Византия живопись

1. Живопись Византии

Иконопись
Мозаика
Фреска
Книжная миниатюра

2. «Искусство византийской мозаики»

Мировую славу приобрели
мозаики Византии.
Античная технология+ новые
способы создания мозаик:
Кусочки матовой или
прозрачной смальты с
тончайшей золотой
подкладкой;
Большинство мозаик
располагалось под разным
углом наклона на вогнутой
или сферической поверхности
стен, а от этого увеличивался
золотой блеск неровных
кубиков смальты. Он
превращал плоскость стен в
сплошное мерцающее
пространство, еще более
сверкающее благодаря свету
горящих в храме свечей.
Смальта — это великолепный
материал, из которого создавались
мозаики Византийской империи.
Стеклоделие—умение изготовить
стекло и стеклообразные массы и
вырабатывать из них различные
изделия— принадлежит к
древнейшим ремеслам.
Византийские мозаичисты пользовались
широким красочным спектром: от нежно –
голубого, зеленого и ярко – синего до
бледно – лилового, розового и красного
различных оттенков и степени
интенсивности.
Подобно цветному ковру, мозаика
повторяла кладку каменных стен, сливаясь
с богатой резьбой рельефов и мраморной
облицовкой. Время почти не властно над
мозаикой старинных мастеров: когда ее
очищают от застарелой пыли и копоти, она
оказывается такой же сияющей и звучной
по цвету, какой была много веков назад.
Их золотой фон также имел особый смысл. Вопервых, он воспринимался как символ богатства и
роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких
цветов он создавал вокруг изображенных фигур
эффект немеркнущего, священного сияния.
В Византии был
разработан строгий
порядок размещения
на стенах
церквей росписей и
мозаик на священные
сюжеты.
Часто в куполе помещали мозаику Христа в окружении
ангелов.
Затем, над алтарём, изображалась фигура Богоматери напоминающая о
связи бога с человеком.
На верхней части стен художники развёртывали эпизоды из земной жизни
Христа в порядке описания в Евангеле.
Ниже изображали пророков, апостолов, учеников Христа, мучеников,
святителей, всех кто связан с Христом.
В западной части храма, у выхода, изображали картины ада или
страшного суда.
Техника мозаики очень сложна требует большого искусства. Мелкие разноцветные
кубики смальты (сплав стекла и минеральной краски) мерцают, вспыхивают,
переливаются отражая свет.
Изображения на стенах
рассказывали об основных
событиях христианской истории,
они переносили мысли верующих
в особый мир. Многочисленные
изображения Христа, пророков и
ангелов, сцены из Священного
Писания и прославление власти
императора стали излюбленными
темами и сюжетами византийских
мозаик.
Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях
христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть
императора.
Христос между
императором
Константином и
императрицей Зоей.
Мозаика храма св.
Софии в
Константинополе.
1028- 1048 гг.
Техника мозаики очень сложна требует большого искусства. Мелкие разноцветные
кубики смальты (сплав стекла и минеральной краски) мерцают, вспыхивают,
переливаются отражая свет.
Особую известность приобрели мозаики церкви Сан – Витале в
городе Равенне (VI в.).Равенна, город на побережье Адриатики,

некогда была столицей королевства остготов, потом крупным
культурным центром Византии.
Среди мозаик портретные изображения императорской четыЮстиниана и его жены Феодоры со свитами. Здесь чувствуется дух
византийского церемониала, официальность, парадность,
возведенная в ранг сверхземного, полубожественного.
И в императоре и в его жене нет человечески – конкретных черт. Они
не стоят, а предстоят, не живут, а пребывают; у всех изображенных
одинаковые слишком большие неподвижные глаза.
Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальницах города
Равенны
Императорская власть в Византии достигла небывалого
могущества. Мозаики в алтаре церкви св. Виталия в
Равенне (546-547г.г.) переносят зрителя в атмосферу роскошных
царских выходов. Декор алтаря имел не только религиозный, но и
политический смысл.
Персона императора рассматривалась как священная. Властитель
считался наместником Бога на земле.
ВЫХОД ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА. МОЗАИКА АЛТАРНОЙ
ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ
Вцентре изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую
золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб – символ святости. На нем
богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое
придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с
монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде
сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из
которых держит Евангелие. Зеркальная симметрия правой и левой сторон
композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а
как бы парят, проплывают по земле.
ИМПЕРИАТРИЦА ФЕОДОРА. ДЕТАЛЬ МОЗАИКИ АЛТАРНОЙ ЧАСТИ
ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ
Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. Она входит в
храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные
ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками. Вокруг головы – нимб.
Слева от Феодоры придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Справа
– дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на
нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественного величия.
Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают
зрителю мысль о незыблемости византийского императора.
Имериатрица Феодора.
Император Юстиниан.
В портретах нет конкретных черт. Пристальный гипнотизирующий взгляд
слишком больших глаз. Они не стоят, а предстоят, не живут, а пребывают.
Мавзолей Галлы Плацидии
Мозаика в мавзолее принцессы Галлы Плацидии в Равенне.
Византийские мозаичисты умели очень точно рассчитывая угол
падения света создавать великолепные живописные эффекты.
Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А.
Блок. Вдохновленный мозаиками, он написал
такие стихи:
Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равеннна,
У сонной вечности в руках.
Удивительно лицо ангела: оно
все еще чем – то напоминает об
античном идеале красоты –
нежными овалами,
классическими пропорциями и
чертами, хотя чувственный рот

становится у них слишком
маленьким, нос гораздо более
тонким, а взгляд – пристальным
и как бы гипнотизирующим.
Перед нами совершенный
пример «одухотворенной
чувственности».
Ангел «Дюнамис». Церковь Успения в
Никее.VII в. Никейский ангел
ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ
Первоначально иконами называли
любые священные изображения,
выполненные на камне, дереве,
ткани или металле. Со временем
этот термин стал применяться для
обозначения изображений на
специальных досках,
используемых во время
богослужения. Самые первые
иконы относятся к IV в.
В византийской иконописи сложился иконографический канон — строгие
правила изображения сцен религиозного содержания и образов Христа,
Богоматери, святых и пр.
целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а
отображение художественными средствами сверхъестественного мира,
существование которого утверждало христианство.
Отсюда главные канонические требования к иконографии.
-образы на иконах должны подчеркивать их «духовный», неземной,
сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и
лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность,
спокойная созерцательность и внутреннее величие.
-поскольку сверхъестественный мир, это мир вечный, неизменяемый, фигуры
библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными,
статичными.
-икона предъявляла специфические требования к отображению
-пространства и времени.
Писали священные картины –
иконы.
Это не изображение бога, а его
символ. Лица на иконах
напоминают идеал античной
красоты – нежный овалами,
классическими пропорциями и
чертами, хотя рот становится
слишком маленьким, нос гораздо
более тонким, пристальным
взгляд. В лицах прослеживается
высокие помыслы и святость.
Художники работали по
определённой схеме от которых
нельзя было отступать при
изображении священных сюжетов.
Деятельность художников была
подвержена строжайшему
регламентированию. Всякое
новшество принималось если
разрешалось двором и церковью.
Но в некоторых иконах есть
затаённая человечность.
Это хорошо известная икона
Владимирской Богоматери,
которая в 12 в. Привезена на
Русь из Византии.
Владимирская Богоматерь
близка человеческому
сердцу. Этому не мешает
строгость её облика,
сумрачность тёмного взора,
сурово сомкнутые губы.
Трогает сдержанность в
выражении чувства –
глубокого и понятного.
Сергий и Вакх. VI в.
Государственный
музей западного и
восточного искусства,
Киев
На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены
святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Внимание
зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с
помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах
особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от
внешнего мира.
Характерными особенностями
икон становятся
— фронтальность изображения
(обращенность их к зрителю),
— строгая симметрия по отношению к
центральной фигуре Христа или
Богоматери,
— подчеркнуто высокий лоб средоточие духовного начала, сияющий
нимб вокруг головы,
— пристальный, суровый взор
увеличенных глаз, состояние
аскетического бесстрастного покоя,

— декоративность и условность
одежды, подчеркивающей бесплотность,
бестелесность фигур.
Шедевром византийской
иконописи по праву
считается икона
«Владимирской
Богоматери» (начало XII
в.), привезенная на Русь из
Константинополя в 1155.
Мир переживаний Богоматери
глубоко человечен. В нем
выражено то, что близко и
понятно всем людям, — идея
жертвенности материнской
любви. В глазах Богородицы
святая печаль. Она предвидит
трагическую участь сына.
Владимирская Богоматерь.
Начало XII в. ГТГ
Иконы играли важную
роль в убранстве
византийских храмов. К X в.
в Византии сформировался
иконостас — особая
преграда, отделяющая
помещение храма от алтаря,
место сосредоточения
большого количества икон.
В иконостасе иконы
располагаются рядами над
«царскими вратами»,
ведущими в алтарь.
ИСКУССТВО ЭМАЛИ
Высокого расцвета в Византии IХХII вв. достигло производство эмали,
позаимствованное с Востока.
Эмаль — это прочное стекловидное
вещество, получаемое путем обжига,
прозрачное или окрашенное в разные
цвета.
Художественная эмаль
применялась при украшении икон,
императорских корон, блюд, кубков,
ювелирных изделий и пр. Византийские
мастера славились искусством
перегородчатой эмали на золоте.
При изготовлении эмали
стекловидную разноцветную
массу заливали в участки,
образованные тонкими
перегородками, напаянными
на золотую основу, затем
массу обжигали, а после
затвердевания она
приобретала прозрачность и
особый блеск.
МУЗЫКА ВИЗАНТИИ
Считалось, что во время
богослужения голоса
ангельские сливаются с
человеческими и воссоздают в
песнопениях божественный
образ.
Основным видом церковного
песнопения был тропарь
(греч. «тропос» — стиль,
характер, лад, тональность)
Это были музыкальнопоэтические импровизации на
библейские сюжеты или тексты.
Широкое распространение
получили и гимны, возникшие
поначалу вне церковной музыки.
Начиная с VII в. самым
популярным жанром становится
канон —
сложная музыкально-поэтическая
композиция, исполнявшаяся во
время утренней службы. Она
имела несколько частей, строфы
канона (от 8 до 36) объединялись
в песни, число которых
составляло от 2 до 9, по четыре
строфы в каждой.
История византийской музыки
ознаменована также введением
нотного письма,
позволившего с точностью
записывать и воспроизводить
мелодию.
Турецкие войска, завоевавшие
Константинополь в 1453 г., поставили
точку в истории Византийской империи.
Но это не был конец ее
художественного и культурного
развития.
1453 год
гибель
империи
Турецкий
султан
Мехмед II
8 и 9 вв. были трудными временами для византийского искусства. В
стране бушевало иконоборческое движение. Иконоборцы уничтожали
произведения искусства, на которых были изображены люди. Позднее
византийское искусство пережило новый подъём – прежде чем турки в
1953 г. окончательно завоевали страну.

Византийское искусство в 5-12 веках Живопись Проект подготовили Чёрная Елизавета и Серебреникова Татьяна

Содержание Византийское искусство в 5-7 веках Византийское искусство в 5-7 веках Византийское искусство в 5-7 веках Византийское искусство в 5-7 веках Мозаики Равенны Мозаики Равенны Мозаики Равенны Мозаики Равенны Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Стены церкви Сан Витале Стены церкви Сан Витале Стены церкви Сан Витале Стены церкви Сан Витале Мозаики церкви Успения в Никее Мозаики церкви Успения в Никее Мозаики церкви Успения в Никее Мозаики церкви Успения в Никее Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Фрески церкви в Кастельсеприо Фрески церкви в Кастельсеприо Фрески церкви в Кастельсеприо Фрески церкви в Кастельсеприо Византийское искусство в 8-12 века Иконы Византийское искусство в 8-12 века Иконы Византийское искусство в 8-12 века Иконы Византийское искусство в 8-12 века Иконы Богоматерь Владимирская Богоматерь Владимирская Богоматерь Владимирская Богоматерь Владимирская Оплакивание Христа Оплакивание Христа Оплакивание Христа Оплакивание Христа

Византийское искусство в 5-7 веках Сохранившиеся памятники лишь в слабой степени дают представление о живописи этого периода. Процесс формирования нового средневекового стиля протекал не вполне одинаково в разных художественных центрах. Вместе с торжеством христианства как государственной религии наблюдается известное оживление античной традиции, особенно в придворном искусстве.О характере светской живописи известно главным образом из письменных источников. Во время недавних раскопок «Большого дворца» в Константинополе открыты многообразные по своему содержанию мозаики пола: сцены охоты, изображения реальных и фантастических животных, дети, едущие на верблюдах, музыканты, рыболовы, фигуры пастухов и играющих ребят. Все эти изображения полны непосредственности, острой наблюдательности. Все они свидетельствуют о силе античной традиции в этом памятнике, датируемом скорее всего 5 веком. Сохранившиеся памятники лишь в слабой степени дают представление о живописи этого периода. Процесс формирования нового средневекового стиля протекал не вполне одинаково в разных художественных центрах. Вместе с торжеством христианства как государственной религии наблюдается известное оживление античной традиции, особенно в придворном искусстве.О характере светской живописи известно главным образом из письменных источников. Во время недавних раскопок «Большого дворца» в Константинополе открыты многообразные по своему содержанию мозаики пола: сцены охоты, изображения реальных и фантастических животных, дети, едущие на верблюдах, музыканты, рыболовы, фигуры пастухов и играющих ребят. Все эти изображения полны непосредственности, острой наблюдательности. Все они свидетельствуют о силе античной традиции в этом памятнике, датируемом скорее всего 5 веком.

Мальчики на верблюде Мозаики пола в «Большом дворце» в Константинополе. Вторая половина 6 в.

Фрагмент мозаики Охота на зайцев Мозаики пола в «Большом дворце» в Константинополе. Вторая половина 6 в.

Мозаики Равенны Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны. Наиболее распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, украшавшая своды и верхние части стен, тогда как нижние обычно покрывались разноцветными каменными плитами, иногда с применением инкрустации, или орнаментальной живописью. Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны. Наиболее распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, украшавшая своды и верхние части стен, тогда как нижние обычно покрывались разноцветными каменными плитами, иногда с применением инкрустации, или орнаментальной живописью. Добрый пастырь.Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне.Середина 5 в. В равенских мозаиках 5 века встречаются излюбленные сюжеты катакомбных росписей: таков, например, Христос Добрый пастырь в усыпальнице Галлы Плацидии, представленный здесь, однако, в богатых пурпурных с золотом одеждах на фоне развитого пейзажа.

Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников и мучениц. Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников и мучениц. Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающие на престолах с двух сторон базилики.

Христос Пантократор Богородица Фрагменты мозаики базилики Сант- Аполлинаре- Нуово в Равенне. 6 в.

Мученики. Фрагмент мозаики базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 6 в.

Мученицы. Фрагмент мозаики базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 6 в.

Стены церкви Сан Витале Подобные сцены свидетельствуют о стремлении церкви утвердить свое влияние в современной действительности. С другой стороны, сами императоры использовали авторитет церкви для укрепления своей власти. Интересны в этом плане две церемониальные композиции, расположенные в главной абсиде. На одной из них изображен император Юстиниан, а на другой его жена Феодора, окруженные свитой. Подобные сцены свидетельствуют о стремлении церкви утвердить свое влияние в современной действительности. С другой стороны, сами императоры использовали авторитет церкви для укрепления своей власти. Интересны в этом плане две церемониальные композиции, расположенные в главной абсиде. На одной из них изображен император Юстиниан, а на другой его жена Феодора, окруженные свитой. Стены церкви Сан Витале покрыты хорошо сохранившимися декоративными и сюжетными мозаиками, среди которых имеется ряд библейских сцен. Значительный интерес представляет изображение юного Христа, сидящего на сфере, по сторонам которого помещены не только ангелы, но и реальные исторические лица: св. Виталий, принимающий венец от Христа, и архиепископ Экклезий, подносящий модель храма. Юный Христос на сфере. 6 в.

Мозаика церкви Сан Витале в Равенне. 6 в. Император Юстиниан со свитой. Феодора со свитой. Лица императора и императрицы, а также сопровождающих их крупнейших сановников сохраняют еще черты портрет насти, фигуры же все трактованы в фас и неподвижно выстроены в один ряд перед зрителем. За складками одежд не чувствуется тела, а расположение складок и жесты фигур подчинены линейным ритмам отвлеченного рисунка. Те же черты застылости и отвлеченности образов, характерный аскетизм лиц и плоскостная трактовка неподвижно стоящих фигур характеризуют и многие другие равеннские мозаики 6 века.

Мозаика церкви Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. 7 в. В частично переделанных в 7 веке мозаиках церкви Сант Аполлинаре ин Классе (св. Аполлинария в Гавани) продолжается развитие отвлеченного стиля. В абсиде здесь помещена символическая композиция «Преображение», где крест обозначает Христа, а овцы апостолов. Библейские сцены и монументальные фигуры архангелов в придворных одеждах отличаются некоторыми чертами схематизма. Преображение.

Мозаики церкви Успения в Никее В небольшой купольной церкви Успения в Никее, уничтоженной разрывом снаряда во время войны в 1922 году, находились мозаики, изображающие четырех ангелов. Исследователями мозаики относились к 6-7 вв. Мозаики эти исполнены в традициях античной живописи. Фигуры ангелов и их лица передаются с помощью разнообразной по окраске смальты. Яркие живописные «мазки» сливаются в глазах зрителя в выразительные пластические изображения. Полное отсутствие линейных контуров,характерных для многих мозаик позднейшего периода, отчетливо выявленная чувственная трактовка и большая тонкость в передаче образов красивых молодых лиц характеризуют никейские мозаики. В небольшой купольной церкви Успения в Никее, уничтоженной разрывом снаряда во время войны в 1922 году, находились мозаики, изображающие четырех ангелов. Исследователями мозаики относились к 6-7 вв. Мозаики эти исполнены в традициях античной живописи. Фигуры ангелов и их лица передаются с помощью разнообразной по окраске смальты. Яркие живописные «мазки» сливаются в глазах зрителя в выразительные пластические изображения. Полное отсутствие линейных контуров,характерных для многих мозаик позднейшего периода, отчетливо выявленная чувственная трактовка и большая тонкость в передаче образов красивых молодых лиц характеризуют никейские мозаики. Фрагмент мозаики «Силы небесные» в церкви Успения в Никее.

Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Другим центром, сохранившим ряд ранних памятников, являются Фессалоники.Убранство церкви относилось к началу 7 в. Этот храм был построен в форме базилики. Его убранство разноцветными мраморами и мозаиками представляло богатое, специфически византийское полихромное целое. Особо интересны были сцены, иллюстрировавшие жизнь Димитрия. В сохранившихся портретных изображениях основателей храма проявились тонкое чувство цвета и умелая передача индивидуальных черт. Все изображения отличаются высоким качеством исполнения. Другим центром, сохранившим ряд ранних памятников, являются Фессалоники.Убранство церкви относилось к началу 7 в. Этот храм был построен в форме базилики. Его убранство разноцветными мраморами и мозаиками представляло богатое, специфически византийское полихромное целое. Особо интересны были сцены, иллюстрировавшие жизнь Димитрия. В сохранившихся портретных изображениях основателей храма проявились тонкое чувство цвета и умелая передача индивидуальных черт. Все изображения отличаются высоким качеством исполнения. Мозаика базилики св. Димитрия в Фессалонике. Середина 7 в.

Фрески церкви в Кастельсеприо Античные традиции можно проследить также и в росписях церкви Сайта Мария Антиква в Риме и, особенно, в недавно расчищенных фресках церкви в Кастельсеприо. Здесь сохранился ряд сцен из детства Христа, включающих «Рождество», «Поклонение волхвов», «Сретение» и другие. Свободное движение фигур, широкая живописная манера письма, прозрачный колорит, множество отдельных мотивов, восходящих к античным прообразам, придают росписям Кастельсеприо особую жизненность, связанную с еще не угасшими традициями античности. Античные традиции можно проследить также и в росписях церкви Сайта Мария Антиква в Риме и, особенно, в недавно расчищенных фресках церкви в Кастельсеприо. Здесь сохранился ряд сцен из детства Христа, включающих «Рождество», «Поклонение волхвов», «Сретение» и другие. Свободное движение фигур, широкая живописная манера письма, прозрачный колорит, множество отдельных мотивов, восходящих к античным прообразам, придают росписям Кастельсеприо особую жизненность, связанную с еще не угасшими традициями античности. Рождество Христово. Фреска церкви в Кастельсеприо. Конец 7 в.

Византийское искусство в 8-12 века Иконы Этот период византийского искусства начинался иконопочитания, а в широком смысле — торжеством антропоморфных, классических основ всей культуры, а закончился национальной трагедией — разгромом крестоносцами Константинополя в 1204 г. Этот период византийского искусства начинался иконопочитания, а в широком смысле — торжеством антропоморфных, классических основ всей культуры, а закончился национальной трагедией — разгромом крестоносцами Константинополя в 1204 г. Это период наивысшего расцвета византийского искусства, наибольшей отточенности его стиля, наивысшей его духовной насыщенности, полного оформления всех признаков «визатинизма». Это также время широкой его экспансии во все страны православного мира и даже в западные европейские государства. Это период наивысшего расцвета византийского искусства, наибольшей отточенности его стиля, наивысшей его духовной насыщенности, полного оформления всех признаков «визатинизма». Это также время широкой его экспансии во все страны православного мира и даже в западные европейские государства.

Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы. Но больше всего поражает необычайная выразительность скорбного лика и та трогательная материнская нежность, с которой Мария приникла к младенцу. Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто подлинным человеческим страданием. Кажется непостижимым, как удалось художнику достигнуть такого впечатления, внешне ни в чем не выходя за рамки канона «Богоматерь Елеус». Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы. Но больше всего поражает необычайная выразительность скорбного лика и та трогательная материнская нежность, с которой Мария приникла к младенцу. Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто подлинным человеческим страданием. Кажется непостижимым, как удалось художнику достигнуть такого впечатления, внешне ни в чем не выходя за рамки канона «Богоматерь Елеус». Глубокая скорбь наполняет склоненное лицо Марии, темные глаза печальны, как почти во всех образцах византийского искусства, из которого навсегда ушла человеческая улыбка. Глубокая скорбь наполняет склоненное лицо Марии, темные глаза печальны, как почти во всех образцах византийского искусства, из которого навсегда ушла человеческая улыбка. Богоматерь Владимирская

Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по- гречески Елеуса). Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по- гречески Елеуса). Богоматерь Владимирская. Икона. Перв. треть 12 в. Византия.

Оплакивание Христа Чтобы персонажи иконы выглядели бестелесными византийские мастера делали их плоскими. При этом иконописцам пришлось отказаться от многопланового пейзажного или архитектурного фона. В дальнейшем плоскость фона стали покрывать золотом, которое в христианской символике означало Божественный свет. Мерцающая позолота создавала впечатление нематериальности, погруженности фигур в некое мистическое пространство. Разлитое по всей живописной поверхности золотое сияние исключало какой-либо иной источник света; если на иконе и было солнце или свеча, они не влияли на освещение других предметов, поэтому византийские живописцы не использовали свето-тень. Возникла особая техника последовательного наложения друг на друга высветляющихся слоев краски, при этом самой светлой оказывалась самая выпуклая точка поверхности, независимо от ее расположения. Сами краски тоже стали другими: на смену энкаустике пришла темпера. Чтобы персонажи иконы выглядели бестелесными византийские мастера делали их плоскими. При этом иконописцам пришлось отказаться от многопланового пейзажного или архитектурного фона. В дальнейшем плоскость фона стали покрывать золотом, которое в христианской символике означало Божественный свет. Мерцающая позолота создавала впечатление нематериальности, погруженности фигур в некое мистическое пространство. Разлитое по всей живописной поверхности золотое сияние исключало какой-либо иной источник света; если на иконе и было солнце или свеча, они не влияли на освещение других предметов, поэтому византийские живописцы не использовали свето-тень. Возникла особая техника последовательного наложения друг на друга высветляющихся слоев краски, при этом самой светлой оказывалась самая выпуклая точка поверхности, независимо от ее расположения. Сами краски тоже стали другими: на смену энкаустике пришла темпера.

Оплакивание Христа. Фреска церкви Св. Пантелеймона в Нерези. 12 в. Место действия «Оплакивания» Вселенная.

В предлагаемой вниманию читателя книге собраны работы о византийском искусстве. Статьи делятся на слежующие группы: ставящие методологические вопросы («Никодим Павлович Кондаков»), выявляющие связи Византии с Италией («Византийское искусство и итальянская живопись раннего средневековья», «Константинополь и национальные школы»), анализирующие монументальные росписи («Равеннские мозаики», «Фрески Кастельсеприо», «Приемы линейной стилизации…», «Живопись XI-XII веков в Македонии», «Мозаики Чефалу»), иконы («Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон», «Византийские иконы XIV-XV веков», «Новые памятники византийской живописи XIV века. Высоцкий чин», «Два новых памятника станковой живописи и палеологовской эпохи»), миниатюры («Несколько критических замечаний о Хлудовской Псалтири», «Царьградская лицевая Псалтирь XI века», «Новый памятник константинопольской миниатюры XIII века»), посвященные специальным иконографическим проблемам («Этюды по иконографии Богоматери»). Также в книгу включены три главы из «Истории византийской живописи» В. Н. Лазарева: «Основы византийского искусства», «Византийская эстетика», «Система живописной декорации византийского храма». В совокупности статьи освещают почти все стороны византийской художественной культуры.

***

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате djvu.

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *