Ветхозаветный текст

Ранний древнееврейский алфавит

Алфавит, применявшийся евреями в первой половине I тыс. до н.э., имел известные особенности, которые вынуждают нас рассматривать его как особую ветвь. По отношению к этому алфавиту применяется термин «ранний древнееврейский алфавит», позволяющий отличить его от «квадратного древнееврейского алфавита» — предка современного еврейского письма. Ранний древнееврейский алфавит представляет собой письменность, употреблявшуюся израильтянами до вавилонского пленения, то есть до VI в. до н.э., хотя отдельные надписи, возможно, принадлежат к V или IV до н.э.

Надписи

Эпиграфические памятники древнего Израиля очень немногочисленны. До нас не дошли ни надписи на стелах, сообщающие о победоносных походах, подобные тем, что оставили египетские и месопотамские цари, ни общественные постановления на «каменных столбах», вроде тех, что оставили нам греки и римляне. Сведения о великих израильских царях — Давиде, Соломоне и др. — содержит только Библия.

Малое количество древних еврейских надписей пытались объяснить по-разному. Наиболее приемлемыми являются следующие теории.

  1. Древние евреи не стремились к завоеваниям, и их обществу не известен широкий размах административной и законодательной деятельности, который мог бы породить пространные и многочисленные надписи.1Не все державы древнего Востока имели традицию составления надписей скалах и стелах. Так, не существует клинописных надписей хеттских и митаннийских царей (известны лишь их документы, летописи и т.п., но не к тому же древнее израильское царство было сравнительно бедным и политически не очень значительным. Некоторые из его царей (например, Давид), несомненно, «стремились к завоеваниям», но эти завоевания не были особенно удачными, ни долговременными. — Прим. ред.
  2. Согласно другой точке зрения, в ранней еврейской Палестине надписи имелись, но были впоследствии уничтожены, так как с точки зрения позднейшего иудаизма ранее существовавшие религии и идеологии были по самой своей сути неортодоксальными.
  3. Большая часть надписей была уничтожена во время многочисленных набегов вражеских войск на Палестину.
  4. До последнего времени раскопки в Палестине проводились без соблюдения строгих научных методов, из-за чего многие небольшие надписи, возможно, безвозвратно утрачены.
  5. Огромное большинство документов того времени, в частности все литературные произведения, были написаны на папирусе, импортировавшемся из Египта, или на пергамене, а эти материалы не могли сохраниться до наших дней во влажной почве Палестины.

Итак, предполагается, что древних еврейских надписей и других текстов существовало очень много, но подавляющее их большинство было уничтожено людьми, либо подверглось губительному воздействию времени и климата, либо исчезло по другим известным или неизвестным причинам.

Тем не менее, как указывает Олбрайт, длительное молчание, которое хранила ранняя еврейская эпиграфика, в настоящее время оказалось в какой-то мере нарушенным: мы располагаем теперь несколькими сотнями надписей, которые представляют большую ценность и как памятники языка и письменности, и как исторические документы. Правда, сведения, предоставляемые этими надписями, касаются, за одним-двумя исключениями, не крупных исторических событий и не выдающихся личностей (как хотели бы думать некоторые ученые), — они рассказывают о событиях повседневной жизни и содержат ценные в этом плане сведения.

Выше уже говорилось о наиболее древнем из сохранившихся памятников древней еврейской письменности, о так называемом гезерском «календаре», принадлежащем, вероятно, ко времени Саула или Давида (XI в. до н.э.). Большинство букв, употребленных в этой надписи, почти тождественно буквам наиболее древних северносемитских надписей, хотя некоторые знаки уже явно отличаются теми особенностями, которые свойственны раннему древнееврейскому письму. Так, например, для букв каф, мем, нун, пе свойствен наклон основной линии в левую сторону. К IX или VIII в. до и. э. ранний древнееврейский алфавит сформировался почти окончательно, по крайней мере в северном царстве; это ясно видно по найденным в Самарии остракам (документам, написанным чернилами на черепках от разбитых сосудов), число которых достигает восьмидесяти.

Ранние древнееврейские надписи: 1 — гезерский «календарь»; 2 — остраки из Самарии.

Большинство явно являются накладными, которые вручались в городе царским чиновникам вместе с принесенной царю данью — растительным маслом и вином. Самарийские остраки дают нам образцы письма и диалекта Израиля. Ряд других надписей знакомит нас с письмом и диалектом южного царства Иудеи, наиболее важная из них Силоамская надпись, которая датируется 700 г. до н.э. Она была обнаружена в 1880 г. на стене акведука.

Силоамская надпись.

В 1935 г. в Телль ад-Дувейре (в южной Палестине) — древнем Лахише — была открыта знаменитая «переписка из Лахиша», состоящая из 18 писем-остраков; ее обнаружила археологическая экспедиция Уэллкома — Марстона. В 1938 году в Лахише было найдено еще 3 острака. Эти памятники — единственное, что сохранилось от обширного собрания писем и других документов. Обгорелые руины, среди которых были найдены остраки, — это остатки города, разрушенного войсками Навуходоносора в конце царствования Седекии, поэтому документы могут быть датированы, вероятно, началом 587 г. до н.э. На некоторых остраках надписи выглядят и теперь так же отчетливо, как в день, когда они были написаны, то есть более чем 2500 лет тому назад.

Печать сановника царя Иеровама II (первая половина VIII в. н.э.).

В разных местностях южной Палестины было найдено также несколько сот ручек от сосудов с оттиснутыми на них клеймами мастерской. Одни клейма принадлежат царским, другие — частным гончарным мастерским, некоторые представляют собой «священные» клейма, «клейма Иерусалима» и т.п. В Палестине было также найдено много (всего около 150) каменных печатей с надписями. Другую важную группу коротких надписей представляют собой надписи на гирях и мерных сосудах, указывающие вес и меру.

Письмо

Наиболее характерными чертами раннего древнееврейского алфавита по сравнению с финикийской письменностью являются следующие: буквы, в особенности зайин и цаде, более приземистые, более широкие и низкие, очертания их более четки. Основные линии букв бет, каф, ламед, мем, нун и пе изогнуты или округлены в нижней части. В хет вертикальные линии выступают за горизонтальные. В хе верхняя горизонтальная линия выступает за пределы вертикальной, причем иногда вместо трех горизонтальных линий бывает четыре. В мем и нун короткие вертикальные линии часто не соединяются с основной вертикальной линией. У букв зайин и цаде конец нижней горизонтальной линии загибается назад. Часто встречаются изящные лигатуры. Однако форма скорописи не всегда соответствует этой общей характеристике.

Самаритянский алфавит и письменность иудейских монет

Самаритянский алфавит является единственной из восходящих к раннему древнееврейскому письму письменностей которая употребляется поныне (среди потомков древней секты самаритян, насчитывающих в настоящее время несколько сот человек). Самаритянское письмо очень красиво, изящно и симметрично.

Самаритянская надпись.

Еще одним прямым преемником раннего древнееврейского алфавита является письменность иудейских монет, относящихся ко времени от эпохи Маккавеев до восстания Бар-Кохбы (140 г. до н.э. — 132-135 гг. н.э.).

По общему мнению, надписи на этих монетах сделаны ранним древнееврейским алфавитом, искусственно возрожденным через несколько столетии после того, как он окончательно вышел из употребления.

Иудейская монета (слева лицевая, справа — оборотная стороны).

Однако трудно поверить, чтобы для надписей на столь общеупотребительных предметах, как монеты, была выбрана устаревшая письменность. Более вероятно, что ранний древнееврейский алфавит продолжал употребляться среди некоторых групп населения в течение скольких столетий даже после того, как официальными стали арамейский язык и арамейское письмо3Это предположение автора подтверждается тем, что среди древнееврейских рукописей, найденных недавно в пещерах Кумран и др. около Мертвого моря, имелись написанные во II в. до н.э. не только квадратным, но и ранним древнееврейским письмом. — Прим. ред..

В еврейском алфавите 22 буквы. У каждой буквы есть числовое значение — гематрия. Алфавиты многих языков — как западно-европейских, так и славянских, произошли от еврейского, и само слово «алфавит» восходит к названиям букв «алеф»-«бет». В еврейских буквах кроется глубокий смысл — знатоки тайной мудрости утверждают, что с их помощью был сотворен мир.

Святой язык и его буквы

Святой язык — лашон а-кодеш, иврит — первый язык, на котором говорили люди. На этом языке Адам давал названия всем животным; на нем была написана Тора.

Согласно нашей традиции, иврит уходит корнями в само мироздание. Каббалистическая книга Сефер Йецира («Книга Творения») говорит, что мир был создан посредством двадцати двух букв еврейского алфавита. По словам Рамхаля, «все буквы, которые мы видим в Торе — суть проявления 22-х потоков божественного света («орот”), находящихся в высших мирах».

Как сообщается в Талмуде, создатель переносного Храма в пустыне (Мишкана) Бецалель умел сочетать буквы, с помощью которых были сотворены небо и земля (Брахот, л.55а), т.е. для того, чтобы построить Мишкан — прообраз всего мира, он должен был знать сущность всех имеющихся в мире вещей.

Еврейские мудрецы много писали о буквах, составляющих различные названия, и о том, как в этих словах отражается сущность называемого явления. Одна из самых древних книг на эту тему — книга раби Акивы, написанная около 2000 лет назад — «Буквы рабби Акивы».

Особенности письма на иврите

Письмо на иврите отличает несколько особенностей:

— Еврейские буквы пишутся справа налево.

— В иврите нет гласных, но зачастую используются огласовки (на иврите — никуд) — значки под согласной буквой, означающие последующую гласную.

— Существует несколько стилей начертания еврейских букв — шрифтов (на иврите «ктав»).

— За каждой еврейской буквой закреплено число, например: алеф — 1, бейт — 2, гимель — 3 и т.д.

Алфавит святого языка

Еврейский алфавит состоит из 22-х букв. Пять букв — КАФ, МЭМ, НУН, ПЭЙ И ЦАДИ — имеют так называемую «конечную форму». Эта форма употребляется в том случае, если буква стоит в конце слова.

Приведем алфавит иврита, включая печатные, письменные, а также конечные буквы:

22 еврейские буквы, их названия и звуки, которые они передают

Огласовки (никуд)

Все еврейские буквы, кроме двух «немых» — алеф и айн, означают согласные звуки. Под ними могут стоять огласовки, которые указывают на произносимый после них гласный звук (после букв алеф и айн произносится только этот гласный звук).

אָ — а (иногда о)

אַ — а

אֶ — э

אֵ — э (иногда эй)

אִ — и

אֻ — у

אְ — отсутствие звука или э

אֳ — о

אֲ — а

אֱֱּ — э

וּ — у

וֹ — о

Смысл еврейских букв и их числовое значение (гематрия)

Буквы еврейского алфавита хранят в себе сокровища мудрости и познания. Глубокий смысл имеют, в частности, их название и форма написания. Кроме того, у каждой буквы есть числовое значение — гематрия. Например, первой букве א «алеф» соответствует цифра 1, букве ב «бет» — 2, букве י «йуд» — 10, последней букве алфавита ת «тав» — 400. Сравнение гематрий разных слов может выявить связь между ними или объяснить их дополнительный смысл (такой подход широко используется, например, в Каббале).

Приведем одно из известных толкований смысла еврейских букв. Буква алеф (א) как бы состоит из двух йуд и соединяющей их вав. Гематрия этих букв равна численному значению четырехбуквенного Имени Вс-вышнего — 26. Сама же буква алеф имеет гематрию 1, что намекает на Единство Творца. Но почему рассказ о сотворении мира начинается именно с буквыב (бет) — в слове «берешит» — «в начале»? Мудрецы объясняют: «Потому что эта буква закрыта с трех сторон и открыта лишь спереди. Сама ее форма указывает на невозможность исследовать то, что выше и ниже, до и после — но только со дня сотворения мира и далее» (Берешит Раба, 1:10). Тора начинается с буквы бет, потому что Б-жественный источник существующей реальности, который символизирует буква א (алеф), недоступен нашему восприятию.

Еще один пример толкования еврейских букв см. в материалах нашего сайта, посвященных истории написания букв «каф», «мэм», «нун», «пэй» и «цадик». Современная форма этих букв свидетельствует о кардинальном изменении, пришедшем в мир после греха Первого человека — Адама.

Каждой букве в еврейском алфавите соответствует числовое значение — это и есть гематрия

Написание букв: «ктав иври», «ктав ашури», «ктав Раши»

Хотя святой язык (иврит) всегда оставался неизменным, написание его букв менялось. Существует мнение, что первоначальным письмом был так называемый шрифт ашури (ассирийский). Его сохранил основатель Ассириии Ашур, который не участвовал в строительстве Вавилонской башни — восстании людей против Б-га, в наказание за которое они были лишены знания святого языка. Евреи пользовались этим шрифтом вплоть до того момента, когда совершили грех поклонения Золотому тельцу. Таким письмом были начертаны Первые Скрижали, которые Моше (Моисей) получил на горе Синай во время Дарования Торы. Как известно, спускаясь с горы, он понял, что евреи изменили Вс-вышнему, и разбил Скрижали. Но, согласно Мидрашу, перед этим буквы начали исчезать, улетать с них. Вторые Скрижали, сделанные по приказанию Б-га самим Моше, были, по мнению некоторых комментаторов, написаны менее святым шрифтом — «шрифтом иври». (Каким шрифтом была записана Тора после ее Дарования — иври или ашури — у комментаторов существуют разные мнения).

Постепенно шрифт ашури стал забываться, и только после возвращения из вавилонского изгнания он был восстановлен Эзрой и пророками того поколения. Тогда же шрифт иври был сменен на шрифт ашури. Это и есть «квадратный шрифт», которым мы пользуемся до сих пор.

«Шрифт иври» считается менее святым, чем т.н. «шрифт ашшури». Но именно «шрифтом иври» — были написаны заповеди на Вторых Скрижалях

Разновидностью этого шрифта (с коронками наверху) пишут свитки Торы, отрывки («паршийот»), вкладываемые в тфилин, и мезузы (сокращенно СТАМ — Сэфер Тора, тфилин, мезуза). (Об истории шрифтов иври и ашури см. материалы сайта).

«Шрифт СТАМ» — буквы типа «ашшури», увенчанные коронками. Используется для написания свитков Торы, отрывков тфилин и мезуз

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *