Византийской империи

Как Создавались Империи — Византия (BBC)Византийская империя в 550 год, в период наибольшего расцветаИстория Византийской Империи (документальный фильм)Византийская империя в 717 годуВизантийская империя в 1025 годуВизантийская империя в 1081 годуВизантийская империя в 1180 годуВизантийская империя в 1265 году Византийская империя в 1430 году

Византийская империя (395—1204, 1261—29 мая 1453), Восточная Римская империя, Византи́я — государство, образовавшееся в 395 году после окончательного разделения Римской империи на Западную и Восточную после смерти императора Феодосия I. Западная Римская империя прекратила своё существование спустя 81 год, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима.

Название «Византия» Восточной Римской империи было дано уже после её распада. Оно происходит от изначального названия Константинополя — «Византий», куда в 330 году была перенесена столица Римской империи. Константинополь оставался столицей государства вплоть до его захвата турками в 1453 году.

От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления. Главой государства был император, который также назывался автократором или василевсом.

Максимального расцвета Византия достигла к 550 году при императоре Юстиниане I, который правил с 527 по 565 год. Ему удалось захватить государства вандалов в Северной Африке, Королевство остготов в Италии, а также южную часть Королевства вестготов в Испании. Однако после смерти императора Византия начала терять захваченные земли. К началу VII века ей удалось сохранить только несколько разъединённых территорий в Италии, крупные острова в западном Средиземноморье и Карфагенский экзархат. К 680 году под натиском арабов Византия потеряла Египет, Северную Африку, Сирию, Палестину и Верхнюю Месопотамию. С 673 по 678 год арабские войска осаждали Константинополь.

VII век охарактеризовался проведением существенных реформ в управлении. Так, вместо эпархий и экзархатов империя была разделена на фемы, подчинённые стратигам. Греческий язык стал официальным, императоры стали называться василевсами.

К VIII веку временная стабилизация вновь сменилась чередой кризисов, чему послужили войны с арабами и болгарами, а также постоянные восстания. Император Лев III Исавр (717—741) смог нанести решающее поражение арабам.

В 800 году Карл Великий объявил о восстановлении Западной Римской империи, что для Византии стало чувствительным унижением. Одновременно с этим Багдадский халифат усилил свой натиск на востоке. В Италии Византии удалось сохранить только Венецию и земли на юге полуострова. Вследствие восстановления политики иконоборчества Византия вновь погрузилась в смуты, закончившиеся только в 867 году. Приход к власти императоров македонской династии обеспечил Византии полтора столетия процветания.

В 1019 была завоёвана Болгария. Византийская империя достигла наибольшего своего усиления со времён, предшествующих арабским завоеваниям. Однако после смерти императора Василия II начинается постепенный упадок государства, вызванный анархией и феодальной раздробленностью. В середине XI века Византия утратила Италию. В 1071 году Роман IV Диоген потерпел сокрушительное поражение от турок-сельджуков в битве под Манцикертом. В течении последующих 10 лет туркам удалось захватить территории вплоть до Мраморного моря.

Временное усиление Византии после Крестовых походов сменилось ухудшением отношений с Западом после резни латинов. Это привело к тому, что Четвёртый крестовый поход был направлен уже против Византии. В 1204 году был захвачен Константинополь. Империя распалась на ряд государств — Латинскую империю и Ахейское княжество, созданные на территориях, захваченных крестоносцами, и Никейскую, Трапезундскую и Эпирскую империи — оставшиеся под контролем греков. Латиняне подавляли в Византии греческую культуру, засилье итальянских торговцев мешало возрождению византийских городов.

В 1261 году военачальник Алексей Стратигопул завладел Константинополем, и Византия была вновь возрождена. На престол взошёл Михаил VIII Палеолог. Эпоха Палеологов была полна восстаний и смут. В Европе усиливалось давление сербов, в Азии — турков-османов, которые в 1338 году достигли Босфора, а в 1352—1354 годах начали завоёвывать Европу. К 1395 году Константинополь был заблокирован со всех сторон. Падение Византии замедлило вторжение Тамерлана в Морею в 1402 году. Однако в 1421 году турки продолжили давление на империю. В 1422 году была атакована столица, в 1430 году захвачены Фессалоники.

К 1453 году Византийская империя владела только Константинополем и Мореей. С 5 апреля по 29 мая 1453 года продолжалась осада города, закончившаяся полной победой Османской империи. Византийская империя прекратила существование. Последние её остатки — Морея и Трапезунд — были захвачены в 1460 и 1461 годах соответственно.

Экономика

Византийская экономика была одной из самых передовых в Европе и Средиземноморье на протяжении многих веков. Европа, в частности, была не в состоянии соответствовать византийской экономической мощи до позднего Средневековья. Константинополь был торговым центром, который в разные времена торговал почти во всей Евразии и Северной Африке, в частности, город являлся конечной точкой знаменитого Шелкового пути. До первой половины VI века в резком контрасте с упадком на Западе, византийская экономика процветала и укреплялась. Однако чума Юстиниана и арабские завоевания, существенно ослабили империю и способствовали периоду упадка и застоя. Реформы Исавриев и, в частности, заселение Константина V, общественные работы и налоговые меры, положили начало возрождению империи, которое продолжалось до 1204 года, несмотря на территориальные сокращения. С X века до конца XII века Византийская империя жила в роскоши, и даже путешественники, которые приезжали в Константинополь, были поражены богатством столицы. Четвертый крестовый поход привел к нарушению византийского производства и коммерческого господства Византии в восточной части Средиземного моря, что стало экономической катастрофой для империи. Палеологи пытались оживить экономику, но до конца времен империи государство не смогло получить полный контроль над внешней и внутренней экономической силой. Постепенно, она тоже потеряла свое влияние на условия торговли и ценовые механизмы, а также контроль над оттоком драгоценных металлов. По мнению некоторых ученых, империя в последние годы даже не чеканила собственных монет.

Одной из экономических основ Византии была торговля, чему способствовал морской характер империи. Текстильные изделия были самым важным предметом экспорта, то есть византийский шелк, который импортировали в Египет, а также он продавался в Болгарии и на Западе. Государство жестко контролировало как внутреннюю, так и международную торговлю, и долгое время сохраняла на неё монополию. Чеканка монет, поддерживая прочную и гибкую денежную систему, была адаптирована к нуждам торговли. Правительство осуществляло формальный контроль над процентными ставками, а также устанавливало правила деятельности цехов и корпораций, к которым оно проявляло особый интерес. Император и его чиновники вмешивались в период кризиса в ценообразование, в целях снижения цен на зерновые. Наконец, правительство зачастую перенаправляло излишки с налогов в перераспределение в виде зарплаты для государственных служащих, или в виде инвестиций в общественные работы.

Наследие

Византия часто отождествляется с абсолютизмом, православной духовностью, ориентализмом и экзотикой, в то время как термин византизм используется в качестве прибаутки про упадок, сложную бюрократию и репрессии. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые вышли из Восточного блока в конце 1980-х и начале 1990-х годов, оценка Византийской цивилизации и ее наследие были сильно отрицательными из-за их связи с предполагаемым восточным авторитаризмом и автократией. Для восточной и западной Европы Византийская империя зачастую воспринимается как комплекс религиозных, политических и философских идей, которые противоречат тем, что возникли на Западе. Даже в XIX веке в Греческом королевстве, акцент был сделан в основном на классическом прошлом, в то время как византийская традиция была связана с отрицательными коннотациями.

Этот традиционный подход к Византии частично или полностью опровергает и пересмотр современных исследований, которые основываются на положительных аспектах византийской культуры и наследия. Так некоторые ученые считают бесспорным византийский вклад в формирование средневековой Европы и признают важную роль Византии в формировании и распространении православия, которое в свою очередь, занимает центральное место в истории и обществе таких стран, как Греция, Болгария, Россия, Сербия и других. Византийцы также сохранили и скопировали классические рукописи, и они, таким образом, рассматриваются как носители классических знаний, как и сделали важный вклад в современную европейскую цивилизацию, и являлись предшественниками гуманизма эпохи Возрождения и развития славянской православной культуры.

Примечания

  1. Распад Римской Империи на Западную и Восточную.
  2. Захват Константинополя крестоносцами.
  3. Восстановление империи, объявленное императором Михаилом Палеологом
  4. Захват Константинополя войсками Османской империи

Ссылки

  • Византия в БСЭ 2-е изд.
  • Византийская империя в энциклопедии «Кругосвет» (автор — проф. СПбГУ Г. Е. Лебедева)

Восточная Римская империя (395—476)

Аркадий • Феодосий II • Маркиан • Лев I • Лев II • Зенон • Василиск • Марк • Зенон

Византийская империя (476—1204)

Зенон • Флавий Маркиан • Леонтий • Анастасий I • Юстин I • Юстиниан I • Юстин II • Тиберий II • Маврикий • Фока • Ираклий I • Ираклий II • Константин III • Констант II • Константин IV • Юстиниан II • Леонтий • Тиверий III • Юстиниан II • Филиппик • Анастасий II • Феодосий III • Лев III • Артавазд • Константин V • Лев IV • Константин VI • Ирина • Никифор I • Ставракий • Михаил I • Лев V • Константин • Михаил II • Феофил • Михаил III • Василий I • Константин • Лев VI • Александр • Константин VII • Роман I • Христофор • Стефан • Константин • Роман • Михаил • Константин VII • Роман II • Василий II • Никифор II • Иоанн I • Василий II • Константин VIII • Роман III • Зоя • Феодора • Михаил IV • Михаил V • Константин IX • Михаил VI • Исаак I • Константин X • Роман IV • Михаил VII • Константин • Никифор III • Алексей I • Иоанн II • Мануил I • Алексей II • Андроник I • Исаак II • Алексей III • Алексей IV • Исаак II • Алексей V

Латинская империя (1204—1261)

Никейская империя (1205—1261)

Феодор I • Иоанн III • Феодор II • Иоанн IV • Михаил VIII

Византийская империя (1261—1453)

Михаил VIII • Андроник II • Михаил IX • Андроник III • Иоанн V • Иоанн VI • Матфей • Андроник IV • Иоанн V • Иоанн VII • Иоанн V • Мануил II • Андроник V • Иоанн VIII • Константин XI (XII)

Доисторический период

Античность

Средние века

Раннее Средневековье • Великое переселение народов • Византийская империя • Христианство • Древнерусское государство • Высокое Средневековье • Священная Римская империя • Крестовые походы • Феодализм • Позднее Средневековье • Столетняя война • Возрождение

Новое время

Новейшее время

См. также

События

Страны и
регионы

Австрия • Англия • Германия • Ирландия • Испания • Италия • Норвегия • Сербия • Скандинавия • Франция • Чехия • Швейцария • Шотландия • Средиземноморье • Древнерусское государство • Византийская империя • Халифат • Монгольская империя • Конийский султанат • Хазария

Религия

Культура

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3

  1. Этапы развития культуры Византии………………………………5

  2. Возникновение новых направлений культурного процесса……12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………22

ВВЕДЕНИЕ

Византия — государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.

На берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь — «новый Рим» — столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы :

В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);

В Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме православия);

В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.

Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление.

Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств.

Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

Актуальностью является то, что культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

Византийская культура и является объектом исследования. А предметом является история Византийского государства.

  1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ

1.Образование Великой Империи

Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.

Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-Vвв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические — о природе Христа и тринитарные — о месте его в Троице.

В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной – православной и западной – католических церквей1.

В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием.

Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо – Дионисий Ареопагит, Григорий Назианзин, Роман Сладкопевец.

В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с христианством.

Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом.

Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения2.

VI век был богат выдающимися историческими сочинениями. Среди историков этого столетия первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий – блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя.

2. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству

Значительные перемены происходили и в сфере искусства, и во всей художественной культуре византийского общества. В VI – VII в. византийские художники сумели не только впитать многообразие влияние Востока и античности, но и, преодолевая их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира.
Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры.

Непревзойденным шедевром византийского зодчества стал построенный в 532-537 гг. храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером. Великолепие храму придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола – все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу
Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства3.

В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества – храм 12 Апостолов в Константинополе, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий, элегантность декора храм св. Виталия в Равенне.

Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до нашего времени, и чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. При Юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее
«Тысяча и одна колонна». Она до сих пор восхищает жителей. Еще в IV-V вв. Константинополь — Новый Рим украсился дворцами императоров и домами знати.

На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец — целый комплекс роскошных зданий — превосходный архитектурный ансамбль дворцов с парадными залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами4.

Обширный столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни, был украшен античными памятниками; среди них выделяется знаменитая колонна из Дельф, египетский обелиск Тутмоса и бронзовые колонны Лисиппа.

Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии — изумительной красоты ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, диптихи и ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла- сосуды, бусы, светильники. Византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов.

Управление в Византийской империи

Восточная Римская империя, созданная в начале IV века и получившая название Византийской, просуществовала почти одиннадцать столетий. Вся власть в государстве – военно-бюрократической монархии, – принадлежала императору, имевшем при себе совещательный орган – сенат. Базилевса провозглашала армия, сенат, народ – власть не передавалась по наследству, хотя в Византии и были императорские династии.

Вершиной расцвета Византийской империи многие историки считают правление императора Юстиниана (527–565 годы).

Император, получивший власть в 45 лет, начал свое правление с кодификации права. Собранные законы римских императоров за последние 400 лет, а также другие законодательные акты были разделены по отраслям права и составили свод гражданского права – Corpus juris civilis, в который вошли «Кодекс Юстиниана», конкретные законы – «Дикесты» и «Институции» – руководство по изучению права. Было провозглашено равенство граждан перед законом, определено понятие имперского гражданства, создана система регулирования института частной собственности. Р.Ю. Виппер писал:

«Кодекс Юстиниана уяснил те понятия о праве, на основании которых до сих пор живут государства. Свод Юстиниана имеет громадную важность не только для его эпохи, но и для всей дальнейшей истории. При его помощи последующие народы и их правители учились тому, как нужно управлять государством, как надо понимать законы, как надо смотреть на власть государя.

Создатель кодекса правовед Требониан предусмотрел возможность освобождения от рабства – раб становился свободным при службе в армии или ухода в монастырь. В семье права мужчины и женщины были равными. Смертной казни – четвертованию, обезглавливанию, сожжению, распятию, травле дикими зверями, поркой до смерти, – карались многие нарушения закона, самым страшным из которых было «оскорбление величества». Казнили как за словесное оскорбление императора, так и за повреждение его «портретов», в то время скульптурных изображений.

И.М.Дьяконов писал:

«Заслуга составителей Кодекса Юстиниана – и прежде всего их руководителя Требониана заключалась в разработке целой системы юридического мышления, юридических дефиниций, вследствие чего римское право имело громадное влияние на позднейшее европейское право, вплоть до нашего времени».

Только что принятые законы были нарушены почти сразу – во время народного восстания «Ника» в Константинополе в 532 году. Сгоревший город был восстановлен, а Юстиниан начал считать свою власть божественной. Ему сделали двойной трон – слева сидел базилевс, а правая часть была пуста: считалось, что там незримо сидит Господь.

Юстиниан начал восстановление Римской империи. Многие земли, принадлежащие ранее Риму, в результате многолетних кровопролитных войн вошли в состав Византии, в которой было построено более сотни новых городов. Средиземное море опять стали называть «Римским озером». В результате четвертьвековых войн казна империи опустела, экономика страны была подорвана, а лучшие воины-ромеи погибли. Начавшая после смерти Юстиниана смута «расстроила дела империи». Один из предшественников Юстиниана на византийском троне говорил: «Я не сделал ничего такого, в чем должен бы раскаиваться, я смотрел на власть, как на истечение могущественного, я старался сохранить ее незапятнанной, управляя государством с умеренностью и воюя лишь по необходимости».

В результате войн Византии с арабами и славянами к IX веку территория империи сократилась вдвое, как и количество ее граждан. Византийская империя этого периода – государство процветающих интриг, коррупции и воровства. История империи наполнена мятежами, заговорами, переворотами, политическими изменами и убийствами. Особенно процветала политическая интрига, сопровождавшаяся коварством, жестокостью и цинизмом. Императоры резались за власть, сокращая количество своих подданных. Борьба за престол не может себе позволить роскошь соблюдать законы, даже если это кодекс Юстиниана.

Историк того времени писал:

«После того, как римская армия присвоила себе право избирать императоров и стала возводить на трон людей самого низкого достоинства и звания, любой мог надеяться достичь этого высшего поста в государстве. Чтобы добиться его, следовало всего лишь применять в нужное время и в нужном месте подлость, коварство и убийство. Таковы были заговоры, потрясавшие в течение долгого времени, Константинополь. Редко, когда кто-либо из императоров оканчивал свои дни в покое, передавая власть законным наследникам».

Ситуация в империи изменилась в период правления императоров Македонской династии (вторая половина IX – середина XI века), раздавших государственные земли знати и военачальникам; землю обрабатывали зависимые крестьяне. Земельные магнаты составили класс феодалов. Ополчение воинов-стратегов, соответствовавших по типу европейским рыцарям и японским самураям, было заменено катафрактариями – закованной в броню тяжеловооруженной конницей.

И.М.Дьяконов писал:

«В середине IX века значительно уменьшившаяся Византия сплачивается в сильное централизованное государство, а в XI_XII веках в ней создается система условного, «феодального» владения с «сеньериальной» системой эксплуатации крестьян при одновременном их государственном обложении».

Существованию и развитию империи помогло развитие ремесел, внешней торговли и товаро-денежных отношений. Бурно развивавшиеся византийские города стали хозяевами среднеземноморской торговли. Константинополь – центр торговых путей между Западом и Востоком, стал богатейшим городом того времени. Развивается черноморская торговля. Развитию государства способствует подъем культуры. В Константинопольском университете преподаются арифметика, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка. Система просвещения создается по всей империи. В конце XI века патриарх Фотий собирает лучшую библиотеку того времени.

В 988 году в Херсонесе принимает православие великий киевский князь Владимир. За столетие до этого Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность и перевели на славянский язык Библию. Начинается духовный, а за ним и политический подъем в славянском мире, развивается архитектура, литература, живопись. Однако византийские императоры считали, что крещение варваров – так они называли славян – означает автоматическое подчинение славянских государств базилевсу Византии. Это и стало одной из главных причин падения империи в 1453 году.

Императоры династии Комнинов вошли в историю как высокопрофессиональные политики, дипломаты, военачальники, опиравшие на провинциальную знать. Местные феодалы, однако, не смогли стать решающей силой в империи – армия Византии состояла в основном из наемников, подчинявшихся платившему им императору.

Характерным примером византийской политической интриги стал захват власти в империи Андроником Комнином в 1182 году.

После смерти императора Мануила Комнина власть пришла к его одиннадцатилетнему сыну Алексею. Андроник был его родственником и жил в Византии, дав слово не участвовать в заговорах против власти малолетнего базилевса. Когда правившая за сына Мария Антиохийская ослабила свою власть в междоусобной борьбе за престол, поддержавший ее Андроник заодно и вступил в Константинополь как освободитель народа, прекративший смуту в государстве.

Андроник обратился к народу, только что дравшемуся в уличных боях, обещая ему благоденствие в империи. Объявив, что власть ему не нужна, так как он просто сын отечества, Андроник сказал, что благополучию в государстве мешает вредное влияние на малолетнего императора его матери, союзницы Андроника Марии Антиохийской. Он попросил ее «добровольно» отказаться от власти, и она отказалась. Андроник пообещал народу создать национальное правительство и «унять» местную аристократию и дворянство, заступиться за мелких землевладельцев.

Андроник отменил самые непосильные налоги, уволил самых зарвавшихся чиновников. Одновременно он устранил всех конкурентов в борьбе за престол. Родственники императора арестовывались и неожиданно умирали. Оставшимся в живых в судах выносили смертные приговоры.

Объявив, что не может гарантировать жизнь императора, Андроник арестовал его мать. Появившиеся свидетели показали, что императрица – франкский шпион. Смертный приговор своей матери утвердил мальчик-император. Когда Марию душили в камере, перед ее лицом держали приговор с подписью его сына. Впрочем, правители Византии за ее историю совершили все преступления, подвластные земному и божественному суду, причем делали это часто, и с наслаждением. Унять самодержца всегда было очень сложно. С «унимающими» не разбирались, их казнили. Некоторые историки писали, что в соседних государствах было еще хуже.

Через несколько месяцев после казни регентши, «группа граждан» обратилась к Андронику с предложением принять корону базилевса. Андроник публично отказался и по улицам Константинополя прошли демонстрации в поддержку просьбы «группы граждан». Когда придворные одевали на нового императора мантию и корону, он стал отбиваться и его «силой» втащили на трон. Слезать с трона Андроник не стал – он заплакал и сказал, что «покоряется воле народа». Он поклялся помогать малолетнему императору в управлении Византией. Через несколько дней мальчика-базилевса задушили, а его голову принесли Андронику, который несколько дней любовался ею, говоря: «Отец твой был лжецом, мать – развратницей, а сам ты – трусом».

Совершив после этого несколько преступлений, за которые по законам Византийской империи полагалась смертная казнь в виде сожжения, Андроник Комнин стал править империей. Через двадцать лет рыцари – участники Первого Крестового похода неожиданно изменили цель своего похода, захватили Константинополь и основали на Босфоре Латинскую империю.

Константинополь захватили войска, численность которых на несколько порядков было меньше византийской армии. Еще Алексей Комнин, считавшийся знаменитым императором, не мог найти на ответственные государственные должности сановников, которые соглашались вставать раньше 9 часов утра и начинать рабочий день до 12 часов пополудни.

Империю в 1261 году восстановил Михаил Палеолог. Перед избранием Михаил «обещал народу»:

– назначать на высшие должности в империи только достойных людей;

– не посягать на имущественные права граждан;

– не устанавливать новых налогов;

– не принимать доносов и гарантировать правосудие;

– увеличить жалованье ученым империи;

– гарантировать солдатам и их семьям сохранение за ними земельных участков.

Палеологи правили Византией до ее падения.

В 1453 году Константинополь осадила громадная турецкая армия Мехмеда II. Осаду ожидали. Из казны были выделены деньги на ремонт укреплений, тут же украденные первым министром императора. Крепостные стены остались в запущенном состоянии и никто из обреченных жителей города не озаботился этим или не достучался до императора. Чуть позднее не удосужившийся проверить расходование средств император был зарублен как раз у не отремонтированной стены.

Свои услуги для обороны Константинополя предложил тогдашний артиллерийский гений венгр Урбан. В византийской казне не нашлось денег на оплату труда артиллериста. Деньги нашел султан Мехмед II, и пятисоткилограммовые ядра урбановских пушек разнесли не отремонтированные константинопольские стены.

Историки назвали основные причины гибели Византии:

– громадный разрыв в обществе между бедными и богатыми;

– отсутствие справедливых судебных решений для обычных подданных;

– пренебрежительное отношение власти к своей армии и флоту;

– громадная коррумпированная чиновничья – бюрократическая система управления империи;

– презрение столицы империи к провинциям государства.

Валентин Иванов писал в своей работе «Русь изначальная» о Византии:

«Подданный не имеет воли и иного назначения, кроме содействия империи. Так называемые жертвы подданного на самом деле суть единственное его назначение, и лишь они определяют его право на земное существование. Отказывающийся выполнять обязанности по отношению к империи тем самым ставит себя вне права на жизнь, так как общее благо воплощено в благе империи».

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Образование Византийской империи

Образование Византийской империи Византия (Восточная Римская империя), оформившаяся как самостоятельное государство в IV в. в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную (395 г.), превосходила Западную по уровню развития ремесла и торговли, богатству

Восстановление Византийской империи

Восстановление Византийской империи В 1261 г. в результате длительной борьбы греческого народа за свою независимость пала эфемерная Латинская империя, и на ее развалинах вновь возродилось Византийское государство. Последний ни-кейский правитель Михаил VIII Палеолог

Внешние связи Византийской империи

Внешние связи Византийской империи Арабы и славяне. Восстание Фомы Славянина. В IX веке враждебные отношения между Византией и арабами почти не прекращались. На восточной сухопутной границе эти отношения вылились в форму однообразных, чуть ли не ежегодных столкновений,

Глава 7 Крестоносцы в Византийской империи

Глава 7 Крестоносцы в Византийской империи Раньше всех крестоносных вождей в «путь по стезе Господней» двинулся герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский, имевший под своим началом около десяти тысяч конных воинов – рыцарей и оруженосцев – и до восьмидесяти тысяч

I РАСПАД ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

I РАСПАД ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Первым результатом завоевания Константинополя крестоносцами было глубокое изменение облика восточного мира. На развалинах Византийской империи пышным цветом расцвели латинские феодальные сеньории. В Константинополе образовалась

I ПОЛОЖЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1201 г .

I ПОЛОЖЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1201 г . Империя в том виде, в каком она была восстановлена при новой династии Палеологов, нисколько не походила на монархию, в которой некогда царствовали Комнины. В Азии Трапезундская империя владела большей частью провинций по

Глава 4 Гибель Византийской империи

Глава 4 Гибель Византийской империи Столица Византии располагалась на полуострове, образованном Мраморным морем и заливом Золотой Рог. Городские кварталы, выходившие на берег моря и берег залива, прикрывались городскими стенами. За крепостные стены на берегу Мраморного

Внешние связи Византийской империи Арабы и славяне. Восстание Фомы Славянина. В IX веке враждебные отношения между Византией и арабами почти не прекращались. На восточной сухопутной границе эти отношения вылились в форму однообразных, чуть ли не ежегодных столкновений,

Взаимоотношения Византийской империи с болгарами и мадьярами

Взаимоотношения Византийской империи с болгарами и мадьярами Болгаро-византийские отношения во время Македонской династии имеют чрезвычайно важное значение для империи. Болгария, сделавшаяся при царе Симеоне страшным врагом Византии и угрожавшая даже столице и самой

Глава 2 Регионы и ландшафты Византийской империи

Глава 2 Регионы и ландшафты Византийской империи Историческая география, как это установлено, предписывает деление на «западную часть» и «восточную часть» империи, если пользоваться определениями верховной администрации

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР УРОКОВ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР УРОКОВ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Византийская империя была центром западного мира. Во главе страны стоял царь, помазанник божий, имевший огромную власть. Будучи наследницей Рима, Византия могла сказать о себе словами Анны Комнин: «По самой своей

§ 41. Государственность Византийской империи

§ 41. Государственность Византийской империи Византийскому государству, выросшему из Восточной Римской империи (см. § 15), принадлежит особое место в истории. Единственное из крупных государств античности, Византия сформировалась на основе развитой и во многих

§ 43. Судебно-правовая система Византийской империи

§ 43. Судебно-правовая система Византийской империи Развитие законодательства Судебно-правовая система Византии сложилась на исторической основе римского права. В VI в. в Византии была осуществлена всеохватывающая кодификация римского классического права с учетом тех

§ 8. Ложь третья: о «Византийской империи»

§ 8. Ложь третья: о «Византийской империи» Мы подошли к возможности открыть одну из виртуозно укрываемых от широкой публики тайн: Византийской империи НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО!Понятия «Византийская империя» не было ни в устном, ни в письменном употреблении до XVI века. То

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *