Во чреве кита

Пророк в рыбьем чреве

«Йунус также был одним из посланников. Он сбежал на переполненный корабль. Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим. Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания. Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены. Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен. Мы взрастили возле него дерево с широкими листьями. Мы отправили его к ста тысячам или даже больше того. Они уверовали, и Мы позволили им пользоваться благами до определенного времени». (Сура «Саффат», аяты 139-148)

Имя пророка Йунуса (а.с.) упоминается в Коране в шести местах. В приведенных в начале темы аятах кратко повествуется о свалившихся на его голову бедах, когда он покинул страну, рассердившись на свой народ за неверие.

Всевышний Аллах направил Йунуса (а.с.) пророком в город Ниневию, который располагался в нынешней Иракской провинции Мосул. Население этого города превышало сто тысяч человек и поклонялось идолам. В течение тридцати трех лет пророк Йунус призывал народ уверовать в Аллаха. Но в него уверовали всего два человека. Йунус (а.с.) очень тяжело переживал упорство своего народа в неверии. Он в ярости сел на корабль и покинул Ниневию. Это было совершено им без повеления Аллаха, и такой поступок пророка был проявлением поспешности и нетерпения.

По неуказанной в Коране причине, пророку Йунусу выпал жребий быть брошенным за борт корабля. По некоторым преданиям, Йунус (а.с.) был готов не тянуть жребий, а добровольно броситься в море. Но остальные в корабле не согласились с этим. В итоге жребий выпал на пророка Йунуса, и он бросился в воду.

А между тем Йунус (а.с.) уже понял свою ошибку. Однако его положение еще более ухудшилось. Одна рыба проглотила его. Находясь в чреве рыбы, в кромешной тьме, в печали, он так объяснил Господу свое положение:

«Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (Анбия, 21:87).

В этой мольбе Йунуса (а.с.) чувствовались искренность и чистосердечность. Он получил ответ от Аллаха:

«Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих» (Анбия, 21:88).

Чтобы избавиться от жизненных трудностей и добиться желаемого, человеку необходимо иметь иман, делать, что нужно и прибегать к защите Аллаха. В представленных нами аятах Коран таким образом поясняет нам это в качестве примера и назидания:

«Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены» (Саффат, 37:143-144).

Йунус (а.с.) смог спастись из рыбьего чрева благодаря поминанию Аллаха, осознанию своей ошибки и упованию на Аллаха. Это было для него великой милостью и благом.

Как видим, Аллах Тааля воспитывал своих пророков посредством выпавших на их долю чрезвычайных событий и готовил их к предстоящей борьбе за истинную веру. Спасение пророка Йунуса от смерти с помощью огромной рыбы (вероятнее всего это был кит) было чудом.

«Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен» (Саффат, 37:145).

Когда Йунус был выброшен из рыбьего чрева на сушу, он был в больном и бессильном состоянии, тело его было обмякшее. Он оказался в очень жарком месте. И тогда Аллах одарил его еще одним благом:

«Мы взрастили над ним дерево с широкими листьями» (Саффат, 37:146).

За короткое время Йунус (а.с.) снова обрел здоровье. После этого он продолжил призывать свой народ к вере, и они уверовали. «Они уверовали, и Мы позволили им пользоваться благами до определенного времени» (Саффат, 37:148). Народ Йунуса (а.с.) был единственным народом, чье покаяние и чей иман, обретенный в безнадежном состоянии, были приняты Аллахом. Это было поистине великой милостью. Аллах так объясняет в Коране данное обстоятельство:

«Разве были селения, жители которых уверовали после того, как они узрели наказание, и им помогла вера, кроме народа Йунуса? Когда они уверовали, Мы избавили их от позорных мучений в мирской жизни и дозволили им пользоваться мирскими благами до определенного времени» (Йунус, 10:98).

Народ Йунуса покаялся тотчас, как только увидел признаки приближающейся гибели и уверовал в пророка. Поэтому их иман был принят Аллахом, хотя и был обретен в вынужденном состоянии. Этим стал известен в истории этот народ. Да пребудет мир с Йунусом (а.с.) и со всеми, кто за ним последовал…

Именем пророка Юнуса (Ионы) названа 10‑я сура Священного Корана. Всего имя пророка встречается в Священном Коране 6 раз. Он родился и жил в городе Ниневия – столица Ассирийского государства (территория современного Ирака) располагавшаяся на восточном берегу реки Тигр. Согласно Ибн Исхаку, его отца звали Матта. В возрасте тридцати лет Всевышний наделил его пророческой миссией, и он долгие годы призывал соплеменников к единобожию и добродетели.

Жители Ниневии, которым проповедовал Юнус, не признавали Божьих заповедей, поклоняясь идолам и совершали порицаемые поступки. Из более чем 100 тысячного населения города лишь немногие вняли призыву Пророка. Огорченный поведением соплеменников, Юнус покидает родной город, но, выйдя за его пределы, он получил Божественное повеление вернуться и еще сорок дней призывать жителей Ниневии. Подавляющее большинство людей оставалось безразлично к его словам. Видя духовную слепоту общества в течение многих лет, Пророк Юнус, с болью в сердце все-таки оставил город за три дня до наступления Божьей кары, тем самым ослушавшись Творца, повелевшего быть положенный срок.

Накануне наступления наказания, лица ниневитян пожелтели, а небо над городом потемнело. Осознав истину слов Юнуса, прозревшие люди корили себя за то, что не послушали своего Пророка. По совету одного мудреца, желая принести всеобщее покаяние, жители города поднялись на холм и вернули друг другу то, что было взято не праву. Они отреклись от идолов и уверовали в Единого Бога, замаливая свой грех жертвоприношениями и богоугодными поступками: они накормили жертвенным мясом всех бедняков и сирот. А потом со слезами на глазах обратились к Всевышнему со словами прощения.

Сообщается, что Создатель принял покаяние ниневитян и простил их, сменив наказание на милость. Эта великая история служит примером проявления безграничной милости Аллаха, которая опережает Его гнев.

Покинув Ниневию, Юнус отправился на берег реки Тигр. Там он сел на корабль и отправился в плавание. Неожиданно корабль остановился в открытом море, и его никак не могли сдвинуть с места. Тогда люди, находившиеся на корабле, решили, что среди них есть грешник, которого следует выбросить за борт, чтобы судно двинулось дальше. Дабы определить его, они стали бросать жребий, который несколько раз выпал Пророку. Как только Пророк очутился за бортом, его по воле Всевышнего проглотила большая рыба. Заточение во чреве рыбы стало наказанием за то, что Юнус покинул Ниневию раньше положенного Всевышним срока.

Находясь в трех мраках, а именно: ночи, морской глубины и чрева кита, Пророк Юнус сильно раскаялся, сказав: «Нет бога, кроме Тебя! Ты бесконечно далек от всех недостатков. Воистину, я был из числа ошибающихся «.

По воле Всевышнего рыба исторгла из своего чрева Юнуса на берег, где он смог восстановить свои силы, вкушая плоды растений и молоко животных.

Вернувшегося в родную Ниневию жители встретили радостно и со словами прощения. Согласно Корану, жители этого селения были единственным народом, которому удалось избежать наказания.

Рассказ о Юнусе крайне поучителен…, во-первых, он призывает нас не судить людей за их заблуждение, ибо это прерогатива Бога… во-вторых, это история учит нас тому, что отчаянию нет места в сердце верующего, поскольку все в руках Творца, но и самое главное… Бог нас слышит везде, даже сквозь три мрака… и дарует свою милость и помощь.

История пророка Юнуса (Йунуса, Yunus) уникальная и интересна сама по себе, он был брошен в море и его проглотила огромная рыба, он обращался к Аллаху, находясь внутри этой рыбы, в ее чреве, чтобы Всевышний помог ему, и Аллах его спас от такой гибели, приказав рыбе выбросить на берег пророка Йунуса.

Об этом рассказано в хадисе, который дополняет все те сведения, которые представлены в аятах Корана о пророке Юнусе. В этом же хадисе разъясняется, почему Аллах разгневался на пророка Йунуса, по какой причине он был вынужден отправиться на корабле в далекое плавание и быть далеко от своих родных мест и от своей семьи.

История Юнуса

Йунус (Иона) также был одним из посланников. Сура Ас-Саффат (Выстроившиеся в ряды), 139-й аят

По словам Абдуллы ибн Масуда, пророк Юнус пообещал народу своему, что их постигнет кара через три дня. Отделив детей от их матерей, люди вышли и обратились к Аллаху с просьбой о прощении, и Всевышний удержал Свое наказание от них. Пророк Йунус не видел этого и ждал кары Аллаха. В мире в те времена, когда происходили эти события, людей, говорящих ложь и не имевших доказательств своих слов, убивали.

Пророк Йунус рассердился и ушел из своего селения, и встретил людей, которые собирались в путешествие на корабле, которые узнали его и взяли его с собой. Взойдя на судно, он заметил, что судно это плывет очень медленно, и другие суда, проходящие мимо, обгоняют его. Пророк Йунус спросил у матросов, что с их кораблем, и моряки отвечали, что сами не понимают. На это им пророк Йунус сказал, что знает, в чем дело, и судно их не поплывет до тех пор, пока раб, сбежавший от хозяина и находящийся сейчас на их корабле, не будет выброшен за борт в море. Люди на корабле поняли о ком идет речь и поклялись, что не бросят пророка Юнуса, и тогда он сказал, что следует бросить жребий, и на кого тот жребий падет, того и следует выбросить. Был брошен жребий трижды, и все три раза он указывал на пророка Юнуса, который после этого сам бросился в море, и его поглотил кит, отправленный за ним.

Он сбежал на переполненный корабль.
Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим.
Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания.
Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха,
то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены.

сура Ас-Саффат (Выстроившиеся в ряды), 140-144-й аяты

В чреве кита

После того, как кит проглотил пророка Юнуса, он поплыл к основанию земли, где даже камни прославляли Аллаха, и это слышал пророк Юнус. И тогда из чрева кита, находясь в трех мраках: во мраке ночи, морской пучины и чрева рыбы, воззвал к Аллаху пророк Юнус с дуа: «Нет истинного божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из несправедливых». Аллах сказал: «Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен» (сура Ас-Саффат (Выстроившиеся в ряды), 145-й аят): .

Спасение

По словам Ибн Масуда, когда Юнус был выброшен на берег, он напоминал цыпленка без перьев, общипанного и жалкого. Но над ним по воле Аллаха было выращено тыквенное дерево, в тени которого пророк Юнус, оставшись один, укрывался и питался плодами с него. Но дерево это высохло, и тогда пророк начал плакать. И было ему Откровение Всевышнего: «Неужели ты плачешь о высохшем дереве и не плачешь о ста тысячах или более того, которых ты хотел погубить?!».

Свидетельствование дерева

После этого Юнус отправился в путь, и встретил пасшего овец юношу. Юноша сообщил ему, что он из народа Юнуса, и тогда пророк сказал ему передать своим людям приветствие и рассказать о том, что он встретил пророка Юнуса, но юноша сказал, что если он является Юнусом, то ему должно быть известно, что человек, говорящий неправду и не имеющий доказательств своих слов, должен быть убит, и спросил, кто будет свидетелем его словам. Юнус сказал, что свидетелями ему будут земля, на которой один юноша пас овец, и дерево, возле которого они встретились. И обратился пророк Юнус к дереву и участку земли быть свидетелями слов этого юноши, если он придет к ним. Дерево и земля ответили согласием.

Когда юноша пришел к своему народу и рассказал об этой встрече, он находился под защитой своих братьев. Когда же царь приказал казнить этого юношу, братья его заступились за него и сказали, что существуют доказательства его слов. К дереву были отправлены царем люди вместе с юношей и его братьями, и юноша обратился к дереву и участку земли с именем Аллаха на устах и с просьбой подтвердить его слова. И тогда дерево и участок земли ответили «Да!». Люди были поражены этим свидетельством, они вернулись к царю и сообщили ему о том, что увидели. Тогда царь сказал, что юноша один достоин трона царя, и этот юноша один правил народом в течение следующих сорока лет.

Хадис, в котором приводятся эти сведения, был передан Абу Шейбой в «аль-Мусаннаф», Ахмадом и другими. Аль-Хафиз ибн Хаджар, указывал на достоверность риваята, переданного ибн Абу Хатимом. По свидетельству шейха Ибрахим аль-Али, хадис является достоверным.

Из приведенного хадиса следует, что Юнус ибн Матта являлся пророком и Посланником Аллаха, которому было послано Откровение Всевышнего так же, как и остальным пророкам. Он был человеком благодетельным и праведным, и был избран Аллахом из всех людей мусульманского мира.

Почему Юнус сбежал от своего народа и был спасен от кита

Аллах назвал Юнуса «сбежавшим», потому что сообщил людям о грядущей божьей каре после того, как в течение многих лет люди не верили в пророческую миссию Юнуса. После его предсказания, люди осознали неминуемость кары Аллаха и поверили в это, покаялись и обратились ко Всевышнему с просьбой о прощении. Люди забрали детей у матерей и детенышей у животных, и их рыдания присоединились к общему числу взываний к Аллаху, и сделано это было для того, чтобы их воззвание было еще громче и сильнее, чтобы оно достигло Аллаха, и Он сжалился над ними.

Народ пророка Юнуса спас Иман, вера, избежать наказания. И когда пророк Юнус увидел, что кара не постигла его народ, он ушел, опасаясь казни, потому что думал, что его сочтут лжецом. Поскольку Юнус покинул свой народ и сел на корабль без позволения Аллаха, Всевышний назвал его беглым рабом, то есть «абик». Как раб своего Господа, Юнус не имел права сердиться или гневаться на деяния Аллаха, он должен был не бежать, а удовлетвориться тем, каково будет Его установление. Поэтому Пророку Мухаммаду ﷺ Аллах запретил уподобляться «человеку в рыбе».

Аяты об исцелении Пророка Юнуса и повторной миссии

Пророка Юнуса спасла его вера в Господа – если бы он не обратился к Аллаху из чрева рыбы и не попросил Его о помощи, то так и погиб бы во чреве гигантской рыбы. То, что над ним выросло именно тыквенное дерево, имеет свое значение, ведь когда Юнус был выброшен на берег, его кожа была поражена настолько, что его можно было сравнить с цыпленком без перьев. О целительных свойствах тыквы говорят и целители, и медики: она способна утолить жажду, исцелить тех, кто страдает проблемами пищеварения, излечивает головную боль, обладает успокоительными свойствами, лечит легкие и еще многие заболевания. Тыквенное дерево высохло тогда, когда пророк Юнус уже достаточно исцелился, чтобы мог продолжить свой путь.

Если проанализировать все, что сказано о пророке Юнусе в Сунне и аятах Корана, то можно увидеть, что к своему народу он вернулся после того, как они уверовали. В суре Корана говорится, что Аллах сказал: «Мы взрастили над ним тыквенное дерево, и отправили его к ста тысячам или даже больше того» (сура Ас-Саффат (Выстроившиеся в ряды), 146-147-й аяты) , имея в виду, что народ Юнуса составлял более ста тысяч душ.

Различия истории Пророка Юнуса (Ионы) в исламе и христианстве

История пророка Юнуса рассказана также в Библии, в Ветхом Завете (Танахе) – там его истории посвящена целая «Книга Ионы сына Амафии», и пророк Юнус упоминается в ней по имени Иона как один из еврейских пророков. Некоторые события совпадают в Библии с тем, что было рассказано в Коране, но существуют и расхождения. Имя Йунан, которое приводится в Библии, происходит от имени «Йунасан», которое в переводе означает «Яхве дарует» или «дар Бога». Там рассказывается, что происходил он из ДжитХафера, города в Палестине, который расположен недалеко от города Назарета или Насыра. Толкователи сделали вывод, что Йунан принадлежал к племени Завулона или Заблюна, поскольку это племя проживало в то время в этом городе. Но никаким достоверными источниками эти сведения не подтверждаются.

По утверждениям писателей Ветхого Завета или Танаха христианского мира, пророк Иона был послан к жителям Неневии или Найнава из своего города в Палестине в то время, когда в мире среди них было сильно распространено распутство и зло, и был послан, чтобы предупредить их о том, что они разгневали Аллаха, и за это им грозит кара небесная. Неневия или Найново, о котором идет речь, был большим иракским городом рядом с Мосулом, и пророк Юнус отказался от того, чтобы туда ехать, поскольку опасался его жителей. И по этой причине он сбежал, сел на корабль и отправился в Иоппию или Яффу. По утверждениям толкователей Ветхого Завета, город Яффа находился в Испании, но непонятно, как мог он подумать, что может убежать от Всевышнего. Там рассказывается, что, когда корабль был в открытом море, начался шторм, и люди на корабле, опасаясь, что он может разбиться, начали выбрасывать всю свою поклажу море, чтобы спасти корабль. Капитан корабля спустился в трюм, где спал пророк Юнус, и потребовал, чтобы тот помолился Господу и попросил спасти людей в открытом море, а люди на корабле бросили жребий, чтобы узнать, кто является причиной такого бедствия. И когда жребий пал на Юнуса, его принялись расспрашивать, откуда он и кто, поскольку не знали, кем он является. Когда они узнали, что пророк Юнус бежит от гнева Господа, они выкинули его за борт, и он сам попросил их об этом, потому что знал, что шторм происходит из-за него.

В Библии говорится, что он провел во чреве кита 3 дня и 3 ночи. В Библии приведены слова молитвы, но в Коране приводится совсем другая молитва. Далее в Библии говорится, что, когда Иона был выброшен на берег, Аллах послал его к народу Неневии, чтобы он предупредил жителей этого города о том, что их постигнет кара через сорок дней, и город будет погублен. Узнав о грозящей им каре, жители города уверовали и покаялись, и Господь простил их, что разгневало Юнуса, и он ушел из города, соорудил себе палатку и сел в ее тени, дожидаясь, что произойдет с городом. Над этой палаткой выросло тыквенное дерево, но она засохла на следующее утро, поскольку Богом был послан червь, который сгрыз ее ствол. Когда же пророк Юнус опечалился этим обстоятельством, Всевышний упрекнул его в том, что он печалится о судьбе тыквы, но не печалится о судьбе всех тех людей, которые погибли в Найнаве.

Если прочитать библейскую историю после того, как была прочитана история в суре Коране, становится понятно, что библейский вариант во многом подвергается серьезным искажениям, и от истины там осталось немного.

Полезные уроки

Из истории пророка Юнуса можно сделать много полезных выводов и извлечь полезные уроки мусульманам всего мира. Веление Господа нерушимо для верующего, поэтому он должен смириться с этим и не гневаться. Спасение человека приходит только с верой в Бога и только вера способна спасти человечество от гибели. Своих рабов иногда Всевышний подвергает серьезным испытаниями, но всегда спасение приходит к ним через Иман. Аллах безгранично могущественен, и на это указывают события, описанные в хадисе. Аллах способен одарить властью того, кого пожелает, и на это указывает случай с юношей, который был одарен властью царя. Ложь является тяжким грехом, за который неминуемо наказание, а в древности ложь каралась смертью. Посмотрите видео об истории пророка Юнуса для детей и полезные выводы из его истории:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *