению категорий Божественной природы и Божественной воли, онтологического и космологического аспектов. Тайна Пресв. Троицы рассматривалась в трудах отцов Церкви II-III вв. преимущественно в домостроительном аспекте — в связи с творческим замыслом Бога о мире, безотносительно к Его бытию в Самом Себе.

Это смешение вносило неясность и в решение проблемы В., что у Оригена привело к существенной эллинизации в истолковании церковного учения о творении. Вполне определенно высказываясь о творении мира из ничего и последовательно опровергая античную концепцию 2 совечных начал, Ориген в значительной мере отходит от библейской космологии. Чтобы философски примирить христ. идею творения с абсолютной неизменяемостью Божией, он предлагает собственную теорию вечного миротворения, согласно к-рой мир имеет начало лишь онтологически, будучи вечным и бесконечным в хронологическом отношении. Отвергая дуалистическую концепцию Платона о предсуществующей материи, о материи как самобытной субстанции, Ориген впадает в др. заблуждение — он провозглашает идею вечно творимой материи (Orig. De princip. III 5. 3); причем в этом бесконечном процессе миротворения мир теряет свою уникальность, он рассматривается как одно из колец непрерывной цепи. Эта идея привела к фактическому отождествлению В. творения и В. Сына Божия, рождаемого от Отца. Получается, что и сотворенный мир и Слово в равной мере извечно исходят от Бога. Позднее Арий, отвергнув идею В. творения, тем не менее не отказался от оригеновского отождествления рождения Сына и творения мира, в результате чего пришел к прямо противоположному выводу,- что и Божественный Логос был порожден во времени (Спасский. С. 172-174).

Собственно христ. понимание В. начинает получать определенность в своем выражении лишь в IV в., в трудах свт. Афанасия I Великого в ходе его полемики с арианством. Отстаивая единосущие Сына Божия Богу Отцу, он проводит радикальное различие между бытием Божиим и существованием сотворенного мира и соответственно между безначальной Божественной В. и тварной В. разумных существ, имевших начало. Разрешая мнимое противоречие между неизменностью Бога и актом творения, совершенного Им «в начале», свт. Афанасий настаивает на различении в Боге категорий природы и воли. Рождение Сына есть дело природы, творение мира — действие воли (Athanas. Alex. Or. contr. arian. III 64). Оставаясь совершенно неизменным по Своей природе, т. е. в Самом Себе, Бог тем не менее может сотворить нечто вне Себя. Этот творческий акт не есть необходимость природы, но свободное изъявление воли, к-рое никоим образом не влияет на внутреннюю жизнь Божества. Применительно к воле свт. Афанасий различает 2 др. аспекта: предвечный замысел Бога о мире и актуализацию этого замысла, т. е. творение мира. Предвечный замысел — «В начале было Слово… Все чрез Него начало быть» (Ин 1. 1-3) — онтологически отличен от начала времени: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1). Замысел есть свободное проявление Божественного бытия, и он вечен, тогда как осуществление этого замысла — тварный мир — есть реальность совершенно иного порядка: тварный мир появляется во времени, точнее, вместе с ним. Божественное и тварное абсолютно иноприродны. Тварное имеет собственный модус существования — существование вне Бога, существование несопоставимое с вечным бытием. Все тварное «никоим образом не подобно своему Творцу по сущности, но находится вне Его» (Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 20). Как созданное из ничего и как небезначальное, оно имеет по необходимости изменчивую природу. По этой же причине оно обречено на конечность своего существования. И если к.-л. из сотворенных существ не исчезает, то исключительно по благой воле Творца (Ibid. I 36). Бога можно назвать Создателем и «до» появления тварного, ибо Он мог творить всегда, но тварное не может существовать извечно, т. к. оно — из ничего, а не из Бога (Флоровский. С. 92-104).

Четко сформулированное учение свт. Афанасия Великого о радикальном различии между абсолютным Божественным бытием и условным бытием мира легло в основание святоотеческого понимания В. (Ioan. Damasc. De fide orth. II 1). Но терминологически это различие в данном вопросе было определено не сразу. Напр., у свт. Григория, еп. Нисского, понятие В. выражается еще не достаточно четко: нередко оно относится равным образом и к Богу, и к ангелам, что можно расценивать как своего рода дань платонической традиции, в к-рой единый «умопостигаемый мир», без различия Творца и творения, противопоставлялся миру материи. Но в трудах 2 др. каппадокийцев, святителей Григория Богослова и Василия Великого, граница между В. Божественной и В. тварной проводится уже очень резко. Свт. Василий первым из отцов Церкви стал терминологически отличать век (эон) ангелов от В. Бога. Причем если тварная В. ангелов сопоставима со временем, то В. Божественная ему трансцендентна (см.: Otis B. Cappadocian Thought as a Coherent System // DOP. 1958. N 12. P. 109; idem. Gregory of Nyssa and the Cappadocian Conception of Time // StPatr. 1976. Vol. 14. P. 327-357). Однако и на рубеже V-VI вв. мнение о безусловной В. ангельского мира все еще встречается у отдельных христ. мыслителей, близких к оригенизму. Так, автор капитального труда по антропологии «О природе человека» Немесий, еп. Эмесский, склоняется к этому мнению в интересах теории предсуществования душ. Но позднее благодаря в первую очередь «Ареопагитикам» (Areop. DN. V 4; X 3) и прп. Максиму Исповеднику (Maximus Conf. Schol. in DN. V 4) система 3 категорий в понимании В. и времени станет общепринятой: 1) время (категория, предполагающая различие «прошлого», «настоящего» и «будущего») — для материального мира; 2) эон («век», тварная В., в к-рой хотя и нет такого различия, но, т. к. она имеет начало, в ней сохраняется возможность некого изменения, развития) — для ангелов; 3) В. в собственном значении этого слова — применительно к безначальному Божественному бытию (см.: Ioan. Damasc. De fide orth. II 1).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *