Влияние СМИ

В 2017 году суды подтвердили, что ФНС России вправе в порядке ведомственного контроля отменять решения нижестоящих налоговых органов без обращения налогоплательщика, а Минфин может давать разъяснения налогового законодательства. Суды также пришли к выводу, что налоговая выгода признается необоснованной, только когда налоговая экономия приводит к негативным последствиям для бюджета. Эту судебную практику эксперты назвали позитивной, но были и негативные решения судов.

«Аквамарин»

Межрайонная инспекция ФНС № 7 по Костромской области провела камеральную налоговую проверку ООО «Аквамарин», в результате которой вынесла постановление о привлечении общества к ответственности. ООО «Аквамарин» было доначислено 10,8 млн руб. НДС, 473 677 руб. пеней за нарушение срока уплаты налога и 2,2 млн руб. штрафа. Кроме того, налоговая отказала обществу в возмещении 26,6 млн руб. НДС. Управление ФНС по Костромской области отменило вышеуказанное постановление, т. к. не была доказана согласованность действий общества и его контрагентов, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды. ФНС России в порядке контроля за деятельностью управления отменила решение Управления ФНС по Костромской области и оставила в силе решение нижестоящей инспекции (п. 3 ст. 31 НК). Поводом для этого послужили сведения, полученные от МВД и ФСБ, о наличии возбужденных уголовных дел. Тогда ООО «Аквамарин» обратилось в суд, но три инстанции ему отказали (№ А40-101850/2016). Верховный суд подтвердил законность этих решений (см. «Верховный суд разобрался в правилах пересмотра решений ФНС»).

«В этом деле ВС указал на возможность вышестоящего налогового органа даже в отсутствие жалобы налогоплательщика отменить решение нижестоящего органа в рамках ведомственного контроля. При этом налогоплательщик в таком случае вправе обратиться за защитой своих прав в суд. Немаловажно, что вышестоящий налоговый орган вправе реализовать свои полномочия в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно – в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода», – пояснил юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Торез Кулумбегов.

«Теперь стала возможной ситуация, при которой ФНС России вправе отменить решение УФНС субъекта об удовлетворении апелляционной жалобы налогоплательщика и оставить в силе решение инспекции о доначислении налогов и наложении штрафа», – сообщил юрист АБ «Казаков и партнёры» Алексей Аплекаев. «Таким образом, даже полное удовлетворение апелляционной жалобы налогоплательщика не является последней точкой в споре с налоговым органом, поскольку возможно возобновление казалось бы разрешенного спора по инициативе вышестоящего налогового органа. Только истечение срока на проведение выездных налоговых проверок по проверенному ранее периоду может гарантировать отсутствие претензий со стороны налогового органа», – заявила юрист АБ «Казаков и партнёры» Елена Муратова.

Юристы сошлись во мнении, что позиция ВС по этому делу имеет позитивное значение для защиты налогоплательщиками своих прав. «Тем более было издано письмо ФНС России от 11.10.2017 № СА-4-7/20486@, в силу которого эта позиция должна быть доведена до территориальных налоговых органов», – подчеркнула руководитель Налоговой и административной практики ЮФ «Варшавский и партнёры» Владлена Варшавская. «По аналогии с указанным спором налогоплательщики в случае, если решением УФНС будет поддержана позиция территориальной инспекции, могут параллельно с обращением в суд направлять дополнительно жалобу в ФНС России. Эта жалоба не будет являться классической стадией досудебного апелляционного процесса, но вместе с тем позволит озвучить свои доводы на уровне ФНС России, и в случае положительного решения добиться хорошего исхода без рассмотрения дела в суде», – считает руководитель Департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп» Роман Шишкин.

ООО «Спорткар-центр»

ООО «Спорткар-центр» – официальный дилер Porsche в России – сначала напрямую арендовало автосалон у собственника, а затем стало брать это же помещение и помещение в другом построенном здании в субаренду у ООО «Бизнессодействие». Налоговая посчитала, что ООО «Спорткар-центр» могло заключить аренду напрямую с собственником, а включение ООО «Бизнессодействие» в схему арендных отношений повлекло необоснованное увеличение арендной платы. Поэтому ФНС доначислила арендатору налог на прибыль и НДС. «Налоговые органы и суды по-прежнему нередко реагируют лишь на внешние признаки налоговых злоупотреблений, такие как непонятные операции, признаки фиктивности поставщиков, не выясняя, имеются ли в действительности потери бюджета», – сетует руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

Однако ВС с налоговиками и нижестоящими судами не согласился и направил дело на новое рассмотрение (см. «Верховный суд поддержал компанию-налогоплательщика в споре с ФНС на 15 млн руб.»). Во время него суды разрешили спор в пользу налогоплательщика (№ А40-230712/2015). «Теперь можно ожидать снижения числа претензий в случае, когда все контрагенты налоги уплатили, но налоговый орган полагает, что договорные отношения могли сложиться иначе», – уверен менеджер Департамента налоговых споров ФБК Михаил Голованёв.

«Речь о необоснованной налоговой выгоде может идти только тогда, когда налоговая экономия приводит к негативным последствиям для бюджета. Подтверждение этого стало важнейшим моментом. По идее, если негативных последствий для бюджета нет, анализ взаимозависимости, экономической целесообразности и рациональности субарендных отношений становится излишним. Хотя коллегия проверила и эти второстепенные факторы, самое главное в решении высшей судебной инстанции – фиксация знака равенства между необоснованной налоговой выгодой и потерями бюджета», – считает старший юрист «Мозго и партнеры» Елена Черкасова.

АО «Флот Новороссийского морского торгового порта»

АО «Флот Новороссийского морского торгового порта» полагало, что оказываемые им в порту услуги освобождены от начисления НДС. Норма НК, регламентирующая перечень таких услуг, сформулирована достаточно широко. В то же время позиция налогоплательщика подкреплялась положительной судебной практикой и разъяснениями Минтранса. Примечательно, что Минфин соответствующие разъяснения не предоставил. Когда ФНС доначислила «флоту» НДС, пени и штрафы, он обратился в суд. Три инстанции встали на сторону налоговой. Компания подала жалобу в ВС, но тот отказался рассматривать ее. А вот КС жалобу рассмотрел и сформулировал несколько ключевых выводов (№ 34-П). Во-первых, новое судебное толкование НК не должно действовать с обратной силой в отношении других налогоплательщиков, если оно ухудшает их положение. Добросовестный налогоплательщик, действуя в условиях предоставленного ему «благоприятного» налогового режима, не может предвидеть негативное изменение судебной практики, поэтому соответствующее доначисление налога должно соотноситься с периодами, в которые действовало разное толкование. Во-вторых, КС подтвердил обязанность Минфина и ФНС давать разъяснения налогового законодательства. Запросы к ним не могут переадресовываться другим ведомствам, а специфичные случаи Минфин и вовсе должен выяснять самостоятельно в рамках системы межведомственного взаимодействия (см. «КС запретил использовать решения ВС для ухудшения положения налогоплательщика»).

«На практике приходится сталкиваться с тем, что НК содержит множество положений с широкой формулировкой, толкование которых судами меняется время от времени. Важно, что позиция КС универсальна и позволяет защитить добросовестного налогоплательщика в случае внезапного изменения судебной практики», – отметила юрист ЮБ «Мозго и партнеры» Ольга Насонова. «Постановление КС внесло ясность, стоит ли ссылаться на отказные определения в обоснование своей позиции», – заявил Голованёв.

ООО «Континентал Тайрс Рус»

ООО «Континентал Тайрс Рус» предоставляло своим покупателям (розничным продавцам) значительные отсрочки по оплате товара, притом что расчеты с поставщиками происходили на регулярной основе. Для покрытия образующегося кассового разрыва налогоплательщик привлекал займы от зарубежной материнской компании. Налоговая сочла это нарушением, суды с ней согласились (№ А40-251161/2015). Они пришли к выводу, что налогоплательщик не имел экономических причин для привлечения заемных средств, а целью получения кредитов от иностранного аффилированного лица был систематический вывод денег за рубеж (см. «Суды сочли нецелесообразным привлечение дочерних займов для покрытия кассового разрыва»).

«Оценку деловой цели суды подменили оценкой целесообразности действий налогоплательщика и тем самым грубо вмешались в его работу. Займы привлекались для покрытия кассовых разрывов, объективно возникающих в связи с предоставлением отсрочек независимым дилерам. Это опасный прецедент недопустимого вмешательства налоговых органов и судов в принятие компаниями управленческих решений, а также попытка девальвировать определение КС № 320-О-П«, – считает Зарипов. «Это дело подтверждает постепенно складывающийся негативный подход к оценке структур, связанных с привлечением заемных средств от аффилированных компаний. Уверен, такой подход сохранится и в 2018 году», – заявил партнер, руководитель практики разрешения налоговых споров в России Ernst & Young LLC Алексей Нестеренко.

ООО «Аукционная компания Союзпушнина»

ООО «Аукционная компания Союзпушнина» перечисляло дивиденты кипрской компании. ФНС решила, что кипрская компания является кондуитом, не осуществляет реальной экономической деятельности, а перечисление дивидендов носит транзитный характер. По мнению налоговой, такая схема использовалась обществом в целях применения пониженной налоговой ставки, поскольку между Россией с Кипром заключено соответствующее двустороннее соглашение. Арбитражный суд города Москвы и 9-й арбитражный апелляционный суд согласились с мнением ФНС. Суды посчитали, что компания должна не только указать реального бенефициара и подтвердить его статус, но и представить достаточные доказательства перечисления денег именно физическому лицу. В противном случае, если деньги до бенефициара в силу разных причин не дошли, то и права на применение льготной ставки у налогоплательщика не имеется (№ А40-73573/17).

«Примечательным в этом деле является тот факт, что компания «АК «Союзпушнина» и ее юристы скорректировали довольно распространенную в налоговых спорах тактику по доказыванию самостоятельности компаний, получающих дивиденды, и наличию у них полномочий по распоряжению полученным доходом. Они уже по сути не спорили с тем фактом, что промежуточная кипрская компания является технической компанией. Они пытались доказать, что фактическим получателем дохода является физическое лицо – налоговый резидент РФ, в силу чего должна подлежать применению ставка НДФЛ в размере 9%», – объяснил руководитель проектов Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Кирилл Данилов.

УДК343

АРДАВОВ Михаил Мухамединович ФГКОУ ВПО Краснодарский университет, СевероКавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) г. Нальчик, Россия nliadmin@mail.ru

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОПЕРАТИВНУЮ ОБСТАНОВКУ

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00

Mikhail M. ARDAVOV

North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal

Affairs of Russia Nalchik, Russia nliadmin@mail.ru

MEDIA INFLUENCE ON OPERATIVE

Рассмотрены вопросы, связанные с влиянием средств массовой информации на различные сферы жизни общества. Приведены исторические факты влияния средств массовой информации на большие группы людей. Применительно к рассматриваемой проблеме изложены взгляды на понятие оперативная обстановка. Проведен анализ ряда факторов, влияющих на оперативную обстановку. На основе анализа публикаций, посвященных проблеме воздействия СМИ на процессы в обществе, предлагается обобщение сфер влияния последних в понятии «оперативная обстановка». Рассмотрены случаи негативного влияния СМИ, в том числе и попытки использования их возможностей террористическими группами как усилитель эффекта от своих преступных акций. Учитывая разнообразие форм и методов воздействия СМИ на различные элементы оперативной обстановки, указывается на наличие и позитивного влияния. Приводятся примеры положительного воздействия СМИ на различные элементы оперативной обстановки. Приводится положительный опыт взаимодействия СМИ и органов внутренних дел. Отмечается, что с учетом бурного роста информационных ресурсов и либерализации данной сферы возрастает роль и ответственность всех участников, задействованных в функционировании средств массовой информации. Высказано мнение о неготовности части населения, в том числе молодежи, к критическому отношению к информации, выдаваемой СМИ. Излагаются выводы и рекомендации органам внутренних дел по работе в условиях развития информационных технологий.

Ключевые слова: влияние средств массовой информации, оперативная обстановка, взаимодействие, СМИ, органы внутренних дел, противодействие терроризму, ответственность СМИ перед обществом.

К вопросу о влиянии средств массовой информации на процессы, происходящие в обществе, обращались многие авторы. Рассматривая его с различных позиций, одни увязывали деятельности СМИ с достижениями демократии и позиционировали их как средство реализации различных правовых принципов, скажем свободы слова; другие указывали, что СМИ являются средством поддержания «удобного» режима в государствах с иными политическими режимами. Ясно одно, что с момента возникновения они были и остаются, без всякого сомнения, мощным информационным инструментом воздействия, требующим, на наш взгляд, пристального и постоянного внимания со стороны общества. В историческом плане одним из часто вспоминаемых, хотя и недостаточно проверенных фактов влияния СМИ на большие группы людей является эпизод с радиопостановкой знаменитого произведения Г. Уэллса «Война миров». Поставленная в 1938 г. Орсоном Уэллсом, она оказала значительный резонанс и большое влияние, так как первая часть произведения была стилизована под «репортаж в прямом эфире» об инопланетном вторжении и вызвала панику в ряде районов США . Более проверенным историческим фактом является результат негативного воздействия радиопостановки этого же произведения в 1949 г. в столице Эквадора, когда способ подачи информации вызвал панику среди жителей, а позже — гнев и погром радиостанции, повлекший гибель шести человек . . С тех пор изменилось немногое. И в наши дни СМИ довольно часто без оглядки выдают в эфир информацию, которая мгновенно становится достоянием миллионов людей. Как заметил известный психоаналитик Зигмунд Фрейд, «с помощью слов человек может подарить другому вели-

чайшее счастье или ввергнуть его в отчаяние… Слова вызывают эмоции и в целом являются средством, с помощью которого мы оказываем влияние на наших ближних» .

Несмотря на то, что никто не оспаривает факт влияния, в том числе и негативного, на сознание людей различных СМИ, часто обозначаемого как манипулирование1 , все же в условиях современной российской действительности не существует эмпирически доказанных фактов существования влияния средств массовой информации на общественное мнение . Анализ публикаций по данной проблематике свидетельствует о том, что в качестве конечного объекта воздействия авторы рассматривают такие цели, как; сознание, мнение, повседневная жизнь, мировоззрение, правоприменительная деятельность, формирование личности, развитие ребенка, правовая психология населения, экономика, государственная политика, общество в целом и т.п. Одним словом, нет таких сфер жизнедеятельности общества в 1Т2-развитых странах современного мира, на которых так или иначе не отражалась бы деятельность СМИ, а в каком-то смысле — косвенно и на жизни остальной части людей, проживающих в местах, где современные средства массовой информации не получили достаточного распространения.

Учитывая, что сферы влияния средств массовой информации достаточно разнообразны, наиболее продуктивным в нашем случае, как нам представляется, является попытка обобщения этих сфер в таком понятии, как оперативная обстановка. Данный термин активно используется в деятельности различных ведомств государства в целом и органов внутренних дел в частности и в самом широком понимании охватывает наиболее значимые внешние и внутренние условия как позитивного, так и негативного характера. Применительно к деятельности органов внутренних дел, по мнению С.А. Маринина, оперативная обстановка — это определенная сторона объективной действительности, выступающая в виде совокупности различных факторов, которые в то или иное время обладают различной значимостью для ОВД . К числу таких факторов оперативной обстановки относят географические, социальные, экономические, демографические, социально-психологические особенности, преступления и иные правонарушения (характеристика криминальной обстановки и нарушений общественного порядка) и другие, характеризующие обслуживаемую органом внутренних дел территорию и проживающее на ней население. Не вдаваясь в подробности иных элементов, характеризующих оперативную обстановку, отметим лишь то, что все они обладают той или иной степенью стабильности (изменчивости). Если для одних факторов (географические, например изменение границ обслуживаемой территории) характерна стабильность на протяжении десятилетий, то остальные подвержены как прогнозируемым, так и непредвиденным изменениям, носящим иногда, как показывает практика, внезапный характер. В связи с этим, на наш взгляд, на первый план выходит потребность в выяснении механизмов рассматриваемого влияния СМИ, степени «эффективности» негативного воздействия, масштабы, скорость и факторы, способствующие распространению влияния, то есть все позиции, которые сами могут быть использованы как точки приложения усилий для противодействия вредному влиянию.

Одним из способов, применяемых органами внутренних дел, является постоянный анализ оперативной обстановки, который позволяет изучать факторы, входящие в ее структуру и своевременно принимать управленческие решения, позволяющие с той или иной степенью эффективности контролировать ее показатели. В периоды нестабильности процессов в социальных и экономических сферах государства возникают сложности в прогнозировании некоторых из возможных изменений оперативной обстановки, в то время как часть из них остаются в поле предсказуемости. К примеру, вслед за активными действиями по раскрытию и расследованию преступлений, получивших большой общественный резонанс, вполне резонно ожидать реакции средств массовой информации, которые иногда, к сожалению, в угоду сенсационности и желанию быть первыми не всегда объективно отражают информацию. Последнее зачастую приводит к неоправданной реакции населения, волнениям и различным акциям в общественных местах.

В этой связи нельзя не вспомнить возможности подразделений по связям со СМИ органов внутренних дел, через которые есть возможность упредить негативную реакцию. Работа данных подразделений, не являющаяся основной для ведомства в целом, довольно часто ока-

1 По мнению Еникеева М.И., «манипулирование — система средств идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения позиций и поведения людей вопреки их интересам. С развитием средств массовой коммуникации возможности манипулирования резко возрастают…» см. указ. автора Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник / М.И. Еникеев. — 2-е изд., перераб. — М.: Норма: Инфра-М, 2010. — С. 581.

2 IT, или it (сокращ. от англ. Information Technology) — Информационные технологии.

зывает сильное влияние на общественное мнение о деятельности органов внутренних дел. Важность этого направления деятельности подчеркивается и положениями нормативно-правовых актов, в частности Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 30.06.2016) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»), согласно которому к полномочиям ведомства относится организация постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и организаций системы МВД России, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. О необходимости тесного взаимодействия говорят и другие нормативные акты, согласно которым органы внутренних дел «через средства массовой информации информируют население о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств, фактах добросовестного исполнения сотрудниками полиции должностных обязанностей по предупреждению и раскрытию преступлений, формируя позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел»1. Вместе с тем, по мнению ряда авторов, деятельность последних тоже не лишена недостатков. Зачастую они ориентируются на взаимодействие с центральными СМИ, без учета тех фактов, что появлению информационных поводов для негативного освещения деятельности органов внутренних дел способствуют публикации в региональных СМИ, которые затем подхватываются оппозиционными СМИ межрегионального и федерального уровней для вынесения на обсуждение широкой общественности . Рассматриваемая проблема еще больше проявляется, когда речь идет о влиянии СМИ на социум в условиях локальных войн и угроз терроризма. Так, в частности, С.Э. Неклеев указывает на то, что «ситуация локальной войны должна заставить СМИ очень взвешенно отнестись к распространяемой информации. Структура информационного потока должна претерпеть значительные изменения. Форма подачи материалов СМИ опирается на выполнение функций агентов воздействия и контрвоздействия, манипулятивных функций, активно задействуется система фильтрации информации. Это вызвано тем, что обе стороны конфликта имеют прямой доступ к СМИ. А тип войны обусловливает и противостояние на информационном поле, где война ведется за умы людей» .

В условия террористических угроз роль, а значит, ответственность СМИ возрастает многократно, учитывая современную российскую действительность с ее масштабами и бурным ростом информационных ресурсов. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает в этой среде жесткую конкуренцию, результатом которой часто становится деятельность СМИ, вызывающая не только временное осложнение оперативной обстановки локального характера, но и внутриполитические кризисы. Шаг за шагом СМИ такого толка все чаще выступают в роли проводников идей различных террористических групп, приобретают не только черты «провокаторов», но и сами становятся усилителями эффекта тех или иных террористических проявлений. В этой связи уместно вспомнить крылатое выражение, употребляемое в ряде языков: «благими намерениями вымощена дорога в ад». Боясь отступить от демократических основ своего развития, общество не желает замечать, что порой массмедиа, прикрываясь борьбой за демократические ценности, сами становятся факторами возникновения новых очагов конфликтов. Зачастую под предлогом следования принципам открытости общества они предоставляют свои ресурсы радикально настроенным группам экстремистов. За примерами ходить далеко не приходится. То, что мы имеем в виду, происходит ежедневно, во всех средствах массовой информации, и при этом используются самые современные средства визуализации.

Собственно, одно из самых опасных проявлений современности — терроризм — преследует цель вызвать у населения такие реакции, как страх, ужас. Применительно к рассматриваемому вопросу именно СМИ выступают как средство достижения указанных целей, независимо от идеологической ангажированности. Именно обстоятельством, подразумевающим последующую масштабную публикацию, обусловлено стремление лиц, совершающих подобные действия, зафиксировать свою преступную акцию на аудио-, видеоносители информации, в том числе разнообразные возможности Интернет и мобильные средства коммуникации. Развитию последних, видимо, мы обязаны возникновением таких явлений, как флэшмоб2. Именно воз-

1 Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 20.01.2016) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»).

2 Флэшмоб (флешмоб) — (от англ. flash mob: flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; букв. перевод — «мгновенная толпа»). Заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет).

можность в короткие сроки обменяться информацией с большим числом участников таких акций сделало его современной реальностью. И дело не в том, какую «нагрузку» несут данные акции, приводят ли они к каким-либо последствиям. Они, прежде всего, свидетельство современных скоростей передачи информации, а значит, и скорости реакции тех, кому она адресована. Что касается адресата, то и здесь все идет семимильными шагами, и аудитория, скажем, Интернет растет и молодеет ежегодно1 . И если человек взрослый, благодаря своему жизненному опыту, способен отделить зерна от плевел, то молодежная аудитория к этому не всегда готова.

Для полноты взгляда на рассматриваемое явление необходимо отметить, что в литературе высказывается мнение и об обратной связи, то есть «влиянии средств массовой информации, формирующих общественное мнение о правоприменительной деятельности. По причине своей масштабности общественное мнение способно подчинить правоприменительную деятельность наиболее важным для социума целям и задачам» . По мнению ряда авторов, «работа с внешней информацией в органах внутренних дел только разворачивается. Ни наука, ни практика еще не выработали надежных рекомендаций по осуществлению эффективного анализа и особенно оценки факторов внешней среды» .

Вместе с тем было бы неверно, говоря о влиянии средств массовой информации, рассматривать это явление только с позиций негативного воздействия на оперативную обстановку. В зависимости от эффекта, который они оказывают, их можно разделить на категории, при этом каждую категорию характеризует совокупность факторов, которые с точки зрения органов внутренних дел являются криминогенными, нейтральными и контркриминогенными. Примером последних может служить, скажем, прогноз погоды, передаваемый через телевидение или радио и средства мобильной связи, с предупреждением о резком ухудшении условий (гололед, туман, ливень, град и т.п.), который периодически выдается в эфир и позволяет регулировать оперативную обстановку в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; информация о наличии транспортных пробок в сети Интернет и в том же радиоэфире. Имеются и иные примеры положительного опыта использования СМИ в этой же сфере. Скажем, радиоролики, которые были созданы в рамках широкомасштабной социальной компании «Дистанция», инициированной Госавтоинспекцией МВД России и Российским союзом автостраховщиков (РСА) при информационной поддержке Экспертного центра «Движение без опасности»… Радиослушателям напомнят о том, насколько важно соблюдать дистанцию на дороге, расскажут о дорожно-транспортных происшествиях, причиной которых становится нарушение этого правила.2. Информация о предстоящих массовых мероприятиях различного уровня, о порядке и маршрутах перемещения и другие сведения позволяют обеспечить безопасность людей в местах проведения, а значит, контролировать оперативную обстановку. В этом же ключе можно вспомнить, что в обсуждении законопроекта «О полиции» приняли активное участие более 25 тыс. пользователей сети Интернет. Использованная процедура сетевого форума, выбранная в качестве технологии сбора информации о ходе общественной дискуссии о содержании законопроекта «О полиции», позволила обеспечить в целом его легитимное обсуждение и способствовала формированию у наиболее социально активной части населения ответственной гражданской позиции по вопросам модернизации правоохранительной системы . Примеров может быть много, и все они свидетельство положительного влияния средств массовой информации. Таким образом, можно сделать выводы о том, что деятельность средств массовой информации вызывает амбивалентные чувства. С одной стороны, влияние СМИ носит негативный

1 15.04.2016 ВЦИОМ представил результаты опроса 26-27 марта 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. В России 70% граждан в возрасте от 18 лет и старше пользуются Интернетом (год назад — 69%). В последние три года эта доля остается практически неизменной. При этом число ежедневных пользователей неуклонно растет, достигнув на настоящий момент 53% (в 2015 г. — 52%). С 2006 г. этот показатель увеличился в 10 раз. Всего в России доступом в Интернет с мобильных устройств пользуются около 50 млн чел., или 42% взрослого населения страны. Распространение Интернета среди молодых россиян (16-29 лет) достигло предельных значений еще в предыдущие годы и, по данным GfK, составляет сейчас 97%. Источник http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151

2 Аудиоролики будут транслироваться в течение всей кампании на федеральных радиостанциях, в том числе и «Милицейской волне». Социальную инициативу федеральных СМИ поддержат региональные радиостанции в Смоленской, Ленинградской, Белгородской, Саратовской, Ростовской областях, Пермском, Ставропольском, Красноярском, Хабаровском краях, а также в Республике Крым и городе Севастополе. Белан А. Напомнить о ПДД по… радио // Щит и меч. — 24.03.2016. — № 11 (1507). — С. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

характер, с другой — оказывает не только положительный эффект, но и порой является единственно возможным средством нормализации оперативной обстановки.

Надо помнить и о том, что существование СМИ является результатом многих составляющих, где, в зависимости от целей создания, не последнюю роль играет экономическая выгода. В иных случаях экономическая выгода от существования того или иного источника информации приводит к прямой зависимости от количества собираемой аудитории и вынуждает организаторов ресурса бороться за это количество, невзирая не только на морально-психологические последствия, но и на преступные проявления, являющиеся прямым следствием такой активности. С учетом многоаспектности законодательства в рассматриваемой сфере1 и либерального характера регулирования вопросов деятельности средств массовой информации остается только уповать на моральную ответственность лиц, занятых в этой сфере. Людям, причастным к распространению информации, следует помнить, что среднестатистический потребитель их продукции, открывающий страничку в сети Интернет или просматривающий телепередачу, редко задумывается над тем, государственное это средство массовой информации или иное, есть ли необходимость критически относиться или доверять, а значит, так или иначе реагировать на ее содержание. Ответственность возрастает с учетом молодости лиц, которые черпают из многообразия информации элементы, ложащиеся в основу формирования их мировоззрения и моделей поведения, которые, в свою очередь, не всегда согласуются с общепринятыми нормами, вступают в противоречие с последними, а иногда и с нормами права.

Органам внутренних дел, остающимся как объектом, так и субъектом современной информационной среды, предстоит широкий и в то же время детальный мониторинг средств массовой информации с целью прогнозирования и своевременного реагирования на возможные изменения оперативной обстановки. Кропотливая и своевременная работа по взаимодействию со средствами массовой информации должна минимизировать негативные последствия рассмотренных выше явлений и способствовать стабильности в обществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/welles/

2. http://www.war-ofthe-worlds.co.uk/war_worlds_quito.htm

3. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. — СПб: Питер, 2015.

5. http://www.dnp.ru/publications/our-publications/media/smivsom

7. Еферин В.П., Хорькин Ю.П., Диденко В.А. Организация взаимодействия территориальных органов МВД России с органами государственной власти и средствами массовой информации по обеспечению правопорядка и безопасности в период подготовки и проведения массовых мероприятий — Домодедово: Вестник ВИПК МВД России, 2015. № 1 (33). — С. 64.

1 Правовое регулирование отношений, касающихся свободы слова и свободы массовой информации, осуществляется федеральными законами, в том числе «О средствах массовой информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О рекламе», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в установленном порядке. См. Постановление пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.09.2010 № 21).

8. http://nac.gov.ru/publikacii/stati-knigi-broshyury/nekleev-se-sredstva-massovoy-informacii-i.html

9. http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151

10. Шумилов А.Н. Детерминация эффективности правоприменения // Закон и право.2015. № 11. С. 78.

11. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел: курс лекций/под общ.ред. доктора юридических наук, профессора А.М. Кононова и кандидата юридических наук Р.А. Софьина. — М.: ДГСК МВД России, 2011. С.169.

12. Щит и меч. 24.03.2016. № 11 (1507). С.2.

13. Панфилов И.А. О роли сети Интернет в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел .//Российский следователь., 2013.№ 5.

1. http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/welles/

2. http://www.war-ofthe-worlds.co.uk/war_worlds_quito.htm

3. Dilts R. Focuses language. Changing beliefs with NLP. SPb: Peter, 2015.

5. http://www.dnp.ru/publications/our-publications/media/smivsom

8. http://nac.gov.ru/publikacii/stati-knigi-broshyury/nekleev-se-sredstva-massovoy-informacii-i.html

10. A.N. Shumilov Determination of the effectiveness of enforcement // Law and pravo.2015. Number 11. p. 78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Shield and Sword. 03/24/2016. № 11 (1507). p.2.

Информация об авторе

Ардавов Михаил Мухамединович, ФГКОУ ВПО Краснодарский университет, СевероКавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал), г. Нальчик, Россия nliadmin@mail.ru

Получена: 29.08.2016

Для цитирования статьи: Влияние средств массовой информации на оперативную обстановку.

Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 1. с.00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.

Information about the author

  • Авторы
  • Файлы

Конюхова Т.В. 136 KB

Информации в современном обществе, как показывает анализ литературы, отводится значимое место, которое она не занимала ни в традиционном, ни в модернизирующемся мире. Динамика роста объема информации такова, что ее количество удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена К. Маркса1. Развивающееся общество требует интенсификации всех информационных процессов при широком использовании средств массовой информации (СМИ). Благодаря возрастающим возможностям СМИ информация с высокой скоростью доходит до потребителя, многократно тиражируется и активно внедряется в сознание масс.

Рост информации породил новую форму общения, которая свойственна урбанизированным территориям с большим скоплением людей, — массовую коммуникацию. Массовая коммуникация понимается как процесс производства массовой информации и ее дальнейшее распространение при непосредственном общении или с помощью СМИ на численно большие и рассредоточенные аудитории. Передача идентичной информации на значительные территории и возможность ее неоднократного и практически одновременного воспроизведения позволяет регулировать воздействие СМИ на массу — субъекта-носителя массового сознания2.

Способности СМИ существенно влиять на массовое сознание были подмечены давно. Совершенствование технических возможностей СМИ значительно расширило масштабы манипуляции массовым сознанием, которое легковерно и без труда поддается влиянию3. Масса не имеет собственного мнения, поскольку она неприспособленна к теоретическому мышлению, поэтому в результате любое мнение в нее приходится втискивать извне и под давлением4, а умелое манипулирование информацией делает возможности внушения масс со стороны СМИ практически безграничными.

В информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентаций и воззрений значительно возрастает. Медиа все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание. Это привело к тому, что индивиды, составляющие массу, стали жить в мире «информационных фантомов», насаждаемых СМИ.

На современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие и трансформирующие внутренний, духовный мир человека. Вместо того, чтобы расширять горизонты развития человеческого сознания, давать ему суверенность и независимость в суждениях, современные СМИ все жестче манипулируют сознанием масс с помощью растиражированных стандартов поведения. Стараясь донести до потребителя информацию, СМИ выполняют свою важнейшую задачу — сделать так, чтобы в массовом сознании эта информация вызывала реакции, соответствующие требованиям заказчика, в лице которого могут выступать как частные лица, так и государство.

Широкое разнообразие СМИ (телевидение, пресса, радио, Интернет), казалось бы, должно вести к индивидуализации характера, деятельности и сознания человека, давать ему возможность выбора: смотреть или не смотреть телевизор, а если смотреть, то какой канал или программу, читать или не читать прессу, слушать или не слушать радиопередачи. Но, на наш взгляд, это только иллюзия, у человека нет выбора. Подавляющее число людей смотрит телевизор, те же каналы, программы и в том порядке, который утвержден регламентом программы передач. Они читают те же статьи в журналах и газетах, которые читает большинство других людей, слушает те же радиоспектакли и информационные выпуски, спеша по своим делам или отдыхая дома.

Сложившаяся ситуация порождает неоднозначность оценки СМИ. С одной стороны, развитие массовой коммуникации и СМИ положительно влияет на осведомленность индивидов об окружающем мире, но в тоже время за их развитием стоит фактор, собственно манипулирующий сознанием масс. Именно СМИ и массовая коммуникация в числе первых провоцируют массовизацию личности, стандартизируют взгляды, поведение людей, вырабатывают единообразие их реакций.

Однажды Уинстон Черчилль сказал, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что тот, кто контролирует СМИ, способен активно влиять на воззрения людей, их поведение и в целом на массовое сознание в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Библиографическая ссылка

Конюхова Т.В. ВЛИЯНИЕ СМИ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3. – С. 71-72;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5873 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

КОПТЕВА В.К.

КОПТЕВА Виктория Константиновна — магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84. E-mail: vikulya7@gmail.com.

Аннотация. определяющим фактором для современного этапа развития общества, и понятие «информационных технологий» в XXI веке трансформировалось уже в глобальное понятие «информационная цивилизация». СМИ (средства массовой информации) являются главным источником информации, который поддерживает общество в стабильном политическом и экономическом состоянии. Так, СМИ способны влиять на мышление и сознание подрастающего поколения с помощью навязчивых реклам, стереотипов и многочисленных информационных ресурсов . Интернет-сообщества и социальные сети сегодня становятся одним из основных факторов формирования личности молодого человека и в связи с этим возникает необходимость понимать направление воздействия современных СМИ и СМК (средства массовой коммуникации), предпринимать меры по предотвращению негативного воздействия этих новых агентов социализации на подрастающее поколение.

Ключевые слова: Интернет-сообщества, социальные сети, средства массовой информации, информационное общество, социализация, становление личности

С помощью средств массовой информации происходит приобщение индивида к современному обществу, причем социализация, подразумевающая процесс не только познания норм, ценностей и приемлемых моделей поведения, но и получения социального опыта, является стержневым процессом, который определяет социальную сущность индивида.

Следует заметить, что социализация человека проходит в течение всей жизни, однако формирование личности проходит в большей степени именно в детском и подростковом возрасте. Если основной потенциал в детстве ребенку закладывают родители, то далее дети попадают под влияние СМИ, контактируя с которыми происходит развитие, формируются некоторые принципы и устои развития .

Проблемой восприятия информации из сети занимаются Ю. Хабермас, Х. Аренд, которые поддерживают мнение Э. Дюркгейма о противоречивой и негативной роли информационных технологий в жизни молодежи .

Однако не все ученые поддерживают концепцию, говорящую о негативном влиянии информационных технологии на социализацию личности молодого поколения. Так, американский социолог О. Тоффлер считает, что благодаря Internet утрачивается мускульная сила, которая отвечала за силу и богатство, уступая суперсимволической экономической силе, что требует от индивида поступления в высшие учебные заведения, всестороннего развития, постоянного обогащения знаниями . Следовательно, развивается мышление, формируются познавательные навыки, развитие которых является одной из задач, прописанных в ФГОС Ф3-273 от 2013 года3.

А. Курпатов считает, что информация является главным богатством, которое ценится в современном мире, причем она превышает деньги, капитал и недвижность. Информацию сейчас можно легко получить с помощью информационных технологий, однако не стоит делать из них культ .

Следовательно, информационные технологии оказывают прямое воздействие на образование. Рост количества студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, увеличилось за последние 50 лет с 13 млн. до 182 млн. человек . Соответственно востребованность информационных технологий также возросла в разы. По данным, изложенных в докладе ООН Global Broadband Progress от 18.09.2017, количество пользователей интернета в мире составляет 3,58 миллиарда человек (общее населении планеты 7,6 млрд). В период с 2000 по 2015 год удельный вес пользователей интернета увеличился почти в семь раз — с 6,5 до 43% мирового населения4.

Фонд «Общественное мнение», 05.10.2017 представил отчет о количестве пользователей интернета в России летом этого года (слитый массив данных всех опросов 19,5 тыс. респондентов, проходивших в июне, июле и августе). Всего пользователей (выходили в Сеть не реже 1 раза в месяц) — 70% от всех россиян 18 лет и старше или 81,8 млн чел. Ежедневно пользуются интернетом -60% или 70,4 млн. чел (весной и зимой 2017 было 61%)5.

Доверие человека к источнику информации и интернет-среде возрастает при формировании положительного отношения, а также количества людей, которые используют данную сеть или приложение. Поэтому можно заметить быстрое возрастание количества подписчиков у блогеров, которые занимаются предварительной накруткой .

Именно такая тенденция наблюдается при формировании личности молодежи: недостаток своего мнения, попадание под влияние новых, модных законов, то есть разрушение собственной индивидуальности. Молодые люди

3 Закон Российской Федерации от 10.07.2012 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 27.10.2008).

4 Пользователи интернета в мире: http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404.

5 Количество пользователей интернета в России: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151.

уже не могут иметь отличное от других мнение, а следуют тем тенденциям, которые видят в сети, что полностью говорит о деградации в данном случае.

Следует заметить, что всемирные сети могут, с другой стороны, являться хорошим мотивирующим стимулом, так как существует понимание о необходимости получения высшего образования у молодых людей.

Видно, что существует несколько отношений к Internet, причем один и тот же ресурс может оказывать совсем противоположное воздействие, что зависит от внутреннего убеждения и личностных характеристик человека.

Исследователями были проведены мониторинги, которые позволили выявить отношение к Internet, приложениям и социальным сетям :

— Глубинные отношения показывают образ интернет-среды в сознании аудитории. Человек не представляет своей жизни без социальной сети.

— Вербальные — выражают оценки по поводу некой деятельности какого-либо элемента интернет-среды. Часто люди отрицают не сам Internet, а плохую скорость и качество загрузки.

— Деятельностные — выражают отношение к каким-либо СМИ, например, отказ от телевизора, выступление за беспроводную сеть.

И.А. Мальковская говорит о том, что М. Вебер, разработавший концепцию рациональных действий, еще не зная об условиях современного информационного общества, предсказывал ныне функционирующие электронные правительства, порталы и сети, как добровольные ассоциации, которые стремятся к консенсусу .

Г. Тард, Ч. Кули и У. Липпман, утверждали, что от качества получаемой информации с помощью СМИ полностью зависит благосостоянии нации .

Учеными Бирмингемского центра «культурных исследований» С. Холла -Р. Уильямса говорится о том, что социальные сети являются средством управления населением, в то же время, являются характеристикой культуры .

Следует заметить, что общая направленность интернет-среды, которая ориентирована на западную культуру, противоречит российской ментальности, поэтому оказывает разрушающее воздействие на несформировавшуюся личность.

Развитие сети массовых коммуникаций, глобализационные процессы в сфере экономики, политики, экспансия западной либеральной культуры во все части мира играют большую роль при формировании мировоззрения и картины мира российского населения. Следовательно, происходит изменение функций СМИ :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Образовательная задача не выполняется практически вообще;

— Воспитательная задача заключается в пропаганде идеалов общества, а не личностном развитии;

— Информирующая функция не соответствует принципам демократического общества;

— Развлекательная и рекламная функции получают большое развитие и оказывают влияние на подрастающее поколение.

Нельзя говорить о том, что СМИ всегда оказывали отрицательное воздействие на современное поколение. Стоит вспомнить советский период и первое появление телевизоров: не было рекламы, проводилась активная пропаганда здорового образа жизни и спорта, формировался коллективизм. Поэтому можно заметить существенное отличие взрослого поколения от молодежи:

— Читающей нацией остаются родители, современная молодежь становится нацией телезрителей.

— Меняется структура российского печатного рынка, то есть газеты и журналы уступают место сетевым местным рынкам;

— Появляется реклама, которая играет двойную роль, а именно роль потребительской информации и роль финансирования.

Если говорить о роли СМИ при формировании личности молодежи, то они являются важнейшим источником нормативных образцов, которые циркулируют в обществе, средством формирования «моделей» социальной реальности. Причем информационные технологии определяют нормы общения и языка .

Проблема социализации личности в современном информационном обществе решается с помощью повышения роли образования и образовательного уровня.

В связи с этим необходимо создание таких элементов социальных сетей, которые будут способствовать развитию личности, получению навыков и знаний, необходимых для успешной социализации, а также удовлетворению их потребностей6.

Проблема духовного развития личности ярко демонстрируется данным примером.

Современные люди стремятся реализовать себя не в реальной жизни, а в сети, снимая видеоролики. Причем ролики могут быть не только на необходимые и важные темы для людей, как следующие: отношения с родителями или детьми; отношения с противоположным полом; красота; спорт; мода; здоровье; профессиональная реализация. Зачастую ролики демонстрируют и пропагандируют социально-вредные привычки и качества, которые молодежью ошибочно воспринимаются как новые веяния в поведении и стиле.

6 Виртуальная реальность VS реальная жизнь: выбор «интернетчиков» (ВЦИОМ, 2012): http://wciom.ru/index.

Так проявляется проблема деформированной социализации молодежи,

» 7

которая за счет сильного влияния социальных сетей проявляется в следующем7 :

— Деградация молодого поколения под влиянием интернет-среды, которая воспринимается не как средство достижения цели, а как часть жизни и такая же потребность, как вода, воздух, пища;

— Формирование «серой массы», то есть подражание молодежи тем образам и идеалам, которые они видят на страницах сетей;

— Разрушение индивидуальности, что заключается в стремлении молодого поколения соответствовать образу кумира, полностью копировать его поведение, внешность, внутренние качества, тем самым происходит насильственный отказ от своей внутренней природы;

— Адаптация происходит в реальной жизни так, как будто молодому поколению не предстоит самостоятельно себя обеспечивать и вести свою жизнь;

— Возникает неспособность к качественному выражению своих мыслей в реальности из-за наличия барьеров коммуникации, которые молодежь может уничтожить только в виртуальной среде.

Следует отметить, что СМИ оказывают наиболее сильное воздействие именно на молодежь, прекрасно владеющую инновационными информационными технологиями, но в силу информационного перегруза, не способную критично относиться и адекватно оценивать социальную значимость получаемой информации. Таким образом, эффект унификации, в котором мы зачастую обвиняем советские СМИ, пропагандировавшие советские ценности, здоровый образ жизни, и патриотизм8, в современных условиях тотальной информатизации еще более усиливается, т.к. «альтернативные» СМИ зачастую не привносят разнообразия в повестку дня, а напротив, усугубляют информационный «мейнстрим».

Современные социальные сети стремятся не к предоставлению информации молодежи, а получению выгоды, приобщению людей к единому стереотипу и устою.

Воздействие на личность человека в сети часто происходит с помощью интернет-сообществ, которые приобщают молодое поколение к выполнению каких-либо действий. Интернет-сообщество представляет собой группу людей, имеющую сходные интересы, общение между которыми происходит с помощью сети Internet. Следует заметить, что в сети можно легко найти людей со схожими интересами и предложить им общение, что бывает тяжело сделать в реальной жизни. В пространстве социальной сети можно подписаться на аккаунты известных и авторитетных людей, контакты с которыми в реальной жизненной ситуации практически невозможны, а Сеть позволяет «лайками»

7 Проникновение Интернета в Россию и его последствия (ВЦИОМ, 2013): http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114108

8 Ibid.

оценивать их публикации, выходить на диалог, становиться «друзьями». То есть социальные и психологические барьеры при интернет-общении практически исчезают.

Одним из примеров такого интернет-сообщества является «Википедия», которая популярна среди молодежи, так как позволяет оперативно найти справочную информацию по любым темам для подготовки рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ. Кроме того, Википедия является и своеобразным интернет-сообществом, позволяющим пользователям стать экспертами, изменяющими и дополняющими контент данного интернет-ресурса. Учитывая такую интерактивность, возникает риск распространения через этот ресурс как минимум неточной, но вероятно и фальсифицированной информации, деформирующей объективную картину мира. Так, сравнение русскоязычной и англоязычной версии показывает явные разногласия в содержании представляемого материала.

Web-форумы также относятся к данному типу сообществ, но не являются столь научно информативными, как «Википедия». Сейчас существует большое количество блогов, причем именно блоги, созданные для молодого поколения зачастую обладают отрицательной направленностью . Например, популярным каналом на You Tube является канал «Lisova.tv», автором которого является участница телепроекта «Дом 2». Девушка обучает молодых девочек и девушек правильному стилю, выбору качественной косметики, правильному выбору спортивных упражнений, однако не рассматривается кулинария, уход за детьми, домом и другие женские обязанности, которые необходимо уметь выполнять во взрослой жизни. Так, происходит приобщение девушек к «гламурной», не интеллектуальной жизни «светских львиц», которые нацелены на удовлетворение своих эгоистических потребностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы приходим к выводу, что социальные сети и интернет-сообщества сегодня становятся одним из основных агентов социализации подрастающего поколения, зачастую более авторитетным, чем традиционные агенты социализации — семья и школа. Деструктивное влияние социальных сетей можно минимизировать, ограничив свободный доступ к соцсетям детям до определенного, например, 16-летнего возраста, либо обеспечив возможность контроля над социально-сетевой активностью подростков их родителям. В категорию остро актуальных выходит проблема контроля контента циркулирующей в соцсетях информации на предмет его социальной и психологической безопасности для подрастающего поколения. Эти и многие другие вопросы становятся предметом активного обсуждения в профессиональном научном и экспертном сообществе.

Источники

Бабаева Ю.Д., Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 2012. №5.

Бондаренко С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2012. № 12 (38).

Михелин А.В., Шарков Ф.И. Социологический мониторинг средств массовой информации и электорального поведения. М.: Прометей. 2013.

Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М.: Изд-во АН СССР. 2011.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ., общ. ред. А.В. Толстых. М.: Прогресс. 2012.

Яковлева О.В. Влияние виртуальной среды на социализацию современной молодежи. Образовательный портал. М.: Эксмо. 2015.

Holt, Rinehart, Winston. Grammar, Usage and Mechanics / H. Sarrafzadeh, Oxford: Oxford University Press. 2012.

THE IMPACT OF THE INTERNET COMMUNITY ON PERSONALITY

Author: KOPTEVA V.K.

Babaeva Y.D. Psychological consequences of informatization. In: Psychological Journal. 2012. No. 5. (In Rus.).

Kurpatov A.V. Get what you want. M.: OLMA Media Group. 2011. (In Rus.).

Malkovskaya I.A. Profile of the information-communicative society. In: Sociological research. 2010. No. 2. (In Rus.).

Mikhelin A.V., Sharkov F.I. Sociological monitoring of the media and electoral behavior. M.: Prometheus. 2013.

Toffler O. The shift of power: knowledge, wealth and coercion on the threshold of the 21st century. M.: RAS. 2011. (In Rus.).

Freud Z. Introduction to Psychoanalysis: Lectures. M.: Science. 1989. (In Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sharkov FI, Baranova V.I. Audience and Media Monitoring. In: Sociological Research. 2015. No. 10. (In Rus.).

ART 14133

научно-методический электронный журнал

УДК 373.2:654.197

Шхахутова Зарема Зориевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп azimaka@list.ru

Ситкова Анастасия Викторовна,

студентка факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «(Адыгейский государственный университет», г. Майкоп

Аннотация. Современные процессы глобализации и модернизации имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны. С развитием информационных технологий появились и новые проблемы, к которым можно отнести влияние средств массовой информации на психику, восприятие и воспитание детей дошкольного возраста. Конечно, в наше время есть отдельные каналы на телевидении для детей, но туда пропускается порой та информация, которую ребёнку не следует принимать. Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание ребенка — серьезная проблема современности. И ей необходимо уделять большое внимание педагогам и психологам. Необходимо детей и взрослых научить правильно использовать полученную информацию из средств массовой информации. Ключевые слова: воспитание, развитие, средства массовой информации, информационные технологии.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Рубеж ХХ-ХХ1 веков отмечен стремительным развитием и широким распространением информационных технологий, превратившихся из преимущественно технологического в культурное и социальное явление. С одной стороны, новые возможности обмена информацией в мировом масштабе создают возможность перехода к мировому информационному обществу. С другой — негативные глобальные тенденции быстро возрастают .

Перефразируя классика, сегодня можно утверждать: самыми важными и наиболее используемыми из средств массовой информации являются телевидение и Интернет. Они прочно вошли в нашу жизнь, без них невозможно воспринимать современного человека . Часто подрастающее поколение обвиняется в бездуховности, в черствости… На наш взгляд, это не их вина. Это вина времени, взрослых, общества, в котором мы все живем, воспитываем и растим детей.

Телевидение, являясь одним из средств массовой информации, относится к наиболее доступным, хотя и начинает с каждым годом всё больше уступать Интернету. Рассматривая проблему влияния телевидения и Интернета на подрастающее поколение, следует учитывать, что дети получают информацию преимущественно из телевизора, а именно — детских развлекательных программ, телепередач, мультфильмов. Можно сказать, что телевидения в наше время в России много, и оно разное. В восприятии информации с экрана телевизора концентрированно участвуют зрение, слух, что через осмысление происходящего создаёт определённый эмоциональный настрой. Именно роль телевидения на современном этапе в значительной степени наделила средства массовой информации (СМИ) властными функциями из-

Негативное воздействие средств массовой информации на развитие и воспитание дошкольников

f\j ■Л f\j

ART 14133

научно-методический электронный журнал

УДК 373.2:654.197

за его огромного влияния на людей (называние СМИ «четвёртой властью» подтверждает наши слова).

Люди больше верят увиденному («своими глазами»), чем услышанному или прочитанному. Зрительная информация легче воспринимается и лучше запоминается, позволяя как бы прочувствовать и пережить вместе с героями происходящее на экране.

Некоторые эксперты полагают, что именно домашний экран способен действовать на человека на уровне подсознания, обеспечивая погружение людей в особую виртуальную реальность, существенно отличающуюся от действительной жизни. Длительное пребывание у телеэкрана всё чаще приводит к специфическому виду психологической зависимости — телемании . Для многих телевидение становится авторитетом, отодвигая на задний план такие институты, как семья и школа.

Многие российские эксперты в последнее время обеспокоены тем, что дети значительную часть своего времени уделяют телевидению. Одним из направлений информационной политики отечественного СМИ является переориентация привычного для России доброго, положительного и близкого нам героя на сверхличность западного образца. В качестве примера для подражания предлагается тот, кому в ходе победного шествия к жизненной вершине, достижения превосходства муки совести, чувство сострадания являются помехой. Несколько лет тому назад проводились исследования влияния детских мультфильмов (как отечественных, так и зарубежных) на сознание юных зрителей. Оказалось, что большая часть западной продукции такого рода «зомбирует» (ориентирует) детей на недоверие к окружающему миру, формирует у них враждебность, индивидуализм, агрессивность, расчётливость, тогда как отечественные мультфильмы, наоборот, воспитывают доверие к людям, коллективизм, установку на взаимопомощь, дружественные отношения, любовь к родителям.

Однако не все придерживаются такой точки зрения. Изучая материал по данной проблеме в Интернете, на одном из сайтов мы встретили следующий «Анализ советских мультфильмов». Анализ одного из мультфильмов приводим дословно: «Трое из Простоквашино». С первого взгляда видно, что это мультфильм об утрате семейных ценностей. К сожалению, он и ещё кое о чем. Более страшном. Вот сюжет. Некий московский мальчик из благополучной семьи убегает из дома и поселяется в глухой деревне вместе с котом и собакой. Ведёт с ними совместное натуральное хозяйство, неожиданно богатеет, найдя сундук с сокровищами (!), обманывает местные органы власти в лице представителя российской почты. То есть, по сути, мультик о том, как несовершеннолетний молодой человек обретает счастье, бросая отца и мать, бросая школу, поселяясь с единомышленниками в уединенной местности, выпадая из социальной и общественной жизни и обретая свое новое имя. Совсем ещё юного мальчика его преданные последователи называют не иначе как «дядя Фёдор»! Вам ничего это не напоминает? Типичное описание тоталитарной секты. Наличествуют все атрибуты сектанско-го поведения, кроме главного — религиозной доктрины. Её авторы мультфильма, созданного в атеистические советские времена, попытались максимально замаскировать. Но на самом деле она осталась на поверхности. Секта «дяди Фёдора» поклоняется говорящей птице! Маленькому галчонку — настоящему чуду, вызывающему изумление у всех, кто сталкивается с этим шарлатанством. В конце концов друзья-сектанты, замученные голодной и суровой деревенской жизнью, решаются на отчаянный шаг и отправляют свой религиозный фетиш родителям мальчика и этим завлекают их в секту. Помните последние слова матери «дяди Фёдора», по сюжету мультфильма популярной певицы? «Если бы у меня была вто-

ART 14133

научно-методический электронный журнал

УДК 373.2:654.197

рая жизнь, я бы провела её здесь, в Простоквашино». Одна из российских эстрадных звезд фактически повторила её судьбу несколько позднее, связав себя с сектой Виссариона» .

Говоря о старых, так называемых «советских» мультфильмах, можно сказать, что в них представлена «нормальная для ребенка картина мира». В этих мультфильмах присутствуют как положительные, так и отрицательные персонажи. Однако «добро здесь побеждает зло», отрицательные герои легко перевоспитываются, осознают свои ошибки и становятся добрыми. Детям с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим .

Именно проблема «ребёнок — телевидение» — одна из самых актуальных в воспитании ребёнка. Телевизор стал средством обихода в каждой семье, роль его возросла по сравнению с тем, что было, к примеру, два десятилетия назад. Телевизор сегодня является одним из средств воспитания подрастающего поколения. Взрослые часто включают телевизор «для фона», не обращая толком внимания на «картинки», сменяющиеся на экране. Ребёнок, зайдя в комнату, где работает телевизор, может без ограничений просматривать то, что на экране показывается, и слышать всё то, что ему слышать без надобности. И всё это потому, что взрослый не «отфильтровывает» то, что негативно может сказаться на ребёнке. Ведь внутренний мир ребёнка, его сознание складывается из информации, получаемой из мира взрослых. А родители — проводники к этому миру: через сказки, игры, телепередачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для детей-дошкольников одним из средств воспитания являются мультфильмы, при просмотре которых они полностью погружаются в просматриваемые сцены. Не все мультфильмы полезны и содержат важные для ребенка переживания и образы. Многие современные мультики, транслируемые по телевизору, могут плохо повлиять на развитие ребенка, сформировать у него склонность к зависимостям и к агрессии. Поэтому очень важно не допускать бесконтрольного просмотра детьми анимационной продукции. В раннем возрасте (до трех лет) нельзя усаживать ребенка перед телевизором, куда-то отлучаясь или пытаясь этим занять ребёнка (к сожалению, это не редкость). В данном возрасте у детей еще не сформированы основные функции движения, то есть он не умеет одновременно двигаться, держать предметы, смотреть и слышать. Поэтому при просмотре мультфильмов (какие красочные картинки!) малыши не отвлекаются на посторонние шумы, почти не двигаются. В последующем у таких детей появляются проблемы с движением, с речью, со зрением и с лишним весом. Развитие детей может сильно затормозиться. После просмотра зарубежных мультфильмов у детей проявляется не только агрессия, часто они становятся источниками детских страхов.

Во многих группах в детских садах появились телевизоры и РУР-проигрыватели. Часто воспитатели вместо того, чтобы занять детей какой-либо игрой, каким-то видом деятельности, включают телевизор (РУР-проигрыватель), и в группе — тишина. Дети «заняты» просмотром мультфильмов. Такое допускать нельзя. Возникает вопрос: «А как раньше обходились без телевизоров, РУР-проигрывателей?» Дети больше играли. Сегодня наши дети не могут играть, они не могут придумывать сюжеты для своих игр. Сегодня они играют в своих «мультипликационных» героев. И хорошо еще, когда это добрые, положительные герои. А если проанализировать сюжет, содержание этих мультфильмов, то можно сказать, что они совсем «не детские». Например, мультфильмы «Тачки», «Рио», «Ледниковый период», «Холодное сердце» и другие — эти мультфильмы можно отнести и к мультфильмам «для взрослых» (во времена СССР

м Q м

ART 14133

научно-методический электронный журнал

УДК 373.2:654.197

были такие мультфильмы). В этих мультфильмах показаны взрослые отношения: вражда, насилие, взрослая любовь, соревнования, но нечестные и т. д.

Детям следует разрешать просмотр телевизора в определённо установленное время, а также совместно с взрослыми. Для этого можно пригласить и друзей малыша. Ребёнку при этом желательно разъяснять тот или иной поступок, совершённый героем, объяснять ценности и нормы поведения., На наш взгляд, никто не будет спорить, что мультики про дядю Фёдора («Простоквашино»), котёнка по имени Гав, Карлсона, Чебурашку и других замечательных советских героев не будут извращать умы детей, развивать агрессию. Эти мультфильмы учат дружбе, доброте, вежливости, взаимовыручке, сосуществованию… На одной из пресс-конференций В. В. Путин сказал о том, что у нас должна быть сформирована «культура сосуществования». Мы должны быть «россиянами», учитывая, что живем в многонациональном государстве, где «рядом сосуществуют» множество различных конфессий, при этом ни в коем случае не забывая и не умаляя достоинства своей национальности, а взаимодействуя и взаимообогащая друг друга. Нам необходимо научить наших детей, особенно на начальном этапе их вхождения в социум (детский сад, школа.), не просто «быть», а «жить» вместе, дружно.

Стоит вспомнить мультфильм «Катерок». Маленький и веселый катерок под названием «Чижик» мчится по водным просторам. От страны к стране, от острова к острову он развозит долгожданную почту. То он плывет на Северный полюс, то мчится к жарким островам Африки. Его ждет много приключений, порою даже очень опасных: он чуть не замерзает в ледяных глыбах и едва не тонет в сильных штормах океанов. Но чувство долга и веселый нрав кораблика всегда помогают ему выбраться из самых сложных ситуаций, потому что его всегда ждут его друзья, которые разбросаны по всем континентам нашей огромной планеты.

Однако советские мультфильмы очень проигрывают заграничной продукции. Ответ понятен — мультики не настолько красочны, а мы знаем об особенностях восприятия дошкольника. Поэтому родители, видя, что их чадо после просмотра «Трансформеров» отказывается смотреть «Рукавичку», уступают ему и продолжают «кормить» его низкопробной анимационной продукцией. Известны случаи, что после просмотра некоторых серий «Покемонов» у детей появлялись симптомы эпилепсии, что требовало срочной госпитализации. Впоследствии продюсер известной передачи про «Телепузиков» призналась, что её сюжет был придуман под воздействием галлюциногенов. И подобных случаев великое множество.

Сегодня над проблемой влияния «неправильных мультиков» на развитие психики детей задумываются специалисты всего мира. Психологи советуют родителям тщательно отбирать для своих малышей мультфильмы и по возможности смотреть их вместе с детьми, наблюдая за их реакцией. Если возрастает уровень агрессии у малыша, в речи появляются заимствованные слова, не используемые в вашем окружении, а игры лишь на основе одних и тех же анимационных сюжетов — необходимо бить тревогу!

Чем ещё плохи современные мультфильмы (те мультфильмы, которые имеют популярность у детей, в основном американского производства)? Местные герои, «борцы со злом» — борцы в прямом смысле. В сюжетах этих мультфильмов обязательно присутствуют конфликт, выяснение отношений, бывает и убийство. Одним словом, агрессивное поведение, насилие. При этом все показывается очень «красочно». Отрицательный герой устраняется. физически! Это кардинально отличается от советских героев, которые побеждали врагов хитростью и смекалкой. Да и

ART 14133

научно-методический электронный журнал

УДК 373.2:654.197

сами отрицательные герои устраивали козни в виде загадок, проверок на умение, трудолюбие, на смышлёность. Конечно, не все американские мультфильмы несут отрицательное воздействие. На наш взгляд, Уолт Дисней создал шедевры, имеющие доброе начало («Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев» и др.). Но таких мало.

Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Одним из самых важных образов является женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько поведение героинь мультфильмов. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и др.) просмотрели множество лент западного кинематографа и пришли к выводу, что поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старые добрые сказки: целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах .

На сегодняшний день есть современные отечественные мультфильмы, которые не вызывают агрессии у детей, содержат много поучительной информации. Это мультфильмы «Фиксики», «Уроки тетушки Совы», «Барбоскины» и др. Можно сказать, что эти мультфильмы составляют «конкуренцию» западным мультфильмам.

Современное телевидение оказывает большое влияние на развитие и воспитание детей. Дети, особенно дошкольного возраста, смотрят по телевизору в основном мультфильмы. У детей появляются любимые герои, которым они пытаются подражать, у них формируются представления о добре и зле, о нормах и правилах поведения. Также через сравнение себя с любимыми героями дети дошкольного возраста имеют возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильмах (так сказать, «правильных мультфильмах»), позволяют воспитывать детей: повышать их осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать их мировоззрение.

На наш взгляд, проблема современного телевидения в том, что оно стало абсолютно циничным и безнравственным. Оно не выполняет свою задачу воспитания молодёжи, не прививает подрастающему поколению общественные ценности, нормы и правила поведения, не знакомит с культурой и бытом народов разных национальностей. Более того, всё это низвергает, втаптывает в грязь, с чем мириться не только нельзя, но и небезопасно для России. Эфир заполнила безвкусица и пошлость . Когда по спутниковому телевидению транслируются сотни каналов, то за их качеством и не уследишь. Необходима специальная комиссия, которая будет следить за передачами, выходящими в эфир, и за тем, в какое время эти передачи транслируются. Родители должны больше времени проводить со своими детьми, им

PU г М

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14133 УДК 373.2:654.197

необходимо понять, что ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение с папой и мамой. Поэтому, несмотря на занятость и усталость, родителям нужно найти в себе силы быть побольше с малышом.

Ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе. Чем больше добра ребёнок получает в детстве, тем полнее и ярче его жизнь, он с оптимизмом будет смотреть на мир. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос здоровым и физически, и психически, был счастлив и делился этим счастьем с окружающими. Поверьте, мир тогда станет добрее!

Ссылки на источники

1. Болокова М. А. СМИ в управлении социально-политическими процессами. — Майкоп: Изд-во МГТУ, 2006.- С. 77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: http://xreferat.ru/77/4495-1-vliyanie-mul-tfil-mov-na-razvitie-deteiy-doshkol-nogo-vozrasta.html. Там же.

Резник Б. СМИ нуждаются в серьёзных переменах // Российская Федерация сегодня. — 2009. -№ 21. — С. 18.

Zarema Shkhakhutova, 1SSN2304120X

Student at the department of pedagogics and psychology, Adyghe State University, Maykop

Key words: education, development, mass media, information technologies. References

1. Bolokova, M.A. (2006) SMI v upravlenii social’no-politicheskimi processami, Majkop: Izd-vo MGTU, p. 77 (in Russian).

3. Petrov, V.P., Petrov, S.V. (2008) «SMI kak informacionnoe oruzhie OBZh», Osnovy bezopasnosti zhizni, № 3, pp. 52-54 (in Russian).

4. Available at: http://megaobzor.com/newsnew-7584.html (in Russian).

5. Available at: http://xreferat.ru/77/4495-1-vliyanie-mul-tfil-mov-na-razvitie-deteiy-doshkol-nogo-vozrasta.html (in Russian).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *