Волк журавль

Басня «Волк и Журавль» – пожалуй, лучшее отражение жизненных реалий об оказании помощи кому-либо и вознаграждении за содеянное.

Басня «Волк и Журавль»

Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:

«Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу».

Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит:

«Давай же награду».

Волк заскрипел зубами, да и говорит:

«Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?»

Мораль басни Толстого «Волк и Журавль»

Мораль, как и само произведение, легко читаема, несмотря на то, что найти ее нужно между строк: помогая ближнему, не жди похвалы, получив помощь – отблагодари. Все достаточно просто, но почему-то далеко не всегда прослеживается в поведении социума.

Басня «Волк и Журавль» учит не только бескорыстной и искренней взаимовыручке и взаимопомощи, но и ответному благодарственному поведению. И речь не идет о всяческих материальных благах, порой достаточно лишь доброго слова и чистого уважительного отношения.

Анализ басни «Волк и журавль»

В басне «Волк и Журавль» описывается простая ситуация: Волк, у которого в горле застряла кость, просит помощи у Журавля, тот откликается и ждет обещанного вознаграждения, на что слышит укоризненное «скажи спасибо, что не съел тебя, пока ты был у меня в глотке». Вот и весь сюжет, сквозь призму которого в Волке можно рассмотреть очень многие пороки человечества: недальновидность, скупость и неблагодарность, – не позволяющие людям ценить чьи-то поступки, расценивая их, как должное.

Современность настолько погрязла в алчности и меркантильности, что подобное отношение, к сожалению, становится нормой. Зачастую бескорыстность и щедрость наводить на подозрительные мысли в сокрытии злого умысла и тайного подтекста. Однако искренность и доброту не стоит прятать в закрома, изменяя своим принципам и жизненной позиции. Непринятие поведения героев басни – прямое тому подтверждение.

Читать все басни Толстого

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Анализ / мораль басни «Волк и журавль» Крылова

С «Волком и журавлем» Иван Андреевич Крылов познакомил читающую публику на страницах своих «Новых басен».

Басня написана приблизительно в 1816 году. Ее автору в эту пору 47 лет, он работает библиотекарем в Императорской публичной библиотеке, систематически печатает новые сборники своих произведений. Общеизвестен кропотливый труд писателя, тщательно отделывавшего каждую басню. Размер – все тот же классический для И. Крылова разностопный ямб со смешанной рифмовкой, где встречаются строки и с перекрестной, и с охватной, и с парной. «Волки жадны» (инверсия): писатель часто использует усеченную форму прилагательного, присущую книжной речи. «Всякий знает»: И. Крылов призывает читателя в свидетели. «Костей не разбирает»: ест все подряд, не оставляя ни клочка от добычи. Но тут герой И. Крылова подавился острой костью. Образ волка в басне вполне соответствует фольклорному. Однако здесь он лишен черты, знакомой всем по сказкам: глупости, простодушия. Среди анималистических персонажей И. Крылова он занимает одно из первых мест по упоминанию. «Ни охнуть, ни вздохнуть»: глаголы, являющиеся синонимами, даны в перечислительной градации. «Пришло хоть»: недосказанность, пропущено слово «время». Идиома «протянуть ноги» имеет значение «умереть». «По счастью»: сейчас бы употребили предлог «к». Появляется второй персонаж, Журавль. «Знаками стал Волк его манить»: жестами. «Горю пособить»: помочь. Как завзятый доктор, птица длинным клювом вытаскивает кость. Устаревшая форма слова помогла писателю из неточной сделать точную рифму: шею-большею. «За труд просить»: вознаграждение. Волк взбешен: ты шутишь! В этой строке ему присвоен эпитет «коварный», хотя и не совсем заслуженно. Ведь в баснях с похожим сюжетом, где фигурирует вероломная змея, сердобольность прохожего оборачивается его гибелью. Так что Журавль, по сути, еще легко отделался. Зверь титулует птицу «неблагодарной». Видимо, к Волку после извлечения кости из пасти вернулась способность к сарказму. Он напоминает, что глупая птичья голова, побывав в волчьей глотке, осталась цела – чего же еще?! В финале он бранит Журавля, фамильярно величая его «приятелем»: убирайся, вперед не попадайся. Нахальство зверя велико, но его характер был известен Журавлю. Также обычно не принято обращать внимание на тот факт, что доброе дело совершено из корыстных побуждений. Так что ситуацию можно считать разрешившейся благополучно для обеих сторон. Несколько риторических восклицаний. Эпитеты: долгий, глупую. Мораль читатель должен вывести сам: от жадного не жди благодарности, не проси награды за доброе дело и довольствуйся чистой совестью.

«Волк и журавль» И. Крылова – басня о человеческой неблагодарности.

«Знатоком человеческих душ» справедливо называли русского баснописца, поэта, публициста Ивана Андреевича Крылова. И не зря! Его цикл басней, кажется, не пропустил ни один человеческий и социальный порок, в лёгкой форме, иронично и хлёстко высмеивая все самые неприглядные и тёмные стороны жизни. Лень, жадность, горделивость, глупость, бахвальство, заносчивость, хвастовство, хитрость и т.д. – список этот можно продолжать бесконечно. И ещё не трудно заметить, что как много лет назад (а крыловским басням исполнилось уже в среднем 200 лет), ничего в социальной природе, как и в человеческой сути не меняется и современный мир болеет теми же «болезнями». Оттого и басни Крылова до сей поры актуальны, а популярность писателя по-прежнему феноменальная. Басни входят в школьную программу, экранизируются, публикуются многочисленными тиражами.

С басней «Волк и Журавль» впервые широкий круг читателей познакомился в 1816 году из сборника «Новые басни». Произведение относится к числу басен-подражателей. Басня написана на основе текста французского баснописца Лафонтена («Волк и Аист»), но и тот был не оригинален, позаимствовав сюжет у ранних авторов, Федра и Эзопа.

О чём рассказывает басня?

Поучительная история начинается с характеристики главного героя – Волка. Автор даёт нам небольшую «справочку»: волк, когда ест, даже костей не разбирает. Это пояснение уже многое говорит нам о герое, как о жадном, неразборчивом, импульсивном персонаже.

И вот, случилось как-то Волку подавиться костью – та застряла у него в горле, и Серый стал задыхаться. На его счастье мимо пролетал Журавль, и Волк знаками попросил помочь ему. С большим усилием, засунув голову в пасть своего естественного врага, добрый Журавль вытащил кость, которая, чуть было, не убила кровожадного Волка. После проделанной работы, Журавль надеялся услышать благодарность. Но злой Волк, напротив, разразился ругательствами и угрозами в адрес своего спасителя – пусть радуется, что цела осталась птица, после того, как засунула свою голову к нему в пасть. Заканчивается басня предостережением неблагодарного Волка, чтоб Журавль больше не попадался ему на пути.

Мораль басни

И взрослого, и совсем юного читателя обескураживает наглость и неблагодарность главного героя. Когда Волку требовалась помощь, он кинулся к Журавлю, но как только ситуация кардинально поменялась, вспомнил, что мог бы и съесть своего спасителя, и коль он этого не сделал, тот должен быть ему уже за это благодарен.

Но только ли о неблагодарности эта крыловская басня? Многие литературоведы подмечают и другую мораль в этом произведении – нужно делать добро бескорыстно, не ожидая за это благодарностей. Оказав помощь Волку, Журавль не просто улетел, а стал ожидать, что Серый его отблагодарит. Совершать благородные поступки нужно по велению душу, а не в надежде получить за это что-либо.

Также есть мнение, что произведение посвящено дружбе, согласии и их пользе. Ведь только в дружбе рождаются такие бессмертные понятия, как взаимопомощь, внимательность, благодарность, благородство и прочее. «Несчастие и вред» может случиться, если люди начнут пренебрегать своими священными обязанностями, такими как товарищество и дружба – говорят нам авторы книги «Крылов и его басни».

Подведём итог: совсем не о животных, а через их «говорящие образы», Крылов рассказывает нам о помощи и неблагодарности, мнимой дружбе, добре и корысти и… недальновидности. Ведь если в следующий раз Волку понадобиться помощь, то вряд ли он её получит. Да и сам Журавль захочет ли снова помогать кому-либо, столкнувшись с такой вопиющей неблагодарностью и хамством? К сожаленью, ответ очевиден!

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Волк и Журавль» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *