Верить в бога или нет?

Слова Бога на данную тему:

«Вера в Бога» означает верить в то, что Бог существует; это простейшая концепция веры в Бога. Более того, вера в существование Бога это не то же самое, что истинная вера в Бога; это, скорее, тип простой веры с сильным религиозным оттенком. Истинная вера в Бога означает переживание слов и работы Бога на основе веры в то, что Бог суверенно властвует над всем сущим. Поэтому ты должен быть освобожден от своего порочного характера, должен исполнить волеизъявление Божье и должен придти к познанию Бога. Лишь в результате такого процесса о тебе можно будет сказать, что ты веришь в Бога.

из Предисловия к книге «Слово является во плоти»

Истинная вера в Бога не предполагает верования в Него ради спасения, и уж тем более дело не в том, чтобы быть хорошим человеком. И дело также вовсе не в том, чтобы верить в Бога ради обретения человеческого облика. На самом деле, люди не должны рассматривать свою веру в Бога как просто веру в то, что Бог существует. Дело не в том, чтобы просто верить в то, что Бог есть путь, истина, жизнь и ничего более. И дело не только в том, что ты признаешь Бога и веришь, что Бог есть Владыка всего сущего, что Бог всемогущ, что Бог сотворил все сущее в мире, что Бог уникальный и всевышний. Дело не просто в том, чтобы верить в эти факты. Божья воля состоит в том, чтобы все твое существо и твое сердце были отданы Богу и подчинены Ему; это значит, что ты должен следовать за Богом, позволить Богу использовать тебя, быть счастлив услужить Ему и все делать для Бога.

из «Только стремление к истине является истинной верой в Бога» в книге «Записи разговоров Христа»

Что является настоящей верой в Бога сегодня? Это принятие Божьего слова как реальности своей жизни и познание Бога по Его слову, чтобы истинно любить Его. Внесу ясность: именно вера в Бога, которая позволяет тебе повиноваться Ему, любить Его и исполнять свой долг, является верой сотворенного Богом. Вот цель веры в Бога. Ты должен познать очарование Бога, познать, насколько Он достоин почитания, познать то, как в Своих творениях Бог выполняет труд спасения и совершенствования. Вот минимум, которым ты должен обладать в своей вере в Бога. Вера в Бога — главный «переключатель» из жизни во плоти в жизнь любви к Богу, из жизни природного существа в жизнь естества Божьего; это освобождение из сферы влияния сатаны и жизнь под защитой и заботой Бога; это способность достичь повиновения Богу, а не повиновения плоти; это значит позволить Богу получить все твое сердце, сделать тебя совершенным и освободиться от развращенного характера сатаны. Цель веры в Бога главным образом заключается в том, чтобы сила и слава Божья смогли проявиться в тебе, чтобы ты мог исполнить волю Божью, выполнить план Бога, и чтобы ты был способен свидетельствовать о Боге перед сатаной. Цель веры в Бога должна заключаться не в том, чтобы увидеть знамения и чудеса или сделать что-то в интересах своей плоти. Ее целью должно быть стремление познать Бога, повиноваться Богу, повиноваться Ему, как Петр, до самой смерти. Вот к чему должна привести вера в Бога. Есть и пить слово Божие, чтобы познать Бога и угодить Ему. Вкушение и питье слова Божьего дает тебе большее познание Бога, и только после этого ты способен повиноваться Ему. Только зная Бога, ты можешь любить Его, и достижение этого — единственная цель, к которой человек должен стремиться в своей вере в Бога. Если же в своей вере в Бога ты всегда пытаешься увидеть знамения и чудеса, тогда позиция такой веры в Бога ошибочна. Вера в Бога предполагает главным образом принятие слова Божьего в качестве реальности жизни. Только претворение в жизнь слов Божьих, сказанных Его устами, и реализация их в себе являются достижением цели Бога. В своей вере в Бога человек должен стремиться быть усовершенствованным Богом, быть способным подчиняться Богу и полностью повиноваться Ему. Когда ты сможешь повиноваться Богу без жалоб, будешь учитывать Его желания, достигнешь духовного возраста Петра, освоишь стиль Петра, о котором говорил Бог, тогда ты достигнешь успеха в своей вере в Бога, и это будет означать, что Он приобрел тебя.

из «Все достигается словом Божьим» в книге «Слово является во плоти»

Раз уж ты веришь в Бога, ты должен есть и пить Его Слово, проживать его, жить по нему — только это можно назвать верой в Бога! Если ты на словах говоришь, что веришь в Бога, но не можешь применить ни одного из Его Слов на практике или проявить реальность, то это не называется «верить в Бога», это «стремиться к хлебу для утоления голода». Если ты говоришь только о каких-то мелких свидетельствах, о бесполезных вещах и поверхностных делах, не имея при этом нисколечко реальности, то это не вера в Бога, ты просто не постиг правильный путь веры в Бога. Почему надо как можно больше есть и пить Слово Божье? Если не есть и пить Слово Божье, а лишь стремиться попасть на небеса, считается ли это верой в Бога? Каков должен быть первый шаг верующего человека? Каким путём Бог совершенствует человека? Возможно ли совершенствование, если не есть и пить Слово Божье? Если Слово Божье не стало твоей реальностью, можешь ли ты считаться подданным Царства? Что же в точности значит вера в Бога? Люди, верующие в Бога, как минимум, должны внешне поступать хорошо; но самое главное — это обладать Словом Божьим, не отворачиваться от Слова Божьего ни при каких условиях. Познание Бога и исполнение Его воли происходят через Слово Божье. В будущем Слово Божье покорит все страны, все деноминации, все религии и все круги общества. Бог будет говорить напрямую, каждый человек будет держать в своих руках Слово Божье, и так человечество обретёт совершенство. Слово Божье будет звучать везде и повсюду, люди будут нести Слово Божье на устах своих, применять его на практике, Слово Божье будет и внутри них, пропитанных Словом изнутри и снаружи — так человечество обретёт совершенство. Люди, исполняющие волю Божью, способные нести свидетельство — это те, кто в реальности обладают Словом Божьим.

из «Период Царства — это Период Слова» в книге «Слово является во плоти»

И вот, все люди поняли, что тот, кто служит Богу, должен знать не только то, как страдать ради Него, но особенно им следует понять то, что вера в Бога существует ради стремления любить Его. Бог использует тебя не просто для того, чтобы переплавить тебя или заставить тебя страдать, а для того, чтобы позволить тебе познать Его деяния, познать истинный смысл человеческой жизни и в особенности позволить тебя узнать, что служение Богу — задача нелегкая. Открыть для себя работу Бога через переживания не означает наслаждаться благодатью, на самом деле это касается страданий в связи с твоей любовью к Нему. Поскольку ты наслаждаешься благодатью Божьей, ты должен при этом наслаждаться и обличением Божьим — все это ты должен пережить. У тебя может быть опыт переживания просвещения Божьего внутри себя, и также может быть опыт переживания того, как Он исправляет тебя, опыт переживания Его суда. Именно так ты обретаешь опыт всесторонних переживаний. Бог поработал над тобой с помощью суда, Он также воздействовал на тебя, задействовав труд обличения. Божье слово подвергло тебя исправлению, но при этом просветило и озарило тебя. Когда ты хочешь сбежать, рука Бога тем не менее удерживает тебя. Вся эта работа выполняется для того, чтобы ты узнал, что все в жизни человека находится во власти Бога. Возможно, ты считаешь, что вера в Бога предполагает страдание или нацелена на то, чтобы делать для Него многое, или нужна ради умиротворения твоей плоти или для того, чтобы у тебя все было хорошо, чтобы все было благоустроено. Но ничто из этого не относится к целям, которые должны быть у людей применительно к их верованию в Бога. Если ты так считаешь, в таком случае твоя точка зрения ошибочна, и тебя попросту нельзя усовершенствовать. Божьи деяния, Божий праведный характер Бога, Его мудрость, Его слова, Его дивность и непостижимость — это все то, что люди обязаны понять. Используй это понимание для того, чтобы избавиться в своем сердце от персональных запросов, а также от личных надежд и мнений. Только отсеяв все это, ты можешь отвечать тем условиям, которые предъявляет Бог. Только таким способом ты можешь обрести жизнь и угодить Богу. Вера в Бога существует ради того, чтобы угождать Богу, чтобы воплощать тот характер, который Он требует, дабы Его деяния и слава могли проявиться через данную группу недостойных людей. Это правильный подход к вере в Бога, а также та цель, к которой ты должен стремиться. Ты должен иметь правильное представление о вере в Бога и должен стремиться обрести Божьи слова. Тебе необходимо есть и пить слова Божьи, необходимо обладать способностью жить истиной и в особенности необходимо видеть Его практические деяния, Его дивные деяния, совершаемые во всем мире, а также ту практическую работу, которую Он выполняет во плоти. С помощью своих фактических переживаний люди могут понять то, как именно Бог воздействует на них и какова Его воля в отношении них. Все это направлено на то, чтобы устранить их порочный сатанинский характер. Избавься от нечистого и неправедного внутри себя, развей свои дурные помыслы, и ты сможешь сформировать истинную веру в Бога. Только обладая истинной верой, ты можешь по-настоящему любить Бога. Ты можешь искренне любить Бога только на основании своей веры в Него. Можешь ли ты добиться любви к Богу, не веря в Него? Поскольку ты веришь в Бога, в твоей голове не должно быть путаницы. Некоторые люди становятся энергичными, как только узнают, что вера в Бога принесет им благословения, но утрачивают всю энергию, как только понимают, что им придется пройти переплавку. Разве это вера в Бога? В конечном итоге ты должен достигнуть полного и безоговорочного послушания перед Богом в своей вере. Ты веришь в Бога, но по-прежнему предъявляешь к Нему свои требования, у тебя имеется множество религиозных представлений, от которых ты не в состоянии избавиться, множество личных интересов, от которых ты не можешь освободиться, ты по-прежнему стремишься к благословениям плоти и хочешь, чтобы Бог спас твою плоть, спас твою душу — все это является проявлениями людей с неправильной точкой зрения. Несмотря на то, что у людей с религиозными убеждениями есть вера в Бога, они не стремятся изменить свой характер, не стремятся к познанию Бога и преследуют лишь интересы плоти. У многих из вас есть верования, которые относятся к категории религиозных убеждений. Но это не является истинной верой в Бога. Чтобы верить в Бога, люди должны обладать сердцем, готовым страдать за Него, и готовностью полностью этому себя посвятить. Пока люди не отвечают этим двум условиям, их вера не считается верой в Бога, и они не смогут добиться изменений в своем характере. Только те, что искренне ищет истину, стремится к познанию Бога, ищет жизни, являются теми, кто по-настоящему верит в Бога.

из «Те, кому надлежит быть усовершенствованными, должны пройти переплавку» в книге «Слово является во плоти»

В своей вере в Бога Пётр стремился угодить Богу во всём, что делал, и стремился оказывать послушание всему, что исходило от Бога. Без малейшего недовольства он был способен принять обличение и суд, а также переплавку, скорби и нужду в своей жизни, и ничто из этого не могло изменить его любви к Богу. Разве это не является высшей любовью к Богу? Разве это не является исполнением долга творения Божьего? Будь то обличение, суд или страдание… ты всегда способен достичь послушания до самой смерти, и это именно то, что должно быть достигнуто творением Божьим, это чистота любви к Богу. Если человек может достичь хотя бы этого, в таком случае он является полноценным Божьим творением, и нет ничего, что лучше отвечало бы желанию Творца, как такое творение Божие. Представь, что ты в состоянии трудиться для Бога, и, тем не менее, ты не повинуешься Богу и неспособен по-настоящему любить Бога. Таким образом, ты не только не выполнил долг творения Божьего, но и будешь осуждён Богом, ибо ты не обладаешь истиной, не в состоянии повиноваться Богу и непослушен Богу. Ты беспокоишься лишь о выполнении работы для Бога, и тебя не волнует применение истины на практике или познание самого себя. Ты не понимаешь или не знаешь Творца, не повинуешься Ему или не любишь Его. Ты тот, кто от природы непослушен Богу, и поэтому таких людей Творец не любит.

из «Успех или неудача зависят от пути, которым идёт человек» в книге «Слово является во плоти»

Говоря кратко, встать на путь Петра в своей вере означает идти путем стремления к истине, который также является путем истинного познания себя и изменения своего характера. Только ступая путем Петра, человек пребудет на пути усовершенствования Богом. Необходимо иметь ясное представление о том, как конкретно идти путем Петра, а также как претворить это в жизнь. Во-первых, человек должен отказаться от своих собственных намерений, ложных устремлений, даже от семьи и всего, что имеет отношение к собственной плоти. Он должен быть предан всем сердцем, то есть должен полностью посвятить себя слову Божьему, сосредоточиться на том, чтобы есть и пить Божьи слова, сконцентрироваться на поиске истины и поиске Божьих намерений в Его словах, и пытаться во всем постигать Божью волю. Это самый фундаментальный и наиважнейший метод практики. Это именно то, что сделал Петр после встречи с Иисусом, и наилучшие результаты можно получить, только практикуя таким образом. Беззаветная преданность словам Божьим прежде всего включает в себя стремление к истине, поиск намерений Божьих в Его словах, сосредоточение на постижении Божьей воли, понимание и обретение большего объема истины из Божьих слов. Когда Петр читал Его слова, он концентрировал внимание вовсе не на понимании доктрин, и уж тем более он не концентрировался на получении богословских знаний. Вместо этого он сосредоточился на постижении истины и уяснении Божьей воли, а также на обретении понимания Его характера и Его чудесности. Петр также пытался понять из Божьих слов различные развращенные состояния человека, а также развращенную природу человека и его реальные недостатки, выполняя таким образом все аспекты требований Бога к человеку, чтобы тот угодил Ему. Так Петр обрел множество верных практик, которые соответствовали словам Бога, и они наилучшим образом согласовывались с Божьей волей, что и было наилучшим способом взаимодействия человека в процессе его переживания Божьего труда…

Если человек действительно способен угодить Богу, исполняя свой долг, если он принципиален в своих словах и делах, и может войти в реальность всех аспектов истины, то он станет человеком, усовершенствованным Богом. Можно сказать, что для такого человека работа и слова Бога полностью эффективны, что Божьи слова становятся его жизнью, что он обретает истину и может жить в соответствии с Божьими словами. Вслед за этим природа его плоти или, другими словами, фундамент его изначального существования зашатается и разрушится. После того как человек обретает слова Божьи в качестве своей жизни, он становится новой личностью. Слова Бога становятся его жизнью; видение Божьего труда, требования Бога к человеку, Его открытие человека и стандарты для истинной жизни, достижения которых требует от человека Бог, становятся жизнью человека. Такой человек живет в соответствии с этими словами и этими истинами и становится усовершенствованным словами Божьими. Он переживает возрождение и становится новым человеком через слова Бога. Таков тот путь, следуя которому Петр стремился к истине; это был путь усовершенствования, усовершенствования Божьими словами и путь обретения жизни из Божьих слов. Истина, выраженная Божьими словами, стала его жизнью, и только тогда он стал человеком, который обрел истину.

из «Как встать на путь Петра?» в книге «Записи разговоров Христа»

Польский священник и космолог 72-летний профессор Михал Хеллер математическим путем доказал существование следов Высшего разума во Вселенной.

Он стал лауреатом премии фонда Темплтона за 2008 год в размере 1,6 миллиона долларов «За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий». Знаменитый ученый любезно согласился дать эксклюзивное интервью «Российской газете».

Российская газета: Почему вам пришла в голову мысль доказывать математическим путем существование Бога?

Михал Хеллер: Никогда не пробовал математическим способом доказывать существование Бога. Это было бы нонсенсом. Моя мысль похожа на мысль Эйнштейна, который говорил, что наука не делает ничего другого, как читает замысел Бога, существующий в мире. Если Бог сотворил мир, а современная физика так успешно исследует мир при помощи математики, это означает, что Бог мыслит математически. В этом смысле речь идет не о доказательстве существования Бога, а о взгляде на науку с точки зрения религии.

РГ: Почему до вас никто до этого не додумался?

Хеллер: Похоже рассуждали Лейбниц, немецкий философ XVII века, а также Эйнштейн. Хотя Эйнштейн понимал Бога скорее как безличный Разум Вселенной.

РГ: В чем заключается доказательство наличия Высшего разума во Вселенной?

Хеллер: Обычно доказательство мы понимаем либо как доказательство эмпиричное, т.е. нечто доказывается с помощью экспериментов, либо как доказательство формальное, как аксиомы в математике. При таком понимании нет доказательств существования Бога. Вот как раз в этом и есть рука Божья, что мир позволяет себя исследовать рациональными методами науки.

Мои интересы концентрируются на трех основных темах: релятивистской космологии и математических основах физики, философии и истории науки, а также на отношениях между наукой и религией. Я опубликовал ряд статей, научных работ, а также книг, которые переведены на разные языки, в том числе на русский («Творческий конфликт», Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея. Москва, 2005 год). Сотрудничал со многими учеными из разных стран, также и с российскими, в частности, с астрономом Артуром Черниным и физиком Андреем Грибом.

РГ: Вы получили премию «За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий». Проводил ли кто-нибудь проверку ваших математических расчетов? Вообще в состоянии ли кто-нибудь это сделать?

Хеллер: Мои научные труды по космологии и математической физике были объединены с исследованиями отношений между наукой и религией. Поэтому мне была вручена премия Темплтона «За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий». Естественно, мои работы по космологии и математической физике могут быть рецензированы в соответствии с правилами, принятыми в научных журналах.

РГ: Что изменится в мире после ваших исследований, какая от этого практическая, материальная польза?

Хеллер: Я буду счастлив, если кто-нибудь прочитает мою работу и подумает над ней. А то, что мы разговариваем на эту тему, уже является конкретным достижением.

РГ: Рассчитываете ли вы, что ваши труды, а также получение престижной премии помогут продвижению по службе?

Хеллер: Я не работаю за награды и из-за карьерного роста. Научная работа является великим интеллектуальным приключением.

РГ: Когда будет вручена эта высокая награда, что она для вас значит?

Хеллер: Официальная церемония по вручению премии состоится 7 мая в Лондоне в Букингемском дворце. Премия для меня прежде всего является стимулом для дальнейшей работы. Надеюсь, что это событие вызовет у все большего числа людей интерес к тому, что я написал.

В Интернете активно обсуждают статью известного французского философа и материалиста, атеиста, бывшего до 18 лет пылким католиком, Андре Конт-Спонвиля. Называется она просто – «Три причины не верить в Бога». Прочитав эту статью, мы столкнемся с довольно романтической аргументацией, которая выдает ожидаемую Библию за действительную.
Здесь мы попытаемся описать три причины, которые заставят нас задуматься о бытии Бога и о том, что мир – это не только то, что мы видим.
Всех атеистов можно разделить на две категории: 1) воинствующие фанатики, которые никогда даже не пробовали полностью прочесть Библию или хотя бы одно из Апостольских посланий (обиженные дети) и 2) люди, знакомые с религией и священными текстами порой даже лучше «истинно верующих», но не верующие в Бога (ищущие).
Христианство само по себе рождалось в атеизме: с момента смерти Христа и до Его воскресения к атеистам второй категории можно отнести апостолов и людей, принявших слово Христово. Чувство богооставленности, которое испытал на Кресте Христос, теперь полностью поглотило апостолов. Христос умер – и не во что больше верить. Надежда умерла вместе с Распятым Царем Иудейским. Именно поэтому апостол Павел и называет источником веры воскресение Христа: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15: 14).
Возможно, сейчас это прозвучит странно, но атеизм необходим религии. При грамотном подходе атеизм заставит задуматься над бытием Бога: человек, видя себя и все, что вокруг, остается неверующим – почему? Не из-за того ли Бога, в Которого он не верит, Которого он не нашел? Атеизм – это довольно смело: человек живет, будучи уверен, что после смерти от него ничего не останется. Он продолжает жить, познавать себя, других, мир и хочет прожить долго, не понимая, что это желание давно и незаметно для него самого вышло за рамки инстинкта самосохранения.
Как только «обезьяна Дарвина» спросила себя: «Зачем я живу?», в этот самый момент она обрела Бога. Самоанализ, поиск причин и следствий, речь, вся гамма человеческих чувств и эмоций, начиная со смеха и заканчивая плачем, – это зеркала, стоящие друг напротив друга и отражающиеся друг в друге, за которыми не видно конца и края всему тому, чего подсознательно ищем. Наверное, оттого, что ищем Бесконечное и Непознаваемое.
Мы обречены находить великое в малом и необъяснимое в, казалось бы, до боли понятном. Человек XV века смотрел на подсолнух и видел подсолнух. Человек XIX века взглянул на подсолнух и увидел последовательность чисел Фибоначчи. Мир стремится к балансу и гармонии, он стремится к идеалу. Ключевой вопрос все тот же: зачем? Возможно, это прозвучит абсурдно и далеко не по-миссионерски, но религия во многом проиграет, если атеизм исчезнет. Если хотите, атеизм – это «контрастный душ» религиозного сознания.
Но вернемся к трем причинам поверить в Бытие Единого Бога, которые мы сформулируем как ответ трем тезисам Андре Конт-Спонвиля.
1) «Первая причина – самая банальная, но и самая значительная – это необъятность зла и горя в этом мире. В нем слишком много ужаса, страдания и жестокости», – пишет Конт-Спонвиль.
Безусловно, глупо было бы закрывать глаза на несправедливость мира, на жестокость и горе ни в чем не повинных людей, говоря о Боге. Но точно так же глупо будет «рисовать» Бога углем на золоте. Глупо будет придумывать «самого лучшего» Бога и наделять Его какими-то идеальными качествами «по вкусу». Следуя логике философа, если Бог есть, то он должен делать а), б), в), г), д) и т.д., приносить кофе в постель и следить за тем, чтобы на улице всегда было солнечно. Люди пытаются изобразить Бога, Абсолютный Идеал, не будучи в состоянии даже разобраться со своей личной жизнью, понять причины любви и предательства, смеха и слез, радости и горя. Мы не можем увидеть дальше горизонта, но уже успешно описываем Первопричину всего. Нам легче обрубить весь мир до грубого «хорошо» и «плохо» и на этом холсте нарисовать «доброго» «правильного» Бога.
«Убогость», выражаясь словами Конт-Спонвиля, готова расписаться за весь Промысел Абсолюта и показать Ему на место в углу кухни. Видимое несовершенство этого мира проистекает из свободной человеческой воли. Искаженной, но свободной. Сколько психически здоровых людей захотели бы навсегда отказаться от своей воли и лишиться способности сделать выбор? Мы ошибаемся, но в то же время все выбираем свободно. И в этих ошибках проявляется наше самосознание и индивидуальность. Уже сам факт того, что человечество со 100%-ной вероятностью не застраховано от ошибок и до сих пор существует и развивается, заставляет задуматься о Боге. Поэтому «Первая причина – самая банальная, но и самая значительная – Бог существует, потому что мир погряз во зле, но до сих пор стоит».
2) «Моя вторая причина не верить в Бога – это сама натура человеческая, скорее смешная и жалкая, чем злая», – продолжает Конт-Спонвиль.
Скажем больше: с точки зрения все той же биологии, человек – это самое жестокое животное из всех возможных. Ни одно другое существо не будет убивать ради удовольствия, радоваться боли и горю другого человека, во всем подобного самому себе, и оттачивать мастерство манипуляции. Насколько человек может быть гениален и душевно прекрасен, настолько он может быть духовно уродлив и безразмерно жесток. На фоне этого мы все больше похожи на сломанный совершенный механизм, чем на обезьяну, которая внезапно прикурила от двух камней и палки.
Поэтому «Вторая причина поверить в Бога – это сама натура человеческая, скорее сломанная и неспокойная, чем целостная и безрассудная». Бог существует, потому что человек перешагивает через себя и стремится ограничить разрушение в себе и мире и обуздать свои животные инстинкты, биологически не имея на то никаких веских причин. Бог существует, потому что мы несовершенны, потому что мы ошибаемся на каждом шагу.
3) «Третья причина такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно. Моей вере в Бога больше всего мешает то обстоятельство, что мне очень хотелось бы действительно верить в его существование», – заключает Конт-Спонвиль.
«Любая религия строится на наших самых заветных желаниях – желании жить вечно или, точнее, не исчезнуть в никуда после смерти и желании быть любимыми. И именно поэтому вера вызывает подозрения», – такова аргументация французского философа.
Возможно, сейчас это прозвучит удивительно, но ветхозаветная религия совершенно не уделяла внимания загробной участи человека. Ветхий Завет настолько ярко контрастирует с культами Древнего Египта, Греции и Вавилона, в которых посмертной участи человека отдается чуть ли не первое место, что ряд историков философии (в частности Ф.Ф. Зелинский) делают закономерный вывод: Ветхозаветная религия – это теистический материализм. Чего стоят такие места из Библии: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6), «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают» (Еккл. 9:5). При беглом взгляде неподготовленного человека на эти места напрашивается довольно неоднозначный вывод. Именно поэтому среди иудеев и появились саддукеи, которые верили в единого Бога-Творца и закон Моисея, но категорически отрицали воскресение мертвых и бессмертие души.
Дело в том, что Ветхий Завет фокусировал внимание преимущественно на жизни человека здесь и сейчас: «Почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Втор. 5:16). Человек соблюдает заповеди не потому, что его ожидает награда или наказание, а потому что так хочет Творец. Именно с этого, по большому счету, и начиналось христианство. И, как видим, чтобы верить в Бога, людям необязательно было надеяться на личное бессмертие.
Третья причина поверить в Бога проистекает из двух предыдущих и «Такова, что, когда я говорю о ней, она звучит абсурдно. Неверию в Бога начинает мешать нежелание верить в Него». Как только человек решит уйти от веры в Бога и уклониться в неверие, то колеблемый первыми двумя причинами, он станет испытывать трудности на пути своего неверия, ведь «Куда я пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7). Прожить жизнь, задаваясь вопросом: «Зачем?», терзаться от сомнений своей свободной воли и балансировать между красотой и уродством, зная, что такое «добро и зло», постигать мир, творить в нем и после всего этого кануть в небытие – это слишком просто. И это вызывает большие подозрения в отрицании Бога.
И когда тебе хочется быть как можно дальше от Бога, ты вопреки своему упорству становишься к Нему ближе, не замечая этого. Таков парадокс отношений веры и неверия.
Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Почему люди верят в Бога? Может быть, для кого-то ответ будет очевиден: для поиска смысла жизни, поиск истины, вечных ценностей и т.д. Но я бы не стала торопиться с ответом. Поэтому для начала я бы задала другой вопрос: А кто такой Бог в сознании среднестатистического человека? Давайте начнем издалека, как обычно, из детства…

Ребенок целиком и полностью зависит от своего родителя, в родителе все его обеспечение, защита, знание, сила, любовь и т.д. По своей «высоте и недосягаемости» родитель воспринимается ребенком как Бог.

Родитель, как правило, учит свое дитя в категоричной форме: надо, нельзя, должен, это хорошо, это плохо и т.д. В ребенке личность еще не сформирована. Нет того внутреннего психического стержня, благодаря которому бы он воспринимал — оценивал — делал вывод — поступал на основе вывода. Для ребенка этим управляющим и регулирующим механизмом является родитель.

В процессе воспитания ребенок как бы «проглатывает» модель своего родителя, без «разжевывания, переваривания и усвоения». Этот психологический механизм называется «интроецирование». А набор интроецированных («проглоченных» без осмысления) правил, установок, долженствований — интроекты. Ребенок еще не способен анализировать информацию, он «пустой», ему не с чем сравнивать. Поэтому, если родители такие, то и весь мир такой. Он не способен анализировать, что «вкусно и полезно», а что «отрава». Поэтому глотает все без разбора, надо ведь как-то адаптироваться к незнакомому, и даже угрожающему миру.

В зависимости от типа воспитания (а он зависит от психологического типа родителя), возможны следующие направления развития ребенка, известные в психотерапии (ограничиваюсь только необходимыми для раскрытия темы):

  1. Ребенка сильно ограничивают в возможностях выбора решений разных задач. «Драться нельзя, так делают только плохие дети» (без предоставления другой альтернативы решения конфликта). «Надо делиться, тогда будешь хорошим, с тобой будут все играть». Для интроективных посланий очень характерны обобщающие слова: «всегда», «никогда», «никто», «все» и т.д., которые предполагают только один-единственный вариант действия. «Будь хорошим (в отличие от «поступай хорошо»), и тогда все будут тебя любить». А так как любовь для ребенка — главное условие его жизнеобеспечения и развития, то он всегда выбирает способы поведения, дающие ему в сложившейся ситуации максимальное количество любви и внимания (которое может компенсироваться провокацией родителя на гнев и раздражение). В понимании психотерапевта такой ребенок, а в последствии, взрослый делает все «как принято», «как положено», «как надо», «все так думают, чувствуют, поступают» (хотя в реальности это далеко не так). Он усвоил все эти шаблоны, и они стали неотъемлемой частью его личности. Такие люди живут внешне «нормальной» жизнью, но как будто не своей. Вроде все правильно, а внутри тоска и ничего не хочется, и сил нет. Они, как правило, всегда знают и за себя, и за всех. Но их жизнь — это сплошные серые будни, «надо», а не «хочу». Психотерапия полагает, что часто угодническое поведение, чтобы всем понравиться; компромиссное поведение — «драться ведь нельзя», а по-другому не умеют. И все ради сохранения бессознательной установки «я хороший», а все, что за ее рамками — страх, одиночество, в крайней форме, смерть.

  2. У психологов это тот случай, когда ребенка, стараясь обеспечить максимальный комфорт и атмосферу любви, освобождают не только от положенных его возрасту обязанностей, но и от приобретения необходимых навыков. Часто дают ему сверх необходимого удовлетворения потребности раньше, чем они успевают возникать. Из-за этого возникает неразборчивость в собственных желаниях и предпочтениях. У ребенка не формируются в должной степени волевые качества, целеустремленность, самостоятельность. Такой взрослый безынициативный, неорганизованный, недисциплинированный, нерешительный, безответственный ребенок не умеет доводить дело до конца. С точки зрения детской психотерапии он — «хороший», и потому ему все должны. Такой взрослый не имеет своей точки зрения, пребывает в замешательстве в ситуации выбора, так как его лишали этой возможности. Не знает, когда он прав, а когда нет, поэтому чаще глотает обиды и соглашается, боясь отказать. Он тоже не знает, чего хочет, и чем ему заниматься в жизни.

  3. Этот вариант возникает, когда ребенка воспитывают в жестких рамках, но за счет его врожденных сильных качеств родителям не удается его сломать, и тогда он вступает с ними в войну. Часто делает наперекор установившимся правилам, чтобы доказать свою независимость. Он ненавидит ограничения, протестует против установившегося порядка, демонстрируя свою свободу.

А теперь вернемся к первоначальному вопросу Богу.

У ребенка, в зависимости от психологического типа родителя и формы воспитания, складывается внутренний образ Бога:

  1. И получается, что в первом варианте, Бог — это грозный старик, для которого я все делаю плохо и неправильно. Если я поступаю не как «должен», я грешу, я «плохой». А как хочу поступать, я и не знаю. И Он меня не любит, отвергает. Такой человек старается не грешить, чтобы заработать благосклонность Бога, его любовь и благословения. У него естественно ничего не получается, он кается, начинает новую жизнь с понедельника, опять «падает» и т.д, никогда не дотягивая до «хорошего и любимого». Либо, если «удалось» стать хорошим (на самом деле обмануть себя в этом), то рефреном в его речи звучит: «Я такой хороший, Бог, ни с кем не ругаюсь («добрый»), никому не отказываю («отзывчивый»), «не лезу по головам» («смиренный»), а все жду, когда же чаша моих заслуг заполнится, и ты, Бог, воздашь мне. И сидят, ждут. Таким людям легче всего прийти к вере в Бога, потому что это продолжение его детских отношений с родителями. И если он их не проработал, то Бог так и останется для него призраком из прошлого. Фигуры поменялись, а потребности и мотивы этих отношений остались прежними. Такую веру в Бога нельзя назвать искренней и истинной, потому что она продиктована в большей степени не внутренним поиском, не жаждой духовного самоопределения и развития, а невротическим чувством вины, либо перфекционизмом.

  2. В представлениях такого человека, Бог — это тот, кто меня любит, кто полностью определяет мою судьбу, все в его власти, а я такой слабый и беспомощный. В основе лежит отсутствие навыка решать текущие вопросы своей жизни, определять свои потребности и удовлетворять их, в связи с чем, он не готов взять ответственность за свою жизнь. Когда он узнает, что Бог его любит, прощает, обладает верховной властью, это как нельзя лучше вписывается в его картину мира, так как сами они не в состоянии нести бремя ответственности за свою жизнь. Они склонны только молиться — просить, не вникая глубоко в познание Бога и себя, могут с энтузиазмом участвовать в служении. Часто разочаровываются, когда обнаруживают, что почему-то благословения с неба не сыплются на его благословенную голову. Здесь еще сказывается их непостоянство и поверхностность. В понимании православной психотерапии такая вера тоже является невротической, поверхностной, так как «Бог» является заменителем собственной зрелости. Человек нуждается в таком Боге, как дитя — в маминой юбке.

  3. Здесь, как вы, наверное, уже поняли, отношения с Богом совсем не складываются. Это бунтарь против правил, норм, установок. Но он может быть не сильно выражен на поверхностном уровне, и такой человек выглядит вполне порядочно. Но у него уж точно на все своя точка зрения, пролоббирует свои интересы, решительный, любит ответственность, так как это дает ему свободу, в общем, «моя жизнь — мои правила». Их протест против родительской фигуры может быть канализирован именно в сторону Бога. Это наиболее социально безопасно. Можно протестовать сколько душе угодно. Где Он этот Бог-то? Среди этой группы часто встречаются психологи и психиатры. В отношении них положение дел усугубляет религия, которая преподносит Бога, прежде всего как диктатора моральных правил, верховную наказующую власть. Он любит и наказывает для твоего же блага, и ты должен терпеть, смиряться и т.д. А для этих противоборцев подобные слова, как красная тряпка для быка. И Бог превращается в главного врага жизни. Но это отношение также не является зрелым, а невротическим переносом агрессии с родительской фигуры на образ Бога.

Возвращаясь к первоначальному вопросу, можно сказать, что для многих за причинами веры или неверия в большей степени скрываются симптомы невроза. И это дает повод некоторым психотерапевтам рассматривать веру в Бога однозначно как нездоровое проявление. Как неспособность справиться с жизненными ситуациями и убегание «под крылышко» Бога.

Потому что то, что такие люди себе представляют Богом, не Бог вовсе. Это далекий бессознательный образ родительской фигуры, искаженный детским восприятием. Такой Бог — призрак прошлого. Такая вера (или неверие) – не признак духовной зрелости, а продолжение детского внутреннего конфликта.

Я — православный психотерапевт и написала эту статью не с целью критики «невротической личности». Я руководствовалась желанием расширить вашу зону осознания в таких далеко неоднозначных вопросах: Почему я верю в Бога или не верю? Кто такой Бог для меня? Что мне дает моя вера?

И если это возможно в рамках данной статьи, «запустить» внутри вашей личности процесс трансформации невротической веры в зрелую веру в Бога.

Врач-психиатр, психотерапевт, православный психотерапевт Емельянова Ксения Ивановна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *