Екатерина Горенко
Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста
икторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью, «Лягушка-царевна», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса».
Цели:
-формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение дружелюбие, честность в игре, справедливость;
-развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение загадывать и отгадывать загадки.
-приобщать детей к народной культуре — знанию сказок.
-вспомнить прочитанные сказки.
-развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, память.
-расширить знания детей о сказках;
-создать условия для пропаганды здорового образа жизни;
-способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;
-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.
Методы: игровой, словесно-логический, частично-поисковый, самостоятельный.
Приёмы: викторина, художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснение, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.
Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации к сказкам.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке.
Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки — древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из
поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки
мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать. Читая
сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными.
Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время викторины вы будете помогать, и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)
Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
– А почему они волшебные?
– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший, происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)
– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Называются они так потому, что их придумал народ. Авторские сказки придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку » О мертвой царевне и 7 богатырях”, » О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или » Мойдодыр” – это сказка К. И. Чуковского.
– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам
– Итак, начнем!
1. Первый конкурс нашей викторины — ответить на вопросы о героях русских народных сказок.
-Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
-Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
-Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)
-Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке)
— Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку(«Репка»)
— Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша и медведь)
-И зайчонок, и волчица -Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
-Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
(Папа Карло)
У Золушки с ножки свалилась случайно. Была не простою она, а хрустальной (туфелька)
— Кто развалил теремок? (медведь)
— Из чего напился Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (из копытца)
— Кто первым повстречался с колобком? (заяц)
— Самая крохотная девочка (Дюймовочка)
-. Кого ушедший от бабушки и дедушки Колобок первым встретил на своем пути? (Зайца)
— Что отпустил в прорубь герой из сказки «Лиса и волк» (хвост)
— Какими словами обычно начинаются русские народные сказки (Жили — были)
— О каком сказ.герое говорят: «Маслена головушка, шелкова бородушка». (петух)
— Какое животное носит в сказке имя — Михайло Потапыч (медведь)
— Из чего заяц строил себе избушку в сказке «Заюшкина избушка? » (из дерева)
Воспитатель: Молодцы ребята, а давайте немного отдохнём. Пальчиковая гимнастика «любимые сказки» (дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строку хлопают в ладоши).
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
2. Второй конкурс нашей викторины начинается «Сказочные загадки». Я буду вам загадывать сказочные загадки, а вы будете называть сказку.
Загадка:
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее? (Красная шапочка)
• Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь
Название этой сказки, чтоб вовремя успеть (Маша и медведь) .
• Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится на её пути.
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можете отвечать теперь? (Красная Шапочка)
• В этой сказке – именины. Много было там гостей.
А на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.
Но коварному злодею кто-то голову срубил (Муха-Цокотуха) .
• Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь (Золушка) .
3. Ну что ребята! Продолжаем нашу викторину. Следующий конкурс — «Весёлые вопросы».
Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро отвечать.
1. Девушка с рыбьим хвостом? (Русалочка) .
2. В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц–хваста») .
3. Мальчик-луковка? (Чиполино) .
4. Героиня, какой сказки в награду получила кусок льда? («Морозко») .
5. Девочка с голубыми волосами? (Мальвина) .
6. Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? («Теремок») .
7. Герой джунглей? (Маугли) .
8. Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? (На конце иглы) .
9. Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка) .
10. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка») .
11. Деревянный мальчик? (Буратино) .
В: Ну что, молодцы, с этим конкурсом вы справились. Давайте немножко отдохнём, а потом продолжим наше путешествие.
Физминутка «СКАЗКИ»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём и снова в путь!
Станет талия осиной,
Нам советует Мальвина,
Если будем заниматься,
Влево – вправо наклоняться.
А Дюймовочка сказала,
Чтоб была спина прямая,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Красной Шапочки совет:
Проживёшь ты много лет,
Если будешь прыгать, скакать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)
4. И следующий наш конкурс называется «Доскажи словечко»
В: У многих героев сказок есть необычные и очень интересные имена, давайте вспомним их. Я называю вам начало имени, а вы постараетесь его продолжить. Начинаем…
1. Мальчик (с пальчик)
2. Соловей… (Разбойник).
3. Сестрица (Алёнушка)
4. Лиса (Патрикеевна)
5. Аленький… (Цветочек)
6. Гуси… (лебеди)
7. Крошечка (Хаврошечка)
8. Братец (Иванушка)
9. Баба (Яга)
10. Сивка (Бурка)
11. Красная (Шапочка)
12. Спящая (Красавица)
13. Заюшкина (Избушка)
14. Винни (Пух)
В: С этим заданием вы снова справились, молодцы!
5.В: И последний конкурс на сегодня, он называется «Путаница»
Конкурс «Путаница»
Я буду вам называть фразу из названия сказки, вам нужно будет ее распутать.
1. Суп из топора (Каша)
2. По-заячьему веленью (Щучьему)
3. Зеленая шапочка (Красная)
4. Кот в туфлях (Сапогах)
5. Два поросенка (Три)
6. Волк и пятеро щенят (Семеро козлят)
7. Сестрица Танюшка и братец Иванушка (Аленушка)
8. Мальчик с ладошку (с пальчик)
Подведение итогов
Ребята, мы сегодня с вами вспомнили русские народные сказки, поучаствовали в конкурсах, поиграли и весело провели время. Вы молодцы! Получайте сладкие призы.
Положение Всероссийского конкурса «По страницам сказок»
Основными целями проведения конкурса являются:
— Привлечение детей к чтению
— Духовно-нравственное развитие участников
— Осознание моральных ценностей на примере поступков сказочных героев
— Повышение значимости книги в жизни человека
— Предоставление возможности поделиться своим творчеством
— Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей
— Стимулирование и поддержка одаренных авторов
Участники конкурса:
В конкурсе могут принимать участие все желающие в возрасте от 3 лет.
Требования к работам:
На конкурс принимаются творческие работы (рисунки, аппликации и поделки), фотографии, литературное творчество, а также методические материалы педагогов, отвечающие тематике конкурса.
Методические разработки педагогов принимаются на русском языке.
Фото и скан-копии должны быть хорошего качества — не размытые, чёткие, не засвеченные, без лишних надписей.
Материалы не должны противоречить общепринятым этическим нормам.
Работы должны соответствовать теме конкурса и возрасту участника.
Прием работ: непрерывно
Подведение итогов: дважды в месяц (1 и 15 числа)
Номинации конкурса:
1. «Сказочный герой» Принимаются фотографии изготовленных Вами сказочных героев (из любых материалов).
2. «Сказочное перевоплощение» Принимаются фотографии Вашего ребенка в костюме сказочного героя.
3. «Я рисую сказку» Принимаются электронные копии рисунков, выполненных в любой технике, с использованием любых средств для рисования (цветные карандаши, мелки, акварель, гуашь, тушь и т.д.). Работа должна соответствовать теме конкурса.
4. «Волшебное творчество» Принимаются фотографии объемных и плоских аппликаций из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов. Работа должна соответствовать теме конкурса.
5. «В мире сказки» Принимаются фотографии Ваших поделок (декоративно-прикладное творчество) из пластилина, бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов. Работа должна соответствовать теме конкурса.
6. «Я дарю вам сказку» Принимаются авторские произведения участников конкурса (стихотворение, басня, рассказ, сказка, эссе и др.), соответствующие теме конкурса.
7. «Методическая разработка» Принимаются методические материалы (сценарий праздника и мероприятия, фото и видеоотчет, дидактический материал, наглядное пособие, открытый урок, конспект занятия и др.), соответствующие теме конкурса.
Возрастные категории участников конкурса:
— дети 3-5 лет;
— дети 6-8 лет;
— дети 9-12 лет;
— дети 13-17 лет;
— участники от 18 лет.
Критерии оценок:
— соответствие работы теме конкурса;
— качество и эстетичность исполнения работы;
— оригинальность раскрытия темы;
— степень самостоятельности и творческого личностного подхода;
— новизна идеи.
При подведении итогов конкурса будут учитываться оценки экспертной комиссии. В каждой номинации и возрастной категории конкурса будут определены Победители, занявшие 1, 2, 3 места и Участники конкурса. Экспертная комиссия имеет право учреждать специальные номинации и выбирать в них победителей.
Порядок участия:
1. Скачайте и заполните бланк участника конкурса. Оплатите организационный взнос. Оплатить можно одним платежом за любое количество участников, номинаций, мероприятий.
2. Отправьте заполненную заявку, свою конкурсную работу и информацию об оплате на нашу электронную почту korabl-znaniy@mail.ru.
3. Экспертная комиссия оценивает работы.
4. Вы получаете диплом на адрес электронной почты, который указан Вами в заявке.
Содержание
Игра-викторина по сказкам для старших дошкольников
Останина Виктория Александровна, воспитатель МДОУ ДС №53 «Серебряное копытце», город Нижняя Салда
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию интересную игру-эстафету. Ребята попадают в увлекательный сказочный мир, где встретят героев знакомых сказок, окунуться в удивительный мир приключений. Викторина рассчитана для ребят старшего дошкольного возраста. Будет полезна воспитателям детских садов и педагогам дополнительного образования, работающих с детьми 5-7 лет.
Материалы: костюм Мальвины, жетоны (около 40 штук); медали для победителей «Знаток сказок» 1, 2, 3 степени; призы для всех участников.
Ход мероприятия:
1 тур. «Отгадай-ка».
Мальвина: Ребята, мне срочно нужна ваша помощь. Буратино перепутал все страницы в книжках и герои сказок потерялись. Нужно им помочь найти сою сказку, иначе мамы ребятам не смогут прочитать на ночь книжки. Согласны помочь?
Дети отвечают: Да!
Мальвина задаёт ребятам вопросы:
1. Невод в море я кидал,
Рыбку волшебную поймал. (Дед из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Она у деда с бабкой жила
И яичко им снесла.
Но яичко не простое,
А настоящее – золотое! (Курочка-ряба из одноимённой сказки)
3. Грустно дед и бабка жили.
И дочурку себе слепили.
Она всегда им помогала,
Только вот огня избегала. (Снегурочка из сказки «Снегурочка»)
4. По лесу катился он.
Волк его не съел.
Рыжая плутовка съела,
Пока он песню пел. (Колобок из сказки «Колобок»)
5. У него избушка тёплая-лубяная,
А у лисоньки ледяная.
Захотелось плутовке в тепле пожить.
И решила она хозяина выгнать. (Зайка и сказки «Заюшкина избушка»)
6. Девочка красивая,
Мачехой нелюбимая.
На бал случайно попала
И туфельку там потеряла. (Золушка из сказки «Золушка»)
7. Он умеет мяу говорить.
Лучшим другом умеет быть.
Хозяину своему он помогает
И людоеда смело съедает! (Кот из сказки «Кот в сапогах»)
8. Девочка красавица
В лес попала.
Семь гномов она
В лесу повстречала. (Белоснежка и сказки «Белоснежка и семь гномов»)
Дети получают жетоны за правильный ответ.
2 тур. «Волшебные предметы».
Мальвина: Ой, какие вы все умненькие, да разумненькие. Совсем не похожи на моего ученика-Буратино. Вот сейчас я вам расскажу о волшебстве, вы знаете, что у сказочных героев бывают волшебные предметы, помогающие им творить волшебство. Вот Буратино не смог ответить на мои вопросы, он всё перепутал.
Мальвина называет волшебные предметы, или волшебные слова, а дети называют обладателя этого волшебства. Отвечает тот ребёнок, который первый поднял руку.
Вопросы:
· Ступа и метла. (Баба-Яга)
· «По щучьему велению, по моему хотению… (Емеля)
· Волшебная палочка. (Фея из сказки «Золушка»)
· Сапоги скороходы. (Кот в сапогах)
· Волосы из бороды. (Старик Хоттабыч)
· Колечко. (Ваня из сказки «Волшебное колечко»)
· Цветик-Семицветик (Женя, сказка «Цветик-семицветик»)
· Шапка-невидимка (Иван, «Сказка о Иване Царевиче»)
Мальвина: Молодцы все ребята, сколько вы всего знаете! Даже все нашли хозяев для волшебных предметов!
Мальвина: Ребята, а вы умете танцевать?
Дети отвечают.
Мальвина: А сейчас мы и проверим.
Звучит песня «Сказки гуляют по свету», муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского, в исполнении В. Толкуновой.
Мальвина показывает движения, дети повторяют.
1. Сказки гуляют по свету, (Руки на поясе,
Ночь запрягая в карету. Лёгкие приседания.
Сказки живут на полянах, «Пружинка»)
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит. (Поворот вокруг своей оси и
А жадность Кащея погубит… Лёгкое приседание
Пусть Зло на проделки хитро, на окончание строчки).
Но все ж побеждает Добро!
2. Мир озарив чудесами, (Выставляем ножки
Сказки летят над лесами, поочереди вперёд).
На подоконник садятся,
В речки, как в окна, глядятся.
А Золушку выручит фея, (Поворот вокруг своей оси
Не станет Горыныча Змея… и лёгкое приседание на
Пусть Зло на проделки хитро, окончание строчки).
Но все ж побеждает Добро!
3. Сказки со мною повсюду, «Пружинка»
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы —
Вмиг Сивка-Бурка приснится.
А месяц засветится ясный, (Повороты вокруг своей
В глазах Василисы Прекрасной… оси с приседанием на
Пусть Зло на проделки хитро, последнее слово
Но все ж побеждает Добро! в строчке).
Мальвина: Ой, какие вы молодцы, и танцевать замечательно умеете. Ну что, продолжаем играть? Впереди вас ждёт третий тур.
3 тур. «Угадай-ка».
Мальвина: Ребята, сейчас я буду говорить словами героев сказок, а вы должны отгадать, кто это сказал и в какой сказке. За полный ответ вы можете получить 2 балла: один балл за название героя, и один балл за название сказки. Будьте внимательны и не забывайте поднимать руку.
Вопросы:
1. «…Ну что же ты простофиля, попросил у рыбки корыто! Возвращайся обратно к синему морю»
(Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»)
2. «…..Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!»
(Колобок из сказки «Колобок»)
3. «…. Ой, детушки, ой ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Это я пришла, молока принесла…..»
(Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)
4. «…Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое».
(Курочка Ряба из сказки «Курочка Ряба»)
5. «…Ловись рыбка большая и маленькая, ловись рыбка большая и маленькая….»
(Волк из сказка «Волк и лиса»)
6. «…Щас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
7. «- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.….»
(Курочка из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»)
8. «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем шкурку лягушачью сжёг! Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного»
(Лягушка из сказки «Царевна — лягушка»)
Ребята отвечают на вопросы и получают жетоны за правильный ответ.
Мальвина: Ребята, пришла пора посчитать ваши жетоны.
Подводятся итоги игры, награждаются победители. Все участники игры-викторины получают утешительные призы.
Мальвина: Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!!!
До новых встреч!