Вопросы подростков

Если интересно, почему ваш ребёнок, став подростком, начал вести себя совсем не как тот десятилетний ангел, лучше пойти к подростку, а не в интернет. И попробовать с ним поговорить. Но если разговаривать он отказывается — ладно. Можно забить свои вопросы в поисковой строке и надеяться, что все ответы найдутся, а тревоги пройдут. «Мел» вместе с «Яндексом» собрали самые популярные* запросы о подростках.

Почему врёт подросток

Вопрос, на который, наверное, вообще ответа не существует. В принципе, врут примерно все. И взрослые тоже. А потом, если за правдивый ответ подросток может получить порцию недовольства от своих родителей, то и смысла говорить правду нет никакого.

Почему подростки не хотят учиться

Тут причин может быть столько, что все не перечислишь. От банальных лени и подросткового бунта, до, например, проблем в школе вроде буллинга. В последнем случае нужно открыто поговорить с ребёнком: может, условная Марья Петровна назвала его идиотом, и теперь он думает, что всё пропало. А вот если дело в прокрастинации, помогите подростку организовать его работу: вместе составьте план занятий, помогите разобраться в заданиях, не ставьте невыполнимых задач (и объясните, что так делать — себе вредить).

3. Почему принято считать подростковый возраст переходным

Кажется, потому что многое в жизни подростка меняется: физиологические изменения, психологические. Из детства — в более осознанный возраст. Но это не точно.

4. Почему подростки закрывают лицо на фото

Это можно спросить у своего подростка (если такой есть дома). Но вообще, отношение к себе у подростков часто критичное и не всегда адекватное. Поэтому ощущение «я урод/уродина, только не фотографируйте» — нормально. И потом проходит.

5. Почему идёт кровь из носа у подростка/почему выпадают волосы у подростка/задерживается менструация/появляются растяжки/хрустят суставы и тому подобное

Причин, по которым у взрослого человека или подростка может идти кровь из носа, много. То же самое — с выпадением волос. Это может быть в рамках нормы, а может говорить, например, об эндокринных заболеваниях. В любом случае, если речь идёт о здоровье вашего ребёнка, лезть в интернет и доверять сомнительным форумам — плохая затея. Лучше сходите к нормальному врачу.

Почему подростки агрессивны

Всё дело в том, как развивается мозг. В переходном возрасте активно развивается лимбическая система. Она отвечает за эмоции и получение удовольствия. Тогда же развивается и префронтальная кора, которая обеспечивает способность человека к проявлению самоконтроля. Только вот под воздействием гормонов лимбическая система более активна. И пока область мозга, отвечающая за контроль, не так окрепла, выбесить подростка очень просто. Есть два пути: подождать — само пройдёт, или придумать способы научить ребёнка самоконтролю. Как учить — точно не знает никто, но начните с того, чтобы не беситься самому в ответ.

Почему подростки хотят умирать/не хотят жить

Наверное, каждому хоть раз в жизни не хотелось вставать с кровати, да и вообще что-то делать: только отстаньте-не трогайте-уйдите. Подросткам ещё тяжелее. Весь мозг залит гормонами, префронтальная кора работает плохо (смотрим пункт выше), родители бесят, в школу не хочется. Любимый психолог «Мела» Катерина Дёмина уверена, что для подростка самоубийство — это способ показать миру, что ты управляешь своей судьбой. И вместе с тем убеждена, что срыв не случится, если в семье действительно внимательно и с любовью относятся к ребёнку. Хотя бы потому что вовремя заметят проблемы.

8. Почему подростки мастурбируют

По тем же причинам, по каким это делают взрослые люди. Сексуальная разрядка — это важно. Кроме того, так подростки узнают своё тело и разбираются в собственной сексуальности. К счастью, тёмные времена, когда мастурбация считалась причиной слабоумия, уже прошли. Так что обязательно стучитесь, прежде чем войти в комнату к своему ребёнку.

9. Почему подростки вступают в субкультуры

Подросток находится в поиске себя и пытается себя идентифицировать. Иногда это проще сделать через принадлежность к какой-то группе. Если при этом подросток никому не вредит (ни себе, ни окружающим), оставьте его спокойно слушать рэп или перекрашивать волосы в десятый раз. В общем, просто в первый раз правда отстаньте. Главное — узнайте, с кем общается ребёнок и не принесёт ли ему это вреда.

10. Почему подростки хотят любви

Потому же, почему её хочет любой взрослый человек и даже хомячок, который живёт в вашей квартире. Хотя хомячку, может, и всё равно. Подросток переживает действительно сложный период: гормоны, учёба, всё бесит. Вспомните себя. Когда вам плохо, хочется поддержки и внимания.

Почему подростки занимаются сексом

Конечно. Раньше такого не было. Вряд ли кто-то до сих пор искренне верит этим словам. Подростковый секс был и есть. Здесь задача родителей беспокоиться не о том, что это происходит, а о том, чтобы это было безопасно, по обоюдному согласию и не стало причиной проблем с восприятием собственной сексуальности подростка в будущем. В общем, запрещать — бесполезно, объяснять, как правильно, — необходимо.

Почему подростки уходят из дома

Любой поступок — всегда послание. Возможно, подросток собрался уйти из дома, чтобы в очередной раз получить подтверждение — «я самое ценное, что есть у моих родителей». Говорите ребёнку чаще о том, что любите его и беспокоитесь о нём (до того, как он в отчаянии начнёт требовать этого поступками), а просьба приходить в 11 вечера домой — не тирания, а беспокойство за безопасность подростка. О том, что делать, если ребёнок не приходит до ночи, а в вашей руке каждый вечер оказывается пузырёк с валерьянкой, можно прочитать в тексте практикующего психолога и многодетной мамы Катерины Дёминой.

13. Почему подростки пьют

Потому что это весело, хоть и вредно, и потому что им продают алкоголь. Это действительно серьёзная проблема. Примерно в любом районе можно найти магазин, где купить алкоголь можно и после 11 вечера и при отсутствии паспорта.

14. Почему подростки любят китов

С китами, кажется, уже все разобрались, но родители всё равно волнуются. Вообще, никто у подростков не спрашивал, любят они китов или нет. Или им просто интересно. Или им нравятся картинки с китами. В любом случае, если киты прочно связаны в голове с подростковыми суицидами, то почитайте отличный терапевтический текст психолога Катерины Дёминой «Киты ни при чём» — об истинных причинах подростковой депрессии. Себя успокоите и ребёнку в случае проблем сможете помочь.

15. Почему подростки пришли на митинги в Москве

О том, зачем, почему и кто приходил на митинги написали километры текстов в фейсбуке. «Протест молодеет», а школьников выгоняют с уроков за участие в митинге. Вот только самих подростков о том, что побудило их выйти, расспрашивали мало. Но наверняка модные социологи ещё этим займутся и смогут найти ответ на этот вопрос. А вот что о митингах нам писала блогер-девятиклассница.

Почему подростки нуждаются в карманных деньгах

Деньги нужны всем и всегда: обед в школе, поход в кино, кафе, покупки, которые можно сделать, не оглядываясь на родителей и не отчитываясь за какие-то мелочи. Карманные деньги — отличный способ научить ребёнка управляться с деньгами, а в будущем не вырастить того, кто промотает свои деньги и ваши заодно. Расскажите ребёнку о семейном бюджете, вместе посчитайте возможные расходы подростка и определите понятные суммы, которые вы готовы давать. И хватит ждать подвоха и думать, что все деньги подросток спустит на развлечения в сомнительной компании.

Почему подростки курят

Опять немного про мозг. Центр удовольствия расположен внутри лимбической системы (именно она развивается очень активно в подростковом возрасте). Именно центр удовольствия восприимчив к воздействию алкоголя, никотина и кокаина. Поэтому подростки впадают в зависимость от веществ гораздо проще, чем взрослые. Так что тут правильнее спрашивать не «почему курят», а «почему начинают». Вот тут и правда можно говорить про влияние компании и опыта семьи. Если в окружении курят, шанс, что это же начнёт делать подросток, — довольно высокий.

18. Почему подростки жестокие

О каких проявлениях жестокости идёт речь, не совсем понятно. Спускать кошку в мусоропровод — это уже что-то не вполне здоровое. Тут надо, скорее всего, к психологу (или хотя бы начать с текста нашего блогера Анастасии Мироновой «12 советов, как не вырастить из ребёнка живодёра»). А может быть ваш ребёнок стал буллером и травит в школе одноклассников. И хотя травля — это системный сбой школьного коллектива, решить проблему можно. Только для этого должны приложить усилия и учителя, и родители, и ученики.

19. Почему болит сердце у подростков

Если вопрос серьёзный и про здоровье — к врачу. Если это метафора душевных состояний — вспомните себя. Клише «трудный возраст» не такое уж плохое. Если подростку грустно — будьте рядом. Не пускают в комнату — не злитесь. Рано или поздно подросток выйдет на ужин.

Почему подростки матерятся

Во-первых, так проще выразить отношение к событиям, которые вызывают сильные эмоции. Во-вторых, способ показать «я уже не ребёнок — мне можно». И посмотрите на себя. Если вы любите крепкие выражения и не стесняетесь их использовать, почему бы подростку, глядя на вас, не делать то же самое. А если вас всё-таки не устраивает, что ребёнок матерится как сапожник, прочитайте статью психолога Яны Филимоновой о том, что с этим делать.

*Рейтинг запросов со словосочетанием «почему подростки», заданных пользователями поисковой системы «Яндекс» с 01.07.2016 по 01.07.2017.

Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.

Подростковый возраст – период переломный и сложный, причем как для ребенка, так и для родителей. Некоторые взрослые вступают в фазу напряженного ожидания, как бы их дитя чего не натворило под влиянием взыгравших гормонов. У девочек пик трудного возраста приходится на 12-13 лет, у мальчиков – 13-14.

За психологической помощью в Центр здоровья молодежи на базе Витебского областного детского клинического центра обращается все больше подростков. Так, за прошлый год кабинет детского психолога посетила без малого тысяча человек, а за девять месяцев нынешнего – уже 819. О том, что терзает души современных взрослеющих девушек и юношей и в чем главные ошибки родителей, которые не могут найти понимания со своими детьми, рассказала психолог центра Инна Титова.

Уязвимый возраст

– В основном детей приводят к нам проблемы взаимоотношения со сверстниками, чувство одиночества, неумение общаться, отсутствие друзей, комплекс неполноценности или повышенная тревожность. И причина чаще всего кроется в семье, – говорит специалист.

Среди пациентов подросткового психолога в основном девочки, они больше готовы идти сами на контакт и поделиться чувствами. Мальчикам свойственно замалчивать свои проблемы.

На практике замечено, что проблемы с девочками-подростками чаще возникают в полных семьях, а с мальчиками – если мать одна воспитывает ребенка.

Иногда ситуация запущена настолько, что только психологической помощью не обойтись. Так, в прошлом году 30 подростков из общего числа обратившихся в Центр здоровья молодежи были перенаправлены к психиатру. В основном это связано с тревогой и депрессией.

– Все чаще у подростков возникают апатия и психомоторная заторможенность, утрачиваются аппетит и сон, сильно страдает память (школьник учился хорошо, сейчас не может текст запомнить). В подростковом возрасте идет гормональная перестройка, поэтому дети в это время особенно уязвимы, – поясняет Инна Владимировна.

«Когда родители меня заметят?»

Такой вопрос часто звучит в кабинете психолога. Дети сейчас испытывают дефицит внимания со стороны родителей. Как правило, забота сводится к накормить, одеть, дать образование, а терзания юных сердец всерьез не воспринимаются взрослыми и остаются проигнорированными.

Так, одна школьница не нашла иного выхода, как поделиться своими любовными муками с психологом, по сути, с посторонним человеком. Она рассталась с парнем, а тот назло начал встречаться с ее лучшей подругой-одноклассницей. Девочка из-за переживаний не может ни есть, ни спать, зайти в класс для нее стало невыносимо, начала болеть, пропускать уроки.

Даже в более критических ситуациях родители порой не протягивают руку помощи. Одну девочку переживаемый ею кризис довел до того, что та пришла в кабинет психолога с горстью таблеток спросить, помогут ли они быстро и безболезненно распрощаться с жизнью.

История началась с того, что еще в младшей школе девочку дразнили из-за полноты. Когда она рассказала об этом матери, та посчитала, что школьные дела ее не касаются, пусть дети разбираются сами. И девочка начала давать сдачу, даже была поставлена на учет в учреждении образования, но буллинг продолжался. Но это не насторожило мать, поскольку расценивалось как умение дочери постоять за себя. А школьница все время чувствовала себя одинокой и никому не нужной, даже своим близким. Критической точкой стало, когда подростки намеренно разозлили ее, сняли на видео, как она буйствует, и выложили в интернет. Такие насмешки вызвали горькую обиду школьницы на весь мир и желание покинуть его.

Когда мать пригласили в кабинет психолога, она была ошарашена, поскольку считала, что в семье достаточно доверительные отношения, по возможности разговаривала с дочерью, хоть и загружена работой. На что девочка, присутствовавшая на встрече, привела свой контраргумент: «Когда ты со мной последний раз разговаривала не об оценках?». Женщина не нашла, что ответить, и заплакала…

Не оценками едиными

Зацикленность на успеваемости ребенка в школе – тенденция современных родителей, которая, по мнению психолога, таит немало подводных камней. Подтверждение тому – примеры из практики. Одной девочке высокие оценки в дневнике, участие во всех предметных олимпиадах стоят здоровья – у нее расшатана нервная система, она часто теряет сознание, периодически попадает в больницу. Родители корня проблемы не видят, считают, что достаточно полечиться в больнице, а выслушать душевные страдания подростка не хотят, ведь это все для ее же блага, главная цель – поступление в престижный вуз.

– Родители не понимают, что ребенок растрачивает нервную систему. Вдобавок к этому дети не умеют выражать свои чувства, говорить о них, а болезни могут идти от невыраженных эмоций, – констатирует Инна Владимировна.

Кроме того, проводимые специалистом тесты на концентрацию внимания, память, логическое мышление нередко показывают, что ребенок-отличник имеет средние показатели. Получается, что он работает на пределе своих возможностей, а это чревато срывом. Так, в Центр здоровья молодежи обратилась взволнованная мать, когда дочь заявила, что покончит с собой, если не выиграет важную олимпиаду, открывающую ей двери в один из лучших университетов.

– Быть отличником, обязательно поступить в вуз – эту планку ставят изначально родители, а не сами дети. Хочется донести до взрослых, что главное – здоровье ребенка, как физическое, так и психическое. А не только учеба, – говорит Инна Титова.

От тотального контроля до полной свободы

Еще одна проблема современных подростков – неумение общаться. И виной тому нередко бывают родительские ошибки. Боясь, что чадо свяжется с плохой компанией, взрослые стараются всячески оградить его от внешнего мира, в том числе посредством тотального контроля.

– В подростковом возрасте общение со сверстниками играет ключевую роль, они через это развиваются. Если ребенок не отделится от родителей, то ему сложно придется в самостоятельной жизни.

Кроме того, от взрослых передается ощущение тревоги, даже если они ее и не озвучивают, дети все чувствуют. Потом ко мне на прием приходят подростки, говорят, что не знают, как общаться с людьми, из-за страха, неуверенности вовсе отказываются от контактов, но потребность остается, что не дает покоя. С помощью групповых тренингов учим детей вести элементарные беседы, преодолевать боязнь общения, – говорит психолог.

В семьях с тотальным контролем события разворачиваются, как правило, по двум сценариям. Дети с сильным «Я» могут сами вырваться на волю, уйти в компанию, в том числе и асоциальную, будут искать общения и понимания на стороне. Если ребенок послушный, то он смирится с семейной догмой, велика вероятность, что вырастет несамостоятельным, зависимым от родителей.

Яркий пример тому – пусть и немного казусная, но жизненная ситуация. Однажды в кабинет к Инне Титовой женщина привела 30-летнего сына, считая, что он застрял в отрочестве. Жаловалась, что он до сих пор с ней живет, привык, что она готовит, стирает, убирает, а не создает свою семью и не дает ей долгожданных внуков.

– Чаще такие симбиотические связи устанавливаются между сыновьями и матерями, которые одни воспитывают ребенка или имеют плохие отношения с мужем. Позднее обе стороны понимают, что это плохо, но разорвать их уже не могут, – комментирует специалист.

Бывает и наоборот: как только сыну или дочери исполнилось 15-16 лет, им предоставляется полная свобода. Но не все дети разумно ею пользуются, некоторых несет к приключениям, они начинают проверять границы дозволенного. А потом взрослые обращаются в Центр здоровья молодежи, чтобы помогли их отбившееся от рук чадо вернуть в рамки.

– С подростками нельзя полностью отпускать ситуацию и ставить их слишком в жесткие рамки. Должны быть определенные ограничения, в их числе время прихода домой, пользования гаджетами даже в подростковом возрасте, так как еще формируются волевые качества, – советует психолог.

Любви бывает много

– Новая проблема – родители до того избаловали детей, что с наступлением подросткового возраста страдают от тирании с их стороны. Такие дети используют взрослых, даже травмируют психологически. Возникает агрессия, чаще ее проявляют девочки по отношению к матерям, – обращает внимание Инна Титова.

В подобных ситуациях нередко приходится работать именно с родителями. К слову, в Центре здоровья молодежи психолог ведет и индивидуальные беседы, и групповые консультации со взрослыми по проблемам воспитания подростков. За минувший год было принято 130 родителей.

Одна женщина не могла совладать с дочерью, которая может позволить себе дома не ночевать, уходит гулять, когда ей вздумается, проявляет агрессию и мать ей не указ. И здесь, по мнению психолога, причина в воспитании. Женщина одна растила дочь, полностью растворилась в ребенке, своей жизнью не жила, до старших классов делала с ней уроки, а если школьница не выполнила домашнее задание, то звонила учителю с просьбой не вызывать ее чадо.

– Иногда ребенок все же должен столкнуться с негативными последствиями своих проступков. Если он чувствует себя в семье кумиром, взрослые вращаются вокруг него, то родители должны вспомнить, что у них есть личная жизнь, свои интересы, занятия. Если начинает меняться один член семьи, за этим идет разворот всей системы, – считает специалист.

***

В семьях все меньше готовы говорить о своих чувствах, переживаниях, чувствительные юные создания замалчивают свои обиды, а родители погрязнув в бытовых проблемах и заботах, переживают собственные тревоги. А ведь такая затянувшаяся холодная война может привести к трагическим последствиям.

Если у вас вопросы или проблемы по воспитанию ребенка или непонимание с родителями, можете обратиться на телефон доверия (8-0212-61-60-60) или в Центр здоровья молодежи в Витебске (8-0212-57-24-71).

Фото из открытых источников.

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

В статье представлены возможности физического воспитания (дзюдо) в формировании духовно-нравственных и морально-волевых качеств подрастающего поколения как решение одной из первоочередных государственных задач.

Из педагогического опыта

Е.А. Овчинников,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
мастер спорта

О.Г. Соловьева,
методист
высшей квалификационной категории,

ГБОУ «Школа № 1223»,
Москва

Истинное величие состоит в том,
чтобы владеть собою.

Жан де Лафонтен

Будущее страны создается сегодня. От того, как поставлено воспитание детей и молодежи, зависит перспектива завтрашнего общества. Воспитание нравственности, высокой культуры у современных молодых людей является первостепенной государственной задачей.

В одном из своих выступлений президент РФ В.В. Путин говорил «об огромном позитивном влиянии спорта и необходимости продвижения спортивной культуры в молодежной среде». Использование средств физического воспитания в формировании духовно-нравственных и морально-волевых качеств — один из наиболее эффективных путей подготовки молодого поколения к последующей жизни в обществе вне школы. Сущность воздействия занятий спортом на личность подростка заключается в том, что, будучи направлена на овладение искусством движений и на укрепление тела, эта деятельность способствует совершенствованию себя на основе обратной связи.

Дзюдо — это спорт, имеющий сильное воспитательное воздействие на личность. Данная позиция подтверждает актуальность обучения дзюдо в соответствии с идеями его основателя Дзигоро Кано, мастера боевых искусств, японского общественного деятеля и педагога. Сравнивая дзюдо с популярными видами спорта того времени, такими как гимнастика, бейсбол, гребля, бег и короткие пешие походы, Дзигоро Кано пришел к выводу, что дзюдо является наиболее эффективной деятельностью для физического, психологического и духовного развития человека. Подтверждением этому явилось создание в Японии в конце XIX века известной во всем мире школы дзюдо «Кодокан» (в переводе — «путь мягкости»).

Особенностью теории дзюдо, созданной Дзигоро Кано, является смещение акцента в обучении от техники борьбы к постижению жизненного пути, развитию способности ученика к внутреннему совершенствованию.

Дзигоро Кано рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности.

Главными принципами дзюдо являются:

  • взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса;
  • наилучшее использование тела и духа;
  • «поддаться, чтобы победить».

В настоящее время данный вид единоборства привлекает детей и родителей. Рекомендуют занятия дзюдо и российские врачи, поскольку статистические данные свидетельствуют о том, что дети, занимающиеся данным видом единоборства, значительно реже болеют простудными заболеваниями. Так как учебно-тренировочные занятия проводятся босиком, то юные дзюдоисты имеют возможность закаляться естественным образом, получая массаж биологически активных точек, расположенных на подошвах ног. Занятия дзюдо развивают двигательную активность, улучшают состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, благотворно влияют на нервную систему, улучшают концентрацию, что отражается на успехах детей в учебе. Занятия данным видом единоборства способствуют осознанию собственной силы и возможностей для формирования нормальной самооценки и снижения агрессивности.

В «Школе дзюдо», созданной в системе дополнительного образования ГБОУ «Школы № 1223» города Москвы, занимаются дети в возрасте от 7-ми до 15-ти лет.

Важной особенностью является то, что при поступлении в «Школу дзюдо» не проводится отбора детей по какому-либо критерию. Дети разной физической подготовленности могут заниматься данным видом единоборства, постепенно совершенствуя свои способности.

Следует отметить, что занятия дзюдо, согласно действующим Санитарно-эпидемиологическим нормам (СанПиН), можно проводить с детьми, достигшими 10-летнего возраста. Однако формирование разнообразных координационных и двигательных навыков, овладение умениями самостраховки, группировки, стойки, борьбы вполне доступны для понимания и усвоения детьми уже с 7-летнего возраста.

В течение всего образовательного процесса дети и подростки проходят несколько этапов обучения по программам:

  • ознакомительного уровня «Акробатика с элементами дзюдо» (для детей 7-10 лет, срок обучения 2 года).
  • базового уровня «Дзюдо» (для подростков 10-13 лет, срок обучения 2 года);
  • углубленного уровня «Школа мастерства. Дзюдо» (для подростков и юношей 13-15 лет, срок обучения 2 года).

Этапность обучения соответствует следующим нормативным документам и рекомендациям:

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса образовательных организаций дополнительного образования;
  • приказу № 922 ДОгМ от 17.12.2014 г;
  • практическим рекомендациям по возрастной физиологии и психологии;
  • теории и методике физической культуры и спорта;
  • требованиям педагогики и гигиены.

Целью трехэтапного образовательного процесса является развитие физических и психических способностей, воспитание интеллектуальных и нравственных качеств обучающихся, укрепление здоровья и формирование понятия о здоровом образе жизни в процессе овладения основами искусства дзюдо.

Данная цель реализуется через обучающие, развивающие и воспитывающие задачи. В условиях дополнительного образования развивающий и воспитывающий потенциал дзюдо приобретает особое значение. Достижение результатов, представленных в программе (присвоение ученических (кю) степеней), не является самоцелью. Это лишь значимые для подростков ориентиры на пути их личностного развития.

Процесс нравственного воспитания осуществляется на всех этапах тренировочного процесса дзюдоистов.

В задачу нравственного воспитания детей и подростков в «Школе дзюдо» входит воспитание таких нравственных качеств, как:

  • формирование воли и характера;
  • дисциплинированность в общественных контактах, учёбе и быту;
  • коммуникативность в конфликтных ситуациях;
  • порядочность в индивидуальных контактах;
  • общественная активность;
  • уважение к старшим, товарищам;
  • воспитание патриотизма;
  • воспитание ответственности перед самим собой и обществом за свое поведение;
  • приобщение к мировой культуре в час­ти спортивного единоборства — дзюдо;
  • осознания наследуемых ценностей и их усвоение.

В системе нравственного воспитания в «Школе дзюдо» можно выделить такие направления, как:

  • нравственное просвещение;
  • формирование нравственного опыта в процессе занятий дзюдо;
  • нравственное стимулирование.

Направление «нравственное просвещение» предполагает ознакомление воспитанников со следующими позициями:

  • с историей возникновения дзюдо и основателем школы дзюдо «Кодокан» Дзигоро Кано;
  • с принципами боевого искусства дзюдо;
  • с историей появления и развития дзюдо в России;
  • с выдающимися дзюдоистами России и Москвы (города, в котором проживают воспитанники);
  • с поясной системой (что она обозначает, почему необходимы уважение к старшим по поясу и помощь младшим по поясу);
  • с культурой поведения; этикетом;
  • с Кодексом чести дзюдоиста.

Знание и обязательное выполнение Кодекса способствует воспитанию таких личностных качеств, как:

  • вежливость,
  • смелость,
  • честность,
  • скромность,
  • самоконтроль,
  • верность в дружбе,
  • уважение к окружающим.

Сегодня во многих школах и секциях дзюдо чаще можно встретить технику этой борьбы, чем ее дух. Дзюдо — это мир, где высшей ценностью является не только физическая сила, но и человеческие качества . Автор статьи считает актуальным обучение дзюдо в соответствии с идеями его основателя Дзигоро Кано: «Дзюдо — это нечто большее, чем система самозащиты, это, прежде всего, путь к себе, к умению владеть собой».

Воспитательный процесс в «Школе дзюдо» начинается с момента входа воспитанников в спортивный зал, в котором на одной из стен висит картина с изображением японских иероглифов. Перевод иероглифов означает: «Сколько бы Вы ни отрабатывали технику, в ней всегда присутствует высшая сила». Эти слова являются своеобразным напутствием юным дзюдоистам в необходимости постоянного самосовершенствования, в непозволительности чувства превосходства над другими: «Не думай, что после нескольких тренировок, ты станешь мастером. Ты можешь им и не стать спустя много лет, ибо нет конца совершенству» .

Другим направлением в системе нравственного воспитания «Школы дзюдо» является формирование нравственного опыта в процессе занятий.

В дзюдо все, начиная от ритуала и заканчивая какими-то мелочами, несет в себе воспитательный момент. В воспитательном процессе в «Школе дзюдо» формирование нравственности начинается с изучения этикета, знакомства с заповедями, присущими этому виду спорта. На первых занятиях воспитанники знакомятся с элементарными правилами гигиены. У дзюдоистов нет мелочей, в которых можно было бы проявить небрежность. Кимоно, татами, тело и помыслы дзюдоиста должны быть чистыми. Поэтому воспитанники учатся содержать спортивную одежду в чистоте, осваивают умение правильно уложить кимоно и т.д.

В.В. Путин, выступая на презентации учебного пособия «Искусство дзюдо — от игры к мастерству» (одним из авторов которого является он сам) сказал: «Дзюдо — это не просто спорт, это философия. Это уважение к старшим, к противнику, там нет слабых». Уважение проявляется во всем и ко всем: «Путь боевых искусств начинается и заканчивается учтивостью. Будь всегда пристойным и искренним в своей учтивости». «…Почитай учителей, уважай соперника» .

Весь учебно-тренировочный процесс в данном виде единоборства проходит в тесном взаимодействии с партнером, будь то отработка бросков, изучение акробатических упражнений (один выполняет упражнение, другой страхует), выполнение упражнений в парах и т.д. Поэтому с первых шагов на татами детей приучают к таким нравственным качествам, как товарищество, уважение к сопернику, умение честно вести борьбу.

Начиная с младшего возраста, на занятиях юных дзюдоистов создаются воспитывающие ситуации:

  • при проведении эмоциональных игровых ситуаций;
  • в элементарном противоборстве;
  • при подборе разнотипных пар (по типу нервной системы);
  • определении заданий в соответствии с возрастными особенностями и данными мониторингового обследования;
  • в подготовке инвентаря для занятия;
  • в выполнении заданий по самостоятельной подготовке.

Многолетний педагогический опыт позволили автору статьи определить педагогические ситуации, которые способствуют воспитанию нравственно-волевых качеств. Необходимо отметить, что воспитывающее влияние каждой ситуации имеет комплексный характер, то есть та или иная ситуация способствует формированию нескольких нравственных черт: дисциплинированности, трудолюбия, честности и т.д. .

Одним из видов педагогических ситуаций являются поединки, рассчитанные на соблюдение выдержки, уважения к сопернику, настойчивости, целеустремленности. Воспитывающее значение таких ситуаций заключается в том, что поединок проводится между неравными соперниками, когда присутствует преимущество у одного из соперников:

  • в технической подготовке;
  • в весе;
  • в исходном положении.

Причём одному из соперников дается шанс на победу, а другой обречен на поражение. Зная свою обреченность на поражение, дзюдоист должен проявить для достойного проигрыша не только техническое мастерство и тактическое умение, но и такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, решительность. Дзюдоист, имеющий преимущество, должен проявить уважение к сопернику, умение не расслабляться и вести поединок в полную силу, а выиграв, не радоваться легкой победе.

Такие ситуации используются во время проведения учебно-тренировочных поединков в основной части занятия. На детских аттестационных соревнованиях предусматривается подбор пар участников по возрастно-весовым показателям и с учетом владения необходимыми навыками.

Другим видом педагогических ситуаций является судейство.

Судейство поединков проводят по очереди воспитанники, занимающиеся по программе углубленного уровня (5-й, 6-й год обучения). Данная педагогическая ситуация помогает воспитанникам выучить правила соревнований, жесты и команды рефери на соревнованиях. В этой ситуации важно провести объективное судейство поединка, а дзюдоистам, ведущим поединок, уметь отличить «засуживание» от реальной оценки своих действий, соблюдать выдержку, контролировать свое поведение, не реагировать болезненно на оценки и замечания их товарища, который в данный момент исполняет обязанности рефери. Значение данной ситуации заключается в воспитании честности, принципиальности, выдержки, самообладания, целеустремленности, настойчивости. Данная ситуация готовит юных дзюдоистов к участию в соревнованиях с недостаточно объективным судейством. Ситуация используется при проведении тренировочных поединков в основной части тренировки.

Еще одним видом педагогических ситуаций является проведение эстафет, спортивных и подвижных игр, которые направлены на воспитание у учащихся дисциплинированности, настойчивости, решительности, сплочённости коллектива, формирования дружеских взаимоотношений. Для проведения данного вида педагогической ситуации используются варианты, при которых занимающиеся разбиваются на слабую и сильную команды или одна команда имеет численный перевес.

Третьим направлением нравственного воспитания юных дзюдоистов является нравственное стимулирование. Нравственное стимулирование оказывает важную роль в воспитательном процессе юных дзюдоистов. Это направление реализуется через такие стимулирующие факторы, как поощрение и наказание, позволяющие скорректировать действия детей, закрепить хорошие привычки и переформировать плохие, преодолеть свои слабости, познать свои возможности.

С целью успешного проведения воспитательного процесса автор статьи в своей практической деятельности использует следующие современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, игровые и личностно-ориентированные технологии обучения. Эти направления относятся к гуманистическому подходу в психологии и образовании, отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности ребенка.

В системе дополнительного образования существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений обучающихся. В «Школе дзюдо» формой фиксирования достижений воспитанников является Карта педагогического сопровождения , которая позволяет выявить существует ли положительная динамика в формировании нравственных качеств, насколько воспитательный процесс, осуществляемый по дополнительной общеобразовательной программе, способствует позитивным изменениям личности подростка. Что позволяет Карта педагогического сопровождения? Она:

  • включает учет возрастных, индивидуальных особенностей, физической и психической работоспособности;
  • отражает результаты восприимчивости к педагогическому влиянию, к решению спортивных и воспитательных задач с учетом особенностей нервной системы детей;
  • отражает сформированность опыта нравственно-волевого поведения;
  • отражает особенности поведения воспитанников во время поединков, учитывая специфику дзюдо как контактного вида спорта;
  • отражает отношение воспитанника к требованиям педагога в процессе тренировочного процесса на занятиях.

Автор статьи для ведения Карты педагогического сопровождения использует такие методы, как:

  • педагогическое наблюдение;
  • комментирование действий и поединков занимающимися;
  • анализ и изучение результатов воспитывающей деятельности.

На нравственное воспитание детей огромное влияние оказывает детский коллектив, который способствует формированию положительных качеств личности и помогает изживать такие отрицательные черты, как застенчивость, упрямство, трусость, зазнайство, эгоизм.

При формировании детского коллектива автор статьи опирается на принцип «воспитания в коллективе и через коллектив», который предполагает ответственность каждого перед коллективом и коллектива за каждого своего члена.

Для создания дружного, сплочённого коллектива, в котором не должно быть разобщенности, вражды, любых форм антагонизма между группами или отдельными воспитанниками, педагог использует следующие методы:

  • метод наблюдения, который является основным диагностическим методом;
  • метод беседы, который является дополнением в наблюдении и изучении воспитанника и почти всегда выполняет функцию воздействия;
  • методы поощрения и наказания, которые являются методами воздействия, а также распространенными способами мотивации ребенка к деятельности, особенно в спорте;
  • метод упражнения — неотъемлемая часть методики нравственного воспитания; основной путь формирования твердых навыков и привычек, правильного поведения воспитанников. Добиться успеха в формировании привычки можно лишь при систематичности упражнений и сознательности выполнения действий.

Обязательным в работе с детским и подростковым контингентом педагог считает соблюдение максимальной объективности, педагогической этики и педагогического такта.

Для создания деловых и дружеских отношений, избегания возникновения разобщенности в коллективе и конфликтов между воспитанниками автор статьи в работе с юными дзюдоистами:

  • избегает постановки «диагнозов» (способен — не способен);
  • не выделяет из коллектива потенциально более способных дзюдоистов;
  • организует коллективные обсуждения с воспитанниками по проблемам тренировки, по поведению членов команды во время спортивных соревнований, по вопросам официального распределения обязанностей и поручений в коллективе с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого воспитанника.

Добиться успеха в воспитании можно только опираясь на поддержку сплоченного коллектива, обладающего силой воспитательного влияния, умеющего предъявлять требования к членам коллектива, тем самым оказывая помощь педагогу. С этой целью педагог использует метод параллельного действия, который заключается в том, чтобы наряду с воздействиями педагога на воспитанника в том же направлении действовал и детский коллектив, руководимый педагогом.

Для эмоциональной сплоченности детского коллектива в «Школе дзюдо» проводятся традиционные мероприятия, такие как:

  • торжественный прием в дзюдоисты;
  • поздравления воспитанников, с присвоением ученической (кю) степени;
  • награды за высокие результаты на соревнованиях.

Традиционные мероприятия создают общность интересов, переживаний, сплачивают коллектив, обогащают жизнь воспитанников «Школы дзюдо».

Одним из важных воспитательных факторов является наставничество. Воспитанники старших групп «Школы дзюдо» помогают педагогу в проведении занятий, участвуют в воспитательном процессе дзюдоистов младших групп. На личном примере старших дзюдоистов младшие учатся быть дисциплинированными, ответственными перед коллективом, доброжелательными. Наставничество способствует совершенствованию положительных личностных качеств старших дзюдоистов.

В учебно-воспитательном процессе обучающихся «Школы дзюдо» руководящая роль принадлежит педагогу. Нравственность педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к воспитанникам, коллегам имеет первостепенное значение для духовно- нравственного воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного, гражданского и личностного поведения для обучающихся.

Обычно обучающиеся как бы «впитывают» не только личные качества педагога, но и его отношение к делу: чувство стабильности, влюбленность в работу, его энтузиазм, оптимизм, требовательное и уважительное отношение ко всем воспитанникам, уверенность в спортивных успехах своих учеников.

Патриотическое воспитание — одно из важных направлений учебно-воспитательного процесса в «Школе дзюдо». Патриотическое воспитание — это систематическая деятельность, направленная на следующие аспекты:

  • на воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • на знакомство учащихся с мировой культурой в части спортивных и прикладных единоборств и осознание наследуемых ценностей;
  • на формирование у подростков уважения к культуре, истории и традициям своей страны;
  • на воспитание чувства гордости, уважения и почитания символов Российской Федерации: Герба, Флага и другой российской символики.

Для реализации этого направления юные дзюдоисты участвуют:

  • в различных акциях ГБОУ «Школа № 1223» города Москвы;
  • знакомятся с подвигами спортсменов во время Великой Отечественной войны и на трудовом фронте на материалах школьного музея;
  • участвуют в просмотре международных спортивных соревнований по дзюдо и другим видам спорта с участием российских спортсменов;
  • являются участниками внутришкольных спортивных мероприятий, посвященных историческим датам: битве под Москвой, Дню Победы, 9 мая;
  • участвуют в просмотре видеоматериалов патриотической тематики.

На итоговом занятии в конце учебного года воспитанники «Школы дзюдо» награждаются книгами о жизни выдающихся спортсменов.

Итак, рассмотрев вопросы духовно-нравственного воспитания в «Школе дзюдо», можно сделать следующие выводы:

  1. Занятия единоборствами (дзюдо) играют важную роль в духовном становлении подрастающего поколения, в формировании человека, способного к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. У воспитанников Школы будет сформировано понимание: чтобы стать настоящим борцом-дзюдоистом, недостаточно просто овладеть приемами борьбы. Ты должен заняться собой, воспитать в себе следующий комплекс умений:
  • быть ответственным, ибо результат поединка зависит от тебя самого;
  • быть дисциплинированным, выполнять режим занятий;
  • быть упорным во время тренировок, стремиться преодолеть трудности для достижения победы;
  • быть трудолюбивым, уметь концентрироваться для преодоления трудностей, не жалеть сил для достижения цели;
  • быть сдержанным, уметь контролировать свои эмоции, даже если ты проиграл, — это стимул для дальнейшего развития;
  • быть уверенным в себе, решительным, целеустремленным;
  • проявлять уважение ко всем и во всем: быть честным во время поединка и уважать соперника, внимательным к замечаниям старших, товарищам по команде; проявлять культуру поведения.
  1. На примерах советских и российских дзюдоистов у воспитанников будет сформировано чувство патриотизма и гордости за свою страну, стремление не сдаваться, не жалеть сил для достижения цели.
  2. Предлагаемая автором методика проведения спортивных занятий способствует укреплению здоровья детей, физическому, интеллектуальному и нравственному совершенствованию юных дзюдоистов, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Она прививает устойчивый интерес к изучению и овладению навыками искусства дзюдо.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *