Вифлеемская звезда сколько лучей

Зашел у нас тут с френдом leonovvaleri разговор о символах, и зашла в связи с этим речь о Вифлеемской звезде и числе ее лучей.
Заинтересовавшись этим вопросом, просмотрел свои фотографии, сделанные в храме Рождества в Вифлееме в октябре 2014 года — как мне и запомнилось, в самом храме попадались и шестилучевые звёзды:

… и восьмилучевые:
Розетка же в мраморной плите, покрывающей пол рождественского вертепа над местом, на котором, по преданию, и родился младенец Христос, была и вовсе с 14 лучами.
Моя фотография этой розетки по сути является техническим браком — не надеясь на результат, щелкнул кнопкой висевшей на пузе камеры, когда пригнувшись, заглянул под сень, покрывающую это священное для христиан место, а получилось весьма символично — мне, безбожнику, была явлена сила шевеленки при низкой освещенности сего святого места — а посему удалить сей шедевр рука не поднялась ;):
Сайт www.pro-israel.ru пишет про эту розетку, отождествляемую многими с Вифлеемской звездой, следующее:
В четвертом веке нашей эры над Пещерой был построен Храм Рождества Христова – один из наиболее древних Храмов в Израиле. В 1717 году монахами-францисканцами католического ордена в Пещере Рождества была установлена серебряная Звезда Вифлеема.
Вифлеемская серебряная Звезда, установленная в Пещере, имеет 14 лучей, символизирующих 14 остановок Крестного Пути Иисуса в Иерусалиме – Виа Долороса (лат. Via Dolorosa, букв. «Путь Скорби») .
Надпись на латыни «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est — 1717» переводится как «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» и указывает на год установки серебряной звезды францисканцами. В 1847 году турки похитили серебряную Звезду Вифлеема.
Позже турецким султаном была подарена монахам Звезда, изготовленная заново.
Насколько вновь изготовленная звезда по количеству лучей, весу и цене соответствовала первоначальной — остаётся только догадываться.
Если полагать, что Вифлеемская звезда как событие представляла собой реально существовавшее астрономическое явление — например, взрыв Новой или Сверхновой звёзд, сияние которых настолько мощное, что видно даже днём (или, как гласит Писание, «на восходе»), то в этом случае говорить о числе лучей реальной звезды бессмысленно — даже в случае преломления в атмосфере и появления гало лучей могло быть 2, максимум — 4.
Знакомые многим по фотографиям 5, 6, 8 или более лучей в гало вокруг ярких объектов — не более чем оптический эффект рассеяния в оптической системе фотокамеры и/или светофильтрах, и при неинструментальном наблюдении невооруженным глазом (а о каких оптических инструментах могла идти речь в конце I в до н.э.?) столько лучей реально не наблюдается.
Если же вифлеемская звезда представляла из себя комету, у которых иногда наблюдается по несколько хвостов, то и тут о 6, 8 или 14 хвостах, да еще центральносимметрично расположенных, речи не идёт.
Таким образом, число лучей на изображениях вифлеемской звезды — число переменное, зависящее только от прихоти изображающего её художника и исповедуемой последним символики ;).
Впрочем, о том, что число лучей звезды варьировалось, можно судить по остаткам мозаичного пола, оставшегося от первого храма Рождества, построенного в IV веке — тут мы видим орнамент с 4 или 8, кому как покажется, лучами:
Не могу не отметить также интересный оптический эффект, который возникает, если смотреть на крест на одной из часовен храма Рождества — при определенных ракурсах кажется, что это — шестилучевая звезда:
Хотя на самом деле на куполе — два кованых из проволоки креста, расположенных в перпендикулярных плоскостях:
Впервые такую необычную конструкцию креста я увидел на творении Антонио Гауди в парке Гюэль в Барселоне — как оказалось позднее, идея такого креста принадлежала Гауди не полностью, а была аллюзией на крест храма Рождества в Вифлееме:
Впрочем, Вифлеемский храм порадует исследователей символизма даже пятиконечными звёздами:
Какой же из всего сказанного следует вывод?

Элементарный — единого канона изображения Вифлеемской звезды не существует, и всякая звезда на христианских храмах вполне может быть отсылкой к звезде Вифлеемской, будь она о 4, 6, 7, 8 или 14 лучах.

Для использования в других целях, см Вифлеемская звезда (значения) . Поклонение волхвов флорентийским художником Джотто ди Бондоне (1267–1337). Вифлеемская звезда изображена в виде кометы над ребенком. Джотто стал свидетелем появления кометы Галлея в 1301 году.

Вифлеемская звезда , или Рождественская звезда появляется только в Рождества истории о Евангелии от Матфея , где «мудрецы с Востока» ( волхвов ) вдохновлены звездой поехать в Иерусалим . Там они встречают царь Ирод из Иудеи , и спросить его:

Где тот, кто родился царем евреев? Ибо мы видели Его звезду на Востоке и пришли поклониться Ему.

Ирод вызывает своих книжников и священников, которые цитируют ему, что стих из Книги Михея, истолкованный как пророчество, гласит, что еврейский Мессия родится в Вифлееме к югу от Иерусалима . Тайно намереваясь найти и убить Мессию, чтобы сохранить свое царство, Ирод предлагает мудрецам вернуться к нему по пути домой.

Звезда приводит их к дому Иисуса в городе, где они поклоняются Ему и дарят ему подарки. Затем мудрецам дается божественное предупреждение не возвращаться к Ироду, поэтому они возвращаются домой другим путем.

Многие христиане считают, что звезда была чудесным знаком. Некоторые теологи утверждали, что звезда исполнила пророчество, известное как Звездное пророчество . Астрономы сделали несколько попыток связать звезду с необычными небесными событиями , такими как совместно с Юпитера и Венеры , на кометы или сверхновой .

Некоторые современные ученые считают эту историю не описанием исторического события, а благочестивым вымыслом, созданным автором Евангелия от Матфея.

Этот предмет является любимым на шоу в планетариях в рождественский сезон. Однако большинство древних источников и церковные традиции обычно указывают на то, что мудрецы посетили Вифлеем через некоторое время после рождения Иисуса. Визит традиционно отмечается в день Крещения Господня (6 января) в западном христианстве .

Рассказ Матфея описывает Иисуса более широким греческим словом παιδίον ( платион ), которое может означать либо «младенец», либо «дитя», а не более конкретное слово для младенца βρέφος ( bréphos ), что, возможно, подразумевает, что с момента рождения прошло некоторое время. Тем не менее, слово παιδίον ( пайон ) также используется в Евангелии от Луки, особенно в отношении рождения Иисуса и его представления в храме. У Ирода I есть все еврейские младенцы мужского пола до двух лет в этом районе, убитые в Резне Невинных .

Восьмиконечная звезда — один из основных элементов в славянской вышивке. Она имеет множество вариантов и иногда напоминает цветок. Вышивальщицы так и называют этот элемент — Роза или Ружа. Но если в ее очертаниях присутствуют восемь лучей, то это не просто цветок, это звезда. И не просто звезда, а Звезда Богородицы.

Не удивительно, что именно этот символ женщины испокон веков использовали в своих работах. Восьмиконечная звезда встречалась еще в дохристианской символике славян и означала огонь творения одного из главных божеств — Сварога. А в православную культуру она вошла, как Вифлеемская звезда или Звезда Богородицы, символизируя особую звезду, которая вела волхвов на поклонение Младенцу Христу. Восьмиконечная звезда, октограмма, присутствует на всех иконах Богородицы, это единственный символ, который православная культура взяла из дохристианских верований.

Женщина, Творение, Божество — вот основной смысл, хранящийся в этом символе.

Восьмиконечная звезда (октограмма) в православном символизме означает вечность.

В доправославной Руси, у древних Русов восьмиконечная звезда означала присутствие главного Божества; она изображалась на Воинских стягах, на одежде, на всех значительных предметах быта и культа. В Православной Руси восьмиконечная звезда имела столь же важное значение. Восьмиконечная — Вифлеемская звезда — загорелась на небе во время Рождества Христова и, двигаясь по небосклону, привела Волхвов к колыбели Христа для поклонения. Восьмиконечная звезда присутствуют на всех явленных в России иконах Богородицы, изображается на ее плечах и на голове. Таким образом, восьмиконечная звезда является звездой Богородицы, а поскольку Матерь Божья — покровительница России, то восьмиконечная звезда — это звезда России.
Это отсюда: http://kazak-center.ru/blog/2010−04−18−40
А это из Википедии:
Октаграмма — восьмилучевая звезда, крестострел. Будучи нарисована вписанной в окружность, олицетворяет порядок, созидание. Без окружности является символом хаоса, разрушения.
Единственная звезда, допущенная в православную символику, — восьмиконечная. Число 8 в православии имеет значение будущего века, так как после шестидневного творения Богом мира и до Страшного суда длится Седьмой день Господень. После Страшного суда будет день восьмой — Жизнь Вечная.
Изображение восьмиконечной звезды используется в иконах Божией Матери и запрестольных иконах, символизируя ту звезду, которая вела волхвов на поклонение Христу Младенцу. В церковной практике с двух сторон её обычно пишутся образа: с одной стороны — Знамения Божией Матери, с другой — св. Николая Чудотворца, или, реже, того святого, в честь которого освящен храм.

Вифлеемская звезда — что это? Какое отношение она имеет к Таинству Рождества Христова? Обо всём этом Вы сможете узнать, когда прочитаете нашу статью!

Вифлеемская звезда

«Я есмь корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя».
(Откр. 22:16)

Вифлеемская звезда

В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она — первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» — Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» — Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)

Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г . он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.

Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, — пишет он в сочинении «Против Цельса», — которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».

Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» — пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).

С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда — не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».

Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI — нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те , которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то , служила кому-то и появлялась ради кого-то» — говорит свт. Василий.

В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в своем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».

Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).

Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, — призывает нас святитель Григорий Богослов, — принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *