Внутриутробное воспитание ребенка

  • Теги:
  • Родительский лекторий
  • 0-1 год

Каждый любящий ответственный родитель задается вопросом, когда и как начинать воспитывать своего ребенка, чтобы не испытывать в будущем проблем воспитания. Ответ на этот вопрос и прост и сложен одновременно: начинать «воспитывать» своего малыша можно и нужно еще до его появления на свет. Важно оговориться, что под воспитанием в перинатальный период мы в большей степени понимаем, конечно же, общение, взаимодействие с малышом.

Почему это возможно?

Многочисленные исследования доказывают, что психическая жизнь плода начинается уже на сроке около 2 месяцев внутриутробного развития. Будучи величиной всего лишь несколько сантиметров, будущий человек уже реагирует на прикосновения, а к третьему месяцу беременности у него уже развиты органы, отвечающие за восприятие самых различных ощущений. К этому моменту у малыша уже появляется первое вкусовое восприятие, чуть-чуть позже — слух, чувство равновесия и даже обоняние, а вот зрительные ощущения формируются позднее всех.

Механизм восприятия прост: сформировался орган чувств, способный к восприятию стимула внешнего мира, значит, и ребенок готов к взаимодействию, к поддержанию обратной связи с вами.

Почему это важно?

Во-первых, получая разнообразные стимулы внешней среды (будь то мамин голос, теплые лучи солнца на ее животе или ласковые руки мамы), головной мозг ребенка активно развивается.

Во-вторых, хорошо известно, что и функциональное состояние центральной нервной системы, и психическое состояние изменяются под влиянием ритмичных сенсорных воздействий (например, звуков речи, музыки, поглаживаний), что способствует налаживанию и поддержанию эмоциональной связи между мамой и малышом.

В-третьих, от того, каким воспринимается еще непознанный окружающий мир, зависит, сформируется ли у ребенка чувство безопасности, базового доверия к миру, будет ли он в дальнейшем устойчив к стрессам или, наоборот, подвержен нервно-психическим расстройствам. В этот период в бессознательном каждого человека закладываются особые программы, которые в дальнейшем будут определять развитие его личности (жизненные сценарии).

Как воспитывать до рождения?

1. Стремитесь к тому, чтобы ваша беременность была желанной. Желанные дети рождаются с более высокой массой тела, реже болеют, имеют лучшие характеристики в психомоторном развитии. В будущем они вырастают более общительными, оптимистичными и лучше раскрываются в творчестве.

2. Думайте и говорите о будущем ребенке в позитивном ключе.

3. С ранних сроков беременности уделяйте время на поглаживание своего округляющегося животика: тактильный контакт – это основа общения мамы и малыша. Дополнительные поглаживания живота просто необходимы, если вы переживаете сложную ситуацию, разволновались, огорчены – они помогут снизить беспокойство ребенка, которое неизбежно возникнет в ответ на ваши негативные переживания.

4. Стремитесь познакомиться со своим малышом как можно раньше. Этого можно достичь, воздействуя на органы чувств, стараясь получить телесный «ответ» от своего ребенка. Такая возможность появится через некоторое время после наступления первых шевелений.

5. Обращайтесь к своему малышу вслух, а не мысленно! Рассказывайте ему о том, какой у него папа (мама), каким вы его себе представляете, как вообще идут дела или о чем-то еще, что приносит вам положительные эмоции пр. Конечно же, ребенок пока еще не понимает смысла слов, но эта информация стимулирует развитие в целом.

6. Приглашайте к общению с ребенком и будущего папу. Активное участие отца во взаимодействии с ребенком во внутриутробном периоде его существования снижает в дальнейшем восприимчивость новорожденного к стрессам, а отношения малыша, формирующиеся в системе «отец-мать-дитя», способствуют тому, что в будущем у ребенка быстрее установятся и сохранятся хорошие отношения с отцом.

7. Слушайте во время беременности приятную музыку (лучше, если это будет классическая музыка эпохи барокко, но можно и другую, приятную вам), пойте своему малышу распевные песни. Они станут вам хорошим подспорьем в моменты плача и беспокойного сна, поскольку будут являться хорошим успокаивающим средством для ребенка. Ведь он способен их узнавать после рождения!

Гаптономия – методика налаживания контакта через прикосновение

Существует целая методика налаживания контакта с ребенком через прикосновения, которая помогла многим родителям в разных странах мира научиться понимать своего ребенка еще до рождения.

Краткая схема выглядит следующим образом: общаться с ребенком нужно тогда, когда он активен, лучше в одно и то же время суток, например утром. Примите удобное положение и положите руку на живот. Сначала понаблюдайте за своим дыханием, погладьте живот по часовой стрелке. Продолжая поглаживания, начните разговаривать с малышом (можно выбрать какую-то тему или просто рассказывать, что находится или происходит вокруг). Поначалу ребенок, возможно, затаится, внимательно изучая новые сигналы, а возможно, ответит вам радостью или даже бурным восторгом в виде активных шевелений. Затем спойте малышу песню или расскажите нараспев стишок или прибаутку – ритмичные звуковые структуры благотворно воздействуют на формирующийся мозг.

Выполняя эти упражнения регулярно (не менее 2 раз в день в одно и то же время), вы довольно быстро обнаружите, что в положенное время малыш уже сам будет «пододвигаться» к стенке матки и «приглашать» вас к общению приятным шевелением.

Будущие родители могут подготовить для своего малыша хорошую стартовую площадку в длинное интересное путешествие под названием Жизнь. Ведь хотим мы того или нет, бессознательное ребенка никогда не забудет, о чем рассказали, что дали почувствовать тогда, когда ребенок еще находился в маминой утробе.

Светлана Юрьевна Шустова,
клинический психолог,
перинатальный психолог Центра планирования семьи и репродукции

Замечали ли вы, что у беременной женщины особое выражение лица, взгляд, движения, мысли. Она как будто знает великую тайну и самый важный жизненный секрет. Это не зависит от социального положения и места жительства, всех женщин – будущих мам объединяет одно – великое таинство рождения новой жизни. Они становятся другими, теперь каждая мысль и поступок посвящены ему – ребенку в своей утробе.
Беременная женщина испокон веков вызывала почтение и поклонение. Самые гениальные творения скульпторов и художников – женщина в ожидании ребенка или женщина с младенцем. Это великое таинство удивительно меняет женщину, с ней происходят чудесные метаморфозы. Ее больше привлекает искусство, музыка, живопись, природа, и все, к чему можно добавить эпитет – прекрасное. Ученых всегда интересовала эта удивительная взаимосвязь женщины и ребенка, которая впоследствии вылилась в раздел науки – «Внутриутробная педагогика».

Современная женщина в стремительном ритме жизни зачастую пренебрегает опытом предков, которые обожествляли женщину, носящую под сердцем дитя, и создавали ей особые условия на период беременности. Достаточно часто современных мамочек интересуют совсем другие вопросы — об анализах на беременность и тому подобных мероприятиях, кремы от растяжек и как от них избавиться (растяжек), отказ от вредных привычек – стоит\не стоит и как отказаться, как использовать свободное время в декрете, роды с мужем «за и против», выбор роддома и многое другое. Часто за внешним теряется внутреннее, ведь сам факт беременности должен в итоге подарить миру умное, доброе, гармонично развитое дитя.

Внутриутробная педагогика – наука, суть которой заключается в гармоничном развитии маленького человека еще до его рождения и основывается на закономерностях развития ребенка во время беременности. Первый триместр беременности, когда у малыша формируется головной мозг и вегетативная нервная система, оказывает огромное значение на его развитие и способности в будущем. На развитие такого важного органа малыша, как головной мозг, оказывают влияние не только гены, но и огромный поток информации, которую получает женщина во время беременности. Конечно, знать об анализах на беременность и тому подобное тоже необходимо, но это не настолько важно для развития малыша. Отказ от вредных привычек – стоит\не стоит и как отказаться – бесспорно, важно, но нельзя заменять одно другим. Все это должно быть гармонично и взаимосвязано, так как малыш получает информацию из внешней среды посредством органов чувств матери. Именно поэтому на этом этапе особенно важно, чтобы женщину окружала красота в виде природы или искусства, свежий воздух и позитив, а не смог города, гудки клаксонов, громкая музыка и прокуренный бар.

Пятый месяц внутриутробного развития малыша знаменуется первыми ощутимыми шевелениями. Именно эти толчки являются реакцией малыша на состояние, которое напрямую зависит от мамы. Если женщина расстроена, подавлена, возбуждена или обеспокоена, ее состояние передается малышу, который чувствует дискомфорт и возбужденно «топает» ножками. Именно в этот период у малыша появляются эмоции, и он удовлетворенно сосет пальчик, спокойно засыпая под ровный стук маминого сердца. Поэтому в ответ на чересчур эмоциональные споры по вопросу – роды с мужем «за и против», вы рискуете провести беспокойную ночь, убаюкивая встревоженного малыша.

Внутриутробная педагогика особенно эффективна именно в этот период, так как ваш малыш активно познает мир и внимательно прислушивается к звукам. Пойте, пойте свои любимые, мамины колыбельные, даже если у вас нет слуха. Не хотите петь, читайте стихи, сказки, легкую литературу. Различные F.A.Q. по беременности, всякие советы психологов и педагогов рекомендуют массу полезной для ребенка, на этом этапе развития, литературы. В интернете всегда можно найти информацию и скачать не только классическую и детскую музыку, но и шум дождя, пение птиц, всплеск волн. И у вас не будет вопросов, как использовать свободное время в декрете.

Для подрастающего малыша крайне необходимо общение. Самое важное, что у малыша с мамой удивительным образом выстраивается диалог. Он вас хорошо понимает, слышит, чувствует, он является частью вас, но уже индивидуальностью и личностью. У вас целых девять месяцев, чтобы рассказать ему об удивительном мире, которые его ждет и о тех заботливых и добрых людях, которые вас окружают. Ваш оптимистический настрой и позитивное отношение к окружающему миру передадутся и вашему ребенку. Оградите его от негатива, шума, стресса и агрессивной окружающей среды. Творите, используйте свободное время в декрете с пользой, возможно, вы откроете в себе новые таланты. Займитесь плаванием и йогой, или просто гуляйте. Общайтесь с малышом, и записывайте свои ощущения, разговаривайте и прислушивайтесь. Возможно, подросшему ребенку вы прочитаете ваши беседы.

Издревле в Корее считали, что состояние души и тела матери во время беременности эмоционально, психически и физически влияет на состояние плода. Согласно этой традиции, считается, что для рождения здорового ребенка беременная мать должна быть осторожной во всем, не должна допускать плохих мыслей и резких движений, должна вести себя и разговаривать спокойно. Поэтому существуют запреты не только на пищу и поведение, но и на мысли.

Тхэгё, или корейская версия дородового образования, относится к китайской традиции, которая укоренилась в стране в конце эры Корё (918-1392). Он приобрел популярность в последующих династиях, когда корейский ученый Ли Саджуданг написал «Тхэгёшинги» в 1800-х годах.

В книге утверждается, что девятимесячное образование в утробе матери важнее последующего десятилетнего образования.

Эта практика основана на идее, что плод — человек, а жизнь начинается с момента зачатия. Мать начинает ухаживать за ребенком с момента зачатия, этим и объясняется, почему новорожденные в Корее считаются однолетними при рождении.

Тхэгё начинается до зачатия — с выбора мужа, согласно исследовательской работе Ким Хён Ок. Традиционно считается, что женщины должны выбирать «здорового и умного мужчину, чтобы получить умного и доброго ребенка».

Внимательность также является критическим элементом тхэгё. В рамках поддержания «спокойного состояния ума» беременные матери «не должны ненавидеть других, иметь злые мысли, избегать грусти, говорить только положительные вещи и молиться», говорится в исследовании.

Общая цель практики тхэгё — воспитать доброго, умного и успешного ребенка, поскольку считается, что образование в утробе матери влияет на будущие перспективы ребенка во всех сферах жизни.

По иронии судьбы эта традиция стала более важной в эпоху, когда уровень рождаемости падает до рекордно низкого уровня, поскольку родители вкладывают больше времени и денег в запланированные беременности, чем в прошлом.

9 месяцев

Беременность / Здоровье

Любой будущей маме, наверняка, интересно знать, как растет и развивается малыш в ее животике. Знать это важно не только из любопытства, но и для того, чтобы оградить плод от опасностей в определенные сроки вынашивания, когда он особенно уязвим…

В норме беременность длится 40 недель (10 акушерских месяцев). Весь срок подразделяется на эмбриональный и фетальный периоды. Первый длится до 8-й недели, во время него зародыш (эмбрион) обретает человеческие очертания, у него формируются все органы и системы жизнедеятельности. Второй период длится с 9-й недели до самых родов, с этого периода зародыш (его уже называют плодом) продолжает активно развиваться. Итак, понаблюдаем, как же происходит развитие малыша.

Опасные периоды развития плода

Во время внутриутробного развития существуют так называемые критические периоды, опасные для плода. Высока угроза отклонений в формировании жизненно-важных систем, развития болезней, также повышается риск досрочного прерывания беременности. В критические периоды чувствительность плода повышается, а степень адаптации снижается, он становится очень уязвимым для факторов внешней среды.

Период бластогенеза (1–2 недели беременности).

В этот период зародыш только формируется, и, если он в силу различных причин слаб, он погибает. По статистике, на этом сроке частота самопроизвольных абортов составляет около 40 % от всех состоявшихся беременностей. Однако женщина при этом даже не догадывается о беременности и не замечает произошедшего – этот период может характеризоваться лишь небольшой задержкой менструации.

Причиной гибели зародыша в этот период, как правило, становятся его генетические аномалии – происходит своего рода естественный отбор. Со стороны мамы основным фактором неудавшейся беременности могут являться различные патологии матки (миома, рубцы после операций, воспалительные заболевания), а также большие физические нагрузки, стрессы.

Эмбриональный период (от 3 до 12 недель).

В это время зародыш еще раним и слаб. При этом происходит формирование его плаценты, а также закладка всех органов и систем организма.

Главная причина прерывания беременности в эмбриональный период – гормональные нарушения мамы (нарушение работы щитовидной железы, увеличение количества мужских половых гормонов).

Плодный период (18–32 недели).

Он характеризуется быстрым ростом и развитием плода. Действие неблагоприятных факторов может привести к печальным последствиям. Высок риск прерывания беременности, кроме того, существует большая вероятность развития патологий тех или иных органов, поскольку они находятся в процессе формирования и достаточно легко поддаются влиянию внешних факторов. При их воздействии происходит торможение роста и развития клеток плода. Поэтому очень важно знать срок беременности и то, какой именно орган будущего малыша в этот период формируется, так как он в это время подвержен наибольшему риску.

Опасные внешние факторы в плодный период:

• инфекционные заболевания мамы, в том числе передающиеся половым путем: краснуха, корь, хламидиоз, герпес, цитомегаловирус и т.д.;

• вредные привычки беременной женщины (курение, прием алкогольных напитков);

• предлежание плаценты (состояние, когда плацента перекрывает шейку матки) или ее низкое расположение в матке;

• истмико-цервикальная недостаточность (патология шейки матки, при которой ей тяжело удерживать плод и она может раскрыться раньше времени);

• гестоз (поздний токсикоз беременных);

• химические воздействия (прием лекарственных препаратов, радиоактивное излучение).

В плодном периоде выделяют два критических срока: с 18-й по 24-ю неделю беременности и с 28-й по 32-ю. Второй чаще бывает опасен преждевременными родами, особенно если беременность многоплодная. К счастью, ребенок в это время уже достаточно сформирован для самостоятельной жизни, но все-таки еще слаб и нуждается в тщательном наблюдении врачей.

Первый месяц

Первая неделя

Акушерский отсчет беременности ведется с первого дня последней менструации женщины и составляет 10 месяцев, тогда как календарная беременность насчитывает 9 месяцев. Так происходит, потому что акушерский месяц длится ровно 4 недели, а календарный 4,5.

Все начинается с процесса оплодотворения – слияния яйцеклетки и сперматозоида. Оплодотворенная яйцеклетка находится в маточной трубе. Она начинает активно делиться, в результате чего образуется многоклеточный организм (морула). В течение 5–7 дней он опускается в полость матки. Затем зародыш внедряется в стенку матки, а его ворсинки объединяются с ее кровеносными сосудами.

Вторая неделя

Морула все сильнее закрепляется на слизистой матки, из ее внешних клеток образуются плацента и нервная трубка зародыша (зачаток его нервной системы).

Третья неделя

Решающий этап для эмбриона. В это время зарождаются основы главных систем организма: нервной, дыхательной, кровеносной и других. На месте будущей головы образуется широкая пластина – от нее свое начало получит мозг.

Об удивительном периоде жизни малыша в животе у мамы появляется все больше исследований. Современные технологии позволяют увидеть, как растет и развивается ребенок с первых недель зачатия.

Вместе со знаниями о физическом развитии плода стала популярной и наука о психологической жизни нерожденного ребенка – перинатальная психология. Она утверждает, что у плода и новорожденного ребенка существует память о периоде его жизни в утробе матери. Все, что он чувствовал, пережил вместе с мамой, – будет влиять на его здоровье, поведение и судьбу в дальнейшем.

Профессор, акушер-гинеколог, один из ведущих в мире специалистов в области перинатальной психологии Григорий Брехман утверждает, что жизнь ребенка начинается с зачатия, и к еще не рожденному малышу надо относится как личности. Уже с первого триместра малыш чувствует маму и усваивает от нее информацию. Впечатления малыша во время эмбрионального (до 8 недели беременности) и фетального (с 9 недели и до родов) периодов будут влиять на его мышление, поведение и образ жизни.

Дородовая память ребенка и его здоровье в будущем

Что помнят дети

Нервная система эмбриона начинает зарождаться еще до начала сердечной пульсации. Формирование нервных пластинок начинается с 18-го дня зачатия. И с 4-й недели беременности нервная система принимает участие в развитии внутренних органов и органов чувств. Первые эмоциональные мимические реакции плод может проявлять в 8-14 недель. А в начале второго триместра беременности плод уже всеми органами воспринимает информацию и может на нее реагировать.

Будучи в утробе, малыш запоминает самые эмоциональные переживания его мамы. Если он получает положительную информацию, это помогает развить задатки и таланты, заложенные родителями. А негативные впечатления могут в дальнейшем проявиться в виде психических проблем. Поэтому знания о дородовой памяти помогут маме позаботиться о психологическом и физиологическом здоровье малыша еще до его появления на свет.

Проанализировав работы ученых, профессор Брехман утверждает, что дородовая память действительно существует, и в дальнейшей жизни она остается на уровне бессознательного. А оно влияет на мысли, поведение, реакции и эмоции человека.

Станислав Гроф считал, что ребенок запоминает сам родовой процесс. В детской психологии также говорится, что малыши, рожденные естественным путем, имеют более сильный характер.

Атанассиос Кафкалидес изучал влияние стресса мамы на ребенка. Он утверждал, что плод реагирует на эмоциональное состояние мамы и запоминает самые яркие впечатления на протяжении всей беременности. Учитываются как негативные, так и позитивные эмоции.

Фракн Лейк считал наиболее важным первый триместр беременности. Особенное значение имеет то, как будущая мама реагирует на известие о беременности – желанный для нее ребенок или нет.

Как дородовые воспоминания отражаются на здоровье детей

Беременные женщины, бывает, жалуются, что плод очень пинается ножками и ручками. Исследования Левенского университета показали, что чрезмерная двигательная активность малыша – часто результат повышенной тревожности мамы. Проводилось много исследований, которые подтверждали, что плод реагирует на эмоциональное состояние матери. Например, беременным женщинам давали слушать записи детских песен и параллельно делали кардиограмму плода. Когда мелодия менялась, изменялась и частота биения сердца малыша. Такая реакция была и на другие эмоциональные стимулы.

Эмоциональное состояние женщины влияет на положение плода. Если будущая мама часто нервничает, может быть тазовое предлежание. А если в ее жизни было место социально-психологическому конфликту – разгибательное предлежание головки и поперечное положение плода. Информация, которую запоминает плод, может вылиться и другими отклонениями.

Склонность к депрессии развивается у ребенка, если мама во время беременности сама была подвержена депрессиям. У таких женщин детки часто плачут, беспокойны и раздражительны. В будущем дети склонны к вредным привычкам – курению, употреблению алкоголя и наркотиков.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (ADHD) развивается у детей, если мама подвержена тревогам на 12-22 неделе беременности.

Аутизм у детей может развиться, если мама пережила сильный стресс на 21-32 неделе беременности. Причем особенно опасны переживания на 25-28 неделе беременности.

Стрессы беременной женщины также могут стать причиной фобий и страхов у малыша.

Психосоматические расстройства в виде астмы, мигрени, заикания, расстройства речи тоже могут быть последствиями пренатального стресса.

Сексуальные отклонения у ребенка зарождаются в утробе матери. Часто такие последствия могут возникать, когда мама хотела девочку, а родился мальчик, и наоборот. На бессознательном уровне ребенок может помнить это и будет чувствовать себя некомфортно в своем теле. Сексуальное развитие ребенка зависит и от отношения его мамы к сексу. Отрицательный опыт может отразиться на половой функции малыша в будущем.

Ребенок может быть нежизнерадостным, обидчивым и иметь заниженную самооценку, если беременность для его мамы была нежелательной. Таким детям остро необходимо признание, и они добиваются его любыми путями.

Также некоторые психологи считают, что у детей, чьи мамы мысленно отвергали их или даже пытались сделать аборт, развиваться агрессия и склонность к насилию.

Считается, что комплексы и страхи зарождаются в детстве. Но дородовой период существования малыша тоже влияет на его дальнейшую жизнь. Травмы, полученные в период развития плода, находятся очень глубоко в нашем бессознательном. Их можно восстановить и «вылечить” с помощью психолога. Это поможет решить насущные психические проблемы «больного”.

По материалам: www.uaua.info

Была ли эта информация полезной? ДаНет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *