Великодушие примеры

Итоговое сочинение по направлению «Месть и великодушие» (тема «Что общего между великодушием и состраданием?»)

Великодушие и сострадание – близкие понятия, в основе которых лежат человечность и доброта. Тем не менее есть существенные различия: великодушие – это проявление благородства, величия и силы духа, отсутствие злопамятства, свойство подавить в себе негативные чувства и простить даже врага, который оказался в зависимом положении. Иными словами, великодушие есть право сильного человека простить слабого, пусть и низкого и подлого. Сострадание же – это умение страдать вместе с другим, сочувствовать ему, поставив себя на его место и понимая его боль, неслучайно приставка со- имеет значение «вместе». Это отношение не свысока, а на равных. Сострадать – значит взять на себя чужую боль и помочь тому, кто испытывает муки. Но великодушие и сострадание объединяет гуманное отношение к человеку, ко всему живому. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведениям художественной литературы.

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» буквально пронизан светом добра и братской любви. Великий писатель-гуманист призывал к высшей справедливости – любить человека, прощая его ошибки и заблуждения. Его любимый герой, полководец Кутузов, выступая перед русскими войсками, одерживающими одну победу за другой над французами в ходе Отечественной войны 1812 года, призвал к милосердию и великодушию по отношению к пленным врагам: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди». Слова своего фельдмаршала повторяют буквально русские солдаты, когда к их костру вышли замёрзшие и изголодавшиеся французы Рамбаль и Морель. «Тоже и они люди», — говорят они, когда кормят их кашей, греют у костра. А когда один солдат злорадно посмеялся над жалким и оборванным офицером, все сидящие у костра дружно заступились за несчастного. Рамбаль был потрясён великодушием русских, он со слезами повторял: «О мои добрые, добрые друзья! Вот люди!» В отсутствии ненависти к поверженному врагу, который принёс неисчислимые беды русскому народу, заключается необычайная сила духа.

Давайте вспомним другое произведение, в котором говорится о любви к человеку и сострадании ко всем униженным и оскорблённым. Это роман Ф.М.Достоевского «Идиот», главный герой которого князь Мышкин, сам будучи бедным и больным человеком, тем не менее жалеет тех, кому хуже, чем ему. Князь одно время жил в швейцарской деревне, в которой подвергалась гонению и издевательствам девушка Мари. Когда-то она оступилась, и теперь падшую женщину отовсюду гонят, от неё отказалась мать, в неё дети бросают камни. И только русский дворянин заступился за несчастную, которая, убегая от мальчишек, задыхается, кашляет кровью. Мышкин смог зажечь в сердцах детей и взрослых искры любви и сострадания. Незадолго до её смерти от чахотки дети приходят к ней, приносят еду, говорят слова любви, а когда она умерла, то приносят цветы на её могилу. Мышкин всегда настроен на чужую боль, его любовь к людям не знает пределов. Он, жалея красавицу Настасью Филипповну, ещё подростком ставшую наложницей богатого барина Тоцкого, предлагает ей выйти замуж за него. Он хочет спасти женщину от позора, от сжигавшей её жажды мести своему обидчику. Мышкин своей деятельной любовью хотел возвеличить Настасью Филипповну, сделать её счастливой. Князь жалеет даже убийцу Настасьи Филипповны — купца Рогожина, который из ревности зарезал свою молодую жену. Он понимает его безмерное страдание и делит с ним боль, обнимая, как брата, несчастного безумца. Сострадание заполнило душу князя Мышкина и не оставило места для отвращения и гнева.

В заключение хочу привести слова Андрея Болконского, героя романа «Война и мир», который прошёл трудный жизненный путь и понял, что самое главное в жизни – это «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Великодушие и сострадание – это проявление не слабости и малодушия, а необыкновенной силы благородной и доброй души.

Если гениальность — величие ума,
то великодушие — гениальность души.
Э. Севрус

Часто ли мы задумываемся над тем, что скрыто в корне слова? Речь даже не столько о морфеме, которую мы со школьных времен привыкли выделять округлым значком, сколько о сути, зерне, глубоком смысле, изначально в слове заложенном. Исконно русские слова именно в силу своей длительной истории существования в языке сначала «в привычку входят», а потом и «ветшают, как платье». Но что мешает нам увидеть и услышать их заново, приникнуть к источнику и ощутить радость обретения, прозрения?

Кого мы считаем великодушным человеком?

Чаще всего ответ такой: того, кто умеет прощать. Вот и в словаре Д.Н. Ушакова великодушие трактуется как «свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Простить обиду в порыве великодушия». Однако в этом определении сквозит какая-то слабость человека великодушного. А слабых во все времена попирали. Что же, быть великодушным – это себе в ущерб? Как-то это не вяжется с самим словом ВЕЛИКОДУШИЕ.

Немного иной ракурс рассмотрения понятия у С.И. Ожегова. Великодушный человек в его толковании – «обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами». Отталкиваясь от двух корней в слове-источнике, Ожегов совершенно справедливо говорит о высоте души. Это куда ближе к истине. Но загадок еще остается много.

Обычно, стараясь дать чему-либо более точное определение, мы начинаем подбирать синонимы. Посмотрим, что за ряд тождественных или близких понятий у слова «великодушие» в различных словарях. Находим: бескорыстность, благородность, благородство, веледушие, великосердие, величие души, возвышенность, высокость, нравственное величие, рыцарство, щедрость. В этом ряду можно выявить несколько смысловых групп: бескорыстность – щедрость (великодушный человек не должен быть жадным во всех смыслах); великосердие – веледушие (у него открытое, сильное, щедрое, отзывчивое сердце); благородство – рыцарство (с этими понятиями связываются верность слову и делу, честь, честность, любовь, бесстрашие, служение великому делу, чувство долга, ответственность); возвышенность – высокость (это величие помыслов и чувств, отсутствие низменных качеств, интеллектуальность, способность к творчеству, тонкая организация, гуманность). Итак, благодаря синонимическому ряду в определении «великодушный человек» открылись новые грани, углубились смыслы, проявились сила и мощь.

«Доброжелательствовать и творить добро»

Мы <…>во всем являем себя, как служители Божии <…>
в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости,
в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины…
Второе Послание к Коринфянам
Святого Апостола Павла

У Владимира Ивановича Даля в его словаре живого великорусского языка понятие «великодушие» обнаруживает новые, христианские значения: «свойство переносить кротко все превратности жизни, прощать все обиды, всегда доброжелательствовать и творить добро». Такие качества, как смирение, кротость и терпение «в невзгодах, лишениях, обидах, огорчениях, неустройствах» выступают в этом определении на первый план. Но не менее значима концовка, в которой речь идет о деятельной доброте: если ты великодушен – желай добра, твори добро. Перешагивая порог своего дома и устремляясь мыслью к светлым силам, великодушный человек ежедневно просит благословения на добрые дела. Так проявляются созидательные ноты великодушия. В христианской морали великодушие понимается как всепрощение: людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих». Это большой труд. Человеку приходится смирять свою гордыню, укрощать гнев, отрекаться от всего суетного. Любить людей со всеми их слабостями и страстями нелегко. Далеко не каждый на это способен. Зато те, у кого это получается, обретают какой-то особый свет, привлекающий людей. К великодушному человеку, как к теплому огню, все стремятся со своими печалями и радостями. А когда такие особенные люди уходят из жизни, в мире словно становится меньше света. Памятью о великодушном человеке люди еще долго живут, мысленно обращаясь к нему, словно сверяя свой внутренний компас.

В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!» Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. Ни жалоб, ни озлобления. Строгое и чистое просветление.

Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. Уметь хвалить искренне, без тени зависти.

Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. «Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», — строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…

О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, — отвечал отрывисто: «Нет, не надо; жена услышит”… Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».

«Великодушие довольно точно определено своим названием»

Самый большой дар в жизни – великодушие.
Из заповедей Будды.

Великодушие — непременное качество благородства.
Из поговорок Пророка.

Много ли вокруг нас по-настоящему великодушных людей? Увы. И сетовать на это бесполезно. Так же не много по-настоящему талантливых, по-настоящему мудрых. Их надо беречь. Ведь это дар Божий. Во всех мировых религиях можно найти образцы великодушного самопожертвования, служения людям. Вне зависимости от вероисповедания, этнической или расовой принадлежности распределяется меж людьми доброта, благородство, сострадание. Вспомним, как в трагические годы Великой Отечественной войны и после нее люди брали в семьи чужих потерянных детей, делились последним, ютились под одной крышей и не разделялись на своих и чужих. В этом чувствовались величие, единство и правота многонациональной страны. Величина страны и ее величавость определяли и широту души людей, ее населяющих. Может показаться, что великодушных людей тогда было больше, чем теперь, в более сытое и спокойное время. Но, наверное, процент великодушия остался прежним. Ведь по сути не важно, в огромной стране ты живешь или в едва заметной на карте, житель ты современного мегаполиса или средневековой деревеньки, мирный обыватель или воин, все равно можно найти примеры великодушия, которые заставляют людей становиться лучше.

Встретил великодушного человека – держись подле него, помогай ему, приобщайся. Можем ли мы о себе сказать: «Я человек великодушный»? Ответ у каждого свой. Но каких бы этических и религиозных взглядов мы ни придерживались, суть одна: «душа обязана трудиться» над собой. Можно по-чеховски выдавливать из себя по капле раба или по-толстовски стремиться быть вполне хорошим, можно изобрести собственную формулу нравственного и духовного восхождения. Главное – душою ввысь, любя, прощая, помогая.
Высказывания о величии души человеческой принадлежат разным временам, но суть у них одна.

  • Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ. Аристофан.
  • Великодушие — кротко переносить чужую погрешность. Демокрит.
  • Великодушие — это благородное усилие гордости, с помощью которого человек овладевает собой, тем самым овладевая и окружающим. Франсуа де Ларошфуко.
  • Великодушие довольно точно определено своим названием; кроме того, можно сказать, что оно – здравый смысл гордости и самый достойный путь к доброй славе. Франсуа де Ларошфуко.
  • Великодушие — это не что иное, как сострадание благородного сердца. Никола Себастиан Шамфор.
  • Победителю прилично великодушие. Александр Суворов.
  • Без великодушных идей человечество жить не может. Федор Михайлович Достоевский.

Менеджер проекта «Современный русский» Тамара Скок

Великодушие ‒ это очень обширное понятие, которое нельзя объяснить полноценно. Великодушие ‒ это способность делать бескорыстно добро, прощать, быть не злопамятным, снисходительным, готовым поступиться своими интересами ради интересов других.

Великодушие делает человека лучшим представителем человеческого рода, поскольку такая черта характера свойственна не всем людям, но именно благодаря ей в мире может быть намного меньше зла и намного больше добра.

Примеры проявления великодушия каждому из нас встречались в жизни. Есть они и в художественной литературе.

Например, в романе А. С. Пушкина «Дубровский» великодушно поступил Владимир Дубровский. Он хотел отомстить Троекурову, который нечестно поступил с его отцом и стал причиной его смерти. Но Владимир влюбился в дочь врага, Машу. Он проявил великодушие и отказался от мести ради Маши и ее спокойствия.

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие проявил Емельян Пугачев. Гринев отнесся к нему по‒человечески, уважительно, когда увидел его в крестьянской одежде и не знал, что это Пугачев. После этого Гринев правдиво отвечал на вопросы Пугачева, когда он захватил Белгородскую крепость, проявил мужество и стойкость. В благодарность за это и из уважения к Гриневу, Пугачев великодушно пощадил его и сохранил ему жизнь.

Наверное, самым ярким проявлением великодушия является поступок женщины из романа В.А. Закруткина «Матерь челоеческая». Фашисты отняли у нее самое дорогое ‒ мужа и сына. Когда она увидела раненного фашиста, она взяла вилы и хотела в его лице отомстить всем врагам за их бесчеловечные поступки, убийства, смерть своих родных.

Но испуганный фашист, поняв, что женщина идет его убивать, стал кричать «Мама! Мама!». И женщина, дрогнувшая от этих слов, великодушно отпустила юношу и сохранила ему жизнь.

Примеры великодушия из литературы для аргументации собственной позиции в сочинении.
Аргументы-примеры на тему «ВЕЛИКОДУШИЕ» для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе.

Пример великодушия из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого

Пример великодушного человека (ПЬЕР)
В конце этого сумбурного разговора Наташа вдруг неожиданно признается Пьеру: «»Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть. Ежели бы вас не было тогда, да и теперь, я не знаю, что бы было со мною, потому что…” Слезы вдруг полились ей в глаза; она повернулась, подняла ноты к глазам, запела и пошла опять ходить по зале».

Пример великодушия из романа «ИДИОТ» Ф.М. Достоевского

Пример великодушного человека (АГЛАЯ ЕПАНЧИНА)
Генерал Епанчин характеризует Мышкину свою дочь следующим образом: «…Это такое самовольное и фантастическое создание, что и рассказать нельзя! Все великодушия, все блестящие качества сердца и ума — это все, пожалуй, в ней есть, но при этом каприз, насмешки, — словом, характер бесовский и вдобавок с фантазиями». Отцу кажется, что Аглая над Мышкиным «как ребенок смеется» — «просто дурачит» его и всех их «от безделья».

Пример великодушия из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкина

Проявление великодушия (ПУГАЧЕВ)
Сам Пугачев по отношению к Гриневу ведет себя как справедливый царь из сказки, за «добродетель» награждающий царской «милостью»: «…Я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты мне оказал услугу. <…> То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство». Он по-царски великодушен к Гриневу, отказавшемуся ему присягнуть, но обратившемуся за помощью: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай». Он вступается за «сироту» и, освобождая Машу из заключения у Швабрина, обращается к ней: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь».

Великодушие свое Пугачев по отношению к Гриневу проявляет неоднократно. Он милует Гринева во время расправы над офицерами белогорского гарнизона («Я помиловал тебя за твою добродетель»). Когда Гринев откровенно говорит Пугачеву, что не может признать в нем государя и не обещает не сражаться против него, то Пугачев, пораженный искренностью Гринева, отпускает его «на все четыре стороны». Возвращаясь в Белогорскую крепость за Машей, находящейся во власти Швабрина (Швабрин присягнул Пугаче- ву как государю, за что был назначен комендантом крепости), Гринев захвачен казаками мятежной Бердской слободы. И на помощь ему опять приходит Пугачев. Несмотря на предательство Швабрина, открывшего самозванцу, что Маша дочь казненного пугачевцами капитана Миронова, он прощает Гринева и, благословляя молодых людей, отпускает их.

Пример великодушия из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Мнимое великодушие (ЧИЧИКОВ)
Предложение Чичикова платить подати за умерших крестьян совершенно изумило Плюшкина, от радости он даже потерял дар речи.
Всех своих дворовых Плюшкин подозревает в воровстве; черты «великодушия» Чичикова тоже стали казаться ему невероятными, и он, к радости Чичикова, поспешил со сделкой.
После отъезда Чичикова Плюшкин решил даже отблагодарить гостя за его великодушие и сделать ему подарок. «Я ему подарю, – подумал он про себя, – карманные часы: они ведь хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек еще молодой, так ему нужны карманные часы, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, – прибавил он после некоторого размышления, – лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духов- ной, чтобы вспоминал обо мне».

Пример великодушия из романа «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю. Лермонтова

Отсутствие великодушия (испытание на великодушие) (ГРУШНИЦКИЙ)
Продолжая испытание Грушницкого, Печорин решил предоставить ему все выгоды, ожидая от него великодушия, но самолюбие и слабость характера Грушницкого должны были победить. Состоялся договор Печорина с совестью — он давал себе право не щадить Грушницкого, если тот не будет великодушен.

Пример великодушия из повести «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» А.И. Куприна

Пример 1. Прощение как акт великодушия (ЖЕЛТКОВ)
Николай Николаевич самолюбив. Смех, который вызвали его слова, прокурор воспринимает как оскорбление и начинает вести себя с «легкой наглостью». Он фамильярно называет Желткова «милый мой», в разговоре почти кричит, постоянно его перебивает. С самого начала Николай Николаевич отказывается что-либо понимать. «Мы вместо дела разводим какую-то мелодекламацию», – бросает он Желткову и князю Шеину. Попытки Василия Львовича объяснить своему родственнику состояние много лет страдающего Желткова он называет «декадентством». Князь отказывает этому человеку в последнем письме. «Нет. Если кончил, то кончил, никаких писем», – заключил Николай Николаевич». Он остается глух к словам Желткова, что тому «остается только одно — смерть». Желтков понимает это и в письме к Вере Николаевне великодушно прощает его. «Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое”».
Пример 2. Великодушный человек (прощение) (ГЕНЕРАЛ АНОСОВ)
Генерал одинок и стар. Он «был когда-то женат, но так давно, что даже позабыл об этом». Его отношение к бросившей его жене с годами изменилось. Теперь он рассказывает о женитьбе с мягким юмором: «…Вижу, сидит около меня свежая девчонка. Дышит — грудь так и ходит под кофточкой… ресницы длинные-длинные такие… кожа на щеках нежная, шейка белая такая, не- винная, и руки мягонькие, тепленькие… Ну и готово». А через три месяца увидел он ее другими глазами: «Мотовка, актриса, неряха, жадная», да и к тому же сбежала с «актеришкой», «пленясь его бархатной курткой». И все же Аносов остается великодушным человеком и посылает ей «пенсию вплоть до самой ее смерти».

Пример великодушия из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака

Пример. Проявление великодушия (ЛАРИСА АНТИПОВА)
Даже когда Живаго ради семьи решается на разрыв с ней, она соглашается, не желая причинить любимому человеку зла. «По Ларисиным щекам текли неощутимые, несознаваемые ею слезы, как вода шедшего в это время дождя по лицам каменных статуй на доме с фигурами. Она искренне, без напускного великодушия, тихо приговаривала: «Делай, как тебе лучше, не считайся со мной. Я все переборю». И не знала, что плачет, и не утирала слез».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *