Византийские источники о славянах и древней Руси

КОНСТАНТИН БАГРЯНОРОДНЫЙ

О ЦЕРЕМОНИЯХ

Книга II

Глава 15-я

Второй прием Ольги Русской 115

Девятого сентября, в среду 116 состоялся прием, во всем сходный с вышеописанными, 117 по случаю прибытия Русской княгини Ольги. Княгиня вошла со своими родственницами княгинями и избраннейшими прислужницами, причем она шла впереди всех других женщин, а они в порядке следовали одна за другою; она остановилась на том месте, где логофет обычно предлагал вопросы. 118 Позади ее вошли апокрисиарии Русских князей и торговые люди и стали внизу у завес; последующее совершилось подобно вышеописанному приему. Выйдя снова чрез сад, триклин кандидатов и тот триклин, в котором стоит балдахин 119 и производятся магистры, княгиня прошла чрез онопод и Золотую руку, т. е. портик Августея, и села там. Когда царь по обычному чину вошел в дворец, 120 состоялся второй прием следующим образом. В триклине Юстиниана было поставлено возвышение, покрытое багряными шелковыми тканями, а на нем поставлен большой трон царя Феофила и сбоку царское золотое кресло. Два серебряных органа двух частей (= димов) были поставлены внизу за двумя завесами, духовые инструменты 121 были поставлены вне завес. Княгиня, приглашенная из Августея, прошла чрез апсиду, ипподром и внутренние переходы того же Августея 122 и, вошедши, села в Скилах. Государыня воссела на вышеупомянутый трон, а невестка ее на кресло. Вошел весь кувуклий и препозитом и остиариями были введены ранги; 123 ранг 1-й — зосты; ранг 2-ой — жены магистров; ранг 3-й — жены патрикиев; ранг 4-й—жены протоспафариев служащих; ранг 5-й—прочие жены протоспафариев; ранг 6-й — жены спафарокандидатов; ранг 7-й — жены спафариев, страторов и кандидатов. Затем вошла княгиня (введенная) препозитом и двумя остиариями, причем она шла впереди, а за нею следовали, как Сказано выше, ее родственницы-княгини и избраннейшие из ее прислужниц. Ей был предложен препозитом вопрос от имени Августы, и затем она вошла и села в Скилах. Государыня, вставши с трона, прошла чрез лавсиак и трипетон, вошла в кенургий и чрез него в свою опочивальню. Затем княгиня со своими родственницами и прислужницами вошла чрез триклин Юстиниана, лавсиак и трипегон в кенургий и здесь остановилась для отдыха. Когда царь воссел с Августою и своими багрянородными детьми, княгиня была приглашена из триклина кенургия и, сев по приглашению царя, высказала ему то, что желала.

В тот же день состоялся званый обед в том же триклине Юстиниана. Государыня и невестка ее сели на вышеупомянутом троне, а княгиня стала сбоку. 124 Когда стольником были введены по обычному чину княгини и сделал;! земной поклон, княгиня, немного наклонив голову на том месте, где стояла, села за отдельный стол с зостами по чину. 125 На обеде присутствовали певчие церквей св. апостолов и св. Софии и пели царские славословия. Были также всякие сценические представления. В Золотой палате состоялся другой званый обед; там кушали все апокрисиарии Русских князей, люди и родственники княгини и торговые люди и получили: племянник ее 30 милиарисиев, 8 приближенных людей по 20 мил., 20 апокрисиариев по 12 мил., 43 торговых человека по 12 мил., священник Григорий 8 мил., люди Святослава по 5 мил., 6 людей (из свиты) апокрисиариев по 3 мил., переводчик княгини 15 мил. После того как царь встал из-за стола, был подан десерт в ариститирии, где был поставлен малый золотой стол, стоящий (обыкновенно) в пектапиргии, и на нем был поставлен десерт на блюдах, украшенных эмалью и дорогими камнями. И сели царь, царь Роман Багрянородный, багрянородные дети их, невестка и княгиня, и дано было княгине на золотом блюде с дорогими камнями 500 мил., шести приближенным женщинам ее по 20 мил. и 18-прислужницам по 8 мил.126

Октября 18-го, в воскресенье, состоялся званый обед в Золотой палате, и сел царь с Руссами, и опять был дан другой обед в пентакувуклии св. Павла, и села государыня с багрянородными детьми ее, невесткою и княгинею, и дано было княгине 200 мил., племяннику ее 20 мил., священнику Григорию 8 мил., 16 приближенным женщинам ее по 12 мил., 18 рабыням ее по 6 мил., 22 апокрисиариям по 12 мил., 44 купцам по 6 мил. и двум переводчикам по 12 мил.

114. Знаменитый трактат, посвященный описанию византийского придворного церемониала, которым так импонировала Византия варварским странам. Трактат подвергся позднейшим дополнениям и интерполяциям. Вторая книга носит следы вообще позднейшей переработки. Основа трактата считается с несомненностью принадлежащей Константину. Единственная сохранившаяся рукопись XI-ХII в. является одной из достопримечательностей Лейпцигской городской библиотеки. Сочинение было издано впервые Рейске в 1751-1754 г. с заглавием De ceremoniis aulae byzantinae. Издание Рейске перепечатано в Боннском издании с присоединением оставшихся ненапечатанными в первом издании примечаний к второму тому (1829 г.). Перепечатано из Боннского издания у Миня S. G. в 112 т. В Боннском издании появилось и приводимое в нашем заголовке название, заимствованное Нибуром из введения, написанного самим составителем трактата — Ekessis thV basileuV taxeuV. Литература — A. Rambaud, ук. с., стр. 128-136; Krumbacher, ук. с., стр. 254-256; Очерки по истории Византии под редакцией В. Бенешевича, стр. 29-31; В. Васильевекий, ук. с., стр. 214-224.

116. hmera d, т. е. в среду (у греков понедельник считался вторым днем недели); в переводе Д. В. Айналова по недоразумению — в четвертом часу дня.

117. Т. е. ранее описанным приемом саракинского посла. Прием происходил в Магнавре, где, по словам продолжателя Феофана, обычно происходили приемы наиболее знаменитых и великих из иностранных игемонов; Ольга в оглавлении второй книги De ceremoniis названа игемоном и архонтиссой руссов (Боннское изд., стр. 510); общие указания насчет приемов в Магнавре (с описанием достопримечательности зала трона Соломона) в начале той же 15 главы (стр. 566 сл.). См. Айналов, Труды XII Археол. Съезда, стр. 13-15.

119. Kamelaucion в данном случае не царский венец, как думает Голубинский, но балдахин или киворий над царским местом; см. Беляев, ук. с., I 117, 119.

120. Т. е. из Магнавры, где он принимал Ольгу, во внутренние покои (у Голубинского наоборот). Дальше следует описание приема у императрицы. См. Айналов, История древнерусск. иск. Относительно упоминаемых зал см. по указателю — Беляев, Byzantina.

121. ta gar aulouta, — у Голубинского неточно — органы, на которых играют, у Айналова случайно место опущено.

122. У Айналова — внутренние портики гипподрома, принадлежащего к Августею, но название — переходы (диаватики) Дафны или Августея — настолько обычно у Константина, что здесь нет необходимости относить слово переходы к ипподрому. См. Беляев, ук. с., I, стр. 96-98.

123. bhla — завесы. Но так как через завесы допускались чины по рангам, то самые группы сановников, допускавшихся по рангам, назывались bhla, — см. Беляев, ук. с., I, стр. 22, примеч. У Голубинского — «отделения”, у Айналова — «чины свиты”.

124. Д. В. Анналов обращает внимание, что церемониал застает княгиню в зале вместе с царицей, так как здесь ничего не говорится о том, что она была введена в зал, а рассказывается о входе лишь свиты. Очевидно, Ольга проследовала из внутренних покоев царицы, тем более что в описании не сказано, чтобы она была отведена оттуда обратно или где-нибудь ждала со свитой.

125. Не совсем ясно, обедала ли Ольга за отдельным столом с одними зостами или же за столом обедали также императрица с невесткой. Дело в том, что у Константина специально говорится об этом отдельном столе (кн. II, 52, tpmoV b), причем называются шесть высшего сана лиц, с которыми за этим столом (en th apocopth trapezh) может обедать император, в числе их и патрикия зоста (зоста — дама при царице; при приеме Ольги их было две в виду того. что это были зоста имератрицы и зоста ее невестки: см. примеч. Reiske — стр, 166, 16). Значит, отдельный стол назначался для императора (или императрицы) в окружении наиболее избранных лиц. Если так, то и в данном случае за этот стол должна была сесть императрица (с невесткой), иначе, спрашивается, где же они при этом приеме обедали? Айналов полагает, что Ольга обедала только с зостами, Голубинский, — что они обедали все вместе.

126. Д. В. Айналов высказал предположение (История русск. иск., стр. 164-188), что полученные Ольгой и ее свитой денежные суммы не были дарами в собственном смысле, но что это являлось содержанием, какое в силу договоров должно было получать русское посольство за время своего пребывания в Константинополе, как это практиковалось в отношении посольств других народов. Доводы Д. В. Айналова не являются до конца убедительными. Странным кажется, что это месячное жалованье, — если так мы должны определять значение даров, полученных Ольгой, — специально записывается в церемониал, что Ольге подносят ато жалование на золотом блюде с дорогими камнями (точно также как на золотых блюдах поднесены были деньги двум саракинским послам). В своем построении Д. В. Айналов отправляется от сообщения Константина о том, как происходит отпуск итальянских послов (De ceremoniis, стр. 397-398). Предварительно там составлялся список, «что каждый из них должен получить и что получает каждый из их людей”. Согласно заготовленному списку происходило пожалование при заключительном приеме. Мысль Д. В. Айналова такова, что в указанном списке и проставлялась цифра следуемого и условленного содержания, причем он пишет, что рассматриваемая глава может считаться .как бы образцовой для. формальностей составления подобных списков и выдачи по ним денег (стр. 171). Но Д. В. Айналов несколько неточно толкует отдельные выражения этого сообщения, в результате чего оно получает другой смысл, чем какой имеет в действительности. Там сказано, что список (gnwsiV) составлялся kata gnwmhn tou basilewV;. Д. В. Айналов переводит — «с ведома” императора, тогда как имеется в виду более активное его участие («по решению»); в переводе Reiske — ex imperatoris iudicio. Далее употребленный здесь термин roga Д. В. Айналов толкует в смысле именно жалованья, платы, между тем как этот термин имел более общее значение, как это указывается в комментарии Reiske (стр. 391-392) — largitio, donum, doaativum. Главное же, касаясь выражения Константина, что послам император дает, сколько он приказал приготовить eiV logon autwn Д. В. Айналов последние слова истолковывает так — по слову их или по уговору с ним. Тогда действительно получается такой смысл, что речь идет о выдаче жалованья, поскольку с послами было договорено о выдаче им определенной платы. В действительности эти слова не могут иметь такого значения; прямой смысл места «на их счет” (термин до известной степени понятный, поскольку распределение сумм занесено было в список), т. е. в отношении их группы в противоположность остальным получающим (в тексте — kai didwVin ekaston thn rogan o basileuV, kai meta to exelJein touV andrwpouV autwn tote kai autoiV toiV presbeutaiV didwsin dsa ekelesen eutrepisJhnai eiV logon autwn). Несколько упрощенно, но по существу правильно переводит Reiske — ipsis quoque legatis donal ea, quae ipsis praeparari iussit.

Текст воспроизведен по изданию: Известия государственной академии метериальной культуры. №91. М. ОГИЗ 1934.

Русско-византийская война 988 года (взятие Корсуни) — осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году.

11 отношения: Комета Галлея, Походы Руси против Византии, Петров, Иван Семёнович (художник), Анастас Корсунянин, Анна Византийская, Тмутараканское княжество, Херсон (фема), Херсонес Таврический, История Крыма, Иаков Черноризец, Зимненская икона Божией Матери.

Комета Галлея

Коме́та Галле́я (официальное название 1P/Halley) — яркая короткопериодическая комета, возвращающаяся к Солнцу каждые 75—76 лет.

Новый!!: Русско-византийская война (988) и Комета Галлея · Узнать больше «

Походы Руси против Византии

Лебедев К. В., 1916 Походы руси и государства Русь против Византии — ряд военных конфликтов между народом русь или созданным им в 862 году государством Русь и Византийской империей.

Новый!!: Русско-византийская война (988) и Походы Руси против Византии · Узнать больше «

Петров, Иван Семёнович (художник)

Ива́н Семёнович Петро́в (1924—1990) — заслуженный художник Украинской ССР, мастер батального жанра, автор более половины диорам созданных в музеях Украины в 20 веке, а также других произведений в различных жанрах живописи, станковой и книжной графики.

Новый!!: Русско-византийская война (988) и Петров, Иван Семёнович (художник) · Узнать больше «

Анастас Корсунянин

Анаста́с (или Настас) Корсуня́нин (Анастас Корсунский, ум. после 1018 года) — греческий священнослужитель, один из главных церковных деятелей в период правления князя Владимира Святославича, духовник князя Киевского, один из руководителей строительства, первый настоятель киевской Десятинной церкви Пресвятой Богородицы, фактический глава Русской православной церкви в годы крещения Руси.

Новый!!: Русско-византийская война (988) и Анастас Корсунянин · Узнать больше «

Анна Византийская

Анна Византийская (Άννα, 13 марта 963—1011/1012) — византийская царевна из Македонской династии (царица по ПВЛ), жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси.

Новый!!: Русско-византийская война (988) и Анна Византийская · Узнать больше «

Тмутараканское княжество

Тмутарака́нское кня́жество — русское княжество, существовавшее в X—XII веках на Таманском полуострове и Восточном Крыму с центром в городе Тмутаракань (Тамань).

Новый!!: Русско-византийская война (988) и Тмутараканское княжество · Узнать больше «

Херсон (фема)

Фемы Византийской империи в 1025 году. Фема Херсонес (θέμα Χερσῶνος), первоначально именовавшаяся Климата (τὰ Κλίματα) — византийская фема, располагавшаяся в Южном Крыму.

Новый!!: Русско-византийская война (988) и Херсон (фема) · Узнать больше «

Херсонес Таврический

Руины Херсонеса Херсоне́с Таври́ческий, или просто Херсоне́с (Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος: «полуостров»; Херсонес Таврійський; в византийское время — Херсо́н, в генуэзский период — Сарсона, в летописях Древней Руси — Корсу́нь) — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма.

Новый!!: Русско-византийская война (988) и Херсонес Таврический · Узнать больше «

История Крыма

Крым на карте 1550 года Крымский полуостров в силу своего географического положения и уникальных природных условий с античных времён являлся перекрёстком морских транзитных путей.

Новый!!: Русско-византийская война (988) и История Крыма · Узнать больше «

Иаков Черноризец

Иаков Черноризец (Мних Иаков) — православный монах XI века, мыслитель и писатель.

Новый!!: Русско-византийская война (988) и Иаков Черноризец · Узнать больше «

Зимненская икона Божией Матери

Зимненская икона Богородицы Зимненская икона Божией Матери — почитаемый чудотворным образ Богоматери, хранящийся в Зимненском Свято-Успенском монастыре.

Новый!!: Русско-византийская война (988) и Зимненская икона Божией Матери · Узнать больше «

Перенаправления здесь:

Русско-византийская война 988 года, Поход на Корсунь в 988 году, Захват Херсонеса, Взятие Корсуни (988).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *