Византия образование государства

избегайте прогулок в одиночестве в малолюдных местах;

откажитесь, по возможности, от ночных передвижений, в крайнем случае, воспользуйтесь такси;

если к вам грубо обращаются по поводу якобы допущенной ошибки или делают вас объектом насмешек, не отвечайте и не поддавайтесь на провокации;

старайтесь предвидеть и избегать неприятных ситуаций;

не останавливайте, по возможности, машины автостопом и не соглашайтесь на то, чтобы вас подвозили незнакомые люди;

никогда не показывайте деньги или драгоценности, их надо держать во внутреннем кармане, в дипломате или в другом надежном месте;

не нагружайте себя свертками и пакетами, лучше всегда иметь свободу движений на тот случай, если возникнет необходимость защищаться;

если кто-либо мешает вам передвигаться, и вы не можете освободиться, обратитесь к милиционеру, позвоните в звонок на любой входной двери;

в незнакомом городе передвигайтесь с картой, которая позволит время; по той же причине побольше обращайтесь к разным людям, когда вы ищите какой-нибудь адрес, потому что единственный ответ может быть неправильным;

не показывайте слишком ясно, что вы турист; прогуливайтесь с местной газетой под мышкой, смешивайтесь с местными жителями;

будьте внимательны к подворотням и плохо освещенным углам, стараясь по возможности их избегать;

если какой-нибудь автомобилист спрашивает совета, дайте его быстро и четко или извинитесь, что вы не знаете этого места, но не вызывайтесь сопровождать незнакомого человека;

избегайте садиться в пустой автобус, а если вам все-таки приходится делать это, садитесь ближе к водителю;

когда вы передвигаетесь в городе, всегда удобно иметь в распоряжении несколько мелких монет и билетов на городской транспорт. избегайте мест большого скопления людей: рынки, толпы, очереди и т.д. именно в толпе легко столкнуться с тем, кто крадет сумки и бумажники. сами вы этого даже не заметите из-за нехватки времени. вот еще несколько советов, которые, хотя они и очевидны, полезно не забывать:

обращайтесь в учреждения для оплаты какой-либо квитанции или для продления срока действия какого-либо документа не в час пик и не в последние дни перед окончанием срока действия документа;

Михаил Ведешкин, кандидат исторических наук.

Все лекции цикла можно посмотреть .

К IV веку старые римские представления о том, что император является лишь первым сенатором – принцепсом, были изжиты. IV – VII века – это период домината, когда император полагал себя абсолютным, неограниченным владыкой Римского мира. С принятием Константином христианства почти все его наследники отказываются от обожествления императора, но тем не менее считают, что императорская власть имеет божественную санкцию, то есть император является наместником Бога на земле и выразителем Его воли. По сути власть императора ограничивалась только его здравым смыслом.

Функции константинопольского сената, который изначально, по плану Константина, должен был дублировать римский сенат, были невелики. Гораздо большим влиянием обладала консистория, то есть узкий круг высших чиновников, составлявших совет при императоре. В консисторию входили прежде всего чиновники, служившие в дворцовых ведомствах. Надо сказать, что в ранневизантийской империи все, связанное с особой императора, считалось священным, в том числе дворец и те ведомства, которые находились во дворце.

Первым из дворцовых чиновников был магистр оффиций. Круг его полномочий был исключительно широк. Во-первых, как это исходит из названия, магистр оффиций следил за всеми дворцовыми церемониями, в том числе за приемом послов. Таким образом, его можно назвать начальником внешнеполитического ведомства. Кроме того, магистр оффиций занимался организацией штата нотариев, то есть секретарей императора, и разбором прошений, которые поступали на императорское имя. В ведении магистра оффиция находились военные фабрики, на которых изготовлялись оружие и брони для римской армии. Ну и, кроме того, магистр оффиций возглавлял придворную гвардию – схолу, по-латински.

Вторым по важности из чиновных должностей дворца был квестор. Квестор был главным советником императора по юридическим вопросам. Именно его перу принадлежали законы, издаваемые от имени императора.

Далее шли два министра, заведовавших финансами империи. Первый из них – это комит священных щедрот, который по сути занимался вопросами налогообложения и распределением поступавших сумм по разным ведомствам. Второй – это комит частных дел. В его ведении находились личные домениальные земли императорской фамилии, с которых также собирались довольно обильные налоги.

Четвертым членом консистории был префект Константинополя, то есть глава столичного управления, формально считавшийся главой константинопольского сената и верховным судьей столицы, чья юрисдикция простиралась на сто миль от города.

Кроме того, в консисторию регулярно входили высшие военные чины, о которых будет сказано ниже.

Очень важным человеком при дворе ранневизантийских императоров был препозит священной опочивальни, то есть, грубо говоря, спальник. Влияние спальников, препозитов опочивальни, происходило от их постоянного и непосредственного контакта с императорской персоной. По сути, они могли представлять определенные группы влияния, продавливать интересы некоторых группировок знати, или даже брать в свои руки огромное количество различных должностей, распределять их и по сути контролировать императора.

Препозиты священной опочивальни всегда были евнухам. Поскольку граждан империи оскоплять было нельзя, то зачастую это были иностранцы, часто армяне или персы. Вот некоторые из этих препозитов достигли невероятных высот, власти. Из них первый известный – это евнух Евсевий, который был препозитом священной опочивальни императора Констанция. В IV веке историк Аммиан Марцеллин, который не очень благожелательно относился к этому императору, иронизировал, что Констанций при Евсевии имел много власти.

В конце столетия еще один евнух – Евптропий по сути контролировал правительство 00-05-06 ??вялого?? императора Аркадия, сына императора Феодосия.

И в середине V столетия подобные функции выполнял евнух Хризафий, который был всесильным министром при императоре Феодосии Втором Каллиграфе.

Из этой череды шептунов-постельничих можно исключить одну выдающуюся личность – препозита священного опочивальни императора Юстиниана Нарсесс. Это не просто ловкий интриган, а прежде всего талантливейший полководец, который по сути завершил главную войну эпохи Юстиниана – готскую войну и стал одним из самых блестящих военачальников VI столетия.

Теперь о системе провинциального управления. В наследство от Римской империи ранней Византии досталось около 60 провинций, точнее сказать нельзя, потому что их количество периодически менялось. Провинции управлялись губернаторами, которые носили титул проконсула, презида, или корректора. Несколько провинций – от 5 до 11 – объединялись в диоцез. Начальниками диоцезов – всего их было семь – были викарии. И, наконец, несколько диоцезов объединялись в преторианские префектуру. Префектур было всего две. Небольшая префектура – Илирика, в которую входило два европейских диоцеза. И огромная префектура востока, в которую входила Фракия, вся Малая Азия, вся Сирия и все североафриканские владения ранневизантийской империи. По сути, префект претория востока был после императора самым влиятельным чиновником. Антиохийский софист Либаний в IV веке в своем послании к императору прямо назвал префекта – тот, кто следует сразу за тобой.

В Византии сохранялась классическая система образования. Школа была доступной для всех. Нормой знания считалась осведомленность в античной истории, философии, литературе и поэзии. Образование в отличие от Запада было светским. Обязательно изучались Гомер, Геродот и Фукидид, Платон и Аристотель. Утвердилось убеждение в том, что самые выдающиеся мыслители древности не противоречили догмам христианского учения, что они предвосхитили многие истины христианства. Школа предоставляла возможность социального восхождения и деловой карьеры. Талантливые выпускники школ, будучи детьми простолюдинов, могли стать юристами, военными, чиновниками.

Обучение начиналось с элементарной школы (προπαιδεια), в которую ребенка отдавали в 6–7 лет. Там изучали орфографию, письмо, чтение, счет и пение. Давали также основы знаний по Священному писанию.
После этого в 9–10 лет ребенка переводили в школу грамматиста (παιδεια), где осваивали грамматику греческого языка. Здесь сообщались основные сведения по литературе, истории, мифологии, географии, метрике. Школьные программы предусматривали знание Гомера, Гесиода и Пиндара, избранных мест из сочинений лирических поэтов, комедиографов и трагиков; ученики должны были знать комедии Аристофана и трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида; ученики изучали исторические сочинения Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Плутарха. Обязательным было обращение к трудам отцов греческой церкви – Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других.

Основным учебником являлись «Каноны» Феодосия Александрийского (VI век), в которых приводились таблицы склонений существительных и спряжений глаголов. Использовались также словари, из которых самым известным стал «Лексикон» Гесихия (V век). В 16–17 лет ученики переходили в школу ритора. Здесь осваивались декламация, риторика, правила построения речи и основные жанры красноречия. Ученики должны были уметь сочинять басни, рассказы, хрии, т.е. тезисное изложение мысли, сентенции-гномы, тропы или общие места, энкомии или порицания и пр. Ученики должны были уметь вести диспут, импровизировать, декламировать. Много внимания уделялось письменной речи, правилам составления письма. Важнейшим учебником оставалось «Риторическое искусство» Гермогена Тарсийского (II – III века).

Помимо риторических школ были философские школы, где изучались Платон и Аристотель. Самой авторитетной из них была Афинская Академия, действовавшая до 529 года, до закрытия императором Юстинианом. Были также естественные школы. Наиболее известной был Александрийский мусейон, где изучали математику, геометрию, астрономию. Он просуществовал до VIII века.
В Константинополе по указу Феодосия II в 425 году был открыт университет, официально называвшийся auditorium. В нем были кафедры риторики, философии, права, греческой и латинской грамматики; преподавали 10 греческих и 10 латинских грамматиков, 3 латинских и 5 греческих риторов, 2 профессора права и профессор философии. В 855 году в Магнаврах, под Константинополем, была открыта школа математических наук, которую возглавил Лев Математик.

В XI веке стала действовать Патриаршия Академия, в которой изучали библейскую экзегезу, т.е. правила толкования Библии, Евангелия, труды отцов церкви и богословия в целом. Выпускники Академии занимали высшие церковные должности. Риторические школы, мусейоны, университеты, академии являлись школами высшей ступени. Образование в них, как, впрочем, в школах начальной и средней ступеней, было платным. И хотя в Византии существовали школы для неимущих, для девочек, существовали формы стипендиальной поддержки талантливых учеников, образование никогда не было массовым. По оценкам византинистов, в периоды стабильности общая численность образованных людей в империи не превышала 15 процентов населения.
Далее ► Византийская философия, теология и науки

Константинопольский сенат, высший совещательный орган при византийском императоре с достаточно «размытыми» правами и обязанностями.

В эпоху гибели позднеантичного общества синклит уцелел, а к середине VII в. его влияние существенно возросло, особенно, по сравнению с VI в., когда сенат играл чисто декоративную роль. Впрочем, с укреплением императорской власти, чрезвычайно ослабевшей в катаклизмах VII в., значение синклита в начале VIII в. вновь снизилось (см. Юстиниан II Ринотмет, Лев III).

В царствование Льва VI завершилось складывание классического облика Византии как централизованной военно-бюрократической монархии. В частности, 47-я и 78-я новеллы, изданные от лица этого василевса, отобрали у синклита право законодательной инициативы и низвели до положения консультативно-церемониального органа при императоре. Тем не менее, синклит не лишился всех функций: он имел определенное воздействие на кадровую политику правительства, во многом формируя его состав и не отстраняясь от разрешения проблем войны и мира. Синклит оставался почетнейшей ассоциацией титулованной знати, принадлежность к которой не только обеспечивала высокий социальный статус и соответствующее место в табели о рангах, но и солидное денежно-вещественное довольствие (см. Руга).

Синклитики (члены синклита) преимущественно проживали в Константинополе, а их число регулировалось, скорее, обычаем, чем юридической нормой. В синклит входили чины I – II классов: магистры (см. Логофисий), патрикии, анфипаты (аналог римских проконсулов), протоспафарии («меченосцы») и спафарокандидаты. Представители дворцовой службы и духовенства к синклитикам не относились. Возглавляли синклит «первенствующие члены» – парадинастевонты, а в середине Х в. своеобразным «председателем» синклита стал проэдр. Впервые этот титул из рук новоиспеченного василевса Никифора II Фоки получил евнух Василий Ноф – внебрачный сын Романа I Лакапина и опытный царедворец, энергично способствовавший восшествию Фоки на престол.

В середине Х в. и со второй четверти XI в. синклит вновь оказался в центре политической и социальной борьбы, выступая, по меньшей мере, в качестве верховного арбитра в ожесточенных спорах за обладание императорским скипетром. В годы малолетства Василия II и Константина VIII поддержка со стороны синклита открыла путь к трону Никифору Фоке и Иоанну Цимисхию. По смерти Василия II при его ничтожных преемниках синклит и вовсе возвратил прерогативу ключевого административного института Византии, а также принял деятельное участие в смене василевсов, вырывавших друг у друга корону обессиленной империи (см. Феодора Багрянородная, Михаил VI Стратиотик, Михаил VII Дука).

К концу XI в. династический кризис, наложившийся на общественно-хозяйственный и военный, привел к краху старую государственную модель: в комниновской Византии синклит почти полностью утратил политический вес.

Иллюстрации:

Провозглашение императора (Хлудовская псалтырь, ок. 850 г. Государственный исторический музей. Москва);

Сиклитики на приеме у императора Василия I («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, рубеж XII – XIII вв. Королевская библиотека. Мадрид).

Еще новонаписанный кусок из текста про Византию…
Мне очень нравится эта фреска III Вселенского Собора. Кажется Св. Кирилл сейчас огреет Нестория крестом.

Можно ли дать какую-то интегральную формулировку или концепцию того, что такое византизм, что такое византийская цивилизация? На мой взгляд, её характеризуют следующие черты.

I. Империя как Тело Христово. Самоопределение Византии базировалось на «византийском догмате», то есть на вере в тождество Мистического Тела Христова – Церкви и политического тела Империи. Для византийцев Империя была телом Церкви пребывающим в сём мире.

II. Политическое православие. Мистика церковности предполагала строгую ортодоксальность в вопросах религии. Православие становилось вопросом жизни и смерти, поскольку только безукоризненная чистота веры сохраняла единство Тела Христова. Поэтому православие воспринималось не только как философская, но как политическая проблема. Мировая история знала массу царей-священников, несколько царей-философов, но только в Византии возможен был тип царя-богослова.

III. Цивилизация чуда. Чудо, чудесное, теофания среди повседневности были основой жизненного самоощущения византийцев. Раз Империя есть Тело Христово, значит Дух Святой – животворящий и чудотворящий непрерывно действует в ней. Чудо – не столько вторжение иного мира, сколько составная часть преображенной божественными энергиями реальности. На чуде строится и повседневная жизнь, и политика, становящаяся агиополитикой.

IV. Иконичность. Способом присутствия Божественного в жизненной ткани повседневности является икона. Не случайно классический византизм устанавливается именно с победы над иконоборчеством. Икона – это способ маркирования преображенного Духом пространства, способ осуществить присутствие невидимого и бесплотного мира. Икона – это не только изображение, но и архитектура, но и пространство (иеротопия), вся среда, где сообщаются два мира.

V. Остров спасения. Геополитическое положение Византии можно осознать через метафору острова или ковчега спасения. Все 1123 года своего существования Империя с переменным успехом отстаивала территорию от множества врагов, отождествляя свою границу с границей истинной Церкви. По большей части это была оборонительная война, иногда оборачивающаяся контрнаступлением. Этому удержанию территории спасения были подчинены как воинский дух, отличавшийся героизмом и рыцарством, так и изощренная, полная коварства византийская дипломатия. Любые средства годились для того, чтобы удержать свой остров.

VI. Средиземноморская цивилизация. Византия располагалась и в Европе, и в Азии, и, порой, в Африке, но никому бы и в голову не пришло назвать эту цивилизацию «евразийской» она не подчинялась континентальным архетипам, а господствовала над ними. Византия – это, прежде всего, Византий, город на стыке материков и морей. Подлинной стихией византизма было Средиземноморье (прежде всего — восточное). Эта цивилизация жила пока могла контролировать море своим флотом, вооруженным греческим огнем, и умерла, когда сила этого флота ослабла и контроль за морем перехватили итальянцы.

VII. Сверхурбанизм. Особенностью Византии было то, что центром огромной империи всегда оставался один город – мегаполис. Константинополь. Всё остальное пространство было более-менее существенным приложением к нему, его питательной средой. Нигде и никогда в истории сосредоточение цивилизации в одном Городе было настолько абсолютным. Это предопределяло как исключительную насыщенность его жизни, город был средой непрерывной активности и творчества, так и иссушающее его влияние на окружавшее его городское и сельское пространство. Пока к Константинополю примыкала его естественная «хора» – Малая Азия, обширная система сельских местечек и поместий, искусственность и пропорциональность характера этого города не была заметна. После захвата Малой Азии турками началось экономическое и социальное самоопустошение Византии.

VIII. Аграрно-фискальная экономика. Удивительной особенностью Византии было то, что будучи аграрной цивилизацией, с постепенно падающей ролью промышленности и торговли, что вообще характерно для средневековья, она до конца сохранила свой денежный характер. В центре её социально жизни стояли налоги и Бюджет. Основой социальной иерархии была иерархия распределения императорского жалования чиновникам. Уровень финансового контроля за аграрным обществом был очень высок и не имел себе равных, пока на Западе не появилась конкурирующая торгово-промышленная модель итальянских республик, успешно вндрившихся в византийскую систему и уничтоживших её.

IX. Монашеская цивилизация. Жизнь Византии всегда определялась структурным напряжением между «империей и пустыней» (по точному выражению о. Георгия Флоровского). Монашество, уход от мира, альтернативный способ аскетического существования составляли как бы параллельный социум. Пустыня оказывала огромное влияние на Империю – выступая как защитница Православия, барьер от чрезмерного обмирщения жизненной практики. Предполагала возможность перехода в более близкую к Небу форму жизни. Часто недооценивают роль монашества в Византии или считают её деструктивной. Между тем, именно существование параллельного социума позволяло снимать многие социальные и даже политические противоречия, которые иначе бы вызывали острый кризис.

X. Археологичность знания. В культурном плане Византия всегда жила прошлым, она осмысляла себя через единый исторический континуум с Грецией, Римом и Библейским востоком. Её историческое время было непрерывным по отношению к древней истории временем. Интенсивное культурное творчество и развитие (а Византия была пространством уникального творческого потенциала) шло через органичное движение в прежних культурных формах. Даже такие культурные революции, как развитие крестово-купольного храма не осмыслялись как разрыв. Это позволило Византии сохранить огромную часть античного наследия (если бы не внешние потрясения всё сохранилось бы в практически полном виде). Но в этой отягощенности были и свои минусы – сравнительная культурная бедность Запада заставляла его двигаться вперед, делая из нужды добродетель, изобретая велосипеды и, в конечном счете, вырваться к новым рубежам развития, освоить которые Византия уже не сумела. Особенно характерным, в этом смысле, было становление университетской науки – формы, так, в итоге, не прижившейся в Византии. Магнаврская высшая школа была блистательной, но неустойчивой и, зачастую, виртуальной структурой, типичным плодом мегаполисной централизации культуры. В целом, знание для византийца было слишком доступным, чтобы нуждаться в совместном обучении по ограниченному числу книг, растолкованному преподавателем.
ptolemymapofeurope

Таковы, на мой взгляд, основные черты византийской цивилизации. Прекращение истории Византии – это не плод какого-то системного порока в её истории, а исключительно свидетельство того факта, что у каждой вещи есть своё начало и свой конец. Лишь тогда, когда современная Западная цивилизация сумеет превзойти срок её существования и сумеет кончить как-то лучше, предмет для сравнения действительно появится. В определенный период истории Византия была сосредоточением всего лучшего, самого глубокого и яркого, что только могла дать человеческая культура. Эта шедевральность Византии была достигнута тем, то человеческое мыслилось в ней как составная часть богочеловеческого. Византия – это, несомненно, абсолют религиозной цивилизации доступной для человека.

Егор Холмогоров.Византия

17.01.2014 / Егор Холмогоров

События последних двух недель – ожесточенные ментально-мировоззренческие конфликты вокруг православных святынь, споры о месте России в Европе или вне Европы, в составе Западной цивилизации, или вне её, или в противостоянии с нею (не забудем еще и о том, что Европа …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *