Владимирский собор киева

Киевский Владимирский патриарший кафедральный собор (англ. Kiev St Volodymyr’s Cathedral) – уникальный храм, возведенный в конце XIX века, назван в честь крестителя Руси, святого равноапостольного Великого князя Владимира Святославича. Внутренние стены святыни расписывали такие известные художественные творцы Российской империи как Васнецов, Нестеров, Котарбинский, Сведомский и Врубель. Сейчас собор является основным храмом Украинской православной церкви Киевского патриархата. Расположен в центральной части города и входит в список самых главных достопримечательностей Киева.

История Владимирского собора в Киеве

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) обратился к императору Николаю I с просьбой разрешить построить городе Киеве за благотворительные взносы святыню-памятник в честь великого князя Киевского Владимира Великого.

12 июля 1853 года император Российской империи утвердил сооружение соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира. Проект святыни дали на разработку академику архитектуры Ивану Штрому.

После посещения Киева в 1857 году императором Всероссийским Александром II был выдан указ построить собор между Бибиковским бульваром и улицей Фундуклеевской. Участок был выделен властями города вблизи Киевского университета святого Владимира. Ранее территория для возведения храма располагалась в районе древнего города Ярослава.

В 1859 году Иван Штром подготовил чертежи собора на одобрение строительного комитета. Проект предусматривал строительство храма в неовизантийском стиле в виде креста. Вверху собора предпологалось смонтировать 13 золотых куполов. После утверждения проект отправили в Петербург, где его одобрил Александр II.

Из-за недостатка средств в целях экономии изначальный проект собора поручили переделать епархиальному архитектору Павлу Спарро. Спарро не изменил проект полностью, а только убрал боковые нефы здания и оставил всего лишь 7 куполов.

Надзор за строительством осуществлял известный архитектор Александр Беретти, который решил внести свои дополнительные изменения в проекты предыдущих экспертов.

В день празднования памяти князя Владимира 15 июля 1862 года митрополит Киевский и Галицкий Арсений положил первый камень будущего собора.

В 1866 году, когда собор построили до куполов, на опорных стенах, арках, перекрытиях, появились глубокие трещины. Работы решили остановить, и вскоре был создан специальный технический комитет из лучших киевских архитекторов, а из Петербурга приехал Иван Штрома. В процессе изучения чертежей оказалось, что были допущены серьезные ошибки в математических расчётах.

В 1875 году император Александр II опять приезжает в Киев и видит замороженное строительство Владимирского собора. В экстренном порядке государь приказал как можно быстрее продолжить возведение храма. Известный архитектор Рудольф Бернгард, срочно приехавший из Петербурга, сделал новые математические расчеты стен и перекрытий, а затем нашёл способ ликвидировать трещины. Внешние несущие конструкции решили усилить с помощью пристройки нефов по бокам храма.

Летом 1876 года строительные работы продолжились, их курировал киевский архитектор Владимир Николаев. Он предложил свой проект боковых нефов. Внутренние помещения собора были разделены на три нефа: средний и два по бокам. Округлую форму собору сделали с помощью апсидов, которые повторяли ширину внутренних нефов. В храме предполагали построить 5 притворов (3 в нижней части и 2 на хорах). Но так как храм делали в византийском стиле, решили, что собор будет оснащен одним престолом в среднем нефе, в правом будет жертвенник, а в левом — ризница. Два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — предполагалось обустроить на хорах.

В 1882 году эпопея строительства здания Свято-Владимирского собора закончилась, но теперь необходимо было сделать внутренние работы в храме, благоустроить интерьер и расписать стены. Киевский профессор духовной академии и церковно-археологического общества Иван Малышевский советовал выполнить внутренние помещения храма в традициях и духе времени жизни князя Владимира. 3D модель Владимирского собора в Киеве

План оформления внутренней отделки Киевского Владимирского собора поручили археологу и профессору Адриану Прахову. Один год понадобился ученому для разработки проекта. Вскоре он предложил на рассмотрение детализированный чертеж художественного оформления Свято-Владимирского храма с местами предполагаемого размещения каждой фрески, их точный размер, изображения иконостаса из мрамора и кивория. Но строительный комитет отказался утверждать этот проект из-за слишком высокой цены его реализации. Создание более бюджетного плана художественного дизайна внутренних помещений собора поручили выполнить архитектору Владимиру Николаеву.

Адриан Прахов решил не сдаваться и смог показать свой проект оформления Свято-Владимирского собора Петербургскому археологическому обществу, которому понравились идеи профессора. С помощью лоббирования проекта бывшим обер-прокурором Синода и министром внутренних дел Дмитрием Толстым ученому-археологу предоставили должность руководителя художественного оформления храма. В 1885 году для участия в росписях собора Адриан Прахов приглашает талантливейших и известнейших мастеров того времени Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и других именитых творцов. По некоторым видам работ в храме были достигнуты договоренности с мастерами из Венеции.

Весной 1896 года отделка собора была закончена. Освящение святыни должно было состояться 15 июля в день памяти князя Владимира, но праздник был перенесен к посещению Киева императором Всероссийским Николаем II.

1 сентября 1896 в присутствии императорской семьи и представителей высшего духовенства митрополит Иоанникий освятил Киевский Владимирский собор, и состоялось его официальное открытие.

2 – 14 июня 1913 года в соборе проводились богослужения с патриархом Антиохийским и всего Востока Григорием IV.

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.

1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.

В 1929 году центральный исполнительный комитет закрыл храм. В этот период в соборе расположился Музей антирелигиозной пропаганды. Потом во Владимирском соборе разместили архивы городских органов власти, а вскоре здесь хранили книги педагогического института.

Собор работал в период оккупации Киева немецко-фашистскими войсками. После освобождения Киева в 1944 году стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

В 1995 году во Владимирском соборе состоялось собрание духовенства Украинской православной церкви Киевского патриархата, на котором митрополит Филарет был назначен Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

Владимирский собор сегодня

Восхитительное произведение архитектуры, удивительная аура, уникальные росписи святыни, иконы, мощи, удобное месторасположение способствуют тому, что Владимирский собор сегодня является одним из самых популярных храмов столицы Украины.

Прилегающая благоустроенная территория со скамейками и зелеными насаждениями обеспечивает уютную обстановку. От звона колоколов Владимирского Собора в ближайших кварталах города ощущается особенный приятный фон.

Длина храма составляет 55 метров, ширина – 30 метров, а максимальная высота достигает 49-ти метров. На фасаде изображены мозаики художника Владимира Фролова. На центральных дверях, отлитых из бронзы, изображены фигуры княгини Ольги и святого князя Владимира Великого. Автор этой конструкции – академик Адриан Прахов.

Элементы интерьера и мозаичного пола во Владимирском соборе выполнены из мрамора, привезенного из Испании, России, Франции, Италии и Бельгии.

Внутренне убранство храма создает впечатление покоя и православной религиозной мощи. Алтарь и иконостас, украшенные позолотой, иконы русских святителей, мучеников, князей, серебренные церковные приборы, сделанные в ювелирной мастерской Ивана Хлебникова, и декоративная подсветка дополняют колорит собора и делают святыню богатой.

Основная тематика росписей Владимирского собора — «Дело спасения нашего».

Центральная фигура интерьера собора выполнена известным художником Виктором Васнецовым. «Богоматерь с младенцем» поражает своей энергетикой. Большие фрески религиозных исторических событий «Крещение князя Владимира», «Крещение киевлян» помогают посетителю перенестись в прошлое и почувствовать атмосферу этих обрядов.

Виртуальный тур по Владимирскому собору

Творения художника Михаила Нестерова «Рождество», «Богоявление», «Воскресение» пронизаны биополем божественной силы.

Эффект драматизма и трагичности передают изображения Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского «Христос перед Пилатом», «Тайная вечеря», «Распятие», «Въезд в Иерусалим».

Ежедневно Владимирский собор посещают очень большое количество прихожан. Сейчас в храме каждый день проводятся церковные службы, ранние и вечерние литургии.

Посмотреть каталог художественных фресок

Святыни Киевского Владимирского собора

  • Мощи св. Великомученицы Варвары
  • Мощи св. Макария Митрополита Киевского
  • Крест с частицей Честного и Животворящего Древа Господня
  • Икона св. Николая Чудотворца с частицей его мощей
  • Икона св. Великомученика Пантелеймона с частицей его мощей
  • Икона св. Агапита Печерского с частицей его мощей
  • Икона Божией Матери «Гербовецкой»
  • Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
  • Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница»

Интересные факты про Владимирский собор

— Владимирский собор строили 44 года, а в некоторые периоды стройка останавливалась на 10 лет. Бюджет объекта неоднократно пересматривался и увеличивался, и общая сумма потраченных средств на возведение храма по сегодняшним меркам оценивается примерно в 50 миллионов долларов США.

— Изначально предполагалось, что Михаил Врубель выполнит большой объем художественных работ в храме, но из-за возникших отношений между женой руководителя проекта внутренней отделки собора Адриана Прахова и художником, творцу довелось исполнить только несколько орнаментов. Последующий период творчества художника сопровождался неоднозначным отношением к религии, и в нем прослеживался интерес Врубеля к демонизму.

— Известно, что в период строительства храма Михаил Врубель изменил свои взгляды на вероисповедание. Эксперты предполагают, что если бы главным художником росписи собора был этот талантливый мастер, то внутренний интерьер храма выглядел бы в космическом или мистическом стилях.

— Выдающийся русский архитектор Викентий Беретти допустил некоторые ошибки в проекте изменения первоначальных чертежей здания храма Киевского Владимирского собора. Позже в процессе расследования этого инцидента он умер в психиатрической больнице.

— Художник Николай Ге тоже планировался быть одним из мастеров росписи на стенах Владимирского собора в Киеве, но он отказался от участия в проекте по непонятным причинам, несмотря на то что дал предварительное согласие.

— Виктор Васнецов в процессе работ падал несколько раз с помоста, а образ святой матери Богородицы рисовал 2 года. После завершения фигуры творец сказал известную фразу: «Я поставил свечку Богу».

— Галерею фресок собора в общей сложности рисовали 96 художников, а работы проводились 11 лет вместо 2-х, которые были предусмотрены ранее.

— В первом проекте архитектора Ивана Штрома во Владимирском соборе предусматривалось сделать 13 куполов.

— Собор с названием «Владимирский» есть не только в Киеве, но и в других городах, таких как: Санкт-Петербург, Луганск, Севастополь, Кронштадт, Новосибирск.

Услышать звон колоколов Владимирского храма, посмотреть интерьер внутренних помещений, наблюдать фрагмент службы, увидеть мощи, росписи, иконы святых можно на этом видео:

График работы Киевского Владимирского храма с 9:00 до 18:00.

Утренняя служба начинается в 9:00, а вечерняя литургия начинается в 17:00.

По воскресеньям и в праздничные дни проводятся Божественные богослужения в 7:00 (ранняя литургия) и в 10:00 (поздняя литургия).

По вторникам в 8 часов утра отпевается акафист возле мощей Святой Великомученицы Варвары.

По четвергам в 17 часов начинается акафист мученику Макарию возле мощей святого.

По воскресеньям в 17 часов читается акафист Покрове Пресвятой Богородицы.

Обряд таинства Крещения совершается без предварительной записи ежедневно в промежутке с 11 до 15 часов. Венчания проводятся только по предварительному согласованию.

Таинство Исповеди проводится каждый день перед божественной литургией.

Таинство Соборования обычно проводится в пятницу, только в дни Великого поста. Ежедневно после Божественной литургии служится молебен за здоровье и отправляется панихида за упокой душ умерших.

Время работы, расписание, анонсы богослужений (служб), часы проведения чина Таинства крещения, посмотреть церковный календарь и другую полезную информацию можно узнать по телефону +38 044 235 03 62 или на официальном сайте Свято-Владимирского кафедрального патриаршего собора в Киеве.

Как добраться, приехать к Владимирскому собору в Киеве.

Доехать к храму быстрее всего на метро, выходить нужно на станции «Университет», потом перейти на другую сторону бульвара через подземный переход и пройти пешком 2 минуты. По другому маршруту выйти необходимо на станции метро «Золотые Ворота», но в этом случае идти пешком придется 750 метров (примерно 9 минут). Схема киевского метрополитена

Подъехать к Владимирскому собору можно другим общественным транспортом.

Владимирский собор, адрес: бульвар Тараса Шевченко, 20, на карте Киева:
Просмотреть увеличенную карту

Информацию про Владимирский собор можно прочитать на странице всемирной энциклопедии Википедия.

Карта города Киева с новыми улицами и домами, пробки ОНЛАЙН ►

Памятник неовизантийской архитектуры в Киеве на бульваре Тараса Шевченко. Ныне главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата. В рамках экскурсии «Художники Владимирского собора» мы посещаем этот храм. Узнавайте интересные факты о городе в сопровождении профессиональных гидов.

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) в своём письме к императору всероссийскому Николаю I выразил идею о необходимости сооружения в Киеве храма, который был бы памятником великому князю Киевскому Владимиру Святославичу. Было решено, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования.

12 июля 1853 года император Николай I утвердил доклад Священного Синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, а уже в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица. Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому.

С 1857 года со смертью митрополита Филарета количество благотворительных пожертвований ощутимо уменьшилось. Новый митрополит Исидор, хотя и не так активно как его предшественник, но следил за строительством храма. Он добился того, что для сооружения храма был выделен участок земли рядом с Киевским университетом святого Владимира, хотя раньше участок для собора был выделен в пределах города Ярослава. Однако в 1857 году в Киев прибыл император всероссийский Александр II, который заинтересовался проектом. Ознакомившись с ходом строительства собора, он повелел возвести его на пустыре между Бибиковским бульваром и Фундуклеевской улицей.

В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в его основу был положен крест. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.

В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма. Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект Ивана Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство. Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нефы, то есть изменить крестовидную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь.

Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внёс значительные изменения в проект Штрома—Спарро.

15 (27) июля 1862, в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.

Уже в 1866 году собор был выстроен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома. Выяснилось, что ситуация вызвана допущенными при переделках проекта ошибками в математических расчётах.

В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга немедленно вызвали одного из известнейших архитекторов Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

В июне 1876 года были возобновлены строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделён на три нефа: средний и два боковых, а те в свою очередь разделены хорами на две неравные части. Округлость строению предоставляли апсиды, соответствовавшие ширине внутренних нефов. В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница. Ещё два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — должны были находится на хорах.

В 1882 году двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось. Возник вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах. Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир.

За создание проекта оформления и отделки собора взялся археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов. Через год он представил строительному комитету и Церковно-археологическому обществу детальный проект художественного оформления Свято-Владимирского собора, указав место размещения каждого сюжета, его размеры, а также представив рисунки мраморных иконостасов и кивория. Однако строительный комитет этот проект отклонил. Создание нового проекта художественного оформления было поручено архитектору Николаеву.

Владимирский собор. Начало XX века

Однако в это время Адриан Прахов представил свой проект оформления Свято-Владимирского собора на рассмотрение Петербургского археологического общества, которое не только его одобрило, но и, заручившись поддержкой бывшего обер-прокурора Синода и министра внутренних дел Дмитрия Толстого, назначило профессора искусствоведения руководителем художественного оформления собора. Для росписей Свято-Владимирского собора Адриан Прахов пригласил в 1885 году Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников.

Весной 1896 года роспись и отделка собора практически были завершены, за исключением Ольгинского и Борисоглебского приделов на хорах. Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора всероссийского Николая II.

1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.

12 июня (30 мая) и 14 июня (1 июня) 1913 в соборе проводились торжественные богослужения с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Григория IV.

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.

1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.

В 1929 году Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института.

Открытый в период оккупации, Свято-Владимирский собор остался действующим и после освобождения Киева и в 1944 году стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

В 1988 г. в храме прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

В 1995 году в Свято-Владимирском храме состоялся сбор Украинской православной церкви Киевского патриархата, на котором митрополит Филарет был избран Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

Метро: Университет
Адрес: бул. Тараса Шевченко, 20

Фото: Виталий Стельмах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *