Словарь паронимов русского языка
вене́ц — вено́к
Слова составляют паронимическую пару. Часть речи слов: существительные. Составляют гнездо пар с паронимами: венечный — веночный.
венец — 1. Драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха. 2. Атрибут венчания при церковном обряде вступления в брак; венчание (разг.). 3. перен. Успешное завершение чего-либо как награда за труды, старания (высок.). 4. Ореол, светлый ободок вокруг небесного светила, вокруг головы на иконе. 5. Каждый горизонтальный ряд брёвен в срубе, в шахте. 6. Кольцо из сплетённых в кружок растений (устар.).
Примеры:
1) царский, золотой, драгоценный венец;
2) держать венец над головой;
3) венец стараний, усилий;
достичь венца;
4) яркий, тусклый венец;
венец солнца, луны, святого;
5) новый, следующий венец;
венец шахты, сруба;
готовить венец;
6) красивый, пышный венец;
венец мученика.
Терновый венец (перен. символ мученичества, страданий; высок.). Идти под венец (выходить замуж, жениться; устар.). Муж жене — отец, жена мужу — венец (муж для жены — опора, а жена мужу — украшение; устар.). Добрый конец — всему делу венец (хорошее завершение украшает дело).
Популярная фраза:
Терновый венец (перен. символ мученичества, страданий; высок.). Идти под венец (выходить замуж, жениться; устар.). Муж жене — отец, жена мужу — венец (муж для жены — опора, а жена мужу — украшение; устар.). Добрый конец — всему делу венец (хорошее завершение украшает дело).
венок — Украшение из цветов или ветвей (живых или искусственных), сплетённых в виде круга; круглая гирлянда, возлагаемая в знак признания, почётной награды, присвоения высокого звания.
Примеры:
венок из роз, из васильков, из листьев;
плести венок;
лавровый, дубовый, серебряный, массивный, траурный венок;
венок победителя, чемпиона;
поднести венок;
возложить венок. Печатать
Наименование: Винный склад Иванова
Местоположение: г.Самара, ул.Венцека, д.61/ул.Молодогвардейская, д.39
Время содания: 1910 год
Мошков Г.Н.
Стиль:
Статус: Объект культурного наследия регионального значения
Историко-архитектурные исследования
Здание расположено на пересечении ул.Венцека и Молодогвардейской, в исторической части города, по красной линии. Построено в 1900 году. Архитектор Г.Н.Мошков.
Стены выполнены из красного кирпича, оштукатурены и окрашены. Фасады со стороны ул. Молодогвардейской и Венцека оштукатурены, окрашены, декорированы архитектурными деталями. Первый этаж главных фасадов рустован, сделаны крупные витринные окна. По фасаду с ул. Молодогвардейской имеется прямоугольный проезд. Главный вход оформлен в виде портала, выступающие стенки которого украшены висячими лопатками. Дверное полотно заменено. Над входом размещены декоративные лепные кронштейны, поддерживающие балкон второго этажа. Также с ул. Молодогвардейской сделан отдельный вход с высоким крыльцом и навесом в помещения первого этажа. Навес, крыльцо поздняя постройка, дверное полотно заменено, дисгармонируют с фасадом зданий. На втором этаже фасада сделано 8 арочных окон двух типоразмеров, декорированых профилированными наличниками. Над окнами имеются декоративные детали в виде масок, орлов, растительного орнамента. Боковые части фасада акцентированы радиальными фронтонами с гермами с кариатидами. Завершаются фронтоны парапетными стенками с вазонами. Скошенный угол здания акцентирован балконом на фигурных лепных кронштейнах, арочной нишей с декоративной отделкой растительного орнамента, завершённой аттиковой стенкой с лепным декором, обрамлением балконной двери является арочный портал с колоннами. Вертикальным членением фасада по ул. Венцека являются три ризалита. В одном из боковых ризалитов на первом этаже сделан дверной проём, сохранились первоначальные филёнчатые двери. На первом этаже сделано 12 прямоугольных оконных проёмов и одно широкое витринное окно. 5 оконных проёмов украшены наличниками с замковыми камнями. Горизонтальным членением фасада служат венчающий карниз и междуэтажный карниз с филёнчатым декором под окнами второго этажа. На втором этаже сделано 14 арочных оконных проёмов с лепным декором. Угловые ризалиты акцентированы арочными проёмами с декоративной лепной отделкой, с гермами с кариатидами, завершены радиальными фронтонами с парапетной стенкой и вазонами. Центральный ризалит акцентирован балконом с арочным дверным проёмом и висячими пилястрами. Перекрытие над балконом поддерживают 4 колонны, завершается ризалит фигурным аттиком со слуховым окном и вазонами.
Из книги Каркарьяна В.Г. «Старая Самара: история, дома, люди». Самара, 1998.: «С угла Молодогвардейской улицы открывается вид на оба фасада, решенных в относительно спокойных формах, и на центр дома, богато декорированный вазами, картушем, скульптурным декором.
Спокоен ритм простых прямоугольных окон на фоне глубоко рустованного первого этажа, но богато декорированного арочными окнами и кариатидами в простенках второго этажа. Такой подход отражал внутреннее содержание полупроизводственного здания: подвальный и первый этажи предназначались для хранения вина, а второй — для конторских и жилых помещений. Сейчас здесь кондитерская фабрика.
Элегантность архитектуры такого здания очевидна — это дворцовая архитектура, испытавшая воздействие архитектурной стилистики Европы. Дом, запроектированный архитектором Г.Н.Мошковым, не похож на другую его, тоже угловую, постройку, что возведена на улице Панской в стиле русско-византийской архитектуры.
«Из Царьграда в Манчестер» — так, пожалуй, можно определить творческий путь одаренного «на все руки мастера»».
В настоящее время имеются разрушения кронштейнов с утратой гипсовых деталей, разрушение балконных плит и декоративной отделки (ограждения, участки разрушения штукатурки и кирпичей). Отмечены разрушения декоративных деталей и профилированных наличников, имеются разрушения парапетных стенок, вазонов, фронтонов и декоративного убранства, трещины, идущие поперёк стен второго этажа угловой части здания. Отмечены разрушения карнизов, аттиковой стены с декоративными деталями, а также балконов с кронштейнами. Имеются разрушения лепных деталей, кариатид, вазонов, фронтонов, парапетных стенок. Отмечены многочисленные разрушения декоративного оформления фасадов. Несущие металлические конструкции венчающего карниза и балконов поражены коррозией.
Объёмно-пространственная структура, первоначальные планировочные решения, композиционное построение и декор фасадов здания, первоначальная расстекловка оконных проёмов и первоначальное столярное заполнение дверных проёмов являются предметом охраны и подлежат сохранению и реставрации.
Ветхость здания не определена. Состояние неудовлетворительное. Требуется реставрация, сохранение, восстановление и поддержание стилистического своеобразия.
Исторические и архивные исследования
Первое документальное упоминание о застройке участка на пересечении улиц Соборной и Заводской. В 27 квартале г.Самара, относится к 1865 году. В июне того года владелица дворового места, второй гильдии купчиха Колесникова Мария Федоровна, подает в Губернское Правление прошение о постройке двухэтажного каменного флигеля. К моменту подачи прошения, на усадьбе Колесниковой были выстроены:
-
одноэтажный каменный, с подвалом дом. В доме имелось четыре комнаты, обогреваемые четырьмя печами, с южной стороны его находилась терраса (шириною в две сажени), в подвале размещались кухни и погреб. Здание размещалось непосредственно на пересечении улиц и занимало 10 саж. (с террасой) – по Соборной и 5 саж. – по Заводской. Три его окна выходили во двор. Восемь – на улицу.
-
амбар каменный (4х4 саж.) по улице Заводской, в 25 саж. от угла квартала;
-
амбар каменный по улице Соборной – в 24 саж. от перекрестка, который занимал 4 саж. по улице и 6 саж. – вглубь квартала;
-
навес, находящийся за последним амбаром, вдоль южной границы двора;
-
два деревянных строения (10х4 саж. и 2х3 саж.), занятых службами и баня (2х3 саж.). последние занимали место так же в южной части усадьбы, вся площадь которой ровнялась 865,15 кв.саж. (30,5 саж. – по ул.Заводской и 28.ю3 саж. – по ул.Соборной).
Новый флигель был возведен по ул.Соборной в 13,75 саж. от угла квартала. Ширина его, с тремя окнами фасада, равнялась 4 саж. 1 арш. Между каменным домом и новым флигелем, в том же 1865 году был поставлен деревянный забор, высотою в 2 саж. 8 вершков.
По данным на 1871 год из двух амбаров, на подворье купчихи, остается один, но появляется еще два флигеля.
К 1874 году усадьбу Колесниковой делят между собой ее наследники. Угловой дом каменный в один этаж, с подвалом, в коем (теперь уже) кладовая и погреб, отходит к Колесниковым Ивану Андреевичу, Татьяна Дмитриевне и Авдотье Ивановне. Последняя остается, к 1890г., единственной из семейства, владелицей особняка по Соборной, 59/Заводской, 57, но в то же время объявляется еще один хозяин дома – купец Москвин Григорий Иванович, который в мае 1891 года подает прошение «в одноэтажном каменном доме – на углу вместо окна устроить дверь». Между тем, некий купец Иванов Григорий Иванович постепенно скупал у разветвленного клана Колесниковых усадьбы, граничащие с угловой, в к 1895 году становится собственником и последней. Каменное здание на ее территории новый владелец использует под магазин вина и колониальных товаров, его подвал — под склад. Между 1895 и 1899 годы площадь магазина сокращается до 15 кв.саж. (5х3 саж.) – последняя цифра, вероятно, его длина по Соборной. Кроме того, на участке, находящимся в 27 квартале, на пересечении улиц Соборной и Заводской – за Г.И.Ивановым числилось:
Летом 1903 года Григорий Иванович возводит на углу квартала одноэтажные камены е с подвалом лавки и службы. Длина лавок по улице Заводской составила 9 саж. ширина – 5 саж. 1 арш. Размеры по Соборной равнялись соответственно 8 саж. 2арш. И 7 саж. 1 арш. Высота помещений новых лавок – 2 саж. , глубина их подвалов – 1,35 саж. к торцу дома, со стороны Соборной, примыкали ворота, ширина проезда которых составила 1,37 саж. внешнюю стену ворот продолжала внутренняя стена служебных помещений (в один этаж). Длина последних – 13 саж. ширина – 2 саж. На пересечении улиц здание имело «срезанный угол», ширина в 2 саж. 1 арш.
В 1906 году развитие архитектурного комплекса по Соборной, 55/Заводской,57 продолжается. По проекту архитектора Машкова производится постройка двухэтажного с подвалом каменного дома, с надстройкой второго каменного этажа, над существующим помещением. Новый двухэтажный дом, примыкающий к постройке 1903 года со стороны Заводской и имеющий одинаковую с ней ширину, занял по улице 10 саж. Глубина его подвалов составила 1 саж. 2 арш., высота помещений первого этажа – 2,37 саж., второго – 2 саж., высота всего здания, до конька крыши – 6 саж. 22 вершка, до карниза (по фасаду) – 5 саж. 2 арш. Надстройка второго этажа превратила ворота в тоннель внутри здания и увеличила длину последнего, по Соборной, до 10саж. Высота помещений второго этажа в этой части строения составила 2 саж., до конька крыши – 6 саж. 14 вершков, до карниза (со стороны фасада) 4 саж. 2 арш. 8 вершков.
Дом Иванова обрел законченный вид. Дверь подъезда по Заводской, в конце здания, вела к помещениям второго этажа новой постройки, где находилась жилая квартира. Пять дверей первого этажа, с той же стороны открывали доступ к трем торговым залам магазина, а входная дверь четвертого зала была устроена в угловой части строения. Подъезд, выходящий на Соборную и соединявшийся с дворовым подъездом, вёл к подсобным помещениям первого этажа. Квартира второго этажа, ряд комнат которой находился над воротами, имела выход через угловой, со стороны двора подъезд. Второй дворовой подъезд открывал доступ в подвалы, подсобные помещения первого этажа, квартиру над воротами и кабинеты конторы в угловой части здания, на втором этаже. И, наконец, в де квартиры верхнего этажа, торговый зал нижнего и подвалы (все находилось по ул.Заводской), можно было попасть через третий дворовой подъезд, в соответствующей части постройки. Стены всех подвальных помещений были прорезаны оконными проемами, 9 из которые входили в световые колодцы на Заводскую, 7 – на Соборную, (четыре – в световые колодцы, а три последние были устроены на уровне тротуаров), три подвальных окна имели выход во двор дома.
Квартиры по Заводской сдавались Ивановым в аренду, в подвалах находились винные склады, торговые залы использовались под магазин, специализирующийся на продаже вино – водочных изделий (кавказские натуральные вина, водочные изделия, русский и заграничный коньяк и шампанское). С годами ассортимент вино – гастрономического магазина Г.И.Иванова увеличивался – виноградные вина в бутылках и на разлив (в бочках), иностранные и отечественные, в том числе своего производства (Григорий Иванович имел собственное садоводство и виноделие на Кавказе, в Терской области Кизлярского уезда), ром, коньяк, водочные изделия лучших фирм. К 1912 году часть подвалов самарский купец сдавал под склад астраханскому Товариществу Вейнеровских пивоваренных заводов (пиво столовое, мартовское, королевское, нюренбергское, портер – в бутылках в 1/32 ведра; доставка на собственном транспорте по городу, к вокзалу и пристаням).
К 1914 году появляется новое здание одноэтажных служб, после возведения которых весь архитектурный комплекс по Соборной, 59/Заводской, 59 – стал иметь, в плане, форму каре. В это время владения Иванова в 27 квартале г.Самары, ограничиваются угловой усадьбой в 275 кв.саж. (20х13,75 саж.). Стоимость недвижимого имущества на этом участке по данным на 1915 год составляла 14264 рубля. В годы Первой Мировой войны в здании размещался 102-й полк 31-й пехотной запасной бригады, в связи с чем оно, летом 1916г. было подключено к городской канализационной сети.
В 1918г. постройки использовало для своих нужд «Общество Самопомощь». С 1 января 1919 года дом Иванова, как имеющий стоимость свыше 7000 рублей, попадает в список недвижимости, подлежащей муниципализации, каковая и была проведена к 15 марта 1922 года.
В 1930-х годах по адресу ул.Кооперативная, 59/ул.Венцека, 61 находились колбасный завод и база «Мяспромтреста». В последние годы на ул.Молодогвардейска, 39/ул.Венцека, 61 обосновался «Хлебторг» (областное управление хлеботорговли).
Внутренние помещения здания подверглись перепланировке, некоторые изменения претерпел и его внешний вид: дверные проемы по ул.Венцека (за исключением дверей подъезда, ведущего на второй этаж) переделанные в оконные, засыпаны световые колодцы подвальных окон, заложен угловой вход. По молодогвардейской – второе (от угла) окно переоборудовано под вход в магазин, уничтожены три последних (от угла же) оконных проема подвальных помещений, заложено окно с торца дома. Во дворе – закрыт вход в подъезд, находящийся в части постройки которая выходит фасадом на ул.Венцнка, над службами надстроены вторые этажи, изменены формы оконных проемов первых.
Комедия «Конец всему делу венец» (All’s well, that ends well) напечатана была впервые в in-Folio 1623 года, без разделения на акты и списка действующих лиц (приложенного к изд. Rowe’a 1709 г.). Время появления на сцене с точностью установить нельзя: никаких указаний на современные события нет; в содержании комедии много общего с ранними произведениями Шекспира, но есть и черты, приближающие ее к драмам зрелого периода. Д-р Фармер в своем «Essay on the learning of Shakespeare» (1767 г.), отождествил «All’s well that ends well» с упомянутой в списке Фрэнсиса Мереса (Palladis Tamia) комедией «Love’s labours won», представленной с большим успехом в 1598 г. Так как трудно предположить, чтобы известная современникам пьеса Шекспира не вошла в in-Folio, то очевидно нужно искать названную Мересом комедию в какой-нибудь из пьес, носящих другое заглавие. Предположение Hunter’a, что «Love’s labours won» первоначальное заглавие «Бури» падает само собой, потому что «Буря» одна из последних драм Шекспира, и не могла быть известна в 1598 г. Заглавие же «Love’s labours won» (Плодотворные усилия любви) вполне соответствует содержанию комедии «Конец всему делу венец». Первоначальное заглавие объясняется тем, что «Love’s labours won» составляла pendant к одной из ранних комедий Шекспира «Бесплодным усилиям любви». В обеих представлена одна и та же придворная среда, и речи придворных кавалеров отмечены одинаковой манерностью. Но «Бесплодные усилия любви» насквозь проникнуты «эвфуизмом», а «Конец всему делу венец» сохранила лишь в отдельных сценах следы напыщенности. К взгляду Фармера о тождестве «All’s well that ends well» с «Love’s labours won» примкнули все толкователи Шекспира, начиная с Тика и Кольриджа, но мнения критиков разделяются по вопросу о том, соответствует ли «Love’s labours won» окончательной, помещенной в in-Folio редакции комедии. Делиус полагает, что в 1598 г. комедия представлена была в своем теперешнем окончательном виде, Найт тоже относит «Конец всему делу венец» к ранним произведениям Шекспира, написанным до 1590 г. Но гораздо убедительнее взгляд Гервинуса и Фризена; они указывают на слияние в пьесе двух разных стилей, из чего можно заключить, что пьеса подверглась переработке; первая редакция относится к раннему периоду, и она упомянута Мересом; другая, коренным образом переделанная, к более позднему времени – по Мэлону к 1606 году. Два совершенно различных стиля видят в комедии и Кольридж, и Грэнд – Уайт; последний относит целую треть стихов к позднейшей обработке. Следы первой редакции видны главным образом в рифмованных стихах некоторых сцен («догрелях»), в выспренности речей придворных кавалеров; язык избранного общества тоже отмечен «эвфуизмом», как и в «Бесплодных усилиях любви». Цинизм шута и в особенности Пароля совершенно в стиле ранних комедий Шекспира; наиболее характерен в этом отношении разговор Пароля с Еленой о девственности (Д. I, сц. 1), один из наиболее непристойных у Шекспира. Сцена написана прозой, изобилующей грубыми выражениями, и заканчивается «догрелями» в монологе Елены. Тем же низменным стилем говорят главные действующие лица комедии – Елена, графиня, Бертрам, король в вводных, не относящихся непосредственно к действию разговорах с шутом и Паролем – все эти сцены, так же как и напыщенные речи придворных, перенесены вероятно без всяких изменений в позднейшую обработку из первоначальной редакции. Но по мере того, как действие становится более драматичным, общий тон меняется и приближается к благородству зрелых произведений Шекспира: напутственная речь графини сыну, беседы графини с Еленой о любви к Бертраму, воспоминания короля об отце Бертрама написаны выдержанным белым стихом; проза в некоторых местах, как напр. в рассказе управителя о чувствах Елены к Бертраму (Д. I, сц. 3) выделяется своею простотой и серьезным тоном на фоне грубого балагурства других действующих лиц. Отдельные мысли и намеки, так же как и характер некоторых сцен, дают повод предположить, что «Конец всему делу венец» написан или непосредственно, или вскоре после «Гамлета»: так напр. наставления графини отъезжающему сыну напоминают прощание Полония с Лаертом, иронические рассказы шута о придворной жизни, о холопстве царедворцев (в разговоре с графиней, Д. II, сц. 2) – издевательства Гамлета над Полонием в беседе о виде и форме облаков. В комедии есть выходки против пуритан – шут высмеивает католических и протестантских фанатиков; в этом сказывается негодование Шекспира против показного благочестия, что тоже приурочивает комедию к эпохе «Гамлета».