Вино в православии

Многие христиане считают, что «пить в меру» вполне допустимо. Но ведь «мера» у каждого своя. Что Библия говорит об употреблении алкоголя?

Нередко можно услышать, что пить надо культурно, «в меру». Однако мало кто задумывается, какова христианская культура употребления алкоголя. Современные «умеренно» (а с точки зрения христианства — неумеренно) пьющие, на основании вырванных из контекста цитат, а часто и придуманных ими самими слов, составляют собственное «вероучение», оправдывающее употребление алкоголя не только взрослыми мужчинами, но даже женщинами и молодёжью.

Многие приводят будто бы библейское выражение: «Пейте, но не упивайтесь». Однако это искажённая цитата. Оригинал звучит так: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Ефесянам 5:18). Здесь сказано: «Не упивайтесь», и вовсе нет призыва: «Пейте». Ещё сказано, что от вина бывают распутство, помутнение разума и нездоровое веселье.

В книге Притчей дана яркая картина того, что алкоголь делает с человеком: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же”» (Притчи 23:29–35). Все знают, что много пить спиртного вредно и даже опасно для здоровья.

«Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Коринфянам 6:12).

Многие говорят, что апостол Павел советовал Тимофею: «Впредь пей не воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тимофею 5:23). Но, во-первых, апостол Павел советовал Тимофею пить вино в качестве лекарства от какой-то болезни желудка, а не для увеселения. Во-вторых, целебные свойства вина заключаются вовсе не в свойствах этанола, действующего на желудок разрушительно, а в свойствах винограда. Смешиваясь с желудочным соком, виноградные кислоты улучшают пищеварение и аппетит. Также виноградный сок богат содержанием дубильных веществ, препятствующих появлению воспалительных процессов в желудочно-кишечном тракте. Поэтому и нам, если заболит желудок, можно лечиться свежим виноградным соком, имеющим полезные свойства, но не содержащим этанол, который вреден для желудка. Сколь же неразумно поступают употребляющие водку, в которой нет полезного виноградного сока, а есть только консервант — этиловый спирт, причиняющий вред и душе, и телу, и желудку!

Библия против того, чтобы человек разрушал свой организм. А пить алкогольные напитки — значит вызывать медленные разрушения всего организма. Бог создал человека с головой на плечах, чтобы мы думали. Поэтому у нас есть право выбора. Либо жить в здоровом теле, либо медленно его убивать. Решение за тобой.

Сергей Четвертных

Газета «Сокрытое Сокровище» № 07 (255) июль 2018 г.

Тему зависимости от разных видов допинга, включая алкоголь, я исследовала всю жизнь как практик и в последний год как теоретик. Когда я смогла освободиться от большинства аддикций, осталось оно — вино.

А что такого? Иногда можно, все вокруг делают это. Но это «иногда» было таким зыбким, что регулярно приводило к «чересчур». Я задавала вопросы «почему?» и «как быть?». И, кажется, нашла ответы.

В январе я отметила свой день рождения, 43 года, практически смертельным номером: впервые на арене — трезвая именинница. Смертельным, потому что это было первый раз за 30 сознательных лет — алкоголь в моей жизни появился в пубертате.

Первый алкогольный опыт в 12 лет, в зимнем пионерском лагере под Новый год, почему-то розовая вода (одеколон), выпитая из жестяной кружки с бабочкой в женском туалете, потом ркацители под бой курантов, и понеслось.

«Протестный угар» в подростковом возрасте, измененные состояния как образ жизни в юности, регулярные возлияния до потери памяти и интоксикации, которую организм уже переставал выдерживать, в молодости. Алкоголь везде и всегда, на свадьбах и поминках, на бизнес-ланче и вечером в баре, лишение прав на полтора года за вождение в нетрезвом состоянии, диджейские сеты в формате алкотрэш. Два раза по году без выпивки из-за вопросов здоровья — и тут я становилась воинствующей трезвенницей и теряла друзей (пьющих, но пили все вокруг). Над всем этим — память о маме, которая умерла в 44 года от цирроза печени и которую в последний год жизни я видела в белой горячке.

Мое 43-летие — это не была «безалкогольная свадьба» времен сухого закона: гости выпивали португальское винью верде и испанское красное сухое, а я была естественно-хмельная от праздника, внимания, общения. Ну и память нейронов никто не отменял: состояние людей вокруг имеет значение. Хмель был — а похмелья наутро не было.

Шла я к такому формату, наверное, всю сознательную жизнь. Вот чтобы, не стиснув зубы, не давать себе выпить, а просто решить — хочу остаться трезвой. А через три дня выпить с папой пару бокалов за свое здоровье и на этом остановиться.

Когда запрет, стиснув зубы, — это другая сторона зависимости. А мне хотелось действительно свободы, чтобы мое настроение не зависело оттого, что я меняю свое состояние. Чтобы я могла по желанию выпить иногда эти свои два бокала и получить удовольствие без последствий.

Я нащупала эту меру недавно и недавно же научилась не срываться в «допить бутылку».

Почему мы склонны быть зависимыми?

Я задавала этот вопрос знакомым докторам и телесным терапевтам, искала ответы в работах врачей и ученых. Оказывается, все началось с диких-диких обезьян.

«Приматы могли получить эволюционное преимущество, научившись употреблять в пищу упавшие с дерева плоды, в которых уже начались процессы брожения и выработка этилового спирта. Ведь этанол не только «веселит душу”, но и стимулирует аппетит и препятствует размножению вредных бактерий; кроме того, по запаху спирта животным было легче находить спелые фрукты.

…Примерно 10 млн лет назад у общего предка человека и человекообразных обезьян произошла мутация в гене, в результате чего скорость метаболизации этанола увеличилась в 40 раз. Это изменение предположительно совпало с моментом перехода нашего предка к наземному образу жизни», — утверждает врач Андрей Беловешкин.

Мутации генов, которые сформировали у людей особое отношение к фруктозе и алкоголю, помогали предкам-приматам выжить в периоды похолоданий, и так наш мозг оказался предрасположен к развитию алкогольной зависимости.

Биохимик, врач-нарколог Яков Маршак объясняет, что причина — в самоощущении, которое есть у всех животных, включая человека (и отсутствует у растений и грибов), и которое простирается от суицидального мучения до райского блаженства:

«Аппетенция (от лат. appetitus — желание) — это стремление живого существа удовлетворить свой инстинкт по достижению той или иной потребности, и в первую очередь — исправить самоощущение от минуса к плюсу. Алкоголь позволяет резко менять состояние из дисфории в эйфорию, это быстрый удовлетворитель, и этот переход остается в эмоциональной памяти. Человек просто влюбляется в алкоголь, если его изначальное состояние — острая дисфория».

Городские жители особенно склонны к ангедонии

Здесь можно вспомнить о таком симптоме современного гедонистического общества успешных горожан, как ангедония. Это снижение или даже полная утрата способности получать удовольствие, при которой пропадает мотивация к любой деятельности, обычно доставляющей удовольствие — общению, спорту, танцам, музыке, сексу. Это тот самый человек, который все в жизни попробовал, и ничем его не удивить. В крайней стадии, сродни депрессии, уже просто ничего не хочется делать, включая обычные действия по жизнеобеспечению.

Все, конечно же, снова упирается в биохимию: ангедония — это проблемы с выработкой и усвоением дофамина. При этом, когда есть зависимость, основная мотивация для действия — обеспечение себя предметом зависимости, так как он, этот предмет (субстанция), является основным (а часто и единственным) источником удовольствия. И если есть быстрый способ устранить самоощущение «жизнь — дерьмо», то к нему невозможно не обращаться.

Винная столица: Москва и москвичи

В конце года на сайте moskvichmag.ru вышел текст о том, как из пиво-водочной Москва почти превратилась в винную столицу. Как люди стали разбираться, ездить по виноградникам, посещать дегустации, сидеть в энотеках. Около вина своя эстетика, и она красива — для тех, кто внутри. Бокалы разной формы на тонких ножках, длинные пальцы, декантер, запрещенка на закуску, мерцание свечи. Впрочем, так же греет внешняя сторона процесса потребления как любителей крафтового пива, так и тех колдырей, что соображают на троих во дворе на газете.

Я была в гостях, и там была заявлена дегустация. Сначала все честь по чести: сорта, производители, букеты. Приехала за рулем, пила чай, ушла через два часа — пока не началось. А началось довольно быстро: когда пьешь бокал за бокалом, уже забываешь следить за букетом, и, в принципе, любая дегустация превращается в нормальную попойку — хозяева потом рассказывали, что некоторые товарищи не могли перестать обсуждать экзистенциальные вопросы до пяти утра и отправились за продолжением в «Жан-Жак».

«Зависимость избавляет от необходимости принимать решения и от ответственности за них. Можно все свалить на бога, гуру, наследственность, ДНК, социум, еще куда-нибудь. В идеале на что-то, к чему нельзя обратиться непосредственно. Если говорить о тяжелых зависимостях типа алкогольной и наркотической — часто это еще и единственный способ выгулять своих демонов. Ту часть себя, которая объявлена темной и нежелательной, но абсолютно необходима для поддержания личности целостной.

Таким образом, можно навскидку выделить три типа зависимости:
— условно положительные, поддерживающие светлую сторону, чтобы держать в узде темную;
— отрицательные и деструктивные — направленные на проявление темной стороны и разрушение ограничений, бунт;
— нейтрализующие, позволяющие на время избавиться от всех аспектов личности вкупе со всеми ее конфликтами», — это уже специалист по психосоматике Владислав Прусенко.

Кстати, про «избавиться от всех аспектов личности» — об этом смешно написал Виктор Пелевин в своей последней книге про гору Фудзи: трех олигархов ничто земное уже не радовало, и они стали достигать просветления с помощью буддийских монахов и специального оборудования, но, почти достигнув высот, осознав бренность сущего, настолько испугались (можно потерять деньги и снова заработать, но потерять того, кто ими владеет?!), что стали разными способами грешить, чтобы вернуться в сансару: «Мы теперь все время на краю. Я недавно на ютубе песни старые слушал, детство вспоминал. И вдруг слышу: «Лишь о том, что все пройдет, вспоминать не надо”. У меня сразу припадок. Пришлось три дня пить и нюхать. В моем возрасте разве такое можно?»

Ну и как тут оставаться трезвым?

Оставаться трезвым, если ты социально активен, почти невозможно. Выпить — это повод встретиться, это составная часть ужина, концерта, вечеринки. Успех мероприятия измеряется количеством (и качеством) алкоголя. И так я ушла с одной презентации, удивленная тем, как мои давние знакомые — да, «рады встрече, давно не виделись», но сначала «подожди, возьму выпить, а то день тяжелый был».

На следующий день после больших мероприятий и народных праздников в ленте фейсбука встречаются посты с сочувствием к состоянию и предложением прийти опохмелиться. Алкоголь стал основным способом обезболить жизнь, вокруг которого образовалась культура похмельных обедов, чтобы обезболить обезболенное.

Легче сделать уколы или поставить в лицо нити, чем заниматься фейсфитнесом и делать регулярно массажи; легче принимать успокоительное, чем разобраться с психологической проблемой; легче пить как дышать, чем попробовать найти свой собственный ресурс для радости и перезагрузки.

Кстати, алкоголь, как и окситоцин (гормон счастья, выделяется во время близких, личных отношений), действуют на работу тормозного нейромедиатора GABA, который влияет на нашу чувствительность к стрессу, уровень тревоги. Возможно, поэтому после дружеских попоек остается вот это ощущение «как душевно мы посидели» — на них люди могут брататься, обниматься, признаваться в теплых чувствах и отпускать себя в любовь (и беспорядочный секс тоже).

«Потребность в изменении своего состояния естественна и определяется необходимостью адаптации к быстро меняющейся среде обитания, как физической, так и социальной, а в целом — информационной. Опьянение — или измененное состояние сознания — это состояние, сопровождающее процесс адаптации. Самоизменение — болезненный процесс, аналогичный умиранию и перерождению. Для предотвращения негативного влияния боли на систему необходимо обезболивание, которое может достигаться разными путями, в том числе с помощью обезболивающих средств разного рода. Такие средства облегчают изменение информационной системы человека — ее переход «в мир иной”. Неудивительно, что человек зависит от их применения», — считает доктор Дмитрий Шаменков, основатель Системы управления здоровьем (СУЗ).

Еще недавно я просто могла не поехать в гости, если мне нельзя было выпивать, например, потому что возвращалась за рулем или был несовместимый с алкоголем курс лечения. Типа, какой смысл?! Теперь у меня лайфхак: прийти первой, хорошо и трезво пообщаться, понаблюдать, как человек пришел нормальный, и вот через три бокала это уже не совсем он. И уйти, чтобы не видеть продолжения, которое всегда одно.

Сколько можно, или Где та грань

Согласно диагностической системе DSM-IV, у вас есть зависимость от алкоголя, если вы можете найти у себя хотя бы три симптома:

1) толерантность (сопровождается повышением дозы);

2) синдром отмены (это когда ваш организм настолько привык к алкоголю, что при отказе от него плохо себя чувствует);

3) постоянное желание или неудачные попытки уменьшить употребление веществ;

4) употребление веществ в больших, чем поначалу предполагалось, количествах;

5) нарушения социальной и профессиональной деятельности, а также деятельности, направленной на отдых и развлечения;

6) затрата большого количества времени, необходимого для получения веществ;

7) продолжение употребления веществ, несмотря на возникающие в результате этого употребления проблемы.

В неделе должно быть минимум четыре безалкогольных дня, чтобы избежать тяжелых повреждений печени.

«Красный флажок» алкозависимости:

для мужчин — потребление трех стандартных алкогольных напитков в день (150 мл вина, 45 мл крепкого или 330 мл пива) или 14 напитков в неделю;

для женщин — два напитка в день или семь порций алкоголя в неделю.

А что будет, если выпивать один бокал в неделю? Это лотерея: никто не гарантирует, что еженедельный не перерастет в ежедневный, а ежедневный бокал — в бутылку в день.

«Как фруктоза, так и алкоголь усиливают аппетит, нарушают обмен веществ и усугубляют инсулинорезистентность, но наибольший вред организму наносят не при регулярном употреблении в небольших дозах, а при единовременном употреблении в кутежном стиле (too much too fast).

Показательны случаи внезапной смерти у практически здоровых мужчин трудоспособного возраста в результате инфаркта миокарда или инсульта наутро после алкогольного эксцесса», — подводит профессиональные итоги врач, кандидат медицинских наук Андрей Беловешкин.

Важный момент: если у вас стабильный уровень сахара в крови, то вы лучше противостоите искушениям, и у вас сильнее сила воли. И да, обычно, когда перестаешь выпивать, начинаешь в больших объемах есть сладкое, и наоборот.

«Алкоголики, как и все люди с зависимостями, крайне редко осознают свою проблему и не жаждут идти сдаваться наркологам. Но даже и сами наркологи не спешат установить стигматизирующий диагноз, пока больного не госпитализируют с белой горячкой.

В результате алкоголизм в России, да и в других странах, диагностируется значительно реже при жизни, чем на столе у патологоанатома.

Если сравнить статистические данные, то получается, что в России не менее 15% мужчин умирают алкоголиками, в том числе и по причинам, напрямую связанным с алкогольной зависимостью (цирроз печени, самоубийство в состоянии делирия-горячки, травмы в нетрезвом виде). По ряду регионов эта цифра доходит до 20%»,— приводит цифры автор медицинского блога «Русский доктор в тропиках»).

Отряд не заметил потери бойца

Это очень тонкая грань между «просто расслабиться», «весело провести время», «доставить себе удовольствие» — и стадией, когда ты уже стесняешься этого в себе, стыдишься выдать себя перед знакомыми, держишь лицо, клянешься по утрам, что больше этого не допустишь, ругаешь себя и испытываешь чувство вины, чувствуешь беспомощность перед тягой, тратишь последние деньги и думаешь одну мысль только про это — больше в голове просто ничего не остается.

В какой-то момент я поняла, что нам (людям) просто нравится торчать на торчании. Мы подсаживаемся на эти качели и раскачиваемся на них со все большей амплитудой, пока не сделаем «солнышко» или не упадем.

Вспоминаю свою коллегу С., творческого, веселого, душевного человека, остро чувствующего, талантливого. Мы работали вместе, и я тогда с интересом наблюдала за ее потребностью выходить на улицу, устраивать себе перерывы — от процесса, от людей, от офиса. Мне было это непонятно.

Но дело в том, что она не просто выходила подышать — там были сигареты, покурить и легкий алкоголь. Мое общение с ней вне работы всегда заканчивалось невменозом: до угара, эх-ухнем.

Когда я бросила табак, она язвительно говорила, что осталось еще перестать пить и пойти заниматься танго.

Потом уже была стадия, когда С. не хотели видеть в «приличных гостях» — при мне на одном дне рождения в клубе охрана попросила С. и ее бойфренда покинуть помещение — так пожелал именинник. Хотя ничего страшного она не делала, просто от С. и ее бойфренда фонило нездоровой энергией.

Это ведь только кажется, что мы держим лицо, что за ним не видно сути, и что все вокруг этому лицу верят. Но это не так.

За спиной с пониманием говорили, что да, пьет. Дальше мы долго не встречались, она иногда предлагала увидеться, я соскакивала, зная, что ситуация у нее только усугублялась.

А кому хочется общаться с женщиной-алкоголиком? Мне совершенно не хотелось.

Потом С. позвонила и страшным голосом просила помочь, дать 500 рублей, рассказывала какую-то дикую историю, что избили, что нужно лекарство, что никто не может.

И я поехала откуда-то издали, передала ей деньги и, не общаясь даже ради приличия, ушла прочь. Потому что это было невозможно видеть, слышать и находиться рядом. А она что-то ревела этим своим страшным голосом мне вслед.
Она скоро умерла, ей было около 40, и все говорили: да, жалко, но она так бухала.

И не знаю, многие ли видели то, что видела я в ту нашу встречу.

И нет у меня чувства вины за то, что тогда развернулась и ушла, не проявив человечности. Там не было уже почти человека, некому было помогать.

Про мужчин и женщин

Мужчина никогда не признается, что у него проблемы — с алкоголем или чем бы то ни было. «Это мой образ жизни. Все под контролем», — хотя контроля давно нет.

Но для женщины пьянство — позор.

Поэтому сначала это проходит в стиле: «Ну выпиваем мы с подружками по бутылке вина два-три раза в неделю, ну и что. А муж ругается, говорит, что мы алкоголички». Потом она тихо в одиночестве пьет вино каждый день и уже не может без него спать. А потом оказывается, что за красивыми семейными фотографиями скрывается четыре года запоев, которые скрываются от всех, и ничего уже не помогает.

Я сейчас смешала истории трех женщин, которые делились со мной своим стыдным и тайным после того, как я вышла на люди с темой зависимостей и создала закрытую группу «Свобода vs зависимость».

Стадия стыда номер один — признаться себе, что ты зависим, и тебе это мешает жить и хорошо себя чувствовать. Этот шаг — уже половина дела.

Кому-то может помочь алкочек-лист на год от Вари Веденеевой: нужно скачать, распечатать, отмечать выпитые бокалы и получить свою наглядную картину мира.

Стадия стыда номер два — перестать скрывать это от окружающих. Это безумно страшно: «Что скажут люди?» Но есть секрет: когда ты честно открываешься в своей уязвимости, мало у кого язык не повернется осуждать. Для начала нужно признаться, что есть проблемы, хотя бы кому-нибудь, кому доверяешь.

«Организм женщины обрабатывает спирт гораздо медленнее, чем мужчины. Мы сохраняем жидкости дольше, действие алкоголя женщина ощущает сильнее. Спирт замедляет обмен веществ. Алкоголь заставляет печень использовать антиоксиданты, витамин С, минералы для обезвреживания химических веществ в спирте, что замедляет обмен веществ. Алкоголь повышает уровень эстрогена, который ухудшает симптомы СПКЯ, фибромы и эндометриоз и т. д. Организму труднее утилизировать сахар в крови, это отрицательно действует на надпочечники, и мы чувствуем себя усталыми», — говорит доктор Елена Павлова.

Когда ты активно выпиваешь в стиле «Сколько лонг-айлендов ты можешь выпить? — После шестого начинаются проблемы», то точно не задумываешься про обмен веществ и про фибромы. С тех пор как я больше знаю о работе всех органов и систем, внимательнее отношусь к тому, что и как часто в него попадает. И с удовольствием соблюдаю баланс.

Стигматизация непьющих

Как-то с разницей в неделю в моей фейсбук-ленте появилось два поста с похожим содержанием: не пью год, не пью три месяца. Посты от мужчины и от женщины, живущих в Европе и в России, оба примерно одного круга и с тусовочным образом жизни. Авторы постов праздновали победу и рассказывали, что это возможно: ходить на вечеринки, танцевать и ставить пластинки, оставаясь трезвыми. Читатели ставили лайки и восхищались силой воли, но не все: спустя неделю появился пост третьего лица, который как бы ни к кому не обращался: «Бросают пить, радуются этому — в чем смысл?!»

Бросившие пить стигматизируются в обществе, где ролевые модели регулярно выступают в стиле «Эх, ухнем» и с любовью цитируют «Москву—Петушки».

И потом ты раз за разом видишь разбитое лицо человека, который в состоянии «был пьян, потом не помню» регулярно попадает в истории и огребает по полной. И отмахивается «да ладно, все норм» на любые предостережения.

Если вы перестанете выпивать, вас вряд ли поймут и станут шутить над вами, не всегда по-доброму: «Ты заболела, что ли? Не уважаешь нас, видимо. Ну бокал-то один можно, что это за стариковская тема?!»

Почему они против? Потому что вы станете для них живым примером, что можно жить иначе, что вы смогли, а они нет. Поэтому защита нападением, стигматизация и стеб.

И да, привычное окружение и времяпрепровождение придется менять. Просто потому, что не со всеми станет по пути.

«Алкогольная зависимость — это всегда без исключения нереализованность, — писал психолог, астролог, мастер джйотиш Кали Шанкар. — Любой алкоголизм лечится успехом. Но только индивидуальным. То есть, если человек богат и знаменит, но пьет, значит, его реализация кроется в чем-то ином. Возможно, он хотел быть космонавтом или ему нужна какая-то недопустимая в его семье сексуальная свобода.

Алкоголь упрощает ваше восприятие мира за счет отключения аналитики и прочей не нужной неудачнику ерунды. Иными словами — мы миримся с реальностью, которая вообще-то нас не устраивает. Поэтому когда у нас проблема — мы пьем.

Если человек сильно ушел от своих главных жизненных задач, то он сильно пьет. Если человек в целом имеет успех, но пьет «ради удовольствия и вкуса” или «по праздникам и в хорошей компании” — значит, он ближе к самому себе, чем большинство. Но вместо того, чтобы остановиться и дотянуть до нового уровня, продолжает радоваться дешевой подменой в виде «я пью только дорогое шампанское”».

Как уменьшить или перестать?

Нас тянет снова и снова повторять одно и то же действие (пить, курить, заедать, проверять соцсети) наша дофаминовая система. С помощью допингов мы раскачиваем этот маховик до предела, когда желанной целью остается лишь удовлетворение нашей привычки. То есть если вы выпиваете, а алкоголя на вечер нет, то вообще непонятно, как дальше жить, и жизнь не мила.

Изменить свои реакции, усмирить эту разбушевавшуюся биохимию можно, только включая свои «продвинутые», «человеческие» доли мозга. Только осознанностью. Это слово — «осознанность» — произнес в разговоре про зависимости не буддийский монах, а доктор Беловешкин, один из экспертов этой статьи и кандидат медицинских наук.

Осознанность в данном случае — наблюдение за реакциями без моментального ответа на них. И еще постепенное расширение области действий, которые приносят удовольствие в обычной жизни, без допингов.

Вот отзыв молодой женщины, которая пришла ко мне в группу на стадии регулярных запоев и с которой мы месяц работали индивидуально, через осознанность:

«Каждый день я проверяла проверяю себя, а хочется ли мне сейчас вина? А как это будет? Вот я захожу в магазин, покупаю бутылку пино гриджио, открываю его дома, наливаю, выпиваю и чувствую послевкусие. Кислое и неприятное. А наутро я разбита, болит голова и ничего не хочется делать.

Нет, пожалуй, я не хочу.
За эти три недели я научилась жить без спиртного, теперь я это умею.
Я умею готовить с музыкой для вдохновения вместо вина.
Я умею проводить субботние вечера за просмотрами фильмов и чтением книг.
Я умею ходить в гости и пить там зеленый чай.
В моей голове на данный момент хоть и не порядок, но наметились полочки, на которые я знаю, что и как положить».

«Алкоголь одновременно окрыляет вас и портит всю систему регуляции, понижая концентрацию эндогенного алкоголя в организме. То есть алкоголь, с одной стороны, быстрый удовлетворитель и, с другой — медленный убийца настроения. Выход один — принять эту влюбленность в алкоголь как данность и уметь отказаться от нее, учась быть счастливыми внутри себя, — биохимик, врач-невролог Яков Маршак не скрывает, что в юности был зависим от алкоголя и вовремя смог обнаружить, что похожий кайф, «волшебство в теле”, вызывают занятия кундалини-йогой. — Я примерился к этой бутылке и понял, что могу и не выпить. То есть час назад было невозможно сопротивляться, а сейчас есть свобода этого не делать. И тогда, в 1971 году, я решил, что буду так практиковать каждый день».

Когда говорят, что вон тот дедушка пил каждый день и умер только в 90 лет, меня интересует качество энергии, с которым он прожил столько времени. Когда я общаюсь с Яковом Иммануэлевичем Маршаком, которому недавно исполнилось 73 года, то понимаю: вот это — качество. Он прекрасно выглядит, участвует в конференциях по активному долголетию, много общается и работает с людьми, путешествует по миру, занимается исследованиями, выпускает новые «здоровые» продукты и участвует в разных проектах. Ему интересна жизнь, он востребован и реализован, и у него явно нет причины «накатить».

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.

Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

— Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?
— Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой — дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.
Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ — не подлинник.
Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

— В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?
— Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено — это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.


Иерей Даниил СЫСОЕВ
родился в 1974 году в Москве. Окончил Московскую духовную семинарию и академию. Кандидат богословия. Настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской.

— С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?
— Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.
— А что такое «красовуля»?
— Одна красовуля — это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).
— Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?
— Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.
— Можно ли пить вино и водку в пост?
— Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие — не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост — временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.
— Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?
— Были такие православные — комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.
— Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.
— Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя — грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво — сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино — грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, — а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, — им пить нельзя ничего.
— Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?
— В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.
— А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».
— Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это — плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина — исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики — нет.
— Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?
— У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.
Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.
— Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка — прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?
— Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Сухое или сладкое?

Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:
— С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.
Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров — молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.
Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии — это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино
Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:

— Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» — самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.
А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.
Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз — замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

Версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *