Вечность не есть сумма времени

Проблема истории, которой интересуется это собрание, в отношении к христианству, есть в своей философской глубине проблема времени.

Проблема времени есть не только основная проблема философии истории, но и главная тема современной философии. Бергсон и Гейдеггер в построении своей философии имеют в виду, как направляющий момент проблему времени.

Проблема времени может рассматриваться с двух точек зрения: с одной стороны так, как она трактуется в математической философии, где время исчисляется математически, как объективированная количественная величина; с другой стороны, время может рассматриваться так, как оно существует для экзистенциальной философии, для которой время есть не количественная величина; а нечто не объективированное, и не подлежащее категории числа. В этом случае проблема времени должна рассматриваться уже как проблема человеческой судьбы.

Здесь возникает вопрос об отношении между временем и изменением: изменение ли происходит от времени, или время существует потому, что происходят изменения. Наивно думать, что время есть какая то внешняя форма, в которой находится существование. Наоборот время есть состояние реальностей. Известного рода отношения этих реальностей «овременяет» мир, создает условия времени. Наше «историческое время», время в нашем опыте и жизни есть болезнь, вечность, распавшаяся на настоящее, прошедшее и будущее. Время делает возможным творчество «новаго». Творческие процессы в нашем мире осуществляются потому, что есть время.

В нашем сознании время связано с чувствами «заботы» (Гейдегер) и «страха». Наше отношение к будущему определяется страхом и надеждой. Надеждой на новое, творческое и лучшее и страхом и ужасом перед смертоносным потоком времени. Изменения, которые происходят в мире, есть сторона мучительная для человека, так как одновременно с изменением происходит и «измена». Потому что в основе нашего существования лежит двойственность — невозможность изменения без измены уже существующему, невозможность нового творчества без измены старому. Как добиться, чтобы творить изменения, не совершая измены? Время постоянно понуждает нас к измене, к отрицанию связи между будущим и прошедшим.

Существует огромная разница между индусской и христианской философией в их отношении ко времени. В индусской философии время призрачно и двусмысленно, и потому история лишена смысла. Христианство же утверждает смысл существования времени и истории. Все же отношение христианства к времени двояко и парадоксально. С одной стороны признается боговоплощение в истории, а с другой — история есть смертоносный поток времени, в котором невозможно никакое подлинное осуществление, невозможна никакая реализация. Поэтому время есть болезнь и парадокс. Болезненность человеческого существования связана с трагедией времени, — будущее грозит человеку умиранием, от прошлого он отрезан; настоящее для него неуловимо. Бл. Августин в своей «Исповеди» раскрывает эту призрачность времени; «Прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее неуловимо, » говорит он. Время постоянно распадается на ушедшее прошлое и призрачное будущее. Наша жизнь находится во власти неуловимого времени. Раздробленное настоящее реально не существует. Бл. Августин говорит о трех настоящих: настоящее «настоящее», настоящее прошедшее и настоящее будущее. Эта неуловимость времени связана с процессом объективации, когда «настоящее» есть только неуловимый миг «становления» еще не существующего «будущего» в уже несуществующее «прошлое»; в процессе объективации неуловима внутренняя реальность существования.

Парадоксальность времени обнаруживается в отношении между настоящим и прошедшим. Суждение настоящего о прошлом есть суждение подвергнутое постоянной иллюзии, так как прошлое, о котором мы говорим в настоящем, есть прошлое в настоящем; оно входит в настоящее как его составная часть, но в измененном, даже искаженном и преображенном виде. Между тем прошлым, которое было когда-то настоящим, и настоящим существует преображающий акт памяти. Память есть чудо в человеческом существовании, это есть преображающий акт изменения прошлого. Сознание невольно устраняет из прошлого все злое и стремится наоборот сохранить доброе и положительное. В прошлом никогда не было того, что мы в настоящем утверждаем о прошлом. Творческий акт памяти одновременно приобщает нас к прошлому и удаляет нас от него.

Время, как «будущее» смертоносно — всякий момент времени пожирается будущим. Но в отношении к будущему время есть также и творческий акт, вне всякого детерминизма. Творческое отношение к будущему пророческое. Сущность пророчества не в предвидении, на основании предопределенности будущего, как необходимого следствия из данных причин (детерминизм); это есть прозрение будущего вне потока времени. Пророчество есть в этом смысле выход из времени.

Ужас будущего, страх смерти, сознание, что время покоряет все, порождают печаль и меланхолию о безвозвратно ушедшем прошлом. Времени присуща печаль. Печаль, порождаемая отношением бытия к смертоносному будущему и к безвозвратно ушедшему прошлому. Печаль и меланхолия представляются непобедимыми во времени. Они победимы только творческим актом, где отсутствует пассивность существования. Печаль возникает, когда человек впадает в пассивное состояние в отношении времени, а творческий акт есть активное сопротивление времени. Результаты временного творческого акта находятся во времени, но сам он вне времени. Это то, что Кирхегард называет «Аугенблик» — «мгновение», в котором власть времени прекращается. «Мгновение» выходит из математического ряда исчисляемого времени, здесь достигается полнота и радость вечного настоящего . . . ибо есть вечное настоящее, выходящее из ряда прошедшего-настоящего-будущего. Смысл и ценность переживаемого мгновения заключается в нем самом. Так и священное всегда дано во мгновении, находящемся вне временного ряда.

История связана с проблемой времени и проблема эта ставится: 1) История может быть рассматриваема как объективированный мир, находящийся во власти времени, существующий в прошлом, настоящем и будущем и 2) История м. б. рассматриваема как внутренняя судьба человечества. Мое существование связано с историей: история есть как бы пра-история моего духа. Смысл предания заключается для меня в том, что оно приобщает меня к истории, не как к извне данной реальности, но как к моему собственному существованию.

Как возможны два понимания времени, так возможны и два понимания бесконечности. Есть бесконечность математическая, как количество и как сумма бесконечного числа количеств, и есть бесконечность, как качество целостное и недробимое. При первом понимании бесконечности не может быть достигнута вечность, ибо вечность не измеряется числом, а есть достижение единого качества.

Последняя проблема времени — проблема Апокалипсиса. Апокалипсис есть парадокс времени. В Апокалипсисе ставится проблема отношения между будущим и вечным. Закрытость .для нас этой книги состоит в том, что человек не может справиться с понятием последнего, предельного взаимоотношения времени и будущого к вечному . . . «вечное будет будущим», «времени не будет», «время кончится»… все это невместимо для человеческого сознания. Апокалипсис есть пародоксальное сочетание посюстороннего и потустороннего, происходящего за пределами нашей истории. Конец мира, который будет в мире и с миром, есть событие которое означает выход из времени, победу вечности над временем. Это невыразимо для всякого рационального мышления, поэтому в Апокалипсисе это и выражено в символах, за которыми скрыта истина о необъективированном «вечно настоящем» времени. Для каждого человека есть личный Апокалипсис. Человек испытывает ужас не только от того, что время несет смерть, но и от того, что оно несет ад. Ад есть необходимость оставаться в больном времени, невозможность выхода из этого времени.

Измерение времени относительно. Оно изменяется в зависимости от силы и напряженности человеческого переживания. Так часто физические муки кажутся нам вечными, а счастье переживается как мгновение. «Счастливые, действительно, часов не наблюдают.»

Определяющая сила нашей эпохи — техника. Технизация человека связана со стремлением ускорить время, с усиленно-напряженным ожиданием наступления следующей минуты. Мгновение само по себе тут уже не самоценно, господствующее значение приобретает самое устремление к следующему мгновению, и потому созерцательная жизнь в человеке умаляется под влиянием развития техники.

Христианство признает смысл истории, ибо через то, что иной мир, божественный входит в историю, история приобретает смысл С другой стороны, истина христианства невместима в историю и требует конца истории и суда над ней. Происходит суд христианства над историей, но с другой стороны совершается суд истории над христианством; история может судить христианство потому, что она в известном смысле побеждает христианство во времени, т. к. божественное не вмещается еще до конца в историю. Если бы божественное было до конца вместимо в историю, то не было бы и конца. Но оно только входит в историю. Секуляризация. как «омирщение», как утрата чувства религиозного смысла и значения (десакрализация) творчества в истории— процесс имеющий положительный религиозный смысл. Это процесс трагический, но не только неизбежный, но и положительно необходимый, т. к. секуляризация—захватывающая часть исторических осуществлений «омирщением», есть процесс отдавания временного времени, процесс тоже пришедший от Бога. В истории процесс сакрализации (стремление приписать священное значение всему существующему) часто был процессом секуляризации; с этим связано историческое искажение христианства, когда за божественное выдавалось слишком человеческое.

В действительности отношение между природным и божественным есть отношение прорывов, порождающих ряд мучительных противоречий. Поэтому история не есть процесс прогресса.

Только творческий акт человека побеждает и выводит из-под власти времени человеческое существование. Тайна религиозной жизни заключается в победе над властью времени, не в пассивном претерпевании внешних фактов истории, а в активном преодолении времени.

Какого цвета зеркало?

Ответ: Зелёного.

Объяснение: Человеческий глаз в состоянии различить около 10 млн различных цветов, но трудно поверить, что зеркало не «белое» или не «серебряное». Вообще, идеальное зеркало «белым» и должно быть, поскольку оно должно идеально отражать солнечные лучи. Но поскольку идеального мира не существует, то не существует и идеального зеркала. Настоящее зеркало отражает не так много света, и он отображается в диапазоне 510 нанометров. Это соответствует зелёному свету спектра.

Какой процент мозга мы используем?

Ответ: 100%.

Объяснение: Альберт Эйнштейн утверждал, будто мы, люди, используем не более 10% возможностей своего мозга. Начало этому мифу в 1890-х гг. положил психолог Уильям Джеймс. Он заметил, что далеко не все участки нашего мозга сохраняют постоянную электрическую активность.

Но во времена Джеймса никто не знал, что разные участки мозга используются для разных функций. Сейчас, когда мы это знаем, становится очевидно, что, выполняя разные задачи, мы используем разные отделы мозга, причём на всю катушку.

За сознательные процессы отвечает в разные моменты времени от 1% до 16% клеток мозга. Но большинство клеток руководит бессознательными процессами: частота дыхания и сердечного ритма, координация в пространстве и т.д.

Человеческий мозг потребляет 20% всей энергии организма, а у детей этот показатель достигает 50-60%. Поэтому глупо предполагать, что в нас есть еще какие-то скрытые резервы.

Куда деваются файлы, удалённые с ПК?

Ответ: Никуда, они до сих пор там.

Объяснение: Файлы, которые мы «удаляем» на компьютере, в физическом смысле никуда не деваются. Они продолжают храниться на жёстком диске, хотя операционная система их не видит. В действительности, чтобы стереть данные с жёсткого диска, нужно перезаписать его. Или использовать специальные утилиты, удаляющие файлы с концами.

Ну, а если за вами гоняются спецагенты, то вам лучше не просто выбросить жесткий диск, а уничтожить его.

Какое разрешение у человеческого глаза?

Ответ: 576 мегапикселей.

Объяснение: Человеческий глаз действительно работает как цифровой фотоаппарат. Правда, разрешение у него громадное. При хорошем свете и здоровых глазах человек в состоянии различить две линии, находящиеся друг к другу под углом в 0,6 градуса.

Солнечный свет — он весит что-нибудь?

Ответ: Да.

Объяснение: Солнечный свет состоит из фотонов, несущихся от Солнца к Земле. Масса общего света, попадающего на Землю, составляет 3,7 * 10 в 24-й степени кг. В солнечный день город Чикаго весит на 140 кг больше, чем в пасмурный, — и всё из-за того, что на него падает столько света.

Где центр Вселенной?

Ответ: Везде.

Объяснение: Вселенная начала своё существование с «Большого взрыва», который случился около 13,7 млрд лет назад. С тех пор она постоянно расширяется. Центр этой материи — весь мир. Независимо от того, в какой части Вселенной вы находитесь, все объекты в пространстве будут расширяться и удаляться от вас с одинаковой скоростью.

Что появилось первым: яйцо или курица?

Ответ: Яйцо.

Объяснение: животные размножались с помощью яиц задолго до появления кур как вида. Когда два животных одного вида спариваются, они передают своему потомству гены в форме ДНК. Но это копирование никогда не бывает на 100% точным. Поэтому организмы каждого нового поколения отличаются от предыдущего. Эти крошечные изменения в ДНК на протяжении тысяч поколений и создают новые виды животных.

Что произошло бы, если бы все люди на Земле одновременно подпрыгнули?

Ответ: Ничего.

Объяснение: На Земле живет около 7 млрд человек. Их общая масса, если верить статистике, поставляет примерно 560 млрд кг. Но масса Земли несоизмеримо больше: 5,9 * 10 в 24-й степени кг. Так что планета не заметит ровным счётом ничего.

Можно ли стрелять из ружей в космосе?

Ответ: Да.

Объяснение: Ружьям не нужен кислород. Вакуум не будет для них проблемой. Порох — штука автономная, и для взрыва воздух ему не нужен. Вот только пуля, выпущенная в космосе, будет лететь миллионы световых лет в пространстве. Пока не ударится в какую-то поверхность.

Интересный факт: если вы выстрелите из мощного ружья на поверхности Луны и останетесь на месте, то через несколько минут пуля попадёт вам в затылок. Все дело в том, что на Луне нет атмосферы.

Сколько всего денег в мире?

Ответ: 75 трлн американских долларов в эквиваленте.

Объяснение: Самих долларов — всего 5 трлн. Т.е. меньше 10% от общего оборота денег в мире. Так что в следующий раз, когда вам будут рассказывать о засилье долларов на мировом рынке, покажите им эту статью.

Кроме того, стоит помнить, что в наличном виде на планете всего 25 трлн долларов в эквиваленте. Остальное — это электронные деньги.

Сколько стоит Земля?

Ответ: От 4,67 до 6,85 квадриллионов долларов.

Объяснение: Формулу для подсчёта стоимости Земли придумал астрофизик из Калифорнийского университета Грег Лугман. Он учитывал возраст планеты, температуру, массу её поверхности, массу живого мира, и ещё сотню разных факторов. Лугман уверен, что Земля — самая ценная планета во Вселеной. Например, Марс он оценил всего в $ 15 тыс., А Венера, по его словам, не стоит и пенни.

Кстати, к схожим оценкам пришли и специалисты History Channel. Они подсчитали стоимость водных ресурсов земли, гранита, древесины и полезных ископаемых в их текущих ценах. Получилось 6,8 квадриллионов долларов.

Что делать, если Земля перестанет вращаться?

Ответ: Ничего. Все умрут.

Объяснение: Земля вращается с огромной скоростью. Если вы находитесь на экваторе, то движетесь во Вселенной со скоростью 465 метров в секунду. Если наша планета по каким-то причинам перестанет вращаться вокруг своей оси, Земля просто сгорит. Как кусок мяса на костре, если его не переворачивать.

Плюс на всей планете начнутся гигантские цунами. Половина Земли выгорит, а вторая половина — замерзнет. Скорость ветра будет сильнее ударной волны от разрыва атомной бомбы. Железный сердечник в центре Земли остановится тоже. Это уничтожит наше защитное магнитное поле. Радиоактивные лучи Солнца буквально за секунду выжгут всё, что останется. Вода закипит и испарится.

Путешествия во времени возможны, хотя бы теоретически?

Ответ: Да, но «поехать» можно только в будущее.

Объяснение: Теоретически, мы уже путешествуем во времени — со скоростью один час в час. Можем ли мы ускориться или отправиться в прошлое? С прошлым ничего не выйдет, а вот в будущее мы можем отправиться — но только теоретически.

Русский космонавт Сергей Крикалев уже предпринял такое путешествие. Он провел на орбите Земли 803 дня, 8 часов и 39 минут. Всё это время он двигался со скоростью 17,5 тыс. миль в час. Поэтому он и испытал эффект замедления времени. Т.е. фактически за год путешествия он стал жить в будущем на 0,02 секунды.

Теория относительности Эйнштейна говорит нам, что когда наша скорость будет сопоставима со скоростью света, то время для нас начнёт замедляться.

А теперь абсолютная теория. Представьте, что вы — 10-летний мальчик, и вы покинули Землю, двигаясь от неё со скоростью 99,5% от скорости света (в настоящее время это невозможно). Если вы вернётесь обратно на Землю через пять лет, то всем вашим одноклассникам будет не 15, а 60 лет. Потому что ваши пять лет путешествия были эквивалентны 50 годам на Земле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *