Волною морскою

Текст:

Перевод:

Текст ирмоса принадлежит византийской поэтессе IX века — инокине Кассии. Помимо него в каноне великой субботы сохранилось ещё несколько текстов ее авторства, которые дошли до нас почти в неизменном виде.

Инокиня Кассия — удивительная фигура в истории Византии. Она стала единственной женщиной, чьи творения вошли в богослужебные книги и исполняются по сей день. Известно, что император Феофил хотел жениться на ней, однако, смутившись ее мудростью, выбрал другую невесту. После этого Кассия построила монастырь и посвятила свою жизнь Богу, сочиняя множество гимнов, стихир и других сочинений, например, канон об упокоении усопших, стихиры Великой Среды.

В день Великой Субботы Церковь вспоминает смерть и погребение Спасителя. Богослужебный текст связывает пророческий смысл Ветхого Завета с этими событиями.

В начале ирмоса говорится об освобождении израильского народа от египетского рабства. Бог сотворил чудо, разделив воды «Чермного» (Красного) моря для спасения народа от египетского войска — «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились во́ды» (Исход;12,21). Фараон отправился в погоню за израильтянами, чтобы истребить их, но как только народ перешёл море, Бог покрыл водами фараона и всех его слуг.

И потомки спасённого Богом народа, не принявшие Его Сына, распинают и погребают Его.

Таким образом, в тексте переплетаются образы Ветхого и Нового Завета — образ погребшей («скрывшаго») фараона и все его воинство водной стихии («волною морскою») и погребших («скрыша») Христа иудеев — сыновей освобождённого израильского народа («спасённых отроцы»). Как поётся на утро Великой Пятницы: «Днесь Кресту пригвоздиша иудее Господа, / пресекшаго море жезлом, / и проведшаго их в пустыню».

Последняя фраза «…но мы, яко отроковицы, / Господеви поим, / славно бо прославися» — отсылка к книге Исхода: «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (ударный инструмент), и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.» (Исх.;15,20-21). Конец стихиры вновь возвращает нас к ветхозаветным событиям: сестра пророка Моисея и Аарона — Мариам — повела за собой женщин-израильтянок с радостными гимнами освободившему их Творцу. Их ликование, данное в сравнении с молящимися («но мы, яко отроковицы»), выражает и нашу радость об избавлении от смерти Христовой жертвой. Так, символически освобождение израильтян и наше освобождение через Христа объединились в тексте вокруг евангельских событий.

Музыка:

Праздничный хор Данилова ставропигиального мужского монастыря, обиходный распев:

Хор Сретенского монастыря:

1. Волною морскою / скрывшаго древле / гонителя мучителя / под землею скрыша спасенных отроцы; / нo мы яко отроковицы, / Господеви поим, славно бо прославися.
Покрывшего в древности волною морскою преследовавшего мучителя (т.е фараона) дети спасенных погребли под землею; но мы, как тогда юные девы (Исх. 15, 20-21), воспоем Господу, ибо Он торжественно прославился.
3. Тебе на водах повесившаго / всю землю неодержимо, / тварь видевши на лобнем висима, / ужасом многим содрогашеся, / несть свят, разве Тебе, Господи, взывающи.
Тебе, Господи, взывающи. Тебя, повесившего на водах всю землю без опоры, тварь, увидев висящим на лобном месте, в великом ужасе трепетала, восклицая: «Нет Святого кроме Тебя, Господи”.
4. На кресте Твое Божественное истощание / провидя Аввакум ужасся, вопияше: / Ты сильных пресекл еси державу, Блаже, / приобщаяся сущим во аде, яко Всесилен.
Провидя Твое Божественное уничижение на кресте, Аввакум в изумлении взывал: «Ты ниспроверг, Благий, могущество князей тьмы, сошедши к находящимся в аду, как Всесильный”.
5. Богоявления Tвоего, Xpисте, / к нам милостивно бывшаго, / Исаиа свет видев невечерний, / из нощи утреневав, взываше: / воскреснут мертвии, и востанут сущии во гробех, / и вси земнороднии возрадуются.
Исайя, пробудившись ночью и увидев немеркнущий свет Твоего, Христе, Богоявления, милостиво бывшего для нас, восклицал: «Воскреснут мертвые, восстанут находящиеся в гробах и все живущие на земле возрадуются” (Ис. 26, 19).
6. Ят бысть, но не удержан / в персех китовых Иона: / Твой бо образ нося, / Страдавшаго, и погребению давшагося, / яко от чертога от зверя изыде; / приглашаше же кустодии, / хранящии суетная и ложная, / милость сию оставили есте.
Был поглощен, но не удержан во чреве кита Иона; ибо прообразуя Тебя, Христе, пострадавшего и погребенного, он вышел из зверя (Ион. 2, 1. 11), как из чертога, а к страже гроба Твоего взывал: «Вы, держащиеся суетного и ложного, утратили Сию Милость”.
Кондак, гл. 6:
Бездну заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвился, во гробе полагается яко смертный Безсмертньй: жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен.
Тот, Кто покорил бездну, имеет вид мертвого, будучи обвит смирной и плащаницей, и безсмертный в гроб полагается как смертный. Жены же пришли помазать Его миром, горько плача и восклицая: «Сия суббота — преблагословенная, когда Христос, уснув, воскреснет через три дня”.
7. Неизреченное чудо, / в пещи избавивый преподобныя отроки из пламене, / во гробе мертв бездыханен полагается, / во спасение нас поющих: / Избавителю Боже, / благословен еси.
Неизреченное чудо! Избавивший в печи от пламени благочестивых отроков полагается во гробе бездыханным мертвецом, для спасения нас, поющих: «Благословен Ты, Бог-Искупитель”.
8. Ужаснися, бояйся, небо / и да подвижатся основания земли: / се бо в мертвецех вменяется в вышних Живый, / и во гроб мал странноприемлется. / Егоже отроцы благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки.
Содрогнись от страха небо и да поколеблются основания земли, ибо вот причисляется к мертвым и в тесном гробе помещается Живущий на небесах, Которого, отроки, благословляйте; священники, воспевайте; люди, превозносите во все веки.
9. Не рыдай Мене, Мати, / зрящи во гробе; / Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: / востану бо и прославлюся, / и вознесу со славою непрестанно яко Бог, / верою и любовию Тя величающия.
«Нe рыдай о Мне, Матерь, видя во гробе Сына, зачатого Тобою во чреве безсеменно, ибо Я восстану и прославлюсь и, как Бог, со славою вознесу непрестанно с верою и любовию величающих Тебя”.

«Волною морскою…» (канон на Великую Субботу). Иной перевод

(Перевод с издания: Eustratiades S. Kasiani i melodos // Ekklesiastikos Faros 31, 1932. — S. 92–112.)

Песнь 1.

Того, Кто некогда сокрыл под волною морскою гонителя мучителя, скрыли под землёю дети спасённых; но мы, подобно отроковицам, воспоём Господу, ибо Он славно прославился.

Безумный старик, ненасытный ад, разверзшись, принимаешь Жизнь всех. Поглощая же, извергаешь души праведных, которые поглотил прежде; разрушает тебя Господь, ибо Он славно прославился.

Иисусе, Боже мой, воспеваю Твои страдания, ибо Ты добровольно умер за жизнь всех и удостоил быть погребенным в плащанице и в смирне; прославляю гроб Твой, воспеваю и Твоё воскресение.

Песнь 3.

Тебя, повесившего на водах всю землю без опоры, видя висящего на лобном месте, тварь содрогалась от многого ужаса, взывая: «нет святого, кроме Тебя, Господи».

Положили Тебя, долготерпеливый Спаситель, иудеи в могиле и тени смертной, Того, Кто в мёртвых пребывал свободным, и затворы ада сокрушившего, и умерших воскресившего.

Всем, скованным в неразрешимых узах ада, Господь воскликнул: «Те, кто в узах — выходите, те, кто во тьме — освободитесь»(ср. Ис 49:9); Царь наш, избавляющих сущих на земле.

Песнь 4.

Провидя Твоё божественное умаление на кресте, Аввакум, ужаснувшись, вопиял: Ты прекратил власть сильных (Авв 3:14), Блаже, приобщаясь находящимся в аду как всесильный.

Господь, источающий жизнь, из сострадания оказался под землёй воссиял свет Божества смертным, разрушая адову тёмную силу.

Враг, увидев себя побеждённым Твоим, Владыка, нисхождением во ад, вопиет: «власть моя поглощена, и вся слава моя».

Песнь 5.

Видев свет невечерний Твоего богоявления, Христе, бывшего нам по милости, Исайя, бодрствуя в ночи, взывал: воскреснут мёртвые и восстанут находящиеся в гробах, и все земнородные возрадуются (ср. Ис 26:9–20).

Положенный через кресте среди мёртвых, Ты, Благодетель, сойдя во ад, сокрушил гордыню растлителя душ, затворы его, восставил праотца, как Бог, и мертвостью Своею верным подал мир, и жизнь, и радость.

Вселившись вместе с пребывающими в аду, изливший жизнь смертным, Ты сущим во тьме сказал: «выходите», — находящимся в узах: «Освободитесь; на погибель врага и на воскресение прежде умерших Я пришёл, призывая к жизни».

Перевод с издания: Eustratiades S. Kasiani i melodos // Ekklesiastikos Faros 31, 1932. — S. 92–112.

Следующая глава >>

«Волною морскою…» (канон на Великую Субботу)

«Волною морскою…» (канон на Великую Субботу) «Волною морскою…» (канон на Великую Субботу). Пер. Т. А, Сенина (Перевод с комментарием приводится по публикации: Т. А. Сенина (монахиня Кассия), «Волною морскою…». Канон на Великую Субботу, составленный св. инокиней Кассией,

«Волною морскою…» (канон на Великую Субботу). Пер. Т. А, Сенина

«Волною морскою…» (канон на Великую Субботу). Пер. Т. А, Сенина (Перевод с комментарием приводится по публикации: Т. А. Сенина (монахиня Кассия), «Волною морскою…». Канон на Великую Субботу, составленный св. инокиней Кассией, песнописицей Константинопольской / Пер. с

Канон за болящего (иной)

Канон за болящего (иной) Припев (запев) читается после каждого стиха, но если следующий куплет начинается со «Славы» или «И ныне», то он откладывается. Песнь 1ИрмосПресекаемое море жезлом древле, Израиль пройде яко по пустыни, и крестообразно яве, преду готовляет стези.

Что ответить опровергающим чудо схождения Благодатного огня в Великую субботу?

Что ответить опровергающим чудо схождения Благодатного огня в Великую субботу? иеромонах Иов (Гумеров)1. Почему скептики хотят разрушить веру?Действительно, не праздный вопрос: зачем некоторые люди, вместо того, чтобы заняться чем-либо положительным, тратят столько

Слово в Великую Субботу

Слово в Великую Субботу Между священными законами, данными народу Израильскому через Моисея, есть закон и на тот случай, когда бы нашлось где-либо на поле тело человека убиенного, а между тем не было бы известно, кто убийца: — в сем случае старейшины ближайшего к мертвецу

Слово в Великую Субботу «Будет с миром погребение Его» (Ис. 57; 2) «И будет покой Его честь» (Ис. 11; 10) Евангелист Ветхого Завета, великий провидец Исайя, предызобразив пророчески страдания и смерть Искупителя мира, и показав, како праведный погибе, и никтоже приемлет сердцем,

Слово в Великую Субботу Ныне, возлюбленные, день погребения Господа, день великий и священнотайный. Важен был седьмой день творения, ибо в него, как поведает Моисей, почи Бог от всех дел Своих, яже сотвори в предшествующие шесть дней. Настоящая суббота еще важнее; ибо в нее

Слово в Великую Субботу Есть на нынешний день проповедь, которую никто на земле не слышал и слышать не будет, никто на земле не читал и читать не будет, которая, однако же, достойна того, чтобы пред нею возблагоговели и земля и самое небо.Какая это проповедь? Та, о коей

Слово в Великую Субботу Не знаем, братие, куда ваши мысли склоняются от сей Плащаницы, а наши — к нашему собственному гробу. И наша жизнь, думается нам, так пройдет, как прошла теперь четыредесятница; и для каждого из нас наступит потом великий пяток смерти; а за сим —

18. Богослужение в Великую Субботу.

18. Богослужение в Великую Субботу. Утрени Великого Пятка и Великой Субботы (как, впрочем, и любая утреня), по Уставу, должны быть ночными службами, должны совершаться действительно в течение всей ночи. Утреня Великой Субботы в полной мере нам являет исключительность этого

Канонъ на великую Субботу

Канонъ на великую Субботу ?еснь 1–я.Ирмосъ. Волною морскою покрывшаго въ древности преследовавшаго мучителя чада спасенныхъ сокрыли подъ землею: но мы, какъ отроковицы, воспоемъ Господу: ибо онъ торжественно прославился.Господи Боже мой, отходное пеніе и надгробную

Слово на Великую Субботу

Слово на Великую Субботу Погребение Спасителя нашего празднуем мы сегодня. Он в преисподней освобождает мертвецов от уз смерти, исполняя светом ад, и пробуждает от сна усопших. Мы на земле ликуем, представляя Его воскресение, и не боимся, что тление победит нетление, ибо

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

23. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. (Мк. 4:20; Лк. 8:15). Лучшее толкование этого места принадлежит, из древних толкователей, Евфимию

Слово на Великую Субботу Что это? Отъ, чего ныне такое глубокое молчаніе на земли, и такая тишина? — Отъ того глубокое молчаніе, что почиваетъ Царь. Земля стихла отъ страха, потому–что Господь уснулъ плотію, и воскресилъ усопшихъ отъ века. Господь умеръ плотію, и адъ

Письмо 31 на Великую Субботу, из Иерусалима

Письмо 31 на Великую Субботу, из Иерусалима Вот мы в Иерусалиме, на месте величайшего преступления в человеческой истории. Это — Косово поле человечества. Здесь состоялось множество битв между воинствами Царства Небесного и царства земного. Предводитель небесного

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *