Веркола расположена на реке Пинеге примерно в 50 километрах от Карпогор. Это одно из самых привлекательных мест Пинежья, в котором замечательно соединились красота северной природы, заповедные уголки деревянного зодчества, а также литературные памятники.
В документальных источниках селение Веркола впервые упоминается в 1623 году. Название деревни в переводе с финско-угорского означает место, где раскидывали, сушили рыболовные сети.
В Верколе родился и вырос известный писатель Фёдор Абрамов, а впоследствии село стало прообразом Пекашина в его знаменитой тетралогии «Братья и сёстры». В жизнь веркольцев прочно вошли знаменитая лиственница, расположенная на Абрамовском печище, проходящая по лугу под Абрамовским угором «Паладьина межа», и дома, связанные с прототипами его произведений.
«На одном из самых красивых мест русской земли стоит Веркола. Да и не только русской…» — писал Ф. Абрамов. С высокого угора далеко видны бесконечные, уходящие за горизонт леса, быстротечная река Пинега и луга. А на левом берегу Пинеги напротив Верколы находится действующий Свято-Артемиево Веркольский мужской монастырь.
Любимым местом отдыха жителей деревни и её гостей стала гора Мыза (Красная горка). С неё открываются восхитительные виды на Пинегу, Свято-Артемиево Веркольский монастырь, на деревню и ручей Хярга.
Расположенный в Верколе литературно-мемориальный музей Ф. А. Абрамова ежегодно проводит литературный фестиваль «А в Пекашино ставят стога…», воссоздающий атмосферу старинного праздника Первого покоса и популяризирующий творчество Ф. А. Абрамова.
8 июля 2018 года состоялась торжественная церемония включения деревни Веркола в ассоциацию «Самые красивые деревни России». Вдохновляющая северная природа и культурно-историческое наследие Пинежья стали частью международного бренда, получив с этим статусом новые перспективы для повышения уровня жизни и развития туристического потенциала.
Участники ассоциации «Самые красивые деревни и городки России» в Архангельской области:
— Ошевенский Погост, Каргопольский район
— Кимжа, Мезенский район
— Кильца, Мезенский район
— Веркола, Пинежский район
Фото: Н. Выморков, Н. Никифорова, Е. Терпилко
В силу многих причин и обстоятельств монастырь постоянно находился в бедственном положении, а в 1764 году по указу императрицы Екатерины II был отнесен к заштатным и за неимением средств должен быть закрыт. Но промыслом Божиим графиня Орлова-Чесменская (в иночестве – Агния) принимает подстриг и выделяет значительную сумму вклада во многие монастыри на поминовение души, в числе которых оказывается и наш монастырь. Получив 5000 золотых рублей, монастырь продолжает свое существование.
Возрождение и подлинное благоустройство обители началось с 1859 года, когда трудами опытного духовника и умелого хозяйственника игумена Ионы (1859-1861 гг.) в монастырь, по милости Божией, стали поступать обильные пожертвования. При наместниках архимандритах Феодосии (1861-1885 гг.) и Виталии (1888-1900 гг.) были подняты из руин находившиеся в запустении после частых пожаров здания и сооружения, а главное возведены новые каменные храмы, братские корпуса, хозяйственные и подсобные постройки, так что к 1910 году в монастыре насчитывалось шесть храмов.
Частым гостем и щедрым благотворителем обители в конце ХIХ — начале ХХ вв. был святой праведный пресвитер Иоанн Кронштадтский. Ежегодно, во время своих поездок на родину в село Сура, расположенное от с. Веркола на 50 км выше по реке Пинеге, он останавливался в хорошо известном ему с детских лет Веркольском монастыре и участвовал в богослужениях. Им лично написан замечательный акафист святому отроку Артемию. А в 1897 году при большом стечении богомольцев Кронштадтский пастырь освятил построенный на пожертвованные им средства величественный собор в Веркольской обители, которая во многом благодаря его усердию сделалась подлинным украшением всего Северного края.
Благосостояние монастыря постоянно возрастало, и по указу Св. Синода от 13 марта 1890 года он был отнесен к первоклассным общежительным монастырям с архимандричьим управлением. А 3 июля 1910 года настоятель Веркольского монастыря архимандрит Варсонофий по Высочайшему повелению и определению Св. Синода был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением на должности настоятеля.
Все это способствовало насаждению и утверждению в обители строгих правил монашеского общежития, особенно в церковном богослужении.
После гражданской войны монастырь не избежал общей участи и был закрыт богоборческими властями. Часть монастырской братии ушла , унеся с собой святыни обители. Мощи прав. отрока Артемия были заблаговременно спрятаны братией от поругания. В настоящее время их местоположение не известно. Надвратный храм с колокольней, каменная стена вокруг обители и многие постройки были затем разобраны, а оставшиеся сооружения использовались не по прямому назначению. От полного разрушения монастырь, по милости Божией, спасли малонаселенность окружающей местности и удаленность от крупных сел и городов.
В годы Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался детский дом для эвакуированных и бездомных детей. В послевоенное время здания монастыря занимала вспомогательная школа-интернат, а затем общеобразовательная школа (до 1997 г.).
В 1990 году сооружения и здания монастыря были переданы РПЦ, и 5-го августа, после 70-летнего вынужденного перерыва, прошло первое богослужение в часовне, на месте преставления св. прав. отрока Артемия. А 17 ноября того же года в малом Никольском приделе Артемиевского храма состоялась первая Божественная Литургия.
25 декабря 1991 года Св. Синодом принято решение об открытии Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря.
С 25 декабря 1991 г. по 6 июля 1995 г. и с июля месяца 1996 г. по 24 февраля 1997 г. наместником монастыря был игумен Иоасаф (Василикив), с 6 июля 1995 г. по 1 апреля 1996 г. – иеромонах Алексей (Тетерин), с 1998 по 1999 гг. – игумен Варнава (Пермяков), а с 1 августа 2000 года н/ст. и по настоящее время – игумен Иосиф (Волков).
Посреди живописных просторов Русского Севера, меж лесов и полей Архангельского края, на берегу реки Пинеги расположена тихая монашеская обитель, посвященная святому праведному отроку Артемию Веркольскому.
Этот юный праведник жил в селении Веркола в благочестивой крестьянской семье. Мальчика отличали удивительная кротость, трудолюбие и послушание. Не любил он шумных детских забав, игр. Зато часто уходил к сельскому храму святителя Николая Чудотворца, где в тишине и уединении изливал пред Господом свои чистые молитвы. Однажды Артемий помогал отцу на пашне. В этот момент разразилась сильная гроза. И внезапно, едва лишь грянул гром, душа святого отрока покинула тело и отлетела к Престолу Божию. Было тогда мальчику 12 лет. Односельчане подумали, что причиной такой внезапной кончины отрок был наказан за какие-то тайные грехи. И не разрешии хоронить его на кладбище. Поэтому родители похоронили сына на опушке леса. Через 33 года служитель Веркольского храма, гуляя по лесу, вдруг услышал на опушке неземное пение. Собрался народ, и были обретены нетленные мощи Святого Отрока. Так Сам Господь прославил Своего угодника.
Свято-Артемиев Веркольский монастырь.
От святых мощей отрока Артемия сразу же стали происходить многочисленные исцеления. На месте обретения мощей был основан монастырь.
Обитель достигла своего расцвета к концу 19 века. Любил здесь молиться святой праведный Иоанн Кронштадский, который освящал величественный Успенский собор монастыря. Сам о.Иоанн родился неподалеку от Верколы, в селе Сура. Он же составил удивительный по красоте и глубине Акафист праведному отроку Артемию.
Обитель была закрыта в 1918 году. Многие иноки приняли мученическую кончину. Безбожники сожгли иконы и книги. А монастырскую ограду, по которой могла проехать запряженная тройка, местные жители постепенно разобрали на кирпичи. От непогоды разрушались храмы и здания… Перед разорением обители монахи скрыли в земле в потаенном месте мощи святого, чтобы спасти их от поругания.
В 1990 году обитель начала возрождаться трудами немногих насельников. Восстановлен один из храмов, в котором проводятся ежедневные богослужения.
Мощи праведного Отрока пока остаются сокрытыми. Но от пустой раки исходит временами дивное благоухание.
Святый праведный отроче Артемие, моли Бога о нас!
Житие праведного отрока Артемия Веркольского
Святой праведный Артемий, Веркольский чудотворец, родился в 1532 году в селе Верколе, в Двинском краю, по реке Пинеге, версты на две вверх по течению от Кевролы. Родители его, – отец Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария – были крестьяне того села. Они воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском. С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту.
Однажды, будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома – и блаженный отрок пал мертвый.
Так милосердный и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные обители душу праведного раба Своего.
Односельчане Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим, наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным; его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое.
Однажды летом Агафоник, дьячок церкви Свт. Николая Чудотворца в селе Верколе, ходил по тому лесу, собирая грибы, увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок, подошел и обрел его нетленное тело. Он тотчас поведал о том веркольским крестьянам. Но те, по неразумию своему, взяли просто тело Артемия, безо всяких почестей привезли его к своей приходской церкви и положили на паперти, прикрыв гроб берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока.
Но Господь благоволил прославить угодника Своего в стране Кеврольской: от мощей его начали источаться неоскудные исцеления болящим. В том году, попущением Божиим, в Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби Каллиник молился об исцелении сына, потом пошел в церковь, приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв бересты, покрывавшей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди умиравшего сына. Больной выздоровел. Обрадованный Каллиник рассказал о том всем своим односельчанам, которые с радостью собрались в церкви Святителя Николая и начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемии. И умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро прекратилась.
С того времени чудеса святого Артемия стали умножаться. У некоего человека, по имени Павла, от тяжкого недуга, так скривило шею, что голова повернулась лицом назад и глаза закрылись. В такой беде Павел обратился с горячею молитвою к Богу и праведному Артемию, – и голова больного выпрямилась, глаза открылись. Исцеленный поспешил рассказать всем в своем селе о случившемся. После того при церкви Св. Николая веркольцы устроили особый придел, куда перенесли из паперти мощи Артемия, положив их в новый гроб. Это было в 1584 году.
Когда принесли в придел мощи блаженного отрока, пришла туда женщина с расслабленным младенцем, попросила отслужить молебен, приложила своего отрока ко гробу Артемия, – и больная рука отрока исцелела. Около того же времени один крестьянин Андрей и крестьянка Ирина, страдавшие глазами, получили здравие и ясное зрение от прикосновения к священной раке новоявленного чудотворца. Одна женщина, по имени Мария, страдавшая сорок лет болезнью желудка, столь тяжкою, что она от чрезмерных страданий часто обмирала часа на два или на три, услыхав о чудесах, истекавших от мощей Артемия, обратилась к нему с молитвой и получила скорое исцеление.
Видя умножающиеся от мощей исцеления, два священника, Иоанн и Фома, велели написать на досках старой гробницы несколько икон праведного Артемия. От досок тех остались стружки. Иерей Иоанн тщательно собрал эти стружки и положил на хранение при церкви. Благочестивые чтители праведного Артемия, с верою бравшие те стружки, получали исцеление от своих недугов.
Один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г. привез в Великий Устюг одну из таковых икон Артемия, и от того образа многие получили тогда исцеление.
В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм в день памяти Святителя и Чудотворца Николая, 6-го декабря. Несколько времени спустя, пришел в Верколу Иларион Артемиев, житель города Холмогор, и поведал, что он долго был болен глазами, ничего не видел и жестоко страдал, так что пытался в отчаянии удавиться, и только подоспевшие соседи помешали этому. Прослышав о чудесах, истекающих от мощей праведного Артемия, он обратился к нему с усердною молитвою о своем исцелении.
«В тот же час, – рассказывал исцеленный, – я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом – в правой. Он осенил меня крестом и сказал:
– Человече! что ты страдаешь? Восстань: Христос чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам.
При сих словах, праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его».
Особенно замечательно было чудо с одним крестьянином из села Кивокурья, Устюжского уезда, Патрикием Игнатьевым. Он с детства тяжко страдал от грыжи. Услыхав о чудесах праведного Артемия, он с верою помолился ему, положил обет приложиться к его гробу и выздоровел, но потом забыл о данном им обете. Спустя несколько лет он снова почувствовал приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнее прежнего. Патрикий обратился опять с молитвою к праведному Артемию и вспомнил о своем неисполненном обете. Молитва болящего была услышана, но Патрикий опять забыл о данном им обете. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнил о своем неисполненном обете, горько раскаялся и обещал неотложно исполнить долг свой. Праведный Артемий снова избавил Патрикия от недуга, и исцеленный с радостью поспешил в Верколу ко гробу Артемия, заказал отслужить молебен ему, со слезами облобызал многоцелебный гроб его и исповедал пред всеми о происшедшем чуде и своем греховном забвении.
В 1636 году в марте месяце ехал в Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Афанасий Пашков. По дороге он остановился в Верколе, но у раки мощей праведного Артемия не был и благодарственного молебна ему не служил. В Кевроле сын его, отрок Иеремия, тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Тогда отец вспомнил, что не отслужил молебна праведному Артемию, и дал обет отправиться на богомолье в Верколу. И вот внезапно лежавший в тяжелом забытьи сын Пашкова сам поднялся с постели и, держась за оконце, стал спрашивать своего отца, каким путем ехать им к праведному Артемию. Дивясь тому, отец привез сына в Верколу. Здесь отслужили по обету молебен, взяли бересты с гроба чЧудотворца, чтобы больной носил ее на груди вместе с крестом, и отрок выздоровел. Благодарный отец создал в Верколе, на месте обретения мощей Артемия, храм в честь соименного праведному отроку мученика Артемия.
Спустя некоторое время, храм в Верколе сгорел, – обгорели и мощи праведного Артемия. Местный священник Лаврентий и прихожане Веркольского села для ограждения мощей Артемия от таких несчастных случаев устроили над ними особую часовню, положили их в новую раку и покрыли новым покровом.
После того от гроба чудотворца стали истекать новые чудотворения. Так, некоего Симеона Казаринова праведный Артемий спас от потопления. После Ильина дня он плыл на судне вместе с своими товарищами по Северному Ледовитому океану из Мангазеи в Архангельск. Вдруг наступила жестокая буря, и судну стало угрожать скорое крушение. Плывшие пришли в ужас и отчаяние. Не видя себе ниоткуда никакой надежды на спасение, они стали готовиться к смерти и в ожидании ее прощаться друг с другом. Потом они опомнились и стали со слезами молиться Господу Богу и праведному Артемию о своем спасении, обещаясь отслужить благодарственный молебен угоднику Божию. И по молитве их море утихло, и утопавшие избегли неминуемой погибели.
Слава исцелений от мощей праведного Артемия распространилась далеко. Новгородский митрополит Киприан послал снова освидетельствовать его нетленные мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу.
В 1648 году в Кевролу была прислана грамота царя Алексия Михайловича на имя тамошнего воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи, которые, согласно царской грамоте, и были на следующий год перенесены туда и положены в построенной еще воеводой Пашковым церкви святого мученика Артемия. При сем от святых мощей истекали многоразличные исцеления всем, с верою притекавшим к ним. Собравшийся во множестве народ вознес теплые моления Христу Богу и Его святому угоднику праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу, прославляя благодать Божию, в нем явленную на утешение всем православным христианам. Впоследствии мощи праведного Артемия по случаю пожаров трижды выносили из храма обители, пока, наконец, не был построен в 1793 году в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, в котором мощи его и были положены.
Примечания
Составлено по разным спискам древнего жития.
Пинега – река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола, или Кевроль – главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь – село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу.
Кончина прав. Артемия последовала 23 июня 1545 года.
Мощи праведного Артемия были обретены в 1577 году.
Макарий был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626 год. По его же благословению и распоряжению составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных.
Мангазея – урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея – первый русский город в Восточной Сибири, основан в 1601 году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы.
Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23 июня и 20 октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: «иже со отцом своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы». – В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре.