Великорецкая икона Николая чудотворца

Молитвами и акафистом святителю Николаю закончился традиционный Великорецкий крестный ход. Из-за пандемии в этом году путешествие из Кирова в Великорецкое и обратно проходило в новом формате.
Из-за пандемии икона Николая Чудотворца отправилась на берег реки Великой на машине. Из Великорецкого в Киров таким же образом. Обычно тысячи, сегодня сотни. Святыню в Трифоновом монастыре встречают не так много человек, как в прошлые года.
Богослужение по случаю окончания крестного хода провел митрополит Вятский и Слободской Марк. После окончание молебна он обратился к верующим.
МАРК, МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ:
«Надеемся, что в следующем году, мы соберемся здесь вновь здесь на Вятке и пройдем крестный ход полным составом».
Представители духовенства просили верующих в этом году не присоединятся к крестному ходу. Послушались не все. Паломники отмечают, что путь в этом году во многом отличается. Пока в Трифоновом монастыре шел молебен со стороны нового моста в Киров входили участники хода. Единого мнения о сложности перехода у них нет.
КОНСТАНТИН ЧУРАКОВ:
«Очень тяжело. Население нас не встречало. Воды нам не давали. Все, что могли, несли с собой».
МАКСИМ ГАЛКИН:
«Это один из самых легких крестных ходов, который был на нашей памяти. Дождя не было. Сапоги не надевали. Шли легко, комфортно, быстро».
Отметим, икона с образом Николая Чудотворца в этом году побывала во всех населенных пунктах, где традиционно проводились молебны во время прошлых крестных ходов.
КОНСТАНТИН ЗУЕВ:
«При входе в Мурыгино все видели чудо. Была радуга с левого края неба, до правого. Она была двойная. Она появилась, когда привезли икону. Это было в шесть часов».
Напомним, Великорецкий крестный ход — один из самых протяженных в России. За пять дней пути паломники преодолевают более 150 километров.

Первое чудо исцеления на себе испытала мать Николая Чудотворца, когда будучи бездетной, родила младенца. О том, что их сын не такой как все, родители поняли еще во время крещения – он простоял, не приседая, 3 часа. Детство Николая прошло в изучении Библии. День он проводил в храме, а после заката солнца неустанно молился.

Епископ Патарский Николай, видя его старания и смиренность сначала сделал Николая чтецом, а после рекомендовал принять сан священника. Несмотря на юные годы, святой был не по возрасту мудрым, поэтому быстро заслужил уважение верующих.

Пресвитер Николай не отказывал людям в молитвах и просьбах простить их грехи. То, что ему удавалось заработать, он щедро отдавал нищим. О личности Николая Чудотворца заговорили повсеместно после одного случая. Некто богатый житель города обнищал и, чтобы спастись от голода, задумал отдать для блудодеяний своих взрослых дочерей.

Святитель, чтобы помочь грешнику, кинул ему в окно мешочки, наполненные золотом. Семья была спасена от нищенства и голода и дочерям не пришлось покидать отчий дом. Николай никому не рассказал о своем благодеянии, добрые дела он всегда делал, сохраняя их в секрете. Какой путь следует выбрать святителю, ему подсказывал Бог, который во время важных событий являлся пред Николаем. Даже когда он стал епископом Мир Ликийских, избранник Божий продолжал смирено и покорно служить людям, прощать и любить их.

В период 284–305 годы на христиан начались гонения. Епископа бросили в темницу вместе с его паствой. Но это не сломило святого. Он все так же поддерживал людей и помог им перенести пытки. Для самого Николая заточение закончилось освобождением.

Умер святой своей смертью. Мощи его сначала хранили в местном храме. Те, кто хотел исцелиться от болезней, еще долго приходили в церковь к Николаю. Позже мощи перевезли в итальянский городок Бари, где они находятся до сегодняшнего дня.

Иконы Николая Чудотворца и место образа святого в иконографии

Имя Николая Чудотворца известно во всех городах России. Его почитают и ему молятся с просьбами исцелить от болезней, прийти на помощь в деловой сфере, решить вопросы в личной жизни. Немало соборов построены в его честь. В храмах находятся иконы с ликом святого, которому кланяется и млад, и стар. Образ его всегда яркий и отличается от других. Первые иконы с Николаем Чудотворцем датированы 10–11 веком. Самый древний иконостас размещен в храме Санта Мария Антиква в Риме.

Святитель, изображенный во весь рост или до пояса, обозначен на стенах византийских храмов и Древней Руси. Композиция под названием Святительский чин в алтаре известна практически каждому верующему. На ней одной рукой Николай благословляет, а другой удерживает Святой Писание. Изображение святителя также часто присутствует на иконе вместе с Господом и Богородицей.

Купить икону Николая Чудотворца в интернет магазине

В нашем антикварном салоне можно купить такие популярные сертифицированные иконы с ликом Николая Чудотворца:

  1. Старинный лот Святой Равноапостольский Николай Японский. Специалист, занятый оценкой культурных ценностей, предположил икону в качестве корабельной святыни. Купить уникальный лот в нашем интернет магазине можно всего за 355000 рублей.
  2. Николай Чудотворец, Отвращающий Бесов и Темные Силы – старинный экземпляр, написанный в мастерской села Холуй в 1870–1890 году. Древний лот на нашем сайте в Москве стоит 128200 рублей.
  3. Уникальная по своей ценности деревянная икона в полуоткрытом окладе по цене 137000 рублей – помогает рыбакам, морякам, торговцам и крестьянам.

Все старинные иконы Николая Чудотворца представлены в интернет магазине 1939.ru. Вы найдете подробные описания и характеристики икон. Вы можете купить икону Николая Чудотворца, которая имеет документ-атрибуцию. Подлинность и почтенный возраст старинных реликвий подтверждены сертификатами, заверенными экспертом-искусствоведом специалистом по оценке культурных ценностей и нематериальных активов, негосударственным судебным экспертом.

Образ святого Николая Чудотворца в русской культуре всегда занимал особое место. Трудно сказать, какой сфере жизни православного человека не покровительствует святитель Николай: он прославляется как защитник всех сирых и убогих, покровитель путешествующих и плавающих по морю, чтится как истинный пастырь и учитель правоверия, как помощник всех работающих на земле и ходатай об усопших. Многие храмы в русских городах и селениях посвящены Николаю Мирликийскому или имеют приделы, освящённые в его честь. Его имя не только часть церковной, но и народной культуры, достаточно вспомнить поговорки: «Нет икон как Никол», «От Холмогор до Колы 33 Николы».

Кто же такой Николай Чудотворец? Это епископ, глава христианской общины города Миры в Ликии (Малая Азия, ныне Турция), живший в 260–340 гг. н.э. В церковной истории он известен как участник Первого Вселенского собора, активный борец с язычеством и ересями. Известно его деятельное противостояние учению ариан, считавших Иисуса Христа лишь совершенным творением Бога, но не Богом. Большинство же верующих чтит святителя не как борца за чистоту вероучения, а как милостивого помощника «во всяком обстоянии». Обоснование такого почитания можно найти в житии святого. После возведения в епископский сан он сказал сам себе слова, ставшие его жизненным принципом: «Теперь, Николай, твой сан и твоё место требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, но для других». И этому правилу он оставался верен всегда не только при своей временной земной жизни, но и после смерти. Большое число никольских храмов, монастырей и чудотворных икон по всему христианскому миру – это красноречивое свидетельство веры людей в помощь святителя . История его изображений на Руси имеет почти тысячелетнюю историю, Мирликийский святитель запечатлён на иконах, фресках, предметах церковной утвари. Во всех без исключения храмах есть его иконы, имеются они и в домашних красных углах. Естественно, много изображений великого чудотворца сохранено и в музейных, и частных коллекциях. Собрание Музея сословий России, основанное И.С. Глазуновым, – не исключение; в залах, рассказывающих о культуре русского православия, есть замечательные по художественному уровню произведения с изображением великого святого. Давайте обратимся к некоторым из них.

В первом зале обращают на себя внимание два древних памятника, посвящённых святителю, – резной образ XVII века и подвесная пелена конца XVI века. Скульптурные изображения или «иконы на рези» святого Николая известны на Руси с XIV столетия. По преданию, первая резная икона святителя Николая была выполнена жителями подмосковного Можайска в благодарность за помощь, оказанную святым при осаде города врагами. Николай, явившийся «на воздусех» с мечом и храмом, устрашил осаждающих. Позднее именно такое резное изображение было поставлено в церкви над городскими воротами.

Есть и другая версия, объясняющая появление скульптурного образа Николы в православном искусстве. В XIV столетии сербский король Стефан подарил базилике в итальянском городе Бари, где хранятся мощи святого, серебряную статую Чудотворца. Необычное изваяние, хранившееся при гробе Угодника, как бы напоминало о его реальном присутствии и помощи. Этот образ могли видеть и русские паломники, желающие и у себя на родине видеть подобие этой святыни. Образ «Никола Можайский» из собрания нашего музея отличается суровой простотой и величавостью. Несомненно, что русский человек, живший несколько столетий назад и молившийся перед подобным изображением, ощущал реальность присутствия святого, а значит, имел твердую уверенность в его помощи.

Подвесные пелены с изображением святых и церковных праздников – часть внутреннего убранства древнерусского храма, их подвешивали под чтимые иконы, они были своеобразным даром святыне в благодарность за оказанное благодеяние. Шитьё подвесной пелены «Святой Николай» исполнено очень тонко и профессионально, в ней использованы шёлк, золотные и серебряные нити, фоном для шитья служит дорогая ткань с растительным узором – камка, пелена также украшена жемчугом. Это произведение могло выйти из светлицы очень богатой и знатной особы (княгини или боярыни), вероятно, благодарной святому за благодеяние, им оказанное.

Икона «Николай Чудотворец с житием» второй половины XVI века, находящаяся во втором зале, является одним из лучших памятников данного времени в нашем собрании. Композиция средника и клейм вполне соответствует традиционной иконографии: в центральной части представлен святитель Никола в полном архиерейском облачении, благословляющий молящихся и держащий в левой руке раскрытое Евангелие. Вокруг средника – 20 житийных клейм, рассказывающих о его подвижническом пути, прижизненных и посмертных чудесах.

Напомним, что любая православная икона генетически связана с текстом гимнографическим, житийным, учительным. Мастер, писавший данный образ, несомненно, знал текст тропаря, посвящённого Николе: святой величается там как «правило веры и образ кротости…». Правилом (образцом) веры святой предстоит в среднике – это пастырь, учитель, в плотных, как бы негнущихся ризах, благословляющий и учащий свою паству. В клеймах он совсем иной: лик его действительно полон кротости, внимания, стремления помочь терпящему беду человеку.

Чёткое и ёмкое построение композиции, расположение персонажей в пространстве, яркие и живые краски: золото, охра, белый, киноварь, тёмно-зеленый и синий — говорят о влиянии на мастера художественных традиций Великого Новгорода, продолжавших жить и после присоединения его к единому Московскому государству.

В третьем зале несколько образов святого: это две крупные храмовые иконы, резная, практически в рост скульптура, а также небольшие меднолитые образки и складни в витрине.

Самым ранним памятником, посвящённым святому, в этом зале можно назвать храмовый образ «Святитель Николай Чудотворец», относящийся к концу XVII столетия. Изображение традиционное: поясное, фронтальное. Николай облачён в святительские ризы, правой рукой благословляет, в левой держит открытое Евангелие. Слева и справа в углах, в облаках – Богоматерь и Иисус Христос. Элементы украшения одежд, способ написания лика указывают на то, что мастер иконы ориентировался на произведения строгановских мастеров – художников, писавших по заказам «именитых людей» Строгановых в XVII столетии. Как правило, иконы строгановских писем отличались качественностью техники живописи, грамотностью построения композиции, любовью к узорочью, изысканному колориту. Художник, очевидно, копировал чтимый образ, на это указывает необычное для традиционных образов положение правой руки святого, поддерживающей плат, а не Евангелие. Но несколько упрощённая манера живописи и теплый её колорит, жидкие слои темперной краски, использование серебра позволяют отнести памятник к произведениям Русского Севера.

Северное происхождение и идентичный иконографический тип мы видим на другой храмовой иконе святителя, созданной позднее и в иной художественной манере. Первое, на что обращает внимание посетитель при встрече с иконой «Святитель Николай Чудотворец» XVIII столетия, – это богатейшее облачение святого, драгоценные панагия (нагрудная икона) и кодекс Писания, который он держит. На омофоре (широкой ленте на плечах – знаке епископского достоинства) вместо крестов представлены сцены праздников Благовещения, Сретения и Рождества Христова, верхняя крышка оклада Евангелия украшена крупным жемчугом и черневым изображением Распятия.

Декор риз восходит к реальным церковным облачениям того времени, и эта имитация носит далеко не случайный характер. В середине XVII столетия Русскую Церковь поразил раскол, часть верующих перестала доверять духовенству, считая его еретическим и неблагодатным. В старообрядчестве (духовном движении, сторонники которого не признавали реформ церковных обрядов, проведённых патриархом Никоном) выделяется движение беспоповцев, учивших об «оскудении священства», а значит, и о недействительности Таинств, совершаемых священниками послениконовского поставления. Для того чтобы убедить свою паству в ложности таких взглядов, пишутся иконы, подобные представленной в экспозиции. Одна из главных идей её состоит в том, что ныне служащие епископы и иереи – это законные преемники святителей, получивших благодать от апостолов и, следовательно, от Самого Христа. В письме лика святого художник ориентируется на произведения столичной живописи конца XVII века, но неяркий колорит и стремление к декоративности указывают на Русский Север как на место создания иконы.

Резные иконы чтились не менее живописных, простым народом подобные образы часто воспринимались реальными, живыми. Интересной деталью резной фигуры «Святитель Николай Чудотворец» начала XIX столетия можно считать матерчатые тапочки на его ногах. Такие тапочки меняли скульптурам святых каждый год, веря, что подвижники ходят по земле помогая людям, а значит, изнашивают обувь.

Неотъемлемой частью русской религиозной культуры являлись литые иконы и складни, которые были очень любимы русским народом с глубокой древности. Небольшой образ из металла, не подверженного огню или сырости, можно взять с собой в путь, он небольшой, стоит недорого, на нём, как правило, изображён чтимый святой помощник. Яркие цвета эмали, которой часто украшался крест или образок, отвечали и народным представлениям о красоте.

Изображения на памятниках меднолитой пластики дают ясное представление о внутреннем мире простого человека, о его духовных воззрениях на мир горний как на вполне существующую реальность. Небожители – Господь, Богородица, ангелы, святые — являются помощниками не только в духовной, но и мирской жизни со всеми её отрицательными и положительными сторонами. Святитель же Николай является самым надёжным заступником. Поэтому его литых изображений достаточно много: это и единоличные иконы (вершковые и двухвершковые), и складни, где его образ является центральным, и различные композиции, например, на одной из створок четырёхчастного складня «Двунадесятые праздники. Похвала Богоматери. Избранные святые».

Все эти образы – не только первоклассные памятники отечественной культуры, но и убедительное свидетельство религиозного опыта народа. Памятники иконописи и прикладного искусства рассказывают не только о доверии к святому верующих людей, но и о реальности помощи, которую он им непрестанно оказывает.

Предание гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма — более достойного места для чудотворного образа.

В XIII -XIV веках русские люди только еще начали поселяться на Вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.

Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая. Второй раз чудотворная икона побывала в Москве в 17 веке по приказу царя Михаила Федоровича. В 1668 году был назначен официальный день празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая — 24 мая (6 июня по новому стилю).

До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Вот уже более 600 лет икона святителя Николая приносится на место явления — берег реки Великой. До 1777 года Крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.

Великорецкий крестный ход — самый древний, известный, многолюдный и величественный из всех крестных ходов Вятской земли. Он начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора г. Кирова, идет через слободу Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт — село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180-километровый путь. На богослужениях в селе Великорецком присутствует более 10 тысяч человек, в том числе иностранные гости.

Возрождается созданный в XVIII — XIX веках архитектурно-храмовый комплекс села Великорецкого – «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 год), Никольская церковь (1822-1839 годы), Ильинская колокольня (1860 год), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для причета и школы (XIX век). Над святым источником вновь построена часовня.

Великорецкий Образ святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских пребывает в Никольской надвратной церкви Свято-Трифонова монастыря. Каждый четверг после вечернего Богослужения – около 18.00 перед иконой совершаются молебны с чтением акафиста святителю Николаю.

Ежегодно в начале июня на Вятской земле с Образом святителя Николая совершается Всероссийский Великорецкий крестный ход на берег реки Великой, к месту чудесного обретения иконы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *