Венчание, что это?

Венчание – одно из самых красивых и трогательных церковных таинств, и не удивительно, что сегодня все больше пар скрепляют свой союз не только в ЗАГСе, но и перед лицом Бога. Наш собеседник, настоятель Свято-Никольского храма священник Георгий Харин рассказал о духовном смысле этого обряда, его истории, а также об основных правилах, которые следует соблюдать венчающимся. Этим материалом мы продолжаем цикл публикаций о православных таинствах, начавшийся с рассказа о крещении.

– Венчанием в народе называют брак – одно из семи православных таинств, – говорит отец Георгий. – В духовном смысле это просьба Церкви соединить двух людей, обращенная к Богу, – говорит Георгий Харин. – Соединить так, чтобы они были вместе душою и телом и никогда уже не разлучались. Более того – Церковь просит Бога дать этим людям сил. Ведь, с одной стороны, человек не может быть один, а с другой – в браке очень важно уметь смиряться, иначе быть вместе невозможно.


Венчание – это просьба Церкви соединить двух людей, обращенная к Богу Фото: Из личного архива Марины Чикиревой

– Большую стратегическую ошибку делают те пары, кто начинает сожительство до вступления в законный брак. Им кажется, что они сейчас «порепетируют» семейную жизнь, подготовятся к ней, – добавляет отец Георгий. – Но это не так. Большая часть таких отношений недолговечны. Люди живут без брака 5, 7 лет, потом женятся и – через полгода расстаются. А все потому, что они не привыкли относиться к супружеству с ответственностью, привыкли, что все «несерьезно» и можно разойтись в любой момент. Если же семья сразу строится в браке, то она будет крепкой.

Венчание начинается с обряда обручения

Христианская церковь всегда чтила брак как святыню, однако в виде отдельной церемонии это таинство появилось достаточно поздно. Долгое время венчание оставалось прерогативой аристократии, и примерно в таком виде эта традиция пришла на Русь. Как правило, простой люд не венчался – молодые лишь причащались в церкви и все. Но к 16-17 векам венчание стало обязательным, тем более что именно Церковь тогда занималась записью актов гражданского состояния.


На Руси долгое время венчание было прерогативой аристократии, но к 17 веку стало обязательным Фото: И.Е. Репин. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны. Фрагмент

На Руси свадебным временем была осень, когда нет никаких церковных постов, урожай собран, и в поле работать не надо. Особенно много свадеб играли на Покров (14 октября по новому стилю). Свадьба сочетала в себе народные традиции и церковные обряды. После сватовства, если обе стороны были согласны, назначалась дата свадьбы. В этот день родители благословляли своих детей домашними иконами, и с этими иконами молодые ехали в церковь.

– Таинство вступления в брак начиналось с обручения – чтения молитв и обмена кольцами, – говорит отец Георгий. – Совершалось оно в притворе, и смысл у этого обряда был очень глубокий. Раньше на кольцах была печать, оттиск которой заменял личную подпись в случае, когда человек хотел подтвердить свою волю. Обмен кольцами символизирует, что теперь двое всецело доверяют друг другу и автоматически принимают волю своего супруга или супруги.

Кто венчается сегодня?

После обручения молодых торжественно вводили в церковь, они вставали на специальный ковер, читали молитву, а свидетели держали над их головами венцы – короны из металла, от которых и пошло название таинства.

– В духовном смысле венец – это некий аванс перед Богом, – объясняет отец Георгий. На молодых надевали земные венцы святости, и они должны были оправдать эту святость в будущей семейной жизни. Свидетели же – друг жениха и подруга невесты, – в каком-то смысле «свидетельствовали» перед Церковью о правильности и законности этого брака.

Георгий Харин, настоятель Свято-Никольского храма: «Я знаю больше 30 пар, у которых после венчания рождались дети, несмотря на диагноз «бесплодие», поставленный врачами»

В советские годы венчания совершались, но очень редко и, как правило, в тайне. А вот в 90-х это таинство внезапно стало невероятно модным: в те годы церковные браки заключали все – от простых людей до звезд эстрады.

– Сейчас эта волна схлынула, и люди венчаются уже вполне осознанно, – говорит отец Георгий. – Чаще всего этот обряд совершается в двух случаях: сразу после регистрации брака в ЗАГСе либо если жена долго не может забеременеть. Дело в том, что венчание – это таинство, которое благословляет брак и, в том числе, содержит молитву о чадорождении. Я сам знаю больше трех десятков случаев, когда у пар с диагнозом «бесплодие» после венчания рождались дети. Кроме того, часто приходят венчаться люди, которые прожили в браке много лет, у многих из них уже взрослые дети и внуки. Это тоже прекрасно: божественная благодать, которая подается в таинстве венчания, укрепляет семью, обновляет отношения и благословляет весь их род.

Что важно знать тем, кто хочет обвенчаться?

Священник подчеркивает: решение о том, что пара хочет обвенчаться, нужно принимать осознанно, ведь обратной силы это таинство не имеет.

– Никакого обряда «развенчания» в православии нет, – подчеркивает отец Георгий. – Церковь освящает святость брака и верность обоих супругов, и поэтому важно стараться до последнего сохранить семью, так как расторжение брака – это грех. Есть только пять причин, по которым, с точки зрения Церкви, возможен развод. Это смерть одного из супругов, уход в монастырь, измена, нетрадиционная сексуальная ориентация одного из партнеров или заболевание, которое может угрожать жизни остальных членов семьи – например, какие-то нарушения психики.

Обвенчаться во второй раз нельзя, исключения из этого правила встречаются очень редко

Если вы уже были в браке, но не венчались, а затем развелись, то венчаться при вступлении во второй брак можно. А вот венчаться во второй раз запрещено. Исключения бывают, но очень редко, более того – для этого нужно подать письменное прошение на имя Главы Ижевской и Удмуртской Епархии Викторина.

– Венчаться могут только крещеные православные христиане, состоящие в законном браке, – объясняет отец Георгий. – Чаще всего венчание проходит в тот же день, что и регистрация брака в ЗАГСе. Но тут важно понимать: венчание не совершается во время поста, накануне больших церковных праздников и воскресных дней. Поэтому лучше заранее прийти к священнику и обсудить с ним возможную дату.


Венчание — один из самых красивых и трогательных православных обрядов Фото: Из личного архива Марины Чикиревой

До венчания жених и невеста исповедуются и причащаются. В день обряда они приходят в храм, отдают священнику свои обручальные кольца для освящения. Во время обручения, после того, как их вынесут из-за алтаря, это будут уже не просто кольца, а святыня.

– Затем начинается само таинство венчания, на котором присутствуют родные и близкие пары, – рассказывает Георгий Харин. – Молодым дают зажженные венчальные свечи – их лучше приготовить и украсить заранее. Кстати, существует множество суеверий – мол, если во время венчания потухла свеча или упало кольцо, это плохой знак. Но это полная чушь.

После обручения молодые перед крестом и Евангелием дают друг другу обеты, пьют из одной чаши, что символизирует одну жизнь на двоих, затем священник проводит их вокруг креста.

Обвенчавшимся супругам можно преподнести в подарок иконы Святых покровителей брака – Петра и Февронии (слева) или преподобных Кирилла и Марии Радонежских (справа)
Фото: Православие и мир

Всего венчание длится час-полтора. Нельзя присутствовать на нем в состоянии опьянения, и лучше, если невеста и остальные женщины будут одеты подобающе, то есть – никаких декольте и откровенно коротких юбок, фата или платок на голове. Обвенчавшимся супругам можно преподнести икону Святых Петра и Февронии, покровителей брака, икону Покров Пресвятой Богородицы, икону покровителей семьи Святых преподобных Кирилла и Марии Радонежских, различные семейные иконы.

В Ижевске собирают средства на строительство храма

Возле Биатлонного комплекса им. генерала Демидова в Ижевске сейчас строится храм Святого Георгия Победоносца. Уже возведены стены храма, закончена внешняя отделка, с января там проходят службы, однако нужно завершить внутреннюю отделку, украсить храм иконами и росписью.

Всех неравнодушных просим откликнуться и внести свой, пусть небольшой, вклад в строительство храма Георгия Победоносца. По поводу пожертвований обращайтесь в редакцию по тел. 8 (3412) 94-50-05.

Материал подготовлен в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией по поддержке, организации и реализации социально-значимых проектов «Источник».

Рассказать новость близким:

Обязательно ли венчаться? Да, брак обязательно должен быть освящен. А многие пары приходят в храм с сомнениями: «Мы пока не готовы к венчанию. Может быть, мы подумаем, а пока походим в храм…» Для людей церковных, верующих вопрос: а нужно ли венчаться? – вообще не может стоять. Если ребенок родился – его надо крестить; если создан молодой союз – его нужно одухотворить, посвятить Богу.

Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, гарантирующее крепкий брак.

Начинать семейную жизнь нужно просьбой о помощи к Богу. Любое хорошее дело мы начинаем с молитвы: служим молебен перед путешествием, строительством дома и проч. И, естественно, перед строительством нашего семейного очага нужно сугубо помолиться Богу, и Господь дарует Свою благодать. Но Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, которое свяжет пару на всю жизнь независимо от духовного состояния супругов, от их веры, и дальше уже всё пойдет у них как по накатанной дорожке, по хорошо проложенным рельсам. Конечно, любое таинство и даже любой обряд, например такой, как освящение машины, не действует без веры человека: если человек считает, что всё за него должен сделать священник, сам не прилагает никаких усилий, не молится, не собирается соблюдать правила дорожного движения, ясно, что это не поможет ему нисколько. В браке точно так же: супруги должны вести духовную христианскую жизнь, должны молиться друг за друга, должны быть православными христианами и должны, естественно, сами призывать на помощь силу Божию и верить в силу совершенного Таинства, в то, что Господь им поможет.

Обручение

Таинство венчания начинается с обручения. Обручение – это некое чинопоследование, даже еще не Таинство, при котором супруги обмениваются кольцами. Кстати, обручение в древности, в первые века, было обрядом не христианским: им сопровождалось юридическое оформление брака. Вот как сегодня в России, где Церковь отделена от государства, Таинство венчания совершается отдельно от оформления брака, а это оформление производится через регистрацию в ЗАГСе, такая же ситуация была и в Римской империи. Любой брак, который благословлял и венчал епископ, а позже пресвитеры, должен был пройти юридическое оформление. Так что в Таинстве брака две составляющих: одна – законная, другая – духовная.

Обряд обручения совершался через обмен кольцами при подписании определенного брачного документа в присутствии свидетелей – Римская империя очень строго следила за записями гражданского состояния, за соблюдением законов и норм римского права.

То чинопоследование венчания, которое сейчас совершается в Церкви в положенные дни, складывалось веками – оно сформировалось где-то к XIV веку. Как венчали в первые века, нам сказать сложно. Но известно одно: епископ вот эту молодую пару, которая расписалась законно, поставлял в церкви, читал определенную молитву, благословлял ее, и они вместе причащались на Божественной Литургии. Отголосок этого совместного Причастия на Божественной Литургии – та общая чаша, которую пьют супруги во время венчания.

Итак, обручение. Супруги обмениваются кольцами – священник меняет их кольца. По строгой православной традиции, супруга носит золотое колечко, супруг надевает кольцо серебряное. Но на самом деле это не их кольца: супруг носит как бы кольцо супруги, потому что серебро – это символ Луны, того светила, которое получает свет от Солнца; а супруга носит колечко мужа – золотое, «солнечное». Зачем нужен обмен кольцами? Чтобы муж и жена всё время помнили друг о друге. Вспомним, что кольцо – без начала и без конца, это замкнутый круг – символ вечности и бесконечности. Этот обмен кольцами сравнивают с окольцеванием птиц; и в семинарии студентов, вступавших в брак, в шутку монахи называли «окольцованными», поздравляли своих однокурсников с «окольцеванием». В этой шутке ничего, мне кажется, обидного нет, ведь что значит быть окольцованным? Это значит, что ты кому-то уже принадлежишь. У окольцованной птицы есть хозяин, за ней наблюдают, определенные нормы ей предписывают…

Итак, священник властью, данной ему от Бога, меняет кольца пары, надевает кольцо жениха на палец невесты, а кольцо невесты – на палец жениха. Обычно кольца делаются по размеру руки того, кто будет его носить, потому что мужские пальцы крупнее женских, и собственно, каждый это кольцо не со своей руки снимает. Но все равно всегда надо помнить, глядя на свое кольцо, что это кольцо твоей супруги/твоего супруга, которое тебе вручено было при обручении.

Далее читаются определенные молитвы, провозглашается ектения, в которой испрашивается благословение и помощь на супружескую жизнь, и начинается непосредственно Таинство венчания.

Венчание

Я остановлюсь только на основных моментах этого Таинства, потому что формат нашей беседы не предполагает глубокого его исследования.

Вначале – мирная ектения, к которой кроме прошений обычных еще присоединяются прошения особые – о мире, любви, согласии, даровании чад супругам и благословении их совместной жизни.

Далее читаются три молитвы, в которых упоминаются ветхозаветные праведники, преуспевшие в жизни семейной: Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, Захария и Елисавета и прочие святые, которых мы почитаем как правило веры и образ кротости супружеской жизни и на которых мы равняемся в нашей семейной жизни.

Дальше следует само Таинство венчания: священник надевает на венчающихся венцы, поэтому Таинство и называется венчанием. Кстати, это тоже пришло не сразу, но в IV веке уже сложилось, потому что святитель Иоанн Златоуст о венцах уже пишет. Что же это за венцы? Святые отцы говорили так: это венец, с одной стороны, мученический. А люди получают венцы за какой-то подвиг, мученик венчается за верность, стойкость в исповедании Христовом. И супруги венчаются как люди, которые сохранили верность друг другу, свое девство, целомудрие до семейной супружеской жизни. Но венцы имеют также значение венцов царских: создается как бы новое царство – семья, где есть свой царь и своя царица, а раньше эти люди жили в доме своих родителей, где они не были хозяевами, – сейчас же начинается новый этап их жизни. Будут у царя и царицы и подданные – дети. И недаром митрополит Антоний Сурожский напоминал о том, что в древности венчающихся называли «князь и княгиня». Так вот эти венцы – символ их власти, венчания на новое царство.

Дальше следует очень важное чтение из Апостола – Послание к Ефесянам апостола Павла о том, каковы обязанности мужа и жены по отношению друг к другу. Тут раскрывается и глубина венчания. Ведь православное венчание – это образ сочетания Христа и Церкви. Как Христос есть глава, «спаситель тела», как говорит апостол Павел, то есть Церкви Своей, а невеста Христова – это Церковь, и Господь готов душу Свою положить за Церковь, что Он и сделал, принеся за нас за всех великую Жертву на Кресте; так же и муж готов пожертвовать для жены самым важным, самым дорогим в жизни, если это понадобится. «Зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и той есть спаситель тела, но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню» (Еф. 5: 23–25). Здесь сказано о том, как Церковь должна повиноваться Христу и как Христос должен заботиться о Церкви, быть главой Церкви. И муж, как глава церкви – семьи, этой малой церковной общины, сравнивается со Христом. Есть у семьи такое название – «малая Церковь», «домашняя Церковь».

Почему семья – малая Церковь? Мы знаем, что Господь создает род человеческий как семью – сначала как семью Адама и Евы, потом – как Церковь Божию. И даже монастырь – это образ семьи, где люди называют друг друга «братья во Христе» или «сестры во Христе» под началом единого отца, например, игумена. Потому что человек не спасается поодиночке – человек спасается в общине. Взаимодействуя друг с другом, служа друг другу, мы спасаемся. И самая главная задача создания семьи – это как раз спасение ее членов: мы вместе идем ко спасению. Недаром при Таинстве венчания мы смотрим в очень правильном направлении – на восток, и супруги стоят не лицом друг к другу, а поворачиваются друг к другу только когда поздравляют друг друга, целуют друг друга в конце Таинства венчания… Но смотрят они, стоя рядом, держа в руках зажженные свечи, как раз в восточную сторону – то есть вместе идут ко Христу. Как сказал еще Антуан де Сент-Экзюпери: любящие – это не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одну сторону. Для нас как раз эта сторона самая главная – восточная.

О муже и жене в этой малой Церкви можно сказать еще и так: муж – глава, он как бы первосвященник; жену сравнивают с диаконом – это вторая степень священства – служителем; слово «диакон» так и переводится: слуга, служитель при совершении таинств. А их дети – «се аз и дети, которых дал мне Бог», – это прихожане малой Церкви. Задача этого семейного корабля – спасение: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20) – это самое важное, для чего мы совершаем венчание, для чего мы благословляем брак как малую Церковь.

Кстати, некоторые элементы венчания очень схожи со священнической хиротонией: священника так же водят вокруг престола, как супругов водят вокруг аналоя, и поют такие же песнопения, только немножко в другом порядке. Как священник венчается Церкви, так и жених венчается своей невесте.

Дальше говорится – и это тоже очень важный момент – об обязанностях мужа: «Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь» (Еф. 5: 28–29). То есть невеста, жена будущая сравнивается с телом мужа. Есть такое выражение: любить, как самого себя. Некоторые считают, что это как-то пламенно, особой какой-то любовью. Но у этого выражения совсем иной смысл. Каждый из нас хочет, чтобы его уважали, жалели, почитали, о нем заботились, – вот что значит «любить, как самого себя». Никто не хочет, чтобы ему делали замечания, пилили его бесконечно, не по-доброму относились, обязанности свои не выполняли… Всё ведь очень просто: ты себе не желаешь зла – и другому не делай; ты себе желаешь добра, хорошего к себе отношения – поступай так же по отношению к другим.

Но в этом читаемом на венчании отрывке из Послания апостола заповедуется и большая любовь: мужу заповедуется любовь к своей жене такая, какова любовь Христа к Церкви. А что Христос сделал для Церкви? – Он отдал за нее жизнь. Мы себя любим какой любовью? – Мы себе вредить не будем. Но ради наших близких мы можем пойти на что-то в ущерб себе. Когда заболеет родной человек, например ребенок, я думаю, что любой нормальный родитель ничтоже сумняшеся отдаст почку свою для него, если надо; отдаст и вторую, отдаст жизнь, продаст квартиру, чтобы ребенок жил, чтобы он был здоров… И любого близкого и дорогого тебе человека ты любишь даже в ущерб себе, то есть получается, что ты его любишь даже большей любовью, чем любишь самого себя. Это высшая любовь, которую нам Господь заповедовал в Таинстве венчания, и это очень хорошо раскрывается в читаемом Апостоле.

Боязнь – это некий трепет, трепетное отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть его.

Последние слова из этого Апостола: «А жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 33). Обычно какой-нибудь громогласный чтец или диакон на всю церковь это возглашает, и все тут же в трепет приходят, кто-то начинает улыбаться, вспоминая какие-то истории из жизни. Что значит: «Жена да боится своего мужа»? Во-первых, вспомним, что сказано у апостола Павла до этого: «Обаче… кийждо свою жену сице да любит» (Еф. 5: 33), то есть так любит, как было сказано, – как Христос любит Церковь. А что значит «а жена да боится», что значит «боится»? Как и многие русские слова, слово «боится» имеет очень много значений. Знаем мы, например, слова псалмопевца Давида: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2: 11), то есть боязнь – это как раз некий трепет, это трепетное отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть любимого, дорогого, близкого человека. Вот эту боязнь как раз должна чувствовать жена к своему мужу.

Дальше читается всем известное Евангелие о том, как Господь присутствовал на браке в Кане Галилейской и благословил этот брак, совершил там первое чудо – претворения воды в вино. Митрополит Антоний Сурожский, толкуя этот отрывок, говорит о том, что в супружеской жизни может наступить момент, когда люди исчерпают ресурс любви, когда их отношения начинают охладевать, – и вот тогда им нужно особенно просить у Бога помощи, заступничества, чтобы восполнить эти опустевшие сосуды их души, их любви новым вином, новой благодатью Божией, которую Господь, естественно, дает.

Потом супруги водятся вокруг аналоя – в символ вечности, бесконечности, радости. Как при Крещении человек водится вокруг купели. После этого следует снятие венцов через какое-то время и поздравление новобрачных – на этом заканчивается Таинство венчания.

***

Муж должен заботиться о духовном воспитании супруги, должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены

Несколько слов о духовной жизни семьи. Духовная жизнь в семье, собственно, и проистекает из Таинства венчания. Семья – это малая Церковь, как я уже говорил, и супруги должны не только решать задачи по воспитанию детей, экономические какие-то проблемы и прочее. Главная задача супругов – спасение. Чтобы вместе быть не только здесь, но вместе быть и в вечности. Вместе друг с другом и со своими детьми. И, как напоминал святитель Иоанн Златоуст, задача и обязанность мужа – заботиться не только о духовном воспитании своих детей, но и о духовном воспитании супруги, то есть муж должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены – не супруга должна его тянуть сначала к Таинству венчания, потом к первому Причастию и т.д., а супруг должен идти во главе, впереди этого малого церковного корабля. И да поможет Господь вам всем в этом очень непростом, но очень благодатном, очень спасительном, очень счастливом семейном плавании! Храни всех Господь и Матерь Божия!

Протоиерей Павел Гумеров

Венчание – это духовный момент единения .com

Решать – будете ли вы венчаться или нет лишь вам, так как это не обязательный процесс с юридической точки зрения, ведь брак считается легитимным после регистрации в ЗАГСе. Но если ты и твой возлюбленный чувствуете внутреннюю необходимость в таком шаге, пожалуйста.
Кстати, раньше ситуация была кардинально противоположной: до начала XX века церковный был единственным видом брака, влекшим за собой юридические последствия в большинстве стран Европы.
Венчание – это важный, духовный момент единения, когда вы становитесь единым целым и берете обоюдную ответственность за сохранность брачного союза, поэтому вы должны быть уверенны в своем решении, оно должно быть добровольным и обоюдным.

Читай также: Свадьба в украинском стиле: От нарядов до традиций
Венчание требует предварительной подготовки. Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до венчания подготовили себя к таинствам исповеди и причастия, а также придержались поста. Подробнее об этом вам обязательно расскажут в церкви, где вы будете записываться для венчания.
Для самого процесса нужно приготовить две иконы – Иисуса Христа и Богородицы, ими во время таинства благословляют жениха и невесту. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в таинстве венчания –женихом и невестой. Также жених и невеста должны иметь при себе обручальные кольца, рушник, венчальные свечи, светлый платок на голову, вино Кагор. Молодые и свидетели обязательно должны иметь на себе нательные крестики.
Невесте и свидетельнице желательно быть без яркого макияжа и в этот день не пользоваться духами. Все остальные моменты и стоимость проведения обряда, расценки на дополнительные услуги (церковный хор, колокольный звон) необходимо узнать у церкви, потому как некоторые различия в правилах , пожеланиях и цифрах могут присутствовать. Сам по себе обряд состоит из двух этапов – обручение и непосредственно венчание.
Стоит также оговорить роль свидетелей в данном таинстве. Свидетели должны быть обязательно крещеными, желательно церковными людьми. Они являются молитвенными хранителями этого брака, духовными наставниками. Основная обязанность свидетелей при бракосочетании духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались молодые, не женатые, люди, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Сейчас все немного проще и при этом стоит хорошо подумать, кого взять свидетелями в церковь.

Венчание – это ответственный шаг в жизни пары, которая решается совершить данный обряд, поскольку это признание вашего единства перед лицом Бога dergousova-agency.com

Читай также: Выездная свадебная церемония: Секреты подготовки
Официальной формы подачи заявления для венчания не существует. День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Поскольку есть определенные периоды, когда венчание не проводится, к примеру, в канун великих и церковных праздников.
Существует несколько причин, по которым тебя могут не обвенчать. Во-первых, возраст. Жених и невеста должны быть совершеннолетними. Во-вторых, между ними не должно быть близкого кровного родства (двоюродные и троюродные братья и сестры, сводные братья и сестры). Важное условие для признания действительности церковного брака – единство религии. Если один из молодоженов не крещен, священник потребует его крещения и только после этого разрешит венчаться.
Также вас не обвенчают, если один из венчающихся состоит в браке или был обручен с другим лицом. Когда люди венчаются повторно, а предыдущий брак был также освящен церковью, необходимо сначала его расторгнуть. Отличие повторного венчания заключается в том, что священник включает в обряд две дополнительные молитвы. Также церковь категорически не разрешает вступление в брак более трех раз. А по гражданскому законодательству допускается и четвертый и пятый брак. Православная Церковь их не благословляет. Ну и, конечно, не благословляется брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в церковь лишь по настоянию одного из супругов или родителей, поскольку это должен быть ваш выбор.
Венчание – это ответственный шаг в жизни пары, которая решается совершить данный обряд, поскольку это признание вашего единства перед лицом Бога. Слушайте свое сердце. Если оно подсказывает вам, что этот человек в нем навсегда, что вам, действительно, очень нужно Божье благословение – обговорите вдвоем этот момент и посоветуйтесь со служителями церкви. Если нет глубинного понимания процесса или веры в его необходимость – возможно, не стоит спешить. Обвенчаться можно не обязательно в день свадьбы. Вы сможете сделать это и через пять, и через двадцать пять лет – когда появится ощущение, что вы готовы. Любите и берегите друг друга.

Саша Дергоусова, свадебный распорядитель, dergousova-agency.com

Читай также: Интерактивные зоны на свадебном торжестве

Когда меня попросили написать о браке, я обрадовался, потому, что это одна из самых светлых и радостных тем. Счастье и благословение Божие самому состоять в браке. Радость видеть, как двое друг друга любят. А для священника есть еще и возможность быть участником этих светлых отношений. Всякий раз, когда я совершаю Таинство венчания, благословляю брак, помогаю супругам разобраться с возникшими сложностями, я понимаю, что служу делу Божию, делу любви.

В этой статье я расскажу о том, что из себя представляет православный чин бракосочетания.

Но сначала одно замечание: Излишне говорить, что никакого внебрачного сожительства Церковь не допускает. Бывает, что ко мне приходят молодые люди и говорят, что они хотят «попробовать пожить вместе». Тут священник объясняет, что это пробование не должно включать в себя плотское сожительство.

Пусть узнавание, пусть проверка себя, но без того шага, который по библейскому пониманию соединяет людей «в плоть едину».

Православное Таинство Браковенчания состоит из двух частей – Чинопоследования обручения и Чинопоследования брака.

В обручении молодые люди обещают друг другу верность и, в знак того, что их решение вечно, обмениваются обручальными кольцами (круглое кольцо – символ вечности). Священник читает молитву, в которой просит Бога «призреть на рабов сих и утвердить обручение их в вере, единомыслии, истине и любви…»

После молитв о здравии, совершенной любви, мире в отношениях и помощи от Бога, молодых вводят на середину храма.

После обручения следует Таинство браковенчания.

Хотя сегодня обручаются и венчаются люди, чаще всего, в один день, церковные правила позволяют делать это и в разное время. Бывает, что влюбленные должны расстаться ввиду предстоящей командировки, или просто хотят дать другу обещание верности и любви, хотя к браку еще не готовы. В таком случае мы также совершаем обручение.

Но вот, наконец, Таинство браковенчания. О нем – подробнее.

Слово брак славянского происхождения и означает оно – быть вместе. Брачной парой называли в старину упряжку лошадей идущих вместе, в связке.

Отныне двое – соединятся, как говорит Библия в «плоть едину», то есть станут одним существом, не телесно, конечно, а душою, – стремлениями, ценностями, радостями, горестями… Пройдут жизнь вместе, неразлучимо, будут любить друг друга и заботиться друг о друге. Наконец, постараются в браке своем осуществить Евангельский идеал.

Православное чинопоследование брака многократно повторяет
эти темы – тему единства, тему любви и заботы, наконец, тему достижения
совершенства, святости.

Давайте с вами представим, что мы зашли в храм и оказались участниками священного действа венчания…

Молодые поистине прекрасны! Невеста (от славянских слов не ведать, то есть девушка непознанная мужчиной, чистая, невинная) в прекрасном белоснежном уборе. Это знак ее чистоты. Такой чистой – и телом и намерениями она себя вручает любимому мужчине.

Жених же – в костюме, или, во всяком случае, одет торжественно. Это не просто дань культурным традициям. Одежда жениха здесь свидетельствует о серьезности его намерений. Он ответственно и серьезно, по-взрослому, готов взять на себя заботу и попечение о любимой.

Молодые входят в храм. После обручения их ведут на середину храма. По старинной традиции им под ноги постилают белоснежное полотно – опять же, знак их чистоты и искренности. У них в руках зажженные свечи – знак их горения в вере и любви.

Священник спрашивает жениха 2: «Имеешь ли (имя) желание доброе и непринужденное и крепкую мысль, взять себе в жены сию (имя), которую перед собою видишь?..

Те же вопросы задаются невесте.

Таинство начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…» Это самый торжественный возглас православного богослужения. Им начинается, кроме венчания, Божественная Литургия. Этот возглас предваряет венчание потому, что венчание с древности мыслилось одной из самых ярких, торжественных, глубоких по содержанию и важности служб.

Этот возглас также напоминает о том, что должно стоять в центре устремлений молодоженов – достижение Царства Небесного.

Далее дьякон произносит ектению3:

Миром Господу помолимся!

…О рабах Божиих (имена) ныне соединяющихся друг с другом в брачное общение, и о спасении их, Господу помолимся.

О том, чтобы Бог благословил брак сей, как когда-то в Канне Галилейской, Господу помолимся.

О том, чтобы Бог подал им целомудрие, детей, все на пользу и ко спасению, Господу помолимся.

Такими и другими высокими словам молятся священнослужители, брачующиеся и гости в начале Таинства браковенчания.

Затем священник произносит несколько молитв. Вот как звучит в сокращении первая из них: «Бог Пренепорочный и Творец всего мироздания! Ребро праотца Адама, по Твоей великой любви к людям, в женщину преобразивший и благословивший их словами: Плодитесь и множитесь и наполняйте землю и обладайте ею, и показавший их соединившимися в одну плоть… Сам, Владыка Пресвятой, прими молитвы нас, рабов Твоих… благослови брак сей и дай рабам Твоим (имена) жизнь мирную, долгую, целомудрие, друг к другу любовь, соединенную союзом мира, семя долгожизненное, радость в детях и невянущий венок славы Небесной. Удостой их видеть внуков, ложе жены утверди в непорочности и дай им благодать от источников небесных и от щедрот земли. Наполни их дома пшеницею, вином и маслом и всяким добром, вразуми их этим делиться и с нуждающимся…»

Я не привожу длинное перечисление имен ветхозаветных героев, тех семей, в которых, если можно так выразиться, брак состоялся. А в молитвах на венчание это перечисление занимает добрых несколько страниц.

И это замечательно! Молодожены утверждаются в мысли, что они не первые вступают на это поприще. Что и до них были благочестивые люди, которые благодаря вере своей, любви к Богу и друг другу сумели сохранить свои отношения в чистоте. И пронесли их сквозь все невзгоды и испытания и представили Богу и получили от Него награду.

Затем священник берет венец похожий на митру – священный епископский головной убор и трижды провозглашает: Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Надевает венец на голову жениху или вручает свидетелям, чтобы те держали его над головой.

То же повторяется с невестой.

Я неспроста упомянул, что венчальный венец похож на епископскую митру. Пусть историки говорят, что в древности это был всего лишь венок из полевых цветов, что ж из этого?.. Сегодня венец сделан напоминающим именно митру. Почему?

Да потому, что молодые люди, которые прежде зависели от других, отныне вступают во взрослую, самостоятельную жизнь. Они становятся владыками сами себе! Епископская митра – знак власти. Власти соединенной с любовью. Так и наши молодожены. Самовластны и нежны! Ответственны и любящи! Независимы и… зависимы. Зависимы от любви и от своей второй половины.

После этого священник торжественно возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!4» Этот возглас повторяется трижды и каждый раз священник благословляет брачующихся.

Затем читается Священное Писание – отрывок из Апостольского5 и отрывок из Евангельского чтений.

Что касается Евангельского, так это всем известный рассказ о первом чуде, совершенном Господом, рассказ о превращении воды в вино. Какой дивный фрагмент и как многогранно он касается совершающегося события – Таинства браковенчания.

…Праздник, пир, торжество было и до того, как Христос туда, в Кану, пришел. Но когда Он пришел и сотворил чудо праздник вспыхнул с новой силой. И стало всем лучше, чем было!

Вот так и Господь Христос. Приходит к любящим друг друга, благословляет их и отношения и любовь разгораются больше и становятся ярче, чем были. Пришествие Христа – это не обеднение праздника, а усиление его и освящение – «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком!»6

Часто люди, прожившие какое-то время в браке без его церковного освящения, просят совершить над ними Таинство браковенчания. И вот когда Таинство совершается они приходят и рассказывают, что в их брак, после Таинства вошло какое-то новое измерение. «Как окно открыли в душной комнате» – сказала недавно одна прихожанка. В их брак входят радость, свет, новые сильные чувства. Поистине, Христос творит чудо – воду их отношений претворяет в вино.

Затем священнику подносят чашу с душистым вином, он читает молитву над чашей и благословляет ее. Эта чаша подается молодоженам и каждый из нее испивает. Эта чаша, напоминающая о пире, празднике, символизирует и общую чашу жизни, которую отныне будут пить новобрачные вместе.

Далее следует трогательный обряд. Священник скрепляет руки новобрачных, накрывает их лентой епитрахили и ведет молодых вокруг аналоя, специального столика на котором лежит Евангелие. Священник идет с крестом в руке и он символизирует здесь Самого Христа. Христос ведет мужа и жену! Евангелие, вокруг которого идут новобрачные означает, что Слово Божие будет находиться в центре их жизни, в средоточии их пути.

Хор во время шествия поет ликующие песнопения. Это и моление к Божией Матери и… гимн мученикам: «Святи мученицы, добре страдальчествоваше и венчавшиеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Отметьте, что тут говориться о венце Небесной Славы, который получили мученики в награду за смиренное и терпеливое перенесение скорбей и страданий.

Почему такие песнопения в радостный день браковенчания?.. Потому, что супружеская жизнь не всегда легка. И на путях этой жизни будут скорби, тернии, болезни… Но Церковь, напоминая о мучениках, этих героях, рыцарях духа говорит нам чтобы мы не унывали. Бог с нами. Он и укрепит, и даст сил перенести все невзгоды. И вознаградит, если все смиренно перенесем, нетленным венцом!

Венцы снимаются. Свечи гасятся.

Священник произносит: «Возвеличься жених, как Авраам! Будь благословен, как Исаак! Да умножится твое потомство, как у Иакова! Иди в мир и твори в праведности заповеди Божии».

Затем батюшка обращается к невесте: «И ты, невеста, будь возвеличена, как Сара, веселись, как Ревека, умножься в потомстве, как Рахиль. Радуйся о муже и храни закон церковный, ибо этого желает Бог».

Все благословения, излившиеся на праотцев, патриархов теперь с нашими молодоженами. Пусть идут в мире и строят с помощью Божией свои отношения. И возрастают душою и потомством от славы к славе!

Заканчивается Таинство торжественной молитвой обращенной ко всем трем Лицам Святой Троицы: «Отец, Сын и Святой Дух, Всесвятая и Единосущная и Живоначальная Троица, Единый Господь небесного Царства, да благословит вас и да даст вам долгую жизнь, хороших детей, совершенство в жизни и в вере…»

«Благоденственное и мирное житие… – начинает негромким
голосом дьакон…

…здравие же и спасение и во всем благое поспешение, изобилие плодов, взаимную любовь и согласие… – продолжает дьякон громогласно…

…подаждь Господи рабам Твоим ныне браковенчанным (имена) и сохрани их на многая лета! – заканчивает дьякон на пределе голосовых возможностей.

Хор отвечает: Многая лета! Многая лета! Многая лета!

Многая лета… – присоединимся и мы к этому ликующему гимну, – всем добрым и честным супругам.

Статья написана для католического молодежного журнала «Радуга».

Для удобства читателя почти все слова чинопоследования Венчания мы будем приводить в переводе на современный русский язык.

Слово ектения с греч. означает протяжное моление.

Кто присутствовал на венчании, мог обратить внимание на то, что некоторые священники произносят этот возглас в церковнославянской редакции (как это и предписывают богослужебные книги) – «Господи Боже наш, славою и честию венчай я!» Слово «я» по славянски означает «их».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *