Воплощение бога 8 букв

Воплощение

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: воплощение

2 буквы
Ах (древнеегипетское блаженный, просветленный), в египетской мифологии одна из душ-сущностей человека, его загробное воплощение
3 буквы
Ася Образ Аси нашел свое воплощение на экране в фильмах «Ася», снятых в 1928 и 1978 гг
Гор в древнеегипетской мифологии бог солнца, покровитель власти фараона, который считался земным воплощением Гора, сын Осириса и Исиды
Дао Мир «воплощение» дао
Ева В романе Германа Гессе «Демиан» (1919) мать заглавного героя, являющаяся в глазах его одноклассника Эмиля Синклера (alter ego Гессе) воплощением материнской любви
Имя Имя выражает духовный тип человека, является образным воплощением его духа
Лев В Египте лев был связан с богами Ра, Осирисом и Гором, а также выступал воплощением богинь Тефнут и Хатор
Хат в египетской мифологии одна из ипостасей Исиды, ее воплощение в виде самки коршуна
Яго Он не есть «воплощение зла» — просто злобный интриган, однако придуманной его недалеким, но изворотливым умом интриги хватает для того, чтобы подчинить себе (и в конечном счете погубить) великодушного Отелло и Дездемону, которая в отличие от Отелло значительно лучше понимает, чтб есть Яго, но противостоять ему не может
4 буквы
Апис священный бык, почитавшийся в Древнем Египте как земное воплощение бога Пта; культ Аписа восходит к древнейшим скотоводческим верованиям
Атум в египетской мифологии один из древнейших богов, главный демиург в гелиопольской космогонии, возглавлявший Великую Эннеаду, воплощение вечернего заходящего солнца
Гора Горная вершина есть воплощение традиции, через нее осуществляется связь с высшими мирами
Змея Традиционна ветхозаветная метафора змея как соблазнителя, воплощение хитрости и коварства
Конь Русь с древнейших времен отождествляла себя с образом коня, что нашло воплощение в архитектуре Русского Севера
Луна В Египте луна также ассоциировалась с Исидой и представляла андрогинное начало, так как Исида выступала воплощением «небесного гермафродита»
Нара В пуранах они считаются двуединым воплощением Вишну
Немо Для Жюля Верна капитан — воплощение истинного героя, благородного, мужественного, решительного и справедливого
Птах Как живое воплощение Птаха почитался бык Апис
Рыба Те из них, что водились в целебных источниках, воспринимались как воплощение духов воды и считались священными
Саул В Ветхом Завете Саул — воплощение правителя, поставленного на царство по воле Бога
Эдип Трагедию «Царь Эдип» Аристотель считал лучшей из всех трагедий, а образ Эдипа расценивал как наиболее яркое воплощение трагедийного характера
5 букв
Айшма Воплощение злого дела — грабежа, набегов кочевников, которым подвергались оседлые иранцы
Вадим Первым художественным воплощением этого образа явилось «историческое представление» Екатерины II «Из жизни Рурика» (1786).
Вальт Герой незаконченного романа Жан Поля «Озорные годы» (1804-05), мечтатель и поэт, воплощение доброты и человеколюбия
Голем — в исторической психологии легендарное воплощение отчужденных человеческих возможностей, искусственный человек, созданный якобы в средневековой Праге

Идеал Совершенное воплощение чего-нибудь
Кукер — В южнославянской мифологии воплощение плодородия
Ламия Образ ламии нашел свое воплощение в мировой литературе
Образ Образ — Воплощение актера
Опера В опере находят многообразное воплощение различные формы оперной музыки — номера сольного пения (ария, песня и так далее), речитативы, ансамбли, хоровые сцены, танцы, оркестровые номера
Радха Иногда Радха считается воплощением Лакшми
Семар в индуистской мифологии Индонезии и Малайзии бог-карлик, воплощение темных чувств, человеческого несовершенства
Скала Скала — это еще и предмет, воспеваемый художниками, усматривавшими в нем воплощение природной мощи и стихии
Сэйси в японской буддийской мифологии бодхисатва — воплощение мудрости, помощник будды Амиды
Фауст Герой трагедии английского драматурга Кристофера Марло «Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста» (1589-1592) стал первым драматургическим воплощением героя народной книги
Федра Анализируя трагедию Цветаевой с точки зрения мифологического сознания, мы обнаружим в образе Федры воплощение Афродиты, один из ее многочисленных «двойников», а в акте самоубийства Федры, повесившейся на миртовом деревце, — абсолютно точно воссозданный (или сконструированный) сюжет гибели-воскресения архаической богини любви
Фугэн в японской буддийской мифологии бодхисатва — воплощение просветления
Элиза Элиза остается в нашем восприятии как воплощение сестринского подвига, увенчанного высокой заслуженной наградой
Эсхил Гуманизм Эсхила нашёл замечательное воплощение в образе Прометея — человеколюбца и богоборца (Прикованный Прометей).
6 букв
Ананке (Ананка) в греческой мифологии богиня — воплощение нерушимого закона в природе
Воланд Воланд — мнимое воплощение самого большого зла
Гамлет Недаром возникло в какой-то момент понятие «гамлетизм» — как состояние души, как обозначение внутреннего надлома, как воплощение раздвоенности и непростых отношений с окружающим миром, как определение, быть может, самое точное,- тонкой душевной организации, хрупкости той грани, что отделяет нормальность от безумия
Гарпии Космическое воплощение порока
Дхрува (санскритское твердый, надежный), в индуистской мифологии один из богов васу, воплощение преданности богу (Вишну).
Дьявол Планетарным воплощением Люцифера считалась Венера, символизирующая плотскую любовь и красоту форм, противостоящая красоте и любви христианской духовности
Йемайя Йеманжа — в мифологии йоруба богиня-мать, покровительница женщин, воплощение реки Огун
Казбич Автор показывает этого героя как воплощение мужества и удали
Кольцо Но с другой стороны, кольцо, как воплощение круга, имеет защищающие свойства
Корова В Индии корову считают священным животным, воплощением Великой матери Адити и земли, а иногда даже всей Вселенной
Кришна бог в индуизме, считается воплощением (аватарой) Вишну
Мневис в египетской мифологии божество в виде черного быка, который почитался как живое воплощение бога солнца Ра; центром культа Мневиса был город Гелиополь
Могила Повсеместно тела умерших покрывались сажей и охрой: в религиозной цветовой семантике черный цвет являлся воплощением загробного мира, красный — его преодолением

Модерн Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма
Музыка В свою очередь, эти четыре ноты соответствуют льву (доблесть и сила), быку (жертва и долг), человеку (вера и воплощение) и орлу (возвышенность и молитва), тогда как квартаккорд, построенный на нотах соль, ля, си, до, представляет формулу удвоения предыдущего квартаккорда
Нефрит Нефрит считали камнем жизни, философы приписывали ему пять достоинств, отвечающих шести душевным качествам: мягкий блеск нефрита по их мнению олицетворял милосердие; твердость (а твердость нефрита сравнима со сталью) — символ умеренности и справедливости; полупрозрачность считалась символом честности; чистота — воплощением мудрости; изменяемость (нефрит весьма разнообразен) — олицетворением мужества
Николо Главный герой новеллы Генриха фон Клейста «Приемный сын» (1811; «Найденыш»), живое воплощение деструктивной стороны человеческой натуры
Облако Американские индейцы видели в облаке воплощение идеи плодородия, а в индийской мифологии темная дождевая туча, несущая спасение от засухи, олицетворяла Кришну
Панург Панург представляет собой живое воплощение знаменитого девиза: «Делай, что хочешь!»
Платон Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм
Рококо Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля
Романс Поэтический текст романса находит разнообразное музыкальное воплощение
Рябина Тонкая, милая, грациозная и хрупкая Рябина может показаться воплощением женской слабости
Скапен Воплощением этой силы, соединяющей в себе могущество творческого духа и бесовский цинизм, является Скапен
Собака Зачастую собаку воспринимают как прислужника дьявола или воплощением самого дьявола
Сократ В последующие эпохи образ Сократа часто выступал как идеальное воплощение мудреца
Тиамат в аккадской мифологии хтоническое божество, воплощение хаоса; победив Тиамат, бог Мардук рассек ее тело пополам и создал небо и землю
Фамира Модифицированный миф становился способом самовыражения поэта, воплощением тоски, одиночества человека, неспособного восстановить связи с миром, утратившего надежду на гармонию
Фараон Фараон считался сыном бога солнца, земным воплощением бога Гора и наследником бога Осириса
Хлысты Считают возможными прямое общение со «Святым духом», воплощение Бога в праведных сектантах — «христах», «богородицах»
Хольда Перхта, в германской мифологии старуха-ведьма, насылающая рождественские бури, воплощение зимы, предводительница демонов «дикой охоты»
7 букв
Аватара , в индуизме воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и прочих, совершающих подвиги на земле
Айболит Он мчится на помощь сквозь снег и град, преодолевает крутые горы и бушующие моря, приговаривая только одно: «О, если я не дойду, Если в пути пропаду, Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными?» Доктор Айболит из прозаической сказки — само воплощение добра и милого авантюризма: он самоотверженно борется с кровожадным Бармалеем, освобождает из пиратского плена мальчика Пенту и его отца-рыбака, не боится защитить от страшного шарманщика бедную и больную обезьянку Чичи
Барокко Вайзе «выводил» стиль Барокко северных стран непосредственно из Готики и считал его «истинным воплощением германского духа» (Gemiit).
Беральд Персонаж комедии Мольера «Мнимый больной» (1673, издано 1674), являющийся живым воплощением здравого смысла на фоне сумасбродства своего брата Аргана, фанатизма г-на Пюргона и ханжества Белины
Варрава Многие черты его нашли свое воплощение в образе еврея-ростовщика из «Айвенго» Вальтера Скотта, а также в Соломоне («Скупой рыцарь» А.С. Пушкина).
Водяной Водяной — в славянской мифологии злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала
Гротеск Ярчайшее воплощение стихия гротеска получила в искусстве Средних веков (орнаментика звериного стиля, химеры соборов, рисунки на полях рукописей).
Гюльнар Гюльнар у Байрона — воплощение неженской смелости, дающей ей право стать в бою рядом с мужчиной
Диадема Его знаменитая платиновая диадема «Бурбон-Парма» 1919 года изготовления — воплощение солнца, выплывающего из-за горизонта Японского моря
Евгений Он становится олицетворением массы, воплощением несчастных и обездоленных людей — жертв наводнения
Женщина 2) Лицо женского пола как воплощение свойств, качеств этого пола
Корабль В западноевропейской традиции элементы структуры храма являются воплощением Ноева ковчега
Малахит Малахитовый цвет – воплощение вечности и покоя, незыблемости и постоянства, и в то же время – побуждающий к активному действию
Манфред Манфред — высшее воплощение субъективизма в романтической литературе, портрет внутреннего человека, и прежде всего самого Байрона
Медведь Поэтому в христианском символизме нередко трактуется как опасное животное, иногда даже как воплощение дьявола
Образец 3) Живое типическое воплощение какого-либо свойства, качества
Портрет В то же время отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящее воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску
Савитри в ведийской мифологии воплощение стихотворного размера гаятри, дочь Сурьи, жена Брахмы; в «Махабхарате» — героиня, идеал преданной жены, вернувшей своего мужа Сатьявана из царства мертвых
Сансара (санскритское), одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы
Саратан По греческому бестиарию этот кит есть воплощение блудницы, о которой поведано в притче Соломоновой: «ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней»
Семаргл в восточнославянской мифологии божество — воплощение священного числа семь и семерки богов
Стрелец Они — воплощение тех образов человеческой натуры, которые представлены в литературе, отстаивающей и пропагандирующей принципы здорового образа жизни
8 букв
Евфорион У Гете в «Фаусте» Евфорион — сын Фауста и Елены, воплощение мятежного духа
Кабаниха Монументальный образ Кабанихи — живое воплощение «жестоких нравов», о которых Борис говорит: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак»

Камалока Это особая полуматериальная сфера, где осуществляется развоплощение личности
Нехлюдов Развивающийся художественный образ, нашедший в романе «Воскресение» свое финальное воплощение, вобрал в себя много автобиографических черт: напряженные духовные искания, стремление к нравственному самоусовершенствованию, строгий суд над собой и окружающей средой, чувство вины и ответственности за совершающееся в мире
Сольвейг Сольвейг — воплощение извечной мужской мечты о женской верности, которая не зависит от времени
Фальстаф Первым воплощением образа героя на музыкальной сцене явилась опера А. Сальери (1799).
Фроттола (итальянское frottola, от frotta — толпа), поэтическая форма, главным образом любовно-лирического содержания, близкая к балладе и вильянсико, а также её музыкальное воплощение в виде многоголосной светской песни
Хеваджра в буддийской мифологии ваджраяны один из идамов, эманация будды Акшобхьи, воплощение мудрости
Хуньдунь мифологическое существо, представлявшееся в Древнем Китае воплощением недифференцированного хаоса, из которого возникла Вселенная
Черепаха Культ черепахи был более свойствен традициям народов Центральной Азии, где на черепаху смотрели как на воплощение бога Вишну, хранителя миров
9 букв
Андромаха В «Илиаде» Андромаха — воплощение идеала преданной и любящей жены
Антигерой — литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств
Выражение — 1) Отображение, проявление, воплощение
Шантеклер Шантеклер — галльский петух, воплощение галльской смелости, юмора и жизнелюбия
Ярославна Самое знаменитое воплощение образа Ярославны — в опере А.Б. Бородина «Князь Игорь» (1869-1887)
10 букв
Брахманизм Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений
Воплощение — 1) Осуществление идеи, замысла на практике, выражение их в конкретной форме
Дюймовочка В образе Дюймовочки есть прямая связь с Мальчиком-с-Пальчиком (по-шведски — «Туммелитен»), но в отличие от фольклорного героя в ней нет здоровой предприимчивости, ей неведома хитрость, она — воплощение добра, но сама беззащитна и хрупка
Патанджали Реальная в прошлом личность, Патанджали почитается шиваитами как воплощение бога Анантишвары и Шивы
Скульптура Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится ее главной задачей (творчество Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо).
11 букв
Караваджизм Система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи XVII века и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо
Мефистофель Однако душу Фауста ангелы уносят на небо, а Мефистофель признается, что проиграл: «Прожженный старый черт с такой закалкой сыграл к концу такого дурака!» Образ Мефистофеля в исследованиях, посвященных трагедии, часто оценивался как второе «я» Фауста, как телесное воплощение его подсознания
Пифагореизм В пифагореизме возникла весьма оригинальная арифметика, придававшая пластический и жизненный смысл каждому числу: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, двоица — как уход в неопределённую даль, троица — как первое оформление этой бесконечности, четверица — как первое телесное воплощение этой триадической формы и так далее
Пококуранте В картинах Рафаэля Пококуранте находит массу недостатков, собственный сад является в его глазах «воплощением дурного вкуса», труды великих писателей и поэтов навевают на него тоску, точно так же, как музыка, театр, науки и т.д
12 букв
Христианство Основная часть христиан верит в Боговоплощение, крестную жертву Иисуса Христа, своей мученической смертью искупившего грехи людей, воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо, грядущее второе пришествие Христа, будущее воскрешение мёртвых и вечную жизнь после воскрешения
13 букв
Олицетворение — 1) а) Воплощение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа
Такэмикадзути в японской мифологии воинственное божество с мечом; возможно, воплощение меча
16 букв
Жертвоприношение Кортесу, принятому за воплощение жаждущего крови Кецалькоатля, Монтесума отправил соплеменников, которые должны были быть заколоты перед его глазами
Похожие запросы: воплощение • 7 букв • 6 букв • 4 буквы • 3 буквы • 5 букв • 2 буквы • 9 букв • 8 букв • 13 букв • 12 букв • 16 букв • 10 букв • 11 букв
Смотрите также: • Пигмент 16 букв • Арборетум 9 букв • Каньон • Банкрот 6 букв • Бананы • Тиреоидит 3 буквы • Гранатомет 10 букв • Полиомиелит 10 букв • Десакрализация 7 букв • Ассортимент 14 букв • Ча____________ 14 букв
Популярные запросы • 1 • Последние запросы
Слова по длине: А — Е • Ж — Л • М — С • Т — Ч • Ш — Я
Фильтры для слов • Поиск слов
Ссылка на эту страницу:

Боговоплощение в Библии

Учение о Боговоплощении можно назвать средоточием христианской веры. Именно вера в Иисуса Христа как в Бога четко отделяет христиан от приверженцев других религий и мировоззрений. Индуисты или буддисты, агностики или приверженцы движения «Новой Эры», как правило, признают Иисуса великим учителем. Они охотно ссылаются на него для утверждения собственных взглядов. Они бывают готовы отвести Ему почетное, в их представлении, место в их религиозно-философских системах — Иисуса охотно признают «первым коммунистом» или «аватаром» или «великим посвященным» или, как мусульмане, «великим пророком», но только христиане исповедуют Его Богом.

Очень часто критика Боговоплощения бывает связано с глубоко искаженным представлением о том, во что же в этом вопросе верят христиане; поэтому наша задача будет состоять в том, чтобы сформулировать христианскую точку зрения и затем показать, как она следует из Библии. Христианская Церковь выразила свою веру в кратких исповеданиях, которые называются «символами веры». Самый распространенный символ веры называется Никео-Цареградским, и его чтение (или пение) является обязательной частью богослужения православной, католической и значительного числа протестантских церквей. Здесь мы, однако, мы используем Афанасьевский символ веры, в котором христианское исповедание Троицы и Боговоплощения излагается несколько более подробно Афанасьевский символ веры

Учитывая небольшой объем данной статьи, мы приведем лишь некоторые из многочисленных библейских свидетельств Боговоплощения и постараемся разъяснить недоумения, часто возникающие в связи с этим понятием. Одно из наиболее ясных свидельств о боговоплощении мы находим у апостола Иоанна:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть … И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (От Иоанна 1:1-3, 14)

«И слово было Бог … и слово стало плотью» — это событие, которое христиане и называют Боговоплощением.

Еще один фрагмент Писания, утверждающий Боговоплощение — Послание к Евреям. 1-2 главы.

Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. (К Евреям 1:8-12)

Здесь Сын описывается как 1.Бог (стих 8,9) 2.Создатель неба и земли (Стих 10) 3.Вечно живущий (Стих и 11-12)

4.Принимающий поклонение от Ангелов (стих 6)

Несколько дальше, в том же послании к Евреям говорится о том, как Он стал человеком, воспринял плоть и кровь ради нашего спасения, которое Он совершает Своей смертью:

А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. (К Евреям 2:14-18)

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» Вечный Бог, принимающий поклонение от ангелов, Творец неба и земли, принимает на Себя человеческую природу, плоть и кровь. Именно это и говорит Афанасьевский Символ:

В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек.

Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время.

Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе.

О Божестве Иисуса говорится во многих местах Писания; не пытаясь первратить эту статью в исчерпывающий справочник по этой теме, отметим лишь некоторые свидетельства Библии.

Иисус принимал поклонение:

Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. (Мф. 14:33)

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и

поклонились Ему. (Мф. 28:9)

и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. (Мф. 28:17)

Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. (Лк. 24:52)

Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. (Ин.9:37-38)

Причем во всех случаях использовано греческое слово, обозначающее именно религиозное поклонение, а не просто почтительное приветствие. В контексте Библии это слово относится либо к поклонению Богу, либо к запрещенному идолопоклонству. Именно это слово используется в Евангелии, когда Иисус отказывается поклониться сатане и указывает на то, что поклоняться можно только Богу:

и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. (Лк. 4:6-8)

Именно такое поклонение Сам Иисус принимал без возражений.

Характерен контраст с поведением Апостолов:

Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них (Деяния 14:11-15)

Ангела:

И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. (Откр. 19:1-10)

Библия говорит, что благочестивые люди и ангелы категорически, резко и немедленно отвергали попытки поклониться им, но Иисус принимал поклонение как должное. Иисус прямо принимал исповедание Его Господом и Богом:

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. (Ин. 20:26-28)

Иисус заявлял, что именно Он будет судить все народы в последний день:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлол (Мф. 25:31)

Писание говорит, что это является исключительной прерогативой Бога:

Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. (Пс. 9:8-9)

Ибо Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь —

царь наш; Он спасет нас. (Ис. 33:22)

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто,который судишь другого? (Иак. 4:12)

к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, (Евр. 12:23)

Именно Бог, и никто иной, будет судить все народы в последний день:

Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там

Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. (Иоиль 3:12)

Иисус называл Ангелов Божиих Своими:

пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие(От Матфея 13:41)

ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. (От Матфея 16:27)

тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого,грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. (Мф. 24:30-31)

И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре… Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. (Откр. 22:6…16)

Иисус утверждает, что Он посылает пророков:

Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; (От Матфея 23:34)

Апостолы также выражают веру в божество Христа – мы можем, хотя бы отметить такие слова как «Господь», и «Спаситель», которые в библейском контексте могут относиться только к Богу, и которые Апостолы относят к Иисусу. Сопоставим, например:

Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. (Ис. 43:11)

Но Я — Господь Бог твой от земли Египетской, — и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет спасителя, кроме Меня(Ос. 13:4)

И слова Апостолов:

ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. (2 Петр. 1:11)

но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь (2 Петр. 3:18)

Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, (Фил. 3:20)

Для Апостолов также обычно отнесение к Иисусу ветхозаветных текстов, которые могут быть отнесены только к Богу, например:

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Фил. 2:10-11)

это цитата и Ис.45:23, где этим слова относятся к Богу:

Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. (Ис. 45:22-23)

В проповеди Апостолов имя Бога отождествляется с именем Иисуса:

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь. (Иоиль 2:32)

У Апостолов «имя Господне», которое надлежит призывать – это имя Иисуса:

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. (Деян. 2:21, 36)

то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. (Деян. 4:10-12)

Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.(Рим. 10:10-13)

Мы можем продолжать – более длинный (хотя и неполный) список библейских цитат, указывающих на божество Иисуса приведен, например, в книге Дж.Макдауэлла «Иисус». Но уже ясно, что божество Иисуса – предвечного Сына Божия, воплотившегося и ставшего Человеком – находит себя прочную опору в Священном Писании.

Далее мы рассмотрим два недоумения, которые люди часто выражают в связи с учением о Боговоплощении. Первое относится к тем местам Писания, где об Иисусе говорится как о ком-то меньшем и подчиненном по отношению к Отцу, второе — к тому, как библейскоое свидетельство о божестве Иисуса совмещается с библейским же свидетельством о единственности Бога.

«Отец мой более Меня» — смиренное послушание Иисуса.

Нередко в качестве аргументов против божества Иисуса приводят те слова Писания, в частности, слова самого Иисуса, где Он ставит Себя ниже Отца и показывает Себя смиренным исполнителем Его воли, например:

Отец Мой более Меня. (От Иоанна 14:28)

На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. (Иоанна 5:19)

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. (1 Коринфянам 11:3)

Есть ли у нас основания понимать эти слова как свидетельство того, что Сын по природе ниже Отца? Нет. Дело в том, что в Писании смиренное послушание вовсе не является свидетельством некой «низшести по природе». Рассмотрим, например, приведенный здесь отрывок: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. (1 Кор. 11:3) Муж является главой жены, и она должна оказывать ему смиренное послушание. Значит ли это, что жена — существо низшее по природе по отношению к мужу? Ничего подобного, она такой же человек сотворенное существо, сонаследница благодатной жизни. Ее послушание — не свидетельство «низшести», но проявление любви и смирения. Подобно и в другом месте Апостол говорит: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил. 2:3).

Христианин должен почитать брата большим себя, сказать «Брат мой более меня». Исповедует ли он себя при этом каким-то «недочеловеком»? Нет, конечно. Он должен поступать так из любви и смирения, а не потому, что низший по природе. Итак, послушание, признание другого высшим себя, вполне может быть проявлением любви и смирения со стороны равного.

Послушание Иисуса — это именно акт любви и смирения, послушание того, кто не ниже по природе, а того, кто в совершенной любви и смирении ищет прославить не Себя, а Отца. Это проявление морального совершенства Его личности, а не «низшести по природе». Сын Божий, равный Отцу и совечный Ему, добровольно «уничижил Себя Самого»:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Фил. 2:7-8)

Слово, переведенное здесь как «образ» это греческое «морфе», которое в греческом языке означает «полный набор свойств и характерных особенностей, которые делают нечто тем, что оно есть».(Эриксон, стр.586) Таким образом, и когда Писание говорит о божестве Иисуса, и когда оно говорит о Его смиренном послушании, оно описывает одну и ту же реальность — предвечный Бог добровольно уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Как говорит Афанасьевский символ:

В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек.

Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время.

Восприняв человеческую природу, «плоть и кровь», как говорит Писание, Сын Божий являет совершеннейшее послушание, чтобы искупить наш мятеж; оставаясь, в то же время, Богом, Он имеет власть прощать наши грехи и даровать нам вечную жизнь. Как говорит Апостол:

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство (1 Тим. 2:5-6)

Посредник — это тот, кто принадлежит к обеим сторонам. Мы можем подвести итог словами того же символа веры:

Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе.

Здесь мы можем перейти к следующему вопросу — как божество Иисуса согласуется с единственностью Бога.

Я и Отец – Одно: тайна Троицы.

Представители религий, отвергающих Божество Иисуса Христа – мусульмане, свидетели Иеговы, члены некоторых протестанстких групп, упрекают христиан в отходе от монотеизма. В основе такого упрека, как правило, лежит искаженное представление о Троице – Отце, Сыне и Святом Духе как о трех отдельных Богах – Отце, кроме Него еще Сыне, кроме Него еще Святом Духе.

Конечно, такая интерпретация Троицы противоречит тоому, что ясно утверждается и в Ветхом, и в Новом Завете – нет другого Бога, кроме Единого(1 Кор.8:4, см. также Вт. 32:39, Ис 45:5, Ос.13:4 и т.д.) И, конечно же, мы не будем отстаивать такое представление, потому что ортодоксальные христиане никогда не верили во что-либо подобное. Христиане никогда не верили в трех богов – Единого Бога и, кроме Него, отдельно от Него, еще кого-то. Афанасьевский символ говорит:

Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности.

Первое из них — Личность Отца, второе — Личность Сына и третье — Личность Святого Духа.

Но Отец, и Сын, и Святой Дух — одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии.

Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух.

Не сотворен Отец, не сотворен Сын, и не сотворен Святой Дух.

Бесконечен Отец, бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух.

Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен,

И не три вечных, а Один Вечный,

Также и не три несотворенных, и не три бесконечных,

А Один Несотворенный, и Один Бесконечный.

Также и Отец Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий,

И так же не три всемогущих, а Один Всемогущий.

Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог.

Так и Отец Господь, Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь.

Ибо как требует того христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом.

Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами.

Отец не создан, не сотворен и не рожден.

Сын есть от Отца и только от Отца — не создан и не сотворен, но рожден.

Святой Дух есть от Отца и Сына — не создан, и не сотворен или рожден, но послан.

Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.

И из всех трех Лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики,

Чтобы во всем этом, как сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном Божестве — всем трем Лицам.

Итак, кто хочет быть блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества.

Мы говорим о трех Лицах в Едином Боге, но никоим образом не о трех богах:

И не три вечных, а Один Вечный, Также и не три несотворенных, и не три бесконечных, А Один Несотворенный, и Один Бесконечный.

……………………………………………………………………………………

Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами.

Конечно, доктрина Троицы представляет определенную трудность для понимания; но реальность не обязана быть легко доступной пониманию. Когда физики говорят о том, что могут знать либо траекторию, либо скорость элементарной частицы, но не то и другое сразу, что в ракете, летящей с околосветовой скоростью, время течет иначе, чем на земле, что пространство около «черных дыр» искривлено, а время замедлено – это выглядит невероятным с точки зрения повседневного опыта и не укладывается в голове. А ведь речь идет о гораздо менее глубоком уровне реальности, чем бытие Бога.

Тайна Троицы открывается верующему уму и сердцу по мере духовного роста и углубленного изучения свидетельств Священного Писания; здесь мы можем лишь отметить, что исповедуя Бога, единого в трех Лицах, мы говорим о тайне внутренней жизни единого истинного Бога. Нет Бога, кроме Единого; Отец, Сын и Святой Дух — не три Бога, но Единый, живой, истинный и вечный Бог, предвечно пребывающий в трех Лицах, Бог, преисполненный превосходящей всякое разумение любви, истины и милости. Бог, поистине достойный поклонения.

Православное учение о сочетании во Христе двух природ было изложено в 451 г. на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. Халкидонское определение гласит, что Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Богу-Отцу по Божеству и единосущный людям по человечеству, во всем нам подобный, кроме греха, причем оба естества в Нем соединены не сливаясь, но и не разъединяясь. Это следует понимать в том смысле, что Личность Христа не человеческая, а Божественная, но Она облекается в человеческую природу, которая во Христе имеет свою волю, отдельную от воли Бога, однако свободно подчиняющуюся воле Божества. Учение о двух волях во Христе было закреплено в 680 г. на VI Вселенском соборе. Православие подчеркивает, что боговоплощение – чудо и тайна, во всей конкретности недоступная человеческому разуму. Явление во плоти Сына Божия и Его искупительный подвиг есть духовный центр истории человечества. Все, что было до Христа и что имеет место после Его земного служения, обретает истинный смысл в зависимости от отношения ко Христу и Его делу. Если в западном богословии со времени блж. Августина боговоплощение рассматривается главным образом как средство восстановления падшей человеческой природы, то святые отцы Восточной Церкви понимали его еще и как метафизически содержательное событие, через которое осуществляются конечные цели мироздания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *