Вероучение

Православие

Православная церковь наиболее близка традициям раннего христианства. В ней, например, сохранен принцип автокефалии – самостоятельности национальных церквей. Всего их насчитывается 15. Отличительной особенностью православия является то, что со времен первых семи Вселенских Соборов к этому учению не добавили ни одного догмата, в отличие от католицизма, и не отказались ни от одного из них, как это имело место в протестантизме. В Православной Церкви ритуал довлеет над теологией. Великолепие и роскошь храма, праздничность литургии нацеливают на восприятие веры не столько разумом, сколько чувством. Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат коллективного начала.

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов – неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из таких догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат перевоплощения и догмат искупления. Суть догмата троичности Бога такова: Бог – не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех ипостасях: Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве. Бог Отец создал из ничего небо, землю, мир видимый и невидимый. Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра – первую женщину Еву. Назначение человека в акте творения состоит в том, чтобы он познавал, любил и прославлял Бога и посредством этого обретал блаженство. Бог предопределил спасение людей через своего единородного сына, являющегося вторым лицом Троицы, в человеческом воплощении – Иисуса Христа. Третьей ипостасью является Святой Дух. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрости. Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад.

Один из основных законов православия – правило рецепции, принятия всей церковью каких бы то ни было норм. Никакое лицо, никакой орган Церкви, как бы широк по составу он ни был, не может быть совершенно непогрешимым. В вопросах веры непогрешима лишь Церковь – «тело Христово» – как целое. В православии строжайше соблюдаются традиции семи таинств – крещения, причащения, покаяния, миропомазания, брака, елеосвящения и священства. Таинство крещения символизирует принятие человека в лоно христианской церкви и через него человеку прощается первородный грех, а взрослому и все прочие грехи. Считается, что только на основе таинства причащения (евхаристии) человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом. Непременным атрибутом религиозной жизни православного христианина является совершение таинства покаяния (исповеди), которое включает в себя исповедание и отпущение грехов. Следом за обрядом крещения в православии совершается таинство миропомазания, смысл которого, согласно православному катехизису, заключается в том, «чтобы сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной». Духовный смысл обряда венчания состоит в том, что при совершении венчания на будущих супругов изливается Божья благодать, которая обеспечивает неразрывный символический союз, основанный на любви, верности и взаимной помощи до гроба. Таинство елеосвящения (соборования) совершается над больным человеком, так как елеосвящение обладает целительной силой, очищает больного от грехов. Таинству священства православная церковь приписывает особый смысл. Оно совершается при посвящении человека в духовный сан, то есть в ту или иную степень священства. В православии духовенство делится на черное и белое. Черное – это монахи, а белое – священнослужители, которые не принимают обета безбрачия.

Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православном культе занимают посты и праздники, главный из которых – Пасха, установленный в память воскресения распятого на кресте сына Божьего Иисуса Христа.

Появление религии Ислама относят к началу седьмого века в Западной Аравии в период формирования раннего классового строя.

Вероучение Ислама основано на Коране — Священном Писании, и на Сунне — Священном Предании. Откровения Корана Всевышний посылал Пророку Мухаммаду ﷺ в течение двадцати трех лет постепенно. По вере мусульман, Священная Книга – это точное воплощение Слова Аллаха, главный символ веры, в этой Священной Книге написаны только те откровения, что были посланы Всевышним, и ни одного слова, добавленного Пророком Аллаха ﷺ, в Коране нет, поскольку Мухаммад ﷺ выступал лишь в роли посредника. Пророк Мухаммад ﷺ получал откровение от Аллаха, заучивал услышанное наизусть, и после этого пересказывал своим сподвижникам речения Всевышнего. Посвященные, самые близкие к Мухаммаду ﷺ его сподвижники записывали полученные отрывки на различных материалах – на пергаменте, на белых камнях, пальмовых листьях, верблюжьих лопатках или горшечных черепках. Но именно по памяти передавался Коран.

Тот, кто знал наизусть Коран, назывался хранителем или хафизом, и Пророк Мухаммад ﷺ был первым хафизом. Священная Книга состоит из отдельных речений или аятов, аяты объединены в главы, которые называются сурами. Всего в ней сто четырнадцать сур, они имеют разную длину, и в этих ста четырнадцати сурах содержится шесть тысяч двести тридцать шесть аятов, семьдесят семь тысяч четыреста тридцать семь слов на арабском языке. Начало каждой суры — «Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного», исключая суру девятую.

Перед смертью Мухаммад ﷺ сверил с ангелом Джабраилом (архангел Гавриил), насколько точен и истинен заученный им текст, причем сверил дважды.

Полный письменный текст Священной Книги был поручен к составлению сподвижнику Мухаммада ﷺ Зайду ибн Сабиту – такое решение принял халиф Абу Бакр. В результате у Зайда получилась единая книга, в которой смысл посланий не был им изменен ни какими добавлениями или примечаниями. Этот текст был передан Абу Бакром халифу Умару, который затем передал его жене Пророка ﷺ Хафсе, которая приходилась дочерью халифа Умара. Установление единого окончательного текста Корана, совершенное по приказанию халифа Усмана, датируется периодом с 650 по 656 года. Было принято решение, что именно текст, составленный Зайдом, будет считаться основой канонического текста, и этот текст вероучение признает единственно верным.

В доме у верующего мусульманина Священное Писание хранится на самом почетном месте. Являясь символом покорности Аллаху, Священная Книга создает в доме атмосферу молитвы и благопристойности. Во время чтения вслух Корана мусульманам запрещено разговаривать и вести себя шумно. Мусульманки перед тем, как взять в руки Священное Писание, должны взять омовение, как перед совершением молитвы, а во время регул и роженицам брать в руки Коран запрещено. Прежде, чем начать читать, следует очистить свое сердце осознанными размышлениями о Всевышнем, попросить у него защиты от дъявола. Для чтения можно принять особую позу, сесть на пол и положить Коран на особую подставку, но ни в коем случае не на пол. Тилява – так называется чтение Священного Писания с прилежанием и умом, с душой и сердцем. Таджвид – так называется правильное произношение, которому учатся в медресе, мусульманских религиозных школах.

Основы вероучения Ислама

В основе вероучения Ислама – верить в единого Бога Аллаха, верить в Посланника Всевышнего Пророка Мухаммада ﷺ, в Священную Книгу — Коран, в ангелов и джиннов, в наступление Судного дня и в загробное воздаяние за грехи, в Рай и Ад. Об основных догматах вероучения Ислама рассказывается в суре «Женщины»: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (4:136).

В начале каждой, кроме девятой, суре произносится восхваление Аллаха. Коран говорит о том, что все существующее сотворено Богом, который всемогущ, всеведущ и вездесущ. Бог – абсолютный владыка мира, управляющий людьми и природой, и покорность перед Богом является благочестием.

Коран рассказывает об ангелах как о существах, которые выполняют волю Всевышнего, в том числе и ангелы смерти, стражи Рая и Ада. По вероучению Ислама, человеку дается два ангела при жизни, которые, знают обо всех его делах, греховных и добрых, которые определяют судьбу человека в дальнейшей загробной жизни, попадание в Рай или Ад.

Коран упоминает о многих библейских персонажах, начиная с Адама и до Иисуса Христа, упоминаются пророки Авраам, Моисей, Ной, Лот, Иаков, Иосиф, Юнус, Давид, Соломон мир им всем, и Пророк Мухаммад ﷺ, которого называют «Печатью пророков».

Тем из мусульман, кто неукоснительно выполняет все требования и предписания религии Ислама, в Раю уготованы вечное блаженство, а тем, кто, будучи неверным, уклонялся при жизни от основ вероучения, получат наказание и попадут в Ад, и если в Раю мусульмане будут пребывать в чудесном месте, где в изобилии будет еда, чистая прохладная вода, где текут молочные, медовые и винные реки, где им уготованы различные наслаждения, то в Аду в наказание неверные будут испытывать бесконечные муки и пытки.

Один из важнейших принципов исламской веры – это вера в Божественное предопределение: все, что происходит в мире, в жизни общества и жизни каждого человека, происходит по воле Божьей и Божьему предначертанию.

Душа человека бессмертна, она покидает в момент смерти его тело, а в день Страшного суда мертвые воскреснут.

5 столпов Ислама

У правоверного мусульманина, согласно вероучению Ислама, существует пять обязанностей. Ислам требует, чтобы эти пять обязанностей исполнялись верующим неукоснительно, поскольку они являются столпами вероучения. Это:

  • шахада — исповедание веры о том, что «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед Посланник Аллаха»;
  • молитва — намаз;
  • пост в месяц Рамадан;
  • обязательная раздача милостыни — закят;
  • паломничество — хадж.

Первый столп

Первый из столпов – это шахада, что в переводе означает «свидетельство», исповедание веры. Звучит как: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха» (Ля иляха илла Ллаху ва Мухаммаддун расулу Ллахи). Шахада объединяет в себе исповедание единобожия или «таухид» и признание миссии Пророка Мухаммада ﷺ или «нубувва». Веруя в Единого Бога как в первопричину всего существующего на земле, верующие не допускают возможности существования двух первопричин, так как ничего подобного Богу в мире не существует. Вероучение Ислама считает, что многобожие является самым страшным грехом. Мухаммад ﷺ представляет собой высшее заключительное звено в цепи Божьих посланников-пророков.

Второй столп

Второй столп веры – это молитва или «салят». Обязанностью мусульманина является молитва – способом общения со Всевышним Аллахом, это особый обряд, состоящий из слов и движений, делящихся на циклы или ракааты. Для мусульман Всевышним назначено пять молитв, обязательных на каждый день: утренняя «фаджр» между рассветом и восходом — «зухр», которая совершается после наступления полудня сразу же, «аср», которую совершают в предвечернее время, «магриб», которую совершают сразу же, как зайдет солнце, и «иша», которую совершают, как только наступает ночь.

Перед намазом совершается омовение «вуду», физическое очищение или «тахара». Молитва сопровождается «ниййа», то есть осознанным намерением для совершения молитвы, и «такбиром», отрешенностью от мира тревог и страстей.

Руку‘ – поясной поклон, который делают во время намаза и произносят во время этого хвалу Богу. Суджут – земной поклон, для совершения которого необходимо опуститься на колени, коснувшись коврика ладонями, лбом и носом. Джальса –сидение после двух земных поклонов.

При обращении друг к другу мусульмане произносят приветствие «Мир вам и милосердие Аллаха» («Ас-салям алейкум ва рахматуллах»), такими же словами правоверные приветствуют ангелов-хранителей и завершают тем самым свою молитву.

Дуа – личная молитва, с которой можно обращаться к Всевышнему в любое время, выражая благодарность Всевышнему за оказанные благодеяния, уповая на его помощь.

Пятничная молитва в мечети с имамом, называемая «салят аль-джума», является обязанностью мусульманина. На ней предписано присутствовать всем мусульманам-мужчинам, достигшим взрослого возраста. Если человек не присутствует на салят аль-джума больше, чем три недели подряд, то «Аллах запечатает сердце того, кто по пренебрежению пропустит три пятничные молитвы!». Магазины и предприятия в мусульманских странах во время молитвы аль-джума закрыты.

Третий столп

Закят – третий столп веры: верующие должны обязательно выплачивать «закят» («очищение») — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний. «Садака» — вид милостыни, которая выплачивается добровольно также в пользу бедных и нуждающихся. Садака подается анонимно, но может быть и публичным в целях поощрения других верующих.

Четвертый столп

Пост или «саум» — четвертый столп вероучения Ислама. Пост соблюдается в девятый месяц мусульманского календаря – месяц Рамадан. Пост длится 29 или 30 дней, во время которых в светлое время суток мусульмане воздерживаются от еды, питья, курения, а также интимных отношений. С наступлением темноты запреты снимаются. Если мусульманин освобожден от поста в месяц Рамадан по особой причине: в связи с путешествием, войной, болезнью или нахождением в плену, то позже он обязан пропущенные дни поста возместить. От поста освобождаются старые люди, дети, а также те, кому пост может нанести физический вред. Во время поста следует воздерживаться от коварных мыслей, насилия, зла, похоти, жадности, и если человек не воздерживается от таких мыслей, то он теряет награду за свой пост.

Пятый столп

Паломничество или «хадж» — пятый столп вероучения Ислама. Каждый мусульманин, имеющий здоровье и возможности, должен совершить хадж хотя бы один раз в жизни. Паломничество совершается в Мекку, где находится Кааба – Священный Дом для всех мусульман. Паломничество совершают в месяц зуль-хиджжа, совершая серию обрядов. К седьмому числу месяца паломники прибывают к месту хаджа, проходят очистительный обряд и совершают обход вокруг Каабы, затем паломники отправляются к долине Арафат, и в полдень 9 числа в долине Арафат начинается стояние до заката солнца — центральный обряд хаджа. После этого паломники направляются в долину Муздалифа, и там читается вечерняя молитва и ночная. 10 числа паломники уходят в долину Мина. Там бросают семь камней в столб, символизирующий преградившего дорогу пророку Ибрахиму Дьявола-Иблиса. После этого совершается жертвоприношение животными. На 10 день отмечается главный праздник, который считают одним из самых важных праздников во всем мусульманском мире — Ид аль Адха (Курбан-байрам). Паломники обривают голову либо отрезают прядь волос, направляются в Мекку для совершения положенных обрядов.

Обучение вероучению Ислама ведется в религиозных мусульманских школах — медресе. Ранее обучение велось непосредственно в медресе, организованных при мечетях, но сегодня медресе являются полноценными самостоятельными учебными заведениями, где помимо вероучения Ислама ведется изучение арабского языка и ряда других предметов, как религиозных, так и общеобразовательных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *