Витовницкий Фаддей

Архим. Фаддей (Штрабулович)

Фаддей (Штрбулович) (1914 — 2003), архимандрит

В миру Штрбулович (Штрбуловић) Фомислав, родился 6 октября 1914 года.

Детство маленького Фомислава в бедной деревенской семье в военные и послевоенные годы было трудным. Он был хрупкого телосложения и слабого здоровья. Рано потерявшему мать, ему часто приходилось слышать окрики сначала первой, а потом и второй мачехи. Случалось и так, что он «с коркой хлеба в кармане часто убегал из дома».

Еще в детстве Господь начал открывать Фомиславу тайну внутренней жизни — необходимость собирания мыслей, борьбы с рассеянностью ума. В те годы у него рождается чувство чуждости этому миру, в котором царят печаль и боль, тайное желание о избавлении от суеты мира. Господь просветил разум мальчика, что вся земная жизнь — только служение, и другой жизни, кроме служения в долготерпении бед и печалей, нет:

Я с детства понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям; и тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить — Богу, потому что Он над всем. Вот так призвал меня Господь с малых лет.

После окончания средней школы с отличием Фомислав пошел учиться в торгово-ремесленное училище на портного, но не успел в портновском ремесле. Вскоре он заболел туберкулезом.

В 1932 году восемнадцатилетнего Фомислава захватил вопрос о смысле жизни, в глубине его сердца разгорелось желание уйти в монастырь. Он написал письмо в монастырь Горняк с просьбой принять его туда послушником. Но болезнь принимала все более тяжелую форму: Фомислава поместили в больницу,где после месяца безуспешного лечения, консилиум врачей принял решение применить очень сложную и болезненную терапию. По прогнозу врачей без такого лечения больной не проживет больше пяти лет. Приняв такой диагноз как призыв Божий отрешиться от этого мира, Фомислав отказался продолжать лечение и отправился в монастырь Горняк, где сообщил о своем решении и желании принять монашество.

В этой обители один русский монах-беженец, посоветовал ему для получения подлинно духовного руководства пойти в монастырь Мильково, где жили русские монахи, уехавшие из Валаамского монастыря и придерживавшиеся прежнего валаамского устава.

В августе 1932 года Фомислав отправился в монастырь Мильково.

Настоятель Мильковой обители схиархимандрит Амвросий (Курганов) благословил, после испытания, принять сербского юношу в монастырь.

Первые дни монастырской жизни стали временем самого большого счастья для юного Фомислава, которого в монастыре ласково звали по-русски Фомушка:

Когда я послушником пришел в монастырь Мильково, мне дали четки и научили меня, как надо молиться. И как мне показали, так я и делал. Я полностью отдался Иисусовой молитве. Я думал, что у меня осталось лишь пять лет жизни и что не стоит тратить их попусту. Так я решил искать свой путь к Богу. В скором времени, именно вследствие этой полной преданности Богу и искренней тоски по Богу, меня озарила Божественная благодать, которая в моей душе оставила неописуемую радость и спокойствие. Слушаю сердце и слышу внутри: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”. Стараюсь вспомнить какие-то вещи и события из прошлого, но не получается; все мои мысли погружены в какое-то неописуемое спокойствие, а во всем моем существе царит какая-то несказанная радость и печаль по Богу.

Со временем и физическое его здоровье окрепло.

Господь удостоил послушника Фому встречи с иеромонахом Иоанном (Максимовичем), который в то время преподавал в Битольской семинарии и на летние каникулы приезжал в Мильково, чтобы духовно окрепнуть и посоветоваться с опытными подвижниками умной молитвы и смирения. Они вдвоем пололи монастырский сад, и отец Иоанн особенно любил рассказывать молодому послушнику жития святых, а также говорил ему о святых отцах, чьи творения хорошо знал.

Помимо выполнения физических послушаний, Фома учился русскому языку, что дало ему возможность начать изучать, а иногда и переводить на сербский творения святых отцов.

После смерти отца Амвросия в Мильково начались нестроения, и вскоре юноша вместе с одним монахом перешел в монастырь Горняк, где игумен был также русский, отец Серафим.

В марте 1935 года Фома был пострижен в монашество с именем Фаддей, в июне того же года рукоположен в сан иеродиакона.

Вскоре после этого иеродиакон Фаддей переводится в Белградско-Карловацкую архиепископию в монастырь Раковица, в котором по благословлению патриарха Варнавы оканчивает иконописную школу.

В 1938 году в монастыре Раковица отец Фаддей был рукоположен в сан иеромонаха.

Затем патриарх Гавриил определил отцу Фаддею быть служащим иеромонахом в Печской Патриархии, где он трудился вплоть до начала Второй мировой войны.

Когда отец Фаддей вместе с тремя другими монахами вернулся в оккупированный Белград, его арестовала тайная полиция и поместила в ту же тюрьму, где были тогда в заключении патриарх Гавриил и святитель Николай (Велимирович). Отца Фаддея обвиняли в том, что он будто бы являлся одним из организаторов сербского сопротивления оккупантам. Однако вскоре отца Фаддея выпустили на свободу, после чего он отправился в монастырь Витовница.

В 1943 году фашисты снова арестовывают его, бросают в тюрьму с двумя спекулянтами табаком и приговаривают к смерти. В тюрьме у него было чудесное видение ангела, который указал ему путь и крест, который он будет нести, — по всей Сербии утешать, укреплять и окормлять сербский народ.

Спустя месяц после заточения, он был переведен фашистами в монастырь Войловица, где тогда находился владыка Николай (Велимирович).

В 1947 году иеромонах Фаддей был переведен митрополитом Скопийским Иосифом из Белградско-Карловацкой епархии в Браничевскую, в монастырь Горняк.

В 1949 году был назначен настоятелем Белградской кафедральной церкви.

В тот же год был направлен настоятелем монастыря Печская Патриархия. Здесь он пережил два тяжелых нервных срыва.

Очень я там намучился, — рассказывал старец,- коммунисты доставляли много забот, создавали трудности, чинили препятствия везде, где могли. Но, слава Богу, с Божией помощью мы все преодолели.

В 1955 году из-за слабости здоровья старец Фаддей вернулся из Печи в Браничевскую епархию, где в течение нескольких месяцев исполнял обязанности приходского священника.

В 1956-1957 годах — снова настоятель монастыря Печская Патриархия.

Затем вернулся в Белградско-Карловацкую митрополию, оттуда — в Браничевскую епархию, где его назначили настоятелем монастыря Горняк.

В 1959 году старец Фаддей совершил поездку на Святую Гору в Хилендар, где провел около двух месяцев.

Вернувшись из Хилендара, служил приходским священником, а затем был назначен наместником монастыря Туман.

В 1962 году, по личной просьбе, был переведен в Витовницкий монастырь, где был назначен на должность настоятеля.

В 1972 году игумен Фаддей после выхода на покой был снова назначен настоятелем — в монастырь Покайница.

До 1975 года по состоянию здоровья, да и по природной склонности я находился в уединении, никуда не ходил, избегал общения.

С 1975 года старец Фаддей начал подвиг неустанного самораспинающего духовнического служения, которое продолжилось до его кончины.

Из монастыря Покайница он был переведен на должность духовника в монастырь Туман, а в 1981 году — снова в Витовницу. Здесь старец подвизался почти всю оставшуюся долгую жизнь. Здесь началось и его старческое служение, когда множество людей, и малых и великих, ежедневно приходило к нему за советом, поддержкой и утешением. Старец годами страдал от нервного истощения из-за тяжелого груза, который о нес.

В 1986 году одному паломнику было открыто, что старец, кроме всех обычных подвигов, подвизался и сугубым подвигом — он никогда не ложился.

В 1991 году у старца случился первый инфаркт, а в 1996 году — второй.

Слава старца не всем нравилась, и завистники вынудили его покинуть Витовницкую обитель.

В самые последние годы своей жизни отец Фаддей жил у своих духовных чад, в семье Грубор.

Скончался 14 апреля 2003 года в Бачской Паланке и был погребен в Витовницком монастыре.

Сочинения

  • Старац Тадеj, Какве су нам мисли, такав нам jе живот, Београд, 2008:
    • — выборочный перевод на русский Ю. Максимова
  • Старец Фаддей Витовницкий, Мир и радость в Духе Святом: поучения, беседы, М., 2010.
  • Витовницкий стослов (Поучения старца Фаддея):

Видео

Использованные материалы

Автора книги «Зерна добромыслия: Мысли и советы на каждый день» архимандрита Фаддея Витовницкого называли последним сербским старцем, «отцом Тадэ». Любовью, молитвой и верой он противостоял хаосу и злобе. Его советы и наставления адресованы всем, кто хочет больше узнать о духовной жизни наших православных сербских братьев и укрепиться в трудные минуты жизни.
Первую главу книги составил словарь, в который вошли исконные славянские слова. Отец Фаддей возродил и ввел в современный оборот их первоначальные значения.
Вторая глава книги – народные пословицы, изречения святых отцов, фразы, которые часто повторял в своих беседах отец Фаддей. Они помогают сосредоточить мысль на сути наших душевных состояний, могут служить ориентиром в затруднениях.
В третьей главе собраны житейские истории, рассказанные отцом Фаддеем, и пересказанные им места Священного Писания и церковного предания. Эти рассказы игумен часто использовал для того, чтобы тактично, не задевая самолюбия, показать человеку истинную причину его несчастья или недоумения.
Книгу дополняют выдержки из воспоминаний. Они помогают нам ясней представить себе личность отца Фаддея, почувствовать дух времени, понять своеобразие уклада церковной жизни Сербии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *