Византия в 6 веке

§ 6. Византийская империя: между Европой и Азией

Византия – государство ромеев

Ядро восточнохристианского мира составляла Восточная Римская империя, или Византия. Это название произошло от имени греческой колонии Византии, располагавшейся на том месте, где император Константин Великий в IV веке заложил свою новую столицу – Константинополь. Империя была расположена в восточной части Средиземноморья и в период наивысшего расцвета в VI веке владела землями, раскинувшимися в Европе, Азии и Африке. Это были Италия, Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, Месопотамия и Армения, а также средиземноморские острова.

Византийские монеты

Большинство населения империи говорило на греческом языке, но сами себя византийцы именовали ромеями, то есть римлянами. Действительно, Византия была прямой наследницей Рима. Традиции античной культуры сохранялись здесь значительно дольше, чем в Западной Европе. Константинополь гордо именовался Вторым Римом. Восточная Римская (Византийская) империя просуществовала почти на 1000 лет дольше Западной.

Вспомните, какова была судьба Западной Римской империи.

Мягкий средиземноморский климат благоприятствовал занятию земледелием. Византийцы выращивали пшеницу, ячмень, садово-огородные культуры, виноград, оливки. Разводили скот – коз, овец, лошадей. Богатыми были и недра Византийской империи. Здесь добывали строительный камень, мрамор, глину, железо, медь, олово, серебро, золото и другие полезные ископаемые. Богатства Византии были известны далеко за пределами страны благодаря оживлённой торговле. Империя была расположена на важнейших торговых путях. Самым знаменитым из них являлся Великий шёлковый путь, протянувшийся на 11 тысяч километров из Византии до загадочного Китая. Ещё один путь, «путь благовоний», вёл через Аравию, порты Красного моря и Персидского залива к сказочно богатым странам Азии.

Византия оставалась «страной городов». Их населяли искусные ремесленники, изделия которых ценились повсюду. Настоящим чудом была столица империи – Константинополь. Современники именовали его «оком и центром Земли», «царственным градом» и «мастерской Вселенной». Огромный город, насчитывавший сотни тысяч жителей, бесперебойно снабжался всеми необходимыми товарами. В гавань Золотого Рога заходили тысячи кораблей. По сухопутным путям к городу шли сотни караванов, нагруженных разнообразными товарами. Ещё с античных времён город украшали великолепные храмы и дворцы. На площадях стояли статуи богов и героев. Жители Константинополя любили посещать парки, харчевни и ипподром, на котором устраивались состязания колесниц.

Состязание колесниц на ипподроме. Византийский рельеф

Государство и церковь в Византии

Важной особенностью Византии была сильная императорская власть, которую ромеи считали священной, исходящей от Бога. Император назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, осуществлял суд. Он распоряжался всей землёй, казной страны, мог возвысить или наказать любого своего подданного. От благоволения властителя зависела карьера вельмож. Для продвижения по службе в Византии знатность рода не имела такого значения, как в странах Западной Европы. Императорский престол часто захватывался удачливым военачальником или вельможей. Только треть императоров получили его по наследству. Высшая власть в Византии нередко оказывалась в руках людей незнатных, но удачливых и талантливых.

Корона императора Константина IX

Огромным авторитетом в Византии пользовалась христианская церковь. Её главой был константинопольский патриарх (от греческого слова «отец»). Если римский папа претендовал не только на духовную власть над всеми христианами, но и на верховенство над королями, герцогами, князьями, то в Византии патриархом мог быть избран только тот, кто был угоден императору. Патриарх и император делили власть над подданными – один был духовным наставником, другой господствовал в мирских делах.

Каким образом строились отношения между византийским императором и патриархом?

Византия при императоре Юстиниане I

Вершины своей славы и могущества Византия достигла в правление императора Юстиниана I (527–565). В начале его правления, в 532 году, рост налогов, произвол императорских чиновников вызвали мощное народное восстание, получившее название «Ника» (от греческого слова «побеждай» – таков был лозунг восставших). Мятежники быстро захватили почти всю столицу. Но император при помощи верных войск подавил восстание народа.

Император Юстиниан I. Мозаика из Равенны

Проведя реформы, Юстиниан I укрепил внутреннее положение государства. Он ограничил произвол вельмож и крупных землевладельцев, которые захватывали земли свободных крестьян, принуждая их переходить под своё покровительство и становиться зависимыми людьми. Юстиниан I запретил знати захватывать крестьянские земли. По его приказу лучшие византийские юристы собрали и переработали многие римские законы. Вместе сражения. Юстиниану I удалось присоединить к владениям империи Италию, Северную Африку, часть Пиренейского полуострова. Для укрепления границ империи была построена непрерывная линия крепостей. Казалось, что возродилась прежняя Римская империя, контролирующая почти всё Средиземноморье. Однако огромная держава, созданная силой оружия, была непрочной.

Императрица Феодора. Мозаика из Равенны

Византия в VII–XI веках

После смерти императора Юстиниана I Византия потеряла многие свои владения, ей приходилось сдерживать атаки всё новых и новых врагов.

Морское сражение. Византийская миниатюра

Грозным противником империи на востоке был Иран. Длительные кровопролитные войны двух держав истощали обе стороны, не давая решающего перевеса ни одной из них. Всё же в VII веке византийцам удалось восстановить свои рубежи на востоке. Они отвоевали Сирию и Палестину, а похищенный иранцами Святой Крест, на котором, по преданию, был распят Иисус Христос, вновь водрузили в священном для всех христиан Иерусалиме.

Византийская империя при Юстиниане I

Назовите государства, с которыми граничила Византия. Назовите народы, вторгавшиеся в пределы империи.

В VII веке у империи появился новый, ещё более опасный враг – арабы. Под их ударами пал Иран, а Византия лишилась почти всех своих африканских и азиатских провинций (кроме Малой Азии).

К XI веку Византия возродила своё могущество. Хотя её территория несколько сократилась по сравнению с VI веком (империя владела Малой Азией, Балканами и югом Италии), это было самое крупное и мощное из христианских государств того времени. В более чем 400 городах империи жило около 1,5 миллионов человек.

Культура Византии

Культура Византии возникла из слияния двух традиций – античной и христианской. Большое влияние на византийцев оказала также культура стран Востока. Разговорным языком и языком культуры Византийской империи был греческий. Культура Византии, так же как и на западе Европы, формировалась под сильным влиянием христианской религии. Но империя ромеев была и наследницей античной культуры Древней Греции и Рима.

Апостол Павел. Эмаль. Византия

Набожные христиане-византийцы прониклись уважением к духовному подвигу отшельников и монахов, сочинениям богословов и их проповедям. В Константинополе строились великолепные христианские храмы, создавались произведения христианских авторов. Живопись, архитектура, литература и музыка византийцев прославляли деяния Господа и святых подвижников христианской веры.

Грамотных и образованных людей в Византии уважали. Не только знать, но и простые горожане стремились дать своим детям образование.

Главным источником знаний были рукописные книги, стоившие очень дорого. Только богатые люди могли себе позволить иметь дома библиотеку. Переписка книг была трудным и кропотливым делом. Им занимались в основном монахи.

Четыре евангелиста. Византийская миниатюра

Книги играли важную роль в распространении и утверждении христианства. Без богослужебных книг нельзя представить себе ни одну христианскую церковь. Евангелие – главная книга христиан – всегда лежало на алтаре, символизируя присутствие Иисуса Христа в храме. Ромеи любили читать жития святых и сочинения Отцов Церкви, которые в своих работах разъясняли сложные богословские вопросы.

Церковь Святого Луки в Греции

Византийская архитектура и живопись

Столица Византийской империи поражала своими великолепными дворцами и храмами. Особенно много построек было возведено при императоре Юстиниане I, не жалевшем средств для украшения Константинополя. Желая прославить деяния Бога и остаться в веках великим правителем, Юстиниан приказал возвести самый большой в то время храм христианского мира. Это был собор Святой Софии – Премудрости Божией, построенный под руководством архитекторов Анфимия и Исидора всего за пять лет. Внутреннее пространство величественного храма венчает огромный купол, диаметр которого превышает 30 метров. В основании купола находятся 40 оконных проёмов. Свет, льющийся из них, создаёт впечатление невесомости купола, как бы парящего над собором подобно небесному своду. Стены и даже пол храма были выложены мрамором, украшены золотом и серебром.

Внутреннее убранство собора Святой Софии. Современный вид

Византийцы были непревзойдёнными мастерами мозаик, создававшихся на стенах и сводах храмов из небольших кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.

Другим видом живописи были фрески – картины, выполненные по сырой штукатурке. Чаще всего фресками расписывали стены церквей. На них изображали эпизоды из Священного Писания, рассказывали о жизни и мучениях Иисуса Христа, подвигах святых, прославляли деяния императоров. В храме помещались иконы.

Капитель колонны собора Святой Софии

В византийской живописи существовал канон. Иконы, например, считались не просто изображениями Бога или святых, а окном в небесный мир, где всё иначе, чем на земле. Именно поэтому фигуру Христа рисовали в несколько раз крупнее изображений, его окружавших. Каждое живописное произведение внутри храма имело строго определённое место. В куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судьи, ниже были изображены ученики Христа – апостолы, на стенах и столбах – святые и пророки, на западной стене храма – сцена Страшного суда.

Византийцы были лучшими строителями и художниками своего времени, поэтому их часто приглашали для сооружения и украшения церквей правители других стран – Болгарии, Сербии, Руси и Италии.

Славянский просветитель Иоанн Рильский. Фреска XIX века

Подведём итоги

Многие века Византия оставалась могущественным христианским государством, находившимся на границе Европы и Азии. Для Византии была характерна сильная государственная власть и подчинение церкви императору. Культура Византии вобрала в себя богатое наследие Античности, христианскую мудрость и достижения Древнего Востока.

Юрист – знаток законов.

Кодекс – сборник законов.

Икона – изображение Бога, святых, исполненное на деревянной доске.

Канон – строгие правила изображения и размещения живописных произведений в церкви.

532 год. Восстание «Ника» в Константинополе. «История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее, не позволяя ему погрузиться и исчезнуть в пучине забвения, и признана важнейшей среди всех полезных людям вещей».

Византийский историк Лев Диакон

Вопросы

1. Чем занимались жители Византии?

2. Какова была власть императора в Византии?

3. Какую роль играла в жизни византийцев церковь?

4. Когда и почему произошло восстание «Ника»? Каков был его результат?

5. С какими народами и государствами вела войны Византия? Каковы были результаты этих войн?

6. В чём заключались особенности византийской культуры?

7. Как повлияла христианская религия на византийскую архитектуру и живопись?

Задания

1. Используя материал параграфа и иллюстрации, составьте рассказ на тему «Константинополь глазами западноевропейского купца».

2. Используя иллюстрации и текст параграфа, охарактеризуйте императора Юстиниана (план характеристики см.: задание к § 3).

3*. Современник императора Юстиниана I, византийский историк Прокопий Кесарийский, так описывал собор Святой Софии в Константинополе: «Этот храм представлял чудесное зрелище. Для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём – совершенно невероятным. В высоту он поднимался как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах, он виделся среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом».

Используя это описание, текст параграфа и иллюстрации (1, 2), составьте рассказ о соборе Святой Софии в Константинополе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Раздел наследства Византии между Западом, Востоком и Азией

10. Раздел наследства Византии между Западом, Востоком и Азией Так было разделено религиозное и политическое наследство «матери-Византии» между:Западом, с католическим «Третьим Римом» в Италии в качестве нового религиозного центра,Востоком, с православным «Третьим

§ 6. Византийская империя: между Европой и Азией

§ 6. Византийская империя: между Европой и Азией Византия – государство ромеевЯдро восточнохристианского мира составляла Восточная Римская империя, или Византия. Это название произошло от имени греческой колонии Византии, располагавшейся на том месте, где император

6. РАЗДЕЛ НАСЛЕДСТВА ВЕЛИКОЙ = «МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ МЕЖДУ ЗАПАДОМ, ВОСТОКОМ И АЗИЕЙ

6. РАЗДЕЛ НАСЛЕДСТВА ВЕЛИКОЙ = «МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ МЕЖДУ ЗАПАДОМ, ВОСТОКОМ И АЗИЕЙ Так было разделено религиозное и политическое наследство «матери-Ромеи» и Великой = «Монгольской» Империи между:• ЗАПАДОМ, с католическим «Третьим Римом» в Италии в качестве

Ф. А. Степун Россия между Европой и Азией

Ф. А. Степун Россия между Европой и Азией «На рубеже двух столетий Россию, как отмечает Вячеслав Иванов, охватила страшная тревога. Владимир Соловьев остро ее почувствовал: Всюду невнятица, Сон уж не тот. Что-то готовится, Кто-то идет. Под идущим Соловьев, как писал

3.9. Раздел наследства Византии между Западом, Востоком и Азией

3.9. Раздел наследства Византии между Западом, Востоком и Азией Так было разделено религиозное и политическое наследство «матери-Ромеи» и Великой-«Монгольской» Империи между:Западом, с католическим «Третьим Римом» в Италии в качестве религиозного центра,Востоком, с

§ 10. Русь между Европой и Азией

§ 10. Русь между Европой и Азией Как и во многих европейских странах, первые верховные правители Руси вполне могли быть пришлыми, «людьми со стороны», способными преодолеть вражду и раздоры между теми племенами, которые хотели бы жить общей жизнью, но не могли разрешить

2. Византийская империя

2. Византийская империя Положение евреев в Византийской империи (на Балканском полуострове) было гораздо хуже, чем в Италии. Византийские императоры относились враждебно к евреям еще со времен Юстиниана (VI в.) и крайне стесняли их в гражданских правах. Иногда их

Византийская империя и Русь

Византийская империя и Русь Во время македонских государей русско-византийские отношения развивались очень оживленно. По словам нашей летописи, русский князь Олег в 907 году, т. е. в царствование Льва VI Мудрого, стоял с многочисленными судами под стенами Константинополя и,

4.1 Открытие морского пролива между Азией и Америкой в допетровской Руси (Дежнев).

4.1 Открытие морского пролива между Азией и Америкой в допетровской Руси (Дежнев). Решение вопроса о характере Азиатского континента экспедицией Беринга было первой крупной научной работой русского общества. Это было первое великое открытие, сделанное вошедшим в

Византийская империя

Византийская империя В 395 году император Феодосий разделил Римскую империю между двумя своими сыновьями, которые правили западной и восточной частями страны, соответственно из Рима и Константинополя. Запад вскоре стал разваливаться; Рим пострадал в 410 году от нашествия

12. Османский = Атаманский полумесяц со звездой — над Европой и Азией XIV–XVI веков

12. Османский = Атаманский полумесяц со звездой — над Европой и Азией XIV–XVI веков 12.1. Полумесяц со звездой — это старый символ Царь-Града Как сообщают сами историки, еще с раннего средневековья, то есть ЗАДОЛГО ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА, «полумесяц стал ассоциироваться с

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ Почти полтора века тому назад находившийся при одном из германских дворов в составе русской дипломатической миссии Ф. И. Тютчев вынужден был публично протестовать против антирусской кампании, поднятой в местной журналистике. В ответ

Византийская империя Завоевания Юстиниана не были долговечными.В конце царствования возобновление борьбы против Персии и недовольство, связанное с налогами, шедшими на военные расходы и роскошь двора, породили атмосферу кризиса.При его преемниках все завоеванные

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ Почти полтора века тому назад находившийся при одном из германских дворов в составе русской дипломатической миссии Ф. И. Тютчев вынужден был публично протестовать против антирусской кампании, поднятой в местной журналистике. В ответ

Третьего не дано

И Путина, и Эрдогана подозревают в симпатиях к имперскому прошлому их стран и даже видят в их действиях стремление воссоздать в каком-то виде это величие. Есть даже такие прогнозисты, которые доводят фантазию до крайности: дескать, и Москва, и Анкара претендуют на одно и то же классическое наследие — наследие «ромеев», Восточной Римской империи. И жаркие споры историков по этому поводу якобы уже не за горами. Впрочем, предлагают и альтернативу — считать головы на имперском орле российской и турецкой.

Что «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать», слышали все. Но при чем тут турки? Они ведь разрушили наследницу Рима Византию.

Это как сказать: турецкая экспансия на территории империи ромеев развивалась лет пятьсот, кочевых тюрок на земле Малой Азии было, по мнению историков, от силы полмиллиона душ, и все они практически полностью растворились в многомиллионной массе местного ромейского населения, состоявшего из армян, греков, евреев, мидийцев, фракийцев, славян и пр. Вся правящая верхушка новой империи формировалась из отдельных турецких «османских» кланов и — администраторов, командиров, евнухов, наложниц из числа иноземцев, бывших иноверцев, лично обязанных султану. Сами султаны при случае подчеркивали свое кровное родство с византийскими императорами. Слово «турок» до Ататюрка было прозвищем полуграмотного селянина, работавшего на земле.

Фактически нынешние турки есть прямые потомки византийцев, а через них — хеттов, греков, армян, мидян, фракийцев и массы других племен, проживавших в Средиземноморье. И символика — полумесяц со звездой — была заимствована из эмблемы Константинополя. Как и титул султана — Кайср-и-Рум, то есть римский кесарь.

Что же до российского двуглавого орла, он не был гербом Византии. Этот символ принадлежит семейной геральдике Палеологов, последней династии империи, и пришел в Москву с Зоей Палеолог, вышедшей замуж за московского князя Ивана III.

Но этот символ, к примеру, лет за двести до означенных событий уже был в гербе Чернигова. Известно, что орел украшал и знамена «турок-сельджуков» наряду с драконом и львом — символами китайцев, персов и византийцев. В Европе орел появился в качестве государственной эмблемы Священной Римской империи в 1434 году при императоре Сигизмунде.

По закону Зоя Палеолог вообще никак не могла претендовать на трон императоров-басилевсов. Прямым наследником титула был племянник последнего императора Андрей. В Европе наследниками империи в той или иной степени считали себя и другие государства — Сербия, Албания, Австрия, Испания, Священная Римская империя, итальянские княжества, которые использовали популярный символ двуглавого орла в своих эмблемах.

Сам по себе символ двуглавого орла использовался с незапамятных времен — еще в полумифическом Шумере, шесть тысяч лет назад — «Анзу», божество бури, молнии. Изображения двуглавого орла также встречаются у хеттов, живших четыре тысячи лет назад на территории нынешней Турции. Древнейшее изображение двуглавого орла, которому 3500 лет, найдено в Турции неподалеку от селения Богазкей, где когда-то находилась столица Хеттского государства.

Карл Великий с помощью римского папы самочинно присвоил своей империи звание «Римской» под тем предлогом, что «женщина дана мужчине для размножения рода, для помощи, но не сказано, чтобы она была назначена для учительства». Имелось в виду то обстоятельство, что в Константинополе трон кесаря-басилевса занимала Ирина, и это обстоятельство считалось во мнении западных юристов достаточным для того, чтобы рассматривать должность «римского императора» как вакантную и возложение императорской короны на Карла как акт вполне легальный и даже необходимый. Это подкреплялось и тем фактом¸ что Ирина взошла на престол через кровавый переворот, незаконную узурпацию власти.

С Карла Великого, пожалуй, в обиход входит слово «Византия». Смысл подмены понятий был прост: истинная «Римская империя» перебралась на Запад. Окончательно на Западе слово это вошло в научный оборот в эпоху Людовика XIV, интересовавшегося, кто до него уже побывал в роли «солнца». При Карле сочинили и фальшивку — «Константинов дар», где сообщалось, что император Константин Великий, избавившись от проказы, еще в 334 году отдал папе римскому Сильвестру всю власть над христианами на Востоке и Западе. И более того: в благодарность за исцеление Константин подарил Сильвестру и всем его наследникам свою корону, коня, любимый дворец и всю западную часть Римской империи.

Претензии Москвы на статус Третьего Рима, откровенно говоря, распалились на почве религиозной распри, порожденной Флоренетийской унией, поставившей православную церковь под юрисдикцию пап. Московский митрополит поставил подпись под унией, за что подвергся репрессиям со стороны великого князя, отвергшего такой союз. Среди духовенства нашлось множество священников, которые прекрасно чувствовали себя в условиях церковного раскола и боялись нашествия более грамотных и оборотистых католических попов на Русь. В результате, когда Константинополь пал под ударами Мехмеда, русское правительство с удовольствием подхватило знамя православной столицы и объявило себя Третьи Римом.

И все бы ничего, но за амбициями религиозными последовал рост политических амбиций. Орда деградировала, и московские князья собирали ее остатки под свою руку. Когда успехи Ивана Васильевича стали ощутимыми, пали Астрахань, Казань, Сибирское ханство, государь Москвы провозгласил себя царем-кесарем, воспреемником Константинополя. В 1561 году московский князь объявил о получении грамоты Константинопольского патриарха, где Ивана IV признали наследником императоров. Кто ее сочинил и за какие деньги, не важно. Была ли это провокация или акт самоутверждения Москвы, сказать трудно. Но султан шевельнул перстом, и губернатор Крымского вилайета из династии Гиреев отправился в поход на Москву, чтобы проучить дерзкого вассала.

Известно, что еще дед Ивана Грозного, Иван III, подтверждал свою подчиненность Крыму клятвой Гиреям, данной на Библии, выплачивал ежегодно туда «поминки-подарки». Иван пытался предотвратить военную операцию. Силы его были ограниченны. Он вел затяжные кампании с соседями и знал силу крымцев, громивших в союзе с Москвою Ливонский орден.

С 1563 по 1570 годы его послы Нагой и Ржевский несколько раз приезжали к хану с миролюбивыми речами и подарками. Но султан требовал возвращения Казани и Астрахани и признания Московского государства подвластным Порте. Однако хан Гирей уговоров не послушал и в 1571 году двинулся к Москве. Иван сбежал из Москвы.

Карамзин в «Истории государства Российского» изложил дело так: «15 июня он (Иван IV) приблизился к Москве и остановился в Братовщине, где представили ему двух гонцов от Давлет-Гирея, который, выходя из России (Московии), как величавый победитель желал с ним (Иваном IV) искренно объясниться… На вопрос Иоаннов о здравии брата его, Давлет-Гирея, чиновник Ханский ответствовал: «Так говорит тебе Царь наш: «…Я везде искал тебя, в Серпухове и в самой Москве; хотел венца с головы твоей, но ты бежал из Серпухова, бежал из Москвы — и смеешь хвалиться своим Царским величием, не имея ни мужества, ни стыда!.. снова буду к тебе, …если не сделаешь, чего требую, и не дашь мне клятвенной грамоты за себя, за детей и внучат своих». Как же поступил Иоанн? Бил челом Хану».

Далее Иван совершил «необъяснимый», с точки зрения официальных историков, поступок в стиле «юродства». В 1575 году он публично сложил с себя титул царя в пользу своего дальнего родственника, касимовского хана Саин-Булата, и на несколько лет ушел в Александровскую слободу. Саин-Булат принял царский титул по всем полагающимся канонам византийского императора. А Иван IV с этого времени потерял свой фальшивый титул и стал именоваться, как и его предки, московским князем. Актом отречения Иван Грозный продемонстрировал крымскому хану и Османскому халифату, что не претендует на первенство.

Что в имени тебе моем…

Итак, слово «византийцы» никогда не было самоназванием жителей какого бы то ни было государства. Слово «византийцы» иногда использовалось для обозначения жителей Константинополя – по названию древнего города Византий, который в 330 году был заново основан императором Константином под именем Константинополь. Назывались они так только в текстах, написанных на условном литературном языке, стилизованном под древнегреческий, на котором уже давно никто не говорил. Других византийцев никто не знал, да и эти существовали лишь в текстах, доступных узкому кругу образованной элиты, писавшей на этом архаизированном греческом языке и понимавшей его.

Самоназванием Восточной Римской империи, начиная с III–IV веков (и после захвата Константинополя турками в 1453 году), было несколько устойчивых и всем понятных оборотов и слов: государство ромеев, или римлян, Романи?я, Ромаи?да (Romais). Кстати говоря, многие ученые выводят отсюда и самоназвание цыган — ромалы. Они долго жили в этом государстве, где прослыли искусными кузнецами. Еще румыны вписали в свои документы «наследственное» имя. Сами жители древней империи называли себя ромеями — римлянами, ими правил римский император — василевс, а их столицей был Новый Рим (именно так обычно назывался основанный Константином город). Для ромеев империя не прерывалась ни на миг. Так и текла ее история от троянца Энея, Ромула и Нумы к Августу, Октавиану, Константину, Юстиниану, Фоке, Михаилу Комнину. Законы, установления, праздники и предания сохранялись от эпохи римских императоров. Кодекс Юстиниана 529 года был составлен на латыни и закончил классическую юридическую линию Рима. Византийцы полагали своими и римскую литературу, и древнегреческую. Если брать религиозную традицию, то эта страна породила мощные движения ариан, иконоборцев. Ариане, между прочим, наставляли и образовывали и будущего пророка Мухаммеда.

Прежний порядок жизни, разумеется, не исчез после турецкого завоевания. В 1453 году, после падения Константинополя, султан провел, как встарь, при императоре, торжественную церемонию вручения инсигний Вселенскому патриарху. По принятому чину выполнял это император, роль которого взял на себя мусульманский владыка Мехмет. Геннадий Схоларий признал султана своим императором, а султан со своей стороны в точности повторил византийский чин поставления на должность, вручив патриарху инсигнии и произнеся слова: «Святая Троица, которая одарила меня императорством, дарит тебе патриархат Нового Рима». Мехмет II вручил патриарху Геннадию и неограниченную гражданскую власть над всеми христианами — подданными Высокой Порты, а в 1572 году провозгласил Константинопольского патриарха «румилетбашти» — духовным главой всех христиан Османской империи. В «царстве» мусульманской стихии с этого момента власть высшего греческого духовенства распространилась не только на церковь и обрядовый быт, но и в значительной степени на общественную жизнь православных народов. В его духовной и канонической юрисдикции пребывали также Русь, Балканы, Валахия и Молдавия, которые полагали себя наследниками империи ромеев. Обычаи церкви, царских дворов, греческого образования поддерживались в этих странах, руководители которых материально и политически поддерживали константинопольских греков, прежде всего, их элиту, проживавшую в квартале Фанар.

Есть мнение, что «Византия» окончательно исчезла после антисултанского восстания 1821 года под руководством фанариота Александр Ипсиланти. На его знамени были изображения императора Константина Великого и Феникса, возрождающегося из пламени. Бунт подавили, патриарха повесили на воротах Фанара, и «Византия» целиком ушла в греческий национализм.

«Византия» — будем пользоваться термином для удобства — из «греко-римской» империи (IV-VI вв.) со временем превратилась в «армяно-халкидонитскую» (греко-армянскую) империю (VI в.-начало XIII в). Дальнейшие трагические события (крестовые походы, нашествие турок-сельджуков и турок-османов в XI-XV вв.) привели к потере Византией своей «сердцевины»-житницы — Малой Азии, густо населенной армянами.

Армяне Малой Азии разочаровались в Византии. Разочарование привело к отчуждению от империи и созданию армянами совершенно негативного образа империи: ее обвиняли в забвении интересов армян. Все это в итоге привело армян-халкидонитов к массовому переходу в ислам. Тем более что переход в ислам обеспечивал неофитам-армянам Малой Азии избавление от непосильных налогов.

После потери Византией малоазийских земель (поражение при Манцикерте в 1071 году) изменяется и политическая карта региона. На территории Малой Азии, в ее центральных районах, на основе тюркского этноса образуются сельджукский Румский султанат и эмират Данышмендов Севастии, значительную часть населения которых составляли армяне-халкидониты. В это время начинается скачкообразный процесс тюркизации и исламизации Малой Азии, растянувшийся на столетия. Переход в ислам, в конечном счете, приводил к культурной ассимиляции, свидетельством чего является хотя бы «Сказание о Мелике Гази Данышменде», героя которого, основателя эмирата Данышмендов, современные хронисты считали армянином, перешедшим в ислам.

Турки Малой Азии являются «сплавом» пришлых тюркоязычных племен (огузов, туркмен и др.) и местных малоазийских (армянских и греческих) жителей. Стоит сказать и о предшественниках — хеттах, фракийцах, мидянах, лидийцах. Мифический Орфей происходил из пеласгов — древнейших жителей этой земли. В III веке до н.э. свое независимое государство создали здесь кельты-галаты, которых какие-то ветры занесли из Европы в Центральную Анатолию. Их столицей стал город Анкира (в переводе — «якорь»), нынешняя Анкара. Лет шестьсот они говорили на своем кельтском языке, пока окончательно не были ассимилированы анатолийскими греками.

Ко времени массового переселения, завоевания и освоения Анатолии тюркскими племенами здесь жили греки, армяне, курды, лазы, арабы, ассирийцы и другие народы — опытные земледельцы и скотоводы, в приморских районах — искусные рыболовы и мореплаватели, говорившие на разных языках, христиане и мусульмане. Все они, а также мужчины и женщины из многих других народов — албанцы, венгры, молдаване, румыны, южные славяне, африканцы, выходцы с Западного Кавказа участвовали в последующие века в этногенетических процессах.

Тюрки-кочевники были ассимилированы местным населением в отношении хозяйственно-культурного типа. Однако турецкий язык в процессе этногенеза оказался победителем. В рядах османской правящей элиты турок существенно потеснили так называемые «государевы рабы» (капыкулу), набиравшиеся из детей немусульман, которых затем обращали в ислам. Потому они называли себя «османлы», т. е. османцами, стремясь подчеркнуть свою принадлежность к султанскому окружению. Да и этническое происхождение османской династии связано опять же с Малой Азией («сердцевиной», «ядром» Византии и Османской империи) и, как в случае с происхождением большинства византийских императоров, с армянским этносом.

Османская династия, ведет свое начало от греко-армянской византийской императорской династии Комнин. Сам Мехмед Завоеватель утверждал, что его предок — принц императорского византийского дома Комнинов, который обратился в ислам и взял в жены принцессу из династии Сельджукидов. Угрюмый армянин Бедрос, правивший под именем Абдул Гамид II и свергнутый в 1908 году, был последним султаном, он правил почти тридцать лет.

Византия как некое историческое государство, конечно, миф, красивая сказка. Продукт пропаганды. Была Римская империя, которая превратилась в Восточную Римскую империю, ставшую в 1453 году Кайср-и Рум, отмененный Ататюрком в 1923 году. И Константинополь стал Стамбулом. Этот Кайср-и-Рум и был Третьим Римом. Или не был?

Потом, правда, многие европейские историки сомневались, называли ли себя турецкие султаны императорами. Имя новой-старой империи присвоили какое-то метафорическое — Блистательная Оттоманская Порта. На староосманском было выражение Бааб-и Аали — Высокие Врата (или Двери?), которое указывало на кабинеты и приемные высших начальников во главе с султаном, то есть на правительство, государство. Потом это выражение перевели на французский: LaPorteOttomane, или LaPorteSublime.

Крутой «замес»

В Турции широко распространено мнение, что «отец» турецкой нации Кемаль Ататюрк вышел из так называемых «дёнме» — каббалистической секты «криптоиудеев», отколовшейся от иудаизма в 1683 году. Их идеолог Шабтай Цви перешел в ислам якобы для того, чтобы подобрать последние Искры Божественного Света, которые упали в самую бездну. Вслед за основателем перешли в ислам и сектанты. Ссылаются даже на тот факт, что «дёнме» активно поддерживали младотурецкую революцию и революцию Ататюрка, сделавшую Турцию светской секуляризованной страной, без фесок, хиджабов, с европейским алфавитом. Он отучил женщин от чадры — приказал прикрывать лицо проституткам. Никто не захотел уподобляться уличным девкам. И посадил всех за парту, стал поощрять профессиональное образование.

После греко-турецкой войны, которая была выиграна турками главным образом благодаря советской помощи (план операции составили военные советники во главе с Фрунзе, а бюджет новой республики не упал только потому, что из Москвы прислали самолет с золотом), произошел размен мусульман и христиан — условно говоря, греков и турок. Согласно новой идеологии все жители страны стали турками. Турецкий язык стал общенациональным языком. В османский период у турок имелись три языка. Был османский («османлыджа») — официальный и литературный язык с письменностью, основанной на арабо-персидской графике, с преобладанием в лексике арабских и персидских слов. Был турецкий (тюркский) — разговорный язык крестьянства и городской бедноты. И был арабский — язык религии, язык исламского образования и учености. Лишь во второй половине XIX — начале ХХ века турецкие националисты («новые османы»), а затем младотурки стали предпринимать усилия с целью сделать народный турецкий язык (тюркче) национальным языком всех турок. Но подлинный перелом в этой важнейшей сфере национальной жизни произошел в 1920-1930-х годах, после кемалистской революции.

Трудно было определиться с самоназванием при таком «крутом замесе», который шел здесь пять тысяч лет. Выбрали вариант «политической нации» — в сущности, по тюркской принадлежности языка основной массы населения. «Туркезации» населения способствовали проведенная Ататюрком реформа по очистке от персидского и арабского наслоения в словаре и курс на светское образование, без всякой архаики. Турки шутят, что, заговаривая с азербайджанцами, они как бы встречаются со вчерашним днем своего языка. Турки называют себя турецкими тюрками. И четко определяют племенную принадлежность друг друга.

В Турции к исламу относятся без фанатизма. Они соблюдают все традиции, но никому их не навязывают (конечно, не любят и чужого навязывания нравов), мужья-турки легко позволяют своим женам оставаться христианками, ценят взгляды друзей и коллег, если те почитают своего Бога. Тем более что в исламе навязывание религии и принуждение к вступлению в ряды мусульман считается огромным грехом. 29 мая, день взятия Константинополя султанскими войсками, пышно отмечается по далеким от конфессиональных споров мотивам.

Турция всегда находилась на стыке разных цивилизаций. Это европейская страна с культурой востока, это античность в современном мире, это некая особая земля, которую нельзя отнести ни к одному из миров, это отдельный мир.

Подготовил Иван ЩЕДРИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *