Видение

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 24 (315).

Филология. Искусствоведение. Вып. 82. С. 131-135.

КОНЦЕПТ «НОВОЕ ВИДЕНИЕ» В ЛИТЕРАТУРЕ МОДЕРНИЗМА

Методика концептуального анализа оказалась весьма эффективной и для литературоведения, но художественный концепт, в отличие от языкового, есть продукт эстетического познания и отражения действительности, поэтому он «устроен» более сложно. На примере литературы немецкого, австрийского и русского экспрессионизма проанализирован художественный концепт «новое видение».

Ключевые слова: художественный концепт, авангард, визионерство, новое видение, австрийский экспрессионизм, немецкий экспрессионизм, русский экспрессионизм, сравнительное литературоведение, абсолютная метафора.

Активное внедрение в последнее десятилетие понятия «концепт» в литературоведение вызвано смещением исследовательского интереса в зону языка и культуры. И хотя ряд современных литературоведов выступают против вторжения в науку о литературе «чуждых величин», тем не менее, результаты концептуального анализа, апробированного в когнитивной лингвистике и лингвокультурологии и позволяющего весьма точно представить трудно уловимые ментальные сущности, оказываются весьма продуктивными и в литературоведческом исследовании. Несущими компонентами художественного текста являются особые виды концептов — художественные концепты. Художественные концепты, как и концепты познавательные, являются единицами ментального лексикона и возникают в процессе построения информации об объектах и их свойствах. Но в отличие от концептов познания, которые по своей природе являются «общностями», художественный концепт принадлежит индивидуальному сознанию. Образование таких концептов является универсальным свойством человеческого мышления, поскольку отражает творческую интерпретацию окружающего мира. Уже немецким романтикам, находившимся под влиянием классических философских идей, открылась истина, что изображаемый художником мир предопределен характером его субъективного восприятия. С тех пор в литературу приходит понимание, что в центре художественного произведения стоит не столько сам окружающий мир, отдельный от его создателя, сколько творческий процесс его конструирования субъектом, его индивидуальная картина видения. Следовательно, концептуализация мира в художественном тексте должна отражать и универсальные законы мироустройства, и индивидуальные, уникаль-

ные, воображаемые образы, представления и ассоциации, и внутренние творческие процессы, т. е. субъективную рефлексию этого мира.

В отличие от широко применяемого в литературоведении понятия «художественный образ», заключающего в себе и обобщающие, и конкретно-чувственные моменты, художественный концепт оказывается более емким, сложным, многоуровневым и разветвленным образованием, поскольку то, что он означает, оказывается значительно больше данного в нем содержания и находится за его пределами .

Художественный концепт, в отличие от художественного образа, может обладать рядом этноспецифических признаков, так как в нем проявляются не только разноуровневые внутритекстовые, но и внетекстовые связи, включающие этноспецифические черты историко-культурного, философского, социального и любых других дискурсов, тем или иным образом отражающихся в художественной литературе. Поэтому в сравнительном литературоведении применение концептуального анализа может приносить интересные и порой неожиданные результаты. Кроме того, художественный концепт отличается от образа тем, что в нем внутренняя форма произведения взаимодействует с процессом понимания, т. е. такие концепты порождаются в диалоге произведения с читателем, в нем всегда действуют прямые и обратные связи. Будучи глубоко укорененным во всей историко-культурной ситуации, художественный концепт эстетически отражает ценностно значимые элементы других дискурсов и складывается из множества взаимосвязанных художественных образов. Художественный концепт в значительной степени интуитивен, символичен, подчиняется особой прагматике «художественной ассоци-

ативности» (С. А. Аскольдов, В. Г. Зусман) и по этой причине крайне субъективен, трудно поддается какой-либо таксономии. При этом он, как правило, калейдоскопичен: элементы одного художественного концепта могут входить во многие «концептуальные узоры» другого целого, взаимодействовать с ним, порождать его новые версии, оттенки и варианты в виде новых мотивов, сюжетов, коллизий, мифологем, топосов, символов, образов или признаков. Комбинации отдельных фрагментов такого калейдоскопичного концепта и реализаций его различных уровней (от фоники до жанровой специфики художественного произведения) обеспечивают текучесть и многообразие общей художественной картины мира и индивидуальной картины видения художника. Художественная картина мира представляет собой результат художественно-эстетической рефлексии действительности средствами искусства как вторичной знаковой системы и является продуктом эстетического познания и освоения действительности, причем таким, который не обязательно достоверно воспроизводит эту действительность, т. е. реконструирует ее, но и может конструировать ее заново. Картина видения вносит в этот процесс конструирования черты авторской индивидуальности, свидетельствующие об особой манере восприятия. Таким образом, под художественным концептом предлагается понимать систему и структуру образных контекстов и разноуровневых языковых средств, которыми уникально выражаются объективные и субъективные авторские и читательские представления и суждения о признаках и свойствах объектов и явлений в реальном или фантазийно-ассоциативном мире, а также приемы разрушения суверенности этого мира, диктуемые авторским мировидением

Концептуальный анализ позволяет обеспечить полноту охвата исследуемого явления благодаря неразрывной связи понятийного, ценностного и образного компонентов в художественном произведении. Разумеется, анализ столь эфемерного и текучего феномена, как художественный концепт, оказывается значительно более сложным и многоплановым, чем анализ языкового концепта. Субстанциональные подходы к нему уступают свои лидирующие позиции психолингвистическим (или деятельностным) подходам, а методика концептуального анализа, столь успешно используемая во всех сферах применения языка, при работе

с художественным текстом и художественным концептом многократно усложняется вследствие необходимости включения в зону исследования множественности образных микро- и макроконтекстов.

Включение в художественный концепт самого творческого процесса как проявлений творческой воли и свободы художника, процесса, в котором запечатлевается субъективное инобытие мира, утратившего свою суверенность, особенно значимым оказывается для исследования литературы модернизма и авангарда, ведь объектом этой литературы становится другая, еще не воплощенная реальность, противопоставленная иллюзорности чувственно-материального мира.

Смена эстетической парадигмы в литературе и искусстве рубежа Х1Х-ХХ вв. ознаменовалась появлением или актуализацией множества новых художественных концептов. Так, новаторские авангардистские черты немецкоязычной и русскоязычной литературы модернизма первой трети ХХ в. наиболее отчетливо и последовательно представлены в концепте «новое видение» («пеие АшЛаии^”). Его колыбелью во многих европейских странах, в том числе — в России, была живопись. Еще на исходе XIX в. искусство разных жанров и направлений раннего модернизма Франции, Бельгии, Испании, Норвегии изобилует блестящими примерами, подтверждающими центральное положение этого концепта. Так, жутковатый рисунок француза О. Редона «Воздушный шар с глазом» (1882), изображающий глазное яблоко, вынутое из глазницы и превращенное в воздушный шар, символизирует всевидящее око Господне и становится одной из самых известных «абсолютных метафор» в изобразительном искусстве. Программу «сделать себя ясновидцем», ставшую образом жизни, поставил себе дерзкий и презрительный юноша, «мятежник Предвидящего» — А. Рембо, который достиг неведомого именно путем обдуманного приведения в расстройство всех других чувств, кроме «ясновидения». Но наиболее ярко и последовательно этот концепт проявился в 19001920-х гг. в русском, австрийском и немецком экспрессионизме.

Понятийная, ценностная и образная составляющие концепта «новое видение» выявляются в результате когнитивно-дискурсивного анализа эпохи. Одной из важнейших черт искусства начала XX в. является необыкновенно интенсивное вторжение в художественную

культуру многочисленных философских, социологических, психологических и психоаналитических концепций и, как никогда прежде, тесное соприкосновение искусства со всей сферой гуманитарного и научного знания. Проблема «нового видения» как «видения духовного» на рубеже веков отчетливо проступает в естественнонаучном дискурсе, обсуждается в рамках новых подходов к истории искусства и понимания нового искусства (Р. Штейнер, Г. Вельфлин, К. Фидлер, Г. Бар и др.); «новое видение» как одна из категорий русского формализма оказывается в фокусе внимания при определении «поэтичности» или «эстетичности», опирающемся на эстетику восприятия, на принципы его автоматизации и деавтоматизации, т.е. остранение (А. Н. Веселовский,

A. А. Потебня, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум и др.). Согласно теософским воззрениям Р. Штейнера, «духовному слепцу» доступен лишь первый пласт бытия — «но тот, кто ищет пути, ведущие за пределы чувственного мира, вскоре научится понимать, что смысл и значимость человеческая жизнь обретает лишь тогда, когда взгляду открывается другой мир» (цит. по: ). Один из родоначальников Венской школы искусствознания Г. Вельфлин вообще предлагал рассматривать искусство как форму организации визуального восприятия. Работы Р. Штейнера были переведены на русский язык и изданы в России в начале ХХ в., они были продуктивно использованы в дальнейшем в теоретических построениях

B. Кандинского, К. Эдшмида, Г. Бара.

Философское обоснование «нового видения» немецкоязычного экспрессионизма дано Г. Баром в работе «Экспрессионизм» (1920), в которой автор на примере живописи рассуждает о том, что слова «видение», «зрение» для художников-экспрессионистов приобретают иной смысл, отличный от понимания их импрессионизмом, давшим лишь «иллюзию действительности» («Sehen” в импрессионизме и ‘^Лаиеп” в экспрессионизме). Экспрессионист отталкивается от «духовного», «внутреннего видения» («тпеге АшЛаии^”), обладающего индивидуальным характером и творческой силой, которые выстраивают мир не по законам чувственного восприятия. Вслед за Г. Вель-флином, вся история живописи представлена Г. Баром как «история видения», история «изменения зрения», связанного с изменением отношения человека к миру, ведь глаз не просто пассивно воспринимает действительность, но

активно перерабатывает воспринятое, обладая, по выражению Гете, «самодеятельностью».

Началом широкого теоретического осмысления и художественно-эстетического воплощения идей «нового видения» во всех жанрах искусства Германии и Австрии следует считать 1910 г. В этом году А. Шенберг рисует портрет, который он называет «Красный взгляд» и которым подчеркивает возможность проникновения взора художника в метафизические сферы. В. Кандинский, с 1910 г. обратившийся к абстрактной живописи, также переводит свое творчество в новую систему видения. Он определяет искусство как мощный фактор духовной жизни и движение познания, а художника представляет как носителя высшего дара -«таинственной силы видения» , для которого и открывается новая картина мира. В литературной практике «новое видение» открывается новой формулой художника, лаконично сформулированной Р. М. Рильке в романе «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910): «Ich leme sehen” — «Я учусь видеть». Интерес к оптическому восприятию и понятие «видение» стоят в центре всей философско-эстетической концепции этого уникального поэта-визио-нера, составляют предмет размышления в его работах по искусству, в дневниках, письмах, в прозе и стихотворениях. Он призывает: «… sei schauender, als je ein Mann gewesen” («будь более зрячим, чем когда-либо был человек») .

В сентябре 1910 г. экспрессионистский поэт Г. Гейм замечает, что, по сравнению с живописью, «поэтическая деятельность необычайно легка, если только обладать оптикой…» (цит. по: ). Г. Гейма за необычайную зримость образов его «черных видений» («schwar-ze Visionen”) называли «колоссальным зрителем», «наивно-удивляющим визионером», отмечали «его глаз, острый как глаз хищника» и утверждали, что он «удерживает мир в ледяном кристалле своего ока». Современники называли Г. Гейма «самым мощным, самым исполинским, самым демоническим и самым циклопическим» поэтом; определение «циклопа» закрепилось за ним, подчеркивая его визионерский талант за обыденностью жизни увидеть грандиозно-страшное, стихийное. Теоретик экспрессионизма К. Эдшмид обращает внимание на то, что одно из самых известных стихотворений Г. Гейма «Война» осмысляет не современное поэту событие, но является его грандиозным пророческим видением, за что

критик и называет поэта «лирическим визионером» . Требуя «видеть по-новому», другой поэт-экспрессионист, В. Рейнер, призывал: «Не ищите того, к чему слишком привык ваш усталый глаз. Взгляд на мир того, кто был слеп и прозрел. В этом суть! не смотрите: прозрейте! Прозрите! закройте глаза и смотрите! Мир становится! Мир начинается в человеке <…> Раскройте глаза! <…> Восстаньте из слепоты! Учитесь видеть! Учитесь духу!» . Вся драматургия экспрессионизма представляла собой различные версии визионерства поэта-творца относительно «обновления человека» («Vision von Erneuerung des Menschen») — именно об этом рассуждал драматург Г. Кайзер в теоретической статье «Видение и образ» (1918). В «экспрессионистское десятилетие» в Германии и Австрии (19101920) призыв и потребность «учиться видеть» («sehenlernen”), делать невидимое видимым («versichtbaren”, «sichtbar machen”) становятся программными мотивами самых значительных для немецкоязычной литературы начала ХХ века художественных произведений, в которых решается проблема соотношения жизни и искусства, художественного творчества и действительности.

Русский авангард в лице А. Крученых тоже уверен в том, что не «новые предметы (объекты) творчества» определяют его истинную новизну, но лишь только «новый свет», бросаемый на них, может наполнить их «новым содержанием». И. Зданевич также утверждает, что необходим новый взгляд на мир, и для этого нужно «надеть мир на новую ось». Образ «восходящего ока» (В. Бурлюк, 1914), проникающего в суть действительности и за нее, — одна из центральных метафор образной составляющей этого концепта. В русском авангарде проблема «нового видения» обретает одно из своих ярких выражений в поэтике остранения, исповедуемой русской формальной школой: «Целью образа является не приближение значения его нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание виденья его, а не узнавания» . В авангарде реальность внешнего мира в своем крайнем выражении приравнивалась к реальности сознания субъекта в момент потока вдохновения, она представала в непривычном ракурсе особого видения автора: «Мир сквозь призму моего взгляда». Таким образом, авангард имел целью отражать не предметную данность этого мира, а его инобытие, воспринятое «сквозь призму» и поэто-

му оптически деформированное: увеличенное или, напротив, распыленное, разложенное, разъятое — «сдвинутое».

По-новому концептуализируя и «формуя» действительность, концепт «новое видение» формирует новую поэтику, адекватную выражению новых концептуальных смыслов. Таковой становится поэтика очуждения, или остранения («Verfremdungspoetik”), которую составляют элементы «визионерства», «демонизации» и «динамизации»; амбивалентность, или «двойная оптика». Одним из ведущих способов визуализации и вербализации поэтической реальности в системе поэтических средств очуждения становится «абсолютная метафора».

При всех различиях между русским и немецкоязычным экспрессионизмом системообразующий авангардистский концепт «новое видение» позволяет установить наиболее очевидные и значимые для типологического сопоставления схождения между национальными версиями одноименного феномена. В стремлении «найти максимум экспрессии для своей эпохи и вывести восприятие из автоматизма повседневного восприятия» русские экспрессионисты органично влились в ряды великих визионеров, «восторженных провидцев» (М. Кузмин и др.) и «очевидцев незримого» (П. Филонов) европейского авангарда, для которых процесс, названный современником экспрессионизма, философом Э. Гуссерлем, «Wesensschau” («видение сути»), становится принципом художественного творчества. «Мы по-новому увидели мир», — утверждает русский экспрессионист Ип. Соколов, словно цитируя программные установки немца К. Эд-шмида. Е. Гуро убеждена, что «появились уже люди, видящие глазами ангелов, совмещающие в одном миге пространство и время». Б. Перелешин сообщает о великой силе «нового видения»: «Глазами землю повернул, / вижу рай в моих ладонях».

Согласно «ключу тройственности» Р. Штейнера, труды которого стали неотъемлемой частью философского дискурса исследуемого периода, тело, душа и дух человека образованы из трех основных сфер мира: чувственного, душевного и духовного . Это сопряжение трех сфер становится структурным принципом многих стихотворений русского и немецкоязычного экспрессионизма, в которых зрение физическое, душевное и духовное становится нерасторжимым единством. Но хотя

речь все время ведется о «духовном видении», образная составляющая концепта реализована в понятийной и образной сферах чувственного, зрительного восприятия. Так, одной из высокочастотных метафор в творчестве таких поэтов-экспрессионистов, как Э. Штадлер, Г. Тракль, А. Лихтенштейн, А. Штрамм, Г. Гейм, Г. Бенн, Э. Ласкер-Шюлер, становится метафора со структурно-семантическим центром «глаз». По меткому выражению С. Кржижановского, их поэтическое пространство словно «обрастает глазами» . Поэтическая формула «ich sehe” / «ich sah” — «я вижу» / «я видел» -лейтмотив многих стихотворений Клабунда,

Э. Штадлера, В. Клемма, Я. ван Годдиса. Отказ глаза функционировать в качестве органа зрения равносилен концу света — такая связь осмыслена и эстетически заострена в одном из самых мрачных стихотворений А. Лихтенштейна «Точка», в котором фиксируется распад как воспринимаемого мира, так и самого воспринимающего субъекта: «Ночь в плесени. Свет ядовитых фонарей в нее вползал, / Размазывая зелень нечистот. / Кровь стынет. Сердце, как мешок. / Мир опрокинулся. Обрушились глаза» . «Слепота мира» (метафоры Blindheit, Erblindung, blind, erblinden, blindwer-den) обращается экзистенциальным бедствием, становится частью Апокалипсиса; «ослепшее зеркало» (Г. Тркакль) символизирует закат, упадок, тлен, а «разбитые, как стекло, глаза» (Г. Гейм) означают конец самой жизни. Высочайшим проявлением духовного контакта является «встреча взглядов», «короткое замыкание глаз» — «Blick-Begegnung”, «KurzschluB von Augen”, и нет большей степени душевной наготы, чем нагота глаза или взгляда — «Nichts Nackteres als die Nacktheit von Augen” (Ф. Вер-фель).

Анализируя понятийную, ценностную и образную составляющие концепта «новое видение» русского экспрессионизма, мы приходим к выводу, что русский экспрессионист так же, как его немецкоязычный коллега, надеется «глазами дум увидеть Бога» и «добыть чей-то взгляд в упорной тоске», душа его — «прорубь растворенного окна» (С. Спасский), а «взгляд в зрачке торчит, как палка» (Ип. Соколов). В образной составляющей обнаруживаются те же образы, которые и в немецкоязычном экс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прессионизме характеризуют специфичность экспрессионистского видения и пристального всматривания, при которых «вдруг стали важными и крошечные вещи» (А. Лихтенштейн): «глаз бездонные шахты», «глаза, подмытые тоской», «спасательные круги глаз», «гири зрачков», «лупы вместо глаз у трусов», «зрачки -обрубки костей в топи зеркала», «бессонница пережженных очей», «пыль на зрачках» (Б. Зе-менков), «безглазый день» (Б. Перелешин), «глаз без взгляда» (Б. Лапин), «взгляд, как самоубийца, как арестант, как солдат» (Ип. Соколов), «глаза, из ночи и жести составленные» (К. Вагинов) и многие др.

Список литературы

1. Зусман, В. Г. Концепт в системе гуманитарного знания // Вопр. литературы. 2003. № 2.

С. 3- 29.

2. Кржижановский, С. Философема о театре // Собр. соч : в 5 т. СПб., 2006. Т. 4. С. 7377.

3. Пестова, Н. В. «Случайный гость из готики»: русский, австрийский и немецкий экспрессионизм. Екатеринбург, 2009. 297 с.

4. Райнер, В. Новый мир // Семиотика и авангард: антология / под общ. ред. Ю. С. Степанова. М., 2006. С. 840-841.

5. Соколов, Ип. Экспрессионизм // Русский экспрессионизм: Теория. Практика. Критика / сост. В. Н. Терехина. М., 2005.

6. Хемплебен, Й. Рудольф Штайнер: библиографический очерк : пер. с нем. СПб., 2004.

7. Шкловский, В. Б. Искусство как прием // Гамбургский счет: статьи — воспоминания -эссе (1914-1933). М., 1990. С. 58-72.

8. Штейнер, Р. Форма человека // Антропософия: фрагмент : пер. с нем. М., 2005.

В сло­ве «виде­ние», обо­зна­ча­ю­щим спо­соб­ность видеть, ста­вит­ся уда­ре­ние на глас­ный «и» пер­во­го сло­га. Если это сло­вом назы­ва­ет­ся при­зрак, то удар­ным явля­ет­ся глас­ный глас­ный звук вто­ро­го сло­га, обо­зна­чен­ный бук­вой «е».

Содержание

Значение слова «видение»

От гла­го­ла «видеть» обра­зу­ет­ся одно­ко­рен­ное отвле­чён­ное (абстракт­ное) суще­стви­тель­ное:

вид-ени-е — корень/суффикс/окончание.

Это сло­во явля­ет­ся мно­го­знач­ным. В первую оче­редь, им обо­зна­ча­ют спо­соб­ность чело­ве­ка позна­вать окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность с помо­щью одно­го из орга­нов вос­при­я­тия — зре­ния. Это отвле­чен­ное суще­стви­тель­ное, кото­рое мож­но назвать книж­ным со сти­ли­сти­че­ской точ­ки зре­ния, име­ет так­же зна­че­ния «инди­ви­ду­аль­ное вос­при­я­тие окру­жа­ю­ще­го», «точ­ка зре­ния», «взгляд на что-либо».

На какой слог ударение?

При про­из­но­ше­нии это­го сло­ва куда сле­ду­ет поста­вить уда­ре­ние? Как пра­виль­но про­из­но­сит­ся лек­се­ма «вИдение» или «видЕние»?

Чтобы выяс­нить это, раз­де­лим это суще­стви­тель­ное на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, име­ю­щих­ся в нём:

ви́-де-ни-е.

Интересующее нас четы­рех­слож­ное сло­во про­из­но­сит­ся с раз­ным уда­ре­ни­ем в зави­си­мо­сти от его лек­си­че­ско­го зна­че­ния. В зна­че­нии «спо­соб­но­сти видеть», «точ­ка зре­ния» в нём ста­вит­ся уда­ре­ние на глас­ный «и» пер­во­го сло­га.

Пример

Отталкиваясь от сво­е­го ви́дения реаль­но­сти, худож­ник сам созда­ет новую кар­ти­ну этой реаль­но­сти (В. В. Радаев. Как орга­ни­зо­вать и пред­ста­вить иссле­до­ва­тель­ский про­ект).

Запомнить уда­ре­ние мож­но, если свя­зать это суще­стви­тель­ное с про­из­но­ше­ни­ем про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла:

ви́деть — ви́дение.

Ви́дение ситу­а­ции.

Произношение слова «видЕние»

Данная лек­се­ма может упо­треб­лять­ся в зна­че­нии «то, что кажет­ся, воз­ни­ка­ет в созна­нии в виде фан­та­сти­че­ских обра­зов или вос­по­ми­на­ний о про­шлом». Тогда это сло­во про­из­но­сит­ся с удар­ным глас­ным вто­ро­го фоне­ти­че­ско­го сло­га, обо­зна­чен­ным бук­вой «е».

Примеры

Пилат напряг­ся, изгнал виде́ние, вер­нул­ся взо­ром на бал­кон, и опять перед ним ока­за­лись гла­за аре­стан­та (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Он сидел, пооче­ред­но под­жи­мая то одну, то дру­гую лапу, потом при­крыл их сво­им пуши­стым хво­стом, и в эту мину­ту перед ним про­нес­лось виде́ние (Джек Лондон. Белый клык).

Слова «ви́дение» и «виде́ние» пишут­ся оди­на­ко­во, а зву­чат по-разному, за что назо­вем их омо­гра­фа­ми.

В сло­ве «ви́дение» в зна­че­ние «спо­соб­ность видеть» ста­вит­ся уда­ре­ние на глас­ный «и» пер­во­го сло­га. Лексема «виде́ние» (при­зрак) про­из­но­сит­ся с уда­ре­ни­ем на глас­ном вто­ро­го сло­га, обо­зна­чен­ным бук­вой «е».

Различаем

Наконец, в романе автор име­ет воз­мож­ность пря­мо обра­тить­ся к чита­те­лю и доне­сти до него свое ви́дение про­бле­мы (М. С. Ахматов. Литературный талант).

И вдруг, так же как и даве­ча, когда он оба раза проснул­ся на одном и том же виде́нии, то же виде́ние опять пред­ста­ло ему (Ф. М. Достоевский. Идиот).

  1. Особенности снов о ювелирных украшениях
  2. Толкование снов про золото: что именно вам снится?
    • К чему снится золото
    • К чему снится серебро
    • Приснилось золотое кольцо
    • Приснились золотые серьги
    • Приснилась золотая цепочка
    • Приснился золотой браслет
    • Приснился золотой кулон, подвеска
    • К чему снится колье или ожерелье
    • Драгоценные камни
      • Цветные минералы
      • Бриллианты
      • Алмазы
      • Аметисты
      • Изумруды
      • Сапфиры
      • Топазы
      • Опал
      • Бирюза
    • Видеть во сне золотые часы – какой знак?
    • Приснился золотой слиток
    • Сколько золота приснилось
    • Каким было золото во сне?
      • Цвет золота
      • Возраст золота
  3. Толкование снов про золото: контекст решает
    • Ваши украшения, надетые на вас
    • Мерить, выбирать украшения
    • Купить золотые украшения
    • Получить украшения в подарок
    • Найти украшения во сне
    • Собирать во сне золотые украшения
    • Знать, что украшения украли
    • Украсть украшения самому
  4. К чему снятся золотые украшения: что говорят популярные сонники
    • Сонник Нострадамуса
    • Сонник Ванги
    • Сонник майя
    • Наши традиции
    • По соннику Фрейда
    • Цыганский сонник
    • Сонник Азара
    • Французское толкование
    • Английский сонник Зэдкиеля
    • Китайский сонник
    • Восточный женский сонник
    • Сонник Миллера
    • Сонник Цветкова
    • Справочник сновидений Дэвида Лоффа

Оказаться в окружении золота и ювелирных украшений всегда приятно, даже если это произошло не наяву. Скептики скажут: вы просто слишком зациклены на украшениях или, наверняка, грезите о новом кольце или серьгах. А вот толкователи сновидений будут осторожны с интерпретациями. По их словам, в снах значение имеет каждая деталь: какое украшение вам приснилось, из чего оно сделано, с какими камнями. Ведь не всегда драгоценные сны — предвестники добрых вестей.

Как правильно трактовать сны о золоте и украшениях? Все ли так просто и легко с этим металлом? Читайте об этом ниже в новой статье ЮК.

Особенности снов об ювелирных украшениях

Не редкость, когда сонники объясняют одно и то же сновидение совершенно по-разному. Кому из них верить? Скептики вам скажут — себе, ведь сны это всего лишь ответ подсознания на различные события и чувства, которые происходят в реальности. А «вещие сны” — это наши страхи и предположения, как может случиться.

А вот толкователи сновидений подчеркивают, что наиболее точным будет то объяснение, которое учитывает ваши чувства/переживания. Вспомните, в каком настроении вы проснулись? Именно ощущение, с которым вы проснулись, может подсказать, в какую сторону толковать сон.

Толкование снов про золото: что именно вам снится?

Сновидения приходят к нам образами, знаками, ассоциациями — порой довольно расплывчатыми и неоднозначными. Люди берутся их разгадывать, прибегая к сонникам, а также основываясь на различных приметах, суевериях. И золото тут не исключение. Большинство трактовок сходятся во мнении: если приснилось золото, вас ждет хорошая весть, успех, богатство и удача. Незамужним предрекает помолвку, а женатым — семейное благополучие. Но встречаются и противоположные объяснения. Как трактовать сон — в буквальном смысле или наоборот? Тут уже все точки над «и” расставит ваше предчувствие и интуиция.

К чему снится золото

Будучи символом благосостояния, золото во сне сулит хорошие перемены в жизни. Можете заглянуть в любой сонник: это или успех в делах, удачное замужество, новая денежная работа или выгодное повышение по службе.

Но при всех этих положительных характеристиках золото таит в себе и опасность, особенно для алчных людей. Известная предсказательница Ванга считала золото порочным из-за чрезмерной тяги людей к деньгам и власти.

Если во сне вы нашли золото или любуетесь его сиянием — в жизни вас ждет слава и богатство. А вот в случае потери всё наоборот — вы упустите шанс, который мог бы изменить вашу жизнь к лучшему.

К чему снится серебро

Издавна серебро считалось мощным оберегом от болезней, сглаза и злых сил. Сон с серебряными украшениями предвещает долголетие и крепкое здоровье. Если замужней даме дарят во сне серебряный набор украшений — в скором времени она станет мамой.

Значение имеет и то, как вы видели серебро во сне. Если вам надевали серебряное украшение – ждите подарок от близкого человека. Найти серебряное кольцо – к важной поездке/встрече, а вот потерять — к неприятностям.

Мерить чужое серебряное кольцо — к смене места жительства или к новой работе.

Приснилось золотое кольцо

Золотое кольцо во сне — символ крепкой любви. Такой сон всем незамужним девушкам предвещает помолвку и скорое бракосочетание.

Золотая ярмарка Скидка 22% -22% 5 628 грн 7 236 грн Золотая ярмарка Скидка 24% -24% 3 579 грн 4 700 грн Золотая ярмарка Скидка 22% -22% 5 180 грн 6 660 грн

Если во сне вы носите кольцо, то наяву вас ждет удачный брак и благополучие в семье. А вот потеря кольца предвещает тревогу и разочарования.

Если у замужней женщины во сне падает кольцо с пальца – это предвещает измену. Сломавшееся обручальное кольцо или тесное по размеру — к недугу кого-то из семьи.

Приснились золотые серьги

Золотые серьги во сне — предвестники хороших вестей, а также выгодных денежных предложений. Возможно, вам удастся получить лакомый кусочек и продвинуться по карьерной лестнице.

Если серьги снятся беременной женщине – скорее всего она родит сына. А вот слишком массивные серьги, которые придают тяжесть и дискомфорт, плохое предзнаменование. Возможно, в скором времени на ваши плечи упадет бремя финансовых (кредитных) обязательств.

Если вам приснились красивые серьги на ушах посторонней женщины, опасайтесь сплетен. А вот если вы получили в подарок новые серьги — ждите новое деловое знакомство.

Плохим предзнаменованием будет сломанная сережка. Такой сон предостерегает о пересудах, конфликтах на работе, которые пошатнут ваш авторитет.

Золотая ярмарка Скидка 34% -34% 8 185 грн 12 343 грн Золотая ярмарка Скидка 22% -22% 6 622 грн 8 514 грн

Приснилась золотая цепочка

Если во сне золотая цепочка нежно облегает вашу шею, значит наяву вы обретете надежного друга, который всегда будет рядом с вами. Но не становитесь сильно зависимой от него, ведь такие отношения могут стать «удушающими” для кого-то одного.

Сон, в котором на золотой цепочке сияет драгоценный камешек, принесет вам двойную радость. Но если она потемнела, проржавела – вы будете связаны с кем-то долгими и тягостными отношениями. Двояко трактуется сон, в котором кто-то вам на шею надевают цепочка. По одной из версий, это видение предвещает знакомство с высокостатусной персоной, которая проявит к вам интерес.

Приснился золотой браслет

В отличие от других украшений, видеть во сне браслет — не к добру. Толкователи сновидений считают, что вы наверняка страдаете от невзаимности или всеми силами пытаетесь удержать человека.

Получать браслет в подарок – вас ждет тайная любовь, а находить потерянный кем-то – в скором времени удастся решить наболевшие вопросы.

Уронить браслет – вам придется принимать судьбоносное решение, от которого будет зависеть будущее ваших близких.

Приснился золотой кулон, подвеска

Дарите золотой подвес во сне и получайте наяву — это верный признак скорой влюбленности. Во сне вам подарили золотой кулон? Будьте уверены, ваша вторая половинка хранит вам верность. Ваши отношения отличаются высокой надежностью, поэтому им ничего не грозит.

Потеря золотого кулона, несмотря на негативный контекст, предвещает хорошее событие: встречу с близким по духу человеком, который изменит вашу жизнь, и станет верным соратником. Поломка кулона сулит потерю друга, близкого человека.

Золотая ярмарка Скидка 22% -22% 3 304 грн 4 248 грн Золотая ярмарка Скидка 29% -29% 2 174 грн 3 045 грн

К чему снится колье или ожерелье

Сияющее колье или ожерелье во сне — к новым светлым событиям в вашей жизни. Если во сне любимый человек дарит вам колье — это признак того, что вскоре вы обретете новый статус «жена”.

Колье из перлов — эталон женственной и элегантной классики, превращающий любую женщину в королеву. Но как ни странно, видеть его во сне — нехороший знак. Вы будете много плакать или ревновать любимого.

Утерянное или запертое в сейфе колье – предвестник несчастной любви: вы не сможете быть вместе с любимым человеком.

Драгоценные камни

Изумительных блеск бриллиантов/изумрудов не оставляет шансов вырваться из их ослепительного плена. Но могут они быть предвестниками как счастья, так и печали. Прежде всего это зависит от самого драгоценного камня.

Видеть себя во сне в одежде из драгкамней означает успех в делах и обретение высокого положения в обществе. А вот если из украшения выпал камень, возможно, вы потеряете возлюбленного или у вас возникнут проблемы с бизнесом.

Если драгоценные камни оказались фальшивкой, в реальной жизни вас ждет предательство. Будьте начеку, не исключено, что обманет вас близкий человек.

Цветные минералы

Разве цветные самоцветы могут принести в жизнь печаль и грусть? Вряд ли. С ними самый мрачный день засияет новыми яркими красками.

Приснились цветные минералы — значит темная полоса позади, а постигшие вас неприятности закончатся радостным финалом.

Держать в руках полудрагоценные камни — к приятным сюрпризам. А вот видеть камень в кольце на другом человеке — к сплетням и неприятным разговорам.

Бриллианты

Сверкающие бриллианты снятся к большой прибыли. Женщине, мечтающей о материнстве, такой сон предвещает скорое прибавление.

Вместе с тем, летопись алмазов и бриллиантов — это история не только про ослепительную красоту, но и человеческую алчность и жадность. Издавна, бриллианты становились невольными участниками войн, интриг и заговоров. Поэтому бриллианты во сне — это и некий предупреждающий звоночек. Скорее всего, у вас имеются завистники, поэтому не будьте восприимчивы к чужой лести.

Алмазы

Алмазы предвещают выгодный брак. Но встречаются и другие толкования. Видеть алмаз на чужом человеке — к неприятностям в любовных отношениях. Найти — к обретению взаимной любви. Видеть себя обладателем алмаза — к похвале, получению заслуженной награды. Потерять алмаз — к позору. Получать в подарок — к добрым событиям и веселью.

Аметисты

Несмотря на всю красоту аметиста, этот камень — самый неблагоприятный участник ювелирных сновидений. Аметисты предупреждают: вам стоит быть осторожнее со своим окружением, особенно в ваших высказываниях. Не стоит быть ко всем чрезмерно открытой: делиться своими идеями и планами.

Сон с аметистом — признак того, что в вашем окружении есть или появится человек, распускающий о вас сплетни.

Изумруды

Насыщенно зеленый камень пророчит богатство и славу. Если вы видите золотое украшение с изумрудом — такой сон подсказывает вам, что наяву нужно будет рискнуть и не бояться использовать шанс, подаренный вам судьбой.

Сапфиры

Этот сон означает, что у вас есть прекрасные, верные и надежные друзья, на которых всегда можно положиться. Другое значение сновидений с этим камнем — вас ждет неожиданный выигрыш. Может стоит испытать удачу, сыграв в лотерею?

Топазы

Этот уникальный полудрагоценный камень свидетельствует только об одном: у вас есть верные, надежные друзья, которые помогут преодолеть все трудности.

Опал

Такой сон сулит славу и общественное признание. Но только если будете откровенны со своими близкими.

Бирюза

Готовьтесь к исполнению какого-нибудь важного для вас желания.

Видеть во сне часы – какой знак?

Часы — один из самых многогранных образов наших сновидений. В таком сне первостепенное значение имеет то, как вам приснились часы и в каком виде.

Разбитые часы (сломанный механизм) или настенные предрекают утрату/смерть кого-то из вашего близкого окружения. Если на часах повреждено только стекло, некоторые сомнительные люди могут спровоцировать вас на необдуманные действия.

Дарить часы — к неприятностям, а слышать бой курантов — к плохим известиям.

Для женщины потеря часов означает серьезные семейные трудности.

Если вам приснились красивые наручные часы — значит на в ближайшее время вас ожидает важное событие, которое изменит ваше будущее.

Заводить часы во сне – к получению вознаграждения.

Приснился золотой слиток

Толкователи снов считают, что для мужчин, в отличие от женщин, такое видение не несет ничего хорошего. Это сон о лжи и фальши, которые будут везде преследовать вашего мужчину.

Для женщины видеть/получать слитки во сне — к дорогому подарку и приятным переменам в личной жизни. Собирать слитки — к прибавлению в семье.

Сколько золота приснилось

Количество украшений также важно, как и их качество. Но, как ни удивительно, видеть во сне много золота — это не всегда хороший знак. Казалось бы, горы золота и драгоценных камней так и намекают на скорое обогащение и признание. Но сонники трактуют это с точностью да наоборот: если во сне ваши карманы набиты камнями и украшениями, это означает скорую неприятность, конфликты с коллегами и окружающими.

Мало золота — небольшая, но приятная возможность получить хорошее деловое предложение или приятный подарок.

Каким было золото во сне?

Детали и нюансы толкования зависят от того, каким было золото во сне: старым или новым, цветным или обычным. Если помните ваш объект сна в мелких деталях, тогда толкуем!

Цвет золота

Желтое золото сулит успех в работе, а белое — новую перспективную задумку, план, который сделает вас успешным. А вот во взаимоотношениях с коллегами стоит быть внимательнее — кто-то может попытаться вас обмануть.

Красное или розовое золото — предвестник страстных отношений со второй половинкой. Если же у вас еще нет любимого: вы скоро его встретите!

Возраст золота

Сон о старом золото — это предупреждение. Будьте разборчивы в знакомствах, ведь намерения людей могут быть непредсказуемы.

Новое, блестящее золото означает, что вас ждет новая интересная работа, знакомство. Это знак наступления нового периода в жизни.

Толкование снов про золото: контекст решает

Золото во сне трактуют по-разному, в зависимости от того, как оно приснилось по отношению к вам. Покупать, получать или находить «ювелирку» — доброе предзнаменование, а вот терять, ломать или отдавать кому-то — плохой знак. То же самое касается и того, на ком вы видите украшения.

Добывать золото на рудниках — к горю в семье, а плавить — к бесполезной трате времени и сил.

Ваши украшения, надетые на вас

К богатству, осуществлению желаний, а также к получению высокой должности. Если украшения сломаны — вас ждут разочарования, возможно предательство друзей.

Если украшения болтаются на руке или наоборот слишком тесные, задумайтесь, наверняка, вы хотите связать свою жизнь не с тем человеком. Или вы сами по жизни идете не той дорогой.

Видеть на себе чужие ювелирные изделия — к скорому расставанию с вашей второй половинкой.

Мерить, выбирать украшения

Вам удастся раскрыть в себе новые способности, которые приведут к успеху в делах. Главное здесь — подходят ли вам украшения или смотрятся на вас нелепо. Если первое — вас ждет успех во всех сферах; второе — повод задуматься о жизни.

Купить золотые украшения

В ближайшем будущем вам не придется беспокоится о финансовых проблемах. Ведь такой сон предвещает приятное денежное вознаграждение: прибавку к зарплате или неожиданный источник дохода. Эти деньги помогут воплотить в жизнь давние мечты.

Получить украшения в подарок

Для молодой незамужней девушки — это предвещает скорую помолвку. А вот неженатому мужчине — это сигнал быть осторожнее, ведь есть риск потерять свой авторитет среди коллег.

Женатым людям такой сон обещает успехи в бизнесе.

Найти украшения во сне

Если сейчас переживаете сложности (потеря работы, неудачи в личной жизни) или начинаете новый проект, вам удастся найти выход и сделать его успешным.

Для тех, кто давно в бизнесе, это сон означает подписание нового выгодного соглашения.

Собирать во сне золотые украшения

Упорство, трудолюбие и вера в себя — три составляющие успеха. Именно на этом акцентирует внимание сон. Но не волнуйся: удача будет на твоей стороне, если увидит, что ты выкладываешься на 100%. Но если во сне украшения, которые вы собираете, фальшивые, с реализацией планов лучше подождать.

Знать, что украшения украли

Это сон-предупреждение: вы слишком беспечны в общении с людьми, поэтому рискуете упустить открывающиеся возможности. Рядом с вами присутствуют люди, которые специально вводят вас в заблуждение.

В бизнесе новое начатое дело/сделка не принесет желаемых плодов.

Украсть украшения самому

Как ни парадоксально, но этот сон не означает ничего плохого. Если вы украли во сне золото — вскоре узнаете чью-то тайну. А вот если вы воруете золото целыми слитками, — поздравляем. Это означает, что впереди у вас стремительный карьерный рост.

Опасайтесь только сна о фальшивом золоте. Это знак того, что вы рискуете связаться с сомнительными людьми.

Ворованная цепочка означает, что вам «навешают” чужую ответственность за поступки, которые вы не совершали.

К чему снятся золотые украшения: что говорят популярные сонники

Как правильно трактовать сон: буквально или с точностью да наоборот? Популярные сонники дают разные формулировки, но сходятся в одном — прислушайтесь к своим ощущениям.

Сонник Нострадамуса

Нострадамус считал золото символом благополучия, но с оговоркой: оно таит в себе немало искушений. Видеть много золота во сне — к обману и разочарованиям, а также к бедности.

Покупать золото — к хлопотам, а вот терять — к разрыву отношений с любимым.

Сонник Ванги

Тут золото несет на себе негативные коннотации. Провидица Ванга трактовала его как приближение неприятностей. Причем виновником конфликта является сам сновидец.

По ее мнению, зацикленность на материальном богатстве сводит людей с ума, приводит к конфликтам и разрушениям.

Сонник майя

Золото трактуется в обычном понимании — вас ждет радостная новость, успех в делах, в целом все перемены будут к лучшему. Однако, чтобы такое пророчество сбылось, нужно целую неделю носить на себе как можно больше украшений.

Если вместо украшений приснились одни камни, вам предстоит приятное, неожиданное путешествие. А вот битые самоцветы символизируют неприятности в семье, возможную разлуку с любимым.

Наши традиции

Современные толкователи снов склоняются к мнению, что видеть золотые украшения во сне — к удачному замужеству, успеху в делах, процветанию и подаркам, а вот находить — к неудаче.

Потеря украшений сулит неудачу и позор. Продавать украшения — неприятная встреча. Будьте осторожны: не все в вашем окружении относятся к вам искренне.

По соннику Фрейда

Золото, как и все остальные украшения из этого металла, говорят о вашем стремлении к счастливым переменам в жизни. И неважно, кому из двоих – мужчине или женщине – приснился такой сон.

А вот видеть во сне украшения из разноцветных драгкамней свидетельствует о ваших неразделенных чувствах.

Цыганский сонник

Кто бы мог подумать, но цыгане остерегаются снов про золото. По их мнению, если кому-то приснилось что-нибудь золотое, то этот человек жадный и можете принести другим неприятности.

Кроме того, если вы покупаете золото, то в скором времени потеряете друзей из-за своей скупости.

Сонник Азара

Трактует сны про золото прямо в противоположном ключе. Например, если вам приснилось много золотых украшений – такой сон к бедности, обману.

Если во сне вам дарят украшения — опасайтесь неискренних друзей. Если покупаете золото вы сами – наяву многие считают вас ветреным человеком,

Французское толкование

Если во сне вы нашли золотой клад, то наяву получите прибыль. Однако, видеть во сне много золота — предупреждение о необдуманном, импульсивном поступке.

Еще один нехороший знак – собирать монеты или подбирать драгоценности. В реальности остерегайтесь обмана и финансовых потерь.

Английский сонник Зэдкиеля

Англичане не любят сны про золото. Они предупреждают: это видение имеет негативный смысл. Британцы воспринимают его как знак печали, болезни и бедности.

Видеть любимого в золоте – означает, что брак с ним будет несчастным.

Китайский сонник

В Китае к золоту относятся с особым благоволением и почтением. Золотые украшения/посуда знаменуют собой знатность, удачу и богатство.

Если вдруг вы видите на себе блеск золотого кольца, шпильки или булавки – в скором времени вы станете мамой малыша. Заколки из желтого металла предвещают дальнюю поездку.

Восточный женский сонник

У восточных женщин золото – признак обольщения и обмана. Но это не касается золотых колец, особенно перстней с камнями. Эти украшения предвещают женщине радостную весть о скором замужестве.

Сонник Миллера

Золотые украшения снятся к успеху во всех начинаниях. Получить в подарок украшения для женщины – к браку с обеспеченным мужчиной.

Искать золотые украшения во сне – ваши старания и талант принесут вам славу и богатство. Потерять во сне украшения – наяву вам представится хороший шанс наладить свою жизнь, но вы его упустите. Будьте осторожны – рассматривайте каждое предложение и обдумывайте каждое решение, чтобы не упустить его.

Найти во сне золотые украшения – вас ждет ответственное дело.

Сонник Цветкова

Блеск золота опасен и обманчив. Вас разочарует человек, которому вы доверяли.

Если во сне вам дарят драгоценности – близкий вам человек говорит вам неправду. А если вы находите потерянные кем-то сережку или кольцо – к неудаче в новых делах.

Справочник сновидений Дэвида Лоффа

Золотые украшения во сне символизируют богатство и счастливые перемены.

Если вы видите сон, в котором покупаете благородный металл – быть вам и наяву богаче.

Золотая ярмарка Скидка 50%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *