Церковь любой религии отражает культуру народа, его внутренние устремления и представление о рае. Взгляды на красоту очень разнятся, и что-то привычное нам может вызывать немалое удивление у человека другой культуры. Может быть, и нам стоит иногда увидеть широту трансцендентальных представлений? Итак, представляем вам самые удивительные и красивые постройки различных религий.
Содержание
- Храмовый комплекс Прамбанан (остров Ява, Индонезия)
- Храм Кинкакудзи (Киото, Япония)
- Шри Рангататсвами (Шрирангам, Индия)
- Ват Ронг Хун (Чианг Рай, Таиланд)
- Храм Неба (Пекин, Китай)
- Паро-Такцанг (Бутан)
- Мечеть Шейха Зайда (Абу-Даби, ОАЭ)
- Золотой Храм (Амритсар, Индия)
- Храм Искупления Святого Семейства (Барселона, Испания)
- Храм Гавдавпалин (Баган, Мьянма)
Храмовый комплекс Прамбанан (остров Ява, Индонезия)
Издалека может показаться, что из земли выросли скалы. Но когда подходишь ближе, с изумлением видишь монументальные храмы. Это и есть Прамбанан, построенный на острове Ява как символ божественной власти индуистского царя Ракаи Пикатана. Он завоевал остров, на котором верили в буддизм. Обе религии смешались и превратились в единую, поэтому в Прамбанане есть как фигуры Будды, сидящего в королевской позе повелителя миров, так и милостивого Шивы — начала начал.
Храм покрыт барельефами в виде рисунков, раскрывающих важнейшие моменты индуизма. С недавнего времени это сооружение включено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм Кинкакудзи (Киото, Япония)
Название переводится как «Золотой павильон», потому что храм частично покрыт золотом, таким же, каким покрывают маковки церквей в России. По-японски лаконичная архитектура и полное сочетание с окружающим пейзажем радуют глаз и вдохновляют писателей и архитекторов на творчество (о золотом храме написано немало рассказов, а также построен аналогичный Серебряный храм). Храм содержит буддийские реликвии и исторически ценные предметы. Внесен в список ЮНЕСКО.
Шри Рангататсвами (Шрирангам, Индия)
На острове Шрирангам существует замечательный храмовый комплекс, самый большой в Индии. Он построен в честь индуистского бога Вишну и его проявлений в различных формах. Как и все в Индии, выглядит строение восхитительно красочно, оно украшено множеством фигурок, олицетворяющих основные понятия этой религии.
Ват Ронг Хун (Чианг Рай, Таиланд)
Невероятно белый и сказочный, он охраняется каменными демонами и манит войти. Ват Ронг Хун — совсем молодой храм, посвященный буддизму. Он совершенно не похож на обычные буддийские храмы, это сплав современных идей и художественного видения постулатов буддизма. Его создатель трудится над храмом третий десяток лет и планирует закончить только в 2070 году.
Храм Неба (Пекин, Китай)
Этот храм стоит в Пекине с 15 века и до сих пор не потерял актуальность. При его постройке использовалось множество уловок, чтобы у посетителей создавалось ощущение попадания на небеса. Перепады высоты, цвета, игра звуков — все создает таинственное и волнующее ощущение. В центре храма нет ничего — ни алтаря, ни предметов культа. Человек как бы обращается непосредственно к небесам.
Паро-Такцанг (Бутан)
Паро Такцанг переводится как «прибежище тигра». Это монастырь в Бутане, построенный на скале, выступающей над пропастью. Внутри монастыря царит роскошь — золотые купола и статуи Будды, статуэтки, иллюстрирующие историю возникновения монастыря: великий гуру Ринпоче на спине тигрицы прилетел сюда и медитировал три месяца, пропитав это место благостью. И правда, глядя на окружающую красоту, трудно не наполниться благостью!
Мечеть Шейха Зайда (Абу-Даби, ОАЭ)
Эта мечеть расположена в Арабских Эмиратах, и создается ощущение, что ее построили джины. Золото и полудрагоценные камни, хрусталь и кристаллы Сваровски. Нет слов! Запредельную роскошь мечети можно оценить, лишь увидев.
Золотой Храм (Амритсар, Индия)
Он находится в Индии, посреди озера Амрита-сарас. Облицован медью и покрыт золотом, отчего и получил свое название. Тонкая дорожка с берега приведет любого желающего в этот храм, как будто плывущий по водам.
Храм Искупления Святого Семейства (Барселона, Испания)
Находится он в Барселоне (Испания). Собор строится настолько долго, что испанцы назначили концом света тот день, когда он будет закончен. А началось строительство в 19 веке. Антонию Гауди, архитектор собора, планировал воплотить в нем весь ветхий завет. К сожалению, он умер раньше, чем это случилось, и даже не оставил никаких чертежей и набросков своего замысла. Но его преемники пытаются достроить собор в этом же духе.
Храм Гавдавпалин (Баган, Мьянма)
Этот грандиозный храм находится в Мьянме (Баган). Считается, что он построен около 800 лет назад.
Давайте пройдем по храмам разных религий или как правильно говорить — конфессий. В обзоре не упомянул про православные храмы по понятной причине, и не добежал еще до новой мечети у метро Проспект Мира — только снаружи её зафоткал. Но много зато за один день удалось обойти других храмов, и даже внутри немножко побывать. Начнем с синагоги.
Московская хоральная синагога расположена в Большом Спасоголинищевском переулке. Открыта 1 июня 1906 года. В ней четыре молельных зала. Экскурсии могут посещать только второй этаж, там с балкона можно наблюдать и обозревать то, что происходит внизу. Там же на балконе могут находиться и женщины. Вниз, в молельный зал им вход воспрещен.
01
Вообще, строго говоря, в синагога — это не храм, поскольку в иудаизме (в отличие, от, например, христианства) Храм только один. Он так и пишется с большой буквы, но он, как известно, разрушен. Храм находился в Иерусалиме на Храмовой горе.
Купол синагоги восстановлен в 2001 г. Он был снесен в начале XX века по приказу генерал-губернатора Москвы.
02
Московская хоральная синагога была построена почти 120 лет назад на средства владельца металлургических и сахарных заводов Полякова. Такую же синагогу в Санкт-Петербурге построил его родной брат. Из 18 существовавших в Москве синагог хоральная была самой большой.
04
05 Второй этаж называется эзрат нашим.
Обычно в любой синагоге проводятся также уроки Торы, поэтому по стенам синагоги, как правило, расставлены книжные полки с молитвенниками и книгами для занятий.
06
07
08. Книги лежат и кое-где на скамьях.
09. Посреди синагоги находится бима — возвышение, а на нем — стол, на который кладут свиток Торы для чтения.
10
11
12. Покидаем синагогу и двигаемся по Большому Спасоголинищевскому переулку в сторону Лубянки.
Пересекаем две улицы: сначала Маросейку, затем Мясницкую и пройдя по Фургасовскому переулку сворачиваем на Малую Лубянку.
А вот и цель нашего путешествия — Собор Святого Людовика Французского на Лубянке — один из трех действующих католических храмов в Москве.
В 1789 году проживающие в Москве французы подали прошение о разрешении им строительства католического храма. После получения разрешения от московских властей и его одобрения императрицей Екатериной II был построен небольшой деревянный храм на участке между Малой Лубянкой и Милютинским переулком. Освящение церкви во имя французского короля Людовика IX Святого состоялось 30 марта 1791 года. В XIX веке было осуществлено строительство современного здания храма на месте прежнего. Строительство было начато в 1833 году, а закончено двумя годами позже. Храм был сооружён по проекту известного архитектора А. О. Жилярди.14
15
16
17
18. Витраж с изображением св. Иосифа. 1883 год. Единственный сохранившийся витраж еще с тех времен. Есть и новые витражи, они на следующих вотках в алтарной части храма.
19. Воскресная месса.
20
На алтаре левого нефа в центре размещена скульптура св. Людовика, слева от него — скульптура св. Бернара Клервоского, справа св. Франциска Сальского. Незначительно правее, на отдельном постаменте скульптура св. Антония Падуанского. Также в алтаре левого нефа установлены маленькие скульптуры святых покровительниц Франции: св. Жанны д’Арк и св. Терезы из Лизьё.
21
Активное участие в строительстве и украшении храма принимал и скульптор С.П. Кампиони.
22
23
А если, стоя в сквере лицом к храму повернуть голову налево, то на фасаде дома можно обнаружить любопытную деталь.
Улица Малая Лубянка, дом 12, строение А.
Солнечные часы на здании приюта у Храма Святого Людовика. Девиз из сто первого псалма переводится «как уклоняющаяся тень». Строка целиком «Дни мои – как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.» «sicut umbra declinaverunt» — «Dies mei sicut umbra declinaverunt, et ego sicut fnum arui». Цифербла несколько развернут для того чтобы часы правильно показывали время.
Со многими солнечными часами в Москве связаны мистические истории. Самая известная из которых рассказывает о волшебных часах Якова Брюса на Спартаковской улице. Слышал я легенду и о этих часах. Якобы, они в определенных условиях показывают время оствшейся жизни, и якобы в 1938 году на них смотрел Генрих Ягода. Все может быть, Лубянка-то отсюда в двух минутах ходьбы.
24
25. Еще один римско-католический храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице. Неоготика.
Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 году по проекту архитектора Л. Ф. Даукша.
В 1938 году храм был закрыт, долгое время находился в полуразрушенном состоянии.
Начало восстановления в 1996 г., окончание 12 декабря 1999 года.
26
27 Англиканская церковь Святого Андрея — единственная англиканская церковь в Москве. Находится в Вознесенском переулке, построена в 1882 — 1884 гг.
28. Ангелы у арки входа.
29. В башне.
30. Нижняя подсветка лица всегда выглядит довольно драматично.
31. Через башню — проход в храм.
32. Свод первого этажа башни.
33. Церковная мебель установлена в вестибюле.
34. Служба идет, сегодня воскресенье, на церковном дворе много автомобилей, есть и с красными посольскими номерами.
35. Деревянные своды храма создают ощущение перемещения в прошлые века.
36. Еще раз окинем взором башню и продолжим путешествие, которое мы прервали на Лубянке. Сейчас будем двигаться от улицы Малая Лубянка к Милютинскому переулку.
В Милютинском переулке есть еще одна церковь, вернее бывшая католическая церковь XIX в. работы Жилярди, сейчас здесь институт.
Католическую церковь закрыли в 1937 г. Священников отправили в лагеря, где они и погибли. После закрытия церкви здание передали под кинотеатр, который так и не стал функционировать. Во время Великой Отечественной войны в бывший храм попала бомба. Разрушения были настолько велики, что дом практически выстроили заново, включив то немногое, что сохранилось. С 1946 г. и по сей день здесь находится институт «Гипроугольмаш». Он также перестроил здание для своих нужд.
Проходим до бульваров, минуем Чистые пруды и сворачиваем в Архангельский переулок. Между зданиями узкий проход, и взору открывается Меншикова башня. Это православный храм, но тесно связан с масонством, поэтому и занял своё место в нашем обзоре.
Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Это самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве.
38
39
Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения Трудами масона Ключарёва была построена меньшая (тёплая) неоклассическая церковь Феодора Стратилата (завершена в 1806), которая также используется как колокольня.
40
Сегодня не много осталось от масонских символов, вот, например, этот ангел над входом. Почему у него одно крыло опущено, а другое поднято? Некоторые видят в этом какой-то тайный знак.
41
42
43
44. Церковь Феодора Стратилата.
45
46. В Меншиковой башне.
47
48
49
50
В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, проломив своды и уничтожив интерьеры нефов (частично). Полвека служба совершалась только в малых приделах (на хорах и в трапезной), в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773—1779 башня была восстановлена масоном Г. З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко.
51
52
А мы тем временем оставили позади Чистые пруды и купол башни скрылся за домами. Это Старосадский переулок.
Кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла — один из двух лютеранских соборов в Москве, второй находится на Введенском кладбище в Лефортово.
53
Приход свв. Петра и Павла был крупнейшим среди протестантских приходов Москвы. В числе общины было немало богатых промышленников, финансистов, представителей дворянского рода.
54
55 Капелла при церкви была построена в 1892 году по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля для отпевания умерших. В советские годы она была закрыта вместе с собором.
56. В вестибюле собора.
57
58
59. Художественная композиция примостилась в уголке.
60. В соборе раздаются бесплатно книги и программы для компьютера.
61
В 1924 году, с переносом столицы из Петербурга в Москву, Кафедральный собор стал главным лютеранским собором всего Советского союза. В 1938 году церковь передали под кинотеатр, а затем здесь располагалась студия «Диафильм».
В 2004 году, после долгих усилий нашлись спонсоры как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным работам по восстановлению собора в его историческом облике.
62
А мы идем дальше путешествовать по Ивановской горке.
Хохловский переулок дом 7-9. Барельеф с ассирийским божеством. Божество это называется Нисрох. Кому интересно, может погуглить, я же расскажу вкратце. Изображение это хорошо известно и находится в музеях многих стран мира. По жанру принадлежит оно к новоассирийскому искусству (IX-VII века до н.э.), которое считается наивысшим расцветом ассирийского искусства вообще. Вариантов этого рельефа существует довольно много, но везде принципиальные моменты рисунка сохраняются. Основное место находок этого персонажа — стёртый с лица земли город Калах (современный Нимруд в Ираке). В 1845-51 гг. английский археолог Генри Лэйард раскопал там цельный дворец могучего ассирийского царя Ашшурнацирапала II — и там, на северо-западной стене этого дворца впервые было обнаружено странное крылатое божество с головой орла и малопонятными предметами в руках. Датируют его 883-859 гг. до н.э.
На ведерке барельефа в Хохловском переулке есть надпись: «My name is Space». Откуда он взялся и что значит эта надпись — никто не знает. На старых картах Гугла и Яндекса – его нет, появился год назад. 63
А вот и Малый Трехсвятительский переулок, это конечная точка нашего сегодняшнего небольшого путешествия.
Здесь находится московская центральная церковь Евангельских Христиан Баптистов, которая является одной из старейших и самых крупных церквей евангельско-баптистского братства. В 1982 году она отметила столетие евангельского движения в Москве.
64
Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов — одна из старейших и самых крупных баптистских церквей в России, расположенная в Белом городе (Кулишки) — историческом районе Москвы в здании № 3 в Малом Трёхсвятительском переулке. Здание церкви было перестроено в 1865 году архитектором Германом фон Ниссеном из жилого дома XVIII века и предназначалось для реформатской церкви. В 1917 году здание было передано общине евангельских христиан.
65
66
Большой зал сохранился полностью в историческом виде. Лавочки, кроме 3-х последних рядов, выполнены в 1867 г. из дуба и сохранились до сих пор в прекрасном состоянии. Пасторская кафедра сделана так же полностью из дуба. В церкви установлен уникальный орган, оборудованной 38-ми регистрами. Инструмент изготовлен немецкой фирмой «Ernst Rover» в 1898 г. В 2012-м году орган был открыт вновь, после капитального ремонта.
Орган можно послушать бесплатно 🙂
В преддверии большого праздника Введения Богородицы во Храм хотелось бы поговорить о центре нашей духовной жизни — о храме.
Икона Введение во храм
Пресвятой Богородицы
В воскресные дни и в дни церковных праздников, а у кого есть возможность и чаще, православные люди посещают храм. Здесь на Божественной литургии совершается великое Таинство причащения. Здесь же мы исповедуемся, венчаемся, крестим детей, отпеваем усопших, соборуемся во время болезней. Храм является основой и центром нашей духовной жизни. Неслучайно это место называют «Божиим домом», ведь оно наполнено удивительной благодатью, находясь здесь, человек духовно очищается и укрепляется.
Стоя в православном храме или находясь вблизи него, мы невольно восхищаемся красотой и величественностью таких сооружений. Но, наверное, не все знают, как устроен храм, а потому давайте побеседуем на эту интересную тему.
К слову, первый храм-палатку (скинию) соорудил пророк Моисей за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Таким образом, многое в обустройстве храма было дано свыше и основывается на многовековой традиции.
Скиния — походный храм у древних евреев
Формы православных храмов.
По своей форме храмы бывают:
— в форме Корабля. Церковь, как Корабль, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном;
Храм Святого Равноапостольного князя
Владимира в Сочи
— в форме Креста, так как Спаситель своей крестной жертвой открыл нам дверь в Жизнь Вечную;
Храм Христа Спасителя в Москве
— восьмиугольные символизируют Вифлеемскую Звезду. Церковь, подобно путеводной звезде, ведет верующего;
Собор Покрова Пресвятой
Богородицы
(храм Василия Блаженного)
в Москве
— круглые (ротонда) – знак вечной Церкви;
Церковь Рождества Богородицы в
с. Подмоклово Московской области
— четверик – в основе простой четырехугольник — символ полноты мира, собранного в Церкви.
Церковь Покрова на Нерли
Также встречаются храмы смешанных типов.
Архитектурное устройство православного храма.
Итак, перед нашими глазами храм. Какие архитектурные составляющие мы можем увидеть? Нужно сказать, что не все храмы имеют одинаковое устройство и не у всех есть те или иные элементы, тем не менее, расскажем обо всех по порядку.
Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, строится на некотором возвышении от земли, обычно к нему ведут ступени.
Вход в соборный храм святого благоверного
великого князя Игоря Черниговского и
Киевского в Переделкине
Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня или звонница, башня, на которой висят колокола. Испокон веков благовестом, совершаемым одним большим колоколом, созывали верующих на молитву и сообщали о важных событиях. Перезвоном (когда звонят поочередно в разные колокола, начиная от самого большого) и трезвоном (когда звонят во все колокола сразу) возвещают о праздниках.
Колокольня храма Софии
Премудрости Божией
в Москве
Трапезная — часть храма, пристройка с западной стороны церкви, ранее служила местом проповеди, общественных собраний, а также местом, где братия принимала пищу. Сегодня обычно стоит в стороне от храма и находится в отдельном здании.
Куб — основной объем храма.
Портал — архитектурно оформленный вход в здание.
Неф — часть здания, ограниченная с одной или с обеих сторон рядом колонн или столбов.
Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный продольный выступ на поверхности стены. Часто выполняется в виде колонн.
Неф и пилястры
Фронтон (фриз) — завершение фасада здания, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания. Обычно повторяет очертания расположенного за ней свода.
Фронтон и закомара с барельефами святых
Апсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, в нем размещается алтарь.
Апсида храма Трех Святителей
в пос. Воскресенское г. Москвы
Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол. Барабан может быть глухим (без окон) и световым (с оконными проемами).
Купол и барабан
Исаакиевского собора
в Санкт-Петербурге
Купол — церковная глава, символизирует небо, сверху на куполе ставится крест.
Купола бывают различными по форме.
Шлемовидные (византийские) купола — символ
духовной брани, которую ведет Церковь с силами
зла и тьмы.
Луковичные (русские) купола — символ
горящей свечи — обращение нашей души
к Богу.
Граненый (зонтичный) купол
Римский купол (свеча)
Также купола могут быть разного количества:
один купол знаменует единство Бога;
две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
три главы — в честь Святой Троицы;
пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов;
семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов;
девять глав — девять ангельских чинов;
тринадцать глав воплощают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Иногда строят и большее количество глав, например, тридцать три — по количеству земных лет Иисуса Христа.
Храм Троицы Живоначальной
в Останкино
Таковы основные виды и архитектурные элементы православного храма. В дальнейшем мы поговорим о внутреннем убранстве храма и его символике.