Византийские василевсы

1. Почему Византийскую империю называют также Ромейской? Каковы особенности перехода Византии от античности к Средневековью?

Византийская империя сама себя называла Ромейской потому, что это была Римская империя, точнее Восточная Римская империя, которая, в отличии от Западной, не была уничтожена нашествием варваров. В этом отсутствие разрыва с античностью и заключается особенность перехода Византии к Средневековью. Но её не миновала варваризация самой Римской империи в последние века её существования, когда сами римляне забывали значительную часть древних интеллектуальных достижений. Многие культурные и образовательные учреждения закрывались и определённые книги переставали переписываться намеренной из-за того, что они считались языческими.

2. Какие особенности отличали византийское общество? С чем они были связаны? Какое влияние оказывали?

Византия на протяжении всей истории оставалась централизованной, здесь ведущую роль всегда играло государство. С этим было связано наличие мощного бюрократического аппарата, который стремился контролировать все сферы жизни. Также с этим было связано наличие большого государственного земельного фонда. В результате в Византии не было феодальной раздробленности (но была борьба влиятельных группировок знати за императорский престол) и борьбы городов за самоуправление. Сепаратизм отдельных областей иногда возникал, но быстро и жестоко подавлялся.

3. Какова роль православной церкви в истории Византии? Как и почему произошел раскол церкви на католическую и православную?

Православная церковь в Византии была чем-то вроде части государственного аппарата, фактически подчинялась императору. Её роль в обществе, кроме духовной, состояла также в укрепление власти императора. В этот период истории папы римские претендовали на роль главы всей церкви, потому требовали подчинения патриарха Константинопольского не императору, а папе. В Раннем Средневековье конфликт возник также из-за иконоборчества, которое Рим не поддержал. За время этого конфликта накопились и догматические противоречия, в начале специально созданные папами для отмежевания от иконоборческого Константинополя. Расколы православной и католической церквей происходили несколько раз, и несколько раз преодолевались. Последний по времени раскол 1054 года произошёл, прежде всего, из-за вопроса о верховной власти в церкви под прикрытием догматических споров.

4. В каких исторических условиях возник Арабский халифат? Какую роль в истории арабов сыграли завоевания?

Ислам возник на Аравийском полуострове среди не имевших политического единства племён и городов. Он объединил эти племена и повёл на завоевание окрестных земель. Как раз в то время Византия и Сасанидское государство были ослаблены самым серьёзной за всю их историю войной друг с другом, что помогло арабам завоевать одно из этих государств полностью и большую часть другого. Именно на обширных территориях, полученных в результате завоеваний сложилась та арабская цивилизация, которая осталась в истории.

5. Почему арабо-мусульманскую цивилизацию называют исламской? Какое место в развитии общества, государства, повседневной жизни занимал ислам?

Практические все покорённые арабами народы за редким исключением принимали ислам, хотя для христиан (и иудеев) обращение в него не было принудительным. Ислам влиял на всю жизнь верующих, включая повседневную. Он регламентировал день (пять раз в день в определённое время от верующих требовалось молиться), год (в то время все праздники были религиозными, например, в определённый месяц верующим запрещено есть в светлое время суток и т.д.), запрещал определённую еду и напитки (свинину, алкоголь), диктовал правила в искусстве (запрещалось изображать людей и животных, чтобы не возможно было из этих изображений сделать идолов). На основе предписаний ислама формировалось законодательство. То есть ислам играл определяющую роль в всех сферах жизни, и арабскую цивилизацию заслуженно называют исламской.

6. Расскажите о культурном наследии Византии и арабо-мусульманского Средневековья

Византийская культура была православной. Она известна своей архитектурой, прежде всего, церковной, а также украшениями этих церквей. Высокого уровня в этой культуре достигли мастерство изготовления мозаик и написания икон. Арабская культура мусульманская. Здесь было запрещено изображать людей и животных, потому эта культура известна, прежде всего, изысканным и сложным орнаментом (арабесками) из геометрических элементов и геометрических фигур. Также большую известность приобрели сказки из сборника «Тысяча и одна ночь». О каждой из этих культур написаны многотомные исследования и сложно вместить их характеристику в один краткий ответ.

7. Какие точки зрения по вопросу о применимости понятии «Средние века» к истории Востока вам известны?

(a) Средние века – явление уникальное для Западной Европы.

(b) Средине века и феодализм существовали и на Западе, и на Востоке

8. Каковы общие особенности истории стран Востока в Средние века?

(a) приверженность традициям

(b) отсутствие очевидной границы между Древностью и Средневековьем

(c) восточные деспотии с прекрасно организованным бюрократическим апаратом

(d) сильная и сплочённая община как ключевой элемент социальной жизни

(e) преобладание государственной собственности на землю

(f) постоянное давление кочевых племён

греч. «царь») – византийский император. В Восточной римской империи верили, что он находился под покровительством богов, и все, что было связано с императором (столица, дворец, ворота, через которые он вступал в Константинополь, царские статуи, императорский сан, но не сам император), объявлялось священным. Только василевс мог въезжать в императорский дворец на коне. С принятием христианства василевс стал первым после Бога – помазанником Божьим, наделенным особой благодатью, и покровителем церкви. Он провозглашался сенатом, народом, представленным столичными димами, и войском. Церемония возведения на трон происходила на ипподроме. С 451 г. наряду с гражданским актом передачи власти был введен обряд церковного коронования патриархом, очищавший императора от всех совершенных им ранее грехов. В годы правления императора Феофила (829 – 942) обряд коронования василевса патриархом стал нормой. С усилением роли церкви на рубеже VI – VII вв. венчание василевса на царство происходило в храме св. Софии и являлось единственным актом. Будущий император входил в храм в обычном платье, встречаемый клиром в золототканых одеждах. После молебна и торжественных обещаний оставаться верным сыном церкви его облачали в пурпурные одежды и в пурпурные сафьяновые сапожки. Патриарх возлагал на его голову золотой венец, помогал подняться с колен и подводил к двухместному трону: как верили ромеи, рядом с василевсом, олицетворявшим «живой образ» Иисуса Христа, восседал Бог. Сановники в белых одеждах на коленях подползали к правителю и лобызали стопы императорских ног. Но для своих подданных василевс оставался человеком, поэтому вместе с символом земной власти (держава – золотой шар с крестом наверху), ему вручался символ тленности (мешочек пыли). Как наместник Бога он единственный из мирян имел право входить в алтарь. Справа от алтаря в храме св. Софии находилось специальное помещение (мутаторий), где император беседовал со своими приближенными, переодевался к литургии, отдыхал. Он председательствовал на церковных соборах и принимал непосредственное участие в богослужении, выполняя функции, закрепленные за псаломщиком, чтобы подданные воспринимали его как воплощение христианского смирения, как верного сына церкви. Поэтому в Великий четверг в храме св. Софии василевс омывал ноги 12 беднейшим гражданам. Чтобы продемонстрировать, что он – послушное орудие в руках божественного провидения, император принимал причастие после диаконов и не имел права прикасаться к одежде на престоле, которую подносил ему для поцелуя патриарх. Древнегреческий титул «василевс ромеев» впервые был принят византийским императором Ираклием, что зафиксировано документом от 629 г. Он же первым начал короновать своих сыновей в качестве соправителей и наследников и единственный из мирян получил право доступа в алтарь. В XIV в. ритуал коронации был дополнен актом миропомазания. Патриарх выходил на амвон, за ним следовал император. Патриарх провозглашал: «Свят!», повторяемый трижды архиереями и народом. Из алтаря выносилась стемма (золотой обруч с драгоценным крестом и маленькой шапочкой) и возлагалась патриархом на голову императора при возгласах «Достоин», трижды повторенных патриархом, священнослужителями и народом. Хотя василевс считался первым после Бога, его власть не была наследственной, и, чтобы ее сохранить, он еще при жизни назначал соправителя – одного из своих сыновей или ближайшего родственника. При коронации сынасоправителя стемму возлагал император и патриарх. Большими преимуществами пользовались «порфирородные» василевсы, то есть те, кто родились в Порфире, особом здании Большого императорского дворца, так как их родители занимали при их рождении императорский трон. Власть василевса была абсолютной: глава правительства, единственный законодатель, высший судья, главнокомандующий войска, состоявшего в основном из наемников. Все, кому полагалось по ритуалу, обязаны были являться к нему утром на поклон. Изображение стоящего императора в короне украшало костюм великого доместика. На костюме великого дуки было два портретных изображения василевса: на груди – стоящего, на спине – сидящего. Великий примикирий также носил на груди изображение императора в полный рост, выполненное на стекле, а его спину украшал портрет императора, восседающего на троне. Императорский головной убор – калиптру, причем из более скромного материала, – могли носить только старейшие из придворной знати. Представление о василевсе как о божьем избраннике и человеке начало преодолеваться в VIII – IX вв. К этому же периоду относится изменение отношения к таким традиционным добродетелям императора, как воинская доблесть, мужество, образованность, знание законов и науки управления государством. На смену им пришли религиозное благочестие, любовь к богу и страх перед божьим наказанием. До последних дней существования Византии пышно обставлялись торжественные выходы василевса в храм св. Софии, в монастырь Богородицы Перивлепты (в день введения Богородицы во храм), в дни Иоанна Златоуста, св. Василия Великого, св. Лазаря, св. Георгия, св. Апостолов в монастыри этих святых, к порфировой колонне на форуме первого сентября и др. Во время торжественных шествий улицы посыпались опилками, дома украшались дорогими тканями и коврами, зелеными ветками плюща и лавра. Для простой публики устраивались деревянные помосты. Церемонии сопровождались переодеваниями императора и его сановников, торжественными песнопениями и аккламациями в честь василевса, Христа, Богоматери и святой Троицы. В палеологовскую эпоху (1261 – 1453) возродилась римская традиция поднятия императора на щите, чтобы народ мог лицезреть своего правителя. Щит с василевсом поднимали патриарх, первый вельможа государства – месадзон – (впереди) и другие высокопоставленные лица (по бокам и сзади). Для подобных церемоний предназначалась парадная одежда с высшим отличительным знаком – тавилоном (золотой ромб на пурпурном плаще; близкая к императору знать носила пурпурные ромбы на белой одежде). Во время венчания на царство, обряда бракосочетания, приема послов, посещения храма св. Софии, появления на ипподроме, торжественного въезда в Константинополь, погребения василевс был одет в дивитисий – длинную тунику с широкими рукавами (позднее она стала называться саккосом). В день коронации, в дни празднества консульства (1ое января) и в первый день пасхи он надевал цицакий или лор из полотнища одинаковой ширины, затканного цветами и украшенного драгоценными камнями. Оно накидывалось на правое плечо, спускалось по спине к правому боку и проходило на левую руку, свешиваясь длинным концом. В менее торжественных случаях император надевал туникудалматику (коловий) и плащхламиду (сагион – военный плащ); по утрам он облачался в скаранмагий (персидский кафтан с полами), отделанный золотыми нашивками, жемчугом, драгоценными камнями. Императором в Византии мог стать выходец из любого народа, входившего в состав империи, и любой социальной группы. Среди императоров были греки, армяне, сирийцы, славяне, дети крестьян, солдат и т.д. В честь василевса исполнялись гимны, «здравицы» и «слава»; царским статуям воздавались те же почести, что и иконам. Портреты императоров, написанные на досках восковыми красками, выставлялись у общественных зданий. Любой урон, наносимый им, считался тягчайшим преступлением. Императорские статуи давали право убежища. Несмотря на то, что византийский император «был ниже только Бога» и следовал «сейчас же за Богом», его абсолютная власть была непрочной: из 109 василевсов, занимавших константинопольский трон с 395 г. по 1453 г., лишь 34 умерли своей смертью. Остальные были либо умерщвлены во время дворцовых заговоров и мятежей, либо отреклись от власти и постриглись в монахи.

Вопрос 01. Что такое гласность? Чем она отличается от свободы слова?

Ответ. Изначально гласность вовсе не означала свободу слова. Это была скорее полусвобода — разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству страны, и лишь пределах, которые оно само допускало и поручало.

Вопрос 02. В чём вы видите главные причины развития гласности в годы перестройки?

Ответ. Причины:

1) население страны, особенно образованная его часть потеряла способность доверять официальной пропаганде в прежней её форме;

2) М.С. Горбачёв хотел получить общественную поддержку проводимой им политике.

Вопрос 03. Дайте оценку итогов политики гласности в годы перестройки.

Ответ. В целом политика гласности быстро вышла из-под контроля и стала тем, про что весь период застоя мечтала интеллигенция – поднимались темы, которые, как незадолго до этого ещё казалось, не могли появиться в официальной советской печати. Разоблачения следовали за разоблачениями. Как говорили тогда, «читать стало интереснее, чем жить». Политика гласности сделала невозможным возврат к доперестроечным реалиям, потому что показала преступность сталинизма, продолжением которого, пусть и существенно смягчённым, была советская действительность перед перестройкой.

Вопрос 04. Какие издержки несла в себе реализация курса на развитие гласности?

Ответ. Гласность расколола общество на её противников и сторонников. Число противников осуждения сталинизма также было не мало. Кроме того гласность показала людям жизнь за железным занавесом. Для некоторых это стало руководством к действию, пробудило желание жить не хуже, но у других сформировало апатию, чувство неполноценности собственной страны и самих себя.

Вопрос 05. Расскажите о духовной жизни страны в период перестройки. Какими новыми явлениями она была отмечена?

Ответ. В то время появилось множество книг, которые до этого появлялись только в самиздате («Котлован» А. Платонова, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына и др.). Писалось множество воспоминаний, которые до этого не могли быть опубликованы (в частности много мемуаров узников ГУЛАГа). Появлялось много художественных произведений, фильмов на запрещённые темы. Большим событием стал фильм «Интердевочка», ранее не возможный в советском кинематографе. Появлялись новые музыканты-кумиры (например, Виктор Цой), которые выступали не на почти подпольных квартирных концертах, а в больших залах. Советских читатель познакомился со многими произведениями дореволюционной и зарубежной литературы. В целом почти каждой явление эпохи гласности было новым.

Василевс

Василевс — «царь», официальный грекоязычный титул византийского императора с IX в. и до конца византийской истории; употреблялся вместо латинского по происхождению слова «император». Впервые в византийское время этот титул употреблен в указе императора Ираклия в 629 г. Василевс был верховным военачальником, верховным судьей (воплощенным законом), всевластным господином своих подданных, совершенно официально именовавшихся рабами василевса. Кроме того, василевс как символ византийского государства играл важную роль в церковной иерархии; он фактически назначал патриархов и единственный среди светских лиц имел право входить в алтарь — «святая святых» православных храмов, поскольку коронация смывала с него все грехи, даже убийство. Василевс мыслился наместником Бога на земле, что подчеркивала традиция оставлять в дни главных православных праздников императорский трон для незримо присутствующего Господа, тогда как василевс размещался в кресле по правую руку от трона. Подобие императора Христу выражалось также в традиции омовения ног нищим в Страстной Четверг. В этот день василевс лично мыл правые ноги специально отобранным 12 нищим, после чего вытирал полотенцем и целовал их. Затем участники церемонии получали от василевса по три золотых монеты. Все эти традиции постоянно напоминали василевсу, что самодержавная власть и величайшие почести принадлежат ему не как личности или представителю знатного рода, но как символу государства, средоточию государственного культа, тесно переплетенному с официальной религией — православием. Императора обожествляли как Божьего избранника, не было страшнее преступления, чем «оскорбление величества». Василевс ромеев, обладавший неограниченными возможностями расправы без суда по отношению к каждому отдельному подданному, был вместе с тем ограничен в своей власти отсутствием в империи упорядоченной системы престолонаследия, а также силой духовной и политической традиции, которые олицетворяли Церковь и чиновничий аппарат. Чтобы передать власть сыну, император должен был при своей жизни возложить на него венец — «приобщить к власти». При этом в представлении византийцев Бог мог и отступиться от своего избранника на троне, если тот чинил произвол или проявлял неуважение к христианским заповедям. В этом случае Божий гнев мог проявиться в появлении у императора соперника, победа которого воспринималась как свидетельство неодолимой Божьей воли. Поэтому история империи знала множество попыток узурпации власти, а византийские династии были коротки и непрочны. Из 107 византийских государей, правивших в период с 395 по 1453 гг., только 34 умерли своей смертью, а 8 — погибли на войне или стали жертвами несчастного случая. Периоды внутреннего мира в империи, как, например, в эпоху Македонской династии, представляются небольшими островками в бурном море постоянных заговоров, восстаний и бесконечной борьбы за власть тайных или явных претендентов.

Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 182-183.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам — | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *