Великое княжение

Князь Иван Данилович, по прозвищу Калита, фигура неоднозначная. Как правило, его прозвище «калита» (кошелек с деньгами), трактуется в негативном смысле, характеризуя Ивана Даниловича, как чрезвычайно скупую, жадную до денег личность. Однако, существует мнение, которое, кстати, подкрепляется некоторыми летописными источниками, что Калита, в действительности получил это прозвище, поскольку являлся очень щедрым человеком, который куда бы ни шел, брал с собой кошель, дабы раздавать деньги просящим. Какая из версий близка к истине доподлинно неизвестно, с уверенностью можно утверждать лишь то, что он сыграл важнейшую роль в развитии Москвы.

Иван Калита очень долго пребывал в тени брата Юрия, который, впрочем, беспрестанно был в отлучках. Однако после отъезда Юрия в Новгород на великое княжение, Москва осталась под управлением князя Ивана Даниловича. Он оказался чрезвычайно дальновидным политиком, умным и расчетливым хозяином. Благодаря его мудрому руководству маленькое удельное княжество стало возвышаться. Калита скупал земли у церкви и частных лиц, присоединяя их к своим владениям. Во время правления Калиты московское княжество заняло активную позицию на политической арене. С этого времени начинается укрепление его авторитета на Руси. На время правления Ивана Даниловича приходится расширение территории древней Московии и усиление позиций Москвы, ставшей центром объединения земель русских под общим управлением.

При Калите закончились татарские вылазки и на 40 лет установилась тишина. Внутренняя политика способствовала расширению московских слобод и посадов, делая Москву крупным ремесленным центром. Основой принятия на службу, в то время, были деловые качества претендента, вне зависимости от этнической принадлежности. Правда, следует отметить, что это относилось только к православным христианам. Ивана Даниловича называют собирателем земли Русской. По завещанию княжество разделили промеж его сынов Иоанна, Симеона и Андрея.

Симеон Гордый (1340-1353 годы), унаследовал хозяйственную сметку, практичность и рассудительность отца, и властолюбие. Благодаря полученному от хана великокняжьему ярлыку, провел церемонию венчания на престол во Владимире. Его сила и энергия завоевали ему всеобщее уважение. Даже русско-литовские князья, испрашивали у него разрешения на бракосочетание с севернорусскими княжнами. Совершенно естественно, что обладающий подобным характером великий князь величался Великим князем всея Руси, отсюда и его прозвище «Гордый». Во время его правления в 1352 году на Русь пришла чума (черная смерть). Не обошла она и Москву. Ее масштабы характеризует летопись, в которой указывается, что она опустошала целые города и селения. При нем в Москве стали производить тряпичную бумагу, заменившую впоследствии пергаментные свитки.

Наследником его стал Иоанн II, который был, слаб телом, болезнен и хил. Отличался кротким, тихим и милосердным нравом, христолюбивый и богобоязненный, практически не оставивший следа в истории Москвы. По сути, руководство княжеством взял на себя владыка св. Алексий, отличавшийся умом и прозорливостью.

Дмитрий Донской, или Димитрий Иоаннович (1350-1389 гг.) фигура воистину геройская. По смерти родителя (Иоанна II), будучи 9-летним недорослем, он был опекаем верными людьми (московскими боярами) и митрополитом Алексием. Могущество Москвы стало расти. Войдя в зрелый возраст, Димитрий Иоаннович значительно возвысил и укрепил свою власть. Он стремился возвратить государственную независимость Руси и оградить страну от покушений. Его попытки свергнуть татарское иго известны всем, не менее значима и его борьба с литовским князем Ольгердом. Этот воинственный князь трижды предпринимал походы на Москву, однако каждый раз терпел поражение.

Разумеется, при таком подъеме Москвы на политической арене город значительно разросся. Увеличилось его население, Кремль был обнесен каменною крепостною стеною, с башнями, бойницами и железными воротами. Появились новые храмы и монастыри. Получили развитие ремесла. Дмитрий рано отошел в мир иной (всего год, не дожив до сорокалетнего возраста), хотя и мог похвастаться крепким и сильным телосложением. Летописные источники упоминают о его целомудрии и умеренности во всем. Его силы надломило чрезвычайное напряжение сил на Куликовском поле, что и свело его в могилу преждевременно. По завещанию князя большая часть земель и великокняжеский престол достаются старшему сыну. Младшие князья должны жить в Москве, способствуя расширению влияния великого князя.

Григорий Григорьевич Даниловичгенерал-адъютант, генерал от инфантерии

А. М. ДМИТРИЕВ, А. А. МУРАВЦОВ

Григорий Григорьевич Данилович — генерал-адъютант, генерал от инфантерии, кавалер многих орденов и медалей Российской Империи и зарубежных государств, один из видных деятелей эпохи реформ, основоположник реформирования системы военного образования России во второй половине девятнадцатого века.
Григорий Григорьевич Данилович родился 17 ноября 1825 года в родовом имении: селе Степановка Сосницкого уезда Черниговской губернии. В 7 лет он был определен на учебу в Александровский ка­детский корпус, а в 10 лет поступил в первый кадетский корпус, откуда через год был назначен в Полоцкий кадетский корпус. В 1841 году он был выпущен в Дворянский полк при втором кадетском корпусе, где, как и в предыдущих учебных заведениях учился прекрасно и имел звание фельдфебеля. Закончив обучение в августе 1843 года, он был произведен в прапорщики и направлен в Лейб-Гвардии Литовский полк с прикомандированием к артиллерийскому училищу для прохождения курса высших наук. В июне 1845 года он успешно заканчивает «офицерские классы» этого училища (в бу­дущем Михайловская артиллерийская академия) и в октябре 1845 года прикомандировывается к родному ему Дворянскому полку на должность репетитора артиллерии. В марте 1848 году он утверждается в должности учителя третьего рода по артиллерии, а в апреле производится в поручики. В это же время он заинтере­совывается психологией, философией и этикой, посвящая их изучению все свое свободное время и подтверждая свои теоретические выводы и заключения практическими наблюдениями над своими учениками.
Старания молодого педагога вскоре были замечены в штабе во­енно-учебных заведений, и в июне 1849 году поручик Г. Г. Данилович прикомандировывается ко второму кадетскому корпусу на должность помощника инспектора классов. В 1850 году он назначается членом Учебного Комитета штаба военно-учебных заведений, а в конце 1851 года его награждают орденом Святой Анны третьей степени, как сказано в послужном списке «за отлично-усердную и ревностную службу». В марте 1852 года он производится в штабс-капитаны и назначается начальником Учебного Комитета штаба военно-учебных заведений. Проходя службу в штабе военно-учебных заведений, Г. Г. Данилович глубоко вник в суть проблем и недостатков в организации учебно-воспитательной работы старых кадетских корпусов. Он окончательно утвердился в своем мнении о необходимости реформирования кадетских корпусов, коренном изменении их роли и места в системе военно-учебных заведений, изменении их структуры и организации учебно-воспитательной работы в них.
В августе 1854 года Г. Г. Данилович производится в капитаны и назначается инспектором классов второго кадетского корпуса, взвалив на себя, таким образом, всю ответственность и огромный объем работы по его реорганизации. Он реорганизует образовательный процесс в кадетском корпусе, выделяя общеобразовательные предметы обучения в отдельный блок, с целью подготовки воспитанников к изучению курса специальных военных дисциплин. Кроме большого объема работ по реорганизации всего учебно-воспитательного процесса в данном учебном заведении, ему пришлось немало потратить сил на борьбу с противниками проводимых реформ в системе военного образования России.
Проходя службу в данной должности, Г. Г. Данилович всю свою энергию, педагогический опыт и знания направляет на реформирование системы военного образования России и создание подготовительных военно-учебных заведений. Именно тогда во всей полноте проявляется его педагогический талант и организаторские способности. Он работает с полной отдачей сил, вникая во все вопросы, занимаясь лично решением даже самых мелких проблем, поддерживает молодых педагогов и воспитателей, тратя на это немало сил и энергии.
С 1857 года он принимает активное участие в работе особой комиссии по реорга­низации военно-учебных заведений, для чего специально откоманди­ровывается на 4 месяца за границу с целью ознакомления с военно-учебными заведениями. Он посещает учебные заведения Германии, Франции и Бельгии, изучает их опыт работы по организации и проведению учебно-воспитательной работы, анализирует его с целью определения возможности его применения в военно-учебных заведениях России.
За свою усердную службу в системе военного образования в апреле 1858 года он награждается орденом Святого Станислава второй степени и в 1859 году производится в полковники.
В 1862 году в России создается особый комитет из представителей Воен­ного Министерства, военно-учебного ведомства и Министерства На­родного Просвещения для определения и проведения необходимых мер по переуст­ройству военно-учебных заведений. В состав этого комитета вошел и полковник Г. Г. Данилович, куда он представил свою особую записку с анализом главных причин неуспеваемости воспитанников кадетских корпусов и проектом их реорганизации.
С этого момента он становится одним из актив­нейших участников реформирования военно-учебных заведений России, проведенного во второй половине ХIХ века. К этому времени педаго­гические дарования Г. Г. Даниловича развились настолько, что в июле 1863 года его назначают директором второго кадетского корпуса, который первым должен был вступить на путь преобразований с пере­именованием его во вторую военную гимназию.
Задача реформирования системы военно-учебных заведений во второй половине XIX века заключалась в реорганизации кадетских корпусов из военно-учебных заведений, готовивших непосредственно офицерские кадры, в подготовительные военно-учебные заведения – военные гимназии и прогимназии. Необходимо было курс старых кадетских корпусов разделить на две части: выделить из него военно-специальный курс и на его базе создать военные и юнкерские училища для подготовки непосредственно офицерских кадров. А во вторую часть выделить курс общеобразовательной и начальной военной подготовки и на его базе создать военные гимназии и прогимназии для подготовки своих воспитанников к поступлению в военные и юнкерские училища. Таким образом, в России было положено начало созданию первых общеобразовательных учебных заведений военного ведомства.
С чувством высокой ответственности приступил Григорий Гри­горьевич к своей деятельности по переустройству кадетского корпуса во вторую военную гимназию. Именно здесь проявились его огромный ум, всесторонняя образован­ность и редкая энергия. В первое время ему пришлось очень трудно, так как в гимназию были направлены воспитанники из многих старых кадетских корпусов. Среди них были и те, кто не хотел учиться, так называемые «старые кадеты», которые встали в оппозицию к проводимым реформам, и при этом, заняли главенствующее положение среди воспитанников. Они не шли ни на какой контакт с воспитателями, были внутренне замкнуты и часто стремились чем-либо навредить им.
Необходимо было дать воспитаннику почувствовать, что воспитатель нужный ему человек, заботливый и доброжелательный друг, отнюдь не равнодушно относящийся к его детским интересам. В воспитательной работе главное внимание стало уделяться нравственному воспитанию учащихся, основная нагрузка в которой легла на воспитательский состав гимназии. Воспитателям приходилось работать по 10 – 15 часов в сутки и своим терпением, чуткостью и личной примерностью добиваться переворота в сознании своих питомцев.
Обладая поразительной способностью опре­делять внутреннее достоинство людей и этим подтверждая, что он был психолог не только в теории, но и в жизни, Г. Г. Данилович привлек во вторую военную гимназию целую плеяду даровитых личностей России того времени. Среди них воспитатели: М. С. Ла- лаев, П. А. Алексеев, А. Н. Острогорский, А. Н. Макаров, И. И. Борткевич, К. П. Слепнев, Ф. М. Самоцвет; преподаватели: Н. А. Астафьев, В. А. Евту­шевский, А. О. Пуликовский, Н. Ф. Рашевский, Д. Д. Семенов, К. К. Сент-Илер и многие другие. Всех этих людей отличала беззаветная преданность своему делу, полная вера в его успех и энергичная де­ятельность по его претворению в жизнь.
Подобрав себе сотрудников, Г. Г. Данилович приступил к организации учебно-воспитательного процесса в гимназии в соответствии с требовани­ями педагогики того времени. В основу его реформаторской деятельности легли идеи общественно-политических деятелей и широко известных педагогов России XIX века: Н. И. Пирогова и особенно К. Д. Ушинского по гуманизации образования. Им были разработаны «Руководящие указания» воспитателям и учите­лям, составляющие четыре объемистых тетради, написанных им собс­твенноручно. Многие из этих указаний вошли в «Инструкцию по вос­питательной части для военных гимназий», в «Положение о военных гимназиях» и ряд других руководящих документов, регламентирующих работу воспитателей и преподавателей военных гимназий. Благодаря своей эрудиции и чуткому отношению к каждому из сотрудников в гимназии им была создана та педагогическая атмосфера, которой так гордились впоследствии все военные гимназии, и которая всех участников этого большого реформаторского дела заставляла рабо­тать не за страх, а за совесть.
В военной гимназии по инициативе ее директора была создана большая фондовая библиотека, а также библиотеки в каждом возрасте, которые часто пополнялись самим Григорием Григорьевичем и воспитателями. В 1865 году по инициативе Григория Григорьевича на базе второй военной гимназии вначале в виде опыта, сроком на три года, были открыты педагогические курсы по подготовке преподавателей для трех младших классов военных гимназий. Эти курсы возглавил сам Г. Г. Данилович, они являлись высшим учебным заведением и в 1869 году были переведены на постоянную основу. Принципы, организа­ционные формы работы педагогических курсов и программа подготовки учителей были разработаны под его личным руководством. Она включала как теоретические занятия, так и практическое проведение занятий с воспитанниками младших клас­сов гимназии, а также занятия с отстающими во внеклассное и кани­кулярное время.
Также для обсуж­дения всех вопросов, связанных с подготовкой учителей, в гимназии под председательством Г.Г. Даниловича была образована педагогичес­кая конференция, периодически собиравшаяся на свои заседания и работавшая на постоянной основе. На заседаниях педагогической конференции под чутким руководством Григория Григорьевича рассматривались различные вопросы: заслушивались отчеты преподавателей и воспитателей, обсуждалась методика преподавания того или иного предмета, для использования в учебном процессе отбирались конкретные учебники и учебные пособия, более опытные преподаватели и воспитатели выступали с докладами по различным вопросам педагогической практики.
Г.Г. Данилович принял активное участие в разработке «Инструкции по воспитательной части для военных гимназий», в которой говорится, что подготовка юношей к будущей их службе государству и обществу должна состоять в привитии им «…преданности Престолу и Отечеству, сознательного повиновения власти и закону, чувству долга и чести…». Далее в этой инструкции говорится, что цель подготовки юношей к самостоятельной жизни «…строго умеренной и сопряженной с лишениями…» должна состоять в неуклонном выполнении требований воинской дисциплины «…приучая его, при всяком случае, относиться с полным уважением и живым сочувствием к высокому долгу и званию воина».
В период проведения реформирования системы военного образо­вания, вторая военная гимназия стала своеобразной педагогической лабораторией, где опробовались новые структуры, методы и формы учебно-воспитательной работы. Эта гимназия под руководством своего директора Г.Г. Даниловича стала образцом и при­мером для переустройства всех старых кадетских корпусов Российской Империи в военные гим­назии и прогимназии. Именно в этой гимназии были заложены основные направления дальнейшего развития общеобразовательных военно-подготовительных учебных заведений — военных гимназий и кадетских корпусов России, в которые они были вновь преобразованы в 1881 году.
За свою деятельность по реформированию системы военного образования Г. Г. Данилович в 1866 году производится в генерал-майоры. Он также награждается высшими орденами Российской Империи: в 1865 году — орденом Святого Владимира третьей степени, в 1868 году — орденом Святого Станислава первой степени, в 1870 году — орденом Святой Анны первой степени, а в 1872 году — орденом Святой Анны первой степени с Императорскою короною. В 1878 году он производится в генерал-лейтенанты, а в 1881 году награждается орденом Святого Владимира второй степени и производится в генерал-адъютанты.
Сам Григорий Григорьевич входил в непосредственные отношения с каждым воспитателем и потому хорошо знал их силы и возможности и мог лучше влиять на них. И воспитатели лучше знали и понимали своего директора, выполняли все его требования, которые всегда были глубоко продуманными и резонными, так что не согласиться с ними было нельзя. Позже, один из его подчиненных, воспитатель П.А. Алексеев писал, что Даниловичем был создан самостоятельный тип педагога-воспитателя, «…такого воспитателя, который из за­ведений, осужденных обществом, литературой, педагогикой, которых боялись, сделал заведения любимые, и куда родители, даже богатые, высокостоящие, охотно отдавали своих детей, говоря, что там вос­питывают, смотрят за ними, любовно к детям относятся.»
Г. Г. Данилович был педагог редкой чуткости, ученики его боя­лись, но любили. Воспитательский и преподавательский состав ува­жал его, строго выполнял все его требования, всегда мягко изло­женные и сказанные кратко, без повышения голоса. Его никогда ник­то не помнил сердитым. На заседаниях педагогического комитета гимназии, которыми он руководил, давая всем высказаться, он зак­лючал все выступления своим глубоко продуманным мнением, с кото­рым соглашалось большинство воспитателей и преподавателей.
Военные гимназии и прогимназии просуществовали до 1882 года, когда вновь были преобразованы в кадетские корпуса, но с задачей готовить воспитанников к поступлению в военные училища, т.е. они остались общеобразовательными учебными заведениями с начальной военной подготовкой. А самое главное, что в них сохранились те способы и методы подготовки воспитанников и тот дух, та атмосфера в проведении учебно-воспитательной работы, которые были заложены Григорием Григорьевичем во второй военной гимназии. Это была атмосфера взаимного доверия и уважения к воспитанникам, как к личности, дух гуманизма, свобода творчества воспитателей и преподавателей этих учебных заведений.
В своей многосторонней и новаторской педагогической деятельности Григорий Григорьевич поражал всех изумительной аккуратностью и добросо­вестнейшим исполнением возложенных на него обязанностей. Он был точен как часы: первым приходил в гимназию, последним уходил, ни­когда никуда не опаздывал и не заставлял себя ждать. Он постоянно работал над своим самосовершенствованием: изучал новейшие труды по психологии и педагогике и не только российских ученых, но и иностранных, так как в совершенстве владел немецким и французским языками. А, уже, будучи директором гимназии, самостоятельно изучил английский язык настолько, что читал сочинения английских психологов и философов в подлиннике.
Весной 1877 года Г. Г. Даниловичу было поручено воспитание цесаревича — наследника Российского Престола, будущего Императора Николая-II и его родного брата Георгия. В это же время он назначается членом Глав­ного Военно-Учебного Комитета России с отчислением от должности директора второй военной гимназии. А в 1881 году, уже, будучи ге­нерал-адъютантом, он зачисляется в свиту Императора России Алек­сандра-III. В 1892 году он производится в генералы от инфантерии. В 1893 году за долгосрочную педагогическую деятельность и в связи с 50-летием его службы в офицерских чинах, Г. Г. Данилович был наг­ражден орденом Святого Александра Невского с бриллиантами. В 1894 году он награждается табакеркой, украшенной бриллиантами с портретом Алек­сандра-III, в 1895 году избирается почетным членом Михайловской артиллерийской академии и награждается орденом Святого Равноапостольного Князя Владимира первой степени.
К сожалению, в 1893 года Г. Г. Данилович почти потерял зрение, вследствие нескольких неудачных операций, а к концу жизни совер­шенно ослеп. Однако эти удары судьбы он переносил стойко, продол­жая работать над своим самосовершенствованием, так как стремление к самообразованию не покидало его до конца жизни.
Отдавая всю свою энергию делу улучшения системы военного образования в России, а теплоту своего сердца и души воспитанникам военных гимназий, Григорий Григорьевич до конца дней своих так и не обзавелся своей семьей. Сам он всегда своей семьей считал весь коллектив второй военной гимназии, включая и его воспитанников. И они отвечали ему тем же: горячей любовью и уважением, стремлением во всем подражать ему.
Умер Григорий Григорьевич вечером 20 апреля 1906 года в сво­ей квартире на 82 году жизни в неделю пасхи и был похоронен в родном селе Степановка рядом с могилами своих отца и матери. После смерти он оставил завещание, где часть своих денег отписал не только родным, но и просветительным, и педагогическим учреждени­ям. В том числе 2000 рублей, деньги по тому времени немалые, вто­рому кадетскому корпусу, на пополнение библиотеки и музея корпу­са.
Всю свою сознательную жизнь Г.Г. Данилович посвятил воспита­нию молодых людей. Это дело было главным в его жизни, самую луч­шую и плодотворную часть которой он проработал во второй военной гимназии. В этой гимназии под его непосредственным руководством была достигнута главная цель воспитания: ее питомцам были привиты нравственная чистота, чувство высокого патриотизма, отличные знания, умения, физическая сила и здоровье.

РГВИА: Ф.409. Оп.1. д. № 125150. п/с 73-585, л. 1-10;
Ф.315. Второй кадетский корпус.
Ф.725. Главное управление военно-учебных заведений.
Журналы: Педагогический сборник за 1906 год № 6;
Новое время за 1906 год № 8;
Русская старина за 1904 год № 3 и за 1908 год № 8.

Авторы: Муравцов Алексей Александрович, начальник 21 кафедры Военной академии связи, кандидат технических наук. Дмитриев Алексей Максимович, старший преподаватель 21 кафедры Военной академии связи, кандидат военных наук. Тф. 8-911-977-07-18

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *