Вечный читать

Введение: план этой книги (Introduction: The Plan Of This Book)

Часть I: О существе, которое зовется человеком (On the Creature Called Man)

  1. Человек в пещере (The Man in the Cave)
  2. Современные учёные и первобытный человек (Professors and Prehistoric Men)
  3. Древность цивилизации (The Antiquity of Civilisation)
  4. Бог и сравнительное изучение религий (God and Comparative Religion)
  5. Человек и мифы (Man and Mythologies)
  6. Бесы и философы (The Demons and the Philosophers)
  7. Схватка богов и бесов (The War of the Gods and Demons)
  8. Конец света (The End of the World)

Часть II: О Человеке, который зовется Христом (On the Man Called Christ)

  1. Бог в пещере (The God in the Cave)
  2. Загадки Евангелия (The Riddles of the Gospel)
  3. Самая странная повесть на свете (The Strangest Story in the World)
  4. Свидетельство еретиков (The Witness of the Heretics)
  5. Спасение от язычества (The Escape from Paganism)
  6. Пять смертей веры (The Five Deaths of the Faith)

Послесловие: краткое содержание этой книги (Conclusion: The Summary Of This Book)

Книга «Вечный Человек»:

«Вечный Человек» в интернет-магазине «Озон»:

  • Издательство «Ламартис», 2007 г., подарочное издание
  • Книга по требованию, 2011 г.
  • Издательство «Политиздат», 1991 г., букинистическое издание
  • Издательство «Амфора», 2008 г., 5-й том собрания сочинений
  • Издательство «Амфора», 2000 г., 5-й том собрания сочинений
  • Издательство «Рипол Классик», 2006 г.
  • Издательство «Эксмо», 2004 г.

Навигация:

  • следующий раздел: «Ортодоксия»
  • предыдущий раздел: «Эссе Честертона»
  • к оглавлению сайта

Сайт «Честертон.ру» (2001-2020) создал и поддерживает Вениамин Чукалов.

Упражение 1.

Найдите в текстах слова в переносном значении. Объясните, почему такой перенос оказался возможен.

1) Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются. 2) Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц, прыгали лошади, разукрашенные разноцветными перьями, кружились карусели (Ю.К.Олеша). 3) Я три тарелки съел (И.А.Крылов).

Упражение 2.

Найдите в текстах примеры метонимии, объясните, почему возможен такой перенос.

Упражение 3.

Найдите в текстах примеры синекдохи. Объясните её употребление. Объясните значение слов со звёздочками, используя толковый словарь.

Упражение 4.

Найти в приведённом поэтическом отрывке примеры метонимии, синекдохи и указать, какова их стилистическая роль.

1) Мы разучились нищим подавать,
Дышать над морем высотой солёной,
Встречать зарю и в лавках покупать
За медный мусор золото лимонов. (Н.Тихонов)

2) Русь металась в голоде и буре,
Всё смешалось, сдвинутое враз,
Гул вокзалов крик в комендатуре,
Человечье горе без прикрас. (Н.Заболоцкий)

3) Кипящих звуков катится волна.
Их прекратить теперь уж невозможно,
Их усмирить не в силах даже пушки,
Как невозможно усмирить вулкан. (В.Солоухин)

4) Заря в разгаре – как она прекрасна!
И там, где парус реет над волной,
Встречая день, мечтательно и страстно
Поёт о счастье голос молодой. (Н.Рубцов)

5) Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность… (Н.Рубцов)

6) …То ночь новогодняя
Бьёт хрусталём о хрусталь. (М.Цветаева)

Упражение 5.

Указать в приведённом поэтическом отрывке примеры перифразы, раскрыть их значение.
1) Тлен не растлил, и сила не сломала.
И медлит та, с косою на горбе… (В.Солоухин)

2) Придут друзья – обрадуемся встрече,
На стол поставим пушкинские свечи,
Чтоб свет во тьме, как прежде, не погас! (В.Солоухин)

4) Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей. (С.Орлов)

5) И в день, когда в огне и в буре
Он, неповинный, шёл ко дну,
Мы в бездну канули с лазури,
Мы пили смертную волну. (В.Брюсов)

6) Шли в школу дети. Четверо мальчишек,
И с ними рядом девочка одна.
Её опрятный фартучек так ярко
(Как бы большая свежая ромашка)
Светился средь весенней желтизны!
И вот они обидели ромашку,
Забрызгали её водой из лужи,
Наляпали на фартук грязных пятен
И довели до горьких-горьких слёз. (В.Солоухин)

7) Каким наитием,
Какими истинами,
О чём шумите вы,
Разливы лиственные? (М.Цветаева)

8) Слёзы – на лисе моей облезлой!.. (М.Цветаева)

9) По небу синему грозный Илья прокатился.
Бросил, Громовник, стрелу – змейкой свернулась она.
Из-за попова сарая надвинулась гулкая туча… (П.Радимов)

9) Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа без промедлений, сей же час позвольте познакомить вас. (А.С.Пушкин)

10) Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем. (А.С.Пушкин)

11) Но чаще занимали страсти умы пустынников моих. (А.С.Пушкин)

12) Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный. (А.С.Пушкин)

13) Свой слог на важный лад настроя, бывало, пламенный творец являл нам своего героя как совершенства образец. (А.С.Пушкин)

14) Он слуге велит Лепажа стволы роковые нести за ним. (А.С.Пушкин)

Упражение 6.

а) Найдите соответствия.

1. Братья наши меньшие
2. Блистающая сталь
3. Солнце русской поэзии
4. Весна человеческой жизни
5. Седая чародейка
6. Голубая планета
7. Потомок викингов отважных
8. Белые воротнички
9. Прикованный к скале титан
10. Бессмертный творец «Илиады»
А. Земля
Б. Зима
В. Прометей
Г. Швед
Д. Сабля
Е. Животные
Ж. Пушкин
З. Гомер
И. Конторские служащие
К. Юность

б) Укажите, в каких случаях наблюдается сочетание перифраза с другими изобразительными средствами: метафорой и метонимией.

Упражение 7.

а) Прочитайте текст. Определите его тему.

Человек Средневековья был подавлен вечным страхом перед грозящей ему отовсюду смертью. Извивающаяся в неистовой пляске старуха с косой стала символом этой ненастной поры человечества. Откуда было ждать человеку помощи? Кто поможет ему? Строгий небесный отец, хмуро взирающий на презренного червя земли? Слепая судьба, которая вяло, без аппетита, будто остывший суп, поедает человеческие жизни? Кто ответит на страстную мольбу одинокого жителя холодной планеты? (К. Поярков)

б) Укажите пример использования:

эпитета _________________________________________
метафоры _________________________________________
сравнения _________________________________________
перифраза _________________________________________

в) Какие авторские мысли и чувства благодаря этим художественным приемам приобретают яркую образность и художественную силу?

Упражнение 8.

Найдите примеры гиперболы и литоты и объясните их выразительную роль.

1) Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (А. П. Чехов)

3) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. А. Некрасов)

4) И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов)

Упражение 9.

а) Прочитайте текст. Выделите в нем гиперболы. Определите их художественную функцию.

…Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди иль Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда…

Со «Сказки о рыбаке и рыбке», со стихотворения «Буря мглою небо кроет…», с колыбельной песни матери, с вешнего цветка, улыбнувшегося нам на зеленой поляне, с вербочки, распустившейся к Пасхе, с тихого слова молитвы, с музыки, звучащей поутру от полета мотылька, от пенья пташки, от всего того, что бытует, дышит и радуется вокруг нас, исходит защита от зла, и слушать бы нам повнимательней и видеть зорче земную доброту, внимать Пушкину, в нас поселившемуся с детства.

За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В. П. Астафьев)

б) Выпишите из текста примеры использования:
выразительного (оценочного):

эпитета _________________________
метафоры _________________________
метонимии _________________________

в) Определите главную мысль текста.

Упражение 10.

Найдите литоты в предложениях.

1) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.А. Некрасов) 2) Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Н.Гоголь) 3) В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды. 4) Градоначальник был столь малого роста, что не мог вмещать законов. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

Тест по теме «Выразительные средства лексики. Метонимия. Синекдоха. Гипербола. Литота. Перифраза»

1. Гипербола основана на

1) художественном преуменьшении
2) повторении одних и тех же слов
3) художественном преувеличении

2. Троп, противоположный гиперболе –

1) эпифора
2) литота
3) синекдоха

3. При метонимии происходит

1) увеличение количества местоимений
2) употребление многозначных слов в разных лексических значениях
3) перенос значения с одного явления на другое по смежности

4. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по принципу количественного отношения между ними –

1) градация
2) синекдоха
3) гипербола

5. Троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких

1) умолчание
2) метонимия
3) перифраза

6. Отметьте примеры, содержащие метонимию.

1) Чашка из серебра.
2) Золото и серебро на столе.
3) Это старинное серебро.
4) Цепочка из серебра.

7. Отметьте примеры, содержащие синекдоху.

1) Студент нынче пошел не тот.
2) Часок! Я сейчас освобожусь.
3) И раб судьбу благословил.
4) В сумерки луга похожи на море.

8. Отметьте примеры, содержащие гиперболу.

1) Смотрите, первенцы свободы: Мороз на берегах Невы!
2) В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
3) Василий принес тысячу извинений.
4) Тысячи людей в мире голодают.

9. Отметьте примеры, содержащие литоту.

10. Отметьте примеры, содержащие перифразу.

11. Определите средства выразительности.

1) И дряхл, и сед закат осенний.
2) Пустых небес прозрачное стекло.
3) А у милого лицо занимает всё крыльцо.
4) Приветствую тебя, пустынный уголок.
А — перифраза, Б — олицетворение, В — гипербола, Г — метафора.

12. Определите средства выразительности.

13. Определите средства выразительности.

14. Определите троп, использованный в предложении:

Люблю тебя, Петра творенье! (А.Пушкин)

1) метонимия
2) олицетворение
3) эпитет
4) перифраза

15. Определите троп, использованный в предложении:

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь)

1) литота
2) перифраза
3) гипербола
4) метонимия

16. Определите троп, использованный в предложении:

Мальчик с пальчик

1) гипербола
2) литота
3) сравнение
4) олицетворение

17. Определите троп, использованный в предложении:

А в двери – бушлаты, шинели, тулупы. (В.Маяковский)

1) перифраза
2)эпитет
3) литота
4) метонимия

18. Соотнесите тропы и их определения.

1) Синекдоха А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности
2) Метонимия Б. Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета
3) Перифраз (перифраза) В. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
4) Гипербола Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
5) Литота Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

Введение: план этой книги

Чтобы увидеть свой дом, лучше всего остаться дома; но если это не удастся, обойдите весь свет и вернитесь домой. В одной из моих книг я поведал о таком путешествии. Теперь я хочу написать другую, которая (как все ненаписанные книги) лучше всего, что я писал до сих пор.

Однако мне кажется, что я так и не соберусь за нее приняться, и потому я воспользуюсь сейчас этим образом. На пологих склонах долин — быть может, тех самых, где выцарапаны древние белые лошади, — жил мальчик, которому очень хотелось найти могилу или статую великана. Однажды он отправился на поиски, отошел подальше и увидел, что собственный его огород, сверкающий на солнце, словно яркий, многоцветный щит, — часть необъятного тела. Он просто жил на груди великана, и не видел ее, так была она огромна и так близка.

Именно это, по-моему, происходит с каждым, кто думает сам за себя, и в этом — суть моей книги.

Другими словами, я хочу сказать, что лучше всего увидеть христианство изнутри; но если вы не можете, взгляните на него извне. Популярным хулителям христианства не удается его так увидеть. Они, в полном смысле слова, топчутся на ничьей земле и не уверены даже в своих сомнениях. Нападают они не прямо, а как-то сбоку и бьют не по важным, а по случайным нашим свойствам — вспомните столь привычную ныне антиклерикальную болтовню.

Они обличают трусость священника, чью проповедь нельзя прервать, и говорят, что он окопался на кафедре, хотя не считают окопом редакцию газеты. Ни журналист, ни священник не заслужили обвинения в трусости, но журналисты все же больше заслужили этот упрек.

Священник показывается нам, мы можем его ударить, когда он вышел из церкви; журналист нередко скрывает даже свое имя. Нет конца статьям и письмам о том, что церкви пустуют, но никто не потрудится зайти и посмотреть, пусты ли они или какие из них пусты.

Антиклерикалы и агностики провозвестили всеобщий мир; их, а не нас поразила (во всяком случае, должна была поразить) всеобщая война. Если церковь опозорена войной, ковчег опозорен потопом. Когда мир сбивается с пути, это лишь доказывает, что Церковь с пути не сбилась. Она оправдана не тем, что мы безгрешны, а тем, что мы грешны. Но так уж относятся теперь к церковному преданию — отрицают его, и все.

Хорошо, когда мальчик живет на земле своего отца; хорошо, если он отошел подальше и увидел свой дом. Но нынешние критики — ни там, ни сям. Они застряли в овраге, откуда не увидишь вершин. Они не могут стать христианами, не могут и забыть о христианстве. Вся суть их, все дело — в противлении, потому они так мрачны, несправедливы, придирчивы. Они томятся в тени веры, но утеряли ее свет.

Конечно, лучше всего быть так близко от нашего духовного дома, чтобы его любить; но если вы не можете этого, отойдите от него подальше, иначе вы его возненавидите. Лучший судья христианству — христианин, но следующий за ним, скажем, последователь Конфуция. А вот хуже всего именно тот, кто особенно рад судить, — непросвещенный христианин, превращающийся в агностика.

Его втянуло в конец распри, начала которой он так и не понял, и он устал слушать о том, о чем и не слыхал. Он не может судить о христианстве спокойно, как сторонник Конфуция, или как сам бы он судил о конфуцианстве. Он не может волей воображения перенести Церковь за тысячи миль, под странные небеса Востока, и судить о ней беспристрастно, как о пагоде.

Говорят, святому Франциску Ксаверию не удалось построить в тех краях церковь, вознесшуюся выше всех пагод, отчасти потому, что другие миссионеры утверждали, будто он и его помощники изображают апостолов в виде китайцев. Но гораздо лучше увидеть в них китайцев, чем безликих идолов или фигурки в тире, по которым может стрелять пустоголовый горожанин.

Лучше увидеть в христианстве чужой, азиатский культ, в митре епископа — странный убор бонзы, в посохе — извившийся змеей жезл, в четках — молитвенное колесо. Тогда мы хотя бы не разъяримся, как скептики, и не поглупеем, как они. Их нелюбовь к священству стала атмосферой, необоримой атмосферой враждебности. По сравнению с ней было бы лучше увидеть Церковь на другом континенте или на другой планете.

Было бы мудрее спокойно взирать на бонз, чем раздраженно ворчать на епископов. Лучше пройти мимо церкви, как мимо пагоды, чем топтаться на пороге, не решаясь ни войти и помочь, ни уйти и забыть. Тем, кому не дает покоя отвращение к моей вере, я искренне советую увидеть в апостолах китайцев, другими словами, судить о христианских святых так же справедливо, как о языческих мудрецах.

Теперь мы подходим к самому главному. Я попытаюсь показать в этой книге, что если мы увидим Церковь извне, мы обнаружим, как она похожа на то, что говорят о ней изнутри. Когда мальчик отойдет далеко, он убедится, что великан очень велик. Когда мы увидим христианскую церковь под далеким небом, мы убедимся, что это — Церковь Христова.

Словом, как только мы станем беспристрастными, мы поймем, почему к ней относятся с таким пристрастием. Об этом стоит поговорить немного подробнее.

Я понял, что повесть о Боге неповторима, — и сразу вслед за этим понял, что неповторима и повесть о человеке, которая вела к ней. Христианство поражает, если честно сравнить его с другими религиями; точно так же поражает человек, если сравнить его с природой.

Самые современные ученые изощряются в софизмах, чтобы смягчить переход от животного к человеку и не менее резкий переход от язычества к христианству. Чем больше мы узнаем об этих переходах, тем резче и поразительней становятся они для нас. Ученые же не видят их именно потому, что пристрастны, потому, что не хотят видеть разницы между черным и белым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *